Балет Петра Ильича Чайковского в постановке главного балетмейстера Пермского театра оперы и балета Алексея Мирошниченко. Премьера балета «Лебединое озеро» в исполнении театра «Русский балет» в Эрмитажном театре состоялась 27 мая 2001. "Лебединое озеро" считается визитной карточкой многих театров оперы и балета с мировым именем, его ставят не только в России, но почти в каждом подобном театре мира.
Краткое содержание балета «Лебединое озеро» Чайковского
Иванов и М. Первое представление: Петербург, Мариииский театр, 15 января 1895 г. Действие первое Картина первая. Парк перед замком. Сцена первая. Бенно и его товарищи ожидают принца Зигфрида, чтобы весело с ним отпраздновать его совершеннолетие. Входит принц Зигфрид в сопровождении Вольфганга. Начинается пир.
Крестьянские девушки и парни принесли поздравления принцу, который приказывает угостить мужчин вином, а девушек одарить лентами. Подвыпивший Вольфганг распоряжается исполнением приказаний своего воспитанника. Танцы крестьян. Сцена вторая. Вбегают слуги и возвещают о приближении принцессы-матери. Известие это расстраивает общее веселье. Танцы прекращаются, слуги спешат убрать столы и скрыть следы пиршества.
Молодежь и Вольфганг делают усилие, чтобы притвориться трезвыми. Входит принцесса, предшествуемая свитой; Зигфрид идет навстречу матери, почтительно ее приветствуя. Она ласково упрекает его за то, что он пытается обмануть ее; ей известно, что он пировал сейчас, и пришла она не затем, чтобы мешать ему веселиться в кругу товарищей, а затем, чтобы напомнить, что настал последний день его холостой жизни и что завтра он должен сделаться женихом. На вопрос, кто его невеста, принцесса отвечает, что это решит завтрашний бал, на который она созвала всех девушек, достойных стать ее дочерью и его женою; он выберет сам наиболее ему по-нравящуюся. Сцена третья. Бенно уговаривает его заботой о грядущем не портить приятного настоящего. Зигфрид подает знак к продолжению увеселений.
Пир и танцы возобновляются. Совершенно опьяневший Вольфганг смешит всех своим участием в танцах. Сцена четвертая. Еще один прощальный танец — и пора расходиться. Танец с кубками. Сцена пятая. Пролетает стая лебедей.
Молодежи не до сна. Вид лебедей наводит их на мысль закончить этот день охотой. Бенно знает, куда слетаются лебеди на ночь. Оставив опьяневшего Вольфганга, Зигфрид и молодые люди уходят. Картина вторая. Скалистая дикая местность. В глубине сцены озеро.
Справа, на берегу, развалины часовни. Лунная ночь. По озеру плывет стая белых лебедей. Впереди всех — лебедь с короной на голове. Входит Бенно с несколькими товарищами из свиты принца. Заметив лебедей, они готовятся стрелять в них, но лебеди уплывают. Бенно, отправив своих спутников доложить принцу, что они нашли стаю, остается один.
Лебеди, обратившись в юных красавиц, окружают Бенно, пораженного волшебным явлением и бессильного против их чар. Его товарищи возвращаются, предшествуя принцу. Молодые люди собираются стрелять в них. Входит принц и тоже прицеливается, но в это время развалины освещаются волшебным светом и появляется Одетта, умоляющая о пощаде. Зигфрид, пораженный ее красотой, запрещает товарищам стрелять. Одетта выражает ему благодарность и рассказывает, что она, принцесса Одетта, и подвластные ей девушки — несчастные жертвы злобного гения, околдовавшего их, и они осуждены днем принимать образ лебедей и только ночью, близ этих развалин, могут сохранить свой человеческий вид. Их повелитель в образе филина стережет их.
Зигфрид, очарованный, слушает Одетту. В это время прилетает филин; превратившись в злого гения, он появляется в развалинах и, подслушав их разговор, исчезает. Зигфридом овладевает ужас при мысли, что он мог бы убить Одетту, когда она была в виде лебедя. Он ломает свой лук и с негодованием бросает его. Одетта утешает молодого принца. Одетта вызывает всех подруг и вместе с ними старается танцами рассеять его печаль. Зигфрид все более и более очарован красотою принцессы Одетты и вызывается быть ее спасителем.
Он еще никогда никому не клялся в любви и поэтому может избавить ее от чар филина. Он убьет его и освободит Одетту. Последняя отвечает, что это невозможно. Погибель злого гения наступит только в тот миг, когда какой-нибудь безумец принесет себя в жертву любви к Одетте. Зигфрид готов и на это; ради нее ему погибнуть отрадно. Одетта верит его любви, верит, что он никогда не клялся. Но завтра наступит день, когда ко двору его матери явится целый сонм красавиц и он будет обязан избрать одну из них в супруги.
Зигфрид говорит, что только тогда будет женихом, когда она, Одетта, явится на бал. Принц клянется, что никогда не изменит ей. Одетта, тронутая любовью юноши, принимает его клятву, но предостерегает, что злой гений сделает все, чтобы вырвать у него клятву другой девушке.
Принц очарован ими. Взяв арбалет, он устремляется за ними.
Картина вторая Озеро, окруженное деревьями. По водной глади плавно скользят горделивые птицы. Выйдя на берег, они превращаются в прекрасных девушек. Это злой волшебник Ротбарт заколдовал их, лишил человеческого обличья. Только ночью они могут быть самими собой.
