В 1976 году Елена Папанова окончила ГИТИС по специальности «Актер драматического театра и кино», ее педагогом был выдающийся советский актер Владимир Андреев. cписок спектаклей актёра Елены Папановой. Накануне дня его памяти «ВМ» публикует интервью с Еленой Анатольевной Папановой, актрисой с ярким и оригинальным амплуа, которой все-таки удалось доказать, что она не только дочь великого актера. Суд восстановил актрису Елену Папанову на работе в Московском драматическом театре им. М. Н. Ермоловой, в театре заявили, что процедура сокращения была проведена на законных основаниях, при этом допущена формальная ошибка при подготовке документов.
Елена Папанова рассказала, как узнала о смерти отца
Я вот так месяц ходила. Потом на грех заболела коронавирусом. Меня отправили в реабилитационный центр, где я провела месяц. Она долго не могла принять этот факт и согласилась на уход только после серьезного разговора с подругой, которая посоветовала Елене Анатольевне не унижаться. Был ли разговор с Олегом Евгеньевичем?
Вы должны будете сидеть с 11-ти до начала спектакля. Я ему: "А что я должна делать? Сидите в грим-уборной, можете ходить по театру". Я вот так месяц ходила», — говорит Елена Папанова. После этого актриса заболела коронавирусом и целый месяц восстанавливала здоровье в реабилитационном центре, после чего ей снова предложили уволиться.
А внутренне вы на него похожи? Можно в это не верить, но я действительно вижу много общего в наших характерах. Папа был самоед, ему никогда не нравилось все, что он делал, даже когда его все хвалили. И я такая же самоедка: постоянно копаюсь в себе, придираюсь. Как и папа, я требовательна к себе. Также мы оба очень семейные, домашние, скромные. Моей мамочке сейчас 92 года, и она уже не играет, но свой последний спектакль она сыграла в 90 лет. Это был спектакль «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», она там играла Фрекен Бок. Память ее уже немножко подводила, и когда она выходила на сцену, ей из-за кулис подсказывала режиссер. Это было немножко слышно с первого и второго ряда, и зрители не могли понять, в чем дело. А потом, когда закончился спектакль, на сцену вышел Александр Анатольевич Ширвиндт и сказал: «Сегодня нашей старейшей актрисе, вдове Анатолия Дмитриевича Папанова, Надежде Юрьевне Каратаевой исполняется 90 лет». Тогда зрители, конечно, все поняли, были потрясающие овации — таким оказался ее последний спектакль. Вы долго шли к ее написанию? Дело в том, что я была членом жюри одного фестиваля, который называется «Семья России». Это такой православный фестиваль, направленный на сохранение семейных традиций. Также в жюри там была Мария Георгиевна Жукова, дочка Георгия Константиновича Жукова, нашего прославленного полководца. Мы с ней познакомились, а у нее там была презентация новой, уже второй книги об отце. Мария Георгиевна подарила мне эту книгу и спросила, почему я не пишу о своем папе.
Возможно, ей удалось бы добиться успеха намного раньше, но из-за рождения детей в съемках приходилось делать долгие паузы. После того, как на свет появилась Маша, актриса на протяжении двух лет отказывалась от всех предложенных сценариев, а в начале актерской карьеры такие паузы могут быть губительными. Елена признавалась: «Я упустила момент, можно сказать, упустила свой шанс. Когда вышла из декрета, время ушло, кино изменилось, да и во мне, конечно, мало чего осталось от той молоденькой русопятой девочки». Еще в юности Елена смогла для себя четко расставить приоритеты, и семья для нее всегда оставалась на первом плане. Она говорила: «Я считаю, что способна была сыграть больше ролей, чем сыграла на данный момент. С другой стороны, я не закончила свою карьеру и надеюсь, что лучшее впереди». Актриса театра и кино Елена Папанова Фото: ruskino. Ее триумфальное возвращение в кино состоялось тогда, когда она уже и сама не рассчитывала на успех. В 2010 г. На тот небывалый резонанс, который вызвал этот сериал, не рассчитывали ни актеры, ни режиссер. Актриса на сцене театра Фото: wellnesso. Елена Папанова по этому поводу говорила: «Это картина о школе, такая какая она сейчас есть — без всяких прикрас. С ее плюсами, с ее минусами. Еще раз хочу подчеркнуть: в этом фильме нет никаких приукрашиваний. Про «Школу» говорят, что в этом сериале много чернухи. А я считаю, что негатива в нем не больше, чем в других.
