Новости подслушано емаши ногуши карлыханово

Подслушано Емаши,Ногуши,Карлыханово. Сдам дом с мебелью на длительный срок телефон 896323818**.

Минздрав Башкирии опубликовал график работы "поездов здоровья"

Ребят интересовали события времен Гражданской войны: какие военные действия проходили на территории наших сел Емаши, Ногуши, Карлыханово. Продукты в Емашах, Яндекс Карты: телефоны, часы работы, фото, входы, отзывы, как проехать на транспорте или пройти пешком. Мы оставили свои подписи под петицией Сохраните единственную для 4 населённых пунктов больницу в с. Карлыханово Белокатайского р-на! к Рустэму Закиевичу Хамитову, президенту Республики Башкортостан.

В рамках межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников»

В ходе мероприятий участники познакомились с особенностями диалектов Белокатайского района, а в частности сел Емаши, Ногуши, Карлыханово, переводили предложения из слов, употребляемых в нашей местности на русский литературный язык. НЕФТЕКАМСК Предлагайте новости и темы для обсуждения о Нефтекамске, через функцию "Предложить новость"! Добро пожаловать, мои дорогие. Я же мастерица. Подслушано Емаши,Ногуши,Карлыханово Официальная группа. Статья автора «ТИА | Новости Твери и Тверской области» в Дзене: На сайте администрации Рамешковского района появилась информация, об авиационном полигоне. Все новости. В Хайбуллинском районе Башкирии утонул годовалый ребенок. 19-20 июня – село Гадельгареево, 21-26 июня – село Старосубхангулово в Бурзянском районе; - 21-22 июня – села Емаши, Ногуши, 23-27 июня – села Карлыханово, Н. Искуш в Белокатайском районе; - 19-20 июня – деревни Теляшево, Такино, Ишалино в Мечетлинском районе. Подслушано Емаши,Ногуши,Карлыханово 3153. УРГАЗА (Урғаҙа), Яковлевка, село в Баймакском районе, центр Зилаирского сельсовета.

Статистика ВК сообщества "Подслушано ┃ Мокшан"

Главная» Новости» Актаныш подслушано новости. Карлыханово 2017. Поиск. Смотреть позже. Златоуст, Подслушано Емаши,Ногуши,Карлыханово.

Наталья Щукина

ДТП произошло на автодороге Новомуслюмово-Карлыханово между населенными пунктами Емаши и Ногуши. Главная» Новости» Подслушано емаши ногуши карлыханово. Открытые фотографии и видеозаписи пользователя. Светланы Плотниковой, 33 года, из города Бирск, Россия.

Подслушано [B] Исянгулово

По Емашам первый договор о купле земли датируется 1788 годом. В этот год, 1 июня, государственный крестьянин д. Бреховой Красноуфимского уезда Иван Черепанов с товарищами, общим числом 50 дворов, заключили такой договор. В начале XIX века сюда переселилось много государственных крестьян, во второй половине века население продолжало расти за счет выходцев из Вятской и Костромской губерний. В 1870 году в селе православная церковь, волостное правление, 2 водяные мельницы, 20 лавок. Торжки проводятся 27 января, 24 июня и 13 ноября. Кроме земледелия и скотоводства, жители занимались пчеловодством, деланием саней и дровней, плотничеством, плетением лаптей. В 1840 году построена Иоанно-Златоустовская церковь, в 1875 открыта школа.

Село Новобелокатай Башкортостан. Новобелокатай Белокатайский район Республики Башкортостан. Школа номер 1 Новобелокатай. Белокатай дом культуры. Новобелокатай фото жителей. Подслушано Новобелокатай. Подслушано Новобелокатай и Белокатайский район в контакте. Новобелокатай достопримечательности. Мечеть Белокатай. Мечеть село Новобелокатай. Село Новобелокатай Белокатайский район Республика Башкортостан. Деревня Белокатай Башкирия. Карантрав Белокатайский район. Ашаево Белокатайский район. Дом в Емашах Белокатайского района. Памятник в Белокатае. Новобелокатай население. Подслушано в Белокатае в контакте. Белокатай новости. Старый Белокатай Башкирия. Новости Новобелокатай. Карлыханово Белокатайский район. Село Карлыханово Белокатайского района. Ногуши Белокатайский район. Ногуши Белокатайский район Башкирия. Полиция Белокатай район. МВД по Белокатайскому району. ДТП В Белокатае. Подслушано Белокатай ДТП. Гибатов владик Асхатович. Учителя первой школы Новобелокатай. Коррекционная школа Новобелокатайского района. Фотографию дворца культуры в Белокатае.

