Цаган Сар отмечается также в Астраханской области в местах компактного проживания калмыков. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», статьей 1 Закона Республики Калмыкия от 13 октября 2004 года № 156-III-З «О праздничных и памятных днях в Республике Калмыкия». В 2024 году цаган сар в Калмыкии будет отмечаться 24 февраля. говорится в тексте документа. Сагаалган 2024 отметим в феврале.
ПРАЗДНИК ПРОБУЖДЕНИЯ ЖИЗНИ И НАЧАЛА ВЕСНЫ ЦАГАН САР
Главная» Новости» Цаган сар в 2024 году в калмыкии какого числа будет. Таким образом, монгольский Цаган Сар был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу. Главная» Новости» Цаган сар в 2024 когда калмыкии. Праздник весны Цаган Сар, который в 2024 году будут отмечать 10 февраля, объявлен в Калмыкии выходным. Главная» Новости» Цаган сар 2024 в калмыкии дата.
Сагаалган (Цаган Сар) 2025: история и традиции праздника
В простонародье его называют Бурятским или буддийским Новым годом. Какого числа Сагаалган в 2024 году В первую очередь узнаем, когда проходит данный праздник в 2024 году, так как многие из вас наверняка зашли на эту страницу именно за данной информацией. Каждый год выпадает на разные даты, но всегда между январём и мартом. Установлен в первое весеннее новолуние. На данный момент уже известно, когда он будет отмечаться — это будет 10 февраля.
Так как это официальный выходной, то в тех регионах, где он отмечается, например, в Забайкальском крае, праздничный день переносится на понедельник 12 февраля, который станет дополнительным выходным. Сразу после этого события начинается так называемый «Белый месяц», то есть месяц после встречи Нового года. Также будет интересно узнать, что Бурятский отмечается не в полночь, как на обычный НГ, а с первыми лучами восходящего солнца хотя традиционные обряды, ритуалы и молебны проводятся на протяжении всей ночи. Простыми словами, обычный Новый год отмечается по часовому признаку, как только наступает первая минута января, а вот Бурятский — по природным явлениям, когда с первыми утренними лучами солнца наступает день очередного года.
Затем он перешёл в Монголию и другие страны. Во времена СССР его празднование было запрещено. Возрождение традицией стало происходить только после окончания ВОВ. Статус общепризнанного народного получил в 1990 году, а сегодня в некоторых регионах он и вовсе является официальным праздничным выходным Бурятия, Забайкальский край, Агинский Бурятский округ, Усть-Ордынскый Бурятский округ.
Также празднуется в республиках Калмыкия, Тыва, Алтай. Как и в другие виды новогодних праздников, подготавливаются к Сагаалгану заранее. Причём, в отличие от обычного НГ, не только закупаются продукты, подарки, праздничные украшения и готовятся блюда. Существует традиция наводить чистоту дома — выбросить все вещи, которые больше не нужны, не используются, сломаны, испорчены, испачканы, порваны, разбиты, но до сих пор занимают в доме место.
От таких вещей избавляются, чтобы вступить в новый год чистыми. Помимо этого, просят прощения, стараются забыть обиды, выбросить из головы месть и чёрные мысли, которые отягощают душу. Данные традиционные обряды и ритуалы придуманы не просто так. Сагаалган — это не обычный праздник, но день обновления всей природы и самого человека, когда в мир приходит свет и добро, уходит холод, зло, всё тёмное и нечистое.
Сагаалган, Бурятский Новый год или Белый месяц в 2024 году Накануне члены семьи собираются за общим столом, пьют чай, разговаривают о бытовых делах, обсуждают проведение мероприятий, посещение гостей и другие моменты.
Конечно, это не говорит о том, что у калмыков эти праздники отмечались только в это время. Об этом речь не идет. Это говорит лишь о том, что такое бывает. Хотя в Монгольской астрологической традиции - нет. Также, если брать во внимание время, когда была написана книга Житецкого, следует отметить, что в то время Россия жила по Юлианскому календарю.
Но это лишь наоборот подтверждает, что в конце декабря бывает Зул, потому что Юлианский календарь отстаёт от Григорианского на 13 дней. Поэтому как бы то ни было, допустим, указанная дата Житецким в книге 25 декабря по любому календарю свидетельствует о том, что Зул в конце декабря может быть. Ну и, следовательно, Цаган Сар может выпадать на март. Чего не бывает, повторю, в монгольской традиции. Возьмём, к примеру, другого ученого, Пармена Смирнова, который в своей книге "Путевые записки по калмыцким степям Астраханской губернии" также пишет про Цаган Сар: "Этот праздник, особенно чтимый кочевниками, почти всегда бывает в те числа, когда у нас сырная неделя. Редко случается, что он или несколькими днями упреждает её, или же падает в первые дни Великого поста.
Вследствие чего между простыми калмыками, которые имеют близкие и частые отношения с русскими, образовалась оригинальная по своему выражению поговорка "Ваша Масленица и наш Цаган Сара ровно родной брат". То есть П. Смирнов отмечает, что Цаган Сар часто совпадает с Масленицей. Это действительно происходит часто даже в современное время: мы одновременно справляем Цаган Сар и русскую Масленицу.
Этот день будет в республике выходным", - сказали в пресс-службе. Цаган Cap переводится с калмыцкого как "белый месяц", этот праздник приурочен к окончанию зимовки скота и началу весны. В этот день принято готовить ароматный калмыцкий чай и борцги, а также ходить в гости.
Его называют Сагаалган Цаган Сар — праздником Белого месяца.
Поздравить военнослужащих с праздником приехал представитель Традиционной буддийской Сангхи России Батыр-лама. Буддийский Новый год по восточному календарю отмечают 10 февраля. Для буддистов он означает и приход весны.
Сагаалган (Цаган Сар) 2025: история и традиции праздника
Сагаалган (Цаган Сар) 2025: история и традиции праздника | Цаган Сар (Сагаалган) (дата устанавливается ежегодно) В 2024 году 10 февраля В 2023 году 23 февраля. |
Белый месяц. Стало известно, когда будут праздновать Сагаалган 2024 | АиФ-Бурятия | Дзен | В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», статьей 1 Закона Республики Калмыкия от 13 октября 2004 года № 156-III-З «О праздничных и памятных днях в Республике Калмыкия». |
Белый месяц. Стало известно, когда будут праздновать Сагаалган 2024
Цаган Сар на ИТФ — 2024 | В 2024 году Цаган сар будет отмечаться 7 марта. |
РИА Калмыкия - В Центральном Хуруле Калмыкии разъяснили, когда празднуется Цаган Сар | Указ Главы Республики Калмыкия от 26.01.2024 № 15 "Об объявлении 10 февраля 2024 года Днем национального праздника "Цаган Сар". |
Сагаалган в 2024 году
РИА Калмыкия - В Центральном Хуруле Калмыкии разъяснили, когда празднуется Цаган Сар | В 2024 году цаган сар в Калмыкии будет отмечаться 11 февраля. |
ПРАЗДНИК ПРОБУЖДЕНИЯ ЖИЗНИ И НАЧАЛА ВЕСНЫ ЦАГАН САР | Праздник Цаган Сар в 2024 году будет 10 февраля в Калмыкии — по лунному календарю храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в Элисте. |
Белый месяц. Стало известно, когда будут праздновать Сагаалган 2024 | АиФ Бурятия | В 2024 году цаган сар в Калмыкии будет отмечаться 11 февраля. Это будет год Зеленой Деревянной Крысы по восточному гороскопу. |
Цаган Сар сегодня отмечают за пределами Калмыкии
Васькиным Йорял Благопожелание. В интерактивном музее можно сделать фотосессию в национальных костюмах около 60 костюмов , пострелять из лука, научиться разгадывать уникальные калмыцкие головоломки, научиться завязывать калмыцкий узел. Знакомство с калмыцкой, монгольской музыкальной культурой. Туристы услышат звучание народных музыкальных инструментов и популярные калмыцкие народные песни в исполнении профессионального музыканта и певицы. В музее также проводятся мастер- классы по калмыцкому танцу. Программа включает также чаепитие. Туристов ожидают дегустации Традиционного калмыцкого чая с борцоками, национальных кисломолочных напитков Чигяна и Кумыса. Презентация Тодо Бичг - старо-калмыцкой письменности, созданной в 1648 году ойратским ученым и просветителем Зая-Пандитой. В Бурятии пишут на старомонгольском письме Мастер- каллиграф пишет индивидуальные благопожелания вертикальным древним письмом. Обычно туристы заказывают свое имя, или имя того, кому он делает оберег - подарок, и пожелания, самые сокровенные мысли, мечты можно переложить на древнее буддийское письмо, повесить на видное место в своем жилище на северо- восточной стороне, там, где циркулирует много энергии, и ваши мечты будут сбываться. Так работает это письмо.
Старокалмыцкая письменность Тодо бичиг - Ясное письмо- вертикальное письмо или небесное письмо, так как пишется сверху вниз, буквы ниспадают с неба на землю. Надписи пишутся каллиграфически кистью специальными чернилами и скрепляются красной печатью - личной печатью мастера - каллиграфа. Это древняя культура Востока. В каждой букве письменности - история, многовековой опыт выстроенной межкультурной коммуникации. Имя человека — это магическая формула звуков и свойственной им энергетики. А имя человека, написанное на древнем языке — это мощная энергия, индивидуальная программа человека. Каждая буква имени человека имеет силу звука, это неотъемлемая часть его физической сути. Можно сделать предварительный заказ. К вашему приезду мастер подготовит и вручит вам ваш именной оберег. Мастер-класс по приготовлению калмыцкого чая «Джомба»- любимого напитка кочевников.
Калмыцкий чай известен с древнейших времен. Он согревает в холода и утоляет жажду в жару, насыщает и питает организм. У него оригинальный вкус, поэтому он уже давно «пересек границы» степей, и его с удовольствием пьют люди по всему миру. Есть несколько версий появления калмыцкого чая. Первая легенда гласит: один тибетский лама изобрел этот напиток для того, чтобы поддерживать силы монахов в те дни, когда любая мясная пища была запрещена. Он экспериментировал с пропорциями и длительностью варки до тех пор, пока не получил сытный и вкусный то ли чай, то ли суп. По второй версии целебный напиток исцелил религиозного деятеля и реформатора Зунква гегян. Лекарь порекомендовал ему принимать «божественный» напиток ежедневно натощак: через 7 дней Зунква гегян исцелился и повелел готовить верующим такой же чай, названный впоследствии калмыками Джомба. Мастер-класс по приготовлению калмыцких борцоков Существуют блюда, обладающие куда более глубоким смыслом, чем может показаться на первый взгляд.
Об этом речь не идет. Это говорит лишь о том, что такое бывает. Хотя в Монгольской астрологической традиции - нет. Также, если брать во внимание время, когда была написана книга Житецкого, следует отметить, что в то время Россия жила по Юлианскому календарю. Но это лишь наоборот подтверждает, что в конце декабря бывает Зул, потому что Юлианский календарь отстаёт от Григорианского на 13 дней. Поэтому как бы то ни было, допустим, указанная дата Житецким в книге 25 декабря по любому календарю свидетельствует о том, что Зул в конце декабря может быть. Ну и, следовательно, Цаган Сар может выпадать на март. Чего не бывает, повторю, в монгольской традиции. Возьмём, к примеру, другого ученого, Пармена Смирнова, который в своей книге "Путевые записки по калмыцким степям Астраханской губернии" также пишет про Цаган Сар: "Этот праздник, особенно чтимый кочевниками, почти всегда бывает в те числа, когда у нас сырная неделя. Редко случается, что он или несколькими днями упреждает её, или же падает в первые дни Великого поста. Вследствие чего между простыми калмыками, которые имеют близкие и частые отношения с русскими, образовалась оригинальная по своему выражению поговорка "Ваша Масленица и наш Цаган Сара ровно родной брат". То есть П. Смирнов отмечает, что Цаган Сар часто совпадает с Масленицей. Это действительно происходит часто даже в современное время: мы одновременно справляем Цаган Сар и русскую Масленицу. В этом году сырная неделя, по-моему, начинается 28 февраля и заканчивается 6 марта.
Таким образом, монгольский Цаган Сар был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу. Следующим образом описывал придворный «белый праздник» его свидетель и современник Хубилая, Марко Поло : Год у них начинается в феврале ; великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как может. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам ещё, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год. В этот день, знайте ещё, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней. В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара. И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано! Таким образом, название праздника — «белый» — утратило своё изначальное «молочное» значение, и приобрело более общий смысл. В названии «белый месяц» нашла отражение цветовая символика, общая для монголоязычных народов, согласно которой белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием. Буддийские традиции празднования[ править править код ] С началом широкого распространения тибетского буддизма в среде монгольских народов в XVII веке монгольский Цаган Сар включил в себя буддийские ритуалы и мифологию. Ритуалы[ править править код ] Основным императивом всей буддийской обрядности, связанной со встречей нового года, было избавление от всех грехов, накопленных в предыдущем году. Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост тиб. Ритуалы первых двух недель нового месяца связаны, во-первых, с чествованием новолетия, а во-вторых — с «пятнадцатью великими чудесами» Будды Шакьямуни и его победами над шестью учителями-иноверцами [11]. Популярная мифология[ править править код ] Буддийская популярная мифология связывает праздник Цаган Сар, — начало весны — с именем буддийского божества-дхармапалы , богини Балдан Лхамо. Согласно легенде, каждый год после очередной победы над мангусами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Ямой монг. Эрлэг номын хаан , она спускается на землю, согревает её своим теплом, и начинается весна. Отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов. Они подсчитывают убытки, принесенные зимой, и радуются приближению теплого времени года.
Значение этого приветствия так велико и продолжительность его действия так длительна, что, к примеру, тувинцы могли не здороваться целый год, аргументируя это тем, что в Белый месяц они уже поздоровались. Калмыки при встрече спрашивали: «Благополучно ли вышли из зимовки члены и домашний скот? Произнесение этих слов сопровождалось специальными жестами, в зависимости от пола и возраста здоровающихся. Монголы, буряты и тувинцы во время Белого месяца делали следующий жест: младший старшему женщина мужчине, если они ровесники протягивает обе руки ладонями вверх, старший кладет в них сверху свои руки ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти. В этом жесте — и уважение, и обещание, в случае необходимости, помощи и поддержки. Калмыки аналогичные приветственные жесты делали иначе. Младший протягивал старшему обе руки. Старший подавал ему одну правую. Младший охватывал её своими руками с двух сторон. Оба склоняли головы в небольшом поклоне. Старший мог подать обе руки, в этом случае двое делали совершенно одинаковые жесты, обхватывая правые руки друг друга. Этим жестом могли приветствовать равных по возрасту. Женщина в этом приветственном жесте обязана была максимально опустить рукава вниз, чтобы полностью спрятать в них кисти рук. В чужом доме поздравление производилось следующим образом: приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы! Хождение в гости[ править править код ] Хождение в гости — непременная составляющая праздника Цагаан сар. Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Существовали определённые нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека. Посещали своих родителей, родственников по матери — они всегда пользовались особым почитанием; невестки приходили в дом родителей мужа с детьми для поклонения родовым предкам и покровителям. Непременным элементом праздничных даров являлась связка борцоков.
Цаган Сар на ИТФ — 2024
В целях дальнейшего развития национально-культурных традиций калмыцкого народа 10 февраля 2024 года объявлено Днем национального праздника "Цаган Сар". В 2024 году Цаган Сар, или Лунный Новый год в Калмыкии, отмечают 10 февраля. В 2024 году Цаган Сар, или Лунный Новый год в Калмыкии, отмечают 10 февраля. Праздник весны Цаган Сар, который в 2024 году будут отмечать 10 февраля, объявлен в Калмыкии выходным. В преддверии калмыцкого праздника Цаган Сар на инженерно-технологическом факультете прошло празднование одного из самых любимых и важных для нашего народа праздников! Я просмотрел даты Цаган Сар за последние 120 лет в Монголии и не нашел ни одной даты, которая бы выпадала на март.
Глава Калмыкии объявил 10 февраля выходным по случаю праздника весны Цаган Сар
Таким образом, люди как бы прощаются с прошедшим, с тем, что ушло. Сагаалган начинается с первого весеннего новолуния. Он наступает рано утром, сразу с восходом солнца — в этом году — 21 февраля. Примерно в 4-5 утра буряты уже бодрствуют. Согласно преданиям, именно с рассветом, с восходом Солнца в каждый дом заходит божество — Балдэн Лхамо, и подсчитывает всех, кто находится в доме. Считается, что Лхамо ведет подсчет только тех людей, кто бодрствует, кто проснулся, нарядился и готов встречать новый день. Поэтому принято вставать очень рано, чтобы не проспать свою удачу на будущий год. После пробуждения буддисты молятся, делают подношения богам и отправляются на торжественный молебен. На следующий день после наступления Сагаалгана буддисты вывешивают освященные в храме флажки «Хий морин» «Конь ветров». Считается, что ветер, развевая полотнища, доносит напечатанную на ткани молитву до божества.
В течение 20 дней Белого месяца в дацанах проходят праздничные службы. Большинство людей воспринимают Сагаалган не как религиозный, а как семейный, народный праздник. Отмечают его в течение 30 дней.
Младший протягивал старшему обе руки.
Старший подавал ему одну правую. Младший охватывал её своими руками с двух сторон. Оба склоняли головы в небольшом поклоне. Старший мог подать обе руки, в этом случае двое делали совершенно одинаковые жесты, обхватывая правые руки друг друга.
Этим жестом могли приветствовать равных по возрасту. Женщина в этом приветственном жесте обязана была максимально опустить рукава вниз, чтобы полностью спрятать в них кисти рук. В чужом доме поздравление производилось следующим образом: приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы! Хождение в гости[ править править код ] Хождение в гости — непременная составляющая праздника Цагаан сар.
Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Существовали определённые нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека. Посещали своих родителей, родственников по матери — они всегда пользовались особым почитанием; невестки приходили в дом родителей мужа с детьми для поклонения родовым предкам и покровителям. Непременным элементом праздничных даров являлась связка борцоков.
Подарки[ править править код ] Традиционный ритуальный подарок — национальное мучное блюдо « борцок ». Борцоки готовили из сдобного пресного теста и жарили в кипящем жире. Из них составляли наборы — для подношения «первой порции» Буддам , а также подарочные — для вручения родным во время праздничных визитов. Форма борцоков, включенных в наборы, имела символическое значение: фигурки в виде животных выражали пожелание приплода соответствующего скота; в виде повода — удачу.
Так, борцоки «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода этого вида скота и отражали в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву её изображением. Борцоки «мошкмр» — кручёные, напоминающие национальное блюдо из вареных бараньих внутренностей, мелкие «хорха» буквальный перевод: насекомые.
Вместо жертвенных животных современные калмыки готовят к торжествам сладости. У разных этнических групп существуют различные вариации рецепта. Борцоки могут иметь самую разнообразную форму. Но смысл их всегда один — пожелание счастья. Кстати, похожие кушанья готовят многие народы. К примеру, в России готовят хрустящий хворост, а в Украине — пышные вергуны. Формы борцоков Одной из самых распространенных форм является кольцо, напоминающее бублик. Но все не так просто — такие борцоки символизируют цикличность жизни, ход солнца по небу, смену времен года.
Они всегда маленького размера. По сути, это обжаренные в масле комочки теста, но их сакральный смысл заключается в напоминании о многочисленности и разнообразии всего живого, взаимосвязи всех обитателей нашего мира. Но калмыки готовы не только веселиться и заниматься домашними делами. Поэтому они делают и «шор белг» в форме штыка. Эти борцоки символизируют готовность защищать родную землю и любимых людей. Борцоки «шовун» лепят в форме птичек. Без такого угощения просто не обойтись, когда вокруг сам воздух пропитан ожиданием весны. Очень необычны такие формы, как «джола» и «мошкмр». Они напоминают перекрученные жгуты и символизируют овечьи и конские кишки. Для скотовода это имеет огромное значение, ведь из кишок животных готовят сытные мясные угощения, которые долго не остывают на холоде, помогают быстро утолить голод и согреться.
Такие борцоки дарят друг другу с пожеланиями сытой богатой жизни. Как видим, существует немало вариаций формы, в основе которых лежит один рецепт. Борцоки готовят и в виде животных: верблюда, барана, лошади. Даря друг другу сладости, калмыки вкладывают в этот жест пожелания богатства и здоровья. Множество детей в семье и многочисленное поголовье скота — главные составляющие счастья, по мнению народов Востока. Приготовленные самостоятельно борцоки туристы могут взять с собой и в качестве подношения отнести в Центральны хурул в день празднования Цаган Сар Свободное время 18:00 Посещение Национального драматического театра им. Басангова или Республиканского русского театра драмы и комедии Калмыкии Республики Калмыкия по желанию. Одеваем новые наряды что-то из одежды обязательно должно быть новым и белым 07:20 Встреча с гидом в холле отеля 07:30 Выезд в этно-хотон «Церен» -6 км. Элиста 08:00 Обряд открытия белой дороги и благополучия в жизни и делах на территории этнохотона «Церен» Ритуал привлекает благотворные энергии, делая его местом присутствия духовной силы, очищает и защищает его, а также гармонизирует силы и энергии. В ходе ритуала устанавливается связь с местами силы, как источниками духовных энергий, привлекаемых в освященное пространство.
Ритуал использует божественные имена и слова силы, повторяемые как мантры, а также символ связи с местами силы. Благословения на начало и открытие дорог Дополнительные подношения шаманке можете преподнести самостоятельно на месте 10:00 Экскурсия по юртам: 1.
Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост тиб.
Ритуалы первых двух недель нового месяца связаны, во-первых, с чествованием новолетия, а во-вторых — с «пятнадцатью великими чудесами» Будды Шакьямуни и его победами над шестью учителями-иноверцами [11]. Популярная мифология[ править править код ] Буддийская популярная мифология связывает праздник Цаган Сар, — начало весны — с именем буддийского божества-дхармапалы , богини Балдан Лхамо. Согласно легенде, каждый год после очередной победы над мангусами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Ямой монг.
Эрлэг номын хаан , она спускается на землю, согревает её своим теплом, и начинается весна. Отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов. Они подсчитывают убытки, принесенные зимой, и радуются приближению теплого времени года.
Образ гневной буддийской богини иногда соседствует с образом Белого Старца монг. Праздник в Новое время[ править править код ] С XIX века , с усвоением григорианского календаря , Цаган Сар в Калмыкии не праздновался именно как начало календарного года, однако у волжских калмыков, откочевавших в 1771 году из Российской империи , сохранилась традиционная обрядность: их потомки, живущие в Синьцзяне КНР , отмечают Цаган Сар как Новый год. Укреплению новогоднего характера весеннего торжества способствовало то, что у китайцев традиционный Новый год справляется примерно в то же само время.
Возрождение традиций празднования произошло только в послевоенное время, статус народного праздника был получен только в 1990 году [12]. Сегодня первый день Сагаалгана в республике Бурятия и Забайкальском крае [13] , а также территориях Агинского Бурятского округа и Усть-Ордынского Бурятского округа является выходным днём [14] [15] [16]. Согласно Закону Республики Калмыкия от 13 октября 2004 г.
Государственное собрание Республики Алтай 1 февраля 2013 года внесло поправки в закон «О праздничных и памятных днях, юбилейных датах в Республике Алтай». В соответствии с поправками праздник наступления Нового года и смены символа года по лунному календарю Чага Байрам объявляется нерабочим [18]. Традиции и обряды празднования[ править править код ] Мясо и сладости — современные угощения в праздник Цаган Сар К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось.
Празднование происходило в каждом доме. Развешивали на веревке новые наряды, перетряхивали всю одежду. Варили мясо — баранину , говядину или конину , готовили буузы.
Цаган Сар сегодня отмечают за пределами Калмыкии
Проводят вместе с семьёй, за праздничным столом. Дети поздравляют родителей по особому этикету. Подарками обмениваются в специальных традиционных головных уборах. Утром первым на улицу выходит хозяин дома. Сначала приветствует восходящее солнце он, а затем остальные домочадцы. Второй день и весь Белый месяц. Начинают принимать гостей, ходят в гости к родным, близким, друзьям, соседям. Каждого стараются угостить, накормить, развеселить, накрыть богатый стол.
Существует поверье, что чем больше гостей примет семья, чем богаче будет стол, тем наступивший год окажется успешнее и удачливее. Проводятся народные гуляния, игры и забавы. Почему месяц Белый? Данный праздник изначально, в древности, отмечался осенью, в день осеннего равноденствия. Считался торжественным днём молочных продуктов, так как к этому времени домашние животные давали приплод, заканчивалась заготовка молочных продуктов. В монгольском языке, его название — «Цагаан сар» цагаан — белый, сар — месяц. Дату перенёс хан Хубилай, который являлся внуком того самого Чингисхана.
Название, которое относится к молоку, в последующем утратило значение, но до сих пор блюда белого цвета, преимущественно из молока, остаются актуальными. Сегодня белый — это символ чистоты, добра, святости, а также счастья, любви, удачи, успеха, благополучия. Посещение гостей принято проводить по статусу и уважению. Первыми, конечно же, посещаются родители, ближайшие родственники, а затем дальние родные, друзья, коллеги по работе и так далее. Традиционным остаётся и поздравление начальника. Сегодня данный праздник сохраняет как традиционные, так и современные черты. Помимо всего прочего, устраиваются конные скачки, соревнования по борьбе и другим видам спорта, организуются различные игры, проходят театрализованные, танцевальные и музыкальные выступления, концерты, ярмарки национальных изделий и ремёсел, общение с шаманами, мастер-классы по танцам и созданию украшений, фестивали.
Важно все праздничные дни есть очень много и сытно, чтобы весь год в доме был достаток. Обряд Сан Салыры Больше известен среди бурятских соседей — тувинцев. Глава семьи идет в отдаленную местность и разводит костер с помощью бересты и можжевельника, политого маслом. Когда огонь разгорается, мужчина кидает в него кусочки пищи, приготовленной для праздничного стола, и молится о благополучии своего рода.
Хозяйка дома готовит малый сан: разводит небольшой костер возле дома с помощью масла и можжевельника, встает перед ним на колени и просит духов защитить свою семью от болезней и напастей. Служба в Дацане Молитвы в буддийских храмах начинаются за три дня до начала Нового года. Первая из них возносится десяти божествам — защитникам Учения — дхармапалам. А следующие 15 дней после наступления весны торжественные службы хурал посвящены чудесам, которые сотворил Будда.
Называется этот период Монлам. Каждый день чуда соответствует определенному году 12-летнего цикла в буддизме. В зависимости от года рождения верующие посещают одну из служб, которая принесет им наибольшую пользу. Например, людям, родившимся в год Овцы благоприятно посетить хурал на шестой день Монлама, поскольку в это время их молитвы будут иметь наибольшую силу.
Молитвы в буддийских храмах начинаются за три дня до начала Нового года. Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы Наступление Нового года Считается, что до рассвета в первый день Сагаалгана в дом буддистов приходит божество Балдан-Лхамо, чтобы пересчитать всех живущих людей. Проспать его приход — значит упустить свое счастье. Поэтому важно бодрствовать в это время, быть умытым, подготовить подношение для духа и зажечь лампадку.
На улице нужно оставить сэржем — чай, воду или молоко, которое будет использоваться божеством в качестве чернил для записи людей в этом доме. Буддисты верят, что Новый год наступает на рассвете, в тот момент, когда в темноте можно различить пальцы на своих руках. После этого можно праздновать наступление Сагаалгана с родными и близкими. Первыми это делают дети, поздравляя самых старших членов семьи.
Запуск Хий Морина Обязательно нужно привязать к крыше дома белые флажки с изображением животных так, чтобы они развивались на ветру. Дословно с бурятского Хий Морин переводится как «конь удачи». Это важный буддийский обряд, который привлекает энергию и благополучие в дом. Животные, которые изображаются на краях флажков, символизируют четыре стихии: тигр — воздух, снежный лев — землю, дракон — воду, птица — огонь.
Обязательно нужно привязать к крыше дома белые флажки с изображением животных так, чтобы они развивались на ветру.
Хотя 2024 год и объявлен годом Зелёного деревянного дракона, строго говоря, мы ещё живём под знаком кролика. Животные — покровители сменяют друг друга по восточному календарю. У монгольских народов начало нового года отмечают Праздником Белого месяца, который имеет разные названия: Сагаалган, Сагаалха, Цаган Сар и другие. Также Сагаалган празднуют в Монголии и некоторых районах Китая.
Подробности в материале bur. Сагаалган 2024 отметим в феврале В культуре монгольских народов белый — символ символизирует обновление человека и природы, чистоту помыслов, добрые ожидания. Когда к монголам пришёл буддизм к этой символике добавились молебны в дацанах, однодневный пост, обряд Дугжууба ритуальное очищение через сожжение на огне фигурки из теста или чёрной пирамидки — сора, которые как бы вбирают в себя весь негатив уходящего года и другие ритуалы. Накануне праздника следует убраться в доме. Праздник Белого месяца не зря так называется.
Традиционное для Цаган Сара праздничное угощение - борцоки - мучное изделие калмыков и соленый калмыцкий чай с молоком и бараньим жиром. В этот день принято ходить в гости и принимать гостей у себя.
Глава Калмыкии объявил 10 февраля выходным по случаю праздника весны Цаган Сар
Этот день будет в республике выходным", - сказали в пресс-службе. Цаган Cap переводится с калмыцкого как "белый месяц", этот праздник приурочен к окончанию зимовки скота и началу весны. В этот день принято готовить ароматный калмыцкий чай и борцги, а также ходить в гости.
Цаган Сар символизирует выход из зимы, скорое наступление тепла.
Результат наших действий, совершенных в праздник Цаган Сар и последующие 15 дней, увеличивается в несколько раз, поэтому рекомендуют в этот месяц совершать добрые, благие поступки и избегать негативных. В актовом зале инженерно-технологического факультета собрались преподаватели, сотрудники и студенты инженерно-технологического факультета, был накрыт праздничный стол с калмыцким чаем, сладостями. На самом большом блюде в центре стола красовались боорцги, которые готовят именно на Цаган Сар: целвг, хорха борцг, шовун, мошкмр и другие.
Борцоки «шовун» лепят в форме птичек. Без такого угощения просто не обойтись, когда вокруг сам воздух пропитан ожиданием весны. Очень необычны такие формы, как «джола» и «мошкмр». Они напоминают перекрученные жгуты и символизируют овечьи и конские кишки. Для скотовода это имеет огромное значение, ведь из кишок животных готовят сытные мясные угощения, которые долго не остывают на холоде, помогают быстро утолить голод и согреться. Такие борцоки дарят друг другу с пожеланиями сытой богатой жизни. Как видим, существует немало вариаций формы, в основе которых лежит один рецепт. Борцоки готовят и в виде животных: верблюда, барана, лошади.
Даря друг другу сладости, калмыки вкладывают в этот жест пожелания богатства и здоровья. Множество детей в семье и многочисленное поголовье скота — главные составляющие счастья, по мнению народов Востока. Приготовленные самостоятельно борцоки туристы могут взять с собой и в качестве подношения отнести в Центральны хурул в день празднования Цаган Сар Свободное время 18:00 Посещение Национального драматического театра им. Басангова или Республиканского русского театра драмы и комедии Калмыкии Республики Калмыкия по желанию. Одеваем новые наряды что-то из одежды обязательно должно быть новым и белым 07:20 Встреча с гидом в холле отеля 07:30 Выезд в этно-хотон «Церен» -6 км. Элиста 08:00 Обряд открытия белой дороги и благополучия в жизни и делах на территории этнохотона «Церен» Ритуал привлекает благотворные энергии, делая его местом присутствия духовной силы, очищает и защищает его, а также гармонизирует силы и энергии. В ходе ритуала устанавливается связь с местами силы, как источниками духовных энергий, привлекаемых в освященное пространство. Ритуал использует божественные имена и слова силы, повторяемые как мантры, а также символ связи с местами силы.
Благословения на начало и открытие дорог Дополнительные подношения шаманке можете преподнести самостоятельно на месте 10:00 Экскурсия по юртам: 1. Музей калмыцкого казачества 2. Ханская юрта площадью 120 кв. Юрта ойрат- монголов В этнохотоне «Церен» можно сделать фотосессию в национальных костюмах, есть аутентичные фотозоны, подняться на смотровую казачью вышку, покачаться на монгольских качелях, пострелять из лука, продегустировать Кумыс и Чигян, молочную араку, калмыцкий молочный чай, борцоки, покататься на верблюдах, покататься на лошадях 11:15 Посещение Хурула «Сякюсн Сюме» — это воплощение архитектуры калмыков и тибетских традиций. Храм представляет собой двадцатиметровое двухэтажное здание с надстройкой в виде двухъярусной пагоды. Здание вытянулось двадцать метров в длину, девятнадцать в ширину. Центральное место первого этажа «Сякюсн-Сюме» занимает алтарь и почти четырехметровая статуя Будды Шакьямуни, покрытая золотом. Одно из основных правил поведения в храме — не поворачиваться спиной к Будде, передвигаясь по направлению Солнца.
Находится хурул на окраине города за его границами, по дороге в поселок Аршан. Место для строительства было освящено Далай-ламой XIV во время его второго визита в Калмыкию в 1992 году, а сам храм был построен в 1996 году. Вокруг Сякюсн-Сюме степь, ветра, а рядом лишь несколько домиков, в которых проживают монахи. Хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» - крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, и один из крупнейших в Европе. Здание хурула - 63 метра в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе 9-метровую статую Будды. Храм является одной из главных достопримечательностей Элисты.
Этот день будет в республике выходным", - сказали в пресс-службе. Цаган Cap переводится с калмыцкого как "белый месяц", этот праздник приурочен к окончанию зимовки скота и началу весны. В этот день принято готовить ароматный калмыцкий чай и борцги, а также ходить в гости.
Сагаалган в 2024 году
Главная» Новости» Цаган сар в 2024 году в калмыкии какого числа будет. В 2024 году Цаган сар будет отмечаться 7 марта. В 2024 году цаган сар в Калмыкии будет отмечаться 24 февраля.