К 150-летию со дня рождения Всеволода Петровича Кащенко (1870-1943) Коррекционная (лечебная) педагогика: история возникновения. Пётр Кащенко родился на Кубани в 1859 году.
Петр Кащенко: тонкая грань между безумием и гениальностью
психиатр и общественный деятель. Санкт-Петербургская городская психиатрическая больница №1) основана в 1909 году выдающимся русским психиатром Петром Петровичем Кащенко в бывшей усадьбе Демидовых Сиворицы. Петр Петрович Кащенко (1859−1920) был известным русским психиатром. Принадлежал он к тому поколению российской молодежи, которому сильно испортило жизнь чтение и почитание Чернышевского.
«Идет по плану»: в психоневрологическом диспансере имени Кащенко объяснили нелепость ремонта
Санаторий-школа Кащенко быстро приобрел известность. Дети, пробывшие здесь необходимое время в возрасте, когда закладываются основы нравственной конституции личности, возвращались в прежнюю среду — семью и школу — достаточно окрепшими, обретя нужную устойчивость поведения. То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведением, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуляций. В смутные годы реакции после поражения первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы. Коммерческая сторона предприятия была неприбыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов.
Главным же было то, что Кащенко закладывал первые камни в фундамент научной дефектологии. Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещаниях врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища. На психиатрическом съезде в Петербурге Кащенко выступил с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми».
Публично возражая против смешения детей педагогически запущенных с умственно отсталыми, он подчеркнул, что в определении умственной отсталости главная роль должна принадлежать врачу при непременном участии педагога. В том же 1909 году Всеволод Петрович сделал большой доклад на XII съезде естествоиспытателей и врачей «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально отсталых детей». По этому докладу была принята резолюция о целесообразности создания в стране специальных учреждений для всех категорий ненормальных детей. В 1910 году внимание общественности за рамками профессионального круга специалистов привлек доклад Кащенко на III съезде отечественных психиатров.
В 1911 году на Всероссийский съезд по обучению глухонемых он представил «Методику изучения и воспитания дефективных детей». На I съезде по экспериментальной педагогике сделал сообщения: «Определение степени умственной недостаточности по методу Бинэ и Симона» и «Высокодаровитые дети и их обучение». Его выступления пользовались неизменным успехом в отделе изучения и воспитания ненормальных детей при Московском педагогическом кружке. Он принимал активное участие в деятельности детской психологии и неврологии, здесь по его вышеупомянутому докладу в 1911 году была принята резолюция: а ходатайствовать перед членами Государственной думы о рациональной постановке воспитания и образования дефективных детей; б созвать Всероссийский съезд деятелей по образованию и воспитанию дефективных детей в специальных лечебно-воспитательных заведениях.
В целях популяризации опыта санатория-школы Кащенко издавал сборники статей своих сотрудников. Он не был одинок — в стране предпринимались попытки организовывать так называемые вспомогательные школы и классы, все больше учителей и врачей обращалось к проблеме дефективности «детской исключительности» , многие специалисты делали ее предметом своих исследований. В 1913 году на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования в Петербурге была принята специальная резолюция о вспомогательных школах для умственно отсталых детей. В ее заключительных словах, в частности, подчеркивалось, что полноценное решение данной проблемы возможно лишь с изменением общих условий русской жизни в смысле повышения общественной самодеятельности, раскрепощения личности и широкого демократизма.
После февральской революции, казалось, «повеяло весной». Кащенко пытался привлечь внимание Временного правительства к судьбе исключительных детей. В августе 1917 года на совещании при Министерстве государственного призрения он выступил с докладом «О психически дефективных воспитанниках средних учебных заведений». По докладу была принята резолюция о целесообразности создания сети специальных школ, о пропаганде борьбы с детской смертностью.
Увы, этот глас отчаяния мог показаться «комариным писком» на фоне тогдашних грозовых политических раскатов. Никакого интереса со стороны тогдашних инстанций резолюция не вызвала. Заметим, что одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Петр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. Эта сознательная созидательная позиция положительным образом характеризует братьев.
Санаторий-школа был превращен в государственное учреждение. На основе его в 1918 году организуется Дом изучения ребенка. На базе медико-педагогической консультации развилась педагогическая клиника, аналогов которой до того практика не знала. Тут же в 1919 году возник Музей детской дефектологии позднее названный Музеем педологии и педагогики исключительного детства , подобных которому также не было ни в одной стране.
В нем было три основных отдела: изучения ребенка, лечебной коррективной педагогики и детского труда и творчества. Идеи В. Кащенко о единой сети специальных школ для аномальных детей стали воплощаться в жизнь. Постановлением Совнаркома от 5 июня 1918 года подобного рода школы включались в систему народного просвещения как государственные учреждения.
Дальнейшие организационные преобразования в сети специальных детских учреждений были направлены на размежевание функций между тремя комиссариатами: Наркомпросом, Наркомздравом и Наркомсобесом. Это было определено декретом Совета Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 года. Последовательно изживался инвалидно-призренческий подход в построении дела обучения и воспитания дефективных детей. Начало 1920 года было ознаменовано подготовкой к I Всероссийскому съезду деятелей по борьбе с детской дефективностью.
Председателем оргкомитета был назначен В. Большая нагрузка легла на его плечи. Помимо выработки программы съезда ему пришлось провести немало совещаний и консультаций с представителями советских ведомств, научных и педагогических учреждений, с видными специалистами, а также обеспечить пропагандистскую и информационную подготовку. Съезд проходил в Москве с 24 июня по 2 июля 1920 года.
Вела его Анна Ильинична Ульянова-Елизарова. Шла гражданская война, хозяйство было разорено, повсеместно свирепствовали голод и эпидемии, настоящим социальным бедствием стала детская беспризорность. Статистика исключительных детей угрожающе росла. Чтобы успешно решать вопросы воспитания и обучения детей с различными недостатками в физическом и умственном развитии, требовалось объединить усилия органов народного образования, учителей специальных школ и представителей общественности.
Обращаясь к участникам съезда, нарком просвещения А. Луначарский сказал, что «в борьбе с дефективностью нужна тесная связь всех элементов русского общества и государства». Всеволод Петрович рассказал о причинах детской дефективности, о разграничении функций Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюстиции в вопросах борьбы с детской дефективностью, заботе о выпускниках специальных школ, дефектологическом образовании и, наконец, дошкольном воспитании и обучении детей с физическими и психическими недостатками. На пленарных заседаниях и секциях были обсуждены перспективы учета аномальных детей, пути и средства предупреждения детской дефективности, проблемы дифференцированного подхода к организации соответствующих учреждений, осуществления всеобщего обучения глухонемых, слепых и умственно отсталых детей, особо шла речь о дошкольном возрасте.
В итоговом документе съезда обосновывались система и типы специальных учреждений, определялись общепедагогические принципы учебно-воспитательного процесса в них, было заявлено о необходимости государственной подготовки специалистов-дефектологов. В связи с последним заметим, что еще в 1918 году Всеволод Петрович проявил инициативу, организовав на базе своего бывшего санатория-школы, а ныне Дома изучения ребенка, шестимесячные курсы по обучению работников-дефектологов. С 1919 года эти курсы стали годичными. Однако подобные меры в условиях стремительного развертывания широкой дефектологической деятельности в стране не могли быть достаточными.
И вот по поручению Наркомпроса Кащенко создал специальное высшее учебное заведение — Педагогический институт детской дефективности — и стал первым ректором и профессором этого института. Он пробыл на этом посту вплоть до 1924 года включительно, пока вуз не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский государственный университет; в 1930 году отделение было преобразовано в самостоятельный факультет Московского педагогического института имени А. Бубнова ныне Московский педагогический государственный университет — здесь Всеволод Петрович до 1931 года заведовал кафедрой лечебной педагогики. Одновременно с этим вузом возник и Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный в Петрограде профессором А.
Оба учебных заведения положили начало высшему образованию педагогов-дефектологов. Институт, возглавлявшийся Кащенко, имел следующие отделения: интеллектуальной дефективности, по работе с трудновоспитуемыми детьми, сурдопедагогики, тифлопедагогики и социально-правовой охраны ребенка. Принципиальной особенностью становления советской высшей школы, помимо качественно нового состава контингента ее учащихся, был переход на новые методологические основы преподавания учебных предметов. Об этом Всеволод Петрович говорил своим коллегам, подчеркивая, что переживаемый ими период в области психологии, педагогики, дефектологии, науки о ребенке вообще может быть назван периодом генеральной ревизии всего до сих пор созданного под углом зрения объективной психологии как науки о поведении, строящейся на общефилософском основании.
Вопросы изучения и воспитания ребенка, особенно если это касается исключительных, аномальных детей, требуют от врачей и педагогов не просто огромного напряжения человеческих сил, но, главным образом, действий, адекватных природе самого объекта изучения и воспитания. А природа человека социальна, и биологическое в нем проявляется в преобразованном виде, оно как бы «снимается» в гегелевском смысле слова сугубо человеческим, то есть социальным. В той мере, в какой это социальное развито в ребенке, не деформировано физическими дефектами, физиологической или психологической недостаточностью, не искажено неблагоприятными внешними обстоятельствами, мы и судим о нем как о личности. В какой мере осуществлен в ребенке скачок от биологического к социальному, в такой и предстает перед нами результат целеустремленных педагогических влияний.
В реализации такого скачка по всему спектру характеристик личности в ее становлении и состоит, по сути дела, содержание воспитания. Педагог-дефектолог должен понимать сущность различных психофизиологических проявлений и их социальной трансформации в ребенке. Дефекты и отклонения вносят свои акценты в отдельные его особенности и стороны, которые нуждаются в доведении их до нормы в органическом единстве со всеми другими сторонами и особенностями. Педагогический персонал должен своевременно выяснять, что в детях нормально, а что уклонилось от нормы или недоразвито, на что нужно обратить внимание в первую очередь, с чем бороться безотлагательно, а с чем позднее, каковы должны быть мероприятия медико-педагогической коррекции ребенка.
В свете сказанного Кащенко ставил вопрос и о психосоциальной гигиене детского возраста. Между прочим, наблюдение за дефективными детьми способствует более глубокому уяснению нормы физически и психически здорового ребенка. Не потому ли многие психологи, изучавшие только нормальных детей, бывали вынуждены перейти к изучению дефективных? Напротив, занимавшиеся дефективностью не раз обращались затем к исследованию нормального ребенка.
В детской исключительности Кащенко не столько винил биологическое, сколько видел дефективную социальность, борьбу с которой можно и должно вести на базе широких социальных мероприятий. Дорогу им открывали социальные преобразования в стране. И если не все в дальнейшем складывалось так, как это поначалу представлялось в идеале, то все равно молодое направление в познании и практике, движимое самой общественной необходимостью, последовательно завоевывало рубежи. Уместно, кроме того, заметить, что на переломных этапах истории всегда возникали модные течения и умозрительные спекуляции с конъюнктурной терминологической игрой, не обогащающей сознание и не приближающей его к истине, но зато плодящей теоретических нуворишей, чья профессиональная глубина обратно пропорциональна их предприимчивости.
На это тактично указывал и Всеволод Петрович: «В вопросах изучения ребенка и его воспитания-образования выдвигаются проблемы, разрешение которых потребует огромного напряжения сил многих исследователей. В таких условиях самым опасным является излишне скороспелое перекраивание старого по новой мерке, когда в новую терминологию особенно в области психологии вкладываются без достаточно критического подхода самые старые понятия, когда уверенность, основывающаяся на словесной принадлежности к самым новым «ортодоксальным» направлениям, прикрывает грубое невежество». Нетрудно догадаться, что такая принципиальная позиция вызвала скрытую неприязнь среди представителей ведомственных органов и некоторых ученых.
Пробыв несколько лет в Ставрополе, он смог добиться разрешения закончить медицинский университет в Казани, после чего успешно сдал экзамены и получил квалификацию врача. Там же он стал специалистом психиатрии. В 1886 году Кащенко поехал в Европу набираться опыта.
Поездка положила начало новой жизни. Практикуясь в западноевропейской психиатрии, он положил начало психиатрии как науки. Петр Петрович начал работать в психиатрической колонии Бурашево, которая находилась в Тверской Губернии. Колонией руководил известный психиатр М. Петр проработал там с 1886 года по 1889. Петр Петрович Кащенко создал в 1889 году лечебницу для душевнобольных, которая находилась в Нижнем Новгороде.
В ней для пациентов были условия, которые действительно помогали им лучше себя чувствовать. В лечебнице были построены теплицы, мастерские и созданы огороды.
Напомним, что в 2023 году на ремонт поликлиник в Петербурге потратят почти 4 млрд рублей из городского бюджета. Часть средств выделят на новое медицинское оборудование. В конце мая на Литейном проспекте стартовал капремонт крыши в доме, расположенном по соседству с офисами региональных управлений МВД и ФСБ.
На кровле поочередно ремонтировались каждые 50 м2 покрытия и только после закрытия этой части рабочие приступали к следующей.
Версия для слабовидящих «Государственный интернет-канал «Россия». Учредитель — федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор — Панина Елена Валерьевна.
Navigation menu
- Доктор Кащенко стал народной легендой.
- 150-летие Петра Петровича Кащенко
- Кащенко - персонаж фольклорный | Статьи | Известия
- Петербуржцев возмутило странное расположение труб в психбольнице имени Кащенко
- Кащенко — Молодая Гвардия
- В Комздраве прокомментировали «завершение» ремонта в петербургской психбольнице
Описание документа
- Кащенко, Пётр Петрович — Рувики
- Кащенко - персонаж фольклорный | Статьи | Известия
- Если б Кащенко, к примеру, лёг лечиться к Пирогову...
- Доктор с Кубани
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Кащенко по нам плачет
Петр Петрович Кащенко
5 фактов о Кащенко Петре Петровиче | Знаменитый врач-психиатр Пётр Петрович Кащенко в самом начале XX-го века считался человеком неблагонадёжным и до революционного 1917 года находился по. |
150-летие Петра Петровича Кащенко | Биография Всеволода Петровича Кащенко, рассказывающая о том как он создал лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей и его понимании особенностей их развития. |
Кащенко, Пётр Петрович — Википедия | Отрывок из биографии Петра Петровича Кащенко. |
Петр Кащенко | Знаменитый врач-психиатр Пётр Петрович Кащенко в самом начале XX-го века считался человеком неблагонадёжным и до революционного 1917 года находился по. |
Петр Петрович Кащенко: врач на баррикадах | Пикабу | Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 (по старому стилю) 9 января 1859 (по новому стилю), в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко – потомственного казака, выпускника Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. |
Петр Кащенко: тонкая грань между безумием и гениальностью
Это было бы смешно, если б не было так грустно. Согласна с вами, это сплошное издевательство». В кащенке? И это не шутка? Некоторые комментарии, впрочем, сквозят насмешками над пациентами подобных учреждений. В 1920 году ее переименовали в честь выдающегося врача.
С задачей он не только справился с присущим ему профессионализмом, но даже запустил ряд программ по социализации невиданное дело!!! В 1904 году он был переведён главврачом в Московскую психиатрическую больницу на Канатчиковй даче, а через год грянула революция. Не изменявший своим принципам Кащенко финасировал революционеров, вместе с братом Всеволодом создал оперативные медицинские бригады для помощи раненным и пострадавшим, укрывал у себя дома товарищей и никакие власти ничего не могли сделать с авторитетным врачом. После революции 1917 года Кащенко занял пост главы Центральной нервнопсихиатрической комиссии при Наркомздраве РСФСР, став фактически главным психиатром республики.
Умер легендарный врач после неудачной операции в 1920 году. Его именем были названы Московская психиатрическая больница на Канатчиковой даче с 1994 года им.
Поправить здоровье в исторической усадьбе с красивым парком могут как жертвы насилия, так и люди с суицидальными наклонностями. Кроме того, в больнице им. Кащенко действует единственное на Северо-Западе России реабилитационное отделение с общежитием. Рассчитано оно на людей, утративших социальные связи из-за долгого нахождения в лечебных учреждениях. Те, кто десятилетиями жил в изоляции, заново учатся обслуживать себя и совершать поступки, кажущиеся нам обыденными, - ходить в магазины, ездить в общественном транспорте, пользоваться телефоном и телевизором. В перспективе покинуть больницу могли бы около половины пациентов. Олег Лиманкин и его коллеги уверены в том, что будущее психиатрии - во внебольничной медицине.
Большинству пациентов вовсе не требуется находиться в палате круглый год. При грамотно организованной внебольничной помощи они могли бы жить в обществе. В Италии, к примеру, последняя спецбольница закрылась в 1992-м. Сейчас там выросло поколение врачей, которые ни разу не были в психиатрической клинике. Пациентов с отклонениями лечат в соответствующих отделениях обычных больниц. Итальянское общество оказалось готовым к таким мерам. Их психбольницы тоже напоминали тюрьмы, содержание в которых являлось пыткой. Вот итальянцы и решили, что такого ужаса не надо. Та же модель реализуется в Скандинавии. Финны планируют закрыть последнюю психиатрическую больницу в 2017-м.
Готово ли к таким мерам наше общество - вопрос неоднозначный. Уровень толерантности у нас такой низкий, что даже психически здоровым инвалидам приходится несладко.
Ранее в таких заведениях дверей вовсе не существовало, считалось, что контингент должен быть на виду. Еще сто лет назад все «лечение» заключалось в разнообразии применяемых к больным ограничительных мер: смирительные рубашки, ледяная вода , вращающиеся кровати… Изменил эту систему доктор Петр Кащенко — один из самых известных гуманистов XX века. Он превратил закрытые госпитали с почти тюремным режимом в больницы с постельным содержанием, максимальной свободой, использованием в качестве лечебной меры труда, искусства и отдыха. Сегодня «Кащенко » — это больничный комплекс из более ста зданий, расположенный на территории огромного парка.
Здесь есть и мастерские для работы, и спортивный уголок, и сады, и даже концертный зал. И поясняют: — Сейчас запретили использовать жгуты и наручники. Мол, негуманно применять физическое насилие. Но иногда нельзя по-другому. Однажды был случай. Спокойный обычно пациент вдруг возомнил, что его незаконно держат в тюрьме.
Он стал бегать как чумной, выламывая двери. А ведь сила в период возбуждения у таких людей увеличивается в разы! Худощавый мужчина в психозе может уложить пятерых. Он может случайно и убить кого-нибудь из персонала. А связывать его, видите ли, нельзя. Конечно, ведется поддерживающая терапия, чтобы таких вспышек агрессии не было.
Но у пациентов есть и свои хитрости, чтобы избежать приема лекарств, — как у детей. Часто они кладут таблетку за щеку, якобы запивают ее, но не проглатывают. Среди пациентов есть уникальные экземпляры. А потом вдруг обнаружил в себе талант химика. Начал изобретать новые лекарства, которые оказались… наркотиками! Словом, синтезировал химические вещества в наркотические.
С этим его и «взяли». Но Иванов не унывает — здесь он понял, что может оставить след в истории как художник. Сергей Кожемякин родился в бараке в Московской области. Возможно, поэтому кумиром для него стал Барак Обама. Цель жизни Сергея — встретиться с Обамой и выразить ему благодарность. Пациент без конца звонит в американское посольство и просит о встрече с президентом США.
Особенно биографии уважаемых им людей, таких как Барак Обама и Владимир Путин. Кстати, Владимира Путина уважают многие пациенты, говорят: «Вот он — настоящий мужик! А что вы удивляетесь? Они такие же граждане РФ, имеют право голосовать на выборах. Не секрет, что среди душевнобольных много талантливых людей, ведь, как говорят психиатры, шизофрения и гениальность идут рука об руку.
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко
Пётр Петрович оказался прекрасным организатором и очень целеустремлённым человеком. Петр Кащенко был основателем советской психиатрии и отцом гуманистического направления в лечении больных. Отрывок из биографии Петра Петровича Кащенко. К 150-летию со дня рождения Всеволода Петровича Кащенко (1870-1943) Коррекционная (лечебная) педагогика: история возникновения. Пётр Петро́вич Ка́щенко — русский врач-психиатр, общественный и земский деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи.
Пётр Петрович Кащенко, место захоронения
Петр Кащенко родился 9 января 1859 года в Тамбове в семье потомственного казака, военного врача Петра Федоровича Кащенко. Женщина неадекватно себя вела и целилась в прохожих. Петр Петрович работал там всего несколько лет, и его имя на вывеску поместили по причинам, не связанным с медициной. [19.02.1920] Умер Кащенко Петр Петрович – известный русский врач-психиатр. Зная, что за его контактами следят, а переписку усиленно читают, Кащенко со временем ограничил круг встреч, а газеты перестал выписывать вовсе. Общество - 9 июня 2023 - Новости Санкт-Петербурга -
Скончался инициатор строительства народного памятника Победы Петр Кащенко
[19.02.1920] Умер Кащенко Петр Петрович – известный русский врач-психиатр. Пётр Петро́вич Ка́щенко — русский врач-психиатр, общественный и земский деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи. психиатр и общественный деятель. Благодаря Петру Кащенко появились новые методы лечения в психиатрии.
Неблагонадежный психиатр. Как доктор Кащенко стал народной легендой?
В вузе Кащенко не только занимался учебой, но и создал революционный кружок, в котором с другими студентами обсуждал политические реформы императора Александра II. Вскоре за ним стали наблюдать жандармы. В 1881 г. Петр Петрович Кащенко готовился к окончанию университета, но тут пришло известие, что народовольцы убили Александра II.
Студенты собрали средства на венок императору и хотели выбрать лиц, которые отвезли бы его в Петербург. Отличник Кащенко публично осудил такую инициативу, и говорливого студента за два месяца до защиты диплома исключили из вуза. К тому моменту он уже был женат на девушке по имени Вера Александровна Горенкина.
Петра Петровича вместе с супругой отправили в Ставрополь в ссылку. Единственное, чем ему разрешили там заниматься - преподавать пение в женской гимназии. Через четыре года Кащенко смог завершить образование в Казанском университете, где учились неблагонадежные студенты.
В свое время именно этот вуз окончил Владимир Ленин. В Казани Петр Петрович увлекся психиатрией, обучаясь под руководством доктора Рогозина, директора городской психбольницы. Реформатор В тот период времени русская психиатрия была в стадии реформирования.
Если раньше психбольных воспринимали как опасных животных, к которым следует применять жесткие методы, то в 1880-х гг. В 1889 г. Кащенко придерживался мнения, что больных не надо подвергать всевозможным ограничениям, напротив, их нужно социализировать.
Исходя из таких убеждений, он создал на базе клиники колонию Ляхово, где люди, страдающие психическими заболеваниями, работали в теплицах, мастерских и на огородах.
Напомним, что в 2023 году на ремонт поликлиник в Петербурге потратят почти 4 млрд рублей из городского бюджета. Часть средств выделят на новое медицинское оборудование. В конце мая на Литейном проспекте стартовал капремонт крыши в доме, расположенном по соседству с офисами региональных управлений МВД и ФСБ.
На кровле поочередно ремонтировались каждые 50 м2 покрытия и только после закрытия этой части рабочие приступали к следующей.
По инициативе В. Кащенко с 1919 года заработали годичные курсы по обучению работников-дефектологов. По поручению Наркомпроса было создано специальное высшее учебное заведение — Педагогический институт детской дефективности, первым ректором и профессором которого стал В. Он пробыл на этом посту вплоть до 1924 года включительно, пока вуз не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во Второй МГУ; в 1930 году отделение было преобразовано в самостоятельный факультет МГПИ имени А.
Одновременно возник и Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный в Петрограде профессором А. Оба учебных заведения положили начало высшему образованию педагогов-дефектологов. В детской исключительности Кащенко не столько винил биологическое, сколько видел дефективную социальность, борьбу с которой можно и должно вести на базе широких социальных мероприятий. Дорогу им открывали социальные преобразования в стране. И если не все в дальнейшем складывалось так, как это поначалу представлялось в идеале, то все равно молодое направление в познании и практике, движимое самой общественной необходимостью, последовательно завоевывало рубежи.
В том же году Дом изучения ребенка, выполнявший функции лечебно-педагогического, исследовательского и учебно-просветительского заведения, был преобразован в соответствии с рекомендациями I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью в Медико-педагогическую станцию во главе с ее создателем. Популярность Медико-педагогической станции росла. Этому способствовало и личное обаяние Всеволода Петровича. В конце 1923 года Народный комиссариат просвещения РСФСР командировал Кащенко за границу для ознакомления там с практическими и теоретическими достижениями в деле борьбы с детской дефективностью, безнадзорностью и правонарушениями. Личные контакты с видными специалистами способствовали в дальнейшем систематическому обмену опытом.
Его избрали почетным членом Немецкого дефектологического общества. Затем последовали избрания в члены научных обществ Франции, Бельгии. Весной 1924 года состоялся первый выпуск специалистов-дефектологов Педагогического института детской дефективности. Напутствуя своих питомцев, Всеволод Петрович подчеркивал их особое призвание — сочетать в себе педагогов и врачей. Педагогический институт детской дефективности был как раз таким высшим учебным заведением, в котором стали готовить педагогов-практиков с достаточной теоретической подготовкой для того, чтобы разобраться как в социопатических, так и в биопатических факторах детской исключительности, и в то же время владеющих навыками воспитательной работы с дефективными детьми и методами социально-правовой охраны детства.
Медико-педагогическая станция не замыкалась в узком кругу вопросов дефектологии и лечебной практики, она ставила и животрепещущие проблемы, над которыми работала и массовая школа. Несколько раз в году проводились совещания с родителями воспитанников — они носили консультативный и общепросветительский характер. Сотрудники вели пропаганду начал педагогики и психосоциальной гигиены среди трудящихся Москвы. Возрастал поток посетителей, в том числе и из-за рубежа, желавших непосредственно познакомиться с деятельностью медико-педагогической станции. Кащенко внезапно освобождается от всех занимаемых должностей ведомственным решением.
Никаких обвинений или критических доводов высказано Всеволоду Петровичу не было. Новым директором назначается Лев Выготский оставался на этой должности до 10 октября 1928 года; уволен по собственному желанию. Одним из первых его решительных действий было уничтожение ставшего популярным в стране Музея исключительного детства, были грубо выброшены на мусорную свалку все его материалы. Погибла, в частности, собранная лично Всеволодом Петровичем уникальная коллекция портретов всех известных дефектологов мира — прошлого и современности. Всеволод Петрович сдержанно реагировал на происшедшее.
Даже в кругу близких скрывал глубоко в себе боль и горечь. Он продолжал участвовать в разного рода комиссиях, читать лекции, консультировать; с 1926 по 1932 год вел работу в Московском областном Доме работников просвещения в качестве председателя секции изучения и воспитания исключительных детей; руководил разработкой педагогами Москвы и Московской области научно-методических вопросов лечебной педагогики; принимал участие в массовых мероприятиях Московского областного Дома работников просвещения. В период с 1928 по 1932 год совместно с Н. Семашко и профессором Каннабихом В. Кащенко провел массовую лекционную кампанию на тему «Нервные дети.
Единственный ребенок», выступал в рабочих клубах, по радио. В 1928 году начал издаваться журнал «Вопросы дефектологии», и В. Кащенко был включен в состав редколлегии. В свет вышло всего 18 номеров в 1931 году журнал прекратил свое существование , но издание сыграло большую роль в подготовке всеобщего обязательного обучения аномальных детей, а также в разработке системы воспитания и обучения детей с недостатками слуха, зрения, речи и интеллекта в нашей стране; на страницах журнала публиковались многие учителя-практики. Большинство из тех статей сохраняет научную ценность и актуальность поныне.
Денег на учебу не хватало, однако мать смогла выхлопотать специальную стипендию для сына. Кащенко сразу выделился среди других студентов своими блестящими знаниями. Профессура это отметила, и вскоре Петра перевели в Московский университет.
В вузе Кащенко не только занимался учебой, но и создал революционный кружок, в котором с другими студентами обсуждал политические реформы императора Александра II. Вскоре за ним стали наблюдать жандармы. В 1881 г.
Петр Петрович Кащенко готовился к окончанию университета, но тут пришло известие, что народовольцы убили Александра II. Студенты собрали средства на венок императору и хотели выбрать лиц, которые отвезли бы его в Петербург. Отличник Кащенко публично осудил такую инициативу, и говорливого студента за два месяца до защиты диплома исключили из вуза.
К тому моменту он уже был женат на девушке по имени Вера Александровна Горенкина. Петра Петровича вместе с супругой отправили в Ставрополь в ссылку. Единственное, чем ему разрешили там заниматься - преподавать пение в женской гимназии.
Через четыре года Кащенко смог завершить образование в Казанском университете, где учились неблагонадежные студенты. В свое время именно этот вуз окончил Владимир Ленин. В Казани Петр Петрович увлекся психиатрией, обучаясь под руководством доктора Рогозина, директора городской психбольницы.
Реформатор В тот период времени русская психиатрия была в стадии реформирования. Если раньше психбольных воспринимали как опасных животных, к которым следует применять жесткие методы, то в 1880-х гг.
Психология трудного детства. К 150-летию со дня рождения В.П. Кащенко (1870–1943)
«Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, ежели применяет ее, как на палача», — это слова Петра Петровича Кащенко, 159 лет со дня рождения которого исполняется 9 января. Руководство СПб ГБУЗ "Больница имени П.П. Кащенко", где проходят лечение пациенты с психическими заболеваниями, дало комментарий после появления в соцсетях снимков, на которых виден весьма странный ремонт труб внутри помещений лечебного учреждения. Петра Петровича Кащенко. Женщина неадекватно себя вела и целилась в прохожих. Петр Петрович Кащенко (1858—1920) прославился как руководитель нескольких психиатрических больниц – в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Последняя из них, самая известная, сегодня уже не носит имя Кащенко.