В один из дней, завершающих астраханское жаркое лето, на Соборной площади кремля прошла пресс-конференция, посвященная премьерной постановке оперы Модеста Мусоргского “Хованщина”. «Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях. Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина».
В Рязани представят "Хованщину" в постановке театра Станиславского на "Русской опере"
Центральным событием фестиваля станет показ оперы "Хованщина" Модеста Мусоргского в "золотомасочной" постановке МАМТ". Сюжет оперы был взят автором из одноименной повести Николая Гоголя. Центральным событием фестиваля станет показ оперы "Хованщина" Модеста Мусоргского в "золотомасочной" постановке МАМТ".
Батя, батя, выйди к нам
Он рассказывает о нападении солдат Петра на Стрелецкую слободу. Это известие ошеломляет стрельцов. Они взывают к своему начальнику Ивану Хованскому. Однако Хованский сам в растерянности: стрелецкое дело накануне гибели. Чтобы отвлечься, он приказывает крепостным девушкам развлечь его. Входит Шакловитый. От имени царевны Софьи он зовет князя на государственный совет. Польщенный Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако радужным мечтам князя не суждено сбыться: Эмма, проникшая в покои вместе с Шакловитым, наносит Хованскому смертельный удар кинжалом. Месть свершилась.
Князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей об убийстве его отца, и тщетно пытается созвать свой полк. Однако, увидев стрельцов, которых ведут на казнь, Андрей понимает, что всё погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы готовятся принять смерть, но посланец Петра в последний момент объявляет указ о помиловании. Досифей хочет испытать свою паству, и обращается к ней с призывом сгореть в очищающем огне. Но в святом огне сгорает греховный старый мир, даря многострадальному народу надежду на новую, лучшую жизнь.
К 1881 году она была готова в клавире за исключением финальной сцены. Первым масштабное произведение дописал и оркестровал Николай Римский-Корсаков. Позже появилась редакция Дмитрия Шостаковича, которую отличает мрачная атмосфера. В МАМТе представят версию последнего. Музыку последней сцены создал современный композитор Владимир Кобекин. Музыкальным руководителем возобновленной постановки стал дирижер Александр Лазарев. Режиссером-постановщиком выступил Александр Титель, сценографом — Владимир Арефьев, главным хормейстером — Станислав Лыков.
Её мастерство стоит отдельного упоминания: великолепно выполненные костюмы окончательно погружают зрителя в атмосферу XVII века, церковного раскола и стрелецкого бунта, вокруг которых строится сюжет оперы. Продолжительность спектакля 4 часа 40 минут с двумя антрактами. Исполняется на русском языке с английскими субтитрами.
История создания и варианты оркестровки М. Мусоргский «Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её с перерывами до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…» и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился [1]. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» 3-е действие и Песня Марфы. Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков , предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом 1932 сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» 1959 г. В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском Мариинском театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году. Собственную версию заключительного хора в сцене самосожжение раскольников написал И.
«Хованщина» возвращается! Доброе утро. Фрагмент выпуска от 13.04.2022
- Последние события
- «Хованщина»
- Вам будет интересно
- Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО
- Премьера оперы «Хованщина» в честь 150-летия Фёдора Шаляпина
- Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1
1886 - Хованщина
- Вам будет интересно
- ОПЕРА ХОВАНЩИНА
- Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
- К истории постановок «Хованщины» Мусоргского
'+this.find('> div.title').text()+'
- О мероприятии
- «Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
- М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
- Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО
Юбилею Шаляпина посвящается: в Уфе прошла премьера оперы «Хованщина»
Операманами она по праву считается академичной, точно реализующей замысел композитора — как музыкальный, так и драматический. Режиссёр не пытается перенести сюжет, основанный на исторических событиях, в другую эпоху, не выбирает нарочито провокационные костюмы или сценические ходы, словом, следует за партитурой. Это то, чего так часто ждут от постановок зрители, — и то, что в современном театре так редко встречается.
Незавершенную работу после смерти Мусоргского закончил Николай Римский-Корсаков, в редакции которого опера исполнялась до 1950-х годов. В дальнейшем в репертуаре Мариинского театра опера представала с оркестровой партитурой Дмитрия Шостаковича, наиболее приближенной к первоисточнику. Изображение предоставлено «Собака.
Фильда, но, разумеется, о профессиональных занятиях музыкой речи не было. В 1849 году его отправили в Петербург, где после трехгодичной подготовки он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Для музыки эти три года не пропали — мальчик брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы А. Герке, ученика знаменитого Фильда. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным — тогда врачом того же госпиталя. Но это знакомство еще не привело к дружбе: слишком разными были и возраст, и интересы, и окружающая каждого из них среда. Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского.
Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки, начинаются его занятия композицией. В течение первого же года появляются несколько романсов, сонаты для фортепиано. Творчество настолько захватывает юношу, что в 1858 году он подает в отставку и самозабвенно занимается самообразованием — психологией, философией, литературой, — пробует себя в разных музыкальных жанрах. И хотя он пока сочиняет в малых формах, его больше всего влечет к опере, в частности, на сюжет «Эдипа».
По совету Балакирева в 1861—1862 годах он пишет симфонию, однако оставляет ее незавершенной. Зато в следующем году его захватывает сюжет «Саламбо» по роману Флобера, только что вышедшему в русском переводе. Он работает над оперой «Саламбо» около трех лет и создает много интересных фрагментов, но постепенно осознает, что не Восток, а Русь влечет его. И «Саламбо» также остается незаконченной. В середине 60-х годов появляются произведения Мусоргского, ясно показывающие, по какому пути он решил идти. Это песни «Калистрат» на стихи Некрасова о тяжелой крестьянской доле композитор назвал «Калистрата» этюдом в народном стиле , «Спи, усни, крестьянский сын» в духе народных песен на текст из драмы А. Островского «Воевода», бытовая картинка «Светик Саввишна» на собственные слова. Прослушав последнюю, известный композитор и авторитетный музыкальный критик А.
Серов сказал: «Ужасная сцена. Это Шекспир в музыке». Несколько позднее появляется «Семинарист», также на собственный текст. В 1863 году возникает необходимость зарабатывать на жизнь — родовое имение полностью расстроено и никаких доходов больше не приносит.
Народ — всегда заложник чужих манипуляций. А кто не народ — чужой. Как и неразличимы конкретные лица в хоровых группах, так же тщательно распределена и вина между персонажами драмы — ее степень уже не установить. Титель рассказывает историю вечных страданий народа с редкой доходчивостью. Простоте и ясности его концепции не мешает характерная поэтичная бесхарактерность некоторых подробностей: алюминиевые тазы и ведра исправно приближают те времена к этим, и та же функция у листовок, брошенных в народ, который перед тем, как мы видели, не умел читать. Отчетливости драмы не мешает даже то, что слов часто не разобрать и публика напряженно вчитывается в английские субтитры над сценой. Эпизод за эпизодом спектакль рисует слепоту хоров и силу их возвышенной покорности, находя в них красоту, смысл и безбрежную актуальность. Могучий, едва не торжественный гимн образу народа — как вечного заложника преступников-невидимок, объекта сознательных или случайных манипуляций индивидуально очерченных воль — не был бы так убедителен, если бы не выдающийся музыкальный строй спектакля. Он не столько аккомпанирует, сколько ведет за собой и добавляет концепции коллективного страдания и жертвы много звенящих героических обертонов. Неколебимой рукой дирижер собирает драматургически сложную партитуру в могучий монолит крепко сбитой конструкции. Лазаревская трактовка из тех, какие надолго запоминаются. В том же духе были сделаны «Симфонические танцы» Рахманинова в один из первых постсоветских визитов Лазарева в Москву. И снова жутковатая махина неумолимо катит при свете горячих оркестровых красок за счет железной ритмической пружины. Из суховатой, холодноватой оркестровки Шостаковича дирижер, словно кивая в сторону первого интерпретатора Мусоргского — Римского-Корсакова, азартно извлекает яркий цвет, оркестр звучит, как будто отбросив сурдину, палитра играет, и нет такой кульминации, на которую не нашлась бы своя, еще большая кульминация.
Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО
«Народная музыкальная драма», как определил «Хованщину» сам автор, долго искала путь на сцену. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам Условия использования Конфиденциальность Правила и безопасность Как работает YouTube Тестирование новых функций. «Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях. Купить официальные билеты на оперу Хованщина в музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Позже путь оперы на сцены советских театров религиозная основа «Хованщины» сделала также чрезвычайно тернистым. Поэтому на сцену Большого театра вернутся "Хованщина" и "Князь Игорь".
Этот день в истории. 21 февраля
Четыре лепестка ваджры в пространстве — опера «Хованщина» — картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» — картина Репина «Царевна Софья во время стрелецкого восстания» — портрет Мусоргского кисти Репина. Хованщина — опера (народная музыкальная драма) М. П. Мусоргского (в 5 действиях, 6 картинах). Русский композитор XIX века, автор оперы «Хованщина» 10 букв сканворд. Опера «Хованщина» с 13 марта по 17 марта 2024, Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена) в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Напомним, что с 13 по 17 марта на Исторической сцене Большого Мариинский театр представляет легендарную «Хованщину» в постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»».
Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1
По общим подсчётам в самосожжениях конца XVII века погибли свыше восьми тысяч блюстителей старой веры. Русский самохолокост, да и только. Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причём сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Опера заканчивается эпической сценой самосожжения раскольников. В одиночестве скорбит Досифей. Он сознает обреченность раскольников. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры.
Из леса доносятся звуки труб. Раскольники с молитвой проходят в скит и поджигают себя», — читаем мы в описании спектакля. Правда, трагедия блюстителей «истинного православия» трогает сегодня не всех. Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит. Мне кажется, здесь должен гореть оркестр», — заявил директор и главный режиссёр Мариинского театра Валерий Гергиев. Кстати, заканчивал оперу «Хованщина» Николай Римский-Корсаков. Именно он дописал последнее действие и оркестровал всё произведение.
Премьера в Мариинском театре состоялась 7 ноября 1911 года благодаря активному участию Федора Шаляпина. Он выступил в качестве режиссера первой постановки и исполнил в ней партию Досифея, подарив всему театральному миру эталонный образ. До начала 1950-х «Хованщина» исполнялась в основном в редакции Римского-Корсакова. Но затем предпочтение стало отдаваться авторскому клавиру, воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского.
Народная музыкальная драма в пяти действиях вошла в программу XLI Международного Шаляпинского фестиваля, приуроченного в этом году к 150-летию всемирно прославленного баса Федора Шаляпина. Спектакль, полностью перевезенный в столицу Татарстана из Санкт-Петербурга со сцены Мариинского театра и исполненный его труппой, длился при полном аншлаге почти пять часов с антрактами и сорвал десятиминутные овации по завершении. Чтобы перевезти масштабную классическую русскую оперу в Казань из северной столицы, потребовалось четыре фуры: в них доставили декорации, реквизит и костюмы для артистов. Для постановки «Хованщины» в Казани из Мариинки приехали 223 человека, сцену монтировали почти три дня.
Такие грандиозные гастроли стали возможны благодаря поддержке Министерства культуры России и «Росконцерта». Эту же партию в «Хованщине» когда-то исполнял и Федор Шаляпин.
Иван Хованский, пораженный красотой Эммы, приказывает отвести девушку в свои палаты. Но Андрей готов лучше убить ее, чем уступить отцу. Досифей, глава раскольников, вовремя останавливает Андрея. Он призывает православных бороться за истинную веру с хором «Боже, отжени». Действие второе Кабинет князя Голицына. Поздний вечер. Голицын читает любовное письмо от царевны Софьи.
Его мучает тревога. Входит Марфа под видом гадалки. Она предсказывает Голицыну, что его ждут опала, ссылка и нищета «Силы потайные». Князь приказывает утопить ее, но Марфа все слышит и вовремя скрывается. Неожиданно появляется Иван Хованский. Князья спорят о политике, обвиняя друг друга дуэт «А мы без докладу, князь: вот как». Досифей прерывает их спор терцет «Князья, смири ваш гнев». В глубине сцены проходят раскольники, воспевая победу над еретиками. Вбегает Марфа: слуга Голицына хотел утопить ее, но петровцы пришли ей на помощь.
Князья поражены, что войска царя находятся так близко. Шакловитый объявляет им, что их заговор раскрыт, Петр назвал его «хованщиной» и «велел сыскать». Действие третье Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Марфа вспоминает свою несчастную любовь и предсказывает, что она и Андрей умрут вместе, в пламени «Исходила младешенька» , Досифей утешает ее дуэт «Ах ты, моя касатка». Шакловитый оплакивает участь Руси «Спит стрелецкое гнездо». Из слободы доносится шум драки. Внезапно вбегает подьячий: войска Петра побивают стрельцов. Кузька предлагает звать на помощь Ивана Хованского «Батя, батя, выйди к нам». Но князь велит стрельцам разойтись по домам и ждать приговора.
Действие четвертое Палаты Ивана Хованского. Князь сидит за столом, а девушки развлекают его песнями «Возле речки, на лужочке», «Про гайдучка». Варсонофьев, посланный Голицыным, предупреждает Ивана о том, что его жизнь в опасности. Князь возмущен. Спустя некоторое время Шакловитый приносит приказ царевны Софьи, зовущей его ко двору. Князь велит принести парадные одежды и требует, чтобы девушки спели в его честь «Плывет, плывет лебедушка». Едва дойдя до порога, он с криком падает, пораженный убийцей. В Москве князя Голицына отправляют в ссылку.
«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. И продолжительное время «Хованщина» шла в редакции Римского-Корсакова. Сам Шаляпин в 1911 году пел партию Досифея в Мариинке. Он же способствовал переносу спектакля с декорациями Константина Коровина на сцену Большого театра. В 1959-м Шостакович оркестровал партитуру.
И с 1960 года Мариинка тогда Театр оперы и балета имени Кирова первой обратилась к редакции Дмитрия Дмитриевича. Эту версию с декорациями Федора Федоровкого и представили в Москве. Действие оперы разворачивается в Москве. На следующий день после кровавых стрелецких погромов дозорные хвалятся расправой над ненавистными боярами.
В это время боярин Федор Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подьячему донос. Общая история двух главных театров страны насчитывает не один век Он пишет молодому Петру I на главу Стрелецкого приказа, князя Ивана Хованского, задумавшего захватить власть и посадить на престол сына Андрея. Лютеранка из немецкой слободы Эмма пытается скрыться от преследующего ее, одержимого страстью Андрея Хованского. Раскольница Марфа, бывшая возлюбленная Андрея, останавливает насилие.
Вернувшийся князь Иван Хованский вмешивается в происходящее и отдает девушку на растерзание стрельцам. Но Андрей готов скорее убить ее, чем допустить это.
Это была первая крупная художественная акция Гергиева в новой роли. За такой долгий срок спектакль не разболтался — ни музыкально, ни сценически. Так может быть, дело в добротной режиссуре Леонида Баратова 1952 , выдающегося мастера сцены, работавшего в крупнейших музыкальных театрах страны? Внимание к реалистическим деталям, размах массовых сцен сообщали его постановкам историческую достоверность, монументальность. Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и перемену ее на партитуру Шостаковича незначительные коррективы в постановочный план тогда внес сам Баратов. К фестивалю Мусоргского в 1989 году спектакль отредактировал режиссер Эмиль Пасынков, а Валерий Гергиев освежил музыкальное восприятие, раскрыв неоправданные купюры. Реставрировались и знаменитые декорации Федора Федоровского, продолжившего в советское время традиции великих театральных художников Константина Коровина и Александра Головина.
Позднее сценическая версия подновлена была Юрием Александровым и Юрием Лаптевым 2000.
Тогда встречу религиозных противников решено было организовать в Грановитой палате. От старообрядцев выступал Никита Пустосвят, последователей Никона представлял патриарх Иоаким. Было бы странно, если бы словесный поединок в этих обстоятельствах выдался честным и аргументированным. Как часто и бывает, последними тезисами противников стали чуть ли не фразы в стиле «сам дурак», после чего с трудом удалось избежать драки. Правда, это не помешало староверам после выхода из Кремля во всеуслышание объявить, что победили в диспуте именно они. Разъярённая Софья начала осыпать стрельцов проклятиями и угрожать им созывом дворянского ополчения. Тогда стрельцы несколько отступили и даже приняли решение в тот же день разделаться с Пустосвятом. Многих других старообрядцев Хованский спас с великим трудом.
В постановке принимали участие студенты кафедры вокального искусства, хор УГИИ, Молодёжный симфонический оркестр Башкортостана. Обычно мы их чередуем, поскольку должны выпускать специалистов опытных, готовых к работе с современными режиссерами, с новыми актерскими приемами. Обычно они стоят в рядах, поют по нотам, а здесь нужно было выучить текст наизусть, перевоплощаться актерски.
Участие Молодёжного симфонического оркестра тоже было нововведением.
На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
Опера «Хованщина» с 13 марта по 17 марта 2024, Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена) в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. «Под управлением маэстро Гергиева в субботу в Большом концертном зале Псковской областной филармонии прозвучит последняя опера Мусоргского – «Хованщина». Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть. М.П. Мусоргский Опера «Хованщина» Почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню? Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть.