Двадцать лет назад, в ночь на 12 июня 1999 года, российский контингент в результате марш-броска из Боснии занял аэропорт Слатина в Косово.
Курсы валюты:
- Агрессия НАТО против Югославии 1999. Большая российская энциклопедия
- Инцидент в аэропорту Приштины - Incident at Pristina airport
- Путин раскрыл детали советов относительно захвата аэропорта в Приштине в 1999 году
- Актуальные новости Сербии и Балкан!
- «Мир узнал только после того, как CNN передал картинку»
Путин раскрыл детали советов относительно захвата аэропорта в Приштине в 1999 году
На вопрос - зачем, он ответил: "Ясно, что нам придется оттуда когда-то уйти, но будет, чем торговаться". Квашнин "не рискнул это согласовывать с высшими должностными лицами, в том числе в Минобороны, но это было сделано". Марш-бросок на Приштину - операцию сводного батальона российских ВДВ, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине город Углевик , в город Приштина Косово был осуществлен 12 июня 1999 года.
Когда мы с командиром батальона переговорили, какая у него возможность есть, он сказал, что вроде бы нет никакой», - сказал Игнатов. Он добавил, что после пересечения границы войскам НАТО в регионе была поставлена задача уничтожить российскую бригаду в своей зоне ответственности.
Однако, по словам генерал-лейтенанта, американские военные не стали открывать огонь по российским миротворцам, и десантники вошли в аэропорт Слатина через зону ответственности США. Игнатов сообщил, что уже 12 июня начальник Генерального штаба позвонил и сказал, что всех участников марш-броска наградят государственными наградами. Изначально численность КФОР составляла около 50 тысяч человек.
Население города вышло на улицы встречать колонну. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. Задача по захвату «Слатины» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года, а через двадцать минут туда подошли и подразделения других иностранных армий. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки.
Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его маневру.
Знаю, что он не рискнул это согласовывать с высшими должностными лицами, в том числе в министерстве обороны, но вот это было сделано. Со мной он на этот счет во всяком случае разговаривал и спрашивал мое мнение, а я ему так сказал, что если считаешь целесообразным, так и делай», — сказал Путин. Комментируя слова президента, Киселев заявил, что Путин стал «тем самым должностным лицом, который, если и не приказал, то уж точно благословил идею начальника генштаба Квашнина».
Телеведущий отметил, что уже тогда Путин продемонстрировал, «сколь важны воля и решимость в политике».
Смотрите также:
- Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО
- Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО
- Бросок десантников на Приштину
- Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году
- Марш-бросок на Приштину — Википедия
Путин не считает дерзкой операцию военных РФ в аэропорту Приштины в 1999 году
24 марта 1999 года блок НАТО без санкции ООН начал против Югославии военную операцию под кодовым названием «Союзная сила». Ровно 20 лет назад российские миротворческие силы провели одну из самых дерзких военных операций девяностых — бросок из Боснии на Приштину — и заняли единств. В мае 1999 года подразделение спецназа ГРУ под командованием нынешнего главы республики Ингушетия майора Юнус-бек Евкуров получает приказ из своего месторасположения в Боснии и Герцеговине направиться к аэропорту «Слатине» и установить над ним контроль.
Путин заявил, что не считает дерзким поведением операцию в аэропорту Приштины в 1999 году
25 лет назад авиация НАТО начала бомбардировки Югославии | 1999 год. Марш бросок десантников в Приштину начался 10 июня. |
Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО | 24 марта 1999 года началась военная операция НАТО «Союзническая сила» против Союзной Республики Югославия. |
Путин оценил действия российских военных в аэропорту Приштины в 1999 году - 24.03.2024, ПРАЙМ | Весной 1999 года альянс НАТО безжалостными бомбардировками вынудил Югославию отказаться от принадлежащего ей края Косово, прекратить операцию против албанских террористов из «Армии Освобождения Косово» и вывести оттуда войска и полицию. |
Бросок на Приштину: как российские десантники нарушили планы НАТО на Балканах
Рассказываем об уникальной приштинской операции русского десанта в 1999 году и отвечаем на популярные вопросы. Фотокорреспондент и военный обозреватель «АиФ» вспоминает о том, как осуществлялась операция в Косове в июне 1999 года. Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта. 12 июня 1999 года ночным марш-броском из Боснии 200 российских десантников заняли Приштину в Косово до подхода англичан. 20 лет назад, в ночь с 11 на 12 июня 1999 года, весь мир потряс марш-бросок русских десантников из состава миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине на Приштину.
