Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы». Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого " Лествицей ", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. В четвертую неделю Великого Поста вслед за поклонением Честному и Животворящему Кресту Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, описателя Лествицы духовной. Вторая Неделя Великого поста – память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле.
Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста
Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала. Вторая Неделя Великого поста – память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле. 14 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, совершается память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского. Какие названия имеют недели Великого поста, чем РИА Новости, 27.03.2024.
Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника
На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. «Лествица», читавшаяся на Руси с древнейших времен, была любимой книгой Н.В. Гоголя, с которой он, по свидетельству современников, «не расставался». Шествуя по пути Великого поста, христиане неслучайно совершают память этого великого подвижника Церкви, ибо он открывает для каждого новый «Декалог» — Лествицу райскую и скрижали духовные, и потому единодушно взывают. Великий пост дан нам для того, чтобы успеть хоть немного продвинуться по ступеням в Царство Небесное. В воскресенье четвертой недели Великого поста пекут лесенки (лесеньки, лестницы, лествицы) – особое постное печенье.
Четвертая неделя Великого Поста. Память святого Иоанна Лествичника
В Неделю 4-ю Великого поста Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника. 26 марта, в четвертое воскресенье Великого поста, отмечается неделя преподобного Иоанна Лествичника. Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, (так же как на второй и третьей неделе) установлены для поминовения усопших.
Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.
На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Поэтому в четвертое Воскресение Поста мы празднуем память преподобного Иоанна Лествичника, создателя одной из наиболее известных книг в истории аскетической и богословской мысли – «Лествица». На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Почему же Великим постом нам так настойчиво рекомендуют «Лествицу»? В четвертую неделю Великого поста, вслед за поклонением честному и животворящему Кресту, Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, списателя Лествицы духовной.
Читаем Ветхий Завет (пятница 6-й седмицы Великого поста, седмицы ваий)
Что такое сны и стоит ли им доверять? Обо всем этом мы поговорим в начале нового дня — в эфире программа «Утро на Спасе». Подписывайтесь на нас.
Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего жара прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн находился в это время в келии и отдыхал.
Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Меня едва не раздавил большой обломок камня, под которым я в полдень уснул. Примечателен следующий пример смирения преподобного. В возрасте семидесяти пяти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Содержание одной из степеней «Лествицы» 22 -я раскрывает подвиг истребления тщеславия.
Содержание одной из степеней "Лествицы" 22-я раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда.
Феофан Затворник Преподобный Иоанн Лествичник, игумен святой Синайской горы, родился около 570 года в Константинополе, в семье знатного вельможи. В шестнадцатилетнем возрасте он приехал в Египет, в монастырь на Синайской горе, и, никому не открывая своего происхождения, вверил себя искуснейшему учителю, старцу Мартирию. Однажды авва Мартирий, взяв с собою святого Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги авве Иоанну и облобызал его руку. Авве же Мартирию ног не умывал. Потом, когда его ученик Стефан спросил, почему он так поступил, авва Иоанн Савваит отвечал: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Через четыре года послушания святой Иоанн принял монашеский постриг. После смерти старца Мартирия, в послушании у которого Иоанн прожил около девятнадцати лет, святой решил удалиться от мира. Сорок лет провел он отшельником в пустыне Фола. Здесь он предался безмолвию, непрестанным молитвам, строгим постам, бдению спал он лишь столько, чтобы через чрезмерное бодрствование не лишиться здравости ума , литературному творчеству и прочим трудам. Возделывал он и свой маленький огород.
Просветительская деятельность
На 17 году своего возраста Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную. Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет — до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру — это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие. Преподобный Иоанн, поставленный руководителем игуменом других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу.
Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали «Лествицу Рая» , кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо. Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей. Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта.
Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет — до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру — это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие. Преподобный Иоанн, поставленный руководителем игуменом других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу.
Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали «Лествицу Рая» , кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо. Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей. Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта. В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного совершенства, благовествует, что дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся радость воскресения Христова Мк.
Это время примирения, а примирение — это радость Божия и наша радость; это — новое начало. Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние — это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся — это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние — это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние — это очищение нашей совести. Покаяние — это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль». И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас — как мы можем отозваться такому Богу? На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них.
Что такое сны и стоит ли им доверять? Обо всем этом мы поговорим в начале нового дня - в эфире программа «Утро на Спасе». Показать больше.
Четвертое воскресенье Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника
Но что значит быть избранным? Разве ее специально к этому готовили? Быть избранным, это значит хотеть и уметь принять Бога. Без оговорок, без оглядок на окружающих, просто полюбить в ответ.
И она ответила Богу взаимной любовью. Так, как до нее никто на земле не смог этого сделать! И что самое главное, даже для такого глобального события, как Спасение человеческого рода, которое навсегда изменило ход истории, необходимо согласие человека!
Сегодня торжественно вспоминая это евангельское событие - Благовещение Пресвятой Деве Марии - не будем сторонними наблюдателями великого Чуда Божия, а хотя бы попробуем ответить Богу на Его Любовь взаимностью и принять Его Святую Волю о нашем спасении! Церковь в это время вспоминает последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. И самым ярким воспоминанием является церковная традиция чтения двенадцати отрывков Священного Писания Нового Завета, так называемых «Страстных Евангелий».
Читая о событиях последних дней земной жизни Спасителя, мы подходим к незримой разделительной черте, где с одной стороны мы, а за чертой Господь, и Он совсем один! Его одиночество и в Гефсиманском саду во время молитвы, и в предательстве учеником, и в неправедном суде, и в страданиях на кресте! Его одиночество сейчас нам кажется настолько очевидным и ужасающим, что каждый из нас готов поддержать Спасителя!
Но разве не то же самое обещал ему Петр, когда клялся быть с Ним, даже под страхом смерти? И где он сейчас? Отказался… А мы не бежим?
Иоанна Лествичника, игумена Синайской Горы, автора «Лествицы» - духовного произведения, хорошо известного не только в монашеской среде, но и среди мирян. Такое название это сочинение получило, потому что последовательность глав в нем соответствует предлагаемому автором порядку восхождения христианина по лестнице духовных совершенств. Фрагмент росписи Знаменской церкви над лестницей на крылос хоры Один из фрагментов росписи Знаменской церкви посвящен «Лествице».
Над лестницей на крылос хоры изображена ведущая в рай к Иисусу Христу лестница, по которой поднимаются монахи, одолеваемые бесами. Это емкое, аллегорическое изображение борьбы воли человека со страстями на пути к добродетели. Ступени лестницы символизируют, что духовное совершенство достигается не сразу, а постепенно, шаг за шагом.
Фрагмент росписи Знаменской церкви над лестницей на крылос хоры Накануне Недели 4-й Великого поста служили Всенощное бдение. Икона на аналое в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника о.
Андрей в алтаре во время всенощного бдения накануне Недели 4-й Великого поста Видео. Всенощное бдение 25. Чтец Андрей читает Апостол Видео.
Ектенья Причастие После Литургии во время пения 33-го псалма о. Андрей раздал всем прихожанам просфоры, обильно окропил всех святой водой. Андрей раздает просфоры после Литургии 26.
Андрей напомнил прихожанам житие прп. Иоанна Лествичника, порекомендовал для изучения его бесценный для монахов и для мирян труд "Лествица". Проповедь о.
Андрея после Литургии Василия Великого 26.
Это духовное творение человека, с ранней юности посвятившего свою жизнь Богу, безусловно, является практическим руководством к спасению души. Мне часто задают вопрос: «Как настроиться на пост, на покаяние, на молитву? Для начала нужна любовь! Именно любовь к Богу может создать нужное настроение. Вот какой пример приводит в своей книге прп. Иоанн Лествичник: «Истинно любящий всегда воображает лицо любимого, и с услаждением объемлет образ его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной. Некто, уязвлен будучи такою любовию, сказал о самом себе то чему я удивляюсь : «аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит» Песн.
Разве здесь уместен разговор о настроении? Этот пример каждому знакомый из жизни. Поэтому, если человек искренне любит Бога, то он не уснет, не поговорив с Ним; не начнет ни какого дела, не посоветовавшись и не обсудив с Ним; не поест, не предложив разделить трапезу с Любимым! И для всего этого не нужно долго настраиваться - нужно любить! А вот другой пример из Лестницы: «По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою». Эта фраза очень точно раскрывает причину любых человеческих проблем. Страх там, где нет любви.
В юности Иоанн получил хорошее образование. В 16 лет он пришел в Египет на Синайскую гору и избрал себе наставника — старца Мартирия. Спустя время был пострижен в иноки. Один из присутствовавших при постриге, старец Стратигий, предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19 лет инок Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти Мартирия Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место Фола, где провел 40 лет в полном безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды Иоанн велел Моисею принести в сад земли для грядок. Выполняя это послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Иоанн находился в это время в своей келье и отдыхал после продолжительной молитвы. Внезапно ему явился некий благообразный муж и, разбудив подвижника, сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности? Когда тот вернулся, Иоанн спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил, что его едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым он уснул.
Кто такой Иоанн Лествичник?
- Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста
- История установления Великого поста
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- 26 марта – неделя преподобного Иоанна Лествичника
По благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника
- 4-я Неделя Великого поста – Неделя преподобного Иоанна Лествичника
- Четвертая седмица Великого поста. неделя преподобного Иоанна Лествечника