Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости.
Россия откажется от Болонской системы образования
Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзор совместно с органами исполнительной власти регионов, осуществляющими государственное управление в сфере образования во всех субъектах РФ, а также в иностранных государствах для выпускников образовательных учреждений при посольствах, военных частях РФ и др. Опубликовано: 10 января 2018 г.
Об этом 21 февраля 2023 года заявил президент РФ Владимир Путин, выступая с посланием к Федеральному собранию. По словам главы государства, нововведения необходимы, чтобы ответить на изменения к требованиям к молодым специалистам.
Президент при этом подчеркнул, что дипломы россиян, которые уже прошли обучение по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры, продолжат котироваться. О создании в РФ национальной системы высшего образования стало известно летом 2022 года. Такое решение было принято после того, как все российские вузы были исключены из Болонской системы. Возвращение к традиционному сроку обучения О создании в России новой системы образования президент страны Владимир Путин объявил 21 февраля 2023 года, выступая с посланием к Федеральному собранию. В частности, глава государства призвал вернуться к традиционному сроку обучения в вузах — от четырех до шести лет. Для этого, отметил Путин, необходимо объединить все лучшее, что было в советской системе образования, и опыт последних десятилетий.
Срок обучения может составить от четырех до шести лет", — сказал глава РФ во время послания. При этом Путин подчеркнул: те студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по действующим программам. Кроме того, по словам президента, не подлежат пересмотру уровень подготовки и дипломы о высшем образовании граждан, которые уже прошли обучение по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры. Что изменится для бакалавров и магистров В беседе с "Известиями" глава Минобрнауки России Валерий Фальков отметил, что Владимир Путин обозначил контуры нового этапа развития системы высшего образования.
Министр также отметил, что в текущем году не будет изменений при приёме в вузы, связанных с переходом на новую систему образования. Кардинальных изменений не будет ни по набору ЕГЭ, ни по количеству программ, добавил он. Это базовая и специализированная ступени и аспирантура.
Первая ступень будет соответствовать бакалавриату или специалитету, срок обучения составит от четырёх до шести лет.
«Совсем нет»: Путин выступил против возвращения к советской системе образования
«Для ТАСС вот уже 119 лет главная задача остается неизменной: профессионально и беспристрастно освещать ключевые события в России и мире. О том, как цифровые технологии могут облегчить работу учителей, о негативном влиянии интернета на детей, а также о повышении квалификации педагогов рассказала в интервью ТАСС президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева. Российское образование радикально изменится в 2023 году: что ждет школьников и студентов. О том, как цифровые технологии могут облегчить работу учителей, о негативном влиянии интернета на детей, а также о повышении квалификации педагогов рассказала в интервью ТАСС президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева.
В России снижается число женщин репродуктивного возраста
Вернадского 23 Кубанский государственный аграрный университет имени И. Трубилина 24 Марийский государственный университет 25 МИРЭА - Российский технологический университет 26 Московский авиационный институт 27 Московский городской педагогический университет 28 Московский государственный институт международных отношений университет Министерства иностранных дел Российской Федерации 29 Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. Евдокимова Министерства здравоохранения Российской Федерации 30 Московский государственный технический университет имени Н. Кутафина МГЮА 33 Московский политехнический университет 34 Московский физико-технический институт национальный исследовательский университет 35 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Огарёва 36 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет 37 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Лобачевского 38 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» 39 Национальный исследовательский Томский государственный университет 40 Национальный исследовательский Томский политехнический университет 41 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 42 Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» 43 Национальный исследовательский университет «МЭИ» 44 Национальный исследовательский университет ИТМО 45 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 46 Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева 47 Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого 48 Новосибирский государственный технический университет 49 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 50 Омский государственный технический университет 51 Оренбургский государственный университет 52 Орловский государственный университет имени И. Тургенева 53 Первый Московский государственный медицинский университет имени И. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации Сеченовский Университет 54 Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации 55 Пермский государственный национальный исследовательский университет 56 Пермский национальный исследовательский политехнический университет 57 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I 58 Приволжский исследовательский медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации 59 Псковский государственный университет 60 Российская академия музыки имени Гнесиных 61 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 62 Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. Тимирязева 63 Российский государственный университет нефти и газа национальный исследовательский университет имени И.