После чего Ваша страница будет удалена с нашего сервиса.

Во время Божественной литургии проводил исповедь протоирей Николай Тымчук, настоятель Успенского храма с. Ярославка Дуванского района. На богослужении присутствовал Глава администрации сельского поселения Емашинский сельсовет Белокатайского района Республики Башкортостан В. Дунаев, атаман куреня «Айский» В. Назаренко с начинающими кадетами казачьего военно-патриотического клуба «Александр Невский», паломники сел Большеустьикинское, Карлыханово, Ногуши, Новобелокатай и других населённых пунктов Республики.

Физалия Фазылова (асатова) - краткая биография.

В Благовещенском районе они продолжат работу в селе Верхний Изяк 21-22 июня и в селе Саннинское 23-26 июня. Ознакомиться с подробным графиком можно здесь.

История Село Емаши получило название от реки Ямаш гидроним , которая, в свою очередь, названа по имени человека. Во второй половине XVIII века на землях крупного землевладельца башкира Ямаша появляются русские крестьяне — переселенцы из Пермской губернии, которые сначала арендовали землю, а потом покупали её.

По Емашам первый договор о купле земли датируется 1788 годом. В этот год, 1 июня, государственный крестьянин д. Бреховой Красноуфимского уезда Иван Черепанов с товарищами, общим числом 50 дворов, заключили такой договор.

В начале XIX века сюда переселилось много государственных крестьян, во второй половине века население продолжало расти за счет выходцев из Вятской и Костромской губерний. В 1870 году в селе православная церковь, волостное правление, 2 водяные мельницы, 20 лавок. Торжки проводятся 27 января, 24 июня и 13 ноября.

Кроме земледелия и скотоводства, жители занимались пчеловодством, деланием саней и дровней, плотничеством, плетением лаптей. В 1840 году построена Иоанно-Златоустовская церковь, в 1875 открыта школа. В 1878 почтовая станция — первая на территории современного района, в 1886 земская больница — также первая.

В 1795 году в Емашах — 210 душ мужского пола, 60 дворов, в 1814—302 души, 78 хозяйств, в 1816—697 человек, в 1834—930, в 1850—1272, в 1870—1458 209 дворов , в 1897—2751 человек. В 1907 году волость переименована в Екатериновскую Екатерининскую , что связано с тем, что в Уфимском уезде была волость с центром в с. Емашево, и это приводило к частым ошибкам при доставке корреспонденции.

Потеряев, овчинными мастерскими — Я. Чирков, Е. Дятлов, С. Население в 1905 году - 2524 человека, в 1912 - 2927, в 1917 - 3466 человек 486 дворов. В феврале 1918 года в Емашах создан большевистский совет волревком , активисты которого — председатель Ф.

Ушаков, секретарь М. Шнейдер и другие — погибли в июне этого же года в ходе контрреволюционного восстания. В Емашах существует их братская могила см. Красные и белые. В 1920 годы Емаши — центр сельсовета и довольно обширной волости, в которую входили 34 населенных пункта, в том числе Больше-Устьикинск, Мало-Устьикинск, Верхне-Бобино, Ново-Муслюмово.

В 20-е годы создавались небольшие коллективные хозяйства: общество потребителей «Пахарь», машинные товарищества «Наш путь», «Красный Пахарь»; «Усть-Маш» Потеряевка , сукаш-елгинский машинный кооператив «Берлек» и другие. В 1929 году в Емашах создан колхоз «Труд» см. В 1944-1958 годах существовало Емашинское училище механизации. С 1948 года действует Емашинская метеостанция. В 1982 году построен административно-культурный комплекс, в 1991 — современное здание школы.

Активно велось жилищное строительство в 1970-80 годы.

ДТП В Белокатае. Подслушано Белокатай ДТП. Гибатов владик Асхатович.

Учителя первой школы Новобелокатай. Коррекционная школа Новобелокатайского района. Фотографию дворца культуры в Белокатае. Чуть чуть считается не пей за рулем.

Чуть-чуть не считается не пей за рулем. Газета новая жизнь Белокатай. Такси Новобелокатай Уфа. Такси Белокатай Уфа Белокатай.

Такси Новобелокатай Уфа Новобелокатай телефон. Продаётся дом в Белокатае. Старый Белокатай. Нагорная 25 Белокатай.

Белокатай фото 1980. Население Новобелокатай 2022. Девушки Белокатай. Новобелокатай ДК.

Такси Белокатай Уфа. Такси Белокатай Екатеринбург. Новобелокатай подслушка. Новобелокатай Дата основания.

Подслушано Новобелокатай и Белокатайский район. Емаши Белокатайский район. Ногуши Белокатайский район школа. Белокатайский район.

Ярмарка Белокатайский район. Праздник русской песни и частушки в Белокатайском районе. Праздник частушки Новобелокатай. Подслушано Новобелокатай новости.

Погода Новобелокатай. Погода Новобелокатай на 10 дней.

Великой Победе посвящается

Записываться к специалистам не нужно — прием ведётся в порядке «живой очереди».

Со дня крушения прошло 110 лет. Но эта история и по сей день интересна многим людям. Начать стоит с того, что заложен корабль был 13 марта 1909 года.

В 1912, через три года, он столкнулся с айсбергом. Однако стоит уйти немного назад. В начале XX века лайнеры были невероятно популярным транспортным средством. Особенно для переезда из Европы в Америку ради поиска так называемой американской мечты.

Корабли могли вмещать на борт немало пассажиров, однако для повышенной прибыли и большего статуса одной из компаний под названием "White Star Line" было принято решение создать три гигантских корабля, которые будут носить следующие названия: "Олимпик", "Британник", а также "Титаник". Эти корабли оказались настолько большими, что для их создания пришлось переделывать даже площадки для строительства. Чтобы предположить реальный размер "Титаника", стоит учесть, что в ту роковую ночь на его борту было 1317 пассажиров, а также еще 908 членов экипажа. Высота его двигателя достигала высоту трехэтажного дома, а сам "Титаник", согласно местным заголовкам газет, в длину был равен трем кварталам.

Чем и во что копать картошку обычно находилось, и мы пекли ту картошку в золе, о чем тоже остались самые светлые воспоминания, а без печенок и до сих пор не обходится ни один отдых с костром на природе. В довоенных советских фильмах любили показывать Дома культуры с непременными колоннами. В старом клубе колонны успешно заменяли подпиравшие потолок столбы, которые, правда, мешали сидевшим в задних рядах смотреть на экран.

Кинопроектор тогда был еще узкопленочный, большая бабина крутилась долго, а вот маленькие приходилось часто менять, к тому же пленка бывало рвалась и зрители кричали киномеханику «сапожник», На случай если отключалось электричество, местная старенькая гидростанция работала с нередкими перебоями, при клубе был предусмотрен вырабатывающий электричество движок с генератором, киномеханик заводил его и сеанс продолжался. В конце пятидесятых-начале шестидесятых годах, в период хрущевского гонения на религию, властями было решено переоборудовать церковные развалины под клубы, таким образом православные символы в Карлыханово, Ногушах и Емашах превратились в очаги культуры. Детский билет в кино, основной нашей культурной забавой, до денежной реформы 61 года стоил 50 копеек, после реформы 5 коп.

Но и таких денег мы, бывало, не наскребали в своих часто дырявых карманах, а кино посмотреть хотелось. Для преодоления этого препятствия там же возле клуба были распространены игры «В пристенок» и «В чику». Следующий игрок старался ударить свою монетку об стенку так, чтобы она упала как можно ближе к первой.

Если ударявший вторым доставал пядью от своей монетки до первой, то забирал ее. Если же не мог, об стенку ударял третий игрок и так далее... Если кому-то удавалось попасть в стопку, он бил по монеткам первым, стараясь перевернуть их — те, которые переворачивал, забирал себе, если это ему не удавалось — по монеткам бил следующий игрок чья монетка оказывалась ближе других к стопке.

Пришедший без денег удачливый или опытный игрок мог занять у друзей несколько копеек и выиграть не только на кино, но жадных не любили и с ними старались не играть. После кино, если горело электричество, молодежь оставалась на бесплатные танцы. Танцевали тогда под гармошку или баян — радиолы появились позднее и к музыке с пластинок привыкали постепенно, местная молодежь, особенно девчонки предпочитали кружить в вальсе.

На баяне играл мой старший брат Николай и я, чтобы не возвращаться после кино домой одному, обычно ждал его, наблюдая за происходящим из рядов. Когда баянист выходил покурить, танцы сменялись играми. Ведущий вытаскивал из брюк и складывал вдвое ремень, ставил на середину площадки лавку, на концы ее садились парень и девушка — кто с кем хотел быть в паре, на счет ведущего «раз», «два»,«три» они должны были оглянуться друг на друга.

Если оглядывались лицами в одну сторону — отходили, держась за руки, и садились рядом, если в разные — ведущий пытался хлестануть парня, если тот не успевал отбежать, по заднице ремнем, а на лавку подсаживался другой... Что касается нравственности, то в те времена на селе еще бытовала традиция мазать ворота дегтем гулящим девкам или изменяющим мужьям женам, это считалось большим позором и случалось очень редко. Уже подростками, после того как в нашем клубе показывали фильм с запретом детям до 16, а нас на него строгая билетерша не пустила, на следующий вечер мы силановской ватагой шли смотреть запретное кино в ногушинский клуб, зная, что его перевезли туда, киномеханик там был добродушнее и пропускал на сеанс всех, несмотря на возраст.

Ногушинская церковь, кстати сказать, в годы богоборчества пострадала меньше Карлыхановской, уцелел даже потолок, сбиты были только маковки да забелены росписи на стенах. Кино на узкопленочном аппарате последний раз мне довелось посмотреть в красном уголке на ферме по ул. Черняевской — колхоз настолько разбогател, что стал приобщать к культуре колхозников на месте их работы, а меня туда позвали ребята, рассказав о необычайном сеансе.

Перед советскими праздниками местная власть устраивала в клубе торжественные собрания по окончании которых выступали участники местной или школьной самодеятельности, а из Белокатая иногда приезжала с концертами агитбригада районного Дома культуры. Кроме того, раз в год колхозное Правление проводило там отчетно-выборные собрания с бесплатным показом кинофильма после его окончания. Ради этого-то фильма мы, ребятня, и пробирались в задние полутемные ряды зала.

Но говоруны там были еще те и собрания затягивались до полуночи. Коренные преобразования на селе начались при Хрущеве в 60-х годах - колхозникам начали выдавать паспорта и разрешили выходить из колхоза по уважительным причинам. Перебраться в город всей семьей было сложновато, поэтому уезжала в основном молодежь якобы на учебу, вот их заявления в конце тех собраний и обсуждали: отпускать или нет, веская причина или нет....

Другим развлечением в пятидесятых годах было радио. Тогда в селе еще функционировал радиоузел, находился он в двухэтажном кирпичном здании, там же на горе за школой, неподалеку от него на столбе висел громкоговоритель, слышно который было далеко от центра. В здании радиоузла я побывал каким-то вечером с моим одноклассником по средней школе, Лехой Цыпышевым, там дежурил его старший брат, Из динамиков в полутемных комнатах приглушенно звучало радио, вдоль стен рядами стояла таинственная аппаратура, аккумуляторы — когда электричество отключалось, радио продолжало говорить.

Некоторые из ребят еще увлекались собиранием детекторных радиоприемников, которые ловили несколько станций. В свободной продаже электрические радиолы появились в селе к концу пятидесятых, а к середине шестидесятых годов у зажиточных селян стали появляться и телевизоры, сигнал принимали из Усть-Икинска свердловского телевидения, ловить его приходилось антеннами на высоченных шестах. Шумно отмечали свадьбы и советские праздники.

На свадьбы колхозникам выделяли разукрашенные кошевки с колокольчиками и ленточками на дугах, не менее красивой сбруей на лошадях, и катил такой шумный кортеж к сельсовету регистрироваться, а после и по заснеженным улицам, собирая любопытных. Гуляли свадьбы и праздники по нескольку дней с изобилием выпивки, пением частушек одну, услышанную тогда помню до сих пор: «Всё ходил, всё ходил, Парень добросовестный. Всё просил, всё просил — Выпросил, бессовестный» и плясками.

Была и местная пляска, называлась «Супретка» - так в селе называли помощь родственников и соседей по улице при строительстве дома, бани или сарая с вечерним застольем у хозяина по его завершении, и неизменной «Карлыхановской», рожденной в этом селе песней с очень оригинальным мотивом. В советские праздники пьяные компании с песнями под гармошку и шеренгами через проезжую часть улиц переходили от одного места гулянки на другое. Пили тогда, насколько я помню, в основном бражку, самогонку в селе мало кто варил, да и водка была недорогая, бутылка до денежной реформы 61 года стоила 25 руб.

Пьянство не скажешь, что было повальным, но помню и спившихся знакомых. Особенно жаль бывших фронтовиков, пристрастившихся на фронте к ста граммам — действительно воевавшие до 70-х годов мало кто дожили... В Силановке соседом нашим был Саня-пьяный, хороший, говорили, портной, он ходил после праздников по знакомым и просил опохмелить хотя бы гущей от браги...

В леспромхозе работал токарем молодой парень, жил он в Бунаковке — сгорел от водки... А сколько погибло от алкоголя или не без его воздействия моих сверстников!.. Запомнились и ежегодные Сабантуи с многочисленными торговыми палатками и набором состязаний, традиционной башкирской борьбой с полотенцами и русским лазанием на намыленный столб за привязанном наверху призом.

Их тогда проводили в Уральске на поляне напротив Красного берега. Колхозники получали зерно на трудодни и перемалывали его в муку на мельницах. Леспромхозовские рабочие вынуждены были муку доставать, покупая ее у колхозников на базаре, или заказывать через экспедитора на работе.

Заказанную муку привозили в мешках на машинах чуть ли не из Уфы. Лишь к середине 60-х леспромхоз построил пекарню и хлеб стали продавать в магазинах. Все советские годы жизнь в селе была трудной, чтобы выживать люди вынуждены были держать подсобное хозяйство, государство же вместо помощи норовило обложить людей налогами или ограничить рамками дозволенного.

Наша семья, например, всегда держала корову, если она телилась, то и теленка до года, реже до двух лет, после сдавали его государству на мясо, за это получали какой-то дополнительный доход. Себе для пропитания растили поросенка, от него семья имела не только мясо, но и сало, на котором жарили картошку, конечно же, кур, реже овец и гусей. Долгими уральскими зимами хозяйство надо было чем-то кормить.

Свинью, ладно, отходами и тем, что наросло в огороде, для кур зерно можно было купить на базаре. Для коровы и теленка приходилось заготавливать сено. Лучшие и большие луга, понятное дело, принадлежали колхозу, местные жители тоже имели свои постоянные покосы на недалеких от села лесных еланях.

Отцу же каждое лето приходилось искать место для сенокоса. Где мы только не косили! И за Варино на делянках с сосновыми посадками, и по дороге в Сандалашку на небольших лесных еланях, и за Студеным логом по сторонам от гравийки на краях неглубоких овражек с перелесками, но там мы в основном докашивали, если по мнению отца уже заготовленного сена не хватило бы на зиму.

Делая рейс с грузом на станцию, он высаживал нас на заранее присмотренном месте и пока он ездил, мы выкашивали его или сушили и сгребали накошенное накануне в копешки, чтобы сразу же отвезти домой... Самый далекий наш покос был на Куржалке, где мы искусанные днем мошкой, а вечером комарами прожили в шалаше неделю, пока не выкосили, не высушили и не сметали сено в стожки... Лишь в последние годы родители обрели постоянный покос за Сандалашкой, километров пять дальше ее по накатанной лесовозами грунтовке, после в сторону от нее по едва различимой в траве тропе к трем большеньких полянкам на некрутом косогоре.

Летом коров пасли в табуне по очереди. Выгоняли стадо после раннего рассвета, пригоняли поздним предзакатным вечером. В Уральске мне не довелось пасти коров, мал был, а в Силановке стал основным пастухом в семье.

Там ближе гонять табун было на «болото», пойменные луга вдоль Ика, но трава там к середине лета истощалась и хозяйки ворчали, что коровы не наедаются. Тогда стадо гоняли в лес на поляны по берегам Сухого Ногуша, пока их не распахали, к тому же прогонять туда приходилось по дороге между полей, за потраву которых могли и оштрафовать. Еще в лесу за пожарной просекой зачем-то были посажены плантации акации, за потраву которой тоже могли оштрафовать уже лесники, зачем акацию посадили в хвойном лесу они и сами, наверное, не понимали.

Стадо пасли по два пастуха и чаще всего подростки, в нашей семье это старший брат с матерью, или со мной пока он не уехал учиться, после я с матерью, а когда подрос младший брат, то и с ним. Когда пасешь по несколько долгих дней кряду, то начинаешь различать выражение морд у коров и их характеры. И помнится.

Другая часть подсобного хозяйства — огород, большую часть которого занимала картошка, основная в то время еда селян. Когда жили на квартире, хозяйка выделяла нам землю лишь для грядок для посадок мелочи вроде лука и огурцов... В квартирах на два хозяина огород тоже делился на две части, то есть картошки семейным элементарно не хватало на зиму.

Тогда леспромхоз арендовал для своих рабочих две больших поляны на Вохмяковке. Но если сажать и копать картошку нас туда привозили на машинах, то полоть и окучивать ее ходили пешком или ездили на велосипеде, а это километров пять от села. До сих пор помню дорогу туда, одна треть которой пролегала по лесу с очень цветочными обочинами, две трети - среди полей на уклоне почти параллельно видным далеко сбоку тополям и крышам домов улиц по ту и эту сторону ручья там, угадываемого по кустарнику, с выходом полевой дороги к Брагинской школе...

Наш участок был крайним у заросшего ольховником оврага, разделявшего поляны. Чуть ниже по ложку, в чаще, бил ключик, где мы набирали воду для чая, там же рос Иван-чай для заварки и были заросли калины с очень яркими и крупными ягодами. На второй, дальней поляне участки обычно распределяли между поселковскими, он тогда уже был построен и заселен.

Посадка картошки весной и уборка ее осенью было нечто вроде праздника труда: многолюдное, многоголосое разве что без застолий... Мы сажали там картошку несколько лет, пока нам не прирезали огород в Силановке. Нанимался я и на работу в колхоз в основном по настоянию матери — в колхозе платили трудоднями, часть которых выдавали зерном, а это корм курам.

Бригадиры тогда ходили по домам колхозников и говорили кому куда завтра выходить. Мы спрашивали, нужны ли еще работники, если были нужны, то уточняли куда и во сколько прийти. Он говорил, где будет стоять машина.

Так я несколько раз ездил на сенокос куда-то в сторону от дороги на Сандалашку, вероятно на луга по берегам Кургашки. Дали мне грабли и я сгребал сено с бабами вручную, а местным моим сверстникам доверяли править лошадями, запряженными в полуавтоматические грабли.

И я любил слушать со стороны как они тараторили между собой на малопонятном мне диалекте - они не разговаривали, а баяли: «он ей баат, она ему баат... Это было, как и пружинный замок, из прошлого века — больше я такого говора нигде не слыхал. Осенью меня записали в начальную школу Рухтиных, расположенную в одном из переулков в глубине Уральска, почти на берегу Ика. Идти туда было далековато и даже где-то напрямик по тропе через огороды. Хуже всего было зимой: во-первых из-за снегопадов — улицы и переулки в Уральске тогда никто не чистил и пока это кто-нибудь проедет на санях или протопчет тропинку, во-вторых — морозы, тогда чернильницы носили в ранцах и чернила в них за время ходьбы к школе замерзали. Веснами почти непролазная распутица, к тому же на прямой тропинке через огороды надолго появлялся широкий ручей, который надо было как-то переходить или обходить. Ходили мы обычно гурьбой, помогая друг другу преодолевать препятствия.

Школа состояла из двух классных комнат по два ряда парт в каждой комнате; в одной один ряд, например, первый класс, второй ряд третий класс; в другой один ряд второй класс, другой — четвертый. Напротив каждого ряда классная доска, сбоку большие счеты на ножках. Одну часть урока учитель объяснял тему одному классу и записывал задание, другой класс был занят своим или бездельничал и наоборот. Я попал учиться к Семену Ильичу, в другой комнате преподавала Мария Федоровна, его жена. Это была очень многодетная семья народных учителей и жили они в такой же большой избе напротив школы: Семен Ильич, поджарый мужчина средних тогда лет, позднее он стал попивать, Мария Федоровна, полная женщина. Школа была удивительной еще и тем, что все четыре года при мне в первом классе учился великовозрастный олигофрен... Как ни убого все это выглядело, но читать, писать и считать нас научили и в целом у меня осталось благодарное впечатление от обучения в той школе, выпустили меня вроде даже как хорошистом. Запомнились Новогодние утренники, проводимые почти по-семейному, и катания на салазках зимой с крутого противоположного берега реки. В память о ней до сих пор храню фото, когда нас возили за Айдакаево, кажется, на чистку делянки от оставшихся после лесоразработки сучьев, потому что мы жгли там костры — нас уже приучали к общественно-полезному труду.

На фото 26 мальчиков и девочек, видимо, третий и четвертый классы. У Федосьи мы жили до следующего, кажется, лета или осени. Леспромхоз за рекой ниже пруда начал строительство поселка для своих рабочих, переехавших в Карлыханово вместе с ним и пока жившим на квартирах. Но это дело было не скорое, поэтому скупали у сельсовета или брали в аренду и пустующие избы. В одну такую половину избы у подножья Красной горы, там же в Уральске, мы и переехали. Вторую половину какое-то время занимал директор средней школы Шестаков, а когда он съехал, нам разрешили занять и освободившуюся половину, семья-то была большая, трое детей. Там у нас уже появился и свой небольшой огород, корову мы привезли с собой из Сулеи. В ней мы прожили до лета 57 года, то есть до окончания мной начальной школы. В других домах я бывал, понятное дело, только у своих ровесников.

Напротив нас жил мой одноклассник Серега Берсенев, рядом по нашей стороне улицы стояла небольшая изба Киселевых, чуть дальше пятистенок Никифоровых. Их родителями или предками были тайные старообрядцы. Религия, а староверы и исстари были тогда гонимы. Вообще, село, как я узнал позже, было основано переселившимися из Кунгурского уезда старообрядцами. Для истово верующих даже было отдельное кладбище чуть подальше общего. У Никифоровых жил тогда бородатый дед, которого мы, по наущению кого-то из его внуков, пугали темными вечерами, подвешивая за верхнюю часть наличника картофелину на ниточке и дергая ее — картофелина жутко стучала по стеклу, Несколько раз выглянув на стук в окно, дед выбегал на улицу и грозился побить хулиганов палкой. Мы, понятное дело, разбегались по сторонам и после старались не попасть ему на глаза... У Киселевых запомнились две толстые старинные книги на непонятном нам церковнославянском языке в матерчатых переплетах, застегивающихся на два крючочка, такие много после я видел лишь в музеях. Берсеневы были пимокатами, хорошо помню широкий верстак для этого справа от входа в избу, с набором деревянных колодок в углу и частый запах вымачиваемой шерсти.

Мне нравился их обустроенный двор почти весь под навесом и я любил бывать у них тем более, что и отношение ко мне было доброжелательное. У Берсеневых меня впервые угостили удивительно большим пельменем с начинкой из рубленого мяса, каких до этого я не видал и не едал, похожем на чебурек, у них же я увидел и попробовал «селянку», толченую картошку с добавлением, вероятно, яйца и молока, доверху наложенную на сковороду и запеченную в русской печи, отчего поверхность покрывалась слегка поджаренной корочкой... Верующей была мать Сереги, вернее не родная его мать. Вообще, судьба этой семьи очень трагична. Говорили, что отец Сереги убил свою жену и был надолго посажен. Воспитывали его приемные родители. У них был мотоцикл, вначале ИЖ-49, а после и ИЖ-Юпитер с коляской, так вот мать, которую я знал, разбилась на этом мотоцикле насмерть. Приемный отец был заведующим заготпунктом, позже, якобы, проворовался и тоже был посажен... Последний раз я был в гостях у Сереги в семидесятых годах, когда он уже был женат и у них рос пацанчик.

Так вот, позже узнаю, что эта семья убила Серегу — что у них там получилось доподлинно не знаю... В одном из переулков по дороге в школу располагался конный двор с конюшнями и рядами телег, дровней вдоль забора. Тогда в колхозе еще преобладал гужевой транспорт. Некоторые из местных ребят умели ездить на лошадях верхом даже без седла, держась только за узду. Мне довелось проехать на спокойной лошади только, кажется, один раз — без навыка мне такая езда не понравилось, хотя по происхождению я и казак. Запомнились так же плетеные короба, которые ставили на дровни для вывоза по весне навоза с ферм на поля, их легче было переворачивать, а тележные глубокие колеи долго еще сохранялись на лесных узких дорогах. Еще из жизни в Уральске до сих пор помню чью-то смерть, вернее, речитатив плача женщины по умершему, потрясшее меня выражение горя, какого слышать ни до, ни после не довелось, и два природных катаклизма. Один раз разразилась такая гроза и таким небывалым ливнем с градом, что смыло огороды на верхней стороне улицы, а в дорожных лужах еще долго плавала картофельная ботва. Второй раз страшная гроза застала нас, когда мы собирали землянику где-то на буграх перед самой Айдакаевой — молнии ударялись, казалось нам, в вершины берез, а треск грома заставлял прижиматься к земле.

От ливня мы успели убежать к жившему неподалеку там другому моему однокласснику Валере Киселеву. До середины пятидесятых годов в Карлыханово существовал и Детский дом для послевоенных сирот, о воспитанниках которого по селу шла дурная слава — они, бывало, делали набеги на огороды. Располагался он неподалеку от старой школы в двухэтажном деревянном здании, видимо, очень старой постройки, когда Детдом куда-то перевели, здание вскоре развалилось и его растащили, остались лишь две одноэтажных избы, которые впоследствии перепрофилировали в интернаты: один для мальчиков, другой для девочек. Летом 57 года мы переехали в только что построенный леспромхозом дом на два хозяина на улице Силановка — оттуда отцу было ближе ходить на работу в гараж. Тогда же я узнал, что в селе были и другие улицы со старинными названиями; Брагинская где находилась еще одна начальная школа. Черняевская и Бунаковка. И если эти названия можно было связать с фамилиями первых на них поселенцев - их потомки, носители фамилий, еще жили на этих улицах, то ул. Чкалова и Уральск имели советское начало. Как я слышал от кого-то из старожилов, в период коллективизации в селе поначалу создали три небольших колхоза: Урал, им.

Чкалова и им. Со временем они слились в один им. Сталина, в хрущевские времена его переименовали в колхоз Россия. Судя по количеству больших пятистенных изб с высокими завалинками и просторными погребами местное название погреба — голбец до революции это было богатое село, но в коллективизацию зажиточных крестьян выслали, как это практиковалось, для устрашения остальных. Высылали, как я слышал от взрослых краем уха, в «Анжерку» Анжеро-Судженск. Кто-то из выживших на высылке после вернулся в Карлыханово. В советское время на эту тему не распространялись, а интересно было бы поднять архивные документы и посмотреть, какое количество людей было выслано и кто вернулся - ведь это были потомки основателей села, а в их дома уже поселили бедноту, иначе почему в некоторых из них жили по нескольку семей. В конце советского периода всем улицам, говорят, дали обычные для того времени названия, очень жаль если это коснулось и старинных только этому селу присущих имен. В сентябре я пошел в пятый класс средней школы.

Идти было тоже далековато, но улицы там даже зимой были расчищены и укатаны леспромхозовскими лесовозами,а попутчиком мне стал старший брат Николай, он в тот год заканчивал десятый класс, а младший брат Иван пошел в начальную Брагинскую школу. Учеба в средней школе мало чем хорошим запомнилась — учителя тогда там были посредственные. Немецкий язык, чтобы поступить в ВУЗ много позже, пришлось учить заново, ботанику учитель читал по учебнику так нудно, что было откровенно не интересно хотя названия растений знать хотелось, математику и геометрию я едва тянул, потому что склонен был к гуманитарному образу мышления. Историю преподавал слепой учитель-фронтовик, Давалась география, но учительница была не строгая и на уроках мы дурачились, играя в города. А вот кто преподавал русский язык и литературу не могу вспомнить — из школы я вышел совершенно безграмотным хотя читать любил, книги брал и в школьной, и в сельской, и в леспромхозовской библиотеках. Бичем сентябрей была уборка колхозной картошки. Куда нас только не посылали копать ее; и в местный колхоз «Россия», и за Варино на продолговатое поле пологой стороны тамошнего ручья, и за Емаши в сторону Муслюмово на далекие поля их колхоза. Школа зарабатывала деньги, но нам это было совершенно не интересно, отсюда и соответствующее отношение к тому подневольному труду. Кроме того, старшеклассники по окончании учебного года должны были отработать несколько дней так называемой практики.

Что-то ремонтировали в классах, работали в школьном саду или нас отправляли в тот же колхоз на прополку полей от сорняков или даже в леспромхоз, засаживать очищенные делянки сосновыми семенами. При школе тогда еще была полуторка, даже на ходу, заводили ее с толкача и нас на уроках труда учили на ней вождению, лично мне довелось несколько раз порулить, конечно, под наблюдением сидевшего рядом учителя — это было действительно интересно. Зачем-то посылали нас и в колхозный гараж, он тогда располагался за конторой Правления. На задворках его, ближе к пожарке, тогда еще стоял давно без движения реликтовый колесный трактор американского производства — объект нашего повышенного любопытства... Остались в памяти зимние уроки физкультуры, когда мы бегали на лыжах вначале на пять,а после и на десять километров, я смог сдать на второй разряд, это мне пригодилось в армии. Еще запомнились школьные праздничные вечера с почтой по номерам, когда я прикалывался, сочиняя письма ребятам от имени девчат или наоборот и наблюдая за реакцией адресата, некоторые верили, хотя почерк у меня явно не девичий. Там же я впервые пригласил девушку на танец, она почувствовала дрожь в моих руках и с пониманием улыбалась, а я, видимо, краснел не в состоянии совладать с волнением. В Уральске прежде всего с Красной горы. Редко кто даже из более старших ребят взбирался на самую вершину - склон местами был крутой.

Иногда любители полетать насыпали ближе к подножью трамплин, где было переломано немало лыж. У кого-то из пацанов во дворе сохранилась из прошлых времен старая кошевка без оглоблей, но с остатками былых украшений, верхом шика для нас было закатить ее как можно выше на гору, набиться в нее мал-малой и со свистом в ушах катиться вниз. Один раз кошевка набрала такую скорость, что мы врезались в жердяную изгородь чьего-то огорода. В Силановке любимым местом катания была Карабатовская гора.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • Продукты в Емашах на карте рядом со мной: ★ адреса, время работы, отзывы — Яндекс Карты
  • В Улан-Удэ при таинственных обстоятельствах пропала 30-летняя девушка-таксист
  • Продукты в Емашах на карте рядом со мной: ★ адреса, время работы, отзывы — Яндекс Карты
  • Емаши — Википедия Переиздание // WIKI 2

Главное сообщество села!

  • Великой Победе посвящается / Муниципальный район Белокатайский район Республики Башкортостан
  • Содержание
  • Сельчанам есть куда сдать молоко | Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан
  • Закрыто. Создано новая группа – Telegram

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий