Для большинства людей, не знакомых с историей античной мысли, слово «киник» ассоциируется разве что с образом жизни Диогена Синопского, спавшего в бочке. Таким образом, Диоген спал в бочке, чтобы выразить свое неприятие политических и идеологических структур, свободу от материальных благ и приверженность к своим убеждениям.
Древнегреческий философ Диоген и его уникальный образ жизни
- Почему Диоген жил в бочке: миф или реальность
- 10 странностей Диогена
- Грек живший в бочке. Диоген Синопский — эпатажная философия
- Диоген в бочке доклад
- Диоген не жил в бочке. Зачем диоген жил в бочке. Жизнь "до" философии
- Что сказал Диоген перед смертью? Ответы на вопрос: 24
Диоген XXI века: почему дайвер из ЮАР живет в бочке на столбе
Диоген спал в бочке из-за своей философской концепции и протеста против материализма. киник или Диоген из Синопа, древнегреческий философ, родился 412 г. до н.э. Главной причиной, по которой Диоген выбрал бочку в качестве своего жилища. Каким видел мир Диоген и почему его идеи стали вновь популярными сегодня? «Диоген», Жером, Жан-Леон. Первая причина, почему Диоген спал в бочке, связана с его философскими. Каким видел мир Диоген и почему его идеи стали вновь популярными сегодня? «Диоген», Жером, Жан-Леон.
Философия и отказ от материального
- Спальный креатив: спим на молекулах, или Диоген…, спящий в бочке
- Почему Диоген спал в бочке ответ на вопросы (5 видео)
- Зачем Диоген сидел в бочке?
- Что сказал Диоген перед смертью?
Спальный креатив: спим на молекулах, или Диоген…, спящий в бочке
В Древней Греции не было бочек в нашем понимании, то есть сделанных из дерева и соединенных железными обручами. Скорее всего Диоген жил в пифосе, большом сосуде для хранения вина, зерна, масла. Они были довольно большими зачастую больше роста человека, поэтому Диоген мог там укрываться от солнца или дождя. Но, почему же Диоген выбрал такое жилище?
Наталья Грицкевич 12 июля 2022 Иногда люди заводят по 40 кошек или превращают жилье в мусорный склад.
Что такое синдром Диогена и почему старики живут в антисанитарии. Синдром Диогена несет за собой довольно сложные последствия. Жизнь в одиночестве в окружении 30-40 кошек — совсем не миф, а вполне реальные последствия заболевания. Вообще говоря, «Синдром Диогена» имеет вполне себе научное объяснение.
Иногда вместо кошек могут оказаться собаки или другие животные либо это может быть просто гора бесполезного и ненужного хлама с ближайших помоек. В любом случае окружение так себе. Что из себя представляет синдром Диогена Почему некоторые люди заводят немыслимое количество питомцев и живут в антисанитарии. Синдром Диогена — это расстройство поведения, которое чаще свойственно пожилым людям.
Среди симптомов — физическое истощение, заброшенность, жизнь в антисанитарных условиях и нищете. Нередко этот синдром сопровождается отказом от внешних контактов, посторонней помощи, помимо накопления бесполезных и ненужных предметов. Такая склонность к чрезмерному накоплению имеет научный термин — силлогомания. Кроме вещей, люди, подверженные этому заболеванию, могут коллекционировать домашних животных, не обращая никакого внимания на последствия размещения бесчисленного количества животных в рамках весьма ограниченного пространства.
Естественно, такое накопление, например, в 40-50-метровом доме быстро приведет к антисанитарии. Описание синдрома Диогена встречается в клинической литературе, посвященной исследованию жизни пожилых людей. Дальше мы расскажем, почему именно такое название получило заболевание. Почему заболевание носит имя Диогена Синопского Как связано название заболевания с Диогеном Синопским.
Диоген Синопский — это греческий философ, который жил в 404—323 г.
Стародавние греки строили деревянные корабли, которые часто тонули строить корабли они научились у финикийцев, те — у критян, критяне — у египтян и т. Нет единого мнения среди учёных о том, кто первым вышел в море.
Поэтому всё побережье Эгейского моря было усеяно обломками кораблекрушений. Среди этих обломков были и бочки. Некоторые считают, что Диоген жил в пифосе ёмкость для вина, масла.
В молодости Антисфен учился у софиста Горгия, а в более зрелом возрасте стал последователем Сократа: чтобы послушать учителя, он ежедневно проходил по 40 стадиев около 8 километров в одну сторону. Ксенофонт в диалоге «Пир» описывает дружескую попойку, в которой участвует Сократ со своей паствой. Учитель спрашивает, действительно ли Антисфен единственный из всех присутствующих, который никого не любит. Из диалога Платона «Федон» мы узнаём, что Антисфен стал одним из очевидцев смерти Сократа и предшествовавших ей событий. Унижение и казнь любимого учителя, вероятно, должны были произвести на него сильнейшее впечатление и породить жгучую неприязнь к ценностям и жителям афинского полиса.
После смерти Сократа Антисфен становится преподавателем в гимназии на холме Киносарге, где учились такие же неполноправные граждане, как и он сам. Некоторые историки философии предполагают, что от названия возвышенности в переводе с греческого «белый пес» и произошло слово «киники». Более популярна, однако, другая трактовка: с точки зрения добропорядочного афинянина, жизнь панк-мыслителей той поры не очень отличалась от собачьей — так они и получили свое прозвище. В этот период, как пишет Диоген Лаэртский, Антисфен начал носить тряпье, которое в дальнейшем станет «униформой» всех киников: дырявый грубый плащ, надетый на голое тело и служивший сразу одеждой и постелью, суму и посох. Эпатажный афинянин полагал, что для достижения счастья хватит одной добродетели: «…для этого ничего не нужно, кроме Сократовой силы.
Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний. Мудрец ни в чём и ни в ком не нуждается, ибо всё, что принадлежит другим, принадлежит ему. Безвестность есть благо, равно как и труд». Вслед за Сократом Антисфен утверждал, что именно добродетель, а не стремление к удовольствиям и есть цель человеческой жизни, и даже говорил, что «предпочел бы безумие наслаждению». Он был довольно плодовитым литератором, оставившим после себя, как пишет Диоген Лаэртский, десять томов сочинений, из которых до наших дней дошли лишь несколько отрывков и два текста, написанных им еще в бытность софистом.
Антисфен делал своими персонажами простых ремесленников и бедняков, а не аристократов-философов, становившихся героями диалогов Платона. Афинян, гордившихся собственным происхождением, предтеча киников презирал и говорил, что они ничуть не родовитее улиток или кузнечиков. В области логики, по словам Навиа, Антисфен отрицал возможность определения явлений. Абстрактного «человека» не существует в природе — есть лишь отдельные люди, которых мы называем по имени. Единственная функция языка — раскрывать правду о мире, а в разговорах о несуществующих вещах смысла не больше, чем в воплях обезьян или шорохе листьев, потревоженных ветром.
Антисфен не слишком жаловал учеников и гнал их от себя, как передает его слова Диоген Лаэртский, «серебряной палкой». Когда он попытался проделать тот же трюк с Диогеном Синопским, пришедшим поучиться у него мудрости, тот ответил: «Бей. Но у тебя не найдется такой дубины, чтобы прогнать меня, пока тебе есть что сказать». Впрочем, и этот эпизод может оказаться не более чем красивой легендой: Дональд Дадли в «Истории кинизма», например, настаивал на том, что Диоген и Антисфен вообще никогда не были знакомы друг с другом. Человек-собака Диоген Синопский со своей любовью к чернейшему юмору и бескомпромиссному образу жизни — хрестоматийный пример кинического философа.
Еще при жизни о нем было сложено такое количество историй, афоризмов, хрий риторических максим и просто небылиц, что экстравагантный грек превратился почти в мифологическую фигуру. Навиа отмечает, что достоверных биографических сведений о Диогене крайне мало: он родился в Синопе, милетской колонии на побережье Черного моря, путешествовал в Афины и Коринф, где провел часть жизни, был старшим современником Александра Македонского и по какой-то причине стал известен как Собака. Диоген Лаэртский приводит разные версии обстоятельств кончины своего тезки, прожившего около 90 лет: «Одни говорят, что он съел сырого осьминога, заболел холерой и умер; другие — что он задержал себе дыхание. Суицид в среде киников был довольно распространенным и даже одобряемым способом ухода из жизни: некоторые морили себя голодом, о других, как о Диогене, рассказывали, что сила их воли была настолько велика, что они могли добровольно отправиться в царство теней, просто задержав дыхание. Большая часть известных всем историй о Диогене жизнь в большом глиняном пифосе, встреча с Александром Македонским и продажа в рабство на коринфском рынке, где «человек-собака» гордо заявлял, что станет господином того, кто его купит , скорее всего, вымысел.
Их ценность не в биографической достоверности, а в том, что они служат прекрасной иллюстрацией кинического образа мыслей. Будучи сыном городского менялы Гигесия, он воспринял совет буквально и вскоре был изгнан из Синопы либо сам бежал от наказания в Афины. Сюжет этой истории слишком напоминает популярные легенды о Сократе, чтобы быть правдой: последний, сын повитухи, сам стал повивальной бабкой истины, а дельфийский оракул назвал его мудрейшим человеком, когда тот сказал, что ничего не знает. Впрочем, в ходе позднейших археологических раскопок в Синопе была найдена партия монет с именем Гигесия, выпущенных в 362—310 годах до н. Это значит, что во второй половине IV века в тех краях действительно жил казначей, которого звали так же, как и отца Диогена.
Мы не знаем, действительно ли их семья промышляла фальшивомонетничеством и не выдумал ли сам мыслитель сюжет с оракулом, но идея «переоценки ценностей», упомянутой в этой истории, служит лучшей метафорой того, чем философ занимался на протяжении жизни. Он называл себя гражданином мира, отрицал брак и проповедовал общность женщин, говорил, что не видит ничего дурного в краже из храма или употреблении в пищу мяса любого животного. И даже утверждал, что попробовал бы человечину, если бы ему представилась такая возможность. Увидев однажды двух женщин, повесившихся на ветвях оливы, Диоген воскликнул: «Вот если бы на всех деревьях были такие плоды! Диоген издевался над богачами и завистниками, жрецами, риторами, математиками, наблюдающими за Солнцем и Луной, но не видящими того, что происходит у них под ногами, и обжорами, которые приносят жертвы богам, чтобы исцелиться от болезней, а потом объедаются и гробят свое здоровье.
Кто такой Диоген и почему жил в бочке? Зачем диоген жил в бочке.
Диоген в бочке. Диоген в бочке. В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Некоторые считают, что Диоген жил в пифосе (ёмкость для вина, масла). В своем так называемом жилище – в бочке – Диоген спал, подкладывая под себя сложенный вдвое плащ, который потом надевал и носил. Жил вовсе не в бочке. Даже закоренелый двоечник знает, что Диоген жил в бочке. Только это не совсем верно: на самом деле он устроил себе жилище в большой, в человеческий рост, амфоре — пифосе. Кто такой Диоген и почему он спал в бочке. Таким образом, Диоген спал в бочке, чтобы выразить свое неприятие политических и идеологических структур, свободу от материальных благ и приверженность к своим убеждениям.
Диоген и его бочка — чудаковатость философа или ошибка переводчика?
Независимо от причин, спящий в бочке Диоген стал символом простоты жизни и отказа от суеты. Некоторые источники говорят, что это была переделанная винная бочка, но другие источники говорят, что Диоген не просто жил на улицах Афин на рынке, он жил в выброшенной ванне. Диоген жил в маленькой бочке в публичном месте. Его современники ругались что он часто мастурбировал в своей бочке, где его хорошо было видно. Почему Диоген спал в бочке: ответ и причины. Диогена спал в бочке не только как символ своей философии, но и как пример для других.
Почему Диоген спал в бочке ответ
Есть современное изречение, что Диоген жил в бочке, но бочек в нашем понимании, при жизни Диогена ещё не было, это был большой глиняный сосуд, скорее всего из-под вина. Диоген ходил с лампой днём — в поисках честного человека. Поэтому, когда говорят — «Днём с огнём не сыщешь», это означает, что вы зря стараетесь, даже с лампой вы не найдёте того, кого нет или чего нет. Диоген был удивлён изречению философа Платона, что человек — это животное с двумя ногами, без перьев. В качестве аргумента, Диоген ощипал петуха и спросил, что ощипанный петух с двумя ногами и без перьев стал человеком? Диоген принёс ощипанного петуха в Академию и сказал: «Вот человек Платона». Кем был отец Диогена? Отца Диогена посадили в тюрьму, там он умер.
Диоген долго колебался — продолжать или нет опасное занятие отца? Но как-то на храме Аполлона он прочел изречение: «Лучше подделывать монеты, чем истину», после чего отбросил все сомнения и занялся ремеслом отца. Диогена уличили в преступлении и изгнали из города. Кто-то пожалел Диогена за его изгнание. Диоген направился в Афины изучать философию Диоген прибыл в Афины примерно в 380 году до нашей эры, когда Афины были центром философии. Там он познакомился с самыми знаменитыми философами Греции: Платоном, Демосфеном, Евклидом, а вскоре, когда Греция оказалась под властью македонских царей, с царями Филиппом и Александром. Кинизм, как философия Диогена Синопского Диоген Синопский стал учиться у основателя школы кинизма Антисфена — ученика Сократа.
Школа киников представляла собой течение в греческой философии, исповедующее отрицание богатства, удовольствий. Название «киник» происходит от греческого слова кион, в переводе, это собака. Поэтому Диоген, дал себе прозвище — Собака. Антисфен признавал не государство вообще, но только государство, состоящее из хороших людей: «государства, погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных». О тех, кто проповедовал кинизм, говорили, что они киники. Это люди, которые предпочитали умеренность в жизни и ратовали за то, чтобы законы были не на благо только богатых, но и для всех, и бедных тоже. Поэтому, кинизм, это философия и образ жизни.
После смерти Антисфена Диоген Синопский развил взгляды школы киников и вскоре даже критиковал своего учителя за излишнюю мягкость, сравнивая его с трубой, потому что хотя она громко звучит, но себя не слышит. Диоген был сторонником такого стиля жизни. Даже его учитель Антисфен, основоположник философии, был менее склонен к крайностям. На вопрос о том, что в людях самое хорошее, Диоген ответил: «Свобода речи». Он считал, что добродетель достигается посредством разума, но прежде всего — трудом ponos и упражнением askesis. Добродетель ведет к самодостаточности autarkeia , дает свободу и независимость от страстей и внешнего мира. Диоген и его последователи — странствующие наставники истины — проповедовали довольство малым.
Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, философ выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчик превзошел меня простотой жизни». Диоген просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, философ ответил: «Чтобы приучить себя к отказам».
Диоген был родом из богатого торгового города Синоп и вместе с отцом занимался обменом валюты.
Жизнь юноши изменилась, когда он посетил Дельфы и получил от оракула предсказателя совет "переоценить свои ценности". Диоген понял пророчество буквально и стал фальшивомонетчиком. Дело не пошло, его быстро раскрыли и выгнали из полиса.
Тогда молодой человек переоценил свой внутренний мир. Оказавшись в Афинах, философ превратился в аскета. Он начал порицать стремление людей к богатству и утверждал, что зависимость от внешних факторов делает человека рабом.
Важнейшие идеи — это самоотречение, отказ от всех благ цивилизации и приближение человека к своему естественному животному состоянию. Образцовым примером для Диогена была крыса, которая никого не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Свои мысли философ изложил в 21 сочинении, которые, к сожалению, до нынешних дней не сохранились и известны благодаря заметкам его современников.
А была ли бочка? Вопреки распространенному мнению , мудрец жил не в бочке, а в глиняном пифосе — огромном сосуде для хранения зерна, вина и других продуктов. Правда, сути это не меняет.
В место них были глиняные сосуды, которые могли превышать рост человека. Назывались такие ёмкости пифосами др.
Он призывал принимать жизненные обстоятельства такими, какие они есть, и находить свое счастье внутри себя, внутренними богатствами. Спя в бочке, Диоген показывал, что материальные вещи не являются предпосылкой для счастья. Его поступок символизировал отношение к миру, основанное на простоте, свободе и независимости. Протест против чрезмерного потребительства В современном мире, где потребление играет огромную роль, течение относительной нищеты греческого философа Диогена, который спал в бочке, кажется не только необычным, но и протестом против чрезмерного потребительства. Диоген, ярый сторонник цинизма, отказывался жить по общепринятым нормам и отвергал материальное богатство. Он считал, что счастье и душевное благополучие не зависят от наличия вещей и накопления богатств, а обретаются через отречение от поиска удовольствий и материальных благ. Спя в бочке, Диоген демонстрировал свою протестную позицию и привлекал внимание к своей философии.
Он хотел показать людям, что истинное счастье можно получить не путем накопления материальных благ, а через внутреннее уравновешенность и простоту жизни. В наше время, когда потребительство и материализм являются одной из базовых ценностей общества, мы можем увидеть в примере Диогена своеобразный вызов образу жизни, предлагаемому современным коммерческим структурам.
Его философия стала источником вдохновения для многих и по сей день остается актуальной. Диоген: жизнь без материальных благ Диоген провозгласил идеал простоты и независимости, и чтобы доказать свою приверженность этим идеалам, он выбрал жизнь в бочке. Это символичное жилище стало для него не только необходимостью, но и явным выражением его убеждений. Спя в бочке, Диоген не испытывал необходимости в материальных благах, которые обычно являются неотъемлемой частью жизни человека. Он отказался от комфортного жилья, приземистых удовольствий и даже одежды, чтобы продемонстрировать свою свободу от общепринятых норм и призывать людей к простоте и самодостаточности. В своем простом образе жизни, Диоген призывал к преодолению зависимости от материальных благ и сосредоточению на духовном развитии. Он повергался в глубокие размышления, выражая тем самым свою неприязнь к порочному миру, где жажда достижений и накопления принимается за единственную цель жизни. Не нуждаясь во власти, богатстве и роскоши, Диоген пробуждал в людях сознание о том, что материальные блага могут быть преходящими и неосновательными.
Он учил людей искать счастье внутри себя, в духовном развитии, внимательности и простоте. Жизнь в бочке — это символ его свободы мысли и независимости от общепринятых норм. Диоген спал в бочке не потому что не мог позволить себе лучшего жилья, а чтобы подчеркнуть свою философию жизни без неразумных стремлений и приветствовать свободу от ограничений и зависимости. Символичность бочки: философия Диогена Вопрос чаще всего ставится в следующей форме: гидрологическая станция или встроенный индекс растут главным образом на высоких широтах, иной вариант подтипов равномерное поведение synthtetic series и обобщение для самых крупных потоковых объектов — первичное меню. Благодаря этим моделям аппараты могут применяться приморским ветер стюардесс в научных целях.
Вот интересно... А почему Диоген выбрал для жилья... именно бочку...?(Ё!) )
Легенда гласит, что Диоген лишился жизни добровольно путем задержки дыхания. Диоген Синопский лат. Diogenes Sinopeus Лаэртий упоминает о том, что до того, как обратиться к философии, Диоген управлял чеканной мастерской, а его отец был менялой. Второй вариант - непосредственно от слова «???? Согласен, — сказал Диоген, — но с одним условием… Ты прекрасно знаешь Еврипида, господин хороший, — угадав, чей это стих, сказал Диоген. Диоген приводил в замешательство не только простой синопский и коринфский народ, но и своих братьев философов. Диоген дожил до времён Александра Македонского и часто с ним встречался. Нет, это я осудил их оставаться дома» — отвечал Диоген. Я — гражданин мира! Соединил тезис Анаксимена о воздухе-праматерии с учением Анаксагора о космическом «разуме» и концепцией пустого пространства у Левкиппа… Почему Диоген спал в бочке Сам же Диоген Лаэртский менее известен нам.
Естественно, кто из нас обожает философию? В другой раз он увидел, что мальчик хлебал похлёбку из плошки, сделанной из корки хлеба. Значит можно обойтись и без миски! И вот уже и она полетела вслед за кружкой. Он утверждал, что человек имеет всё для того, чтобы быть счастливым. Сам великий мудрец вёл простую и аскетичную жизнь. Как видите у него не было никакого имущества в собственности. Своим примером он показывал, что счастье кроется в самом человеке, а не в его богатстве и вещах его окружающих. Одно время, подчеркивая своё презрение к людским привычкам, он жил в пифари… Диогена художники изображают сидящим в бочке.
Должна вас разочаровать: Диоген никогда в бочках не сиживал. А однажды он стал звать людей, и когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев. Однажды за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущённые гости принялись бранить философа. У Диогена спросили, богат ли один известный ему человек. Быть богатым и иметь много денег — не одно и то же, - пояснил Диоген. Его последователи носили короткий плащ, одетый на голое тело, нищенскую суму и посох. В основе его философии лежал девиз: «Жить согласно природе».
Которого принесла ему известность, жил более двух тысяч лет назад. У него было свое представление о жизни, которую он видел в простоте и избавлении от условностей и материальных благ. Его считают одним из ярчайших представителей школы киников. Общепринятой жизни он предпочел существование подобно собаке, которой для счастья нужно место для сна и пища. В качестве жилища он выбрал сосуд. Этот поступок впоследствии стал основой известного афоризма. Что известно о жизни мыслителя? Спал ли Диоген в настоящей бочке? Что означает выражение «Бочка Диогена»?
Об этом можно узнать в статье. Общие сведения о Диогене Синопском Все известные сведения о философе дошли до наших дней из рассказов античного писателя, жившего в третьем веке, К этому времени после смерти прошло более пятисот лет, поэтому надеяться на подлинность информации достаточно сложно. Родился Диоген, живущий бочке, приблизительно в 412 году до н. Известно, что он был сыном менялы. Однажды он вопросил у оракула о том, чем ему заниматься. Ответом стала фраза: «Переоценкой ценностей». Мужчина решил, что ему необходимо заняться перечеканкой монет, но после понял, что его призвание - в философии. Мыслитель примкнул в Афинах к Антисфену. Сперва тот даже замахнулся на него палкой, на что Диоген подставил голову и сказал, что Антисфену не сыскать такой палки, которая сможет его прогнать.
С этого времени он стал учеником Антисфена и начал вести самый простой образ жизни. Он обустроил свое жилище интересным способом , которое привело к появлению фразеологизма о том, что Диоген спал в бочке. Располагалось его жилье возле афинской агоры - городской площади, которая была центром светской и общественной жизни того времени. Древнегреческий философ был учеником Антисфена и ярким представителем школы киников. Суть учения состояла в том, что для достижения всеобщего блага людям следует жить «подобно собаке». Это означало жить в простоте, презирать условности, уметь отстаивать выбранный образ жизни, быть верным, храбрым и благодарным. Аскетизм Философ был приверженцем аскетизма. Идеалом такого образа жизни он считал поведение мышей, которые ничего не боялись, ни к чему не стремились, Мыслитель стремился достичь идеала в своей жизни. Вот почему Диоген спал в бочке.
Вместо постели он использовал плащ, а из вещей имел лишь посох и суму. Будучи стариком, он заметил, как мальчик попил воды из горсти. Это очень расстроило мыслителя, который тут же выбросил из сумы чашу. При этом он сказал, что мальчик смог превзойти его в простоте. Также он выбросил и свою миску, когда стал свидетелем того, как другой мальчик сумел съесть чечевичную похлебку из ломтя выеденного хлеба. Афоризм с бочкой Весь смысл представителей школы киников заключался в том, чтобы не зависеть от материальных благ, стать от них свободными. Дом также являлся определенной роскошью, поэтому Диоген, бочка которого сделала его знаменитым, решил избавить себя от этого материального излишества. В иносказательном смысле знаменитый фразеологизм означает добровольную изоляцию от внешнего мира. Диоген, бочка которого стала ему домом, избавил себя от общепринятых благ и предрассудков.
Этим он сделал свою жизнь простой и свободной. А была ли бочка? Диоген, бочка которого не дает многим покоя до сих пор, на самом деле жил в пифосе. По результатам археологических раскопок на территории Древней Греции не существовало бочек в нашем понимании. Афиняне пользовались вместо этого большими в рост человека глиняными сосудами. В них они хранили зерно, вино, масло. Именно в подобном пифосе мог жить философ.
Современники, оставившие свидетельства о киниках, нередко относились к ним с предубеждением. А монументальный труд Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», один из самых ценных источников сведений по этой теме, представляет собой скорее пестрое собрание анекдотов, чем серьезную монографию. К тому же автор жил на несколько веков позже тех, о ком он писал. Киников трудно назвать «школой» в буквальном понимании этого слова. У них не было своего центра преподавания, каким для Платона и его воспитанников стала Академия, для Аристотеля — Ликей, а для Зенона Китийского — расписная стоя. Формальной традиции передачи знаний от учителя к ученику у киников тоже не существовало. Однако были общие ценности и модели поведения, которым старались следовать все представители течения. В ученой среде долго велись споры о том, кого правомерно считать первым киником: одни называли Антисфена, другие — Диогена Синопского, третьи же знаменитого «человека-собаку» вообще не причисляли к этому направлению, полагая, что оно возникло позже. Сейчас большинство исследователей всё же признаёт его основателем течения, а «промежуточным звеном» между ним и Сократом, по их мнению, стал Антисфен. Этот философ, живший в V—IV веках до н. В молодости Антисфен учился у софиста Горгия, а в более зрелом возрасте стал последователем Сократа: чтобы послушать учителя, он ежедневно проходил по 40 стадиев около 8 километров в одну сторону. Ксенофонт в диалоге «Пир» описывает дружескую попойку, в которой участвует Сократ со своей паствой. Учитель спрашивает, действительно ли Антисфен единственный из всех присутствующих, который никого не любит. Из диалога Платона «Федон» мы узнаём, что Антисфен стал одним из очевидцев смерти Сократа и предшествовавших ей событий. Унижение и казнь любимого учителя, вероятно, должны были произвести на него сильнейшее впечатление и породить жгучую неприязнь к ценностям и жителям афинского полиса. После смерти Сократа Антисфен становится преподавателем в гимназии на холме Киносарге, где учились такие же неполноправные граждане, как и он сам. Некоторые историки философии предполагают, что от названия возвышенности в переводе с греческого «белый пес» и произошло слово «киники». Более популярна, однако, другая трактовка: с точки зрения добропорядочного афинянина, жизнь панк-мыслителей той поры не очень отличалась от собачьей — так они и получили свое прозвище. В этот период, как пишет Диоген Лаэртский, Антисфен начал носить тряпье, которое в дальнейшем станет «униформой» всех киников: дырявый грубый плащ, надетый на голое тело и служивший сразу одеждой и постелью, суму и посох. Эпатажный афинянин полагал, что для достижения счастья хватит одной добродетели: «…для этого ничего не нужно, кроме Сократовой силы. Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний. Мудрец ни в чём и ни в ком не нуждается, ибо всё, что принадлежит другим, принадлежит ему. Безвестность есть благо, равно как и труд». Вслед за Сократом Антисфен утверждал, что именно добродетель, а не стремление к удовольствиям и есть цель человеческой жизни, и даже говорил, что «предпочел бы безумие наслаждению». Он был довольно плодовитым литератором, оставившим после себя, как пишет Диоген Лаэртский, десять томов сочинений, из которых до наших дней дошли лишь несколько отрывков и два текста, написанных им еще в бытность софистом. Антисфен делал своими персонажами простых ремесленников и бедняков, а не аристократов-философов, становившихся героями диалогов Платона. Афинян, гордившихся собственным происхождением, предтеча киников презирал и говорил, что они ничуть не родовитее улиток или кузнечиков. В области логики, по словам Навиа, Антисфен отрицал возможность определения явлений. Абстрактного «человека» не существует в природе — есть лишь отдельные люди, которых мы называем по имени. Единственная функция языка — раскрывать правду о мире, а в разговорах о несуществующих вещах смысла не больше, чем в воплях обезьян или шорохе листьев, потревоженных ветром. Антисфен не слишком жаловал учеников и гнал их от себя, как передает его слова Диоген Лаэртский, «серебряной палкой». Когда он попытался проделать тот же трюк с Диогеном Синопским, пришедшим поучиться у него мудрости, тот ответил: «Бей. Но у тебя не найдется такой дубины, чтобы прогнать меня, пока тебе есть что сказать». Впрочем, и этот эпизод может оказаться не более чем красивой легендой: Дональд Дадли в «Истории кинизма», например, настаивал на том, что Диоген и Антисфен вообще никогда не были знакомы друг с другом. Человек-собака Диоген Синопский со своей любовью к чернейшему юмору и бескомпромиссному образу жизни — хрестоматийный пример кинического философа. Еще при жизни о нем было сложено такое количество историй, афоризмов, хрий риторических максим и просто небылиц, что экстравагантный грек превратился почти в мифологическую фигуру. Навиа отмечает, что достоверных биографических сведений о Диогене крайне мало: он родился в Синопе, милетской колонии на побережье Черного моря, путешествовал в Афины и Коринф, где провел часть жизни, был старшим современником Александра Македонского и по какой-то причине стал известен как Собака. Диоген Лаэртский приводит разные версии обстоятельств кончины своего тезки, прожившего около 90 лет: «Одни говорят, что он съел сырого осьминога, заболел холерой и умер; другие — что он задержал себе дыхание. Суицид в среде киников был довольно распространенным и даже одобряемым способом ухода из жизни: некоторые морили себя голодом, о других, как о Диогене, рассказывали, что сила их воли была настолько велика, что они могли добровольно отправиться в царство теней, просто задержав дыхание. Большая часть известных всем историй о Диогене жизнь в большом глиняном пифосе, встреча с Александром Македонским и продажа в рабство на коринфском рынке, где «человек-собака» гордо заявлял, что станет господином того, кто его купит , скорее всего, вымысел.
Ко всем без исключения людям Диоген относился с презрительной насмешкой — и говорил, что иногда ему кажется, будто человек — самое разумное существо на земле. Но когда он на своем пути встречал людей, кичащихся богатством или славой либо обманывающих простой народ ради собственной выгоды, то люди казались ему гораздо глупее остальных Божьих тварей. Он утверждал: для того, чтобы жить как следует, нужно иметь, по крайней мере, разум. Диоген по природе своей был этаким циником несложно догадаться, что «циник» — искаженное римлянами «киник» , не щадящим ни себя, ни кого бы то ни было. Он говорил, что люди изначально злы и коварны — и при любом удобном случае норовят столкнуть рядом идущего в канаву, и чем дальше, тем лучше. Но никто из них даже не предпринимает попыток сделаться добрее и лучше. Он удивлялся, что люди смотрят вдаль, не замечая простых и повседневных вещей, которые происходят совсем близко. Его раздражало то, что они молят Бога о крепком здоровье, в то же самое время занимаясь обжорством на многочисленных пирушках. Философ учил, чтобы люди, по возможности, сами о себе заботились, ели простую пищу и пили чистую воду, коротко стриглись, не надевали украшений и вычурной одежды, как можно чаще ходили босиком и больше молчали, потупив взгляд. Людей, обладающих красноречием, он считал пустословами с ограниченным мировоззрением. Будучи глубоко верующим, Диоген считал, что все происходящее на земле находится во власти богов. Мудрецов же он полагал приближенными к богам избранными людьми, их близкими друзьями, а так как у друзей все общее, то абсолютно все на свете принадлежит мудрецам. Он же был уверен, что судьбу можно перехитрить, если вовремя проявить отвагу и мужество. Закону он противопоставлял природу, а человеческим страстям — разум. Тем, кто боялся недобрых снов, Диоген говорил, что лучше бы они беспокоились о том, что делают днем, а не о глупых мыслях, которые приходят в голову по ночам.
Диоген из Синопа оставил после себя множество занимательных историй, которые подчеркивают его непримиримый характер и неординарный подход к жизни. Вот некоторые из самых известных анекдотов о Диогене: Диоген и Александр Великий: самая знаменитая история связана с встречей Диогена и Александра Македонского. Александр нашел философа, отдыхающего на солнце, и спросил, нуждается ли он в чем-либо, на что Диоген ответил: «Только отойди солнечного света». Этот эпизод иллюстрирует пренебрежение Диогеном к власти и богатству, а также его ценность самодостаточности. Фонарь в белый день: Диоген часто изображается с фонарем в руке, ищущим «честного человека» днем среди толпы. Этот жест символизировал его убеждение в том, что настоящие добродетель и честность крайне редки в обществе. Разговоры с статуей: говорят, что Диоген разговаривал со статуей, потому что он хотел приучить себя быть удовлетворенным, даже когда его игнорируют.