Новости первое воскресенье великого поста

Праздник всегда отмечается накануне Страстной Недели за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста. Празднование в первое воскресенье поста Торжества Православия имеет сугубо историческую основу. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста.

Великий пост

Находясь вдали от церкви, она все равно освящалась. Поэтому освящение возможно для нас, даже если мы находимся далеко от церкви и не присутствуем на службах. Пост во времена ранней Церкви был очень важным и серьезным делом. Главный его принцип заключается в том, что он — убийца страстей, а не плоти. Думаю, если кого-то приглашают на обед, всегда уместно заранее сказать: «Я православный христианин и соблюдаю посты. И в качестве выражения моей любви ко Христу, моего послушания Церкви, я хочу отсекать свою волю даже в малом, чтобы и в великом я мог делать это для Бога». И люди это понимают. Так мы можем в наши дни свидетельствовать о своей вере. Пост без смирения не принесет пользы Наиболее строгим временем Великого поста является первая и Страстная недели.

Это время величайшей духовной борьбы. Как духовник, я говорю людям: «Если у вас есть какие-то трудности в соблюдении поста, мы можем ослабить его, если нужно. Можно даже сильно ослабить его на какое-то время». Если вам трудно поститься, идите к духовнику, и он решит, где вам дать послабление.

Это сулило достаток, а носить старую обувь, наоборот, предвещало бедность. В этот день навещали родителей, ходили в гости и приглашали их к себе. Гостей угощали кокурками — булочками в виде колобков. Они могли быть с начинками или без. Считалось, что вместе с кокурками прикатится в дом и счастье.

Торжеством православия завершается одна из самых строгих недель Великого поста.

После упразднения патриаршества Петром I подобные шествия также прекратились. Вербное воскресенье в 2024 году — что можно и нельзя делать В праздник верующим рекомендуется посетить храм и поучаствовать в торжественном богослужении. Если накануне освятить ветви вербы не получилось, это можно сделать утром после литургии. В случае если нет возможности присутствовать в храме, нужно уделить время молитве дома.

После утренней службы разрешается отпраздновать в семейном кругу. При этом важно помнить об ограничениях, связанных с Великим постом. Не приветствуются шумные застолья, строго запрещены крепкий алкоголь, мясо, молочные продукты и яйца. Тем не менее в честь Вербного воскресенья для говеющих предусмотрены послабления: можно есть рыбу, икру и морепродукты. Допускается выпить бокал красного вина или кагора.

С 18 марта у православных начнется самый длительный и строгий пост Существует мнение, что в праздник нельзя работать, однако это не совсем так. Священнослужители отмечают, что повседневные дела не должны отодвигать на второй план духовный смысл Вербного воскресенья, однако заниматься ими не запрещается. Помимо этого, в день торжества не рекомендуется сквернословить, вступать в конфликты, предаваться мирским развлечениям. Лучше посвятить свободное время общению с близкими, волонтерству или чтению духовной литературы.

Он продлится до Пасхи, которая в этом году будет отмечаться 5 мая. Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Цель его заключается в покаянии и подготовке верующих к Светлому воскресенью. Предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов. Продолжительность 1 Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи Светлое воскресение. Согласно православным канонам, делится на шесть недель, называемых Четыредесятница, и Страстную неделю седмицу. Четыредесятница установлена в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в пустыне в посте и молитвах, а Страстная неделя посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. Подготовка 2 Великому посту предшествует четырехнедельный подготовительный период. В его первые две недели запрета на употребление тех или иных продуктов нет. Во время третьей недели верующим не разрешается есть мясо по средам и пятницам, а во время четвертой, на которую приходится Масленица, полностью запрещается употребление всех мясных продуктов. Последнее воскресенье перед Великим постом Прощеное воскресенье в христианской традиции является кульминацией подготовительного периода.

Кого побить ветками? Как принято отмечать Вербное воскресенье

— Но первое воскресенье Великого поста дарит нам еще одну богослужебную особенность, поскольку по воскресеньям с первую по пятую неделю Великого поста служится литургия Василия Великого, а не привычная нам литургия Иоанна Златоуста. Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи. На протяжении всего Великого поста не допускается вкушения продуктов животного происхождения. В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Приметы 28 апреля: почему нельзя работать и прихорашиваться в Вербное воскресенье 2024.

Традиции Вербного воскресенья

  • Кого побить ветками? Как принято отмечать Вербное воскресенье
  • Вербное воскресенье: когда "освящать" вербу, и становится ли верба "святой"
  • Ваша заявка принята
  • Вербное воскресенье: история, традиции, что можно и что нельзя делать в праздник

Традиции и приметы на Вербное воскресенье — праздника перед Страстной неделей

Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю — Пасха! Но при чем здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника? Обратимся к Евангельской истории. Ранняя весна 30 года от Рождества Христова. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор прокуратор, точнее — префект Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская пасха. И за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем.

Это — последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат: «Осанна! Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного.

На седмице ежедневно: 13:00 — Молебен с каноном прп. Амвросию Оптинскому во Введенском соборе 14:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 14:30 — Молебен с каноном прпп. Антипы, еп. Совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Когда наше почитание Бога выражается не только в словах, но и во всей нашей жизни. Отмечая в первое воскресение Великого Поста Торжество Православия, мы слышим к нам обращенные слова Христа: «Не бойся, малое стадо… Я с вами во все дни, до скончания века». С Воскресным днем, дорогие братия и сестры! С неделей Торжества Православия!

Однако всеобщее ликование продлилось недолго, ведь ожидания народа не оправдались. Сын Божий не стремился к уничтожению римских легионов и захвату земной власти — его целью была победа над смертью, создание Царства Небесного, где спасение обрели бы не только иудеи, но и все люди мира. Обожание толпы сменилось ненавистью, и через несколько дней те, кто с благоговением произносил «Осанна! В 2024 году праздник Вход Господень в Иерусалим отмечают 28 апреля Считается, что церковный обычай освящать пальмовые ветви возник в IV веке в Иерусалиме. Отсюда и второе название торжества — «неделя вайи», от греческого слова «вайя», то есть «пальма».

Праздник в память о прибытии Христа в Иерусалим упоминается в трудах святителей Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского. Со временем эта традиция распространилась и на другие христианские страны. В южных регионах во время торжественных богослужений использовали пальмовые и финиковые листья. Однако в северных странах эти растения найти было сложно, и их заменили на местные «аналоги». В России символом праздника стала верба. Так появилось народное название Входа Господня в Иерусалим — «Вербное воскресенье». Вербное воскресенье в 2024 году — суть С богословской точки зрения главный смысл Вербного воскресенья заключается в трагическом несовпадении ожиданий толпы, видящей в Мессии будущего земного царя, и подлинной миссии Иисуса, предающего Себя в жертву ради спасения всех людей от вечной смерти. О намерениях Сына Божьего говорило и то, что он въехал в Иерусалим на осле.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Новомученики и исповедники Российские Читайте краткое житие отца Николая на в нашем материале. С 1841 года являет свою чудотворную силу икона, находящаяся в Успенской церкви села Стромынь в 65 километрах к северо-востоку от Москвы. По указанию властей в советское время церковь закрыли и из нее вывозили иконы, облачение, священные книги, утварь. Первая неделя Великого поста завершается.

Если у вас нет возможности посетить богослужения в будни, первое великопостное воскресенье является наиболее реальной возможностью причаститься. Готовясь к исповеди, стоит учитывать, что лучше заранее уточнить в расписании богослужений или у священника вашего храма время начала таинства.

В эти дни она включается и в домашнее молитвенное правило. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста с понедельника по четверг, 18 марта — 21 марта вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Части канона, которые будут читаться в этот день, отмечены в специальном издании — эту небольшую книжечку можно приобрести в церковной лавке или скачать в интернете и следить за службой по ней.