Папанова Елена Анатольевна: биография, карьера, личная жизнь
Это была мечта его жизни. Где бы он ни служил, всегда старался участвовать в театральных кружках. Играли очень много. И когда в постановке нужны были дети, дедушка привлекал своего сына и дочь.
А один раз он украл у бабушки корыто: в пьесе, которую они ставили, должен был грохотать гром, и он велел детям бить по этому корыту какими-то колотушками. Это происходило в 20-е годы, достать корыто было не так уж просто. Когда бабушка узнала об этом, возник страшный скандал.
Она поставила деду ультиматум: "Либо ты уходишь из театра, либо я с тобой развожусь". И на этом карьера артиста-любителя закончилась. Так что любовь к театру началась с его отца.
Когда папа стал известным актером, дедушка собирал все статьи о нем в газетах, все рецензии на его работы, интервью с ним. Зато Анатолий Дмитриевич почувствовал вкус сцены... Заканчивая вечернюю школу, он работал на 2-м Московском подшипниковом заводе, а в свободное время играл в театральной студии при клубе "Каучук".
В 1937 году он впервые сыграл эпизодическую роль в картине "Ленин в Октябре", участвовал в массовке. А поступить в театральный вуз помешала война? Елена Папанова: Он был призван в начале августа 1941 года.
Потом в 1942 году под Харьковом получил тяжелое ранение в ногу, в Москву вернулся хромой, с палочкой. Папа пообещал, и обещание свое выполнил. У него была очень сильная воля.
Папа много занимался - у них был очень хороший педагог по сценическому движению - и в конце учебы, во время госэкзаменов, он даже танцевал. Никто не мог догадаться, что у него не хватает двух пальцев на ноге. Все были на фронте.
Как они познакомились с Надеждой Юрьевной Каратаевой? Она тоже была фронтовичкой? Елена Папанова: Мама была на два года младше папы.
Пришла туда, чтобы что-то узнать, и увидела, что в сквере идет какой-то митинг. И молодой педагог - а это был Андрей Александрович Гончаров, впоследствии главный режиссер Театра имени Маяковского - призывает всех идти на фронт. Потом старшие курсы института уехали в эвакуацию, а мама с бабушкой поехали в Новосибирск.
Там она окончила курсы медсестер и объявила бабушке, что уходит на фронт. Бабушка ответила: "Если ты, Надя, так решила - иди". Мама несколько лет ездила в санитарном поезде.
Выяснилось, что начались занятия, кто-то из педагогов сказал ей, что она должна приступать к учебе.
И то на крошечные роли. Остальные по-прежнему прозябают.
Но вынуждены приходить на работу каждый день к 11. Артистов вызывают на спектакли и репетиции. Если артист не занят в этот день, он может не являться.
И это не считается прогулом. Однако именно под этим предлогом «за прогулы» в марте уволили Василису Пьявко. Теперь и она судится с театром.
И с неё начался новый виток конфликта — увольнения за прогулы, - говорит актриса Елена Бурханова-Калинина, одна из восстановленных по суду. Противостояние сохраняется. Недавно уволилась по соглашению сторон Елена Папанова.
Водителя госпитализировали: у него сотрясение мозга. Сама актриса отказалась от врачебной помощи. По камерам видеонаблюдения очевидно, что столкновение произошло не по вине Елены. Актриса с 1976 года служит в Театр имени Ермоловой, сниматься в кино она тоже начала с середины 70-х годов.
Но вы должны быть в театре с 11 часов и до начала спектакля". Я спрашиваю: "А что я должна буду делать? Вы ведь мне не дали ни одной роли! Читать книги.
Повышать свой культурный уровень". Я говорю: "Хорошо. Если вы считаете, что я недостаточно профессиональна, давайте я буду заниматься с педагогом по речи, по танцу. Скажите, что мне делать, и я сделаю! Можете ходить по театру. Просто присутствуйте - и все". Я вот месяц так ходила. А потом, как на грех, заболела коронавирусом.
После болезни с больничным снова прихожу в театр, меня вызывает директор и говорит: "Елена Анатольевна, мы вам хотим предложить уйти". А еще моя подруга мне говорит: "Лена, ты понимаешь, тебе и вправду лучше уйти. У тебя фамилия очень известная. И пресса говорит только о том, что Папанову уволил Меньшиков, а всех остальных как бы не видят. Везде фигурируешь ты. Не унижайся, уйди из театра". И я ушла. Потом руководство театра все-таки одумалось и не стало выгонять на улицу всех моих собратьев по несчастью.
