Примечательно, что Япония начала пытаться выйти из состояния экономической депрессии путем понижения ключевой ставки ЦБ еще в 90-е. Экономические отношения и деловое присутствие Японии в АТР – слишком масштабная тема, чтобы её можно было детально раскрыть в объёме одной статьи. И я почувствовал серьезный поворот к сближению экономический связей Японии и России.
ССАГПЗ и Япония объявили о возобновлении переговоров по соглашению о свободной торговле
Отсутствие прогресса по возобновлению зерновой сделки оказывает негативное влияние на глобальную продовольственную безопасность. Япония призывает Россию вернуться к этой инициативе. Рост экономики Японии резко вырос, так как слабая иена стимулирует ВВП превзошел прогнозы, но аналитики предупреждают о слабости внутренней экономики из-за инфляции. Российско-японские экономические отношения, как отмечалось выше, в значительной степени опирались на поддерживавшиеся обеими сторонами политические интересы и договорённости. Внешний долг Японии достиг фантастических размеров – чтобы его отдать, страна должна работать два с половиной года, не тратя на себя ни иены. Глава Центра японских исследований Института Дальнего Востока Валерий Кистанов поясняет, как японцы дошли до жизни такой и. В 1950-х годах ограниченная в использовании военно-политического инструментария Япония сделала ставку на экономическую дипломатию для решения задач в сфере внешней политики и национальной безопасности.
Тэруо Асада: Япония и РФ находятся на пути стремительного сближения экономических связей
Отрицательная динамика просматривается и в торговле», — объяснил дипломат. По его словам, по итогам прошлого года она составила около 20 миллиардов долларов снижение на 8,9 процента , при этом значительно сократился японский экспорт в Россию, до 4,67 миллиарда долларов падение на 40,5 процента. Овечко отметил, что японские власти ограничили или запретили ввозить в Россию широкий список товаров.
В газете отметили, что рост цен на энергоносители повлек за собой увеличение экспортных и импортных поставок. Эксперты совета дали прогноз, по которому торговый баланс Японии после таможенных сборов покажет отрицательное значение. Ситуация повторится 3-й год подряд.
Состоялись панельные дискуссии по таким темам, как «зеленая энергетика», развитие инфраструктуры, обеспечение целостности транспортно-логистических коридоров и др. Стоит отметить, что в ноябре т.
Важно, что у России и Японии присутствует понимание, что упомянутые проекты значимы для национальных интересов. Это вопрос в первую очередь надежных поставок энергоносителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе, достижения целей сокращения выбросов парниковых газов. Конечно, санкции третьих стран против российско-японских энергетических проектов оказывают определенное влияние на их функционирование и бьют по интересам Японии, но, я уверена, сотрудничество в этой области будет продолжено, о чем заявляют и в Японии. Последний из таких примеров влияния третьих стран — это ситуация с проектом "Арктик СПГ — 2". В нем активно участвовали японские компании, и сейчас он подпадает под санкции. В связи с этим возникает вопрос, что в первую очередь волнует американских партнеров в отношениях с Японией. Понятно, что они бьют по ключевым отраслям, нарушая экономические интересы и вопросы безопасности. Россия, несмотря на многочисленные санкции Японии, выстраивает свои действия предельно рационально и прагматично. В частности, в проекте "Сахалин-2" благодаря смене оператора энергетического проекта мы смогли отстоять наши интересы, сохранив в полной мере контрактные обязательства перед клиентами, подтвердив тем самым репутацию надежного поставщика Относительно перспектив, Россия и Япония ставят цели по декарбонизации и "зеленой" трансформации, поэтому сотрудничество в "зеленых" проектах может и должно происходить без всякого политического подтекста. Сотрудничество России и Японии по созданию и развитию цепочек поставок СПГ, водорода, топливного аммиака, древесных пеллет, развитию всего комплекса "зеленых" технологий принесет пользу не только нашим странам, но и всей планете. Первые шаги по обозначенным темам были сделаны еще до кризиса. Тем более что в части любых "зеленых" проектов неоспоримым преимуществом выступает географическая близость России и Японии — короткое транспортное плечо снижает выбросы CO2 в атмосферу. Каковы тенденции по этому направлению? Несмотря на имеющиеся сейчас препятствия для развития торговых отношений, есть ли интерес с японской стороны к каким-либо видам российской продукции?
Япония: опережающие данные по ВВП за 3-й квартал разочаровали – UOB
Первая — парадная дверь, которая открывается для потоков японских эмигрантов: им японское правительство предоставляет некоторые послабления, которые связаны с въездом в страну и трудоустройству. Вторая — боковая дверь, которая используется для привлечения к трудовой деятельности учащихся-стажёров и практикантов. Третья — задняя дверь, которая предназначена для нелегальных мигрантов, которые въезжают по туристическим визам, а спустя некоторое время остаются работать. Надо сказать, что японское правительство на постоянной основе ведёт с ними борьбу, разыскивают их, штрафуют и депортируют. Количество иностранных граждан, проживающих на территории Японии, выросло практически вдвое за последние два десятка лет и превышает на сегодняшний день 2 млн. Наибольшее количество иммигрантов из Китая, второе место занимают выходцы из Кореи, далее следуют переселенцы из Бразилии, Филиппин, перу и США.
Практически половина из них уже получили статус постоянно резидента. В процессе притока иммигрантов и проживания иностранцев в Японии стоит ряд социально-экономических и психологических проблем, которые связаны с жизнь иммигрантов в стране. Среди них следует отметить опасность сокращения рабочих мест для граждан Японии, нежелание большинства жителей страны, чтобы Япония превратилась в полиэтническое государство, а также непринятие чужих в своей среде. Важно понимать, что всё это может стать причиной определённых противоречий как внутри страны, так и в отношении внешнеторговых партнёров в лице, развивающихся государств, в первую очередь это касается азиатских стран. Таким образом, можно говорить о том, что если ранее с целью упрочнения своих позиций в мировой экономике и маневрирования для ограничения своих конкурентов страна чаще всего опиралась на использование таких экономических инструментов, как внешняя торговля, лицензионная передача технологий, ПЗИ, сделки по трансграничным слияниям и поглощениям, изменения динамики обменного курса в связке "иена-доллар", то уже в новом тысячелетии Япония стала ориентироваться на участие в интеграционных объединениях, которые предусматривают либерализацию внешнеэкономических связей.
Долгосрочная перспектива предполагает снятие ограничений на реализацию внешнеэкономических операций, которые выступают инструментом стимулирования японского экспорта товаров и повышения инвестиционной активности японских компаний. В этой связи актуально говорить о приоритетном направлении внешнеэкономической интеграции для страны — это Азиатско-Тихоокеанский регион. Замечание 6 Одновременно с этим японское правительство делает ставку на Транс-Тихоокеанское партнёрство, которое представляет собой инициативу без участия Китая, лидером которого является США. Особая важность придаётся развитию экономических отношений, которые подразумевают взаимное предоставление преференций в торговле в пределах двусторонних соглашений в зонах свободной торговли и экономическом партнёрстве. Отношения России и Японии Торгово-экономические отношения Японии и России в настоящее время не в полной мере используют весь потенциал.
Россия находится на 14 месте среди внешнеторговых партнёров Японии. Удельный вес России во внешнеторговом обороте Японии по данным на 2013 г. В качестве основных экспортируемых товаров России выступают нефть и нефтепродукты, сжиженный природный газ, уголь, пиломатериалы, ферросплавы, цветные металлы и рыба. Структуру российского импорта из Японии составляют машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них. Инвестиционное сотрудничество является наиболее важной составляющей российско-японских экономических отношений, для них характерны неравномерность развития и структурный дисбаланс.
По объёму накопленных инвестиций, которые поступают в российскую экономику, Япония располагается на 8 месте. Стратегической сферой российско-японского инвестиционного сотрудничества служит топливно-энергетический комплекс, в первую очередь это касается реализации сахалинских нефтегазовых проектов, в которые участвует ряд японских компаний. Примечательно, что к числу наиболее важных направлений относится также сотрудничество в сфере автомобилестроения, а также в некоторых других отраслях.
Страны заинтересованы в продвижении соглашения о передаче оборонного снаряжения и технологий.
Последней страной в турне станет Катар, куда японский премьер-министр приедет 18 июля. Япония заинтересована в участии японских компаний в проектах по СПГ и добыче газа. Кроме того, Япония хотела бы поднять отношения с Катаром до уровня стратегического партнерства и укрепить диалог между внешнеполитическими и оборонными ведомствами двух стран, а также развивать академические обмены. В среду Фумио Кисида вернется в Токио.
Главная » География » Япония » Внешнеэкономические связи Японии Внешнеэкономические связи Японии Япония представляет собой яркий пример страны, которая старается активно участвовать в международном разделении труда. Япония стала развивать несколько высокоэффективных отраслей промышленности одновременно, именно такая стратегия позволила ей стать экономической супердержавой и в дальнейшем удерживаться на самых высоких позициях. Японские машины популярны во всем мире Развитие экономики Японии было бы невозможно без внешней торговли. Внешняя торговля — это выгодная продажа и скупка сырья, товаров у соседних стран.
Мне это напоминает тишину реанимационной палаты. Как мне представляется, главной причиной такого относительного и иллюзорного благополучия является то, что Япония больше, чем многие другие страны пользовалась таким «наркотиком», как долг, причем во все возрастающих дозах. Японская экономика последние три десятилетия накапливала долги и сегодня по многим видам долгов занимает высокие строчки мировых рейтингов. Так, в рейтинге стран по внешнему долгу Япония находится на третьем месте после США и Великобритании.
У США величина внешнего долга в 2023 году составила 32,9 трлн долл. За ней следовали трлн долл. Ещё более заметно доминирование Японии по относительным показателям разных видов долга в процентах к ВВП. Страна Восходящего солнца давно уже держит первое место в рейтинге по относительной величине государственного долга. Если по относительному уровню долга домашних хозяйств Япония на фоне других стран выглядит достаточно скромно, то по уровню долга нефинансовых корпораций она находится в группе стран-лидеров. А если мы будем сравнивать страны по уровню общего долга, включающего государственный долг и долг частного сектора сектор домашних хозяйств и сектор нефинансовых корпораций , то увидим, что Япония оказывается «впереди планеты всей». У тех стран, которые имеют большой частный долг, как правило, не очень значительный государственный долг. А у стран с высоким уровнем государственного долга уровни частного долга достаточно умеренные. Наверное, в приведенный список следует включить также Китай.
Однако по Поднебесной нет полной информации в базе данных МВФ. В ней имеются цифры только по частному долгу Китая. Итак, Япония полвека назад была «впереди планеты всей» по темпам экономического роста. Теперь она «впереди планеты всей» по величине суммарного долга. При этом в отличие от ряда стран, которым удалось стабилизировать в последние годы уровень общего долга среди них Германия, Испания, Голландия, Австрия , Япония продолжает его наращивать. За десятилетие прирост составил 60,26 процентных пунктов.
Кризис в отношениях
- Россия и Япония: страна заходящего товарооборота — Торговля на
- Поделиться
- Пресс-релизы - Центральная Азия и Япония устойчиво развивают торгово-экономические отношения
- В 2023 году Японию ждет рекордный рост объемов импорта и экспорта продукции
- Хотите знать об инвестициях все?
Япония: ключевой игрок в мировой экономике и его влияние на глобальные связи
То же самое касается самой спецтехники. Сегодня они трудятся во многих отраслях нашей промышленности. Бумагу, картон, трикотаж, изделия из металлов и дерева, асфальт и цемент — будем делать сами. А сырьё у нас в избытке. В свою очередь государство активно оказывает помощь предпринимателям в виде льготных займов и лизинговых программ , субсидий и прочих действенных мер. Статья по теме: Меры государственной поддержки бизнеса при покупке оборудования. Поэтому экономика РФ адаптируется, хотя ситуация с санкциями сама по себе неприятная. Выводы Очередной санкционный пакет Японии ударит по экономике РФ, но не сильно. После ухода многих брендов с рынка РФ ещё в 2022 году российские предприниматели переключились на Китай.
Так сказать, на перспективу.
Япония в значительной степени зависит от моря как источника продовольствия. Здесь один из самых больших уловов рыбы среди всех стран мира, большая часть которого добывается за счет глубоководного рыболовства на больших расстояниях. Несмотря на свое доминирующее международное положение, японский рыболовный сектор сталкивается с рядом серьезных проблем. Местные рыбные промыслы истощаются из-за чрезмерного вылова рыбы и загрязнения, особенно во внутреннем море, в то время как глубоководный промысел должен бороться с ограничениями, налагаемыми на него странами, которые претендуют на экономическую зону протяженностью 200 морских миль 370 км в своих прибрежных водах. Сушка рыбы в порту Число работников, занятых в рыболовстве, резко сократилось, как и в случае с сельским хозяйством, а работники рыболовства быстро стареют. Таким образом, внутреннее производство сокращается на протяжении десятилетий, а импорт рыбной продукции превышает экспорт. Искусственное выращивание рыбы, моллюсков особенно устриц и морских водорослей приобретает все большее значение. Полезные ископаемые За редким исключением, запасы полезных ископаемых в Японии невелики, а качество добываемых часто оставляет желать лучшего. Уголь, железная руда, цинк, свинец, медь, сера, золото и серебро — одни из наиболее распространенных полезных ископаемых в относительном выражении , с меньшим количеством вольфрама, хромита и марганца.
В Японии также есть большие залежи известняка. Почти полностью отсутствуют никель, кобальт, бокситы алюминиевая руда , нитраты, каменная соль, поташ, фосфаты, а также сырая нефть и природный газ. Заброшенная угольная шахта в Фукуоко Запасы угля сосредоточены на Хоккайдо и Кюсю. Запасы нефти невелики, внутренняя добыча нефти составляет незначительную долю от потребления. Основной нефте- и газоносный пояс находится от северного острова Хонсю в Японском море до низменностей Исикари-Юфутсу на Хоккайдо. Запасы природного газа также были обнаружены в восточной части префектуры Тиба и на шельфе к востоку от Тохоку. Японская железная руда низкого качества и добывается в основном на севере и западе Хонсю. Запасы меди, некогда самой важной металлической руды Японии, почти истощены; свинец и цинк часто встречаются в сочетании с медью. Энергетика Уровень потребления энергии в Японии выровнялся в середине 1990-х годов после неуклонного роста на протяжении десятилетий. Потребление электроэнергии на душу населения сопоставимо с потреблением в большинстве промышленно развитых стран, но потребление нефти и природного газа значительно ниже.
Крупнейшим единственным источником энергии является нефть. Почти весь спрос удовлетворяется за счет импорта, значительная доля которого поступает с месторождений, разрабатываемых японскими компаниями. Уголь, в основном импортируемый, составляет гораздо меньшую долю от общего потребления. Наибольшая добыча газа приходится на природный газ и сжиженный природный газ, а с точки зрения выработки энергии сопоставима с углем. Нефтеперерабатывающий завод Большая часть всей электроэнергии в Японии вырабатывается на тепловых электростанциях. На протяжении десятилетий нефть была самым важным источником топлива, но выработка электроэнергии на угольных электростанциях значительно возросла в рамках усилий по снижению зависимости Японии от иностранной нефти. Также все большее значение приобретают электростанции, работающие на сжиженном природном газе, особенно в качестве средства снижения уровня выбросов парниковых газов и других загрязняющих веществ. С 1970-х годов правительство продвигает энергетическую политику, которая способствует развитию атомной энергетики как экологически чистого источника энергии отечественного производства. Эта программа увеличила долю ядерной энергетики примерно до одной трети от общей установленной электрической мощности страны. В настоящее время по всей стране действует несколько десятков атомных электростанций.
Из-за гористого рельефа Японии обширный гидроэнергетический потенциал страны распределен неравномерно. Кроме того, многие гидроэлектростанции не могут работать на полную мощность более нескольких месяцев в году из-за сезонных колебаний количества осадков и сложности строительства адекватных хранилищ. Развитие гидроэнергетики в основном сосредоточено в центральной части Хонсю вдоль рек Синано, Тенрю, Тоне и Кисо , в Тохоку и в некоторых частях Кюсю. Такая схема распределения гарантирует, что гидроэлектростанции Японии удачно расположены по отношению к важным промышленным районам. Несмотря на то, что потенциал все еще неразвит, лучшие площадки уже используются для строительства крупных заводов, а дальнейшее наращивание мощностей связано с мелкомасштабными операциями. Кроме того, был построен ряд гидроаккумулирующих станций, в которых вода закачивается в резервуар над гидроэлектростанцией в непиковые часы, чтобы высвобождаться для выработки электроэнергии в периоды пикового спроса. Производство Наиболее заметной особенностью экономического роста Японии после Второй мировой войны является быстрое развитие производства с прогрессом в количественном росте, качестве, разнообразии и эффективности. Акцент сместился с легкой промышленности на тяжелую и на более высокую степень переработки. Таким образом, некоторые из старых отраслей промышленности, включая деревообработку и производство текстиля и продуктов питания, значительно снизились в относительном значении. Япония — один из ведущих мировых судостроителей и автопроизводителей, а также крупный производитель таких основных продуктов, как сырая сталь, синтетический каучук, алюминий, серная кислота, пластмассы, цемент, целлюлоза и бумага, различные химикаты и продукты нефтехимии, а также текстиль.
Здесь расположены одни из крупнейших и наиболее передовых промышленных предприятий в мире. В конце 20-го века наиболее впечатляющим ростом было производство автомобилей, железа и стали, машин включая роботов и точного оборудования в частности, камер. Впоследствии страна стала известна передовыми электронными продуктами, включая компьютеры и микроэлектронику, телекоммуникационное оборудование и потребительские товары. Основной причиной послевоенных промышленных показателей Японии был высокий уровень и быстрый рост капиталовложений, особенно в 1960-е и 70-е годы. Бум инвестиций в оборудование обеспечил металлургической и машиностроительной промышленности быстрорастущий внутренний рынок, позволил значительно увеличить производственные мощности и масштабы операций, а также привел к быстрой замене старого оборудования. Это, в свою очередь, привело к значительному повышению производительности труда во всей экономике и позволило развиваться обрабатывающей промышленности, несмотря на острую нехватку квалифицированной рабочей силы и рост заработной платы. Широкое использование технологических инноваций и внедрение передовых производственных систем дали многим секторам японской обрабатывающей промышленности огромное преимущество перед их конкурентами, и в результате экспорт страны резко возрос. Другая стратегия, которая проводилась частично для уменьшения торговых трений с иностранными конкурентами, а также для сокращения издержек по мере роста курса иены, заключалась в создании зарубежных предприятий в некоторых частях Азии, Северной Америки и Европы. Этот подход с особым успехом применялся производителями автомобилей и передовых электронных продуктов. Верфь в Японии Существование сплоченных корпоративных групп, в так называемой системе кейрецу, сыграло важную роль в успешной структурной перестройке японской промышленности в соответствии с меняющимися экономическими условиями.
Данная тенденция была активно подхвачена странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Японией, которые пошли по пути углубления региональной интеграции и ее перевода в трансрегиональные формы. Токио ведет активную работу по упрощению доступа на рынки других стран через заключение соглашений о свободной торговле ССТ и об экономическом партнерстве СЭП. ТТП-11 и соглашение с евросоюзом Международная торговая либерализация рассматривается в Японии как элемент более широкой политики по выстраиванию геостратегической архитектуры, в которой традиционно большое значение имеет «китайский фактор». Конкуренция с Китаем мотивирует японское правительство играть активную роль в формировании торгово-экономических блоков. В данном контексте примечательную эволюцию прошла позиция официального Токио относительно участия в инициированном США в 2008 году Транстихоокеанском партнерстве ТТП.
Изначально преобладавшие в японских политических и деловых кругах осторожные подходы к переговорному процессу постепенно трансформировались в необходимость участия в формировании новых правил регулирования трансрегиональной торговли. После решения администрации Д. Трампа о выходе из соглашения в январе 2017 года Токио, не в последнюю очередь благодаря нажиму зарубежных партнеров, прежде всего Чили, взял на себя бразды лидерства в заключении соглашения в формате 11 стран ТТП-11. В результате текст документа был согласован в рекордно короткие сроки11 и подписан в марте 2018 года. Принятые в рамках ТТП-11 нормы и правила регулирования подаются теперь в качестве «международных стандартов».
Протекционистские настроения администрации Д. Трампа послужили также форсированному заключению СЭП между Японией и ЕС, переговоры о параметрах которого велись продолжительное время с 2013 года. Подписанное в июле 2018 года соглашение13 было встречено одобрением японских деловых кругов и ожиданиями применительно к расширению бизнес-возможностей для малых и средних предприятий по экспорту продукции в европейские страны благодаря ликвидации таможенных пошлин на подавляющую часть номенклатуры товаров сельского, лесного и рыбного хозяйства14. Содействие международному развитию Официальная помощь развитию ОПР - техническое содействие и безвозмездные гранты иностранным государствам - традиционно входит в число наиболее важных инструментов внешнеполитической деятельности Японии. Встраивание ОПР в 2010-х годах в контекст экономической дипломатии лишь усилило двойственность ее роли во внешней политике.
Во-первых, как экономического средства повышения профиля и расширения присутствия страны на мировой арене. Во-вторых, как средства продвижения экономических интересов Японии за рубежом. Одновременно с этим Япония перестала быть монополистом в этой сфере среди стран Азии - появились такие быстрорастущие конкуренты, как Китай, Индия и Республика Корея, с чем, помимо прочего, связан начатый в 2000-х годах курс на оптимизацию бюджета ОПР. Интересы бизнеса за рубежом Как признают в МИД Японии, правительство ранее занимало пассивную позицию в отношении поддержки частных предпринимателей15. Однако на современном этапе для продвижения интересов бизнеса за рубежом Токио использует все доступные инструменты, включая ОПР.
Перед государственными загранучреждениями ставятся задачи по поддержке японских компаний. Дипломатическое сопровождение деятельности частных предприятий кратно растет16 - число обращений увеличилось с 20 тысяч в 2013 году до 46 тысяч в 2016 году. Одновременно наблюдается ежегодный прирост количества функционирующих за границей японских фирм17. С 2015 года практически во всех посольствах и генеральных консульствах Японии действует механизм «единого окна», предполагающий консультирование частного бизнеса в координации с другими заинтересованными министерствами и при содействии ряда специализированных организаций, включая Японское агентство международного сотрудничества JICA , Японскую организацию внешней торговли JETRO , Японскую корпорацию страхования торговли NEXI , Японский банк международного сотрудничества JBIC. Вместе с тем ключевая роль в выработке политики в сфере торговли и инвестиций принадлежит Министерству экономики, торговли и промышленности.
Ее практической реализацией, в том числе за рубежом, занимается основанная в 1958 году JETRO, имеющая 74 представительства в 54 странах мира, а также 46 офисов в Японии19. Индо-Тихоокеанская стратегия В августе 2016 года премьер-министр С. Абэ реанимировал стратегию «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского пространства»20, в центре которой лежит идея формирования на пространстве двух океанов «порядка, основанного на правилах». Термин «Индо-Тихоокеанский регион»21 и соответствующая концепция получили развитие во внешнеполитическом дискурсе Японии, США, Австралии и Индии после того, как карт-бланш на ее реализацию дала администрация Д. Принятие стратегии совпало с намерением Белого дома отмежеваться от наследия Президента Б.
Обамы, дать новое идейное обоснование политике на азиатском направлении, сменив понятийный аппарат22. Как справедливо отмечают отечественные исследователи, в основе концепции лежат глубоко взаимосвязанные экономические, международно-политические и военные процессы23. Наиболее характерным проявлением этого является идея создания «четырехугольника» с участием США, Японии, Австралии и Индии для противодействия военному подъему Китая в регионе. По всем внешним признакам Индо-Тихоокеанская стратегия выглядит как попытка противопоставить и столкнуть в конкурентной борьбе двух азиатских гигантов - Индию, по мнению Запада разделяющую с ним «демократические ценности», и Китай, растущий в соответствии с самобытной политической и экономической моделью развития. По мере того как концепция разворачивается Вашингтоном и Канберрой, находит понимание в Нью-Дели, Европе, ряде столиц стран Юго-Восточной Азии, а также среди малых островных государств Тихого океана, официальный Токио подверстывает под реализацию своего «Индо-Тихоокеанского видения» как исконные инструменты экономической дипломатии, например ОПР, так и сравнительно новые, в частности продвижение «качественной инфраструктуры».
Примечательно, что после вступления в силу соглашения о ТТП-11 японская концепция была дополнена принципами «свободной и справедливой» торговли. Качественная инфраструктура Продвижению инфраструктурных проектов за рубежом уделяется традиционно большое внимание. Учитывая растущий спрос на инфраструктуру в мире, прежде всего в быстро развивающихся странах, Япония делает ставку на экспорт инфраструктурных систем. По подсчетам правительства, общий объем заказов с 2010 по 2014 год вырос почти в два раза - с 10 до 19 трлн. Для поддержки частного сектора в реализации инфраструктурных проектов с 2011 года в посольства и генеральные консульства Японии назначаются офицеры связи по инфраструктурным проектам.
По состоянию на декабрь 2017 года, соответствующие функции выполняли 192 дипломата в 72 странах мира. Руководствуясь Индо-Тихоокеанской стратегией, Токио в 2017 году пересматривает рекомендации и принципы продвижения инфраструктурных проектов25. Концепция теперь охватывает физическую, институциональную взаимосвязанность и людские обмены внутри и между регионами Азии, Ближнего Востока и Африки путем развития «качественной инфраструктуры», соответствующей «международным стандартам». В таком контексте примечательным представляется изменение японской позиции по отношению к выдвинутой Китаем концепции «Один пояс - один путь» ОПОП , которая первоначально была воспринята сугубо как конкурирующая. На фоне восходящего вектора в отношениях с КНР в 2017-2019 годах и сигналов крупного японского бизнеса о нежелании упускать выгоду, дистанцируясь от китайских проектов в третьих странах под политическими предлогами, подход правительства претерпел изменения.
В ходе визита С. Абэ в Поднебесную в октябре 2018 года по итогам переговоров с Председателем КНР Си Цзиньпином было принято решение активизировать совместную работу в интересах содействия международному развитию.
В развитие этого курса Абэ вопреки недовольству Вашингтона и дипломатическому протоколу снова приехал в Россию, где объявил о своём «новом подходе» к территориальной проблеме, предложил пакет экономического сотрудничества из восьми пунктов и даже дал согласие в третий раз подряд приехать в Россию на Восточный экономический форум во Владивостоке в начале сентября. Очевидно, что череда встреч лидеров двух стран, число которых уже перевалило за дюжину, отражает ставку японского премьер-министра на личные доверительные отношения с Путиным в своём стремлении добиться положительного для Японии решения застарелого спора по поводу территориальной принадлежности четырёх островов Южных Курил. Действительно, после последней встречи с Путиным Абэ выразил уверенность относительно решения территориального спора Японии с Россией.
Свои надежды Япония связывает прежде всего с расширением экономического сотрудничества, которое, как она считает, может положительно для неё повлиять на территориальный спор. По мнению японских экспертов, уверенность Токио в эффективности его экономических рычагов усилена кризисом в российской экономике, по которой был нанесён удар падающими ценами на нефть, обесценением рубля и высокой инфляцией. Токио также полагает, что ему на руку поворот Путина на Восток, в котором он сфокусировался на развитии богатых ресурсами российского Дальнего Востока и Сибири. Сразу после окончания переговоров в Сочи заместитель генерального секретаря кабинета министров Японии Хиросигэ Сэко заявил: «Мы, конечно, считаем, что переговоры по мирному договору и осуществление совместных с Россией экономических проектов должны вестись параллельно».
Почему Япония хочет сохранить экономические отношения с Россией?
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram 28 июля правительство на заседании кабинета министров приняло решение значительно ужесточить санкции против России и ввело их в действие с 9 августа. До этого эмбарго ограничивалось телекоммуникационным оборудованием, которое можно было использовать в военных целях, но теперь оно включает и "пластмассовые изделия", в том числе рыборазводные инкубаторы и другие сопутствующие товары, на которые компания уже заключила экспортные контракты две партии на сумму 50 тысяч долларов , но поставить теперь не может. Рыбаки японского Немуро: из-за трудных переговоров с Россией по рыболовству экономика региона в опасностиУхудшение отношений между Токио и Москвой убивает рыбный промысел Хоккайдо, завязанный на Россию, пишет Hokkaido Shimbun. Переговоры по условиям добычи акваресурсов у Южных Курил задерживаются. Местные рыбаки винят во всём японское правительство. Представитель компании сказал нам: "Японское правительство не будет нам ничего компенсировать. У нас нет другого выбора, кроме как искать других деловых партнеров". Похоже, что с ужесточением санкций на этот раз дальнейшее снижение неизбежно. Высокая степень зависимости Особенно пострадал от санкций бизнес с подержанными японскими автомобили.
Под запрет попали бензиновые и дизельные автомобили с объемом двигателя более 1900 кубических сантиметров. Серьезный удар понесет малый и средний бизнес, занимающийся продажей вторичных авто на российском рынке.
На треке либерализации международной торговли важное место также отводится форматам «Группы семи» и «Группы двадцати», участию в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» АТЭС , работе в рамках Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР 8. Характерно, что с начала 1990-х годов ВТО фактически способствовала регионализации мировой торговли9. Данная тенденция была активно подхвачена странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Японией, которые пошли по пути углубления региональной интеграции и ее перевода в трансрегиональные формы. Токио ведет активную работу по упрощению доступа на рынки других стран через заключение соглашений о свободной торговле ССТ и об экономическом партнерстве СЭП. ТТП-11 и соглашение с евросоюзом Международная торговая либерализация рассматривается в Японии как элемент более широкой политики по выстраиванию геостратегической архитектуры, в которой традиционно большое значение имеет «китайский фактор».
Конкуренция с Китаем мотивирует японское правительство играть активную роль в формировании торгово-экономических блоков. В данном контексте примечательную эволюцию прошла позиция официального Токио относительно участия в инициированном США в 2008 году Транстихоокеанском партнерстве ТТП. Изначально преобладавшие в японских политических и деловых кругах осторожные подходы к переговорному процессу постепенно трансформировались в необходимость участия в формировании новых правил регулирования трансрегиональной торговли. После решения администрации Д. Трампа о выходе из соглашения в январе 2017 года Токио, не в последнюю очередь благодаря нажиму зарубежных партнеров, прежде всего Чили, взял на себя бразды лидерства в заключении соглашения в формате 11 стран ТТП-11. В результате текст документа был согласован в рекордно короткие сроки11 и подписан в марте 2018 года. Принятые в рамках ТТП-11 нормы и правила регулирования подаются теперь в качестве «международных стандартов».
Протекционистские настроения администрации Д. Трампа послужили также форсированному заключению СЭП между Японией и ЕС, переговоры о параметрах которого велись продолжительное время с 2013 года. Подписанное в июле 2018 года соглашение13 было встречено одобрением японских деловых кругов и ожиданиями применительно к расширению бизнес-возможностей для малых и средних предприятий по экспорту продукции в европейские страны благодаря ликвидации таможенных пошлин на подавляющую часть номенклатуры товаров сельского, лесного и рыбного хозяйства14. Содействие международному развитию Официальная помощь развитию ОПР - техническое содействие и безвозмездные гранты иностранным государствам - традиционно входит в число наиболее важных инструментов внешнеполитической деятельности Японии. Встраивание ОПР в 2010-х годах в контекст экономической дипломатии лишь усилило двойственность ее роли во внешней политике. Во-первых, как экономического средства повышения профиля и расширения присутствия страны на мировой арене. Во-вторых, как средства продвижения экономических интересов Японии за рубежом.
Одновременно с этим Япония перестала быть монополистом в этой сфере среди стран Азии - появились такие быстрорастущие конкуренты, как Китай, Индия и Республика Корея, с чем, помимо прочего, связан начатый в 2000-х годах курс на оптимизацию бюджета ОПР. Интересы бизнеса за рубежом Как признают в МИД Японии, правительство ранее занимало пассивную позицию в отношении поддержки частных предпринимателей15. Однако на современном этапе для продвижения интересов бизнеса за рубежом Токио использует все доступные инструменты, включая ОПР. Перед государственными загранучреждениями ставятся задачи по поддержке японских компаний. Дипломатическое сопровождение деятельности частных предприятий кратно растет16 - число обращений увеличилось с 20 тысяч в 2013 году до 46 тысяч в 2016 году. Одновременно наблюдается ежегодный прирост количества функционирующих за границей японских фирм17. С 2015 года практически во всех посольствах и генеральных консульствах Японии действует механизм «единого окна», предполагающий консультирование частного бизнеса в координации с другими заинтересованными министерствами и при содействии ряда специализированных организаций, включая Японское агентство международного сотрудничества JICA , Японскую организацию внешней торговли JETRO , Японскую корпорацию страхования торговли NEXI , Японский банк международного сотрудничества JBIC.
Вместе с тем ключевая роль в выработке политики в сфере торговли и инвестиций принадлежит Министерству экономики, торговли и промышленности. Ее практической реализацией, в том числе за рубежом, занимается основанная в 1958 году JETRO, имеющая 74 представительства в 54 странах мира, а также 46 офисов в Японии19. Индо-Тихоокеанская стратегия В августе 2016 года премьер-министр С. Абэ реанимировал стратегию «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского пространства»20, в центре которой лежит идея формирования на пространстве двух океанов «порядка, основанного на правилах». Термин «Индо-Тихоокеанский регион»21 и соответствующая концепция получили развитие во внешнеполитическом дискурсе Японии, США, Австралии и Индии после того, как карт-бланш на ее реализацию дала администрация Д. Принятие стратегии совпало с намерением Белого дома отмежеваться от наследия Президента Б. Обамы, дать новое идейное обоснование политике на азиатском направлении, сменив понятийный аппарат22.
Как справедливо отмечают отечественные исследователи, в основе концепции лежат глубоко взаимосвязанные экономические, международно-политические и военные процессы23. Наиболее характерным проявлением этого является идея создания «четырехугольника» с участием США, Японии, Австралии и Индии для противодействия военному подъему Китая в регионе. По всем внешним признакам Индо-Тихоокеанская стратегия выглядит как попытка противопоставить и столкнуть в конкурентной борьбе двух азиатских гигантов - Индию, по мнению Запада разделяющую с ним «демократические ценности», и Китай, растущий в соответствии с самобытной политической и экономической моделью развития. По мере того как концепция разворачивается Вашингтоном и Канберрой, находит понимание в Нью-Дели, Европе, ряде столиц стран Юго-Восточной Азии, а также среди малых островных государств Тихого океана, официальный Токио подверстывает под реализацию своего «Индо-Тихоокеанского видения» как исконные инструменты экономической дипломатии, например ОПР, так и сравнительно новые, в частности продвижение «качественной инфраструктуры». Примечательно, что после вступления в силу соглашения о ТТП-11 японская концепция была дополнена принципами «свободной и справедливой» торговли. Качественная инфраструктура Продвижению инфраструктурных проектов за рубежом уделяется традиционно большое внимание. Учитывая растущий спрос на инфраструктуру в мире, прежде всего в быстро развивающихся странах, Япония делает ставку на экспорт инфраструктурных систем.
По подсчетам правительства, общий объем заказов с 2010 по 2014 год вырос почти в два раза - с 10 до 19 трлн. Для поддержки частного сектора в реализации инфраструктурных проектов с 2011 года в посольства и генеральные консульства Японии назначаются офицеры связи по инфраструктурным проектам. По состоянию на декабрь 2017 года, соответствующие функции выполняли 192 дипломата в 72 странах мира. Руководствуясь Индо-Тихоокеанской стратегией, Токио в 2017 году пересматривает рекомендации и принципы продвижения инфраструктурных проектов25. Концепция теперь охватывает физическую, институциональную взаимосвязанность и людские обмены внутри и между регионами Азии, Ближнего Востока и Африки путем развития «качественной инфраструктуры», соответствующей «международным стандартам». В таком контексте примечательным представляется изменение японской позиции по отношению к выдвинутой Китаем концепции «Один пояс - один путь» ОПОП , которая первоначально была воспринята сугубо как конкурирующая. На фоне восходящего вектора в отношениях с КНР в 2017-2019 годах и сигналов крупного японского бизнеса о нежелании упускать выгоду, дистанцируясь от китайских проектов в третьих странах под политическими предлогами, подход правительства претерпел изменения.
Кроме того, как следует из этих данных, Япония в апреле вновь не закупала российскую нефть, в отношении которой совместно со странами G7 введен потолок цен, за исключением поставок с «Сахалина-2», увязанных с поставками СПГ с этого проекта. В статистике не указано, были ли это новые или подержанные транспортные средства, однако, как сообщал ранее ТАСС японский эксперт в сфере торговли, в первом квартале 2023 года в РФ не было поставлено ни одного нового автомобиля.
С другой стороны — это также дало возможность выйти на российский рынок тем странам, которые не присоединялись к санкциям». Японские санкции затрагивают уже около 1 тыс. РФ, Новикомбанка, банка «Открытие», Промсвязьбанка, банка «Россия», Сбербанка, Совкомбанка, а также еще порядка 40 организаций и компаний.
Товарооборот Японии и России сократился почти наполовину
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ Японская экономика сильно зависит от внешней торговли. Позиционирование Японии на внешних рынках в XXI в. меняется, что связано с утратой конкурентоспособности ряда отраслей японской промышленности. Министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко заявил, что Япония не рассматривает вопрос о снятии ограничений на экспорт высокотехнологичных материалов в Южную. самые свежие новости рынков и инвестиций на РБК Инвестиции.
Японский капитализм терпит крах. Хроника пикирующей пирамиды
Минфин Японии 20 июля опубликовал данные товарооборота с Россией за первые шесть месяцев 2023 ется, что страна за полгода нарастила импорт зерновых из России на 509,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Внешняя торговля и экономические отношения между Японией и Россией. Экономика Японии в эпоху перемен: внешние вызовы и внутренние проблемы. Экономика Японии по итогам четвертого квартала 2023 года вступила в рецессию, следует из данных, опубликованных на сайте японской статистической службы.
В 2023 году Японию ждет рекордный рост объемов импорта и экспорта продукции
Можно сказать, что Япония совершает харакири – самоубийство своей экономики – вместо развития сотрудничества с Россией. Главная/Новости Китая/Китай рассчитывает развивать качественные экономические, торговые связи с Японией. Минфин Японии 20 июля опубликовал данные товарооборота с Россией за первые шесть месяцев 2023 ется, что страна за полгода нарастила импорт зерновых из России на 509,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Внешние экономические связи Японии карта. Экономические связи Японии экспорт и импорт. Суммарный экспорт Японии в Россию в июле поднялся на 25% в сравнении с июлем 2022-го, а импорт сни. Дефицит баланса внешней торговли Японии в июле составил 78,73 млрд иен по сравнению с 1,42 трлн иен годом ранее и профицитом в размере 43,1 млрд иен в июне.
Роль Японии в международных отношениях
На сегодняшний день, в посткризисный период, крупные Японские компании сталкиваются с колоссальными проблемами на экспортном рынке. Снижаются капитальные вложения и сокращаются запасы продукции в связи с ожиданием длительной рецессии и уменьшением экспорта. К концу 2009 финансового года были произведены массовые увольнения во всех отраслях экономики. Работодатели Японии Toyota Motor Corp. Сегодня ситуация меняется медленно, но целенаправленно, уровень безработицы в Японии за июль 2011 г. При этом на сегодняшний день Япония занимает третье место в мире по ВВП 5 458 млрд. Чрезвычайно высокая концентрация импорта Японии на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда.
С каждым годом экономика Японии всё более и более становится зависимой от мировых цен на энергоносители прежде всего на нефть становится все большей угрозой для социально-экономической стабильности в стране. То же самое происходит и с импортом сырья, импорт продукции для обрабатывающей промышленности в Японии играет очень значимую роль. Одной из благоприятных особенностей японского экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности является то, что большая его часть приходится на высокотехнологичную продукцию. Япония активно сотрудничает с Китаем, экспорт за 2010 год туда вырос на 17. В конечном счете за 2010 год сальдо торговли с Китаем оказалось положительным. Экспорт в США за 2010 год вырос всего на 4.
Экспорт в Западную Европу за 2010 год, по сравнению с показателем 2009 г. В значительной мере рост импорта был вызван ростом цен на ресурсы, экспорт за последние 3 месяца 2010 г. Риски нестабильности в японской экономике будут нарастать. Оно отражает географически сложившееся положение Японии, в частности отсутствие ряда полезных ресурсов на территории страны.
Абэ как один из перспективных элементов экономической дипломатии и драйверов роста. В 2018 году принято решение правительства об оказании финансовой поддержки работающим в атомной отрасли компаниям-экспортерам через возобновление кредитных линий, выделяемых JBIC и NEXI34. Однако господдержка не оказала существенного влияния на положение Японии на мировом рынке мирного атома. В результате многократного увеличения сметы расходов на возведение АЭС и, как следствие, нерентабельности станций от участия в соответствующих проектах в 2018-2019 годах пришлось отказаться концернам «Мицубиси» в Турции и «Хитати» в Великобритании.
Ранее полный выход из атомной отрасли в США объявила компания «Тошиба»35. Таким образом, как отмечают местные аналитики, потеря японскими компаниями всех действующих контрактов на строительство АЭС за рубежом подвела стратегию официального Токио в сфере экспорта атомных технологий на грань фиаско. Соответствующие функции выполняют дипломаты в 54 странах мира. Одно из препятствий на этом пути - ограничения на ввоз сельхозпродукции из пострадавших в результате аварии 2011 года районов, которые были введены и сохраняются в ряде стран и территорий. В МИД Японии записали себе в актив частичное снятие соответствующих ограничений в ряде стран, включая Россию, США и страны Евросоюза37, а также полное устранение запретов в 27 странах через двусторонние каналы и в рамках механизмов ВТО. В результате заключения ТТП-11 и СЭП с Европейским союзом ликвидированы или значительно снижены таможенные пошлины на подавляющую часть номенклатуры товаров сельского, лесного и рыбного хозяйства. Вместе с тем по тематике сельского хозяйства в рамках ВТО и других институтов Токио стремится избегать антагонизации США, продолжая настраивать Вашингтон на конструктивный диалог. Имидж страны как актив Создание и поддержание положительного образа, или «имиджмейкинг»39, можно отнести к новому направлению экономической дипломатии.
Тенденции последних лет демонстрируют, что в Токио уделяют большое внимание экономическим аспектам имиджа страны, связанным с привлечением инвестиций и развитием туризма. Отдельное направление - продвижение бренда «Япония». В качестве «трех китов», на которых зиждется бренд страны, определены человеческие ресурсы, технологии и культура. Одним из ключевых направлений привлечения туристов и инвестиций из-за рубежа является повышение привлекательности регионов. Рекламировать японские префектуры помогает в том числе внешнеполитическое ведомство, организующее туры и презентации для дипкорпуса и иностранных фирм. В 2017 году запущен также проект под названием «Японский дом» Japan House , в рамках которого открыты три японских центра - в Лос-Анджелесе, Лондоне и Сан-Паулу. Среди целей проекта - расширение осведомленности и интереса к культуре, традициям, политике и другим аспектам Страны восходящего солнца. Иностранный туризм Развитие туристической отрасли рассматривается официальным Токио как один из столпов повышения экономического благосостояния страны.
В 2008 году было создано Японское агентство по туризму JTA. Постоянно совершенствуется национальное законодательство40, стимулируется развитие медицинского туризма, принимаются меры по модернизации транспортной инфраструктуры, упрощаются визовые требования. Серьезным вызовом для имиджа страны и ее туристической отрасли стала природно-техногенная катастрофа 2011 года. Возвращение пострадавших регионов к нормальной жизни сопровождалось решением задач по восстановлению доверия к японским товарам и заверению зарубежных партнеров в безопасности туристических поездок. На этот период пришлось резкое сокращение числа иностранных туристов - по итогам 2011 года Японию посетили 6,22 млн. При помощи целенаправленных мер уже спустя два года правительству удалось кардинально выправить ситуацию в туристической отрасли. Начиная с 2013 года количество иностранных туристов ежегодно достигает исторических максимумов. По данным JTA, в 2018 году страну посетили около 31,2 млн.