Необходимо заранее узнать о времени начала богослужения в вашем храме — оно может варьироваться в промежутке от 16 до 19 часов вечера. Если вы собираетесь вставать на колени во время молитвы, прихватите с собой маленький коврик, а если в вашем храме богослужения обычно долгие — можно взять стул. В среду и пятницу первой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров.

В пятницу, 22 марта, с вечерни начинается служба святому Феодору Тирону , которая соединяется с Литургией Преждеосвященных даров.

Чин был существенно сокращен в 1801 г. Чин оставался без переработки до 1869 г. Предание анафеме не является проклятием. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята.

Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.

В этот день — 5 марта в не високосный год и 4 марта в високосный год — последний раз катались с ледяных горок. После этого лед активно таял. По такому случаю существовало поверье: кто дальше всех укатится с горы, тот будет счастлив. В этот день крестьяне избавлялись от старой обуви.

Это сулило достаток, а носить старую обувь, наоборот, предвещало бедность. В этот день навещали родителей, ходили в гости и приглашали их к себе.

«Нельзя грешить и оставаться дома». Священник рассказал, как правильно провести Вербное воскресенье

Использование материалов, опубликованных на сайте novos. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал novos. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.

В этот день архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении Нижегородского духовенства совершил Божественную литургию в Спасском кафедральном соборе. По окончании богослужения Владыка Георгий обратился к собравшимся с архипастырским словом. В нем он поздравил всех с праздником, напомнив о событиях, которые послужили причиной установления этого праздника.

И на павечернице, и на полунощнице читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. Прочие поклоны всю седмицу, кроме субботних и воскресных дней, также земные. Богослужение Великого поста Великопостное богослужение имеет целью пробудить в верующих чувство молитвенного сокрушения и раскаяния во грехах. Церковное богослужение в дни Великого поста значительно более продолжительное за счет земных поклонов и дополнительного чтения кафизм.

Уменьшаются всякая пышность и торжественность, священнослужители облачаются в темные, траурные ризы, Царские врата открываются реже, освещение ослабляется. Литургия по будням не служится, великопостная утреня вместе с полунощницей занимают по времени не менее пяти-шести часов. В содержании богослужения господствуют покаянные воспоминания и покаянные молитвы. Вечером на первой седмице читается Великий покаянный канон Андрея Критского , который замечателен тем, что является самым объемным из всех существующих канонов и состоит из 266 тропарей. Этот канон раскрывает нам библейскую историю Ветхого и Нового Завета, рассказывает как о грешниках, так и о праведниках, через страх Божий и покаяние удостоившихся райского блаженства. В пятницу первой седмицы после заамвонной молитвы совершается молебен с освящением колива кутьи в память о чуде святого великомученика Феодора Тирона. Он явился во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию с предупреждением о злокозненном намерении царя Юлиана-отступника, пожелавшего насмеяться над христианами и повелевшего окропить идоложертвенною кровью все съестные припасы на рынках Константинополя. По совету святого великомученика христиане отказались от покупок на торге и довольствовались в этот день коливом, то есть вареным зерном из прежних своих запасов. Святые воины Феодор Стратилат и Феодор Тирон.

Оно посвящено воспоминанию торжества восстановления иконопочитания, гонимого иконоборцами. Икона «Торжество Православия». Византия, Константинополь, 14 в. Во второе воскресенье Великого поста совершается служба явлению Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы по уставу московского Успенского собора Кремля. Третья неделя Великого поста — крестопоклонная. Чин поклонения Кресту Господню на утрени по тому же уставу, что и на Воздвижение и в первый день Успенского поста. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг. В четвертое воскресенье Великого поста прославляется преподобный Иоанн Лествичник , который оставил нам одно из самых замечательных святоотеческих поучений — книгу «Лествица». В ней показан путь постепенного внутреннего восхождения к совершенству, а также предупреждается об опасности падения при потере духовного внимания на этом узком и тернистом пути.

Преподобный Иоанн Лествичник В четверток на утрени пятой недели Великого поста — особого рода служба, которая называется «Марьино стояние». В этот день полностью читается весь великий канон Андрея Критского с земными поклонами, общее число которых по Триоди — 798.

С какого возраста можно привлекать детей к посту? Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно. Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные.

Но их ограничивают и болезни. Если ребенок не здоров, то родители могут подойти поговорить со священником, батюшка определит ему ту меру, в соответствии с которой следует поститься несовершеннолетнему. Это же касается и болеющих взрослых. Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно. Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает. В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение.

То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос. А так, конечно же, если ребенку уже есть 5 лет, думаю, его нужно приучать, что причастие требует подготовки: с утра, например, ничего не кушать и не пить. Читать вместе с ним Евангелие, объяснять ему, что причастие является великой святыней. Дети не совсем понимают, что значит тело Христова и кровь Христова. Плохо, когда родители говорят, что это мед, компот или водичка, это же кощунственно.

Для ребенка теряется смысл самого причащения, ведь зачем ему придавать большое значение тому, что дают в храме, если это есть и дома. В таком случае можно просто сказать, что вкушаемое — это Великая Святыня. Если младенец этого сейчас не осознает, он подрастет и все поймет. Однако фактически он идет 48 дней. Также прибавляется Страстная Седмица, которая как раньше, так и сейчас не является частью Великого поста. У нас он заканчивается праздником входа Господа в Иерусалим — Вербным воскресением.

А неделя, которая прибавляется к Святой Четыридесятнице, называется Страстной седмицей. В последние дни перед Пасхой совершается какая-нибудь память. Например, в понедельник церковь вспоминает ветхозаветную историю о том, как братья отреклись от Иосифа в Египте. Вторник — день обличение Господа Иисуса Христа фарисеев и саддукеев. Поэтому каждый день Страстной седмицы посвящен определенному событию. Даже есть в богослужебных книгах такое название «Последование страстей Христовых».

То есть вся эта неделя, последняя, она рассматривается как последние дни жизни Иисуса Христа: предательство, распятие, тайная вечеря и воскрешение.

Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году

Расписание Богослужений в монастыре Оптина Пустынь на шестой седмице великого поста 2024 г. (седмица ваий) (22 — 27 апреля 2024 г.). На протяжении всего Великого поста не допускается вкушения продуктов животного происхождения. В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе.

Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая

Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю перед Пасхой, в воскресенье шестой недели Великого поста. В 2024 году Вербное воскресенье будет отмечаться 28 апреля, перед началом Страстной седмицы, самой тяжелой недели Великого поста. В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое Торжеством Православия.

Вербное воскресенье: история, традиции, что можно и что нельзя делать в праздник

Начало Великого поста считается самым строгим временем для каждого верующего человека. Сегодня первое воскресенье Великого поста, и оно посвящено воспоминанию о тех, кто сохранил для нас с вами веру православную, — начиная от святых апостолов, мужей апостольских, святых отец, многих святителей, которые возглавляли Поместные Церкви. Вечером в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

День Льва Катыша и Торжество православия – как отметить первое воскресенье Великого поста-2023

Митрополит Антоний Сурожский отмечал, что каждый человек является иконой и образом Божьим. А это значит, что мы должны относиться к людям, которые нас окружают, как к образу Божьему. Это легко по отношению к людям, которых мы любим, с которыми нам легко и приятно. Но есть в нашем окружении и те, которые нам неприятны, которых бывает даже ненавидим. Можем ли мы ненавидеть икону Божию, какой-то образ Божий? Но в жизни мы постоянно испытываем к кому-то неприязнь.