Бросок на Приштину: как 200 российских десантников оказались один на один со всем НАТО
заместитель командующего ВДВ, Герой России, генерал-лейтенант Николай Игнатов рассказал «Звезде» о марш-броске на Приштину в ночь с 11 на 12 июня 1999 года. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года двести российских миротворцев отправились в шестисоткилометровый марш-бросок до Приштины. 1999 год. Марш бросок десантников в Приштину начался 10 июня. 20 лет назад российские миротворцы совершили молниеносный рейд из Боснии на Приштину, заняв единственный в Косово аэропорт «Слатина» и затем отбивая попытки сил НАТО вторгнуться на его территорию. 12 июня 2017 года исполняется 18 лет со дня знаменитого марш-броска на Приштину, который осуществили российскими десантниками.
Инцидент в аэропорту Приштины
Но нам, группе, которая эту операцию готовила, задача была поставлена еще раньше. Нет, не захватить аэропорт, а взять его под наблюдение, проверить, какие у него возможности, какая взлетно-посадочная полоса, коммуникации, "под кем" находится объект, кто его контролирует. В обстановке безвластия — это было во многих региональных конфликтах — власть берут в руки местные криминальные авторитеты. И в Косове была такая же ситуация: в каждом районе, на каждом углу свой хозяин, все с оружием — беспредел. И аэропортом тоже заведовали они. Никаких регулярных военных формирований, только небольшие группы, которые по своим возможностям захватили ряд таких стратегических объектов. Наша группа выжидала, когда часть этих людей уходила вечером — на свои разбойничьи дела или, может, в кабаки. Под утро они возвращались и целый день отсыпались. Мы выбрали момент, когда на месте было небольшое количество людей, воспользовались этим и заняли аэропорт. В моей команде были и российские военнослужащие, но большинство — все-таки представители местного населения: сербы, албанцы, хорваты.
Люди разных национальностей, разных вероисповеданий. Хочу подчеркнуть, что было много албанцев, которые были недовольны действиями радикальных албанских и хорватских националистов по отношению к мирному населению.
Все эти факторы привели к тому, что в марте 1999 года начались бомбардировки Югославии авиацией НАТО. На телеэкранах жители России и Западной Европы видели две разных войны.
Картинки разительно отличались. Однако в параллельных мирах жили не только обычные люди, но и военные. Впоследствии выяснилось, что эффективность бомбардировок преувеличивали. Косово — не пустыня, где танки стоят, словно мишени в тире.
В горнолесной местности технику легче спрятать. Натовцы зачастую наносили удары по макетам. Однако и противодействовать атакам авиации с больших высот сербы не могли. По американским официальным оценкам, армия Югославии в результате авианалётов потеряла 120 танков, 220 прочих бронемашин и 450 артиллерийских орудий.
Однако после войны, в 2000 году, комиссия антисербской коалиции, направленная для изучения вопроса на место Allied Force Munitions Assessment Team , обнаружила в Косове лишь 14 уничтоженных танков, 18 бронетранспортёров и 20 артиллерийских орудий и миномётов — то есть на порядок меньше. Что в целом соответствует югославским данным. С другой стороны, югославские заявки на многочисленные сбитые ими самолёты коалиции так и не получили подтверждения. Серьёзные потери понесли и ВВС Югославии.
Порой авиация НАТО досадно мазала. Например, 14 апреля 1999 года она по ошибке разбомбила колонну албанских беженцев на трассе Джяковича-Дечани, приняв её за югославских военных. В результате погибли 73 албанца, ещё 36 человек получили ранения. Наземную операцию союзники проводить не хотели.
Бомбы и ракеты разрушали заводы и выносили инфраструктуру. Югославию вбамбливали в «каменный век». США напомнили, что в этом мире действует правило «The might is right» — «Сила есть право». В июне было подписано соглашение, по которому югославские войска покидали край.
Бросок на Приштину Тогда Россия, которая не смогла остановить агрессию, сделала ход конём. Военнослужащих российского миротворческого контингента, находившегося в Боснии, спешно перебросили в Косово. Группа из 206 десантников на 15 БТР и 35 автомобилях совершила 620-километровый марш и утром 12 июня заняла Слатину — военный аэродром в 15 км от Приштины, столицы края Косово и Метохия. Боевой дух у десантуры был на высоте — бойцы готовы были «вломить албанцам».
Колонна прибыла в Слатину в пять утра и, простояв два часа, к 7:00 заняла позиции. Дальше было самое интересное. Русских не ждали — военную базу хотели занять британские войска. В дальнейшем базу собирались использовать для приёма транспортных самолётов, потому ВПП практически не пострадала от бомбёжек.
Совершив марш-бросок, российский батальон остался без снабжения, рассчитывая получить его по воздуху самолётами. Оказавшись в окружении, русские, со слов того же Бланта, через пару дней сказали: «Послушайте, у нас не осталось ни еды, ни воды. Может, мы поделим аэродром? Однако известно, что ситуация с горячим питанием у российского батальона была налажена раньше, чем у британцев.
По плану операции после захвата аэропорта «Слатина» на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолёты ВВС России, которыми должно было быть переброшено не менее двух полков ВДВ и тяжёлая военная техника. Все это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» не уступали друг другу ни в чём, хотя на территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном. В ходе сложных переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косове в пределах районов, подконтрольных Германии, Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения НАТО, что это приведёт к фактическому разделению края.
При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски их вооружённых сил и других нужд. Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта.
В июне 1999 года российские военные предприняли марш-бросок в Косово и взяли под контроль аэропорт "Слатина" главный военный аэродром под Приштиной за несколько часов до того, как его намеревались захватить силы НАТО. И честно говоря, не придаю этому такого большого значения, как некоторые наблюдатели", — сказал Путин в интервью для фильма Андрея Кондрашова "Белград", показанного в эфире телеканала "Россия 1". В 1999 году вооруженное противостояние между албанскими сепаратистами из "Освободительной армии Косово" и силовыми структурами Сербии привело к бомбардировкам силами НАТО Союзной Республики Югославия, в которую в то время входили Сербия и Черногория.
Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999
Российскую группу возглавлял майор Юнус-Бек Евкуров. Задание о взятии под контроль аэропорта он получил еще в мае. Всего в его команду вошли 18 бойцов спецназа ГРУ. На территорию Косова они проникли тайно, после занятия аэропорта они удерживали его до прибытия основных сил российского контингента. Подробности операции по захвату Слатины остаются секретными.
На вопрос - зачем, он ответил: "Ясно, что нам придется оттуда когда-то уйти, но будет, чем торговаться".
Квашнин "не рискнул это согласовывать с высшими должностными лицами, в том числе в Минобороны, но это было сделано". Марш-бросок на Приштину - операцию сводного батальона российских ВДВ, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине город Углевик , в город Приштина Косово был осуществлен 12 июня 1999 года.
Путин: захват аэропорта Приштины в 1999 году не был дерзким поведением Читать ren. Своим видением этой ситуации глава государства поделился в интервью для документального фильма "Белград", фрагмент которого вышел на телеканале "Россия 1". Российские вооруженные силы в июне 1999 года предприняли марш-бросок в Косове и взяли под контроль главный военный аэродром Слатина вблизи Приштины за несколько часов до того, как его намеревались захватить силы НАТО.
После вывода югославских силовиков фактическая власть в Косове перешла в руки албанских бандитов. И помешать этому ооновцы не могли — или не хотели. Результат от рейда получился неоднозначный. Загадки и легенды марш-броска Как и все военные операции, марш-бросок на Приштину оброс легендами. Неясно, кто и когда начал планировать эту операцию, и кого поставили в известность. Некоторые считают, что колонна прорывалась по враждебной территории. Нет, она двигалась по земле, где русских ждали. Сербы встречали десантников с цветами… Колонной командовал полковник Сергей Павлов. О предстоящем марше он узнал 10 июня; на подготовку было отведено всего восемь часов. Хотя нашим десантникам так и не пришлось высаживаться с неба, они провели стремительный и успешный рейд на броне. Имелись ли угрозы? Нельзя было исключать авиаударов НАТО по колонне. Позже генерал Леонид Ивашов заявил: «Мы планировали ввести три батальона. Один должен был идти в Косовска-Митровицу и как бы обозначить наш сектор. Второй хотели десантировать на аэродром в Приштине. А третий в качестве резерва должен был высадиться на сербской территории у города Ниш. Но, если помните, венгры и румыны не разрешили нам пролёт через своё воздушное пространство. Поэтому батальон, который должен был идти на Митровицу, повернул на Приштину». Возможно, генерал рассказывал об одном из этапов планирования операции. По одной из версий событий, растиражированной в СМИ, начальник генерального штаба генерал Анатолий Квашнин узнал о марш-броске, когда колонна уже шла по Сербии. И пытался ее развернуть. И чтобы не выполнять этот приказ, десантники отключили связь. По другой версии, Анатолий Квашнин и был инициатором марш-броска. И естественно, он его и не пытался остановить. Когда они упились до полного изумления, генерал отправился догонять колонну. На «мерседесе». Военные — согласно этим же сведениям — также договорились о пропуске наших самолетов с подкреплениями с Венгрией. Якобы эту операцию сорвал министр иностранных дел Игорь Иванов, который послал венграм официальный запрос. Договоренность была неформальная — официально же венгры от всего открестились. В результате наши десантники, готовые к переброске в Слатину, просидели несколько недель на аэродроме.
Инцидент в аэропорту Приштины - Incident at Pristina airport
В ВДВ рассказали о марш-броске на Приштину в июне 1999 года | Летом 1999 года мир оказался в шаге от новой войны, когда британскому генералу Джексону поручили выбить российских десантников, занявших аэропорт в Косово. |
Агрессия НАТО против Югославии 1999 | 20 лет назад российские миротворцы совершили молниеносный рейд из Боснии на Приштину, заняв единственный в Косово аэропорт «Слатина» и затем отбивая попытки сил НАТО вторгнуться на его территорию. |
Как наш десант щелкнул по носу США
24 марта 1999 года началась военная операция НАТО «Союзническая сила» против Союзной Республики Югославия. Аэропорт Приштины всё ещё контролировали русские, но разрешалось через него перебрасывать силы и грузы НАТО. Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), проходившая в ночь с 11 на 12 июня 1999 года. Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне – Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR.
12 июня 1999 года-Марш-бросок на Приштину
В начале 1999 г. ситуация на территории края оставалась напряжённой, боевая операция югославских сил против боевиков ОАК возобновилась, рос поток косовских беженцев. 12 июня 1999 года российские миротворцы силами батальона совершили марш-бросок по территории Боснии и Югославии и овладели аэродромом «Слатина» в Приштине. В мае 1999 года подразделение спецназа ГРУ под командованием нынешнего главы республики Ингушетия майора Юнус-бек Евкуров получает приказ из своего месторасположения в Боснии и Герцеговине направиться к аэропорту «Слатине» и установить над ним контроль.