Поэтому, отвечая на вопрос о том, смогут ли мошенники с помощью данных записей снять деньги с вашего счета, уверенно скажу: нет», — успокаивает эксперт. Часто мошенники говорят, что им нужны данные для расследования преступлений, связанных с мошенничеством по телефону. К сожалению, основной причиной распространенности телефонного мошенничества по-прежнему остается доверчивость граждан. Владимир Гончаров предостерегает: ни при каких обстоятельствах не произносить слово «да», потому что мошенники могут наложить контекст разговора и подтвердить транзакцию по переводу средств. По словам эксперта, если разговор кажется подозрительным, его нужно прекратить. Шуленин также посоветовал не пытаться разыграть мошенника, чтобы его проучить.
Телефонное мошенничество: что стоит знать?
Поэтому, отвечая на вопрос о том, смогут ли мошенники с помощью данных записей снять деньги с вашего счета, уверенно скажу: нет», — успокаивает эксперт. "В телефонном разговоре с мошенниками нужно избегать использования ряда слов. Нельзя звонить на незнакомые телефонные номера, некоторые из них могут быть платными. Хотя многие люди понимают: это фразы мошенников, не нужно вступать с ними в диалог, однако в 2022 году россияне все-таки потеряли от телефонного мошенничества 14,2 млрд рублей.
Доцент Тимофеев: не берите трубку на звонки со скрытого, иностранного или короткого номера
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Единственно правильным вариантом развития событий при разговоре с мошенниками является сброс звонка. Оказывается, просто говоря по телефону «да» или «нет», вы рискуете остаться без средств на счетах. Какие уловки выдают ложь телефонных мошенников, которые пытаются получить доступ к вашим картам, и почему на удочку грабителей попадаются даже опытные и недоверчивые люди.
Почему нельзя давать позвонить незнакомцам: 5 способов развода
Бывало смешно, когда сразу понимал что это развод. А вот пару раз был на грани уж очень профессионально, логично, неожиданно и настойчиво они действовали , но все обошлось. Вариантов и вариаций каждого варианта телефонного мошенничества великое множество от простейших лобовых атак до довольно хитрых и изощренных многоходовок. Давайте рассмотрим, пусть далеко и не все, но основные наиболее часто используемые сценарии обмана доверчивых граждан.
Предупрежден — значит вооружен! Короткий вызов и сброс Самый частый и относительно самый безобидный в смысле потенциальных убытков сценарий. Мошенники регистрируют свой номер как платный.
Звонят потенциальной жертве и довольно быстро сбрасывают вызов и ожидают, что абонент им перезвонит. И многие перезванивают. Кто-то из обыкновенного любопытства, кто-то ждет важного звонка, кто-то имеет привычку или считает необходимым перезванивать на пропущенные звонки.
И если абонент перезванивает, то с его мобильного счета списывается некая сумма за звонок на платный номер. Размер суммы зависит от тарифа, который установлен мошенниками за входящие звонки на платный номер при его регистрации. Если не хотите заплатить мошенникам, пусть и небольшую, но денежку, не надо перезванивать на номера, с которых идет вызов с быстрым сбросом звонка.
Звонок о якобы попавшем в беду родственнике Одна из самых старых схем, но периодически срабатывает. Такие звонки осуществляются мошенниками обычно поздним вечером, ночью или под утро. Полусонной потенциальной жертве сообщается, что с родственниками сыном, дочерью, внуком или внучкой или друзьями произошла очень нехорошая история.
Какая это история — зависит от фантазии мошенников. Сбил за рулем автомобиля пешехода, замешан в криминальной истории, попал в полицию, проигрался в карты, катастрофа, авария и т. В любом из сценариев необходимо срочно перевести или передать довольно крупную сумму, чтобы не возбуждалось уголовное дело, заплатить врачам в больнице, оплатить транспортировку человека в тяжелом состоянии вертолетом, расплатиться с карточным долгом и т.
Иногда первым общается с абонентом якобы его родственник или друг попавший в беду правда истерическим тоном и с фоновыми шумами, криками, писками, визгами , а затем трубка передается тому, кто проблему может решить. Он то и называет сумму и способ передачи денег. С год назад и мне так ночью звонил сын, который въехал в чужую дорогущую иномарку и надо было срочно оплатить ремонт и замять дело.
У меня правда только дочь и спала она в тот момент в соседней комнате, но если мошенники «попадают» правильно, то есть вероятность, что «развод» удастся. В случае подобного звонка необходимо первым делом перезвонить самому родственнику или другу, от чьего имени звонят мошенники. Звонок из банка или государственных органов Вот уж здесь у схемы множество вариаций и множество задач.
Абоненту могут звонить от имени менеджера банка, могут от имени службы безопасности банка. Могут звонить как с обычного мобильного номера, так и с поддельного короткого номера банка именно реальный короткий номер банка высветится на экране.
Зато преступники могут убедить человека сказать фразы, содержащие просьбы о помощи, и записать их на диктофон. Записанный диалог можно использовать для шантажа родственников и вымогательства выкупа. Не рекомендуется по телефону произносить слова, которые можно двояко толковать например, «Помогите», «Дайте денег», «Я в опасности», «Я в больнице». Как записанные фразы могут использоваться Записанную на диктофон чужую речь преступники могут использовать в своих корыстных целях. Для того чтобы выяснить правдивость информации, потребуется специальная экспертиза. Шантаж при помощи монтажа видео и аудио Чаще всего монтажом видео- или аудиофайлов занимаются мошенники, которые преследуют корыстную цель. Например, чтобы отвести от себя подозрение, направить полицию по ложному пути, создать новость, которая вызовет нужный общественный резонанс.
Преступники используют голос человека, чтобы напугать его родственников, заставить заплатить деньги. Иногда смонтированный аудио- или видеофайл может выглядеть как настоящая запись. Прежде чем принимать решения, необходимо проверить подлинность информации. Вымогание средств у друзей и родственников Смонтированную беседу, содержащую чью-то речь, преступники могут озвучить по телефону родственникам жертвы и использовать в целях шантажа и вымогательства. Обычно мошенники требуют денег. Причем убедительно просят человека не связываться с полицией и как можно быстрее привезти денежные средства в определенное место или перечислить на указанный банковский счет.
Только в этот раз его рассматривали порядка четырех часов: задавали уточняющие вопросы, звонили три раза, спрашивали, точно ли я не нахожусь под давлением, какая цель. Денег на счете, куда я переводила средства, нет.
Помочь мне больше ничем не могут. Я побывала в аду! Когда звоню в банк, мне отвечают тем же голосом, используя те же формулировки, я уже боюсь совершать какой-либо платеж онлайн. Ночами плохо сплю, каждый день прокручиваю всю эту ситуацию в голове. Морально вымотана от этих разборок. Ощущение полной беззащитности. Теперь мне нужно отдать около 16 тыс. Люди вокруг набросились: а что, ты не знала?
Нет, не знала. Да и как я узнаю? Телевизор не смотрю, радио не слушаю, а в банке меня не предупредили. Важно знать. Как избежать встречи с онлайн-мошенником Ни милиция, ни служащие банков не звонят и не пишут в Viber или других мессенджерах даже с белорусских номеров, а уж с зарубежных и подавно. Банки могут рассылать своим клиентам бизнес-предложения, но только с их согласия. В таком случае рядом с аккаунтом финансовой организации есть синяя галочка, означающая, что аккаунт официально подтвержден и никакой опасности не несет. Если в переписке или во время разговора незнакомец твердит о деньгах или о том, что кто-то пытается взять на вас кредит, — это точно мошенник.
Он сам приложит все силы, чтобы лишить вас денег, в том числе пришлет фото паспорта или другого документа, удостоверяющего личность конечно же, поддельный. Ни за что нельзя сообщать абоненту, которого нет в списке ваших контактов, личные данные. Если собеседник настаивает, что некто попытался взять на вас кредит, лучше завершить беседу, заблокировать пользователя или пометить его как спам. Еще лучше — включить в мессенджере функцию «защиты от лишних звонков». Активировав ее, владелец смартфона перестанет получать звонки с неизвестных номеров.
Чаще всего жертвами становятся женщины и люди пожилого возраста. Прекратить разговор со звонившим и самим позвонить на «горячую линию» банка. Обращаю особое внимание — никогда сотрудники банков инициативно не звонят клиентам. Код с обратной стороны карты CVC нельзя никому сообщать ни при каких условиях! В социальных сетях использовать более сложные, многоступенчатые пароли, чтобы страницу не взломали. При продаже-покупке через Интернет нужно внимательно изучать страницу продавца. Ни при каких обстоятельствах нельзя передавать посторонним лицам сведения о своих счетах и банковских картах, а также не совершать никаких действий со своими картами и вкладами, о которых просят незнакомые лица по телефону. При возникновении любых вопросов либо сомнений необходимо проконсультироваться непосредственно в отделении банка, позвонить на горячую линию кредитной организации, уточнить сведения по телефону доверия полиции, обратиться в ближайшую дежурную часть или даже к сотруднику полиции, которого вы увидели на улице. Будьте бдительны. Не отдавайте свои деньги мошенникам!
Основные схемы «развода» граждан телефонными мошенниками, и как не попасться на их уловки
Так, распространение получила мошенническая схема с незаконным использованием подменных абонентских номеров используются номера банков и подразделений МВД России, в частности — главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. По данным министерства, с сентября прошлого года выявлено более 20 случаев реализации следующей схемы, в результате которых у граждан похищено более 6,7 млн руб. Звонок осуществляется якобы сотрудником банка, который информирует о попытке оформления неизвестным третьим лицом кредита в онлайн-банке. Далее злоумышленник убеждает гражданина в необходимости самостоятельно оформить онлайн-кредит на ту же сумму, обналичить поступившие на банковскую карту деньги и перечислить их на так называемый резервный счет для мгновенного погашения кредита. Для подтверждения информации звонок поступает от "сотрудника полиции", который подтверждает слова мошенника, представившегося сотрудником банка. При этом для реализации подмены номера звонящего используются не только технологически сложные системы, но и более доступные варианты, например, с помощью Telegram-бота, который позволяет организовывать звонки с подменой номера прямо из мессенджера, отмечает Леонид Чуриков, ведущий аналитик "СёрчИнформ". Также соответствующая схема может быть реализована с помощью автоматизированных систем. По данным руководителя направления исследования новых киберугроз BI. По мнению эксперта, преимущество роботов заключается в том, что они вызывают доверие жертвы и, как следствие, повышают результативность мошеннических действий. При необходимости получения конфиденциальной информации робот помогает ввести клиента в заблуждение, убедив, что клиент сообщает код не сотруднику банка, а защищенной системе.
В дополнение к этому злоумышленники используют психологический прием и перед переключением на робота напоминают жертве, что нельзя называть секретные коды сотрудникам банка, подразумевая, что сотруднику сообщать конфиденциальную информацию нельзя, а роботу — можно. В некоторых случаях телефонные мошенники используют модернизацию голоса звонящего с целью введения потенциальной жертвы в заблуждение в отношении того, с кем он ведет телефонный разговор. Замена голоса при звонке реализуется довольно просто — с помощью технологии pitch effect [техника звукозаписи, которая понижает или повышает высоту звука. РУ], объясняет Леонид Чуриков. При этом эксперт отмечает, что такую маскировку нельзя назвать качественной. Куда более серьезный эффект оказывает синтезирование голоса, то есть его изменение до такой степени, чтобы он был узнаваемым для адресата.
Начнем с того, что у любого программного обеспечения есть слабые места. Каким бы навороченным ни было бы ПО, исчерпывающее большинство проблем возникает по причине человека. Мошенники чаще всего получают всю интересующую их информацию от своей жертвы, используя методы социальной инженерии. Им не нужно пытаться взламывать программу, похищать смартфон или совершать прочие трудоемкие проступки - достаточно просто начать беседу с гражданином. И я сейчас говорю не про цыганку на рынке, предлагающую якобы бесплатно погадать по руке или снять порчу, которая на вас лежит и очень портит жизнь. Схемы обмана всегда разные. Преступники подстраиваются под конкретную жертву и стараются сломать ей мозги. Жертва может быть любой возрастной категории и любого социального статуса. Обманывают всех - от доверчивых пенсионеров до прогрессивной молодежи. В качестве примера я взял один из самых популярных мошеннических кейсов. Из-за него люди часто теряют деньги. Я приведу сценарий общения с мошенником, чтобы показать, как правильно себя вести, чтобы остаться при своих честно заработанных. Внимательно и вдумчиво изучите информацию ниже, поделитесь ей с теми, кем вы дорожите. Мошенники будут давить на самое больное, они отлично работают с пороками человека, выводят на эмоции и заставляют принимать поспешные решения. Обратите внимание! Мошенники могут звонить с любых номеров, менять голос и его тембр во время звонка, представляться родственниками, сотрудниками правоохранительных органов и различных финансовых учреждений. Они используют функцию обратного звонка на подменный номер. Если вы перезвоните на номер, который высветился на телефоне, трубку поднимет мошенник. Итак, на ваш смартфон поступает звонок. Определитель от Яндекса покажет на экране вашего телефона номер. Вы поднимаете трубку. Собеседником оказывается молодая приятная девушка. Она представляется старшим лейтенантом, назовет свои ФИО и должность, а также номер удостоверения. Если у вас возникнут сомнения, можете проверить на сайте ведомства. Все вызывает доверие - номер телефона совпадает с тем, что указан на официальном сайте, а собеседница знает ваше имя и отчество. Девушка спросит, получали ли вы повестку о явке в столичное отделение полиции по месту вашей прописки и знаком ли вам гражданин Петров Николай Николаевич. Вы ответите отрицательно, так как повестка вам не приходила, а Петрова вы знать не знаете. Как только собеседница получит отрицательные ответы на свои вопросы, она даст пояснение. Незнакомка скажет, что гражданин Петров на днях посетил некое банковское отделение с интересным документом. Это была нотариальная доверенность от вашего имени. У Петрова были данные о вашем лицевом счете и намерение оформить кредит на огромную сумму наличными. Работники банка конечно же насторожились. Они стали уточнять, кем именно приходится вам гражданин Петров и на каком основании он собирается оформлять кредит в ваше отсутствие. Петров выкрутился и сказал, что вы в больнице и готовитесь к серьезной и дорогостоящей операции. Как раз на нее и нужны деньги. Мошенница в телефонной трубке будет давить на вас психологически. Она расскажет о подозрительном поведении Петрова в банковском отделении, о том, что пришлось даже вызвать службу безопасности банка. Это испугало Николая Николаевича, и он сбежал.
Кроме всего прочего, мошенники сейчас собирают наши голосовые портреты, и они собирают фразы, которые мы говорим. Представим, вам звонит робот и задает вопросы, предполагающие ответы с использованием слов "да", "нет" и "я" — эти голосовые данные предоставлять нельзя", — подчеркнул эксперт. Власов также предостерег россиян от вступления вообще в какие-либо диалоги с аферистами. Он добавил, что в разговоре со злоумышленниками грубить также не следует.
В дальнейшем любая операция может быть проведена сотрудником кол-центра банка лишь по звонку клиента. Нужно не только разговаривать своим голосом, но и указать логин и пароль, полученные при регистрации в ЕБС, показать в камеру лицо, назвать кодовое слово, — добавляет директор сети офисов «Райффайзенбанка» в Екатеринбурге Ольга Маутер. В отличие от ЗАГСа, для получения кредита в банке недостаточно одного «да». Поэтому специалисты единодушно заверяют: не стоит верить слухам и избегать любимых форм коммуникаций по телефону. Одних только голосовых команд, таких, к примеру, как «да», «нет» или «подтверждаю», недостаточно для совершения банковских операций, — говорит управляющий региональным отделением Уральского ГУ Банка России Алексей Моночков. Когда звонят мошенники? По данным опроса «Лаборатории Касперского» опрос проводился в первой половине 2020 года , в среднем сумма ущерба от действий мошенников, представляющихся сотрудниками банковских организаций, составляет пять тысяч рублей. В первой половине 2020 года со злоумышленниками, действующими от имени банков, хотя бы раз сталкивалось более половины россиян.
Стало известно, какие фразы нельзя говорить телефонным мошенникам
Также возможна запись отпечатков пальцев, рисунка вен ладони, сетчатки глаза и других, — объясняет управляющий «Альфа-Банком» в Свердловской области Елена Разумовская. Это уникальный ключ, который невозможно подделать. Запись голоса проводится при помощи микрофона, высокотехнологичные программы легко распознают чистый звук и запись с телефона. В дальнейшем любая операция может быть проведена сотрудником кол-центра банка лишь по звонку клиента. Нужно не только разговаривать своим голосом, но и указать логин и пароль, полученные при регистрации в ЕБС, показать в камеру лицо, назвать кодовое слово, — добавляет директор сети офисов «Райффайзенбанка» в Екатеринбурге Ольга Маутер. В отличие от ЗАГСа, для получения кредита в банке недостаточно одного «да». Поэтому специалисты единодушно заверяют: не стоит верить слухам и избегать любимых форм коммуникаций по телефону. Одних только голосовых команд, таких, к примеру, как «да», «нет» или «подтверждаю», недостаточно для совершения банковских операций, — говорит управляющий региональным отделением Уральского ГУ Банка России Алексей Моночков.
Запугивают информацией о том, что с вашего счета пытаются снять деньги или взять на ваше имя кредит. А затем просят сообщить им реквизиты банковской карты, перевести средства безналичным платежом на так называемый безопасный счет либо передать их через курьера", - сообщила представитель министерства Ирина Волк. Также, по ее словам, преступники изобретают новые способы убеждения, используя в мессенджере фотографию какой-либо организации, чтобы у потерпевшего сложилось впечатление, что к нему обращаются работники банка либо государственного учреждения. Войти в доверие к гражданам мошенники также пытаются с помощью видеозвонков, в котором собеседник изобразит типичного офисного работника и представится сотрудником этой организации. Кроме того, мошенники все чаще стали использовать вредоносное программное обеспечение - они предлагают гражданам заработок, товары или услуги и склоняют их установить на телефон специальные приложения, с помощью которых получают доступ к их финансовым активам. Сначала человека убеждают в том, что на его имя мошенники оформляют кредиты и предлагают принять участие в операции по их задержанию.
Каждое твое слово дополнит базу и нарисует твой словесный портрет для дальнейших попыток развода О чем еще не думают шутники, считающие, что их игры с преступниками не имеют никаких последствий, — так это о добровольном обновлении базы мошенников. Когда мошенники звонят по слитому в сеть номеру, с высокой вероятностью они имеют минимум данных вроде ФИО, даты рождения, а также серии и номера паспорта. Кого-то может сломать уже эта информация, особенно если ему звонит якобы полицейский, тем более в такое неспокойное время, когда возможно вообще все. Для других, более стойких, этого недостаточно. Тогда в ход идет социальная инженерия. Мошенник притворяется, будто ты своим жестким отпором или шутками одерживаешь над ним верх, и начинает картинно, что называется, «бомбить». Тебя это веселит, и ты незаметно для себя либо наговариваешь как можно больше слов для скриптов, либо выдаешь нужную информацию. Даже фразы в стиле «ты понимаешь, куда ты вообще звонишь, не мог что ли заранее подготовиться, это не Екатеринбург, а Кемерово» уже хватит, чтобы дополнить базу на будущие попытки развода. Кроме того, стиль твоих ответов позволит создать своеобразный портрет, от которого будут отталкиваться в дальнейшем. Ко всем можно найти подход, главное, использовать правильные инструменты. Ты не повелся на липового полицейского, который, по его словам, задержал твоего дальнего родственника за экстремистскую деятельность, и теперь это может навредить тебе? Тогда в следующий раз будет применен другой метод, но уже на основе выданной тобой информации.
Эксперт пояснил, что мошенники могут записать голос и использовать его для похищения денег. Егор Редин, юрист: «Зная конфиденциальные данные о вас, такую запись возможно использовать при звонке в тот же банк или иную организацию, где автоответчик способен распознать голос». Редин также напомнил, что ни в коем случае нельзя называть информацию о банковской карте — срок ее действия, ее номер, защитный код на обратной стороне, пин-код. Юрист добавил, что самая часто встречающаяся схема телефонного мошенничества — звонок из «службы безопасности» или «технического отдела» якобы банка с заявлением о том, что с карты кто-то пытается списать деньги, но «сотрудники» приостановили операцию и звонят клиенту. Егор Редин: «Как только вы слышите подобную сказку, инструкция одна: сразу кладите трубку».
Скажи «да»: могут ли мошенники оформить на вас кредит по голосу? Отвечают банкиры
Такая функция есть у всех мобильных операторов — либо платная, либо входит в более дорогие тарифы как одна из опций. Если всё же вам может позвонить кто-то важный и он не будет писать вам СМС или в месседжер , проверьте телефонный номер через приложение GetContact. Его база, конечно, не дает ответа на все вопросы, но там есть уже довольно большой массив данных о спамерах и мошенниках, так что проверка позволит вам игнорировать где-то 9 звонков из 10. На десятый можете перезвонить, вдруг действительно что-то важное. Допустим, что вы всё же взяли трубку, а на том конце даже не зазвучали длинные гудки это автоматический прозвон базы с целью определить, активен ли абонент, откликается ли он на звонки. Достаточно услышать первую фразу звонящего, чтобы понять, нужны ли вам вторая и третья.
Все эти предложения инвестиций, замены счетчиков, проверки здоровья и т. Некоторые я встречал таких считают почему-то, что это «невежливо». Но примите как данность, что вы имеете дело не с живым человеком, а с нанявшей его на работу бездушной системой. Он просто произносит фразы по выданному скрипту. И еще хорошо, если речь не идет о роботе.
Современные IT-системы могут довольно правдоподобно изображать живого собеседника. Поверьте, если вы положите трубку сразу, то в большинстве случаев никто не будет вам перезванивать.
Легенды всегда разные — от сотрудника управляющей компании дома до сотрудника кредитного учреждения. В конце цепочки звонит мошенник со всей накопленной о человеке информацией. Чаще всего он представляется сотрудником Следственного комитета и говорит, что жертва стала фигурантом дела. Далее, используя данные с «пристрелочных» звонков, он получает деньги от человека на один из подставных счетов. СМИ постоянно вскрывают новые методы телефонных мошенников и рассказывают о подобных случаях.
Так почему же мошенники продолжают процветать и обман не прекращается? Вакансия: набираем людей в колл-центр для обмана Телефонным мошенничеством промышляют в основном молодые люди до 25-27 лет, которые живут в регионах с небольшим достатком. Для них это способ заработать. И еще это люди, которые попадают легко под влияние других, которые их убеждают, что такой заработок нормален», — говорит Смбат Алиханян, юрист, генеральный директор международной юридической компании Global tax assistant, ведущий ютуб-канала «Юрист из будущего» , на котором он в том числе публикует записи своих разговоров с телефонными мошенниками. Алиханян рассказывает, как недавно ему удалось вскрыть случай, когда на Украине официально публиковались в интернете вакансии: «Набираем в колл-центр людей для звонков в Россию и обмана российских граждан». Так подобные структуры набирают сотрудников, после собеседования проводят с ними обучение, и затем начинается работа. У них есть своя конверсия, свои планы, как в любом отделе продаж, контроль качества отслушивают звонки, проверяя их на предмет соблюдения регламентов разговора ».
Что касается звонков мошенников из мест заключения, то у всех в памяти знаменитый «колл-центр Сбербанка» в Матросской тишине, но на системном уровне такое организовать в колониях или СИЗО сложно. Вероятно, такие факты есть, но это не общая картина, говорит Смбат Алиханян. Мошенники не работают на себя, это всегда организованный «бизнес» Как правило, такие колл-центры организуются за пределами России — меньше вероятности, что тебя поймают. Много таких центров было действительно на Украине, но в свете нынешних событий некоторые из них мигрировали в Молдавию, в Приднестровье. С началом СВО таких колл-центров стало меньше, но сейчас эта ситуация восстановилась и имеет тот же масштаб. Мы никуда не денемся от мошенников, а способы обмана будут становиться только изощреннее. Они существуют, пока зарабатывают деньги.
Просто надо прекратить верить им и переводить средства», — отмечает Смбат Алиханян. В целом надо понимать, что эти люди привыкли нарушать закон, им нужен способ заработка, и они его нашли, объясняет юрист. Там есть своя иерархия, жесткие правила и так далее. Это организованная преступность. Ведь нужны еще и финансовые ресурсы, в том числе для покупки телефонных баз, запуск такого проекта — это несколько миллионов рублей. Мошенники обманывают по схеме. У них есть скрипт, как в отделе продаж Основные психологические ходы мошенников известны.
Например, звонок от «капитана РОВД» или «майора полиции» эксплуатирует привычное для россиян доверие к официальным лицам и одновременно падающее доверие к банкам: когда такой «полицейский» заявляет, что в банке выявлены хищения и следствие помогает вывести обманщиков на чистую воду, жертвы мошенников тут же проявляют готовность помогать. Кандидат психологических наук, клинический психолог Лариса Пыжьянова поясняет, что мошенники цепляют нас за то, что «пробивает броню». Это любые моменты, касающиеся безопасности. Во-первых, сразу пугает официальное представление, строгий тон, а сейчас они еще и часто даже диктуют номер удостоверения, хотя ни один следователь так себя не ведет. Еще один способ давления — требование все делать быстро: человек не успевает опомниться, обдумать ситуацию. Много и специальных фраз, которые влияют на жертву, порождают или излишнее доверие, или страх, или даже чувство вины из серии угроз «полицейских» — фразы «ваше неучастие в нашем расследовании делает вас преступником». Телефонный обман — это годами наработанная методика, главное — понимать, что разговор с жертвой идет не в свободной форме.
И на каждое ваше возражение у него есть ответ. Это отработанные технологии продаж», — поясняет юрист Смбат Алиханян. По мнению психолога Сергея Ениколопова, в телефонных мошенничествах, когда нет контакта «глаза в глаза», обмануть сложнее. Но и здесь есть свои нюансы. Играет роль напористость, ритм беседы. Также важен тембр: «Я замечал, что у многих мошенников, звонивших мне, — внушающий доверие голос», — говорит эксперт. Профессора попадаются «по доброте душевной» Удивление вызывают факты, когда мошенники обманывают людей с высоким уровнем интеллекта — ученых, профессоров.
Так, совсем недавно в Москве доктора физико-математических наук Владимира Леонтьева «развели» на 17 миллионов рублей. По мнению юриста Смбата Алиханяна, такие люди попадаются по доброте душевной. А профессор еще и думает о науке, а не о том, что его сейчас обманут. Психолог Сергей Ениколопов поясняет, что высокий интеллект меряется одними методиками, а доверчивость и критическое мышление — другими: «Высоколобых людей можно развести на что угодно. Причем они бросают все свои интеллектуальные силы на участие в такой ситуации, считая, что они правильно думают. А еще не будем забывать, что и эти умные люди тоже находятся в стрессе и тоже подвержены изменениям формы мышления». Эксперт признается: и сам однажды чуть не стал жертвой обмана.
Мне интересно собирать такие случаи, одна из тем моих исследований — негативная креативность, когда талант бросают на нехорошие дела. Но все же после этого разговора я закрыл все свои счета, подозревая, что мошенники что-то о них знают и могут взломать». Клинический психолог Лариса Пыжьянова вспоминает, как мошенники чуть не обманули ее подругу, вузовского преподавателя: «Недавно моей подруге позвонил «следователь по борьбе с экономическими преступлениями». Не угрожал и не пугал, а пошел другим путем: надо было помочь, разобраться с ситуацией снятия денег с ее карты. Ей начали звонить «следователи» с разных номеров. А подруга все записала: привычка преподавателя — блокнот всегда под рукой. И между звонками она догадалась забить в поисковой системе в интернете фамилию следователя, номера телефонов, и увидела, что следователь действительно существует в реальности, только не в Москве, а работает совершенно в другом регионе.
Подруга начала понимать, что это какой-то обман.
Как на самом деле По информации специалистов, системы голосовой идентификации используются в некоторых банках, однако только в качестве одного из факторов. Подчеркивается, что голоса будет недостаточно для проведения операции со средствами на счетах или внесения изменений. Если сайт использует HTTPS — это гарантия того, что он официальный Около 60 процентов опрошенных компанией пользователей верят в эту теорию. Как на самом деле Специалисты в сфере кибербезопасности пояснили, что наличие сертификата HTTPS означает, что на сайте никто со стороны не сможет подсмотреть и украсть данные, которые вводит человек. Но эти данные может украсть сам сайт, если он поддельный, предупредили они. Удалить всю информацию на смартфоне можно откатившись до заводских настроек Такое мнение выразили 57 процентов пользователей. Как на самом деле Во многих случаях данные могут быть восстановлены после сброса до заводских настроек и форматирования, подчеркивают специалисты. В "Лаборатории Касперского" пояснили, что специфика памяти гаджетов такова, что файлы удаляются только если их перезаписать, а во время сброса настроек этого не происходит.
Во время подозрительных роботизированных обзвонов нельзя нажимать "1" или "2" в тональном режиме на смартфоне Примерно каждый второй респондент полагает, что таким образом злоумышленники могут заразить устройство.
Оформить кредит злоумышленники вряд ли смогут, но вот подтвердить перевод денежных средств у них может получиться». В кол-центрах банков действительно есть системы, которые определяют людей по голосу. Помимо этого, клиентов узнают по кодовому слову, уникальному идентификатору SIM-карты и даже по лицу, рассказывает директор Департамента информационной безопасности компании Oberon Андрей Головин. Оператор заметит, что речь и интонация записанных фраз неестественны. Также через контакт-центр деньги не могут быть переведены с вашего счета на какую угодно карту — только на те, которые вы сами добавили в личном кабинете. Поэтому, отвечая на вопрос о том, смогут ли мошенники с помощью данных записей снять деньги с вашего счета, уверенно скажу: нет», — успокаивает эксперт. Тем не менее, по его словам, «развести на деньги» с подобными записями мошенники могут.
Основные схемы «развода» граждан телефонными мошенниками, и как не попасться на их уловки
Лучший способ защиты от действий телефонных мошенников — вообще не общаться с ними, рассказал управляющий партнер юридической компании «Позиция Права» Егор Редин. Разговор при звонке с незнакомого номера может позволить мошенникам как выведать вашу личную информацию, так и записать ваш голос для использования в различных мошеннических схемах. В первой части большого исследования телефонного мошенничества мы попытались осознать масштаб проблемы и посмотрели, как работают мошенники. Что делать в ситуации, когда вы сказали «Да» мошенникам по телефону, и какие шаги позволят избежать потери средств? Оказывается, просто говоря по телефону «да» или «нет», вы рискуете остаться без средств на счетах. — Чтобы не стать жертвой мошенников, советую вообще не вступать в разговор с неизвестными лицами, которые звонят вам по телефону от лица сотрудников банков, других финансовых или государственных структур, — отметил Алексей Моночков.