Злые чары разрушит лишь сила верной и беззаветной любви. А вот и последний, отставший от других, лебедь. Зигфрид целится в него, натягивает тетеву, и готов вот-вот выпустить смертоносную стрелу. Но птица неожиданно превращается в прекрасную девушку. Это королева лебедей Одетта.
Зигфрид, плененный красотой Одетты, клянется ей в вечной любви. Смутившись, девушка боится поверить в свое счастье. Но их встреча - единственная надежда избавиться от проклятья колдуна. Близится рассвет. Ротбарт, зорко следя за происходящим, мешает влюбленным объясниться.
Он властно возвращает Одетту в свой заколдованный мир.
Сначала он практически полностью повторял версию Петипа-Иванова. Однако в 1920 году хореограф предпринял попытку создать оригинальную сценическую версию балета, усилив драматическое и социальное начала, заострив конфликт мечты и быта. Он также значительно изменил трактовку сюжета и танцевальную пластику. Эта постановка оказалась не по душе ни зрителям, ни артистам, поэтому в 1922 он вернул свою изначальную версию. Тем не менее, этот его эксперимент стал основой для последующих редакций Вагановой и Григоровича.
Одной из главных ошибок Горского стало игнорирование музыки, которую он воспринимал лишь как приложение к балету. Но Горскому удалось структурно перестроить первый акт так, что он смотрелся куда более органично, чем у Петипа. Много внимания он уделил воссозданию исторической эпохи, создав не волшебную сказочную страну, а мир средневековой легенды, в котором присутствовали шут, танец масок и факельное шествие. Позднее бал в средневековом духе появится в постановке Вагановой, Лопухов усилит рыцарские черты в образе Ротбарта, а Григорович и вовсе повернётся в сторону средневековой легенды. Наиболее интересные интерпретации «Лебединого озера» в 20 веке можно условно разделить на те, которые следовали драматургической и идейной концепции 1895 года Лопухов, Сергеев, Бельский , и те, которые с ней порывали Ваганова, Бурмейстер, Григорович. Фото Евгения Рагузина.
Зигфрид стал графом и «мелкобуржуазным» мечтателем. Ротбарт оказывается не волшебником, а обедневшим помещиком, который надеется поправить материальное положение выгодным замужеством дочери Одиллии. Сценическую концепцию устанавливал не столько хореограф, сколько сценарист, искавший вдохновение и пересечение отображения миров в литературной классике, а именно у Гофмана. Сохранив классические композиции Петипа-Иванова, Вагановский спектакль, по сути, продолжал редакцию Горского: в разделении ролей Одетты и Одиллии, в таинственной игре масок. Первый акт балета у Вагановой приобрёл логичность и ясность, он был поставлен совершенно иначе, чем у Петипа. Только пострадала музыка Чайковского, с которой обходились достаточно вольно: так музыкальное вступление вообще было заменено на увертюру из оперы «Воевода».
Зигфрид в её постановке впервые занял своё центральное место в действии, хотя и не имел своей развёрнутой музыкальной и танцевальной характеристик. Он представал лирическим героем, с томиком стихов в руках и в студенческом берете. Не существовало озера вне героя; Одетта потеряла имя, оставшись просто Лебедем — символическим образом мечты героя, принимавшим земной облик лишь в представлении графа. Образ рока и зловещей судьбы воплотился в грозе, обрушившейся на Зигфрида в осеннем парке как предчувствие надвигающейся беды. Мёртвый лебедь внушал графу ощущение тревоги. Этот эпизод предвещает финал балета, в котором Ротбарт, отправившийся на охоту после сорванной помолвки дочери, подстреливает Лебедя.
Все фантастические сцены имели логическое обоснование, а Лебедь стала видением Зигфрида, старавшегося убежать от реальности. В последнем акте выход Одетты — это стремительный бег-танец, агония смертельно раненого Лебедя. Этого не было в редакции 1895 года, но здесь требовалась динамика, которая бы передавала лихорадочно-мучительное состояние умирающей птицы, на костюме которой даже были капли крови. В последующих постановках выдвигание Зигфрида на первый план было поддержано и Лопуховым, и Бурмейстером. У Григоровича танец героя организует действие и связывает отдельные эпизоды. Изначально перед ним стояла задача лишь немного освежить тот спектакль, который уже шёл на сцене Большого театра.
В планах у хореографа было сохранение pas de deux Одиллии и Зигфрида и Ивановской «лебединой» картины, но, как и перед Вагановой, стояла проблема соотнести это с новыми замыслами. Григорович искал выход в музыке Чайковского, опираясь на неё он искал пути к новой хореографии и сценической драматургии. Он уходит от конфликта «быт-мечта». Первое действие делает намеренно излишне пышным, создавая контраст внутреннего мира героя, который, однако, не вступает с ним в прямой конфликт. Он старался избежать героя меланхоличного, рефлексирующего и сентиментального. Изначально хореограф задумывал почти триллер.
Сцена Дня рождения — центральное событие сюжета, здесь впервые герой ощущает разлад с самим собой, ощущая скорую встречу с судьбой и находясь на границе раздвоения личности в образе чёрного двойника, рыцаря зла Ротбарта. Григорович постоянно искал ответ на вопрос, кто такой Ротбарт. Его не устраивала версия абстрактного волшебника, который по непонятным причинам преследует лебедей. Так в его изначальных замыслах Ротбарт появлялся достаточно эффектно: в один момент Зигфрид вдруг обнаруживает напротив него за пиршественным столом человека. Одетта и Одиллия сливаются в некий единый женский мир, который противостоит мужскому миру Зигфрида. Это олицетворение душевного раскола героя, стремящегося к идеальной любви, но оказывающегося в плену житейской страсти.
По другой первоначальной задумке хореографа Ротбарт также не предстаёт абстрактным носителем зла. Это именно он ведёт Зигфрида на озеро, он открывает ему Одетту, и он же препятствует их счастью, представляя ему оборотную сторону идеала — Одиллию. Но в итоге, образ Ротбарта остался неизменным.
В чем смысл балета Лебединое озеро В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покорённый её красотой и потрясённый её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянётся Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Сколько длится Лебединое озеро в Михайловском театре 2 часа 45 минут. Балет в трёх актах. Продолжительность — 2 часа 45 минут с 2 антрактами. Премьера спектакля состоялась 1 октября 2021 года.
Чем заканчивается Лебединое озеро Одиллия очаровывает принца, и Зигфрид объявляет матери о своем решении жениться на ней. Колдун торжествует. Теперь клятва нарушена и Одетта погибнет. Оставить отзыв 1 15.
Ближайшие балеты
- Билеты на Лебединое Озеро
- Сколько по времени длиться Лебединое озеро
- Лебединое озеро (Балет)
- Купить билет на балет Лебединое Озеро в Нижнем Новгороде на сайте
- Энциклопедия балета
- Лебединое озеро - Имперский Русский Балет
Мифы и реальность «Лебединого озера»: почему балерины отказывались танцевать
Для взрослых - это драма любви и верности, история коварства и самого яркого соблазнения. Настоящее погружение в "Лебединое озеро". Именно Иванов придумал невероятные «танцы рук», которыми я так восхищаюсь. Для меня самым долгожданным моментом было перевоплощение балерины из трогательного и светлого образа Одетты в надменный и тёмный образ Одиллии. Непомнящая искусно справилась с этой задачей. Её Одиллия властная, сильная и невероятно красивая противостоит романтичной и искренней Одетте.
Зигфрид любезно благодарит их за честь, которую они ему оказали, приехав на бал, но ни одной из них не предлагает своей руки. Церемониймейстер докладывает, что на бал прибыли новые гости. Появляется Злой гений со свитой. Он принял облик рыцаря Черного лебедя и привел на бал свою дочь Одиллию. Зигфриду кажется, что это Одетта: Одиллия так же двигается и смотрит на Зигфрида тем же взглядом. Принц не замечает, что стоит ему отвернуться, как ее улыбка из нежной делается злой, не замечает взглядов, которыми Одиллия обменивается с волшебником. Злой гений приказывает Одиллии очаровать Зигфрида и вырвать у него признание в любви. Зигфрид покорен Одиллией. Он объявляет матери о своем решении жениться на дочери рыцаря Черного лебедя. Колдун торжествует: теперь Одетта и ее подруги погибнут. Он требует, чтобы принц поклялся в вечной любви к Одиллии. Зигфрид дает клятву. Тогда по знаку волшебника в окне зала появляется образ Одетты. Злой гений исчезает вместе с Одиллией. Зигфрид в отчаянии спешит к лебединому озеру. Действие четвертое Берег лебединого озера. Мрачная, тревожная ночь. Заколдованные девушки ждут возвращения Одетты. Появляется Одетта, потрясенная горем, и рассказывает подругам об измене Зигфрида. Девушки-лебеди тоскуют: надежда на освобождение потеряна. Прибегает Зигфрид. Он хочет вымолить у Одетты прощение за свою невольную измену. Там, в замке, в Одиллии он видел свою Одетту, и к ней была обращена его клятва. Принц вне себя от горя, но Одетта больше не желает его видеть. Одетта танцует в последний раз.
Она обещает, что всю ночь будет летать вокруг замка, и предупреждает Зигфрида о коварстве Злого гения, который постарается заставить его нарушить клятву, а если клятва будет нарушена, то и она и ее подруги погибнут. Наступает рассвет. Девушки снова должны превратиться в лебедей. Зигфрид уверен, что освободит Одетту от власти чародея. Действие третье Приемный зал в замке владетельной принцессы. Собираются гости, приглашенные на бал. Все танцуют национальные пляски тех народов, костюмы которых они выбрали. Одни одеты венгерцами, другие — русскими, третьи — поляками и неаполитанцами. Выходят шесть девушек, из числа которых Зигфрид должен выбрать себе невесту. Зигфрид любезно благодарит их за честь, которую они ему оказали, приехав на бал, но ни одной из них не предлагает своей руки. Церемониймейстер докладывает, что на бал прибыли новые гости. Появляется Злой гений со свитой. Он принял облик рыцаря Черного лебедя и привел на бал свою дочь Одиллию. Зигфриду кажется, что это Одетта: Одиллия так же двигается и смотрит на Зигфрида тем же взглядом. Принц не замечает, что стоит ему отвернуться, как ее улыбка из нежной делается злой, не замечает взглядов, которыми Одиллия обменивается с волшебником. Злой гений приказывает Одиллии очаровать Зигфрида и вырвать у него признание в любви. Зигфрид покорен Одиллией. Он объявляет матери о своем решении жениться на дочери рыцаря Черного лебедя. Колдун торжествует: теперь Одетта и ее подруги погибнут. Он требует, чтобы принц поклялся в вечной любви к Одиллии. Зигфрид дает клятву. Тогда по знаку волшебника в окне зала появляется образ Одетты. Злой гений исчезает вместе с Одиллией. Зигфрид в отчаянии спешит к лебединому озеру. Действие четвертое Берег лебединого озера.
