В празднике принимали участие делегации Горного Алтая, Башкортостана, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Туркменистана. Калмыцкий праздник Цаган Сар переводится как «белый месяц» и символизирует гармонию человека и природы, постоянное обновление, бодрость и здоровье.
ПРАЗДНИК ПРОБУЖДЕНИЯ ЖИЗНИ И НАЧАЛА ВЕСНЫ ЦАГАН САР
Для гостей праздника также стоял стол с калмыцким чаем и традиционными яствами. На сцене астраханского дворца культуры выступили ведущие творческие коллективы из Астрахани и Республики Калмыкии. Фото: пресс-служба губернатора Астраханской области.
Этот день будет в республике выходным", - сказали в пресс-службе. Цаган Cap переводится с калмыцкого как "белый месяц", этот праздник приурочен к окончанию зимовки скота и началу весны. В этот день принято готовить ароматный калмыцкий чай и борцги, а также ходить в гости.
Старший подавал ему одну правую. Младший охватывал её своими руками с двух сторон. Оба склоняли головы в небольшом поклоне. Старший мог подать обе руки, в этом случае двое делали совершенно одинаковые жесты, обхватывая правые руки друг друга. Этим жестом могли приветствовать равных по возрасту. Женщина в этом приветственном жесте обязана была максимально опустить рукава вниз, чтобы полностью спрятать в них кисти рук. В чужом доме поздравление производилось следующим образом: приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы! Хождение в гости[ править править код ] Хождение в гости — непременная составляющая праздника Цагаан сар. Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Существовали определённые нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека. Посещали своих родителей, родственников по матери — они всегда пользовались особым почитанием; невестки приходили в дом родителей мужа с детьми для поклонения родовым предкам и покровителям. Непременным элементом праздничных даров являлась связка борцоков. Подарки[ править править код ] Традиционный ритуальный подарок — национальное мучное блюдо « борцок ». Борцоки готовили из сдобного пресного теста и жарили в кипящем жире. Из них составляли наборы — для подношения «первой порции» Буддам , а также подарочные — для вручения родным во время праздничных визитов. Форма борцоков, включенных в наборы, имела символическое значение: фигурки в виде животных выражали пожелание приплода соответствующего скота; в виде повода — удачу. Так, борцоки «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода этого вида скота и отражали в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву её изображением. Борцоки «мошкмр» — кручёные, напоминающие национальное блюдо из вареных бараньих внутренностей, мелкие «хорха» буквальный перевод: насекомые. Борцоки «джола», изображающие повод, должны были призвать бесконечную удачу.
На главной Культура Цаган Сар - один из самых любимых праздников в Калмыкии, означающий приход долгожданной весны. Его название имеет сразу несколько значений: белый месяц, счастливый месяц, месяц приветствий и поздравлений. С его приходом завершалась зимовка, и семьи в течение недели перекочевывали на новое место. Когда празднуют Цаган Сар? Существуют две традиции празднования Цаган Сара: индийская и китайская. Оба календаря лунно-солнечные, из-за чего возникает проблема: лунный месяц несоизмерим с солнечным годом. В обеих системах ее решили по-разному: в китайской лишние дни просто убрали, а в индийской добавили тринадцатый месяц.
Форма обратной связи
- Вероника Иошко
- В Астрахани отпраздновали калмыцкий праздник встречи весны Цаган Сар
- «Цаган Сар»: праздник объединяет — Калмыцкий государственный университет
- Форма обратной связи
- В Астраханской области калмыцкий народ отмечает праздник весны Цаган Сар
В Калмыкии отметили Цаган Сар
В Астрахани в доме для переселенцев из-за перегруза сгорел трансформатор 11. Для астраханцев и гостей города организовали экспозицию калмыцкой этнокультуры — выставку народных ремесел и декоративно-прикладного искусства. Приглашенные мастера проводили занятия по войлоковалянию и шерстяной акварели, участники клуба калмыцкой культуры «Герел» проявили народное гостеприимство, а на сцене выступили калмыцкий государственный ансамбль «Тюльпан» и астраханский ансамбль песни и танца.
Он вручил государственную награду «Почетный гражданин Республики Калмыкия» председателю Астраханского областного общества калмыцкой культуры «Хальмг» Николаю Эльдяеву. Председатель правительства Астраханской области Олег Князев от имени главы региона Игоря Бабушкина передал участникам сообщества почетные грамоты и благодарственные письма. Астраханцам и гостям города представили экспозицию калмыцкой этнокультуры, выставку декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.
На творческом вечере выступили Калмыцкий государственный ансамбль песни и танца «Тюльпан» и Астраханский государственный ансамбль песни и танца. В фойе была организована выставка калмыцкой предметов культуры и быта калмыков, гостей встречаем по народным традициями. Для участников были организованы мастер-классы. Пусть Цаган Сар принесет вам и вашим близким счастье, удачу и благополучие! Фото: телеграм-канал губернатора Астраханской области 0 Понравилась статья?
В ходе ритуала священнослужители с целью задабривания божеств, Защитников, покровителей местности будут совершать различные подношения, будут возносить свои молитвы о мире, счастье и благополучии всех живых существ. Как доехать Добраться на территорию «Одинокого тополя» можно на своем транспорте или воспользоваться городскими автобусами, которые будут отходить с западной парковки хурула, со стороны ул. Илюмжинова с 7.
В Астрахани прошёл концерт, посвящённый празднику Цаган Сар
В праздничные дни, символизирующие обновление человека и природы, принято подводить итоги уходящего года, искренне желать друг другу здоровья, исполнения задуманного, поддерживать близких и тех, кто нуждается в заботе. В этот день Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» провёл праздничный молебен, посвященный калмыцкому национальному празднику Цаган сар, а также даровал учение. В день празднования Цаган сара в Элисте на территории культурного комплекса «Пагода Семи дней», а также в районах республики прошли праздничные мероприятия с участием творческих коллективов, проведены обряды очищения огнем.
Участники встречи попробовали приготовленные Майей Бадмаевной борцыки - калмыцкое блюдо, которое имеет символическое значение в праздник "Цаган Сар". Хозяйка "Семейной гостиной" рассказала и о том, как встречали и праздновали Цаган Сар предки.
А в конце встречи состоялась премьера постановки сказки на калмыцком языке — Цапля, Лиса и Суслик.
В эти дни появляется плюсовая температура в дневное время, в республике стоят тёплые солнечные деньки. В праздничные дни, символизирующие обновление человека и природы, принято подводить итоги уходящего года, искренне желать друг другу здоровья, исполнения задуманного, поддерживать близких и тех, кто нуждается в заботе. В этот день Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» провёл праздничный молебен, посвященный калмыцкому национальному празднику Цаган сар, а также даровал учение.
Цаган Cap переводится с калмыцкого как "белый месяц", этот праздник приурочен к окончанию зимовки скота и началу весны. В этот день принято готовить ароматный калмыцкий чай и борцги, а также ходить в гости. Считается, что праздник сплачивает общество и помогает глубже понять вековые традиции и национальный характер народа.
В Астрахани широко отметили калмыцкий праздник Цаган Сар
В преддверии калмыцкого праздника Цаган Сар на инженерно-технологическом факультете прошло празднование одного из самых любимых и важных для нашего народа праздников! В читальном зале библиотеки Института калмыцкой филологии и востоковедения прошел фольклорный час «Цаган Сар — месяц добрых пожеланий», 20.02.2023. В Астрахани отметили калмыцкий праздник встречи весны Цаган Сар. Торжественное мероприятие прошло в астраханском дворце культуры «Аркадия».
«Цаган Сар»: праздник объединяет
Как сообщили ТАСС в пресс-службе главы республики этот день в регионе объявлен выходным. Справка "РГ" Национальный праздник Цаган Сар в переводе "белый месяц" считают символом наступления весны и пробуждения природы, в разные годы его празднование приходится на разные дни.
Для любителей народного искусства на сцене был организован праздничный концерт с участием творческих коллективов Астрахани и республики Калмыкия. Глава администрации Астрахани Олег Полумордвинов поздравил представителей соседнего региона с с праздником, отметив, что наш край впитал в себя культуру многочисленных народов, мы живем по законам добрососедства и празднуем всем миром Масленицу, Цаган Сар, Навруз и Сабантуй.
В этот день каждый калмык становится старше на один год. Раньше обычные дни рождения жители республики и их предки не отмечали. Начинается праздник с необычной традиции.
С этим праздником и наступлением весны калмыки связывали хорошее окончание зимы и надежды на будущий сезон, получение хорошего приплода скота и урожая.
Сегодня в государственной филармонии по праздничному поводу прошёл концерт и творческие выставки. Бату Хасиков, глава республики Калмыкия, стал главным гостем торжественного мероприятия. Руководитель соседней республики вручил государственную награду «Почётный гражданин Республики Калмыкия» председателю общества «Хальмг» Николаю Эльдяеву, а члены организации получили награды и благодарственные письма от имени губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина.
Калмыцкое землячество отметило праздник весны Цаган Сар большим концертом
С большим интересом знакомились зрители с историей возникновения праздника Цаган Сар, которую рассказали и показали на сцене Дворца культуры Аркадия артисты ансамбля «Тюльпан». Цаган сар — это один из самых важных праздников калмыцкого народа, который отмечается в начале весны. В целях дальнейшего развития национально-культурных традиций калмыцкого народа 10 февраля 2024 года объявлено Днем национального праздника "Цаган Сар". В Астрахани отметили калмыцкий праздник встречи весны Цаган Сар. Торжественное мероприятие прошло в астраханском дворце культуры «Аркадия».
В Астраханской области отметили калмыцкий народный праздник весны
В Астраханской государственной филармонии в рамках Года культурного наследия народов России прошел областной калмыцкий праздник встречи весны «Цаган сар», организованный региональным министерством культуры и туризма, областным научно-методическим центром. Указ Главы Республики Калмыкия от 10.02.2023 № 25 "Об объявлении 21 февраля 2023 года Днем национального праздника "Цаган Сар". В целях дальнейшего развития национально-культурных традиций калмыцкого народа 10 февраля 2024 года объявлено Днем национального праздника "Цаган Сар".
В Астрахани прошёл концерт, посвящённый празднику Цаган Сар
Благословения на начало и открытие дорог Дополнительные подношения шаманке можете преподнести самостоятельно на месте 10:00 Экскурсия по юртам: 1. Музей калмыцкого казачества 2. Ханская юрта площадью 120 кв. Юрта ойрат- монголов В этнохотоне «Церен» можно сделать фотосессию в национальных костюмах, есть аутентичные фотозоны, подняться на смотровую казачью вышку, покачаться на монгольских качелях, пострелять из лука, продегустировать Кумыс и Чигян, молочную араку, калмыцкий молочный чай, борцоки, покататься на верблюдах, покататься на лошадях 11:15 Посещение Хурула «Сякюсн Сюме» — это воплощение архитектуры калмыков и тибетских традиций. Храм представляет собой двадцатиметровое двухэтажное здание с надстройкой в виде двухъярусной пагоды.
Здание вытянулось двадцать метров в длину, девятнадцать в ширину. Центральное место первого этажа «Сякюсн-Сюме» занимает алтарь и почти четырехметровая статуя Будды Шакьямуни, покрытая золотом. Одно из основных правил поведения в храме — не поворачиваться спиной к Будде, передвигаясь по направлению Солнца. Находится хурул на окраине города за его границами, по дороге в поселок Аршан.
Место для строительства было освящено Далай-ламой XIV во время его второго визита в Калмыкию в 1992 году, а сам храм был построен в 1996 году. Вокруг Сякюсн-Сюме степь, ветра, а рядом лишь несколько домиков, в которых проживают монахи. Хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» - крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, и один из крупнейших в Европе. Здание хурула - 63 метра в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе 9-метровую статую Будды.
Храм является одной из главных достопримечательностей Элисты. Он представляет собой величественное здание, где совершаются молебны, ритуалы и праздничные богослужения. По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула 108 ступ.
Южные ворота являются главными. Всего в ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырём сторонам света. Архитектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.
Перед храмом установлена статуя Белого Старца Цаган Аава, владыки, защитника Земли, воплощения мудрости, справедливости и духовной чистоты. При обходе алтаря можно положить монеты. Будет считаться подношением. Участие в мероприятиях города.
Ужин самостоятельный Завтрак в отеле. Освобождение номеров. Свободное время на посещение сувенирных лавок и рынков. Туроператор не несет ответственности за задержки в пути, связанные c погодными условиями, а также с пробками на дорогах.
Задайте свои вопросы.
Существуют две традиции празднования Цаган Сара: индийская и китайская. Оба календаря лунно-солнечные, из-за чего возникает проблема: лунный месяц несоизмерим с солнечным годом.
В обеих системах ее решили по-разному: в китайской лишние дни просто убрали, а в индийской добавили тринадцатый месяц. Именно поэтому у народов, отмечающих Цаган Сар, даты празднования могут различаться. Например, в этом году монголы и буряты отмечали его в феврале, а калмыки отмечают в марте.
Иллюстрация: Кермен Манджиева Цаган Сар и гостеприимство В Цаган Сар принято ходить в гости, причем в определенном порядке: сначала проведать старших в роду, затем младших, затем родственников по материнской линии. По этикету праздника готовят гостинцы, чаще всего это боорцг - традиционное мучное изделие калмыков.
В чужом доме поздравление производилось следующим образом: приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы! Хождение в гости[ править править код ] Хождение в гости — непременная составляющая праздника Цагаан сар. Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Существовали определённые нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека.
Посещали своих родителей, родственников по матери — они всегда пользовались особым почитанием; невестки приходили в дом родителей мужа с детьми для поклонения родовым предкам и покровителям. Непременным элементом праздничных даров являлась связка борцоков. Подарки[ править править код ] Традиционный ритуальный подарок — национальное мучное блюдо « борцок ». Борцоки готовили из сдобного пресного теста и жарили в кипящем жире. Из них составляли наборы — для подношения «первой порции» Буддам , а также подарочные — для вручения родным во время праздничных визитов. Форма борцоков, включенных в наборы, имела символическое значение: фигурки в виде животных выражали пожелание приплода соответствующего скота; в виде повода — удачу.
Так, борцоки «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода этого вида скота и отражали в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву её изображением. Борцоки «мошкмр» — кручёные, напоминающие национальное блюдо из вареных бараньих внутренностей, мелкие «хорха» буквальный перевод: насекомые. Борцоки «джола», изображающие повод, должны были призвать бесконечную удачу. А поднося борцок «шошхр», выражали пожелание жить единой семьей, а также иметь защиту с врагов. Подношения[ править править код ] Ранним утром в день праздника совершался обряд кропления калм. Борцоки в виде солнца и лотоса использовались для символического подношения бурханам.
Среди донских калмыков особенно любим был вид борцоков «бурхан зала», или «цацг», в виде кисточки, символизировавших лотос. Его ставили в вершине «Дееджи боорцг». Борцоки в виде солнца — крупные лепешки, называющиеся в одних этнических группах «хавтха», в други — «целвг».
Этим жестом могли приветствовать равных по возрасту. Женщина в этом приветственном жесте обязана была максимально опустить рукава вниз, чтобы полностью спрятать в них кисти рук. В чужом доме поздравление производилось следующим образом: приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы! Хождение в гости[ править править код ] Хождение в гости — непременная составляющая праздника Цагаан сар.
Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Существовали определённые нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека. Посещали своих родителей, родственников по матери — они всегда пользовались особым почитанием; невестки приходили в дом родителей мужа с детьми для поклонения родовым предкам и покровителям. Непременным элементом праздничных даров являлась связка борцоков. Подарки[ править править код ] Традиционный ритуальный подарок — национальное мучное блюдо « борцок ». Борцоки готовили из сдобного пресного теста и жарили в кипящем жире. Из них составляли наборы — для подношения «первой порции» Буддам , а также подарочные — для вручения родным во время праздничных визитов.
Форма борцоков, включенных в наборы, имела символическое значение: фигурки в виде животных выражали пожелание приплода соответствующего скота; в виде повода — удачу. Так, борцоки «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода этого вида скота и отражали в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву её изображением. Борцоки «мошкмр» — кручёные, напоминающие национальное блюдо из вареных бараньих внутренностей, мелкие «хорха» буквальный перевод: насекомые. Борцоки «джола», изображающие повод, должны были призвать бесконечную удачу. А поднося борцок «шошхр», выражали пожелание жить единой семьей, а также иметь защиту с врагов. Подношения[ править править код ] Ранним утром в день праздника совершался обряд кропления калм. Борцоки в виде солнца и лотоса использовались для символического подношения бурханам.
Среди донских калмыков особенно любим был вид борцоков «бурхан зала», или «цацг», в виде кисточки, символизировавших лотос.
В Астрахани отметили 30-летие областного калмыцкого землячества и национальный праздник Цаган Сар
Мария Соловьева (Калмыкия) Выходной день объявлен в Калмыкии 10 февраля в день праздника весны Цаган Сар. По сложившейся традиции астраханцы встречали праздник весны вместе с многочисленными гостями из Калмыкии. Сегодня в Астраханской государственной филармонии прошли торжества, посвященные 30-летию областного калмыцкого землячества и празднованию Цаган Сар.