Сколько в вашем окружении таких людей? Пусть этот праздник восстановления иконопочитания для вас станет праздником восстановления живого образа Божьего в вашей собственной жизни, чтобы видеть в искореженных и может быть неприятных окружающих людях сияющий вечной красотой образ, по которому сотворен человек. Митрополит Антоний Сурожский: «Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими. Кто из нас может посметь сказать, что он верует так, как описано это в Священном Писании?

В конце Евангелия от Марка нам говорится о том, что верующему все чудеса, будут открыты, языки новыми заговорит, болезнь излечит, мертвых воскресит, если какой-нибудь яд выпьет, не вредит ему: кто из нас может о себе сказать, что у него такая или подобная вера? Кто из нас посмеет это сказать? И поэтому, поскольку мы приобщены этому чуду познания Божия через воплощение Христово, через дар Святого Духа, через малую нашу веру, наше доверие к Богу, нашу тоску по Боге, поскольку мы приобщены к этому, то сегодня мы можем ликовать о том, что Бог в Своей любви, в Своей милости, в Своей ласке столько нам дает познания Себя, и не мозгового, не головного познания, а познания, которое достигает до самых глубин нашей души, нам дает понимать, Кто Бог, и нам дает и с другими поделиться хоть тем немногим знанием, которое у нас есть. А иногда то, что мы говорим, достигает другого человека глубже, чем оно достигло нас; мы бросаем семя, которое мы только в руке держим, а оно падает на добрую землю, которая приносит такой плод, о котором мы и мечтать не могли. Поэтому будем ликовать сегодня о том, что Бог и в нас побеждает, что Бог и в нас раскрывает и истину, и жизнь, и любовь, и радость, делает нас новой тварью, но не будем превозноситься над другими».

Отсюда и пошло название дня, который предваряет начало Великого поста — Прощёного воскресенья. Сам Великий пост же состоит из двух частей — Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, и длится 48 дней. Святая Четыредесятница установлена в память о монахах, постящихся в пустыне и о посте Иисуса Христа, и длится шесть недель или сорок дней. Страстная седмица же соответствует последним дням поста и последним дням земной жизни и крестной смерти Иисуса. Изображение: free-images. История Великого поста. Великий пост был установлен в апостольские времена и изначально длился от суток до сорока часов, на период которых христиане полностью ограничивали себя в еде, отказываясь от приёма любой пищи.

В середине III века в некоторых поместных церквях появился пост, который длился шесть дней. Он служил воспоминанием о событиях последних дней земной жизни и крестной смерти Иисуса Христа. Однако большая часть христиан в то время считала подвигом поститься на протяжении недели и продолжала придерживаться традиции отказа от пищи в течение до сорока часов. Уже в IV-V веках церковь считала обязательным соблюдение Великого поста для всех христиан. Любой христианин, который не соблюдал пост, мог быть отлучён от церкви на неопределенное время. Начиная с V века продолжительность Великого поста начинает увеличиваться — он становится сорокадневным. Первая неделя поста и Чистый понедельник. Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте.

Литургически этот день начинается ещё в воскресенье вечером, когда во всех православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается, так скажем, церемония взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью и с прощения друг друга. В Чистый понедельник, как и в последующие два дня, соблюдается очень строгий пост.

Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи. Также рекомендуется совершать добрые дела — помогать одиноким и нуждающимся.

В целом соблюдать ограничения нужно не только в пище, но и в мыслях. В этот период стоит избегать шумных застолий и других развлечений, не рекомендуется ссориться и выяснять отношения с близкими. В Страстную пятницу запрещено делать уборку в доме: этим лучше заняться накануне, в Чистый четверг. Читайте также.

Но правильнее было бы назвать то, что мы совершаем в храме, псалмопением. Молитвой же лучше назвать то, что должно совершаться в нашем уме и сердце на всякое время. Так вот такая посильная, внимательная и благоговейная молитва молитва Иисусова также доступна каждому. И Великим постом нужно, как никогда, стараться не пренебрегать этим наиважнейшим деланием. Ничто не заменит особой атмосферы церковного богослужения первых дней Великого поста.

Нужно постараться найти время для этого. Великое повечерие с Покаянным каноном преподобного Андрея Критского читается по вечерам, вполне можно успеть после рабочего дня. Но если уж совсем не получается посетить его, то в наше время доступны все богослужебные книги. Если нет таковых или дорого покупать — все есть в интернете. Так что можно в свободное время прочитать не спеша и со вниманием хотя бы некоторые службы Великого поста. Все зависит от желания и усердия человека. Если это есть — все остальное приложится милостью Божией. Симферополя: — Пост — это время сознательных усилий, которые помогают нам приобрести иное видение мира — то, что Господь называет Царствием Божиим внутри нас. Известно, что греческое слово «метанойя» — «покаяние», буквально означает «изменение сознания».

Человек призван к преображению собственной жизни, не случайно евангельская проповедь Иисуса Христа начинается словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф. Но мы порой не вполне понимаем, что такое покаяние. Нам кажется, что это краткое событие внутренней жизни, момент сокрушения о грехах, за которым тянутся дни обыденности и привычной рутины. Конечно, и такое «внезапное» покаяние — это дар Божий, и оно способно перевернуть строй души человека. Но можно еще понимать покаяние как путь постепенного, терпеливого преображения жизни. И этот путь невозможен без поста. Вот что важно понять: пост — это не только и даже не столько воздержание от скоромной пищи. Есть люди, которые мясо не едят вовсе, есть те, кто воздерживается от пищи ради телесной красоты, а есть и такие, кто питается скудно по скудости средств. Последние обычно так и говорят: «О, у меня вся жизнь — сплошной пост!

Нас пленяют вещи, на которые мы зачастую просто не обращаем внимания. Для кого-то выключить на пару месяцев телевизор, перестать играть в компьютерные игры или слушать музыку — это подвиг ничуть не меньший, а может и больший, чем отказ от мяса. И у каждого есть свои слабости и пристрастия, которые не просто расслабляют душу, а привязывают ее к земле. Душа теряет вкус духовной жизни и становится, если можно так выразиться, «плотской». Она привыкает к множеству уютных сластей и в этих сластях теряет память о себе и о своем небесном призвании. Обычно в начале поста люди несут на исповедь длинные «свитки» грехов, выписанных из покаянных книг. Но кроме такой пространной исповеди, хорошо бы каждому определить несколько основных своих грехов — то, что особенно мешает приблизиться к Богу. Это может быть гневливость или склонность к осуждению, пустословие… У каждого свое. Отметив эти грехи, обратив на них особенное внимание, можно с Божией помощью начать и борьбу с ними.

Любая борьба с грехом начинается с внимания к себе, к своей внутренней жизни. Когда Господь призывает нас «бодрствовать» Мк. Сатана проявляет себя в человеке через греховные движения в душе, называемые прилогами. Если человек внимателен к себе и знает, с чем он намерен бороться, то эти моменты вспышек в душе греховных мыслей и чувств он не пропустит. А дальше начинается самая настоящая война. Нужно эти прилоги решительно отвергать, не соглашаться с ними, говорить в душе: это не я так думаю, а ты, сатана; отойди от меня! Причем чем сильнее «нападение» греховных мыслей и чувств, тем внимательнее и усерднее должна быть молитва. В таких сильных страстях, как гнев, блуд, гордость, все происходит очень быстро, в долю секунды воспламеняется душа греховным чувством. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу».

В такие моменты нет места рассуждению, надо просто молиться, и лучше всего подходит молитва краткая, например «Господи, помилуй! Вообще при воспламенении души греховным чувством или при буре греховных помыслов нужно всецело предавать себя в руки Божии. Часто от нападения греховных мыслей и чувств человек впадает в уныние. Но нужно знать, что в самом появлении в душе прилогов, какими бы безумными и мерзкими они ни были, греха еще нет. Так действует на душу сатана. И если человек решительно отвергает эту мерзость — греха нет, как бы долго это насилие над душой ни продолжалось и каким бы свирепым оно ни было. Эта внутренняя брань необходима для очищения души, для утверждения в вере и доступна человеку везде, где бы он ни находился: дома ли, на работе или на улице. Удивительно, но и неудачи, поражения в этой борьбе доставляют человеку несомненную пользу, а именно: позволяют ему опытно познать свою немощь, прийти в сокрушенное и смиренное состояние духа, когда человек понимает, что без Бога он воистину не может творить ничего. Так постепенно в душе вырабатывается навык деятельной борьбы с грехом.

Эта борьба трудна, но без нее теряется смысл поста: преображение души, стяжание благодати, достижение единства с Богом. И в этом смысле первая седмица не отличается от остальных. Важность ее в том, что она является временем перехода — привыкания — к режиму поста, поэтому можно ее провести строже всего поста, чтобы потом поститься было легче. Но меру строгости, посоветовавшись с духовником, каждый должен определить себе сам. Ревность о подвиге поста должна сочетаться со смиренным рассуждением о мере наших возможностей. В сочетании ревности и рассуждения должна родиться наша собственная мера. Нельзя здесь ориентироваться на моду или советы соседей. Естественно, мы должны ориентироваться на требования устава и не позволять себе легкомысленно расслабляться, самовольно послабляя пост якобы по причине невыполнимости уставных требований. Сейчас модно давать себе послабления и рассуждать о невозможности для наших слабых сил полноценного поста.

Если априори воспринимать пост с такой установкой, то ничего не получится. Если же просить у Бога помощи, чтобы Он дал пройти поприще поста успешно с рассуждением, то все получится. Найти свою меру воздержания — одна из важнейших духовных задач Великого поста. Актуально во время поста ограничить информационные воздействия телевизор, интернет. Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть. А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу — изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую.

Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия Брянчанинова или святителя Феофана Затворника. Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы. Псаломопевец Давид каждого из нас призывает: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». А теперь представим себе постящегося, в котором отсутствует радость богообщения плюс бурлит невоздержание от желания получения наслаждений и увеселений, к чему так успела пристраститься многогрешная душа. Где милостыня, кротость, уступчивость? Куда спрятались отзывчивость, приветливость, сдержанность? Куда пропали украшающие человека трудолюбие, умение молчать, быть благодарным?

Понятно, что если ты работаешь с 9 до 21 часа, то в храм для богообщения при всем желании не попадешь. Но найти время для личной молитвы или постоянного молитвенного состояния — это же вполне осуществимо. Только нужно, поставив себе задачу совершенствования, просить Бога о помощи в этом благом деле! Постараемся не надевать на себя «кислую» маску постящегося. И тогда слова священника Ездры будут применимы к каждому православному христианину: «Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание». Обнинска: — С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим.

Содержание

  • Традиции 5 марта: что можно и что нельзя делать в день Катыша
  • Что еще почитать
  • ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
  • Курсы валюты:
  • Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
  • Значение Великого поста

Читайте также:

  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
  • Лазарева суббота, Вербное воскресенье: православные праздники сегодня // Статьи НТВ
  • Вербное воскресенье 2024: история, традиции, суть праздника, что можно и нельзя делать
  • Вербное воскресенье 2024: в чем суть праздника, что можно и нельзя делать
  • 24 марта: Первое воскресенье Великого поста — Торжество Православия
  • Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году

Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий (цветоносной, Вербного воскресенья), дня празднования Входа Господня в Иерусалим, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе. Поэтому Вербное воскресенье является трагическим переходом от Великого поста к Страстной седмице, но оно же напоминает о Пасхе, то есть о грядущем возрождении и спасении. Шестую неделю Великого поста завершает Лазарева суббота (27 апреля) и Вербное воскресенье — двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим (28 апреля), после которого начинается Страстная седмица.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий