Спасение челюскинцев показало, что советская авиация может выполнять сложные задачи в Арктике.
"Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти..."
Пять дней спустя туда начали массово прибывать самолёты, и спасение челюскинцев встало на широкие рельсы. Привет и экипажу именного самолета Ан-12 с названием «Спасатель челюскинцев летчик Светогоров». 13 апреля 1934 года операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать.
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
18 февраля 1934 г. Правительственной комиссией дано распоряжение пароходу «Сталинград» (находящемуся на западном побережье Камчатки) направиться в Петропавловск для участия в походе с экспедицией по спасению челюскинцев. Пять дней спустя туда начали массово прибывать самолёты, и спасение челюскинцев встало на широкие рельсы. После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трех направлений.
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?
Герой Советского Союза летчик Анатолий Ляпидевский Семеро смелых Анатолий Ляпидевский, удостоившийся самой высокой чести — стать первым среди первых Героев Советского Союза — был одним из самых молодых моложе него, и то всего на год, только Каманин участников легендарной семерки. В авиацию он пришел в 1927 году, окончив Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем и Севастопольскую военную школу морских летчиков. В апреле 1933 года уволенный в запас Ляпидевский перешел на работу в гражданскую авиацию. Сначала летал рейсовым пилотом на Дальнем Востоке, а потом попросил о переводе в только что организованное Управление воздушной службы Главного управления Севморпути — полярную авиацию. Меньше, чем через год, после 29 неудачных вылетов в пургу и метель 5 марта 1934 года Анатолий Ляпидевский стал первым из летчиков спасотряда, которому посчастливилось найти челюскинцев и приземлиться на крохотный участок ровного льда, расчищенный зимовщиками: всего 150 на 450 метров. Спасение челюскинцев Летчик и не предполагал, что этот первый рейс, за который он эвакуировал всех десятерых женщин и двоих детей станет для него и последним в спасательной эпопее. При подготовке ко второму полету к челюскинцам самолет Ляпидевского во время перелета из Уэлена в Ванкарем, где располагался штаб спасательной операции, совершил вынужденную посадку во льдах, подломив стойку шасси. Самолет удалось отремонтировать и поднять в небо только 25 апреля. О том, что он стал первым в истории Героем Советского Союза, Ляпидевский узнал с опозданием на пять дней: после аварийной посадки не работала рация. Чтобы в 1927 году стать курсантом Ленинградской военно-теоретической школы ВВС, Николаю Каманину пришлось слукавить и прибавить себе лишний год. Потеряв два самолета, отряд Каманина долетел до Ванкарема и с 7 апреля приступил к эвакуации челюскинцев.
В первый день Каманин с Молоковым вывезли из лагеря на Большую землю шесть человек, сажая по три пассажира в кабину, где в обычное время размещался один летчик-наблюдатель. В общей сложности самому молодому из летчиков-героев удалось эвакуировать в Ванкарем 34 человека — это второй по результативности показатель среди всех семерых пилотов. Самым же результативным стал Василий Молоков.
Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении.
Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин ; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина [6] [7] ; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавленным сместившимся палубным грузом.
Эвакуация[ править править код ] «Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники А. Шафрана Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев [8]. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации.
Следующий рейс был совершён только 7 апреля. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем , находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки.
Его ирония всегда была обоюдоострой, но на сей раз она все-таки шла на пользу репутации СССР. Именно после спасения челюскинцев в мире поверили в Советский Союз. С державой, которая устраивает грандиозные научные экспедиции и может с помощью авиации вызволить своих граждан из ледового плена, приходится считаться... Трудно было отмахнуться и от того, что в этой операции достойно показали себя самолеты, сконструированные и произведенные не где-нибудь, а в СССР. Это внушало уважение и к советской индустрии, и к Красной Армии. Эта эпопея является одной из величайших среди тех героических эпопей, которыми так богата история арктических исследований», — писала британская газета «Дейли Геральд».
Их мужество, выдержка, преданность делу заслуженно вызывают восхищение всего мира», — вторили англичанам французские журналисты. Еще цветистее писали о советских полярных подвигах в Штатах. Великолепная семёрка Лётчики, переправившие полярников из ледового лагеря на большую землю, стали первыми Героями Советского Союза. Без преувеличений, это был беспрецедентный подвиг. Впервые в истории столь убедительно показала себя полярная авиация. Они стали первыми героями Советского Союза. Сначала это было просто звание, без золотых звезд. Как водится, список героев вызывал некоторые вопросы. Бросалось в глаза, что Леваневского включили в героическую обойму с натяжкой: так случилось, что он не вывез со льдины ни одного челюскинца.
Правда, ему удалось в трудных условиях доставить в Ванкарем Георгия Ушакова и хирурга Леонтьева, который произвел срочную операцию заместителю Шмидта Боброву. К тому же опытного, инициативного, решительного летчика считали любимцем Сталина. За год до этого Леваневский нашел на Анадыре и доставил на Аляску потерпевшего аварию американского летчика Джеймса Маттерна. В шеренге героев мог оказаться и восьмой — Бабушкин, безусловно, достойный высокого звания. Его заслуги в спасении товарищей сопоставимы с подвигами других летчиков-героев. Но он оказался в двусмысленном положении: с одной стороны — спасатель, с другой — один из участников дрейфа, челюскинец, а их награждали скромнее, чем летчиков. Звание Героя Бабушкину присвоили через три года, в июне 1937 года, за участие в высадке папанинцев на Северном полюсе. В том полете он был пассажиром. Но в 1934 году обошлось без аварий.
И мы вспоминаем те события как одну из немногих «чистых побед». Без оговорок. Используя материалы, размещайте обратную ссылку. Оказать финансовую помощь сайту E-News.
Активная спасательная операция началась в апреле, когда за участниками экспедиции "Челюскина" отправили 24 самолета.
Без сомнения, операция, которую осуществили пилоты советской полярной авиации, была проведена блестяще. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза", пишет Скляренко. Таким образом, экипаж парохода "Челюскин" провел на льдине с 13 февраля по 13 апреля. Поиски "Челюскина": как искали затонувшее судно Жизнь Найти затонувший пароход пытались десятки лет. Во время первой экспедиции в 1974 году определили координаты парохода.
В 1989 году состоялась гидрографическая экспедиция на судне «Дмитрий Лаптев» с участием журналиста и аквалангиста Сергея Мельникова. После погружение он утверждал, что на дне видел «Челюскина» и сделал снимок, на котором было сложно разобрать название судна, говорится в книге "ТАСС уполномочен… промолчать" Николая Николаева. В 2006 году участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они обнаружили затонувший пароход. Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в судостроительную компанию.
«Было что угодно, но не было паники»: 90 лет назад затонул пароход «Челюскин»
Партия челюскинцев в 8 человек покинула пароход и, пройдя 65 километров по сплошному льду, достигла мыса Дженретлен. Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского. Смотрите видео онлайн «Спасение челюскинцев: подвиг во льдах» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 апреля 2023 года в 12:53, длительностью 00:01:57, на видеохостинге RUTUBE. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. 13 апреля 1934 г. была завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике. линейный летчик Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев (база - мыс Северный), 5 марта 1934 года на самолете Ант-4 №1 вылетел из Уэлена, первым обнаружил лагерь Шмидта и вывез 12 человек.
Экипаж парохода «Челюскин» прождал два месяца спасения во льдах
В задачу экспедиции входила также проводка речного буксира и лихтера с Оби в устье Лены. Задача проводки экспедиции возлагалась на ледокол «Красин». Руководителем экспедиции был назначен Борис Лавров, начальником проводки — капитан Михаил Сорокин. Архив фотокорреспондента "Правды" С. Нероты, притока р. У правого берега устья - суда Нижне-Ленской экспедиции на пути в бухту Тикси.
Ленская экспедиция 1933 г. Известно, что ни одно из судов Ленского каравана не имело ледового класса. Экспедиция вышла из Архангельска 8 августа, 12 сентября прибыла в бухту Тикси. Однако дойти до Архангельска ему не удалось, суда попали в тяжелые льды и встали на зимовку у островов Комсомольской Правды. Эта экспедиция началась еще в 1932 году, но тяжелые ледовые условия в Восточном секторе не позволили ей выполнить поставленные задачи и она встала на зимовку.
В ее состав сначала входили шесть грузовых пароходов из них три — серии «Анадырь»: «Анадырь», «Сучан» и «Север» и одна шхуна. Эти суда проектировались и строились для дальневосточных грузовых линий и не являлись судами ледового класса. Проводку каравана СВЭ осуществлял ледорез «Литке». В навигацию 1933 года авиаобеспечение морских операций в Восточном секторе Арктики осуществляла группа Красинского. Таким образом, видно, что трасса СМП в навигацию 1933 года на всем своем протяжении представляла собой оживленную судоходную магистраль, на которой работали десятки судов и тысячи людей.
Обратим внимание и на активную роль полярной авиации в навигацию 1933 года, значительно более существенную, чем в навигацию 1932 года. Что представлял собой сам пароход? Это судно, построенное в Дании на верфи «Бурмейстер и Вайн» по заказу Наркомвода, должно было использоваться на трассе Владивосток — устье Лены, то есть для Восточных Ленских экспедиций. Судно имело ряд конструктивных особенностей, характерных для судна ледового класса, а именно: специальной конструкции форштевень, усиление корпуса в районе ватерлинии и ряд других. Тем не менее, как это отмечается во многих серьезных публикациях, это был обычный пароход, не соответствующий характеристикам ледокольного парохода.
Об этом указывается в известном отчете комиссии, производившей осмотр судна 5 июля 1933 года в Ленинграде. Этот факт отмечал также и капитан Владимир Воронин. Пароход «Челюскин» «Лена» на стапеле во время постройки фирмой "Бурмейстер и Вейн". Еще перед выходом в поход Отто Шмидт в интервью газете «Известия» говорил: «Судя по многочисленным вопросам и откликам, наша общественность весьма интересуется вопросом, почему экспедиция сквозного плавания по Ледовитому океану отправляется не на мощном "Красине", "Сибирякове", а на "Челюскине", который вовсе не ледокол.
Начнем с того, что пароход «Челюскин» ледокольного типа был построен в 1933 году в Дании. В первое плавание судно отправилось под названием «Лена». Через две недели его переименовали в честь русского мореплавателя Семена Челюскина. Уже в конце сентября пароход оказался полностью заблокирован льдами в Чукотском море и в течение почти пяти месяцев дрейфовал вместе с экипажем. Капитан корабля Владимир Воронин и руководитель экспедиции Отто Шмидт организованно провели эвакуацию с аварийного судна на льдины. Они заранее сгрузили на лед стройматериалы, припасы, продукты. Практически сразу же команда приступила к строительству бараков. Непосредственная опасность челюскинцам не угрожала.
Они не боятся свидетелей и встреч с другими кораблями. Тайной остается только «начинка» одного из кораблей: вместо леса, продуктов и запаса угля в трюмах скрыт живой стройматериал. Нет исчезновения только что построенного корабля, нет многих проблем… Трудно представить, что вершители судеб избрали столь более уязвимый вариант, чем было возможно. Все это заставляет предположить, что этих проблем не было, потому что в составе экспедиции не было второго корабля. Приведенные выше сведения из архивов судостроителя свидетельствуют, что в 1933 г. Регистрационные книги английского Ллойда позволяют установить наличие только этого корабля. К активному участию в поиске удалось привлечь коротковолновиков. По версии Белимова большая группа классных радиолюбителей — коротковолновиков была на «Пижме» и им была отведена существенная роль. Начало 30х годов было временем широкого увлечения коротковолновой связью. Многие сотни и тысячи радиолюбителей в СССР и за рубежом получали личные позывные и выходили в эфир. Почетным было установление большого числа связей, проводились соревнования среди коротковолновиков. Доказательством установления двухсторонней связи было наличие в принятой информации позывного, принадлежащего пославшему сигнал. Ссылки на наличие сигналов бедствия от коротковолновиков, не принадлежавших «Челюскину», были приведены журналистами от третьих лиц уже после публикации версии «Пижмы». Каждый из них включал подробности, в точности повторяющие текст Белимова. Личного позывного на эту фамилию зарегистрировано не было. Это имя не встречается среди участников соревнований коротковолновиков в1930-33 гг. Остановимся на некоторых менее существенных деталях рассказа Э. Белимова, плохо согласующихся с реальностью. Явная неувязка связана с названием корабля. Автор указывает, что на небольшой медной пластинке по-английски было написано примерно вот что: «Челюскин» спущен на воду 3 июня 1933 года». Фиксированная строителем дата спуска парохода на воду — 11 марта 1933г. При спуске на воду пароход имел другое имя - «Лена». О втором корабле аналогичной информации вообще не приводится, хотя по сути очерка Белимова именно она была необходима. С математикой у филолога Белимова, по-видимому, дела обстояли неважно. Об этом, в частности, говорят следующие два эпизода. Он пишет: «Во встрече приняло участие пять человек: четверо мужчин и одна женщина». И сразу вслед за этим говорит, что выступила мать Карины, а за ней и сама Карина. Уже после гибели «Челюскина» по версии Белимова новым домом для женщин и детей оказывается «Пижма»: «14 февраля вечером к правому борту "Пижмы" подкатили аэросани, сначала одни, а потом и вторые. Дверцы распахнулись, и оттуда горохом посыпались дети всех возрастов». И это притом, что на корабле были только две девочки, одной из которых было меньше 2 лет, а второй несколько месяцев. Документальный очерк, на форму которого претендует «Тайна экспедиции «Челюскина», требует точности в определении действующих лиц. У Белимова нет ни одного человека с именем, отчеством и фамилией. Главный герой очерка, раскручивающий всю интригу парохода-призрака, так и остается Яковом Самойловичем без фамилии - человеком невысоким, плотным, с круглой головой, как это бывает у математиков. Можно было предположить, что автор не хочет раскрыть инкогнито, но очерк пишется в 90-е годы, и автор и его главный герой находятся в Израиле. Поэтому для этого не видно объективных оснований. В противоположность этому капитан «Пижмы» имеет только фамилию Чечкин без имени и отчества. Попытка в составе северного флота найти такого капитана, водившего суда в 30-е годы, не дала результата. В некоторых эпизодах характер изложения материала в «Тайне экспедиции «Челюскина» подобен случаям изготовления фальшивых долларов с собственным портретом изготовителя. Челюскинец Ибрагим Факидов называет израильскую версию «выдумкой». Выпускник физико-механического факультета Ленинградского политехнического института, деканом которого был академик Иоффе, остался работать в институте научным сотрудником. В 1933 году И. Факидова пригласили в состав научной экспедиции на "Челюскин". Скорые на клички челюскинцы в знак уважения прозвали молодого физика Фарадеем. В 2000 году И. Факидов возмущался: «Это какое-то колоссальное недоразумение! Ведь, если бы все было правдой, я, будучи на "Челюскине", не мог об этом не узнать. У меня со всеми на корабле был тесный контакт: я был большим приятелем капитана и начальника экспедиции, знал каждого научного сотрудника и каждого матроса. Два корабля попали в переделку, и их до смерти ломает льдами, а они не знают друг друга - чушь какая-то! Последний участник экспедиции на «Челюскине» екатеринбургский профессор Ибрагим Гафурович Факидов, возглавлявший лабораторию электрических явлений в Свердловском институте физики металлов, скончался 5 марта 2004 года. Награждение челюскинцев имеет несколько любопытных особенностей. Наградили не участников экспедиции за выполнение каких-то заданий и научных исследований, а участников лагеря Шмидта, «за исключительное мужество, организованность и дисциплинированность, проявленные отрядом полярников во льдах Ледовитого океана в момент и после гибели парохода "Челюскин", обеспечившие сохранение жизни людей, сохранность научных материалов и имущества экспедиции, создавшие необходимые условия для оказания им помощи и спасения». В списке нет восьми участников и специалистов, прошедших весь нелегкий основной путь во время экстремального плавания и работы, но не оказавшихся в числе зимовщиков на льдине. Все участники лагеря Шмидта — от руководителя экспедиции и капитана затонувшего корабля до плотников и уборщиков — были награждены одинаково — орденом Красной Звезды. Аналогично, всем летчикам, включенным первоначально в группу спасателей, были присвоены звания Героев Советского Союза, включая Сигизмунда Леваневского, который из-за аварии самолета не принимал непосредственного участия в спасении челюскинцев. Аналогично поступили с механиками самолетов, наградив их всех орденами Ленина. При этом пилот Ш-2 и его механик, обеспечивавшие авиационной поддержкой весь маршрут плавания и самостоятельно перелетевшие на материк, были награждены только как участники зимовки. В связи с награждением С. Леваневского было высказано предположение, что он умышленно совершил как бы вынужденную посадку, чтобы не позволить американскому механику Клайду Армстеду увидеть корабль с заключенными. В этом варианте становится трудно объяснимым участие в полетах второго американского механика Левари Уильяма практически в тоже время вместе со Слепневым. По совету одной из участниц поиска Екатерины Коломиец, предполагавшей наличие своего родственника-церковнослужителя на «Пижме», мы связались в США с представителями Русской православной церкви за рубежом РПЦЗ. Нам не удалось получить дополнительной информации. Аналогичный запрос был сделан нашей корреспонденткой в кругах Московского патриархата — тоже с нулевым результатом. Участие Е. Коломиец и ее информация очень типичны для попыток восстановить истину по воспоминаниям. В первом письме она написала: «В моей семье из поколения в поколение передавалась история о прадеде, который был на "Пижме" в момент его крушения среди политзаключенных, он был православный священник, жил в Москве и, по словам, занимал высокий сан. В 1933 г. Конкретность информации позволяла надеяться на нее как на путеводную нить. Однако в дальнейшем оказалось, что предание противоречит фактам. Через некоторое время в ответ на наши вопросы корреспондентка написала: «Я узнала такой факт, что двоюродный прадед был знаком с Кренкелем Э.
В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд. В любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знаменами и цветами, везде просили задержаться и рассказать обо всем", - писал Водопьянов. Составили даже график вахт, чтобы в любое время дежурили один летчик и двое челюскинцев. Казалось, вся страна обнимала нас с восторгом и любовью", - вспоминал Молоков. Апофеозом стала встреча 19 июня в Москве с участием Сталина. Встреча челюскинцев в Москве. Разные награды и судьбы Уже в апреле 1934 года учредили звание "Герой Советского Союза". Их фамилии выучил наизусть весь Союз. Героям вручили ордена Ленина - высшую награду страны медали "Золотая Звезда" введут лишь через пять лет. Леваневский - единственный из первых Героев, не вывезший с льдины ни одного человека и вообще не летавший в лагерь Шмидта. Перегоняя "флитстер" с Аляски, он в сложных погодных условиях разбил машину, не долетев до Ванкарема. Говорили, что в число Героев он попал потому, что был любимцем Сталина... Славы - таковы уж ее законы - на всех не хватает. Нередко те, кто достоин самых высоких наград, остаются в тени. По свидетельству поэта Феликса Чуева, Ляпидевский считал: первым Героем по справедливости должен был стать командир Чукотской авиагруппы Куканов. Он еще в сентябре возил Шмидта с "Челюскина" на остров Врангеля, потом эвакуировал людей с других вмерзших в лед судов, в феврале пробивался к ледовому лагерю, но из-за неисправности вернулся. Однако "героя номер ноль" отметили лишь орденом Красной Звезды. Та же награда досталась Бабушкину, эвакуировавшему из лагеря Шмидта двоих как и Доронин , - себя и бортмеханика. Герои Советского Союза из альбома "Героический поход Челюскина". А легенда сибирских авиалиний Виктор Галышев - первый летчик-спасатель СССР, эвакуировавший в 1930 году пассажиров затертого льдами парохода "Ставрополь"? Из-за поломки он застрял в Анадыре и на лед не летал, зато позже вывозил челюскинцев уже из Ванкарема в Провидения - к пароходу. Те же задачи выполнял Борис Пивенштейн, которому на пути в Ванкарем пришлось отдать свой исправный самолет командиру - Каманину - и заняться ремонтом забарахлившей машины последнего. Галышева и Пивенштейна отметили "Красной Звездой" как "летчиков резерва". Тот же орден получили все участники зимовки, кроме детей. Судьбы челюскинцев сложились по-разному. Вторым пилотом у Водопьянова был Бабушкин за этот полет его отметили званием Героя , радистом папанинской четверки - Кренкель, сопровождающим до полюса - Шмидт. В 1938 году Бабушкин погиб в авиакатастрофе, а обоих заместителей Шмидта по челюскинскому походу Алексея Боброва и Илью Баевского расстреляли. Капитан Воронин в 1952 году умер в Арктике - у него случился инсульт прямо на мостике ледокола "Иосиф Сталин". Каманин, самый молодой из первых Героев, в звании генерала и должности помощника главкома ВВС готовил к полетам первых космонавтов, включая Юрия Гагарина, родившегося в дни челюскинской эпопеи. В августе 2023 года отметила 90-летие петербурженка Карина Васильева - та самая девочка, появившаяся на свет в Карском море и названная в честь него же. Именно она - последний челюскинец, живущий среди нас... Жертва во славу Арктики Хотя задачи экспедиции выполнить не удалось, из ледового лагеря спасли всех единственной жертвой остался завхоз Могилевич, погибший вместе с пароходом. Все же в том, что эвакуация обошлась без жертв, есть огромная доля везения", - справедливо заключает Николай Велигжанин, анализируя ход спасательной операции. Пиар-составляющую СССР отработал на высший балл. Экспедиция, которая должна была стать победой советского мореплавания, обернулась триумфом советской авиации и мужества советского человека.
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
Беллетристика рассказывает то, что могло быть. История - только то, что было. В переломные моменты эпох люди охотнее тратят время на чтение исторических изданий, в которых рассказывается "то, что было". Перед Вами как раз такое издание... Поэтому неудивительно, что такую проблематичную статью, делающую достоянием общественности высказывание участников экспедиции по очень острой проблеме, перепечатали многие издания и интернетовские сайты. Поиск показывает, что традиционная ссылка на «Хронографъ» как на первоисточник не верна. Публикация в «Хронографе» датируется августом 2001 г.
Первая публикация работы Э. К тому же эта публикация имеет ссылку: «специально для «Новой Сибири». В этом случае становится совершенно определенным место работы автора в НЭТИ, аббревиатура которого ничего не говорила при повторных публикациях. Обратим внимание также на то, что израильская версия тоже появилась в печати позже публикации в «Новой Сибири», но и она предшествует публикации в «Хронографе». Анти-«Пижма» Когда идет речь о сравнении различных версий, всегда может возникнуть опасность, что версии относятся к различным объектам и их несоответствия не взаимоисключающие. В данном случае есть два уникальных и единичных события, рассматриваемых в обеих версиях, информации о которых не может быть двойственной.
Это — единственный, первый и последний, поход «Челюскина», применительно к которому не может быть различных дат. И единственный случай рождения в Карском море девочки: не может быть разных дат рождения и разных родителей. Поэтому первоначально обратимся к сопоставлению информации именно по этим вопросам. По официальной версии пароход вышел из Мурманска 2 августа 1933 г. Уже 13 августа 1933 года в Карском море появились серьезная деформация корпуса и течь. Руководитель экспедиции О.
Шмидт, находясь в Беринговом проливе, направил советскому правительству поздравительную радиограмму. После этого пароход уже не имел возможности самостоятельного плавания и дрейфовал во льдах в северном направлении до дня своей гибели. Белимов пишет: «Итак, вернемся в далекое прошлое 5 декабря 1933 года. Часов в 9 или 10 утра Елизавету Борисовну будущую мать Карины по версии Белимова — прим. ЛФ привезли на причал и помогли подняться на борт "Челюскина". Почти сразу же началось отплытие.
Гудели пароходы, в черном небе лопались ракеты, где-то играла музыка, все было торжественно и немного печально. Вслед за "Челюскиным" плывет "Пижма", вся в огнях, точно сказочный город». Можно привести дополнительно целый ряд временных вех, показывающих, что «Челюскин» не мог начать плавание из Мурманска 5 декабря 1933 г. В соответствии с этим можно твердо утверждать, что датировка экспедиции «Челюскина» в работе Э. Белимова ошибочна. В Карском море на «Челюскине» родилась девочка, названная по месту рождения Кариной.
Большинство источников в этой связи ссылаются на следующую запись в судовом журнале: «31 августа. В работе Э. Белимова указано: «И только один раз корабли-близнецы причалили друг к другу. Это случилось 4 января 1934 года, в день рождения Карины. Начальник конвоя Кандыба пожелал лично увидеть новорожденную дочь. Карина родилась в самом дальнем углу Карского моря.
Оставалось каких-нибудь 70 км до мыса Челюскин, а за ним начинается другое море - Восточно-Сибирское. Мать по месту рождения в Карском море предложила назвать дочь «Карина». Капитан Воронин тут же на судовом бланке написал свидетельство о рождении, указав точные координаты - северную широту и восточную долготу, - расписался и приложил корабельную печать». Сравнение этих записей позволяет выделить два принципиальных различия. В первой версии девочка родилась 31 августа 1934 г. По второй — 4 января 1934 г.
В январе 1934 г. Это делает единственно возможной версию о рождении Карины 31 августа 1933 г. В первой версии родителями девочки указаны Васильевы. В составе группы зимовщиков были геодезист Васильев В. В версии Э. Белимова родителями названы Кандыба без указания имени и отчества и Елизавета Борисовна без указания фамилии.
Следует обратить также внимание на то, что во второй версии в цитируемой записи о рождении девочки вообще отсутствует упоминание о родителях. Во многих воспоминаниях говорится о рождении Карины в семье Васильевых. Особенно подробно, как о семье своего учителя, об этом пишет Илья Куксин. В соответствии с документальными данными и воспоминаниями нет места для появления на корабле другого ребенка у других родителей. Участников плавания по фамилии Кандыба или с именем Елизавета Борисовна не удалось найти ни в исследованных документах, ни в воспоминаниях. Все это однозначно позволяет сделать вывод о неаргументированности версии Э.
Белимова о рождении Карины. В подтверждение реальности девочки, родившейся на корабле у участников экспедиции Васильевых, мы приводим фотографию Карины Васильевой в наше время. Фотография предоставлена сайтом www. Для нее, прожившей всю жизнь со своими родителями, была особенно очевидна надуманность версии других родителей и иной жизни, описанная Белимовым. Очень серьезным является вопрос о численности зимовщиков на дрейфующей льдине с учетом плавания двух кораблей. Этот вопрос не рассматривался ни в одной из известных мне публикаций.
После гибели «Челюскина» на льду оказалось 104 человека. В их число входили 52 члена команды «Челюскина», 23 участников экспедиции О. Шмидта и 29 участников предполагавшейся зимовки на о. Врангеля, включая 2 детей. При этом штатное число членов команды парохода должно быть несколько больше, так как в преддверье зимовки в сентябре 1933 г. Именно такое количество людей — 104 человека - было вывезено пилотами спасательной экспедиции на землю.
Белимов делает намек, что количество переправленных на землю людей могло быть больше с учетом значительного количества самолетов, участвовавших в спасении. Поэтому мы сочли необходимым столь скрупулезно привести данные количества полетов и вывезенных людей каждым летчиком.
В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.
Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены. В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошли 7 июня. Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. А 20 апреля был издан указ о присвоении этого звания семерым летчикам, участвовавшим в этой спасательной операции.
Также в этот день:.
Но второй раз добраться до челюскинцев удалось лишь 7 апреля. И тут небо просветлело, а дело заспорилось. Молоков на своем двухместном самолете Р-5 умудрялся вывозить по 6 человек, приспособив для пассажиров парашютные ящики. Именно Молоков — дядя Вася, как называли его в полярном лагере, — вывез на большую землю 39 челюскинцев, больше всех. Николай Каманин — самый молодой и энергичный из летчиков — на своем Р-5 за девять удачных полетов вывез из ледового плена 35 человек.
Водопьянову за три «ездки» удалось эвакуировать десятерых. Маврикий Слепнев вывез 6 полярников, включая страдавшего туберкулезом легких Отто Шмидта, которого по распоряжению Совнаркома пришлось отправить в госпиталь на Аляску. Еще с двумя улетел на своем «Юнкерсе» Иван Доронин. Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем. Когда они подлетали к аэродрому, полярники, которые готовились к встрече героев, с ужасом увидели, что одна из лыж самолета висит, чуть ли не болтается. Они доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Алексея Боброва, радистов Кренкеля и Серафима Иванова, боцмана Анатолия Загорского, моториста Александра Погосова и капитана Владимира Воронина, который по традиции последним покинул палаточный лагерь.
В последнем рейсе со льдины забрали и восемь собак, помогавших челюскинцам все дни дрейфа. Ледовый лагерь опустел навсегда, чтобы раствориться в Северном океане. Результат превзошел самые оптимистические прогнозы: спасли всех. Он имел право на патетику. Трудно даже вообразить более эффектную бескровную победу. Стрекот авиационных моторов в 1930-е звучал как райская музыка будущего — и нашим соотечественникам удалось ее подхватить.
Фанфары и дифирамбы После челюскинской эпопеи стало ясно: наша страна пришла в Арктику. Популярность героев-полярников в те годы можно сравнить только со славой первых космонавтов. Их наперебой приглашали к себе трудовые коллективы, чтобы угощать, чествовать, славить. В метриках новорожденных девочек в 1934 году появилось новое имя Оюшминальда — «Отто Юльевич Шмидт на льдине». Как «Великан Поколен Борода» не иначе! Шмидт стал героем своеобразных былин — новин, которые слагали и пели в те годы знаменитые сказители Марфа Крюкова и Пётр Рябинин-Андреев.
А на мотив «Мурки» городские повесы запели: «Шмидт сидит на льдине, словно на малине и качает длинной бородой... В ХХ веке самым прозорливым стало ясно: мало совершить подвиг, о нем нужно было еще рассказать. Иначе всё канет бесследно. О Льве Мехлисе принято писать в мрачных тонах: самодур, сатрап, инициатор репрессий, один из наименее обаятельных выдвиженцев Сталина. Но он был и настоящим профессионалом, талантливым организатором прессы, говоря современным языком — пиарщиком.
Среди награждённых - крымский татарин из-под Судака Ибрагим Факидов. А вот симферопольский крымчак Илья Сельвинский остался без ордена - он и ещё семь членов экспедиции сошли на берег в октябре 1933-го, на разведку.
Арктический поэт Идея покорить грузопассажирскими пароходами Северный морской путь возникла в 1932-м, после того как ледокол «Сибиряков» за 64 дня в летнюю навигацию прошёл от Архангельска до Чукотки. Теперь же необходимо было «обкатать» путь для доставки грузов, сменить зимовщиков на станции острова Врангеля и обогатить научные знания о Севере. Для ответственного задания пароход переименовали в «Челюскин» в честь исследователя Севера Семёна Челюскина. В арктический рейс пароход вышел 16 июля 1933-го из Ленинграда, экспедицию возглавили те же, кто покорял Север на «Сибирякове»: профессор, математик, географ, астроном Отто Шмидт и капитан парохода, полярный мореплаватель Владимир Воронин. Кстати, Воронин противился назначению капитаном на «Челюскин», понимая так же, как и комиссия, принимавшая корабль, что для такого плавания пароход не готов, хоть, как писал позднее Илья Сельвинский, и «надели на него ледовый пояс». Но всё-таки 112 членов команды «Челюскина» в «ответственный арктический рейс» вышли, зайдя по пути в Копенгаген Дания , где устранили несколько дефектов корабля. Затем - Мурманск и «в лёд», следуя по пути во Владивосток.
Сохранилось немало воспоминаний журналиста и поэта, фотографии, пьеса «Умка - Белый медведь», поэма «Челюскиниана», роман «Арктика», собранные им советские и зарубежные газеты, касающиеся экспедиции. В этом походе меня как писателя больше всего интересует подчинение льдов человеку. Убеждён, что для меня как поэта кстати, ни один поэт в Арктике ещё не был настоящая экспедиция станет плодотворной». Шмидт - математик; языки; арктик. Воронин В. Гаккель Як. Эмблема скромности: когда его имя нанесли на карту во время похода открыто несколько новых земель.
Факидов Ибр. В 1921-м неграмотен, сейчас физик, ассистент академика Иоффе. Решетников Ф. Бывший беспризорник. Громов Б. Так благодаря дневниковым записям Сельвинского узнаём, что на «Челюскине» был ещё один крымчанин - Ибрагим Гафурович Факидов.
13 апреля: спасение челюскинцев, освобождение Симферополя
Спасение челюскинцев показало, что советская авиация может выполнять сложные задачи в Арктике. 13 февраля 1934 года ушел на дно пароход "Челюскин", на котором покоряла Арктику экспедиция полярного исследователя Отто Шмидта. Спасение челюскинцев Пароход «Челюскин» летом 1933 года в Ленинграде. Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4.