Теперь они просто сидят дома и получают скромную зарплату. А ролей им так и не дают. Не только у меня. У всех наших людей, которых уволили. Это ужасно обидно. Говорила: "Олег Евгеньевич, дайте мне какую-нибудь работу. Я вас очень прошу! Они выбирают того, кого они хотят.
Я не могу им указывать". Олег Меньшиков. Ведь вы прослужили в театре много лет! У меня был очередной юбилей. А в театре есть традиция: если актер долго играет, то ему под юбилей дают звание. Я подошла к Андрееву, и он говорит: "Да, конечно, конечно. Собирай документы". Я собрала документы, но нужно было пройти несколько инстанций.
Я прошла одну, вторую. Худсовет меня выдвинул на звание. Мне не хватало только подписи председателя месткома. А председателем месткома была актриса - моя бывшая однокурсница. Я не буду называть ее фамилию… У меня не было с ней никакого конфликта. Она никогда не была моим врагом. Я всегда к ней, к ее мужу хорошо относилась. Но она пошла к Меньшикову и сказала: "Я никогда не подпишу Папановой на звание.
Хоть убейте меня. Я ей потом позвонила и спрашиваю: "Почему ты так поступила? Я же не народная артистка, а почему ты должна быть заслуженной? Я никогда не подпишу", - вот и весь ее ответ. Ходить, просить, унижаться я не стала. Думаю: ну и пошли вы все к черту! Конечно, надо было успокоиться и решить этот вопрос через руководство театра, но я не стала. Вы сыграли одну из главных ролей в сериале "Школа".
А снимали мы в реальной школе, которая при этом еще работала: там были настоящие учителя, ученики, директор и т. И вот я зацепилась глазом за эту женщину-директора. Она мне понравилась - такая колоритная! И я как-то подошла к режиссеру Валерии Гай Германике и говорю: "А давайте я вам ее покажу". Ну и изобразила. Валерии этот персонаж в моем исполнении так понравился, что она дала мне роль директора. Ему присылали множество сценариев, но у него не было времени их читать. В основном их читала мама, которая и давала ему совет - соглашаться на роль или нет.
Когда она прочитала сценарий "Холодного лета", он ей не понравился. Она сказала отцу, что не стоит в этом фильме играть, мол, там одна стрельба и все. Но папа почему-то заинтересовался - сам прочитал сценарий и сказал: "Я буду сниматься. Сценарий интересный. Режиссер замечательный. И потом, я уже много лет не снимался. Меня уже начинают забывать". Понимаете, вот какая судьба у актера.
Все мы стремимся к известности, к популярности. И вот настает такой момент - вершина славы - когда на улице прохода не дают. Многим это быстро надоедает. И папе в том числе это быстро надоело. Он даже носил темные очки и кепку, чтобы меньше узнавали. А потом вдруг говорит: "Меня уже стали забывать". Опять забеспокоился. К сожалению, "Холодное лето 53-го" оказалось его последней картиной.
Они хорошо друг друга знали. Слесарь ему говорит: "Анатолий Дмитриевич, у нас в доме нет горячей воды. Папа отвечает: "Ничего, я приму душ холодный". А он вообще часто принимал холодный душ и даже купался в холодной воде… За свое здоровье он не боялся. Но на этот раз, видимо, сердце не выдержало… Случился спазм. Никого не было дома. Он даже не смог выйти из ванной комнаты. Потом врачи сказали, что, даже если бы сразу вызвали "скорую", то все равно отца бы не спасли.
Смерть была мгновенной. Но дома никого не оказалось, и никто об этом не знал. К городскому телефону никто не подходил. Кое-как связались с нами - мы в это время были на даче. Мой муж Юра взял ключи, приехал к папе в квартиру, но дверь открыть не смог - папа ее изнутри закрыл на защелку. А жили они на 13-м этаже. Тогда Юрий от соседей перелез с одного балкона на другой, увидел, что внутри родительской квартиры горит свет, и услышал звук льющейся воды. Открытой оказалась маленькая совсем форточка, и вот каким-то образом, на нервах, Юра в эту форточку пролез.
Побежал в ванную, а там… Сразу вызвал скорую помощь, милицию… При этом произошел еще очень неприятный момент - из дома пропали деньги. Папа привез тогда гонорар, который получил за съемки "Холодного лета". Довольно внушительная сумма была. И вот этот гонорар исчез - так и не знаем, кто взял: может, соседи, может, санитары. Чужих людей было очень много в квартире… Но, конечно, дело не в деньгах. Для нас всех папина смерть была страшным горем - мама, когда узнала, билась головой о стену и кричала: "Этого не может быть! Этого не может быть!!!
Папанова Елена Анатольевна: биография, карьера, личная жизнь
Биография актрисы Елены Анатольевны Папановой: личная жизнь дочери Анатолия Папанова, рождение детей, отношения с мужем Юрием Титовым. Сначала Елену Папанову и других артистов перестали задействовать в спектаклях, объясняя это обновлением репертуара. Чтобы обратиться к Елене Папановой по отчеству, вовсе не нужно искать подсказки в интернете — настолько актриса похожа на своего знаменитого отца. Елена Анатольевна, расскажите, знаменитый Анатолий Папанов - какой он? - Отец не был богемным человеком, любил одиночество. указано в официальном комментарии театра. Елена Папанова – дочь народного артиста СССР Анатолия Папанова.
Актриса Елена Папанова попала в ДТП в Москве
По словам артистки, руководство театра во главе Олега Меньшикова даже не сказало ей и другим уволенным актерам «спасибо». Сама Папанова узнала об увольнении от коллеги и после этого решила обратиться в суд, который признал решение руководства незаконным и потребовал, чтобы актрису вернули в труппу. Однако Меньшиков сказал, что для нее нет подходящих ролей. Он предложил ей просто приходить в театр и сидеть в гримерной весь день. Я вот так месяц ходила.
Они жили в огромной коммуналке на 10 семей, где у них была довольно большая комната.
Когда родилась я, эту комнату поделили на две части: сделали перегородку из картонных коробок, обклеили их обоями. А когда мне было три года, родителям дали комнату в общежитии Театра Сатиры. Бабушка предложила им на какое-то время оставить меня у нее. Потом я пошла в школу, родители ездили на гастроли, и я переехала к ним, когда мне было 15 лет. Но они, конечно, приезжали к нам несколько раз в неделю, мы виделись постоянно.
А как Анатолий Дмитриевич относился к своему творчеству? Говорят, он был очень скромным… Елена Папанова: Да. Он считал, что творчество — это у Пушкина, что это что-то высокое. А вообще он был самоед — часто был собой недоволен. Он любил свои серьезные работы.
Представляете, какая это сложная работа? Ермоловой, и пришлось ехать на долгие гастроли в Кемерово и Томск. Я написала родителям письмо, смысл которого заключался в том, что мне очень плохо и я хочу домой. Через какое-то время от отца пришел ответ, ставший напутствием на всю жизнь. Я опубликовала его в своей книге.
Тяжеловато тебе, я понимаю. Но что поделаешь? Такая наша актерская жизнь. Хорошо, что сразу тебе показалось нелегко. Когда начинаешь с легкого, то потом с иллюзиями бороться трудно.
Мы с мамой тебе говорили, что эта профессия требует особого напряжения, отдачи сил духовных, физических и, конечно же, творческих. Нужны крепкие нервы и ясная голова. Мне думается, что все это у тебя есть. Самое пагубное в творчестве, особенно для начинающего, это легкий успех или видимость успеха. На моей памяти таким людям ничего путного в искусстве не удавалось.
В театре или в кино лучше начинать с азов, с самого маленького. Не рвись в облака, стой покрепче на земле, и она одарит тебя.
Елена Папанова по этому поводу говорила: «Это картина о школе, такая какая она сейчас есть — без всяких прикрас. С ее плюсами, с ее минусами. Еще раз хочу подчеркнуть: в этом фильме нет никаких приукрашиваний. Про «Школу» говорят, что в этом сериале много чернухи. А я считаю, что негатива в нем не больше, чем в других.
Просто он снят в документальной манере, и возникает ощущение, что все по-настоящему. Современную молодежь я не считаю плохой. Я 7 лет преподавала в Институте современного искусства и видела, что ребята интересуются литературой, театром. Вообще, несмотря на смену поколений, души людей не меняются». Так случилось, что только после 55 лет Елена Папанова наконец завоевала широкую популярность и начала ежегодно сниматься в 3-5 новых проектах. Вот только к Анатолию Папанову успех пришел после 40, а к ней — после 55, и, конечно, сравнить его популярность с ее известностью было нельзя, ведь он сыграл в культовых фильмах, прославивших его на весь Союз. Актриса с мужем Фото: wellnesso.
Она словно всю жизнь пыталась доказать, что в свое время сделала правильный выбор и стала актрисой не только благодаря своей фамилии, и только сейчас в этом больше никто не сомневается. Ее путь не был устлан розами, и всего в профессии Елена Папанова добилась сама. К сожалению, Анатолий Папанов не увидел успеха своей дочери — он ушел из жизни еще в 1987 г. Знаменитый актер Анатолий Папанов с дочерью Фото: 113rus. Понравилась статья?
Я вот так месяц ходила», — говорит Елена Папанова. После этого актриса заболела коронавирусом и целый месяц восстанавливала здоровье в реабилитационном центре, после чего ей снова предложили уволиться. Папанова согласилась, послушавшись совета подруги. Меньшиков же так ни разу и не снизошел до того, чтобы пообщаться с ней лично.
Фото: Legion-Media.
Актриса Елена Папанова попала в аварию в Москве
Елена Анатольевна зачитывала дневники отца, комментировала отрывки из его фильмов, делилась своим теплом со зрителями. Елена Папанова, актриса и дочь легендарного актера Анатолия Папанова, приняла участие в церемонии награждения лауреатов XIII театрального фестиваля «Итоги сезона 2021-2022». Елена родилась в ноябре 1954-го года в семье знаменитых актеров Анатолия Папанова и Надежды Каратаевой. Елена Папанова, дочь знаменитого советского актера Анатолия Папанова, выросла практически полной копией своего отца. Елена Анатольевна зачитывала дневники отца, комментировала отрывки из его фильмов, делилась своим теплом со зрителями. Елена Папанова рассказала о перенесённых обидах и унижениях.
Папанова раскрыла, почему ее уволили из театра имени Ермоловой
То есть можно сказать, что сыграла саму себя — вела себя, как на занятиях», — делится артистка. Скандально известный сериал вызвал массу споров вокруг себя. Одних он шокировал, другим очень понравился. Актриса высказала свое мнение по этому поводу: «Про «Школу» говорят, что в этом сериале много чернухи.
А я считаю, что негатива в нем не больше, чем в других. Просто он снят в документальной манере, и возникает ощущение, что все по-настоящему. Современную молодежь я не считаю плохой.
Вообще, несмотря на смену поколений, души людей не меняются». Елена Папанова с Валерией Гай Германикой, несмотря на разделяющие их годы, очень быстро сработались, и актриса объясняет это так: «Я действительно встретилась с талантливым режиссером. Это редко бывает.
Она молодая, но я подчинялась с удовольствием. На площадке мне с ней работалось очень хорошо, Лера много чего подсказывала. Я считаю Леру своей крестной в кино, потому что после «Школы» меня стали звать в другие картины.
Не могу сказать, что завалена работой, но есть интересные предложения». Спустя год актриса снялась еще в одном фильме Гай Германики, о чем рассказала: «Я играла маму одного из главных героев в проекте Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни», эдакую деревенскую бабу, которая приезжает из провинции к сыну и обкрадывает его гражданскую жену. Честно сказать, играть эту роль мне было очень интересно!
В 2014-ом году на экраны вышла мелодрама по мотивам романа Алисы Луниной, где актриса исполнила эпизодическую, но яркую, роль. У меня там роль второго плана, я играю соседку по коммуналке тетю Таню. Мне съемки очень понравились, тем более что у меня там были замечательные партнеры — Оксана Фандера, Света Ходченкова — прямо звездная компания собралась, и мне кажется, что и у меня самой что-то получилось».
Она сыграла воспитательницу детского сада в комедии Анны Сарухановой «Дневник Луизы Ложкиной», Яхонтову в мелодраме «Коммуналка», гостью в мини-сериале Бориса Грачевского «Между нот, или Тантрическая симфония». А в 2016-м завершилась работа артистки в четвертом сезоне проекта «Москва. На сцене Честно говоря, в этот театр она попала далеко не случайно.
В те времена актерский коллектив возглавлял ее наставник — В. Он как раз и предложил взять ее в свою труппу. Елена Папанова дебютировала в спектакле «Дарю тебе жизнь».
Причем, изначально эту одну из главных ролей должна была исполнить совершенно другая актриса. Но та неожиданно заболела, и именно тогда Андреев решил заменить ее. В результате, дочь Папанова, фото которой размещены в статье, перевоплотилась в молодую маму.
Ее героиня потеряла супруга из-за несчастного случая на заводской стройке. Она оказалась в тяжелой ситуации — стала одинокой, с ребенком. И весь коллектив начал помогать ей.
Одним словом, именно с этой роли и началась ее актерская карьера. В целом, Елена была активно задействована в различных постановках. Так, она сыграла мисс Эндрю в спектакле Мэри Поппинс.
Она очень любила эту роль. Елена давала огромное поле для настоящей импровизации. К сожалению, этой детской постановки в репертуаре уже нет.
Также она сильно любила кухарку Матрену в «Женитьбе Бальзаминова» и невесту в «Мещанской свадьбе». Папановой пришлось пережить не только смену руководства, но и раскол труппы. Но Елена всегда оставалась верной этому театру.
При этом одновременно она оттачивала свое мастерство в других организациях. Так, на протяжении длительного времени Папанова была задействована в нескольких спектаклях на площадке студии «Театр». Руководил им режиссер А.
Заметим, на этой сцене актриса играла совершенно бесплатно. Она признавалась потом, что ей было очень интересно работать с этим руководителем. А несколько лет назад в жизни актрисы появилась и другая интересная работа.
Не он нас брал — он нас не видит и хочет вычеркнуть из своей жизни», — объяснила Папанова. По официальной версии, актриса попала под сокращение по экономическим причинам. Она уточнила, что на самом деле это неправда.
Лихие времена. В автомобиль Nissan дочери прославленного артиста Анатолия Папанова врезался каршеринговый Volkswagen, за рулем которого находился 21-летний уроженец одной из стран Средней Азии. От удара каршеринговый автомобиль закрутило и отбросило на стену тоннеля.
Руководство театра решилось на такие меры в рамках «оптимизации ресурсов», причиной которой стала все та же пандемия коронавируса. Попавшие под сокращение артисты считают, что Меньшиков не давал им работу, а теперь продвигает своих фаворитов. Попавшие под сокращение работники театра требуют отставки худрука. Автор: Игорь Зур Редактор интернет-ресурса Новости по теме:.
Елена Папанова: «Папа был серьезным и скромным»
внучки Надежды Каратаевой и Анатолия Папанова. В этом году Елена Анатольевна снялась в шпионском сериале «Операция „Престол“», повествующем о событиях 1941-го года. Елена Папанова: Когда я окончила ГИТИС, меня сразу взяли в Театр имени Ермоловой, и пришлось ехать на долгие гастроли в Кемерово и Томск. В этом году Елена Анатольевна снялась в шпионском сериале «Операция „Престол“», повествующем о событиях 1941-го года.
Елена Папанова: Анатолий Папанов. Так хочется пожить... Воспоминания об отце
В этом году Елена Анатольевна снялась в шпионском сериале «Операция „Престол“», повествующем о событиях 1941-го года. В 1976 году Елена Папанова окончила ГИТИС по специальности «Актер драматического театра и кино», ее педагогом был выдающийся советский актер Владимир Андреев. Елена анатольевна папанова. Суд восстановил актрису Елену Папанову на работе в Московском драматическом театре им. М. Н. Ермоловой, в театре заявили, что процедура сокращения была проведена на законных основаниях, при этом допущена формальная ошибка при подготовке документов. Актриса Елена Папанова, дочь народного артиста СССР Анатолия Папанова, попала в ДТП на северо-востоке Москвы. В открытии экспозиции приняли участие актриса Елена Анатольевна Папанова и ее дочь Мария, начальник департамента Смоленской области по культуре Владислав Александрович Кононов.
Папанова Елена Анатольевна
Андрей Миронов и Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука». Он мечтал о короле Лире, но такой спектакль не мог войти в репертуар Театра сатиры. И хотя папу приглашали и в другие труппы, он отказывался. Потому что считал: здесь он первый, а там стал бы одним из многих. Зато в качестве драматического актера папа реализовался в кино, его любимая кинороль — в фильме «В городе С. Еще любил «Плохой хороший человек», «Время желаний» — все серьезные роли. Он предлагал Гайдаю немного по-другому эту роль сделать, более психологически тонко, но Гайдаю нужен был гротеск, и он не ошибся, как выяснилось. К себе как к актеру папа относился критически, по-самоедски. Всегда удивлялся: «Почему все говорят, что я хорошо играю? Была в нем и скромность, и тактичность.
Приобретя одним из первых в театре автомобиль, отец ставил его далеко от входа, чтобы особо не выделиться, кого-то не задеть своим благосостоянием. Он был членом худсовета театра, но никогда никого не ругал, потому что считал, что артист в принципе не может играть плохо, просто не может лучше. Известна история про Качалова, как тот сказал двум актерам: «Вы там замечательно играли, и вы были прекрасны! Так и папа себя вел. Под конец жизни он поставил спектакль по пьесе Горького «Последние». Актриса Светлана Рябова, занятая у него в главной роли, рассказывала: «Что-то у меня не получалось, и я расплакалась, он догнал меня и говорит: «Светочка, не плачь, это я виноват, я не так тебе объяснил». С другой стороны, я сейчас не могу точно воспроизвести цитату Плучека об актерском даре папы, но смысл такой: в Папанове соединяется высокий интеллигент с грубостью портового грузчика. И это действительно так, он был очень разный. Известно, что папа прошел войну, получил ранение.
Как и многие, не любил про это рассказывать. Но 9 Мая для нас был настоящий праздник — папа всегда надевал свои ордена и встречался с однополчанами. Его отец собирал все папины интервью про войну, и, когда дедушки не стало, я их прочла, и это вошло в мою книгу про папу… Анатолий Папанов и Евгений Весник в фильме «Яблоко раздора». Фото: Мосфильм-Инфо Из-за ранения у него не хватало двух пальцев на ноге. Во время выпускных экзаменов никто не мог подумать, что у него нет пальцев на ноге. Когда окончили институт, папе предлагали работу в нескольких театрах, в том числе во МХАТе и в Малом. А маму не брали. В это время в Клайпеде на базе их курса организовали Русский драматический театр. И родители поехали туда.
Мама там много играла, она была такая русская красавица с косой, на ней держался весь классический репертуар. А папа играл мало. Они проработали в этом театре года два-три. И во время очередного приезда в Москву папа случайно встречает Андрея Александровича Гончарова, который был в то время режиссером Театра сатиры. Он хорошо знал папу, поскольку преподавал на их курсе. Гончаров предложил: «Толя, что ты там сидишь, давай ко мне». Папа, конечно, согласился. А мама не захотела уезжать из Клайпеды, и это стало причиной их раздора. Терки между ними длились год.
В результате мама сдалась, вернулась в Москву, и они стали жить в коммуналке с мамиными родителями — вместе с девятью другими семьями. Помню длинный коридор метров 15—20, в торце пыльное засиженное мухами зеркало в золоченой раме. Было ощущение, что оно из какого-то дворянского дома. Женский туалет, мужской туалет и будка с телефоном. Ни душа, ни ванны — ничего, вода только холодная. Родители и бабушка с дедушкой вчетвером жили в одной комнате. Когда родилась я, бабушка перегородила помещение коробками, получилось две комнаты. И так продолжалось три года. За это время мама тоже устроилась на работу в Театр сатиры, который тогда находился там, где сейчас Театр на Малой Бронной.
А наверху было актерское общежитие, где родителям вскоре выделили комнату. Мама хотела взять меня с собой, но бабушка предложила, чтобы я осталась пока с ней. И я осталась в коммуналке с бабушкой и дедушкой. Мой дедушка — старый большевик. Работал секретарем парторганизации в Кремле, Сталин стоял у них на учете, и дедушка приходил в кабинет вождя, приглашая его на партсобрание. Бабушка мне говорила: «Если бы не советская власть, мы бы так и прозябали в нищете». Она ведь из очень бедной, неграмотной семьи. На шесть детей были одни валенки, один покатается с горки и отдает другому. Бабушку в 10 лет отправили в няньки в Москву, к родственникам, потому что кормить детей в семье было нечем.
Потом она окончила курсы рабочей молодежи. Мама родилась в 1924 году, через несколько дней после смерти Ленина. И ее назвали Надеждой, в честь Крупской, потому что Надежда Константиновна в тот момент скорбела по мужу. Тогда детей не крестили. У меня даже есть фото, где маму «октябрят» — был такой ритуал вместо крещения, новорожденного ребенка как бы принимали в Советскую страну… Владимир Высоцкий и Анатолий Папанов в фильме «Плохой хороший человек». Фото: Legion-Media Естественно, моя мама — дочь такого отца — состояла в партии. А папа — нет. Когда маме должны были присвоить звание заслуженной артистки, Борис Васильевич Рунге, секретарь парторганизации театра, подошел к ней и говорит: «Попроси Толю вступить в КПСС, и тогда дадим тебе звание». Она передала папе, но он отказался.
Не хотел делать это для галочки, относился к таким вещам очень ответственно. Были в папе и сила духа, и принципиальность… Например, он никогда никого не просил ни за меня, ни за маму.
Бабушка ответила: "Если ты, Надя, так решила - иди". Мама несколько лет ездила в санитарном поезде. Выяснилось, что начались занятия, кто-то из педагогов сказал ей, что она должна приступать к учебе. Она вспоминала, что из всех девочек на курсе была единственной фронтовичкой. Ходила на занятия в гимнастерке, и папа тоже.
Вот это их и сблизило. Папа подошел к ней как-то и спросил: "Ты тоже была на фронте? В 1945 году они поженились. А в 1954 году родились вы. Как вас воспитывали? Елена Папанова: Меня воспитывали бабушка с дедушкой. Дело в том, что папа пришел жить в семью мамы.
Они жили в огромной коммуналке на 10 семей, где у них была довольно большая комната. Когда родилась я, эту комнату поделили на две части: сделали перегородку из картонных коробок, обклеили их обоями. А когда мне исполнилось три года, родителям дали комнату в общежитии Театра Сатиры. Бабушка предложила им на какое-то время оставить меня у нее. Потом я пошла в школу, родители ездили на гастроли, и я переехала к ним, когда мне было 15 лет. Но они, конечно, приезжали к нам несколько раз в неделю, мы виделись постоянно. А как Анатолий Дмитриевич относился к своему творчеству?
Его запомнили очень скромным... Елена Папанова: Да. Он вообще не любил в этом контексте слово "творчество". Он считал, что творчество - это у Пушкина, что это что-то высокое. А вообще часто был собой недоволен - настоящий самоед. Говорил: "Что это все меня хвалят? Ничего особенного я там не сыграл".
Он любил свои серьезные работы. Например, в фильме Иосифа Хейфица "В городе С" по произведению Чехова "Ионыч" папа играл главного героя - от молодого до старика. Представляете, какая это сложная работа? Еще "Плохой хороший человек", "Наш дом". Конечно, он любил фильм "Живые и мертвые", который стал для него некой отправной точкой. Он действительно был очень скромным, и если бы был жив сейчас, не одобрил бы наших "звезд".
Можно было как-то отметить, премии какие-то людям дать, благодарность объявить, что ли. Сказать типа: «Ребята, вы нам нужны, мы будем вас вызывать»… Может быть, это все так произошло из-за проблем со здоровьем у Олега Евгеньевича? Я его понимаю — он хотел обновить театр, репертуар. Произошло все так, как нужно. Но какие злобные комментарии пишут люди - это просто ужасно. Да, многие считают, что мы не правы. Что у нас такой возраст и уже пора на пенсию хотя в театре не только молодые артисты нужны. Но можно же по другому выражаться. А я вижу грязные обзывания. Я подумала: «До чего же люди у нас злые». Хочу сказать тем, кто этим занимается: «Не надо осуждать никого.
Обеспокоенные пропажей Папанова коллеги и родные стали искать актера. Зять Папанова Юрий приехал в Москву и попытался открыть дверь квартиры, однако ему это не удалось, так как Анатолий Дмитриевич всегда закрывал дверь на защелку. Тогда зять перелез через соседний балкон и сумел попасть в квартиру, расположенную на 13 этаже, где и обнаружил Анатолия Дмитриевича мертвым в ванной. Узнав о смерти отца, Елена сутки рыдала на его кровати. Елена Анатольевна вспоминает, что первым, кто позвонил ее матери после печального известия, был давний партнер и друг отца Андрей Миронов.
Ударилась головой о руль: дочь Анатолия Папанова попала в аварию в центре Москвы
Елена Анатольевна - решением суда восстановлена в должности в Ермоловском театре, «зачищенном» этим летом Олегом. cписок спектаклей актёра Елены Папановой. Елена Анатольевна Папанова родилась 20 ноября 1954 года в Москве, в семье актёра Анатолия Дмитриевича Папанова (1922—1987) и актрисы Надежды Юрьевны Каратаевой (1924—2019).