Эксперты связывают резкое увеличение иностранного туристического потока с упрощением с 2013 года визовых требований для таких стран, как Китай, Таиланд, Филиппины, ростом числа бюджетных авиалиний в Азии, девальвацией иены. При этом администрацией С. Абэ поставлена задача увеличения иностранного туристического потока до 40 млн. На фоне планов проведения в Японии крупных международных мероприятий - чемпионата мира по регби 2019 года, летних Олимпийских игр 2020 года, Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2025» - поставленные цели выглядят достижимо42. Председательство в «группе двадцати» Эксперты считают «Группу двадцати» наиболее эффективным форматом многостороннего сотрудничества ведущих экономик мира по широкому спектру глобальных финансовых и социально-экономических вопросов. Председательство в «двадцатке» в 2019 году рассматривается в Японии прежде всего как возможность упрочить позиции на ключевых направлениях внешнеэкономической деятельности и закрепить за страной ведущую роль в продвижении мировой торгово-экономической повестки дня. Приоритеты японского председательства включают экономический рост и устойчивое развитие через имплементацию «Повестки дня - 2030», международную торговлю, реформу ВТО, защиту окружающей среды, цифровую экономику, инвестиции в качественную инфраструктуру, старение населения, усиление роли женщин, концепцию создания «Общества 5. Официальный Токио рассчитывает, что в ходе саммита «Группы двадцати» в Осаке 28-29 июня 2019 года удастся придать «политический импульс» ключевым направлениям работы формата.
Администрация С. Абэ также намерена дать символический старт ряду инициатив в сфере цифровизации экономики и управления данными, борьбы с загрязнением Мирового океана пластиковым мусором, НИОКР в области чистых технологий в энергетике, также намечено продлить мандат Глобального форума по избыточным сталеплавильным мощностям. Новые тенденции К числу новых тенденций можно отнести планы японского истеблишмента создать орган, ответственный за выработку национальной стратегии в сфере экономической дипломатии и безопасности. В марте 2019 года группа депутатов от правящей Либерально-демократической партии Японии ЛДП внесла в кабинет министров предложение создать правительственное агентство для координации внутренней и внешней экономической политики по образцу американского Национального экономического совета NEC. В понимании парламентариев, эта структура должна выполнять задачи по стратегическому планированию в таких сферах, как экономика, внешняя политика и безопасность43. Актуальность задачи по переформатированию экономической дипломатии в ЛДП обосновывают необходимостью защиты интересов национальных компаний в условиях торгово-экономических войн, расширением влияния Китая на внутренние дела третьих стран при реализации ОПОП, углублением противоречий между Китаем и США в сфере высоких технологий, ростом угроз в киберпространстве. Выделяют также важность координации подходов экономических ведомств в контексте начавшихся в апреле 2019 года японо-американских переговоров по торговле. Обозреватели отмечают, что предложение правящего класса продиктовано прежде всего стремлением дать стратегический ответ на «напористую» внешнеэкономическую деятельность КНР, продвигаемую под централизованным государственным началом44.
При этом в ЛДП полагают, что совершенствование внешнеэкономической деятельности Японии требует пересмотра подходов как со стороны правительства, так и частного сектора. Вместо заключения Почти за три четверти века японская экономическая дипломатия прошла становление, институализировалась и оформилась в магистральное направление внешней политики. В 2010-х годах официальный Токио преодолевает послевоенный синдром, планомерно отказываясь от концепции «легковооруженной торговой нации» С.
Мы бы также хотели работать в области модернизации предприятий, связанной с повышением производительности, а также в нефтехимических проектах. Для этого создаются специальные экономические зоны. Как вы оцениваете эти шаги? Когда делегация "Кэйданрэн" посещала Москву в июне этого года, на меня произвело сильное впечатление, что министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка с энтузиазмом рассказывал о проведении связанной с защитой инвесторов и внутренней нормой доходности IRR политики, которая стоит на стороне инвесторов. Результаты работы по развитию Дальнего Востока, которое является основой плана сотрудничества из восьми пунктов, определит общее направление развития российско-японских экономических отношений. Мы очень надеемся, что российское правительство будет проводить всестороннюю политику, прислушиваясь к мнению инвесторов, создавая для них условия, в которых можно было бы свободно действовать, а также обеспечивая возврат инвестиций. Какие практические рекомендации вы можете дать российской стороне? Некоторые изменения, вероятно, можно сделать довольно оперативно. Что еще может сделать российская сторона с целью повышения привлекательности проектов для Японии? Я надеюсь, что будут предприняты усилия для решения задач, перечисленных в опроснике "Кэйданрэн", после того как российская сторона поймет, что обеспечение возможности прогнозирования крайне важно для японских компаний, осуществляющих долгосрочное инвестирование. Я думаю, что для того чтобы максимизировать ожидаемый эффект от таких мер, как введение ТОР и системы свободного порта во Владивостоке, а также с точки зрения еще большего повышения привлекательности проектов российская сторона должна приложить усилия для быстрого введения упрощенного визового режима, продвижения развития инфраструктуры и сделать более гладкими такие административные процедуры, как сроки вхождения в особые зоны.
Эксперты Центра исследований кризисных ситуаций и политики Анкара объясняют интерес Токио к Центрально-Азиатскому региону желанием уравновесить растущее влияние Китая или независимой политикой японских властей, направленной на поиск новых возможностей для национальной экономики. Можно также утверждать, что в своем стремлении стать постоянным членом Совета Безопасности ООН Токио полагается в первую очередь на поддержку стран региона. Страны Центральной Азии также рассматривают Японию как альтернативный источник финансовой и технологической поддержки, свободный от геополитических связей. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев считает, что Япония — всего лишь один из многих внешних партнеров второстепенного уровня для стран Центральной Азии, сотрудничество с которой должно в теории как-то сбалансировать несравнимо более основательные региональные позиции России и Китая. Весь предшествующий период с начала 90-х годов японские компании были существенно замечены лишь в туркменской нефтегазохимической отрасли, да и то в связке с Турцией. В остальных странах Центральной Азии если японский бизнес и участвовал, то в мелких региональных проектах. Даже активность Турции, ограниченная малым и средним бизнесом в регионе, на много порядков выше японской. Интерес Японии к Центральной Азии прежде всего политический — это попытка хоть что-то противопоставить Китаю в регионе, являющемся для КНР чувствительным. Но в силу даже просто географии, например, в свете добычи ресурсов, из-за слишком сложной логистики, делающей поставки этих ресурсов, в первую очередь энергоносителей, очень сложными и, естественно, слишком дорогими, шансов у Японии немного», — сказал «НГ» Александр Князев. Эксперт считает, что Японии сложно будет встроиться в региональные экономики всерьез, поскольку сферы влияния уже устоявшиеся и заняты серьезными заинтересованными игроками, имеющими опыт работы в регионе.
Япония призывает Россию вернуться к зерновой сделке
Из-за враждебной позиции Токио в первом квартале этого года товарооборот России и Японии сократился на 41%, заявил замглавы дипмиссии Геннадий Овечко, пишет "Прайм". Это сочетание внешних потрясений и внутренней эволюции представляет собой шанс для Японии изменить свою экономическую траекторию. В 1960-х годах, во время японского экономического чуда, население Японии и его прибыли выросли, что вызвало рост спроса на рис.