Обзор Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 22 от 27 июня 2023 г. «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Практика применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пленум Верховного суда (ВС) России рассмотрел проект постановления «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам по длящимся и продолжаемым преступлениям», передаёт корреспондент RT. Верховный Суд РФ опубликовал на своем сайте 50-страничное постановление Пленума ВС РФ от 18 мая 2023 г. № 11 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы». Пленум Верховного суда РФ отправил на доработку в редакционную комиссию проект постановления о практике рассмотрения уголовных дел о преступлениях против.
Пленум ВС принял постановление по делам о преступлениях против военной службы
Пленум Верховного суда (ВС) России рассмотрел проект постановления «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам по длящимся и продолжаемым преступлениям», передаёт корреспондент RT. Верховный Суд Российской Федерации существует с момента принятия Конституции от 1993 года. Верховный Суд РФ опубликовал на своем сайте 50-страничное постановление Пленума ВС РФ от 18 мая 2023 г. № 11 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы». Пленум Верховного Суда 29 июня 2021 года принял Постановление «О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам» за № 22. Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 июля 2023 г. Пленум Верховного Суда РФ выпустил постановление, в котором разъяснил судам порядок рассмотрения уголовных дел по преступлениям против военной службы.
Пленум ВС принял постановление по делам о преступлениях против военной службы
Главные новости об организации Верховный суд на Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрел кассационное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации. В ушедшем году Пленум Верховного суда (ВС) РФ принял 14 постановлений по вопросам обеспечения единообразия судебной практики, в которых разъяснялись особенности применения норм уголовного, гражданского и процессуального права. В Постановлении также указано обратить внимание судов на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым. Выступление судьи Верховного Суда Российской Федерации Пейсиковой Елены о проекте постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318.
Защититься без приговора: Верховный суд РФ вновь реабилитировал самооборону
Заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Пленум Верховного Суда РФ выпустил постановление, в котором разъяснил судам порядок рассмотрения уголовных дел по преступлениям против военной службы. Судебная практика. Новости.
Пленум Верховного суда Российской Федерации
Пленум Верховного суда объясняет, что в этом случае суду надлежит постановить оправдательный приговор за отсутствием в деянии подсудимого состава преступления (если нет преступлений по общеуголовным статьям). В статье содержится обзор постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. № 24 «О некоторых вопросах. Указанным постановлением среди прочих изменения были внесены в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».
Заседание Пленума ВС РФ 19.12.2023
Show more.
Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, вправе обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения статья 304 ГК РФ , а в случаях, когда такой объект создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе обратиться с иском о запрещении его эксплуатации пункт 1 статьи 1065 ГК РФ. Законом могут быть определены категории объектов недвижимости, в отношении которых не допускается принятие судом или органом местного самоуправления в соответствии со статьей 222 ГК РФ решений об их сносе либо о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями. В случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости далее - ЕГРН , имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой. Иски о сносе самовольной постройки, о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, о признании права собственности на самовольную постройку рассматриваются судом общей юрисдикции, арбитражным судом с соблюдением правил об исключительной подсудности - по месту нахождения спорного объекта статья 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации далее - ГПК РФ , статья 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации далее - АПК РФ. Если в спорной постройке проживают граждане, имеющие право пользования жилым помещением, требование о сносе может быть удовлетворено только с одновременным разрешением вопроса о выселении таких лиц. При этом суд привлекает к участию в деле прокурора для дачи заключения по требованию о выселении часть 3 статьи 45 ГПК РФ.
С иском о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями вправе обратиться собственник земельного участка, обладатель иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, иное лицо, чьи права и законные интересы нарушает сохранение самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки, о сносе или приведении ее в соответствие с установленными требованиями в публичных интересах вправе обратиться прокурор, уполномоченные органы публичной власти в пределах своей компетенции часть 1 статьи 45 , часть 1 статьи 46 ГПК РФ , часть 1 статьи 53 АПК РФ. Ответчиком по иску о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями является лицо, осуществившее самовольное строительство. При возведении создании самовольной постройки с привлечением подрядчика ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка. В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной например, в случае отчуждения самовольной постройки - ее приобретатель; наследник, принявший наследство в виде земельного участка, на котором расположена такая постройка.
Он отметил важность и актуальность принятия разъяснений по преступлениям, предусмотренным ст. Вместе с тем он высказал ряд предложений, направленных на уточнение положений проекта, а также обосновал выбор правовых позиций, предложенных для обсуждения на заседании в различных вариантах.
После окончания Пленума состоялось заседание редакционной комиссии, на котором были более детально обсуждены предложения об уточнении положений проекта постановления, высказанные на заседании Пленума.
Верховный Суд России 93 подписчика Подписаться Выступление заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателя Судебной коллегии по экономическим спорам Подносовой Ирины по проекту постановления "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности банкротстве » и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации". Проект федерального закона разработан в целях совершенствования процедуры рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве, направлен на повышение ее эффективности и качества отправления правосудия по делам данной категории.
Главные Пленумы Верховного суда в 2023 году
Так, под рубкой лесных насаждений и или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня , а также иные технологически связанные с ней процессы включая трелевку, первичную обработку и или хранение древесины в лесу , в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов например, хлыстов, сортиментов. Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов , либо в объеме, превышающем разрешенный в договоре аренды лесного участка, договоре купли-продажи лесных насаждений, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки, либо с нарушением установленного срока начала рубки. Незаконной является также рубка, осуществляемая на основании представленных в органы, принимающие решение о возможности проведения рубки, заведомо для виновного подложных документов на использование лесов.
При этом предлагаемые изменения не приведут к нарушениям прав и законных интересов человека и гражданина, так как возможность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия строго регламентирована, установлена ответственность за превышение данного полномочия, а сотрудники обязаны проходить специальную подготовку, а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Законопроектом предусматривается обязанность уведомления сотрудником в течение 24 часов прокурора в случае причинения смерти или ранения в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также уведомление в течение 24 часов близкого родственника или близкого лица гражданина в случае причинения ему телесных повреждений в результате применения сотрудником органов принудительного исполнения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законом от 7 февраля 2011 г. Кроме того, законопроектом устанавливается обязанность сотрудника по обеспечению оказания первой помощи лицам, получившим телесные повреждения, а также принятия мер по предоставлению им медицинской помощи в возможно короткий срок, сохранению по возможности без изменения места происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть. Законопроектом предусмотрен запрет на применение специальных средств в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику органов принудительного исполнения.
Он отметил важность и актуальность принятия разъяснений по преступлениям, предусмотренным ст. Вместе с тем он высказал ряд предложений, направленных на уточнение положений проекта, а также обосновал выбор правовых позиций, предложенных для обсуждения на заседании в различных вариантах. После окончания Пленума состоялось заседание редакционной комиссии, на котором были более детально обсуждены предложения об уточнении положений проекта постановления, высказанные на заседании Пленума.
Если суд, приступив в судебном заседании к рассмотрению уголовного дела о краже денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств, установил, что уголовное дело подсудно другому суду того же уровня, то он в соответствии с положениями части 2 статьи 34 УПК РФ вправе с согласия подсудимого оставить данное дело в своем производстве, не направляя его по подсудности. Вопрос о наличии в действиях лица признаков совершения незаконной охоты с причинением крупного или особо крупного ущерба должен решаться в соответствии с примечанием к статье 258 УК РФ. Судам следует иметь в виду, что при квалификации действий лица по статье 258 УК РФ не учитывается иной вред, причиненный охотничьим ресурсам непосредственно данным преступлением например, возникший вследствие нарушения или уничтожения среды обитания, повлекших сокращение численности, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей. Преступления, предусмотренные пунктами "б ", " в " и " г" части 1 статьи 258 УК РФ , признаются оконченными с момента начала совершения действий, непосредственно направленных на поиск, выслеживание, преследование в целях добычи охотничьих ресурсов, а также на их добычу, первичную переработку, транспортировку. Также не относятся к предмету преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ , лесные насаждения, определенные для рубки в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений, договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, если их рубка произведена лицом, у которого отсутствуют необходимые для этого документы. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение чужого имущества. Под рубкой лесных насаждений и или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня , а также иные технологически связанные с ней процессы включая трелевку, первичную обработку и или хранение древесины в лесу , в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов например, хлыстов, сортиментов. Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов , либо в объеме, превышающем разрешенный в договоре аренды лесного участка, договоре купли-продажи лесных насаждений, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки, либо с нарушением установленного срока начала рубки. Незаконной является также рубка, осуществляемая на основании представленных в органы, принимающие решение о возможности проведения рубки, заведомо для виновного подложных документов на использование лесов. Обратить внимание судов на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у него отсутствуют необходимые документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы либо такой вид и или форма рубки не предусмотрены указанными документами. Незаконной признается и рубка лесных насаждений, произрастающих в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляемая правообладателями земельных участков например, арендаторами, пользователями при отсутствии утвержденного в установленном порядке проекта культуртехнической мелиорации за исключением случаев, когда рубка лесных насаждений осуществляется на основании проекта освоения лесов , а также с нарушением запретов и ограничений на рубку, установленных законодательством. Если деяние, содержащее признаки незаконной рубки лесных и или иных насаждений, совершено лицом в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства например, в случаях опасности для жизни и здоровья граждан, уничтожения или повреждения ценного имущества: автомобиля, жилища и т.
Защититься без приговора: Верховный суд РФ вновь реабилитировал самооборону
Сейчас появилось много судебных процессов, касающихся дезертирства и других преступлений против военной службы со стороны мобилизованных. Предыдущее постановление пленума ВС РФ, связанное с преступлениями против военной службы, было опубликовано в 2008 году — тогда прецедентов с мобилизованными гражданами просто не было и быть не могло, так что в документе не упоминается даже само слово «мобилизация». Кроме того, постановление пленума Верховного суда касается ряда других вопросов — например, о том, кого считать уклонистом, чем отличаются военные действия от боевых, что считать военным временем, к кому можно применять статьи Уголовного кодекса о преступлениях против военной службы и другое. Что говорится в постановлении о мобилизации? В первую очередь пленум Верховного суда ставит точку в вопросе о том, закончилась в России мобилизация или не закончилась. Споры на этот счет велись с октября: в октябре 2022 года об окончании частичной мобилизации сообщил министр обороны Сергей Шойгу, в ноябре его слова подтвердил Владимир Путин. В декабре депутат Псковского областного собрания Артур Гайдук направил вопрос о статусе указа о частичной мобилизации в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций. Представитель Кремля Дмитрий Песков позже назвал это «юридической особенностью».
Из постановления пленума Верховного суда следует, что частичная мобилизация продолжается.
Пленум внес уточнение и в п. При отсутствии необходимых для разрешения вопроса о распределении процессуальных издержек сведений суд истребует и приобщает к делу копии решений о произведенных из средств федерального бюджета выплатах, а также другие документы, подтверждающие имеющиеся по делу расходы. Согласно обновленному п. При этом указанным лицам предоставляется возможность довести до сведения суда свою позицию относительно суммы взыскиваемых издержек и своего имущественного положения. Поясняется, что отказ своевременно извещенных о месте, дате и времени судебного заседания осужденного либо лица, уголовное дело или уголовное преследование в отношении которого прекращено по нереабилитирующим основаниям, от участия в судебном заседании суда вышестоящей инстанции не препятствует принятию решения о взыскании с них процессуальных издержек в соответствии с требованиями ст. Пленум уточнил в п.
Обращено внимание, что, в случае когда вопрос о распределении процессуальных издержек не был решен при вынесении итогового судебного решения, он по ходатайству заинтересованных лиц либо по инициативе суда разрешается этим же судом как до вступления в законную силу такого решения, так и в период его исполнения. Указано, что для решения судом вопроса о взыскании процессуальных издержек документы, подтверждающие фактическое исполнение постановления или определения о выплатах, принятого в соответствии с ч.
Подчеркивается, что при рассмотрении любого уголовного дела в кассационном суде общей юрисдикции, апелляционном суде общей юрисдикции, кассационном военном суде, апелляционном военном суде, верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном флотском военном суде размер вознаграждения адвоката, участвовавшего в нем по назначению суда, необходимо определять в соответствии с подп. Также в постановление вводится п. Также поясняется, что по смыслу положений ч. Изменен абз. Подчеркивается, что решение суда о взыскании процессуальных издержек с указанных лиц или о возмещении процессуальных издержек за счет средств федерального бюджета должно быть мотивированным. В прежней редакции постановления отмечалось, что в случае рассмотрения уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства, предусмотренном главами 40 и 40.
В новой редакции в данной части слово «приговора» заменено словами «вынесенного в таком порядке судебного решения». Согласно поправкам, если в отношении обвиняемого уголовное дело или уголовное преследование прекращается, в том числе по реабилитирующим основаниям, то процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета за исключением случая, предусмотренного ч.
Также поясняется, что по смыслу положений ч. Изменен абз. Подчеркивается, что решение суда о взыскании процессуальных издержек с указанных лиц или о возмещении процессуальных издержек за счет средств федерального бюджета должно быть мотивированным. В прежней редакции постановления отмечалось, что в случае рассмотрения уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства, предусмотренном главами 40 и 40.
В новой редакции в данной части слово «приговора» заменено словами «вынесенного в таком порядке судебного решения». Согласно поправкам, если в отношении обвиняемого уголовное дело или уголовное преследование прекращается, в том числе по реабилитирующим основаниям, то процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета за исключением случая, предусмотренного ч. Постановление дополнено п. Вместе с тем разъясняется, что указанные правила не применяются в тех случаях, когда по уголовному делу с ходатайством обвиняемого об особом порядке или в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, суд при наличии установленных законом оснований принял решение о проведении судебного разбирательства в общем порядке.
Готовы доверить решение проблемы нам?
- Итоги-2022: постановления Пленума Верховного суда и обзоры практики - новости Право.ру
- Верховный Суд опубликовал третий обзор за 2023 г.
- 07.06.2023 ВС РФ дал разъяснения о преступлениях против военной службы :: Судебная практика
- Сборник постановлений Пленума ВС РФ по уголовным делам с комментариями, 2023 год
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.09.2023 N 32
Пленум ВС принял постановление по делам о преступлениях против военной службы
Гибель корабля Гибель военного корабля не является обязательным условием привлечения к уголовной ответственности его командира за оставление погибающего судна, подчёркивает высшая инстанция. Статья 345 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за оставление погибающего военного корабля командиром, если он при наличии возможности не исполнил до конца свои служебные обязанности, или лицом из состава экипажа корабля без надлежащего распоряжения командира, напоминает ВС. Вместе с тем он поясняет, что, когда в силу обстоятельств командир корабля не имел возможности выполнять свои служебные обязанности тяжелое ранение, отсутствие времени, средств и т. Под оставлением военного корабля понимается любая форма ухода с погибающего корабля: переход на другое судно, использование корабельных спасательных и эвакуационных средств шлюпок, вертолетов и т.
Сдача в плен В постановлении пленума ВС также разъясняет, что впервые совершивший добровольную сдачу в плен военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности только если он принимал меры для своего освобождения и возвращения к месту службы и не совершил во время пребывания в плену других преступлений. Высшая инстанция напоминает, что сдача в плен образует состав преступления только в том случае, если она была добровольной, то есть совершена сознательно при наличии возможности оказывать решительное сопротивление противнику и избежать захвата в плен. При рассмотрении уголовного дела о добровольной сдаче в плен судам необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 23 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ, военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части подразделения и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен; в бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг, подчёркивает Верховный суд.
Он также отмечает, что, если военнослужащий по своему физическому состоянию не способен уклониться от плена, фактический его захват противником не образует состава данного преступления например, нахождение военнослужащего в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии. Запрет должностей При назначении военнослужащим наказания в виде лишения права занимать определенные должности статья 47 УК РФ , в приговоре необходимо указывать определенный конкретными признаками круг профессиональных полномочий, на которые распространяется запрещение, например, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий. Лишение звания Назначение наказания в виде лишения воинского звания статья 48 УК РФ возможно не только за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против военной службы глава 33 УК РФ , но и за совершение общеуголовных преступлений указанных категорий, отмечает высшая инстанция.
Проект постановления «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации» по итогам обсуждения был направлен в редакционную комиссию. Источник — Верховный Суд РФ, 18. Как указывает Верховный Суд РФ проект постановления «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации» по итогам обсуждения был направлен в редакционную комиссию. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти.
Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику органов принудительного исполнения, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного 1511724-Уя-2023 16. В связи с этим законопроектом предусматривается возможность применения сотрудником огнестрельного оружия в случае задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержавшего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным. Также в целях совершенствования деятельности органов принудительного исполнения законопроектом предлагается наделить директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации полномочиями по утверждению правил и норм определения численности приставов по ОУПДС, по утверждению порядка уведомления председателя суда, прокурора о случаях применения сотрудниками органов принудительного исполнения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также цорядка организации и обеспечения собственной безопасности, определения тактики осуществления мер собственной безопасности. Вопросы обеспечения собственной безопасности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации являются схожими для всех российских правоохранительных органов и уже реализуются сотрудниками иных силовых органов власти. В этой связи законопроектом уточняются задачи органов принудительного исполнения и полномочия руководителя ФССП России.
Показать больше.