лык – поиск в словарях русского языка на справочном-информационном портале Первые упоминания о лыке в русских источниках относятся к XII—XIII вв. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Лыко — луб молодой липы и некоторых других лиственных деревьев (вяза, ивы). Знаем ли мы сегодня, что такое лыко? Что такое лык? Лык — это растительный материал, который можно получить из коры некоторых древесных растений.
Значение слова Лыко
Знаете ли вы: Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации. Существуют поговорки («лыка не вяжет», «не лыком шит», «лыком подпоясан», «не всякое лыко в строку», «по парче лыком не шьют»), в которых фигурирует понятие «лыко». Знаете ли вы: Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации. лык – поиск в словарях русского языка на справочном-информационном портале лыко (лыко это, что такое лыко) «Т лыко: лыко ср. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб., Т.Ф. Поэтому слово «лыко» получило в русском языке дополнительное значение — «легкое дело».
Значение слова Лыко
Лыко -, лыка, мн. и, ср. 1. только ед. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Знаем ли мы сегодня, что такое лыко? ЛЫКО ср. лычко или мн. лики, лыка, молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева (под корою луб; под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина). это слово, которое имеет несколько значений и используется в разных контекстах.
Ярлык и лыко Охота на слова
Если сегодня открыть сборник «Русских народных сказок» Александра Афанасьева, то от обилия таких архаизмов, как «сомороты», «коски» и прочих «гой еси», заболит голова. Впрочем, мы совсем не собираемся истязать вас головной болью — вместо этого предлагаем вам проверить, знаете ли вы слова, которые все когда-то да встречали в русских сказках.
Для борьбы с вечной женской проблемой целлюлитом лучшего варианта чем лыковая мочалка для мытья и не сыскать. Природная жёсткость — это союзник в разбивании ненужных отложений на бёдрах. Вот такая она мочалка из лыка, которую подарила нам природа-матушка и красавица липа. Не верите — попробуйте сами! Удачи вам! Есть в России деревня, где живут люди редкой древней профессии — мочальники. Я стою на скользком помосте и стараюсь не вдыхать глубоко: пахнет гниющим деревом. Алексей, мужчина лет тридцати пяти, помогает мне выбраться, а сам остается в воде по пояс.
Он достает из пруда притопленные под грузом свертки древесной коры, а затем расстилает их на земле, наподобие ковров. Фотограф Марина Маковецкая фиксирует каждое движение Алексея. Мы с Мариной в Нижегородской области — в деревне Букалей с населением 43 человека. Алексей показывает нам, как добывает средства к существованию для семьи. Вот он руками сдирает внутренний слой «ковров» — белые древесные волокна — и развешивает их сушиться на заборах. Чем он занят? Еще век назад любой наш соотечественник сразу ответил бы на этот вопрос. Букалейцы — одни из последних людей, живущих древнейшим русским промыслом — мочальным. Каким образом крестьяне вырывали елки, автор пособия не уточняет.
У китайцев был шелк, у англичан — шерсть, а у русских — мочало. Этот материал сыграл в судьбе России такую важную роль, что его без преувеличения можно было отнести к национальным символам наравне с собольим мехом. Но о мочале, как только необходимость в нем исчезла, позабыли. Сегодня даже значение этого слова известно в России не каждому. Мочалом называлась замоченная в воде и высушенная внутренняя часть липовой коры — луб он же лыко, или подкорье. Из него крестьяне в промышленных масштабах изготавливали десятки необходимых вещей: лапти, морские канаты, кисти для побелки, банные мочалки теперь понятно, почему они так называются , кровлю для крыши, сита для муки и рогожу — дешевую ткань, которая шла на одежду и мешки. Рогожа, как самый ходовой товар, частично поставлялась на экспорт. Вплоть до начала XX века липовая кора «кормила» минимум половину крестьян в Центральной России — в основном жителей северного Поволжья. Как сообщает перепись Императорского лесного института, только в 1912 году было заготовлено 2,8 миллиона пудов, то есть 44 тысячи тонн мочала.
В России оно было незаменимым материалом — таким же, как в наши дни ПВХ или полиэтилен. Если бы не мочальный промысел, жителям деревни Букалей грозило бы самое настоящее натуральное хозяйство: они и так едят в основном собственные продукты — мясо и овощи, яйца и молоко. Фото: «Удить», «карябать», «чесать», «вязать» — не просто слова из Толкового словаря Даля — это этапы производст-венного процесса изготовления лыковых мочалок и кистей в Букалее. Людей, зарабатывавших на жизнь заготовкой мочала, называли мочальниками. В 1840 году географ Петр Кеппен только в восьми поволжских губерниях насчитал сотни тысяч изготавливавших мочало крестьян. Масштаб промысла был столь огромен, что, обеспокоенное состоянием липовых лесов, Министерство государственных имуществ отправило Кеппена в двухлетнюю экспедицию для подсчета ущерба. Сведения, представленные Кеппеном в 60-страничном отчете «О мочальном промысле», уникальны: например, только у него есть информация о том, что в Крыму мочало делали из волокон финикового дерева. Марина Маковецкая узнала про деревню мочальников, когда делала съемку для другой статьи в соседнем с Букалеем селе Полх-Майдан, где из липы делают матрешек: тогда Марине объяснили, что кору забирают себе букалейцы. Недолго думая, мы направились в Нижегородскую область, вооружившись книгой Кеппена и самоучителем «Как заготавливать мочалу» 1912 года издания.
В предисловии автор — некто Пермяк — уверял, что освоить «легкое и доходное ремесло» может любой желающий. Но уже с первых страниц стало очевидно, что мочальный промысел был весьма экстремальным занятием. Самым опасным этапом мочального дела была заготовка липовой коры. Рубить и «драть липу» крестьяне уходили целыми семьями в начале мая: в это время в деревьях начинается движение сока, и кора легче отстает от древесины. Мочальники вместе с женами и детьми жили в болотистых лесах несколько недель. С молодых лип кору — зубами, по свидетельству Кеппена, — драли на лапти, большие деревья валили и обдирали топором. Иногда ради скорости кору снимали прямо со стоячих деревьев. В таких случаях на дерево лыкодеры поднимались без лестницы — с помощью веревок из того же мочала. Пока рубили лес, нередко гибли лошади, из-за сырости и болезней умирали люди.
В 1913 году профессор Императорского лесного института Николай Филиппов назвал условия работы мочальников «бесчеловечными и суровыми». Впрочем, Петр Кеппен о трудностях мочального промысла писал с лаконичной строгостью: «Все это естественно и не служит поводом к жалобам». Сегодня в Букалее сложности добычи коры сведены почти к нулю: кору сдирают в Полх-Майдане с уже срубленных деревьев. Работать в лесу букалейцы не смогли бы при всем желании: почти все деревенские — одинокие женщины за шестьдесят. Молодых семей в деревне только две. Познакомиться с местными жителями нам помогла Нина Белова — фармацевт из Нижнего Новгорода, которая когда-то давно уехала из Букалея учиться. Нина хорошо помнит, как в детстве по ночам «чесала» мочало — помогала матери с работой в артели. По словам Беловой, в Букалее большинство занимается мочальным промыслом в силу привычки, укоренившейся у людей со стародавних времен. Из мочала плели рогожу, делали из нее мешки и матрасы; до сих пор в каждом доме стоит станок для рогожи, я покажу вам», — рассказывает наша сопровождающая по дороге в деревню.
Для тех, кто не хочет или не может учиться после школы, такой образ жизни лучше, чем гастарбайтерство в Москве. Ты создаешь что-то из подручных материалов, приносишь людям пользу и сохраняешь традицию предков. Мы въезжаем на главную и единственную улицу Букалея: по ней гуляют коровы, но не видно ни души. Нина в шутку напоминает, что название деревни переводится с чувашского как «долина быков». С первого взгляда на старинные дома понятно, что Букалей — место, где люди живут прошлым, почти оторванные от современной цивилизации. Раз в сутки сюда заезжает автобус из районного центра, раз в три дня — продуктовая лавка. Электричества и водопровода в деревне нет. Мы идем к первому дому — здесь живет одна из самых старых жительниц Букалея — Евдокия Федоровна Климакова. Во дворе я на секунду останавливаюсь: в нос ударяет очень сильный специфический аро-мат — нечто среднее между запахами псарни, тухлых яиц и липовых цветов.
Евдокия Федоровна, как и все жители Букалея, этого запаха уже не чувствует — от ее одежды пахнет еще сильнее. Аромат сгущается, когда мы подходим к сараю с заготовками. Едва войдя внутрь, понимаем: идти дальше некуда — высокое помещение до потолка забито гниющим мочалом, липовым подкорьем. Букалейцы производят из мочала два типа изделий — малярные кисти и банные мочалки. Индивидуальных предпринимателей в деревне нет — женщины по старинке, без каких-либо счетов и накладных, продают кисти и мочалки перекупщикам. Неожиданное словосочетание в устах восьмидесятилетней женщины из глухой деревни, но она знает, о чем говорит: перекупщики действительно реализуют липовые мочалки — по высокой, к слову, цене — в элитных спа-салонах. Евдокия Федоровна с трудом ходит, но ловко выхватывает из горы подлубья кусок и показывает, что значит чесать мочало. Раз пятнадцать она проводит мочалом по гребенке из гвоздей, прибитой к полу, и за несколько секунд скручивает полученные волокна узлом — «восьмеркой». Настоящая русская мочалка готова.
Фото: Кисть из российской глубинки белит украинскую хату — товар дошел до потребителя. По давней традиции дома на Украине обновляют по весне перед Пасхой. За год лыковая кисть подорожала вдвое: 50 гривен 140 рублей против 25. Фото: Татьяну Федоровну Климакову односельчане называют «фабрикой». С детства она приучена «чесать» щетки — не менее двадцати в день. Такова была норма, установленная родителями. И теперь, несмотря на возраст и огородно-земельные работы, женщина ежедневно трудится в мастерской — и так весь год, кроме больших праздников. Темное мочало используем для кистей, белое — для мочалок», — отвечает женщина. Век назад такая технология не работала.
Лучшую липу крестьяне выбирали заранее, еще до наступления весны. Лучшей считалась липа среднего возраста диаметром 5 вершков немногим более 20 сантиметров , растущая на песчаной почве в еловом или пихтовом лесу. Автор бестселлера «Как заготавливать мочалу» объясняет: «Луб, снятый с дерева, растущего на хорошей песчаной почве, весит больше. От старых деревьев луб отстает с трудом, и цвет у него темный». Чтобы посмотреть на замочку липовой коры , мы с Ниной направляемся к семье Лены и Алексея — в Букалее у всех свои мочища. В отличие от других, пожилых жителей деревни, эта пара производит мочало большими объемами. В семейном деле участвует даже дочка Лены и Алексея — второклассница Ира. Сразу после весеннего сбора липовую кору замачивают и оставляют в воде до осени, чтобы луб стал мягким и легко отставал от внешней коры. К счастью, современным мочальникам не нужно думать о доставке коры до мочищ.
Раньше транспортировка сырья к реке или запруде была сопряжена со множеством проблем. Телеги застревали в болотистых лесах, и крестьянам приходилось придумывать нестандартные способы перевозки тяжелого груза. Самоучитель мочальников описывал экстравагантную методику, о которой нельзя не упомянуть: изготовление «на скорую руку » салазок из елей. Но как-то справлялись — мама нашей провожатой Нины Беловой, бросившая промысел всего несколько лет назад из-за проблем со здоровьем, помнит, что подобные салазки делал ее дед. Мы стучимся в дверь дома Лены и Алексея, и минут через пятнадцать нам открывают ворота. Проходим двор, задний двор, огород и, наконец, оказываемся перед мочищем, которое напоминает пруд c картины «Аленушка». Я и представить не могла, что через несколько минут окажусь в нем. Уже знакомый нам запах из сарая Евдокии Федоровны здесь достигает кульминации. Семья заготавливает сырье все лето: кора этого года остается в воде до осени, а Алексей тем временем достает из мочища прошлогоднюю кору.
Вы молодые люди, в артели не работали. Вам никогда не хотелось заняться чем-то более современным? Мой интерес кажется ей странным. По словам Алексея, мочалом заниматься выгодно. Это позволяет работать только пять месяцев в году, а зимой можно найти работу в городе. Личные мочища появились у букалейцев десять лет назад, когда работавшие рядом с деревней нефтяники выкопали жителям пруды в качестве платы за постой. Раньше кору замачивали в реках или ручьях в лесу — там же, где и сдирали. Иногда один ручей запруживали через каждые десять метров. Мочалу нужна именно стоячая вода, запруда, и тому есть две причины.
Во-первых, в этом случае луб точно не унесет течением. Во-вторых, поясняет самоучитель мочальников, «чтобы луб не почернел от воздуха». Осенью кору вынимают из воды и отделяют подкорье. Раньше для этого в Букалее использовали русский инструмент с забавным названием — кочедык его еще называют лапотным шилом — без кочедыка лапти не сплести. Но со временем в деревне растерялись все кочедыки, а найти новые в современной России оказалось непросто. До сих пор в Букалее рассказывают, как еще в советское время несколько деревенских мастеров поехали за кочедыком в ГУМ, но не нашли там ничего подобного и очень расстроились. Теперь Алексей справляется и без инструмента: отделяет мочало руками, впиваясь ногтями в кору. В нос ударяет очень сильный специфический аромат — нечто среднее между запахами псарни, тухлых яиц и липовых цветов. Он сгущается, когда мы подходим к сараю с заготовками.
Во время коммунистических субботников их иногда выдавали как орудие производства, в результате чего они благополучно перемещались из народного хозяйства в личное. Основные технологические приемы можно выделить следующим образом: Липа может давать сырье как со взрослых, так и с молодых деревьев. Основное период заготовки приходиться на период от Благовещенья до Троицы. С молодых деревьев кора снимается посредством продольных надрезов длиной не более 100 см, в количестве не более 4 на один ствол. Большие деревья окоряются с двух сторон, и кора снимается с помощью подбоев - деревянных клиньев, которые загоняются между подкорком и непосредственно стволом дерева. Отделенные части снимаются в виде двух желобов. Очень важная часть подготовительных работ - вымачивание. Оно осуществляется в неглубоком, до 0,5 м водоеме с твердым ровным дном и проточной водой.
В результате волокна приобретают необходимые качества, в первую очередь пластичность и легко отделяются от несущей подложки. Продолжительность процедуры - показатель весьма неопределенный и напрямую зависит от конкретных условий произрастания и качества материала. На практике, в большинстве случаев, может колебаться от 2 до 7 недель. Вымачивания можно избежать, если в работу идут совсем молодые деревца подкорный слой которого не огрубел в достаточной мере. После вымачивания волокно снимается, распределяется и очищается с помощью вычесывания примитивной гребенкой. Далее начинается сушка под навесом с хорошим протоком воздуха и постоянным контролем сырья, поскольку, как и любой органический материал с достаточным уровнем влажности, оно подвержено гниению. Словечко от Бывалого! После сушки традиционная технология подразумевала «золочение», то есть вязки лыка выставлялись на прямое солнце, в результате чего поверхность покрывалась насыщенным соломенно-золотистым цветом.
Скажем прямо, что эта финишная процедура характерна скорее для производства лаптей, нежели мочалок, поскольку воздействие ультрафиолета делает лыко более жестким. Из готового сырья мочалки делались примитивным способом кручения, когда слой материала примерно 80 - 100 мм толщиной перехватывается жгутом в двух местах и утягивается для сохранения формы. В этом контексте более справедливо выражение не как плести мочалки, а как их вязать. Визуально и более наглядно с процессом изготовления можно ознакомиться в прилагаемом видеоматериале. Срок службы такой мочалки редко превышает 5 - 8 процедур и она подвержена поражению микроорганизмами, что вполне естественно для натурального продукта. Правильно решить вопрос, как плести мочалку для бани это еще далеко не все, немаловажно, как ее правильно использовать. Перед употреблением такое изделие необходимо предварительно распарить, в течении 5 - 7 минут в умеренно горячей воде, а после тщательно прополоскать в прохладной. Заключение Изготовление мочалки своими руками творческий и интересный процесс.
Возможности современного мира открывают для такой деятельности широкие перспективы. Обилие различных материалов , технологий, способов реализации позволяют получить качественный продукт с заранее заданными свойствами. Скажем откровенно. Лыковая мочалка не самый практичный вариант. Да, безусловно, она обладает отличным запахом и фактурой, однако срок ее реальной эксплуатации весьма не долог. В крестьянских семьях обычно парой мочалок мылась вся большая семья, после чего ее просто выбрасывали и в следующий поход в баню заменяли новой. Сам по себе мочальный промысел существовал как дополнение к основному, когда изготавливали лапти и короба, а на мочалки шли отходы производства, не кондиционный материал. Если в вашем распоряжении традиционная баня, выполненная по всем канонам строительного искусства и обладает сильным, а возможно и уникальным духом, то такая мочалка будет несомненным ярким акцентом и уместным дополнением в общем банном ансамбле.
В иных случаях, мочалку можно связать из шерсти. А что? Натурально, доступно, эффективно и никакого лесного браконьерства. Немного поразмышляем — какую мочалку лучше всего купить. Согласитесь, что ни в баньке, ни в городской квартире — под душем, не обойтись без такой помощницы. Казалось бы, чего уж проще — купить мочалку. Однако, и в этом деле есть над чем задуматься. Мочалки все разные — одна едва мылится, другая кожу снять может одним неосторожным движением.
Попробуем разобраться — какая мочалка лучше всего и сколько их нужно Мочалка может быть либо из синтетического волокна, либо натуральная. Цвет и размер — дело второстепенное. Мочалки из натуральных материалов Одна из старинных мочалок — из лыка Лыко заготавливали весной, срезая с молоденьких деревьев мягкую кору. А липовое лыко — внутренняя сторона коры, его подвергали дополнительной обработке, вымочив в воде. После этого оно становилось более мягкое и гибкое. Ранее мочалка из лыка представляла из себя пучок волокон, расползающихся в разные стороны. Сейчас делают уже более симпатичные, но и то это большая редкость. Лыковая мочалка способна глубоко очистить поры, хорошо снимает отмершие клетки.
Способствует убивать микробы которые еще не смылись водой за счет выделения фитонцидов. Минусы такой мочалки — не создает обильной пены, срок службы — короче синтетики, сохнет тоже не очень быстро. Мочалка из морской губки Такая мочалочка для «банных гурманов». Эта мочалка-губка сделана из скелета морского примитивного существа. Печально немного, тем не менее, эти существа продолжают и после жизни приносить пользу людям. Такая мочалка очень нежная, не вызывает аллергии. По сему, её отнесли к разряду очень полезных. Она дает хорошую пену и подходит для ежедневного применения.
А еще ей не очень удобно самому себе тереть спину. Мочалка из сизаля Сизаль — натуральное и очень грубое волокно. Его получают из свежих листьев агавы путём разминания листьев отделяются волокна, которые промывают, просушивают, а потом делают разные крепкие вещи: канаты, тросы, щетки, мешки, сети и мочалки. Мочалка из сизаля может применяться и в сухом виде — для удаления загрубевшей кожи на пятках, к примеру. Для тела в мокром виде мочалку нужно использовать аккуратно, без нажима. Иначе, если ваша кожа нежная и тонкая, её можно будет даже поранить. Мочалка из сизаля улучшает микроциркуляцию крови и тонизирует кожу. Но необходимо иметь еще одну мочалку — более мягкую, для частого применения.
Берестяная мочалка Поистине, мочалка с русской душой. Береста березовая кора — очень ценный материал для мастеров. Как и любая ручная работа , такая мочалка считается дорогой, относительно многих других. Берестяная мочалка хорошо массирует кожу, глубоко ее очищает. Береста, как и лыко, содержит антибактериальную силу! Перед банькой или душем такую мочалку надо опустить в горячую воду минут на 15, чтоб стала помягче. Рекомендуют при целлюлите и угревой сыпи. Любители обильной пены ее тоже не оценят по достоинству.
Её необходимо тщательно промывать и сушить. Льняная мочалка Достаточно мягкая. Не вызывает аллергии, подходит для нежной кожи. Мылится не очень хорошо, долго сохнет, но при этом не скапливает на себе микробы за счет антисептический свойств льна. Такая мочалка подходит для ежедневного использования. Мягко отшелушивает кожу, словно полируя её. Бывает разных форм и может удовлетворить любые запросы. Мочалка из люффы Делают такие мочалки из растения, похожего на цуккини, огурец — лиана из семейства тыквенных.
Молодые плоды люффы употребляют в пищу, а зрелые — досушивают и делают из них мочалки. Пожалуй, из натуральных мочалок, эти самые распространённые. Такая мочалка обеспечит хороший пилинг. Каждый день ей могут пользоваться только люди с очень грубой кожей. Всем остальным придется запастись еще одной мочалкой, помягче. Перед употреблением стоит опустить в горячую воду на несколько минут. Крапивная мочалка Такая мочалка плетётся из волокон китайской крапивы — бомерии белоснежной рами. Нитки из этого растения достаточно прочные, но не настолько жесткие, как у сизали.
Нить рами обладает натуральным шелковистым блеском. Такие нити добавляют даже при изготовлении дорогих тканей. Так что мочалка из рами может отнести себя к разряду дорогих по своим свойствам: нити красивы, прочны, не поддаются гниению, хорошо шлифуют кожу. Еще одно из достоинств — большой выбор форм, и достаточно низкая цена. Мочалка с мыльными орехами Это из разряда экзотических товаров. В льняном мешочке находятся мягкие и мелкие орехи растения — Sapindus Trifoliatus. Пишут, что такая мочалка хорошо очищает и увлажняет кожу, делая ее гладкой. Никаких гелей для душа не понадобится — нужно лишь смочить мочалку.
Конечно, этих орехов хватит ненадолго, и вскоре содержимое мешочка нужно сменить. Натуральная мыльная пенка не содержит щелочей, и не проникает в кожу, а лишь смывает с кожи излишки пота и жира. Сохраняет липидный слой кожи. Все эти замечательные свойства подходят для мытья нежной кожи детей. Кстати, пишут, что мыльные орехи не вызываю аллергии. О цене, пожалуй, не стоит говорить. Расходы увеличиваются за счет смены наполнителя мешка. И, если вы не хотите пользоваться обычными моющими средствами с красителями, отдушками, лаурилсульфатом и парабенами, то такая мочалка — для вас.
Тогда цена — дело второстепенное. Сделаем вывод: Натуральные мочалки имеют ряд преимуществ — выделяют полезные вещества, обладают противовоспалительными свойствами, выделяют фитонциды. Насколько хватит таких свойств? Конечно же, не более, чем на 6 месяцев. В дальнейшем — это будет просто мочалка. И то, если у такой мочалки останется приличный вид после нескольких месяцев использования. Все натуральные волокна имеют поры, где могут поселиться бактерии, а что бы они там не размножались, мочалки необходимо тщательно промывать и просушивать. Мочалки из искусственных материалов Здесь можно описать всё и сразу по нескольким характеристикам: многообразие форм и расцветок; на них не живут бактерии; с них быстро стекает вода, соответственно, быстро сохнут; долговечны и стоят достаточно дешево; материал, из которого делают такие мочалки — вспененный поролон, нити из целлюлозы или нейлона разной толщины и плетения.
Последнее время обрела особую популярность «Японская мочалка». Изготовлены они в виде длинного шарфа. В данный момент ассортимент японских мочалок насчитывает тоже более 100 наименований. Казалось бы, что можно еще предложить?
На лапти идет преимущественно липовое лыко. Жгут или лоскут из этой ткани.
Ивовые лыки. Подпоясанный лыком. Лыка не вязать разг.
7 сказочных слов, о которых мы не все знаем
Морфологические и синтаксические свойства[править]. -лык. Словообразовательная единица (аффикс). ЛЫКО, а, мн. лыки, лык, лыкам, ср. Луб молодой липы, ивы и нек-рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. Такое правило распространяется и на волчье лыко, хотя в народе оно получило славу исключительно ядовитого растения, которое следует уничтожать или хотя бы обходить десятой дорогой.
Лыко что такое
Развлечения - 15 июля 2023 - Новости Уфы - Заморивший сына блогер отправился за решетку, Ивлееву обвинили в дискредитации ВС РФ: главные новости 16 апреля. Такое правило распространяется и на волчье лыко, хотя в народе оно получило славу исключительно ядовитого растения, которое следует уничтожать или хотя бы обходить десятой дорогой.
Значение слова «Лыко»
Последнее лыко переплетается уже не со свободными, а с натянутыми от носка к пятке. Но вы разберетесь. Кочедык вам поможет. Перебрав все лыки на одной стороне, переходите на другую. Так же все переберите и проплетите по стельке к противоположным сторонам. Начало и продолжение заплетки носка На подошве вашей бахилы постепенно нарастает второй слой. Говорят: плетется в две цены.
Носок и задник сплетены. Но еще на боках остаются не переплетенными натянутые наискосок лыки. Чтобы закрыть этот «недоплат», надо бы проплести еще по три-четыре лыка. Смотрите, нужные вам лыки сами пришли сюда и просятся в строку. А если они преждевременно кончились и не пришли, то вы их наставьте. Лыко наставляется удлиняется не клеем и ух, конечно, не связывается узлом, а заплетем нового конца.
Отступя два-три шажка от того места, где кончается короткоелыко, продевается новое. Продергивая новый конец, постарайтесь не выдернуть его совсем. Остановитесь так, чтоб кончик нового лыка спрятался под клеткой. Кончик короткого лыка отрежьте. Новое лыко его прикроет. Наращивание длины будет совершенно не заметно.
Затяжка носка бахилы на колодке. В первую очередь пустите в дело те концы, которые «просятся» на незаплетенные бока. А из них раньше дайте дорогу тем, что нацелены на носок. Пропустите их туда по одному или по два, не более. Проплетите их между собой над стопой ноги, сгибая под прямым углом, гоните вниз. Этого обычно хватает для полного заплета боков.
Если покажется мало, пропустите по третьему лыку. Остается навести крепость и красоту на носок и для пущей прочности дать еще цену на пятку. Остатки концов сами выйдут на носок. Их нужно всего четыре, два с одной стороны и два с другой. При нехватке концов — нарастите. Выведенные на носок концы сгибают и разворачивают вправо и влево так, чтоб получилась одна линия.
Образующийся при этом рубчик и придает красоту бахиле. Пунктиром показано, куда пойдут последние три лыка. Задник почти сплетен. Лыко слева и два справа, оставлены для наглядности, вы уже поняли, куда они пойдут Пятка укрепляется вторым наплетем до определенного места с поворотом вправо иди влево. Обычно для этого основных лык уже не хватает. Вводятся новые.
Бахила готова! Она похожа на калошу. Настало время рассказать про лапоть. Теперь, когда вы сплели бахилу, про лапоть рассказывать проще. Вы все поймете с полуслова. Подготовка лык и плетение проплетки идет точно так же.
Колодка немножко отличается. Носок у лапоточной колодки широкий, приплюснутый, пятка тоже широкая. Стало быть, и проплетка плетется широкая. Носок и задник Рис. Лапоть на колодке В плетении проплетки из натурального лыка есть одна особенность. Надо следить за тем, чтобы крепкая белая сторона лыка была всегда повернута наружу, а паздирный слой — внутрь лаптя.
Это вызывает некоторую трудность в самом начале плетения проплетки при загибании крайних лык. Бумажное лыко вы просто перевертываете на другую сторону, а тут надо, чтобы при повороте лыко было повернуто той же стороной. Лри этом кромки стельки, особенно со стороны пятки, заворачиваются вверх. Эта особенность используется при дальнейшем плетении лаптя. Завернутый вверх край пяточной кромки позволяет упереть в него задник колодки и затянуть носок, который является продолжением проплетки. А затягивается носок лаптя так же, как и бахилы.
Все восемь или двенадцать лык загибаются на верх колодки и плетут сперва средние четыре лыка, потом остальные. Носок сразу примет форму колодки. Дальше пойдет по-иному, чем у бахилы. У лаптя бока и задник не наплетаются. Зато сплетается окончательно широкий лапотный носок. После чего все лыки угонятся на проплет-.
Носок лаптя должен быть просторным. Пальцам ног обеспечиватся хорошая защита. Лыко, сплетенное в две цены, предохранит от сучка, от камня и сухих колючек. Если на этом и закончить, то у вас получится шлепанец, настоящий домашний шлепанец. Но ведь в шлепанцах ходят по дому, а мы говорили, что в лаптях люди ходили за тысячи верст. Значит, надо что-то сделать, чтобы лапоть не спадал с ноги, а пятка на проплетке не виляла туда-сюда.
В бахиле для этой цели наплетают бока и задник. А у лаптя, как мы сказали, нет ни боков, ни задника. Вместо них по краям проплетки накручивается из лык валик в палец толщиной. Для этого берут концы лык, складывают их по четыре-пять штук вместе, не свивая, а прямушкой и обматывают, одновременно пришивая к кромке проплетки отдельным хорошо промятым лыком. Вот такой у вас получится лапоть Приглядитесь к кромке. Она немножко загнута вверх.
Выберите место, с которого начнете обмотку, и гоните шаг за шагом. Шаги все косые, но идут по порядку. Валик получится ровный. Гоните кругом. Пальцы должны чувствовать, а глаз видеть, когда обкручиваемый пучок «похудеет». Добавьте концов.
Не допускайте, чтобы «худоба» пучка наступила сразу. Добавляйте вместо выбывающих новые концы. Иные мастера не ограничиваются валиком, а для пущей надежности наплетают небольшой задник, всего в четыре недлинных лыка. Их заплетают с того места, где у кожаной обуви начинается каблук. Выбирают такие дорожки, которые пересекаются на кромке проплетки в самом центре пятки. Когда все четыре лыка выйдут на край проплетки, переплетите их между собой, как начинали плести задник бахилы.
Только там вы плели в восемь лык, а тут в четыре. Больше не требуется. Высокий задник при ходьбе иногда натирает лодыжку. Лыки сгоните к проплетке. Они войдут в пучки боковых валиков. Остается сделать ушко для продевания обор.
Возьмите узкое тонкое лычко, проденьте его вверху задника, протяните до половины длины и свейте веревочку сантиметра в три длиной. Затем оба конца спрячьте, проплетя по три-четыре шажка в разные стороны. Обозначится ушко. В него продевают оборы, которыми крест-накрест приматывают онучи портянки. Вот вы и сплели лапоток, а еще раньше бахилочку. Они не во всем удались.
Но ведь это же первая ваша работа. Надеемся, вы убедились, что плести лапти не так уж и просто, как иным кажется. Всякое дело мастера боится. Сейчас в магазинах, где продаются изделия умельцев, редко, но можно встретить и лапти, и маленькие лапоточки. Еще реже — бахилы. Их охотно покупают иностранцы.
Откуда-то пошла мода покрывать лапти лаком. Это от лукавого и так же нелепо, как прикрепить веревочные оборы к лакированным туфлям. Даже сами слова, поставленные рядом: «лакированные лапти» вызывают улыбку своим прямо-таки фельетонным сочетанием. Не будем наводить на лапоть глянец. Он хорош и без него, как свидетель нашей не такой уж далекой истории. Получение и применение Добыча и предварительная обработка лыка Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками.
Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…». На Севере России сырьё для плетения принято было заготавливать «от Благовещенья до Троицы, поскольку в это время кора ещё мягкая». Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке. К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости. В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка. Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению: «Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести».
Изготовление обуви и других предметов обихода Основная статья: Лапти Кузов из берёсты и луба, начало XX века Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы: Для изготовления «двухпяточных» лаптей, или «семилычек», использовали тщательно очищенное лыко. Такие лапти определённое время выдерживали на солнце, после чего «лицевая сторона лычек становилась тёмно-коричневой». Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева, с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники». Из лыка молодого дуба плели «дурачи», из лыка берёзы и вяза — «берёзовики» и «вязовики». Впрочем, самые прочные лапти изготавливали из луба молодой липы.
При этом толщина дерева не должна была превышать полутора вершков. Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода. Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель». Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней. С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку.
В Вятском крае, как и в других регионах страны крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей. Именно лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество русских пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других.
В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала. Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку подковырку. Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными а не пеньковыми оборами то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти или вязовые красноватые семерики.
Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор. Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение — «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип — прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки носки. Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами.
Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму. Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол.
Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку».
Лыко — молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье дерева. Применяется для изготовления рогожи и плетения лаптей, корзин и т. Итак, лыко, это та субстанция, которая расположена между корой и стволом дерева. Если вам приходилось снимать кору даже со свежесломанной ветки, вы наверняка замечали такую тонкую прослойку меж самой корой и стволом.
Это и есть лыко. Самое хорошее лыко получается из липы. Это самое лыко использовалось для плетения корзин, циновок, изготовления мочалок и кистей, но самое распространенное применение лыка было изготовление лаптей. Обувь в стародавние времена была дорогим удовольствием, крестьяне не могли ее себе позволить, поэтому плели лапти из лыка. Себестоимость такой обуви была минимальна, носили ее самые бедные слои населения.
Учитывая это, становится понятным значение выражения «не лыком шит» - то есть не из бедных, не из простых.
Островский, Свои люди — сочтемся! Ставить всякое лыко в строку — ставить в вину всякую ошибку. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. Применяется в изготовлении рогожи, лаптей и иной утвари. Источник: Wipedia. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Драть л.
В Раннем Средневековье у восточных и западных славян лыко признавалось ценным ресурсом.
Оно становилось предметом торговли и выплаты дани. Как появился фразеологизм? Лыко — это дешевый и доступный материал. Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию. В начале XX века, когда крестьянство переобулось в кожу, лапти стали носить лишь бедняки, а лыко начало ассоциироваться с нищетой.
Баять буду! Эти 10 слов вы точно встречали в сказках — знаете, что они означают?
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Развлечения - 15 июля 2023 - Новости Екатеринбурга - А что такое лапти, известно всем.