После церемонии открытия гостей ждала образовательная программа: круглые столы, лекции и мастер-классы по созданию фото и видеоконтента, работе телевизионного ведущего и записи стенд-ап материалов. Отметим, что открытие 26-й региональной площадки прошло в рамках Медиафорума по поддержке и развитию студенческих СМИ «Опережая события», где принимают участие более 300 студентов из вузов Северного Кавказа. Также в рамках мероприятий прошло совещание проректоров университетов Консорциума вузов Северного Кавказа, посвященное сетевому взаимодействию в студенческом медиапространстве. Гуреева Анна, заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки, осветила основные механизмы и ресурсы партнерства вузов. За сведения, размещённые на внешних ресурсах, СКФУ ответственности не несёт.
Мы работаем, чтобы у вас была актуальная информация и полезные материалы по любому вопросу в благотворительности. Вместе мы этого достигнем.
История Государственного информационного агентства России ТАСС началась с Санкт-Петербургского телеграфного агентства, днем рождения которого стало 1 сентября 1904 года. Ежедневно ТАСС выпускает около 3 тыс. Ежегодно ТАСС проводит более 1,5 тысячи пресс-мероприятий.
Новости и события Российского исторического общества
Однако если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, то на втором уровне образование может быть продолжено в магистратуре или ординатуре. В качестве третьего уровня образования будет выделена аспирантура, которая будет готовить кадры для научной и преподавательской деятельности. Пересмотр образовательной системы связан в том числе с задачами России. Ведь за пять лет стране предстоит подготовить один миллион рабочих профессий для обеспечения безопасности и конкурентоспособности России. Ещё одна мера, которую предложил сегодня Путин, коснулась налоговых вычетов, связанных с образованием детей, которые будут увеличены с 50 до 110 тысяч рублей, на собственные обучение и медицину — со 120 до 150 тысяч.
Участие в проекте добровольное, как для колледжей и вузов, так и для учащихся — студентов, аспирантов, ординаторов. После того, как они дадут согласие, их документы станут доступны на портале «Госуслуг». Студенческий, например, в виде QR-кода, который можно отсканировать и использовать наравне с бумажной версией.
Дипломы бакалавриата при этом продолжат котироваться в России. А студенты, которые сейчас учатся в вузах, продолжат обучение по действующим программам. Изменения в работе преподавателей и студентов в связи реформацией системы высшего образования также будут минимальны, добавил глава Минобрнауки. В задачи аспирантуры будет входить подготовка кадров для научной или преподавательской деятельности. Ректор Казанского государственного медицинского университета Алексей Созинов отметил, что это важное решение для системы высшего образования. То есть это будет подготовка специалистов с высшим образованием. Как сказал президент, продолжительность от четырех до шести лет. А дальше эта квалификация сможет дополняться магистратурой, ординатурой или аспирантурой", — поделился подробностями с РЕН ТВ Ливанов. При этом те, кто уже поступил к этому времени в университеты, продолжат обучение по программам, по которым они были приняты. Пока трудно сказать, что будет с приемом 2023 года — теми, кто летом будет поступать. Если за оставшееся время соответствующие законы и подзаконные акты будут приняты, тогда эти люди будут учиться уже по новым программам. Если нет, тогда еще на год этот переход будет отложен", — полагает эксперт.
Васильева тоже считает, что по ряду направлений, в том числе на программах, ориентированных на иностранных студентов, вполне возможна подготовка по двухуровневой системе. В то же время она призвала помнить о целых поколениях выпускников с дипломами бакалавров: они не должны быть ущемлены. Что этому предшествовало: желание «вернуться к истокам» Критика Болонской системы и призывы к её отмене звучали давно — это была такая же «вечная тема» в образовательной повестке, как недовольство ЕГЭ и отказ от него. Но всерьёз это обычно не воспринималось. После изменения геополитической обстановки в связи с началом вооружённого конфликта в Украине подобные призывы стали звучать настойчивее. Но и тогда в решительные действия они переросли не сразу. Так, в марте руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов заявил о необходимости отмены Болонской системы и «возвращения к истокам», а премьер-министр Михаил Мишустин в ответ на это ему напомнил , что в России Болонская система и так работает с учётом национальных особенностей: наряду с ней существует специалитет по некоторым программам подготовки. Он признал, что у советского образования были свои сильные стороны, но «сегодня, конечно, многое строится иначе». В апреле ректор МГУ Виктор Садовничий, который изначально скептически относился к вступлению России в Болонский процесс, заявил , что копирование этой системы в России существенно понизило качество образования. Полагаю, целесообразно отказаться от так называемой Болонской системы образования и вернуться к опыту лучшей в мире отечественной образовательной модели». В тот же день было опубликовано заявление Валерия Фалькова о «прожитом этапе». В дальнейшем к декларации стали присоединяться и другие государства. Реализация положений этого документа называется Болонским процессом. Сейчас в нём участвуют 49 стран, включая пока ещё Россию, которая присоединилась к декларации в сентябре 2003 года. Как указано в исторической справке на сайте МГУ, «Болонский процесс — важнейший компонент европейской интеграции, процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования». Что такое Болонский процесс Основными целями Болонского процесса провозглашены такие: построить европейскую зону высшего образования как ключевое направление развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства; повысить качество образования; достичь наибольшей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; формировать и укреплять интеллектуальный, культурный, социальный и научно-технический потенциал европейских стран, повысить престижность европейской высшей школы в мире; повысить центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей университеты при этом рассматриваются как носители европейского сознания. Под выражением «Болонская система» в России обычно имеют в виду двухуровневое обучение: бакалавриат и магистратуру. Но сближение национальных систем образования разных стран не ограничивается только тем, что везде действуют эти две ступени. Это сближение, среди прочего, включает ещё такие планы: Принять систему сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому, чтобы обеспечить возможность трудоустройства европейских граждан. Проще говоря, диплом и степень, полученные в одной стране Болонской системы, должны признаваться и в других странах, присоединившихся к декларации. Внедрить единые критерии для оценки качества образования и преподавания. Поддерживать и развивать традиционный европейский подход к реализации высшего образования, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. В итоге обучение в университете любой страны — участницы Болонского соглашения должно быть сопоставимо по содержанию с обучением в других странах, чтобы студенты из разных государств могли учиться на совместных программах, переходить из вуза в одной стране в вуз другой страны с зачётом дисциплин, без особых трудностей после бакалавриата в одной стране поступить в магистратуру в другой и устраиваться со своим дипломом на работу. Осуществление намеченных в декларации целей — процесс небыстрый, и раз в несколько лет страны-участницы актуализируют приоритетные шаги на ближайшие годы. Читайте также: Мнения ректоров о будущем университетов: фундаментальная классика или радикальные реформы? За что критикуют Болонскую систему в России Россия вошла в состав участников Болонского процесса в сентябре 2003 года, но в ней наряду с системой «четырёхлетний бакалавриат и двухлетняя магистратура» продолжала и до сих пор продолжает действовать для некоторых направлений например, медицинских и инженерных и «советская» система специалитета, в котором продолжительность обучения составляет 5—6 лет. Кстати, для других стран — участниц Болонской системы наши дипломы специалистов приравниваются к бакалаврским. Сторонники прежней советской системы обычно критикуют Болонскую, подразумевая именно двухуровневость системы, за: более короткий по сравнению со специалитетом срок обучения в бакалавриате. Дело в том, что далеко не все бакалавры идут в магистратуру эта ступень необязательная , и тогда получается, что их высшее образование ограничивается четырьмя годами.
Путин заявил, что в высшем образовании РФ назрели серьезные изменения
Новости образования России 2024. В Минобрнауки исключили централизованное повышение платы за обучение в госвузах В России не будет централизованного увеличения платы за обучение для студентов государственных вузов. Престиж высшего образования в нашей стране остается крайне высоким, престиж среднего специального несколько вырос. Долгосрочная тенденция снижения числа женщин репродуктивного возраста наблюдается в России, рост численности женщин в возрасте 20-29 лет начнется только после 2026 года, но он будет незначительный.
Российское образование не вернется к советским стандартам
Россия намерена выйти из Болонского процесса и разработать свою собственную систему высшего образования, сказал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Минобрнауки России подвело итоги Конкурса на предоставление грантов для создания и развития центров трансфера технологий. Новости дня от , интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода. 27 сентября с 12 часов в ТАСС проходит пресс-конференция министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова. Смотрите видео онлайн «Мишустин вручает премии правительства России в области образования» на канале «ТАСС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 4 октября 2023 года в 15:00, длительностью 00:33:01, на видеохостинге RUTUBE.
Садовничий: в новой системе высшего образования введут специалитет по точным наукам
Первое сообщение датировано 17 30 декабря 1902 года. Санкт-Петербургское телеграфное агентство СПТА : Бездотационный период вплоть до октября 1917 года[ править править код ] В 1904 году в связи с преобладанием из-за начавшейся Русско-японской войны политической и военной информации Торгово-телеграфное агентство было переименовано в Санкт-Петербургское Телеграфное Агентство, которое фактически стало первым в стране единым органом распространения государственной информации. До 31 декабря 1909 года находилось в ведении Министерства финансов, а с 1 января 1910 года — Совета Министров [10]. К функциям агентства прибавилось «проведение в широкие слои населения необходимых сведений о взглядах и предначертаниях правительства». Доходы[ править править код ] Все дореволюционные годы агентство работало на полном хозрасчёте уместный для госпредприятия термин и с нулевым балансом, как это видно из публикуемых бюджетов предприятия.
То есть тратило на свои нужды ровно столько, сколько зарабатывало. На 1915 год доходы и расходы были запланированы в размере 749 601 рубля. Примерно половину доходов приносила деловая информация, остальное — политическая, культурная и прочая. С 1911 года СПТА отказалось от «неподвижной таксы» и стало назначать подписную плату «в соответствии с распространённостью, форматом и солидностью средств каждой газеты в отдельности» [11].
Информация продавалась газетам по договорным подписным тарифам, которые для крупных изданий подчас превышали расценки небольшим региональным газетам в десятки раз. Несколько десятков тысяч рублей давала комиссия для иностранных агентств. Такая система хозяйствования позволяла хорошо оплачивать квалифицированный труд. Творческие сотрудники — в основном редакторы и старшие редакторы — зарабатывали немало даже по современным меркам.
Например, старший редактор получал ежемесячно 650 рублей — 400 по основному месту плюс 250 при отделении в Госдуме.
Далее Алексей Лубков остановился на тематике нового учебника по истории для старшеклассников, по которому школьники начнут обучение 1 сентября. В этом учебнике, помимо прочего, будет глава о специальной военной операции на Украине. Есть здесь и главы, посвященные событиям 2014—2023 годов на Украине.
Авторы учебника представляют эту страну ультранационалистическим государством, в котором преследуется любая оппозиция, и подчеркивают, что начало СВО было поддержано абсолютным большинством россиян. Отправной точкой спецоперации называют события Майдана, который описан как совершенный националистами незаконный государственный переворот. Мы к этому относимся положительно: и к дискуссии, и к учебнику. Нам нужен единый, базовый, государственный учебник», — сказал ректор МПГУ.
Далее Алексей Лубков отметил, что сейчас меняется не только история, но и обществознание. В частности, педагоги МПГУ участвуют «в совершенствовании содержания этого предмета», — подчеркнул он.
Далее Алексей Лубков остановился на тематике нового учебника по истории для старшеклассников, по которому школьники начнут обучение 1 сентября. В этом учебнике, помимо прочего, будет глава о специальной военной операции на Украине. Есть здесь и главы, посвященные событиям 2014—2023 годов на Украине. Авторы учебника представляют эту страну ультранационалистическим государством, в котором преследуется любая оппозиция, и подчеркивают, что начало СВО было поддержано абсолютным большинством россиян. Отправной точкой спецоперации называют события Майдана, который описан как совершенный националистами незаконный государственный переворот. Мы к этому относимся положительно: и к дискуссии, и к учебнику.
Нам нужен единый, базовый, государственный учебник», — сказал ректор МПГУ. Далее Алексей Лубков отметил, что сейчас меняется не только история, но и обществознание. В частности, педагоги МПГУ участвуют «в совершенствовании содержания этого предмета», — подчеркнул он.
Благодаря высочайшему профессионализму тассовцев, их верности моральным и этическим принципам новостям агентства уже больше века доверяют миллионы людей по всему миру. В следующий, юбилейный для нас год акцент в нашей работе будет сделан на развитии и укреплении корреспондентской сети в стране и за рубежом», — поделился генеральный директор ТАСС Андрей Кондрашов. История Государственного информационного агентства России ТАСС началась с Санкт-Петербургского телеграфного агентства, днем рождения которого стало 1 сентября 1904 года.
Новости. Образование
То есть оценка уровня подготовки и документы об образовании учившихся по ныне действующим программам не подлежат пересмотру. Однако если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, то на втором уровне образование может быть продолжено в магистратуре или ординатуре. В качестве третьего уровня образования будет выделена аспирантура, которая будет готовить кадры для научной и преподавательской деятельности. Пересмотр образовательной системы связан в том числе с задачами России. Ведь за пять лет стране предстоит подготовить один миллион рабочих профессий для обеспечения безопасности и конкурентоспособности России.
Это будет исправлением ошибок. Если же снова получится «все под одну гребёнку» — но на этот раз по принципу «все дружно строем в специалитет», то и результат будет соответствующим. Оптимальным вариантом представляется набор разных возможностей. Из-за сокращения бакалавриата, вероятно, станет меньше и программ магистратуры. Но российское высшее образование и сейчас идёт своим путём — это видно, например, по тому, какое большое внимание в последнее время уделяется воспитательной роли вузов , а также унификации изучения истории на всех направлениях подготовки. Читайте также: Садовничий: иностранные рейтинги вузов строятся на критериях, которые нам не так уж важны В-третьих, вероятно, усложнится процесс признания в Европе дипломов, полученных в России. Это важно не только для тех, кто собирается работать за рубежом, но и для тех, кто хочет продолжить там учёбу — в магистратуре, докторантуре. В-четвёртых, могут пострадать совместные образовательные программы российских вузов с университетами — партнёрами из стран Болонской системы, а также планы по привлечению на российские образовательные программы студентов из-за рубежа. Но перспективы международного сотрудничества с европейскими вузами сейчас и без того печальные, а скажется ли отказ от Болонской системы на возможностях сотрудничества, например, с азиатскими университетами — вопрос. К слову, в Китае система высшего образования двухуровневая, хотя он и не является формально частью Болонского процесса. Пока не ясно, но представляется, что эти планы могут остаться вполне актуальными для программ, для которых сохранят двухуровневую систему. В то же время выраженная ориентация на специалитет как основную форму образования может означать отказ от гибкости и индивидуализации образовательных траекторий. Ведь советский специалитет, если за эталон будет принят именно он, предполагал унифицированный для всех образовательный путь, его целью была подготовка стандартного специалиста. Так это будет или не так, покажет время. Направлений бакалавриата в нём, кстати, как и сейчас, больше, чем специалитета 154 против 124. Может статься, что в новых условиях он утратит актуальность. Читайте также: Что будет с дипломами бакалавров? И стоит ли теперь поступать в бакалавриат и магистратуру? Отказ от Болонской системы не произойдёт одномоментно — будет предусмотрен переходный период, как и в любых больших реформах. Ранее выданные дипломы, конечно, не утратят юридическую силу. Просто в течение многих лет в России будут в ходу разные типы дипломов о высшем образовании. Нам к этому не привыкать — точно так же происходит с тех пор, как Россия ввела двухуровневую систему, сохранив и специалитет. Другое дело, что бакалавры рискуют оказаться в проигрыше по чисто психологической причине: отношение к ним как к недоучкам, если они не окончили магистратуру, может усилиться на фоне роста количества выпускников с дипломами специалистов. Поэтому тем выпускникам бакалавриата, которые в этом году собирались поступать в магистратуру, не стоит отказываться от своих планов. А тем, кто до сих пор не задумывался о дипломе магистра, возможно, самое время это сделать, пока на рынке представлена широкая линейка магистерских программ. Те образовательные программы бакалавриата, на которые состоится набор в 2022 году, прямо сейчас, на коленке, не могут быть преобразованы в специалитет. Программы и учебные планы формируются и утверждаются задолго до приёмной кампании. Именно поэтому Лилия Гумерова сказала о необходимости выдержать четырёхлетний цикл, прежде чем вводить изменения. Читайте также:.
Заметим, что сокращённые сроки образования не всегда минус с точки зрения государственных интересов. Например, президент недавно поручил разработать такие методики ускоренного обучения IT-специалистов, чтобы можно было поступать на пятилетнюю программу высшего образования сразу после девятого класса. По сути, должен получиться микс школьной программы для 10—11-х классов и бакалавриата — то есть в пять лет планируется вместить то, что сейчас занимает шесть. Читайте также: В будущем продолжительность базового обучения в вузе может сократиться до двух лет Кроме того, Ирина Яровая сослалась на необходимость качественной подготовки специалистов для целевого набора — очевидно, опять же, подразумевая, что бакалаврской подготовки для этого мало. Скорее всего, наиболее вероятную причину столь резкой и единодушной смены позиции чиновников и депутатов относительно Болонской системы стоит искать в том, что стремление к европейской унификации образовательного пространства на фоне недружественной геополитической ситуации стало для России неактуальным. Об этом, в частности, прямо заявила глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова: «Надо уверенно и оперативно заканчивать со всеми нормами и стандартами, которые навязывала Европа нашему обществу в лихие годы под ширмой новомодных благ, а на самом деле за этим стояли цели глобализации, отрыва молодых людей от своей страны, продвижения чуждых нам ценностей». В сухом остатке: что же изменится и на что это повлияет? Если в результате обратной реформы останется, как разъяснил Олег Смолин, и двухуровневая система бакалавриат с магистратурой , и специалитет, то чем же новая система будет отличаться от действующей сейчас? Во-первых, скорее всего, изменится соотношение количества программ специалитета и бакалавриата. Сейчас в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования программ бакалавриата больше, чем специалитета 186 против 125 — но стоит ожидать, что постепенно доля специалитета вырастет. Возможно даже, что бакалавриат станет скорее исключением, чем нормой. А значит, снова предстоит переработка ФГОС, конкретных программ и учебных планов для разных направлений подготовки. Хорошо это или плохо? Смотря как это будет реализовано. Если продуманно вернут более длительный срок обучения специалитет только на те направления подготовки, где он действительно нужен, где переход на систему четырёхлетнего бакалавриата во время вступления в Болонский процесс состоялся механически, по принципу «все под одну гребёнку» и повредил качеству образования, то это, конечно, хорошо. Это будет исправлением ошибок. Если же снова получится «все под одну гребёнку» — но на этот раз по принципу «все дружно строем в специалитет», то и результат будет соответствующим. Оптимальным вариантом представляется набор разных возможностей. Из-за сокращения бакалавриата, вероятно, станет меньше и программ магистратуры. Но российское высшее образование и сейчас идёт своим путём — это видно, например, по тому, какое большое внимание в последнее время уделяется воспитательной роли вузов , а также унификации изучения истории на всех направлениях подготовки. Читайте также: Садовничий: иностранные рейтинги вузов строятся на критериях, которые нам не так уж важны В-третьих, вероятно, усложнится процесс признания в Европе дипломов, полученных в России. Это важно не только для тех, кто собирается работать за рубежом, но и для тех, кто хочет продолжить там учёбу — в магистратуре, докторантуре. В-четвёртых, могут пострадать совместные образовательные программы российских вузов с университетами — партнёрами из стран Болонской системы, а также планы по привлечению на российские образовательные программы студентов из-за рубежа. Но перспективы международного сотрудничества с европейскими вузами сейчас и без того печальные, а скажется ли отказ от Болонской системы на возможностях сотрудничества, например, с азиатскими университетами — вопрос. К слову, в Китае система высшего образования двухуровневая, хотя он и не является формально частью Болонского процесса. Пока не ясно, но представляется, что эти планы могут остаться вполне актуальными для программ, для которых сохранят двухуровневую систему. В то же время выраженная ориентация на специалитет как основную форму образования может означать отказ от гибкости и индивидуализации образовательных траекторий. Ведь советский специалитет, если за эталон будет принят именно он, предполагал унифицированный для всех образовательный путь, его целью была подготовка стандартного специалиста. Так это будет или не так, покажет время.
Болонская система высшего образования подразумевает в себе две ступени. Первая из них бакалавриат, в рамках которого обучающиеся осваивают программу за 4 года, а вторая — магистратура, где обучение происходит в течение еще двух лет. Россия присоединилась к системе в 2003 году.