Знатоки того времени и вовсе признали это произведение неудачным и вскоре его сняли со сцены. Главными виновниками такой неудачной постановки были признаны в основном балетмейстер Венцель Рейзингер и Полина Карпакова, исполнявшая партию Одетты. Спустя почти двадцать лет дирекция императорских театров вновь обратила свое внимание на произведение Чайковского, чтобы поставить его в новом сезоне 1893-1894 годов. Таким образом уже новый сценарий спектакля разработал знаменитый Мариус Петипа, и буквально сразу же началась работа над ним, совместно с Чайковским. Но внезапная смерть композитора прервала эту работу, а сам балетмейстер был глубоко потрясен этим. Ученик и помощник Петипа поставил через год одну картину из балета, которая была очень восторженно встречена публикой. После такого успеха и высочайшей оценки критики, балетмейстер поручил Иванову работу над другими сценами, а сам Петипа вскоре смог вернуться к работе над «Лебединым озером». Бесспорно, благодаря стараниям двух постановщиков, сюжет спектакля невероятно обогатился. Иванов решил ввести Белую королеву лебедей, а Петипа предложил противопоставить ей Одиллию. Таким образом возникло «черное» па-де-де из второго акта. Новая премьера состоялась в январе 1895 года в Санкт-Петербурге. Именно с этого момента, балет получил заслуженное признание как среди публики, так и среди музыкальных критиков, а эта версия была признана лучшей. Невероятный восторг у публики вызвала постановка на сцене Венской оперы, состоявшаяся в 1964 году. Любопытно, что режиссером спектакля выступил сам Нуриев. В его варианте все действие было сосредоточенно именно на принце. Стоит отметить, что в основном все академические постановки балета брали за основу версию Л. Иванова и М.
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
Чуть по-другому повернута голова, чуть иначе наклонен корпус, по-другому «поют» руки. Эти плавные, «растительные» движения воскрешают старинные понятия о грациозности и «бархатистости» — очень часто балетоманы прошлого употребляли этот термин. Вместо традиционной четверки танцует тройка больших лебедей и пока еще четверка маленьких, хотя господин Мессерер обещает довести их число до шести как было у Горского. В знаменитом «белом» адажио благоразумно убраны акробатизмы: вместо не самых красивых с эстетической точки зрения переносов распластанной в воздухе балерины с широко раскинутыми ногами, появилась целомудренная поддержка — подъем танцовщицы на плечо партнера.
В Москве этот спектакль увидеть нельзя уже давно — именно его заменила в 1968 году мрачная версия Юрия Григоровича; Петербург сейчас счастливее. Главная роль досталась Екатерине Борченко. Ее белый лебедь удивительно верит в судьбу — и вот в этого принца, что вдруг появился на озере.
Этакая юношеская уверенность, что ничего дурного случиться не может, что вся эта ерунда с колдовством точно скоро кончится и все-все-все будет хорошо — поэтому в каждом движении немножко даже какой-то снисходительности к чрезмерно волнующемуся принцу. Безупречные линии балерины и уверенная ее техника подчеркивают эффект: с девушкой, которая так твердо стоит на ногах, точно ничего дурного не произойдет. А принц Марат Шемиунов — в первой сцене чуть вальяжный, не то чтобы ленивый, нет, но воспроизводящий танцы со спокойным достоинством — при встрече с этим лебедем просто глупеет на глазах от восторга.
Нет, правда, это здорово сыграно: ой, это все мне? Ой, она правда идет ко мне в руки? И изумление на лице, и ресницы хлопают.
И преображение принца в этой истории происходит именно на озере — никаких до того душевных терзаний, стремлений неизвестно куда, прописанных во многих редакциях балета. У него все в порядке — и лишь когда влюбится, вот тогда покой и потеряет. А еще в этом спектакле есть дивные характерные танцы, отрепетированные Аллой Богуславской.
Яркая и остроумная сюита, сочиненная Горским, в том числе блистательный испанский танец, многократно процитированный другими хореографами. Крохотный, отлично наворачивающий большой пируэт Шут Денис Толмачев. Неудачливые невесты принца, провожающие взглядом каждый его шаг.
Злой гений Владимир Цал , взлетающий в немаленьких таких прыжках. И все это безусловно надо видеть — просто для того, чтобы вылечиться от мифа о музее, тоске и мумии. В Петербурге?
Ну да, в Петербурге — не так уж и далеко. Впрочем, будем надеяться, что и в Москву когда-нибудь привезут. Кирилл Веселаго, «Фонтанка.
Во-первых, в отличие от медленно увядающих «императорских» балетных трупп, коллектив Михайловского демонстрирует положительную динамику, и это не может не радовать. Вообще, значение этой премьеры для культурной жизни России трудно переоценить: на фоне всеобщих бессмысленных и беспощадных «переосмыслений» в Михайловском воссоздали спектакль, давно уже занявший своё место в истории русского балета, незаслуженно забытый теми, кому принёс когда-то мировую славу — то есть, Большим театром.
Разговаривать во время спектакля нельзя, даже шёпотом — это некрасиво и мешает соседям.
И помните, что ваш подлокотник — правый. Продолжительность: до 2 часов 30 минут с антрактом. В чем смысл балета Лебединое озеро В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове.
Покорённый её красотой и потрясённый её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянётся Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Сколько длится Лебединое озеро в Михайловском театре 2 часа 45 минут.
Балет в трёх актах. Продолжительность — 2 часа 45 минут с 2 антрактами. Премьера спектакля состоялась 1 октября 2021 года.
Чем заканчивается Лебединое озеро Одиллия очаровывает принца, и Зигфрид объявляет матери о своем решении жениться на ней.
Зигфрид, обманувшись их сходством, устремляется к ней. Злой гений испытывает чувства принца. Одиллия увлекает и очаровывает его изменчивой игрой. Сомнения Зигфрида окончательно рассеяны, он называет Одиллию своей избранницей. Ротбарт торжествует: Зигфрид нарушил клятву, данную Одетте, и значит — нет любви, нет преданности, ничто не в силах противостоять его власти. Перед Зигфридом возникает видение Одетты и, поняв весь ужас обмана, жертвой которого он стал, юноша устремляется к озеру, к Одетте. Картина 4 Тревожная ночь на озере лебедей. Трагическую весть приносит Одетта: принц нарушил клятву.
В душе Зигфрида смятение, он спешит к Одетте с мольбой о прощении. Влюбленных пытаются разлучить черные лебеди, посланные Ротбартом, но Зигфрид побеждает волшебника.
Между деревьями видны мрачные развалины старинного замка. В полночь по озеру проплывает вереница белых лебедей. Выйдя на берег, лебеди кружатся в медленном хороводе. Это заколдованные девушки. Они превращены в птиц Ротбартом, Злым гением, который принимает образ филина. Лишь ночью, около этих развалин, лебеди могут на время вновь становиться людьми.
Появляется Зигфрид с друзьями и охотниками. Зигфрид хочет пустить стрелу, но останавливается, пораженный внезапным превращением лебедя в девушку. Девушки-лебеди окружают принца. Самая прекрасная из них — Одетта — раскрывает Зигфриду тайну чар. Зигфрид готов убить колдуна. Одетта отвечает, что только любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, может снять заклятие. Беседу Одетты и Зигфрида подслушивает обитающий в развалинах Злой гений. Зигфрид дает Одетте клятву верности и обещает, что никто не причинит никакого зла ни ей, ни зачарованным лебедям.
По просьбе принца охотники покидают озеро, оставляя Одетту и Зигфрида наедине. Принц приглашает Одетту на завтрашний бал. Она станет его женой, и чары волшебника будут уничтожены. Но Одетта не может появиться среди людей, пока с нее не снято заклятие. Она обещает, что всю ночь будет летать вокруг замка, и предупреждает Зигфрида о коварстве Злого гения, который постарается заставить его нарушить клятву, а если клятва будет нарушена, то и она и ее подруги погибнут. Наступает рассвет. Девушки снова должны превратиться в лебедей. Зигфрид уверен, что освободит Одетту от власти чародея.
Действие третье Приемный зал в замке владетельной принцессы. Собираются гости, приглашенные на бал. Все танцуют национальные пляски тех народов, костюмы которых они выбрали.
«Лебединое озеро» 6+
Слова ее не находят отклика в душе Зигфрида: он не знает девушки, которая была бы близка его сердцу. Наступают сумерки. Молодежь расходится. Зигфрид грустит: ему жаль расстаться с привольной жизнью в кругу друзей и в то же время в мечтах ему представляется образ девушки, которую он мог бы полюбить. Но где она, эта девушка? Разговоры друзей не занимают Зигфрида.
Лишь стая плывущих по озеру лебедей привлекает его внимание. Зигфрид направляется вслед за ними. Картина вторая Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу к берегу темного озера. Внимание Зигфрида привлекает прекрасная белая лебедь, внезапно превратившаяся в девушку. В сердце принца просыпается чувство любви.
Принцесса-Лебедь Одетта раскрывает Зигфриду тайну тяготеющих над ней и ее подругами чар: злой волшебник превратил их в лебедей, и лишь ночью около этого озера они могут принимать человеческий облик. Чтобы спасти любимую и её подруг, Зигфрид готов убить колдуна. Но увы, это не поможет рассеять чары — только беззаветная любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, может снять с Одетты и девушек-лебедей злое заклятие. Зигфрид, встретив свою единственную, дает Одетте клятву вечной верности. Разговор Одетты и Зигфрида подслушал Злой Гений.
Зигфрид остается один. Его томят неясные предчувствия… Увидев летящих к озеру белых лебедей, принц устремляется вслед за ними. Картина 2 Принц попадает на берег фантастического озера. В мерцающих бликах воды перед ним возникают видения зачарованных девушек-лебедей.
Он видит Одетту, самую прекрасную из них, и замирает, пораженный ее красотой. Ему открывается наконец его романтический идеал. И он клянется Одетте в любви и верности. Принц должен выбрать одну из них и заключить брачный союз.
Появляется Зигфрид, всецело поглощенный воспоминаниями об Одетте. Он безучастно танцует с девушками — никто не может сравниться с его идеалом.
Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия». И действительно, балет на музыку Петра Ильича Чайковского — едва ли не самая известная в мире театральная постановка. Шедевр хореографии был создан 130 лет назад и до сих пор является одной из самых крупных жемчужин в короне мировой культуры. История любви юного принца Зигфрида и прекрасной девушки-лебедя Одетты, омраченная коварным волшебником Ротбартом и его дочерью Одилии с 19 века и до наших дней продолжает трогать сердца зрителей.
Петр Ильич сделал невероятное — создал произведение, где балет и музыка — это единое целое, и выбрал тему любви и измены, то что будет волновать людей вечно.
Вы видите, он добрый, он грустит, ему жаль меня. Принц берет свое ружье и, быстро сломав его, бросает от себя, говоря: — Клянусь, отныне никогда рука моя не подымется убить какую бы то ни было птицу! Забудем все и давай веселиться вместе с нами. Начинаются танцы, в которых принимают участие принц и Бенно. Лебеди то составляют красивые группы, то танцуют поодиночке. Принц постоянно около Одетты; во время танцев он безумно влюбляется в Одетту и умоляет ее не отвергать его любви. Одетта смеется и не верит ему. Клянусь моей рыцарской честью!
Мне кажется, что козни этой колдуньи, готовя тебе какое-нибудь испытание, разрушат наше счастье. Тебя, одну тебя я буду любить всю жизнь! И никакие чары этой колдуньи не разрушат моего счастья! Но довольно, время расставаться, заря занимается. Прощай — до завтра! Одетта и ее подруги скрываются в развалинах. Заря вспыхнула в небе, на озеро выплывает стая лебедей, а над ними, тяжело махая крыльями, летит большая сова. Действие третье Роскошный зал в замке принцессы, все приготовлено для праздника. Старик Вольфганг отдает последние приказания слугам.
Церемониймейстер встречает и размещает гостей. Церемониймейстер, по знаку принцессы, дает приказание начинать танцы. Гости, как мужчины, так и женщины, составляют разные группы, карлики танцуют. Звук трубы возвещает о прибытии новых гостей; церемониймейстер идет встречать их, а герольд возвещает принцессе их имена. Входит старик граф с женой и молодой дочерью; они почтительно кланяются хозяевам, а дочь, по приглашению принцессы, принимает участие в танцах. Затем снова звук трубы, снова церемониймейстер и герольд исполняют свои обязанности; входят новые гости... Стариков размещает церемониймейстер, а молодые девушки приглашаются принцессой к танцам. После нескольких таких выходов принцесса отзывает в сторону сына и спрашивает его, которая из девушек произвела на него приятное впечатление... Принц грустно отвечает ей: — До сих пор ни одна мне не понравилась, матушка.
Принцесса с досадой пожимает плечами, подзывает Вольфганга и гневно передает ему слова сына. Наставник старается уговорить своего питомца, но раздается звук трубы, и в залу входит фон Ротбарт с дочерью Одиллией. Принц при виде Одиллии поражен ее красотой, ее лицо напоминает ему его Лебедя-Одетту. Он подзывает друга Бенно и спрашивает его: — Не правда ли, как она похожа на Одетту? Ты всюду видишь свою Одетту,— отвечает Бенно. Принц некоторое время любуется на танцующую Одиллию, затем принимает сам участие в танцах. Принцесса очень радуется, подзывает Вольфганга и сообщает ему, что, кажется, эта гостья произвела впечатление на ее сына. Между тем танцы продолжаются, и во время них принц оказывает явное предпочтение Одиллии, которая кокетливо рисуется перед ним. В минуту увлечения принц целует руку у Одиллии.
Тогда принцесса и старик Ротбарт встают со своих мест и выходят на середину, к танцующим. Фон Ротбарт торжественно берет руку своей дочерии передает ее молодому принцу. Сцена мгновенно темнеет, раздается крик совы, одежда спадает с фон Ротбарта, и он является в виде демона. Одиллия хохочет. Окно с шумом распахивается, и на окне показывается белая лебедь с короной на голове. Принц с ужасом бросает руку своей новой подруги и, хватаясь за сердце, бежит вон из замка. Действие четвертое Декорации второго действия. Подруги Одетты ждут ее возвращения; некоторые из них недоумевают, куда она могла запропаститься; им грустно без нее, и они стараются развлечь себя, танцуя сами и заставляя танцевать молодых лебедей. Подруги в негодовании уговаривают ее не думать больше об изменнике.
Улетим скорее, вот он идет. Я буду осторожна. Ступайте, сестры, и ждите меня. Все уходят в развалины. Слышен гром.. На сцену выбегает принц, — Одетта... Мы видимся в последний раз! Принц горячо умоляет ее, Одетта остается непреклонной. Она робко озирается на волнующееся озеро и, вырываясь из объятий принца, бежит к развалинам.
Волею или неволею, но ты останешься навсегда со мной! Он быстро срывает с ее головы венец и бросает в бурное озеро, которое уж выступило из своих берегов. Над головой с криком пролетает сова, неся в когтях брошенный принцем венец Одетты. Ты погубил и себя и меня. Я умираю,— говорит Одетта, падая на руки принца, и сквозь грохот раскатов грома и шум волн раздается грустная последняя песня лебедя, Волны одна за другой набегают на принца и Одетту, и скоро они скрываются под водою. Вторая постановка Либретто П. Балетмейстеры В. Иванов и М. Первое представление: Петербург, Мариииский театр, 15 января 1895 г.
Действие первое Картина первая. Парк перед замком. Сцена первая. Бенно и его товарищи ожидают принца Зигфрида, чтобы весело с ним отпраздновать его совершеннолетие. Входит принц Зигфрид в сопровождении Вольфганга.
Лебединое озеро
Стая птиц улетела, осталась только Одетта, превращённая в лебедя. Одетта выходит с лебедями. Это такие же заколдованные девушки, как и она сама. Подруги назвали её королевой, поэтому она увенчана короной. Лебеди исполняют несколько танцев: втроём, затем соло Одетты и вновь массовый вальс. После идёт самая известная в мире балетная постановка — танец маленьких лебедей вчетвером.
Следующая важная сцена — Белое адажио. Между Зигфридом и Одеттой вспыхивает любовь. Пара исполняет длинный танец, позади них танцуют все лебеди. Одетта открывает свою тайну Зигфриду: из-за злых чар она только при свете луны принимает облик девушки. Только искренняя любовь может разбить эти чары.
Мелодия Белого адажио ускоряется, общий танец исполняется немного иначе. Кода, ещё один коллективный танец лебедей. Затем они отходят на второй план, пропуская вперёд двух влюблённых. Одетта и Зигфрид исполняют ещё один парный танец. Принц обещает расколдовать и спасти возлюбленную.
Одетта тревожится: на завтрашнем балу Злой гений помешает спасению. Его чары слишком сильны. Если ему удастся навредить, то Одетта и её подруги навсегда останутся на заколдованном озере во власти Ротбарта. Сцена 3 Собираются гости, приглашённые на бал. Торжество открывается кордебалетом и танцем карликов.
Затем начинается вальс. Чёрное па-де-де — танцовщики, одетые в чёрные костюмы, исполняют танец троих.
Наступает вечер, темнеет. Зигфрид один. Его тревожат непонятные чувства, неведомая сила влечет в прекрасный мир мечты и фантазии… На темную гладь таинственного озера струится лунный свет. Из мерцающих бликов воды возникают прекрасные видения зачарованных девушек, превращенных злым гением в лебедей. Они подвластны его воле, и только верная и вечная любовь к самой прекрасной из них — Одетте — снимет с них роковые чары. Зигфрид видит Одетту и замирает, пораженный ее красотой и окружающей ее тайной. Кто она?
Как постичь эту тайну? Неведомые ранее чувства охватывают принца.
Если её украсть — они станут обычными девушками. Этот переход из мира волшебного в мир реальный сулит и счастье, и невзгоды, присущие действительности, от которой волшебство больше не спасёт. Они становятся уязвимы для всего — старости, болезней, опасностей — всего того, что фее угрожать не может. И именно корона защищает героиню от мачехи.
Когда Зигфрид в конце срывает её, он губит и её, и себя. Такой сюжет сложно выразить языком танца, поэтому первая редакция и оказалась такой слабой. Вторая петербургская редакция держалась на сцене до 1933 года, пока к авторскому замыслу не обратилась Агриппина Ваганова. В последующих после 1877 года постановках мачеху-сову постепенно вытесняет персонаж Ротбарт. И так как «семейная драма» в итоге исчезла с появлением никак к ней не относящегося Ротбарта, то в 1895 году он уже предстаёт просто злым колдуном, который превратил девушек в лебедей. Поначалу он был лишь заменой совы и во втором акте на сцену вообще не выходил.
Расширение его функций появится значительно позже. Все исправления либретто привели к тому, что в финальной сцене стали показывать не срывание короны как магической защиты, а битву Ротбарта с Зигфридом. Хотя момент отрывания крыла и отсылает нас к сцене с короной. В 1877 году Зигфрид совсем не был положительным персонажем. Одетта не простила ему измены и собиралась покинуть его. Именно тогда он и срывает с неё корону, пытаясь силой заставить её быть с ним.
И гибель Зигфрида — это наказание, потому что по замыслу авторов спектакля, нельзя стать счастливым через насилие. В романтическую эпоху образ лебедя соединял два на первый взгляд противоположных начала — свободы и смерти. Отсюда и мотив — рождение свободы через смерть. Лебединая песня — песня прощания с миром и благословения небес. Но стоит отличать романтизм от декаданса, потому что балет завершался мажорным светлым апофеозом — после разразившейся бури перед зрителем предстаёт картина успокоенной стихии как вера в обновляющую силу природы. Красота восторжествовала над смертью, которая может прервать, но не может прекратить жизнь.
Они хотели дать ему новую жизнь, в которой бы учитывались все изменения, произошедшие за это время и в жизни, и в искусстве. Но они столкнулись с рядом трудностей: громоздкий сценарий с кучей подробностей, огромное количество музыки и т. Балет стал сказкой, в которой добро и зло очень чётко разделены и противопоставлены. Возрождение неудавшейся постановки было для Петипа делом чести, а также актом благодарности Чайковскому за «Спящую красавицу». Вот только эту версию сам композитор уже не застал, так и посчитав свой первый балетный опыт полностью провальным. Над новой постановкой Петипа работал вместе с Львом Ивановым.
И если у Петипа всегда был свой стиль, который не особо зависел от музыки, то Иванов очень тонко чувствовал музыку и зарекомендовал себя как лирический хореограф. Он верно ощутил поэтическую структуру в музыке Чайковского и менял части местами именно так, чтобы они были логичны и сочетаемы. Перед Ивановым стояла непростая задача. Вальс на озере изначально лишён мрачных тонов, ведь в первоначальной версии девушки не тяготились проклятием. Хореограф имел дело с той же музыкой, но совершенно другим сюжетом. Однако, он нашёл выход: его Одетта не стала страдающей девушкой, а оказалась очарованной душой, полной трепетного просветления.
Она уединилась от мира, нашла желанный покой, и только любовь к Зигфриду пробуждает в ней жажду вернуться к прошлой земной жизни. Его Одетта — робкое и беззащитное создание. Гордая и замкнутая девушка — воплощение трагического бессилия добра перед земным коварством и волшебным злом. У Иванова кордебалет приобретает новую функцию — он олицетворяет внутреннее состояние девушки, её мысли и чувства. Таким образом, у кордебалета нет и не может быть своей личной драмы. Утратив оперение птицы, Одетта должна утратить и свой «лебединый хор».
Танцы лебедей демонстрируют разные стороны внутреннего мира Одетты: в танце маленьких лебедей — весёлую, юмористическую, и по-детски игривую; в танце больших лебедей — вольную полётную стихию; а вариация Одетты — это монолог об одиночестве, стремлении к полёту, скованному неволей. В спектакле Петипа-Иванова кордебалет белых лебедей прорывали чёрные лебеди. По задумке Петипа, они должны были контрастировать со стройными рядами белых, резвиться вокруг них. Но в итоге, чёрный лебеди просто повторяли движения белых, как символ мрачных мыслей, проникающих в это безмятежное царство.
Считается, что Чайковского вдохновило посещение Баварии, где композитор увидел знаменитый Нойшванштайн — «лебединый замок» короля Людвига Второго. В 1871 году композитор написал для своих родственников одноактный детский балет «Озеро лебедей». Поводом для создания легендарной партитуры «Лебединого озера» стал заказ Московской дирекции Императорских театров. Чайковский впервые написал ритмически удобную для танцев музыку, но на место простоватых мелодий и незатейливых дивертисментов пришли высокие поэтические обобщения, сквозные лирические темы, что впоследствии позволило по-новому подойти к созданию всей мировой хореографии. Необычайная популярность сделала балет «Лебединое озеро» символом всего академического балетного искусства. О спектакле Прообразом полномасштабной постановки легендарного балета на сцене театра «Царицынская опера» стал одноактный проект «Танцы лебедей», поставленный главным балетмейстером театра Татьяной Ерохиной на основе второго акта «Лебединого озера» в феврале 2010 года.
Возможность поставить балет в формате объемного спектакля в трех действиях с использованием световых эффектов, декораций, специально созданных костюмов, появилась лишь 2014 году, благодаря полученному театром Гранту Губернатора Волгоградской области для поддержки творческих проектов в сфере театрального искусства. Балетмейстером-постановщиком и создателем сценической редакции хореографии спектакля выступила заслуженный работник культуры РФ Татьяна Ерохина, дирижёром-постановщиком — лауреат международных конкурсов Юрий Ильинов. Недостающую первую картину первого акта легендарного балета балетмейстер-постановщик Татьяна Ерохина смогла представить публике 10 июня 2022 года. Теперь в репертуаре театра «Царицынская опера» спектакль существует в своей обновленной версии, в полномасштабном классическом его варианте.
Балет «Лебединое озеро»
В этот раз мы посмотрели балет «Лебединое озеро» в постановке Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира В. Балет Лебединое озеро 6+. подробная информация, 12+.
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
Цена билетов на балет «Лебединое озеро», показ которого пройдет в «Большом театре» 26 и 27 мая 2023 года – от 5300 до 15 тысяч рублей. Балет в 3-х действиях Автор: П. Чайковский Постановка: Тимур Балтачеев Длительность: 150 мин. ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО 25 марта, 19:00. Балет в 2-х действиях Музыка Петра Чайковского Хореография Мариуса Петипа, Льва Иванова. одно из самых ярких явлений в музыкальной культуре, мировой символ русского балета.
Почему именно балет?
- "Зачем-то потребовалось крутить ни в чем не повинное "Лебединое озеро". Балет вне политики - ТАСС
- Лебединое озеро. П. Чайковский. Спектакль театра "Кремлёвский балет"
- ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО (СПб Театр Балета им. П. И. Чайковского) - Александринский театр
- Написать отзыв
Сколько по времени длиться Лебединое озеро
Балет Лебединое озеро 6+. Балет «Лебединое озеро» стал одним из самых исполняемых в мире балетов, создано множество его редакций. «Лебединое озеро» по праву можно назвать жемчужной русского балета! Купить билеты на балет Лебединое озеро в Москве, билеты по цене от 1000,00 руб. 28 июля 2024 г. в 19.00, РАМТ Лебединое озеро, официальные электронные билеты на балет на сайте