? 8 (18) января 1654 года состоялась Переяславская рада, на которой украинское казачество и представители всего народа Украины-Малороссии приняли решение о вхождении в состав Российского государства. Новости Новости. На сегодняшний день задача специалистов-историков состоит в том, чтобы взвешенно, без националистических и идеологических шор подойти к осмыслению такого значительного события нашей общей истории, как Переяславская рада 1654 года.
День Переяславской Рады
Русские цари стали себя называть собирателями земель со славянским православным населением. Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г. Уже 23 октября 2 ноября 1653 г.
Почему в Москве не сразу пошли навстречу Хмельницкому? Реальная внешнеполитическая ситуация середины XVII в. По мнению современных историков Николая Петрухинцева и Андрея Смирнова, "воссоединение стало для Москвы неожиданностью. Русский 40-тысячный корпус 20 мая 1648 года получил приказ двинуться на соединение с польско-литовскими силами, чтобы осуществить задуманный Владиславом IV совместный поход против татар, а вместо этого получил известия о разгроме своих союзников Хмельницким. В таких условиях, даже если бы Богдан в 1648-1649 годах обратился с серьезным практическим а не только тактическим предложением о подданстве России, он, скорее всего, получил бы отказ.
Принятие Украины "под высокую руку" автоматически означало войну с Польшей, на которую еще надо было решиться"3. Война казаков Хмельницкого с Польшей, начавшаяся в 1648 г. Причем военные действия длились 13 лет 1654 - 1667 , а главной целью русской армии в той войне была не Украина, а столица Великого княжества Литовского. Вильно в отличие от Киева и Смоленска удержать не получилось - хотя с 31 июля 1655 по ноябрь 1661 года город находился под властью России4. Почему воссоединение возмутило Василия Ключевского? Примечательно, что и русские историки порой критиковали царя Алексея Михайловича за его украинскую политику, якобы не отвечавшую национальным интересам - очень ярко, например, высказывался маститый Василий Ключевский: "Очевидно, московское правительство, присоединив Малороссию, увидело себя в тамошних отношениях, как в темном лесу. Зато малороссийский вопрос, так криво поставленный обеими сторонами, затруднил и испортил внешнюю политику Москвы на несколько десятилетий, завязил ее в невылазные малороссийские дрязги, раздробил ее силы в борьбе с Польшей, заставил ее отказаться и от Литвы, и от Белоруссии с Волынью и Подолией и еле-еле дал возможность удержать левобережную Украйну с Киевом на той стороне Днепра"5.
Почему официальная Украина даже сегодня не опровергает решений Переяславской рады?
Когда пропаганда ненависти к России и всему русскому свела с ума многих людей? Не только нужно и уместно, но и абсолютно необходимо. Если в советское время дата 18 января 1654 года имела во многом символическое и идеологическое значение, то сегодня она наполнена актуальным политическим и цивилизационным смыслом.
Наш Президент назвал целью России объединение русского народа. К единству стремились и участники Переяславской рады, которые, кстати, называли себя русскими, а не украинцами.
Трудности процесса Некоторые старшины, казацкие полки и города отказались клясться в верности России. В частности не захотело принимать присягу высшее православное духовенство, находящееся в Киеве, часть переяславских, киевских и чернобыльских мещан. Но казаки принудили их к этому. Против присяги выступили представители таких полков, как Брацлавский, Уманский, Полтавский и Кропивнянский. Сведений о том, присягала ли Запорожская Сечь, не имеется. Среди православных против были только сторонники Барабаша, бывшего гетмана, назначенного польскими властями. Предыстория вражды с ним была следующей.
Реестровые казаки утопили его в Битве под Желтыми Водами вместе с прочими шляхетскими начальниками, которые являлись сторонниками власти панов. В планах Барабаша было использовать казаков в войне с османами, преследуя интересы польской короны. Взамен этого он надеялся на получение некоторых привилегий и денежного вознаграждения от магнатов. У него имелась королевская грамота, используемая в качестве прикрытия для сбора войск. Богдан Хмельницкий помешал этому, выкрав грамоту хитростью. Сторонников Барабаша было две-три сотни, в основном это зажиточные люди, представители его ближнего круга. Как именно поступил гетман Хмельницкий с несогласными, неизвестно. В документальных источниках, составленных заинтересованными сторонами и принадлежавших сторонним наблюдателям, об их судьбе ничего не говорится, кроме того что они отказались от приведения к присяге от имени своих полков. Выработка условий Переяславского договора После того как Бутурлин отбыл в Москву, Богдан Хмельницкий и казацкие старшины начали вырабатывать условия, на которых им хотелось бы стать подданными Алексея Михайловича.
Эти условия были составлены в форме прошения, называемого челобитием. Был написан список, состоявший из 11 пунктов. Он получил наименование Мартовских статей и был доставлен в марте 1654 года в столицу Русского государства Павлом Тетерей и Самойло Богдановичем, войсковым судьей, и их товарищами. В Москве представители посольства внесли в Мартовские статьи дополнительные пункты. В результате условия Переяславской рады 1654 года стали содержать 23 статьи.
Переяславская рада или День воссоединения Руси: почему укронацисты пытаются переписать историю
370 лет Переяславской раде. А было ли воссоединение? - 18.01.2024 Украина.ру | стать Запорожской Сечи единым целым с Московским государством. |
Переяславская Рада - 360 лет спустя | Праздничный митинг в честь 369-й годовщины Переяславской рады, на которой было принято историческое решение об объединении Малороссии с Россией, прошел в Симферополе, передает корреспондент РИА Новости Крым. |
Переяславская рада или День воссоединения Руси: почему укронацисты пытаются переписать историю
Старший научный сотрудник Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН Андрей Марчуков солидарен с коллегой в том, что Переяславская Рада не должна рассматриваться как какой-то сиюминутный юридический момент. Современные трактовки во многих украинских учебниках заложены не в результате поиска научной истины. Это идеология неприятия Переяславской Рады именно как акта воссоединения Западной и Восточной Руси как собирания русского мира проистекает из идеологии и практики украинского националистического движения, "украинствующей" идентичности, которая построена на отрицании своей принадлежности к русскому миру, отрицании своих корней. Фактически это отрицание всего прошлого культурного наследия Малой Руси, которое заложено в идеологии украинства: украинцы — это нация не русского корня, не русской культуры, не русской веры, и естественно, ничего общего ни с Россией, ни с великороссами, ни с белорусами по сути не имеющая… Естественно, при такой идеологии и такой ориентации единственное направление, куда можно пойти — на запад. А «запад» менялся в соответствии с политикой, разные геополитические субъекты, ну вот эта ориентация на Запад заложена в украинстве изначально как в нерусской идеологии". Читайте нас в.
Не «объединению», а именно вхождению, как это на самом деле было принято на Переяславской Раде. Не «объединение» Малой Руси с Великой, а принятие Гетманщины в подданство русского царства, именно это и означал Переяславский договор.
Напомним, что в г. Переяславе-Русском ныне г. Переяслав-Хмельницкий Киевской области казацкая старшина Гетманщины «Войска Запорожского» под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого по собственной многократно высказанной просьбе приняла присягу Царю Московскому Алексею Михайловичу Тишайшему, и малороссийский народ Левого берега и большей части Правого берега Днепра воссоединился с русским народом Российского царства. Принявшие присягу в Переяславе говорили на малороссийском наречии, но считали себя и называли русскими этот аспект, кстати, внятно отражен Гоголем в «Тарасе Бульбе» , писали и общались на общерусском официальном языке, а Запорожская Сечь никогда не называлась Украиной. В 1654 г. Малая Русь воссоединилась с Великой Русью. Переяславская Рада изменила судьбы Восточной Европы, русской и восточноевропейской славянской цивилизации.
Дальнейшая история показала, что Русское царство обладает настоящей геополитической самостоятельностью и цивилизационной оригинальностью, соответствующей истории и духу славянских и восточноевропейских народов. Любому непредвзятому наблюдателю очевидно: при отказе от соединения c Россией Украину неминуемо ждет Руина. Страшная Руина периода 1658—1687 гг. Сегодня на Украине тоже наличествуют все признаки наступления «новой Руины»: идет гражданская война, растут обнищание, цены и тарифы, сокращается производство, наступило «всевластие алчных чужеземцев», чрезвычайно высоки эмиграция и вымирание населения. Важным уроком для руководства современной России должен являться тот факт, что верхушка Русского царства первоначально противилась возвращению Малой Руси, опираясь на текущие интересы государства и опасения конфликта с западными соседями, однако под давлением разделенного народа пришлось прошение принять. Политолог С. Баранов настаивает: «С учетом требований исторической политики необходим пересмотр трактовки Переяславской Рады.
Ее необходимо рассматривать как акт воссоединения русского народа, в котором меньшинство, — русский народ исторической Малой Руси, — присоединилось к большинству, — русскому народу Российского царства, причем, по собственному волеизъявлению и по многократным просьбам своих предводителей — казацкой старшины.
А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.
И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…» См. Российское законодательство X-XX вв. Акты Земских соборов. Для ведения переговорного процесса между Русским государством и восставшими казаками в Переяславщину из Москвы 9 19 октября 1653 г. В составе московского посольства также были окольничий И. Алферьев, дьяк Л. Лопухин и представители духовенства.
Местом проведения генерального военного совета был избран г. Переяслав, куда посольство прибыло 31 декабря 1653 г. Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 6 16 января 1654 г. В нём приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и 5 других казацких полков и жители Переяслава. Не было представителей от мещан кроме Переяслава и духовенства. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем молчать». Потом, как все умолкли.
Начал речь гетман ко всему народу говорить: «Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король полский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте!
Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем.
По утверждению некоторых источников, он даже успел повоевать против русского царя в битве под Смоленском и получил золотую саблю за храбрость. Восстание же стало результатом личных неприязненных отношений Хмельницкого и польского подстаросты Чаплинского. Ненавидевший Хмельницкого шляхтич разграбил принадлежащий будущему гетману хутор Суботов похитил его сожительницу и жестоко избил его сына. После такого поворота событий Хмельницкий обратился за защитой к Владиславу, но тот лишь ответил: «У тебя есть твоя сабля». Хмельницкий понял намек и решил восстановить справедливость силой оружия, подняв на бунт казаков и договорившись с татарами, чтобы те помогли ему конницей. Одержанные войском Хмельницкого первоначальные успехи привели к тому, что поднялась вся Украина — крестьяне, мещане, казаки. Вскоре восстание перекинулось на Белоруссию. Хмельницкий и его окружение не в состоянии были контролировать «освобожденные» ими территории, да и не особо старались делать это, поскольку с презрением относились к восставшим холопам. В итоге резня и грабежи приняли чудовищные масштабы.
28. Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада, её решения.
Османская империя, Крымское ханство и Московское царство — вот государства, к которым Хмельницкий планировал обратиться за помощью. Хотя, по мнению одного из современных украинских историков, «… нет ни малейшего сомнения в том, что Богдан Хмельницкий в своем противоборстве с польской шляхтой с самого начала рассчитывал, прежде всего, на помощь России». Принятие Войска Запорожского в Российское подданство Еще в 1648 году в Москву было направлено посольство с прошением для государя Алексея Михайловича «о предоставлении военной помощи и принятия запорожского войска в российское подданство». Пока русский царь размышлял, стоит ли ради казаков рушить хрупкий мир с Польшей, запорожцы вышли на связь и с турецким султаном. Есть вероятность, что это была казачья хитрость. Если так, то она удалась. Русский царь не желал видеть у себя на юге турецко-казачьего союза. В конце концов, он решился. Алексей Михайлович принял гетманскую державу «под высокую Государеву руку».
Население, осознававшее себя православным «руським народом», с 16 века оказалось в составе Польско-Литовского государства - Речи Посполитой. Крепостное право отличалось здесь особенно жестким характером. Польская аристократия называла крестьян быдлом - то есть крупным рогатым скотом.
В нем приняли участие около 100 человек, в том числе руководители и депутаты крымского парламента, сенаторы России, представители Луганской Народной Республики, Харьковской и Запорожской областей, лидеры общественных организаций Крыма, крымчане. Спикер Госсовета Крыма Владимир Константинов в приветственной речи отметил, что проводимая на Украине специальная военная операция актуализировала события, которые произошли более 300 лет назад, когда воссоединились «органические части одного государственного тела и одного народа». Абсолютно убежден, что этот список продолжится.
Это естественный процесс. Кто-то хочет его остановить, оттянуть, но историю невозможно обмануть.
Причем военные действия длились 13 лет 1654 - 1667 , а главной целью русской армии в той войне была не Украина, а столица Великого княжества Литовского. Вильно в отличие от Киева и Смоленска удержать не получилось - хотя с 31 июля 1655 по ноябрь 1661 года город находился под властью России4. Почему воссоединение возмутило Василия Ключевского? Примечательно, что и русские историки порой критиковали царя Алексея Михайловича за его украинскую политику, якобы не отвечавшую национальным интересам - очень ярко, например, высказывался маститый Василий Ключевский: "Очевидно, московское правительство, присоединив Малороссию, увидело себя в тамошних отношениях, как в темном лесу. Зато малороссийский вопрос, так криво поставленный обеими сторонами, затруднил и испортил внешнюю политику Москвы на несколько десятилетий, завязил ее в невылазные малороссийские дрязги, раздробил ее силы в борьбе с Польшей, заставил ее отказаться и от Литвы, и от Белоруссии с Волынью и Подолией и еле-еле дал возможность удержать левобережную Украйну с Киевом на той стороне Днепра"5. Почему официальная Украина даже сегодня не опровергает решений Переяславской рады?
Для нынешней Украины, получившей независимость в 1991 г. Для подстраховки украинские историки ссылаются на то, что присяга давалась Алексею Михайловичу, а "высокая рука царя" перестала действовать в 1917 г. Понятно, что в современной реальности многим политикам в Киеве и Переяславскую раду, и добровольное, инициированное самим Хмельницким сближение со "страной-агрессором" очень хотелось бы забыть. Но Богдан нужен им как могущественная и незаменимая историческая фигура, символизирующая традиции державности. И вряд ли внушительное изображение гетмана исчезнет в ближайшее время с ходовой украинской купюры достоинством в пять гривен. Да и сами решения Переяславской рады никаким томосом отменить невозможно. Подробнее см.
18 января 365 лет назад состоялась Переяславская Рада
Переяславская рада – состоявшееся в январе 1654 года собрание выборных представителей казаков, на котором решалось будущее Украинского гетманства. 18 января 1654 года Переяславская Рада одобрила воссоединение с Москвой. В этом году исполнилось 350 лет Переяславской Рады, "юридически" оформившей присоединение (воссоединение) Украины и России.
Присоединение территории Войска Запорожского к России
Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада — EADaily, 18 января 2018 — История | Переяславская рада 1654 года – это собрание представителей преимущественно казаков Запорожского войска, избравших своим государем русского царя Алексея Михайловича. |
365-лет назад состоялось воссоединение России и Украины - Родина | Чтобы с наибольшей ясностью передать атмосферу Переяславской Рады приведем речь гетмана Богдана Xмельницкого произнесенную перед собравшимся народом: – Паны полковники, есаулы, все Войско Запоржское и все православные христиане! |
370 лет Переяславской раде. А было ли воссоединение?
стать Запорожской Сечи единым целым с Московским государством. Михаил Дерегус и Сергей Репин "Переяславская рада". Картина написана в 1954 году. После Переяславской рады представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях западной Руси (Запорожского войска) для принятия присяги от населения на верность царю.
Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад
собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 года в Переяславе, на котором было принародно. 8/21 января 2014 года — 360 лет Переяславской Раде. Нынешняя годовщина присяги Войска Запорожского Низового на верность «Царю восточному, православному» фактически выпала из поля зрения ведущих украинских СМИ и политиков. 16 апреля 1671 года низовые казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок, а захваченных в плен Разина и его младшего брата Фрола. Это порождало проблемы различного характера: религиозного, социального и национального. Переяславская рада 1654 года и ее основные решения. Переяславская рада 1674 года По договоренности с левобережным гетманом Самойловичем, в марте 1674 года в город Переяслав съехались на раду полковники десяти Правобережных полков, не извещая даже об этом своего гетмана Дорошенко.
Воссоединение Малороссии с Россией на Раде в Переяславе
370 лет Переяславской Раде. Как происходило собирание земель русских | Чтобы с наибольшей ясностью передать атмосферу Переяславской Рады приведем речь гетмана Богдана Xмельницкого произнесенную перед собравшимся народом: – Паны полковники, есаулы, все Войско Запоржское и все православные христиане! |
Переяславская рада: как личный конфликт повлиял на судьбы государств — Донецкое время | Переяславская рада (укр. Переяславська рада) — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654[1] года в Переяславе, на котором было принародно принято решение о подданстве казаков царю. |
Переяславская рада 1654 и вхождение Украины в состав России | Переяславская Рада 1654 года. Поиск. Смотреть позже. |
Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад | 18 января 1654 года, 366 лет назад запорожское казачество в ходе Переяславской Рады однозначно приговорило — стать Запорожской Сечи единым целым с Московским государством. |
Переяславская рада. Что это было?
В 1654 году собрание представителей украинского народа (Переяславская рада) приняло решение о переходе подконтрольных Гетманщине территорий под протекторат Московского царства на правах автономии. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. На самом деле присягу царю на «Раде» составили лишь 284 лица, преимущественно жители Переяслава и представители от трех казацких полков — Киевского, Черниговского, Переяславского. Переяславская рада (1654 год): причины и предыстория подписания документа, принципы присоединения Украины к России, где и когда был опдписан документ, историческое значение. собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 года в Переяславе, на котором было принародно. Это событие — Переяславская рада 1654 года, на которой малороссы высказались за воссоединение с Русским царством.