Ранее в прессе появлялась информация, что во время встречи с губернатором Тверской области Игорем Руденей президент усомнился, что митрополита Филиппа в XVI веке задушил именно Малюта Скуратов. Житие святителя Филиппа, митрополита Московского, можно отредактировать, если версия о том, что он не был убит Малютой Скуратовым, подтвердится. «Злобы пособником» при низложении митрополита Филиппа выступил архиепископ Новгородский Пимен, возглавлявший Соборный суд. Составленный клеветниками и обвинителями митрополита Филиппа текст жития содержит множество странностей.
Президент Путин назвал альтернативную версию гибели митрополита Филиппа
Фантастических подробностей напридумывали – да: якобы Филипп сидел в кандалах, якобы Малюта задушил старика веревкой, а тело бросили в воду, якобы Малюта нанес удары ножом под сердце и в живот; и вот уже совсем сказка о том, как Филиппа сожгли на «горящих угольях». 2. Вполне вероятна версия митрополита Иоанна Снычёва о том, что Филипп уже был убит ко времени прибытия Скуратова в монастырь. Будущий митрополит Филипп происходил из знатного рода бояр Колычевых. 22 марта 1568 года произошло первое открытое столкновение митрополита Филиппа с царём Иваном Грозным. Предчувствия оправдались: он умер 23 января – на следующий день после памяти митрополита Филиппа, задушенного Малютой. Картина со сценой убийства митрополита Филиппа Малютой Скуратовым.
Президент Путин назвал альтернативную версию гибели митрополита Филиппа
митрополите Филиппе, его противостоянии с Иваном Грозным и о. В "Житии митрополита Филиппа" говорится, что митрополита убил помощник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Ранее в прессе появлялась информация, что во время встречи с губернатором Тверской области Игорем Руденей президент усомнился, что митрополита Филиппа в XVI веке задушил именно Малюта Скуратов. Она исполнилась: гнусный Скуратов задушил святого мужа, но, желая скрыть убийство, объявил игумену и братии, что Филипп умер от несносного жара в его келии» — так писал Карамзин о смерти митрополита Филиппа.
Путин высказал версию гибели митрополита Филиппа, не связанную с Малютой Скуратовым
Остановить массовые казни попытался митрополит Филипп. 25 июля 1566 года Филипп был поставлен митрополитом, и начал совершать одну ошибку за другой. Составленный клеветниками и обвинителями митрополита Филиппа текст жития содержит множество странностей. Житие святителя Филиппа, митрополита Московского, можно отредактировать, если версия о том, что он не был убит Малютой Скуратовым, подтвердится. Подземная келья митрополита Филиппа, где по житию он был задушен.
Путин высказался о второй версии гибели митрополита Филиппа
Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. В «Житии» святителя Филиппа нет ни слова о том, что Царь Иоанн Васильевич отдавал какое-либо указание Малюте Скуратову убить Митрополита Филиппа. Кто и за что убил митрополита Московского Филиппа II.
Иван Грозный и смерть митрополита
Видимо по обвинению в чародействе. По указанию царя ноги бывшего митрополита были забиты в деревянные колодки, руки заковали в железные кандалы. Его посадили в монастыре Николы Старого, где морили голодом. Но Иоанну Грозному было мало доставить ему физические страдания, хотелось еще заставить страдать его и нравственно.
Так, казнив племянника святителя, царь прислал его голову, зашитую в кожаный мешок, Филиппу со словами: «Вот твой сродник, не помогли ему твои чары». Спустя некоторое время бывший митрополит был сослан в отдаленный Отрочь-Успенский монастырь в Твери. А 23 декабря 1559 года туда прибыл посланный царем один из руководителей опричнины Малюта Скуратов.
Официальным поводом для его приезда было попросить благословения на поход в Новгород.
Президент России Владимир Путин отметил наличие различных версий гибели митрополита Филиппа в Твери во времена Ивана Грозного, помимо утверждений о его убийстве Малютой Скуратовым. Эта тема была упомянута во время встречи главы государства в понедельник с губернатором Тверской области Игорем Руденей. Глава региона в ходе встречи рассказал об инициативе передвинуть речной вокзал, построенный на месте снесенного в советские годы древнего Отроч монастыря.
И голову племянника митрополита в мешке посылал в место заточения Филиппу он сам, Грозный.
Царь боялся поднять сам руку на разгневавшего его Филиппом из-за всенародного почитания, он же сам его уговорил стать митрополитом в 1566г. Но людей из его окружения казнил щедро. Напомню, что Филипп отказался дать Ивану благословение по причине разгула того, что называется опричнина, а такое не проходит без последствий. Молчи, Филипп, не прекословь державе нашей, не то постигнет тебя гнев мой! Иван Грозный Н.
Черкасов - слева разгневан за отказ дать благословение и на обличения на Филиппа А. Абрикосов Обсуждаю здесь жестокость Истории в т. Именно он, а не Малюта вроде как устранил Филиппа как опасного свидетеля происков в церковной среде, приведших к переговорам с Литвой архиепископа Новгородского Пимена, главного неприятеля Филиппа, вроде как помогавшему на соборе царю устроить опалу митрополиту. Но если всё так просто и любой кандидат ист. В фильме "Иван Грозный" 1944 Пимен А.
Мгебров слева уговаривает Филиппа стать на сторону бояр и поставить на место царя в момент, когда митрополит находится у гробов казненных родственников. Или Скуратову самому не нужно было следствие по делу смерти святителя? Опричник зашел в келью, убедился, что заключенный мёртв, поругал для острастки, похоронил человека и уехал. А главный подозреваемый Кобылин отделался только ссылкой в пору, когда потерять голову было проще простого, тем более за небрежение своими обязанностями? Что там могло произойти - растопили жарко печку и закрыли дымоход?
Или стало так жарко в келье, что случился сердечный удар? Бытовой случай. Или с актёрской точностью имитация несчастного случая, как бы вдруг Филипп не вошел вновь фавор к переменчивому царю! Правда, "коллеги по цеху", что Пимен, что Пафнутий, должны были догадываться, что для благосклонности Филиппа царю Ивану нужно было покаяться и отменить опричнину, отменить репрессии, которых эти священники и боялись. А если это они и уморили митрополита, то как-то не слишком уж разгневался наш "добрый" Грозный при известии о смерти бывшего высшего духовного лица, у которого он даже хотел взять благословение.
Мне кажется, что смерть Филиппа могла спасти архиепископа новгородского Пимена и Филофея Рязанского от немедленной смертной расправы по причине того, что смерть одного духовного лица уже было много даже для того ещё общественного мнения. К чему Ивану Грозному было утяжелять свой счет по части церкви? Архиепископ Пимен, лишенный сана и подвергшийся надругательствам, скончался 25 сентября 1571 года в ссылке. Просто так каких-нибудь сомнительных людей к святителям не причисляют. С другой стороны, к чему были Ивану возможные обличительные речи Филиппа по поводу его предстоящего многотысячного погрома, устроенного опричниками в Новгороде.
Это понимал и Малюта Скуратов, которому святитель отказался передать благословение на поход в Новгород. Подобное соображение верного слуги царя могло и выступать мотивом убийства, описанного в житии. Этот самый мотив убийства, который современные поклонники Грозного и Скуратова, называя себя историками, в упор не хотят видеть. Ужас и беззакония царили вместе с Грозным на земле русской, а это то эти господа и не желают признавать. Им нужен святой Грозный царь.
Напомним скептикам, что в 1591г. Так может быть, и свидетельства Кобылина о том, что за три дня до своей кончины Филипп её предвидел, также правда? Согласитесь, что придумать слова в устах заточенного о скором совершении подвига, в чём-то схожими с откровениями Христа перед арестом, может придумать далеко не всякий злоумышленник. Нужен незаурядный ум Агаты Кристи. А нельзя ли в противовес допустить мысль, что последний разговор Скуратова и Филиппа кто-то наблюдал потаенным образом, как это нередко бывает в местах заточения?
И отсюда стал известен весь этот диалог. В противном случае - при отсутствии слухового окна тюремщика - весь разговора опричника и священника является чистой импровизацией рассказчика, основанный на знании закаленного характера заточенного.
Однажды, 22 марта 1568 года, Филипп и вовсе отказался признать Ивана Грозного, который пришел в храм в одежде простого опричника. Благословение от митрополита царь в тот день получил лишь после просьбы бояр. Неудивительно, что вскоре Филипп подвергся опале и был сослан в тверской Отроч Успенский монастырь.
В качестве предлога для примирения накануне новгородского похода царя в 1569 году к святителю Филиппу за благословением выехал Малюта Скуратов. Незадолго до этого Григорий Лукьянович был назначен головой опричного сыскного ведомства по делам государственной измены и стремился доказать царю свою преданность. Сторонники гибели митрополита Филиппа от руки опричника утверждают, что Малюта Скуратов 23 декабря 1569 года вошел в келью к опальному священнослужителю, где с наигранным смирением попросил благословить Ивана Грозного на поход для искоренения измены в Новгороде и Пскове. С одной стороны, низложенный митрополит Филипп понимал, что отказ от благословения означает его немедленную смерть, а с другой — не мог не догадываться, сколько смертей принесет этим городам поход опричного войска. По легенде, святитель произнес: «Не кощунствуй, а делай то, зачем пришел».
Малюта Скуратов, очевидно, ожидал подобного ответа, поскольку тут же бросился на Филиппа и задушил его подушкой. Затем высокопоставленный опричник прошел в покои настоятеля монастыря, где заявил, что бывший митрополит скончался от угара, поскольку в его келье было слишком жарко. Эта версия событий хотя и не подкреплена неопровержимыми фактами, но считается общепризнанной. Ее сторонниками являлись такие выдающиеся историки, как Н. Карамзин, С.
Соловьев и Н. Тем не менее подробное изучение косвенных фактов говорит о том, что Иван Грозный не имел никакого отношения к смерти святителя Филиппа. Каждое значительное событие в жизни государства всегда находит свое отражение в летописях и иных письменных документах.
11. Смерть митрополита
Во время очередного богослужения в кремлёвском Успенском соборе митрополит отказал царю в благословении и просил его прекратить преследование невинных. Грозный пришёл в ярость и обещал наказать Филиппа и его «сообщников». Царь не заставил долго ждать. На следующий же день по его приказу опричники казнили несколько бояр и арестовали ряд приближённых Филиппа, чтобы выпытать у них что-нибудь порочащее митрополита. Самого его Грозный в тот момент не тронул, всё же святитель пользовался народным уважением и поддержкой. Приближённые царя, конечно, убеждали его покарать Филиппа, ведь он обличал все их злодеяния и стяжательство. Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного.
Wikimedia Commons Вскоре Филипп на службе в Новодевичьем монастыре при царе сделал замечание опричникам, которые во время чтения Евангелия не сняли шапки. Разгорелся конфликт, и в пылу его Иван назвал митрополита мятежником. После этого начался церковный суд над Филиппом. Во время «расследования» в ход пошли показания лжесвидетелей, перспективы оправдания это дело не имело. Митрополит решил снять с себя сан ещё до окончания процесса. Царь заставил его провести последнюю службу в Успенском соборе, где и унизил Филиппа.
Опричник Фёдор Басманов объявил с митрополичьей кафедры о низложении митрополита. Со святителя сорвали соответствующее его высокому сану облачение и в рваной монашеской рясе отправили под арест. Филиппа заточили в Богоявленском монастыре, где не позволяли ему достаточно есть и пить, окунали в фекалии, заковали в кандалы. Так Грозный отомстил ему. Однако и этого оказалось мало. Нескольких родственников заключённого подвергали жесточайшим пыткам, после чего казнили.
Царь распорядился принести арестованному Филиппу отрезанную голову его любимого племянника Ивана Колычёва со словами: «Вот твой сродник, не помогли ему твои чары».
Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области - подписывайтесь на канал 47news в Telegram Увидели опечатку? Сообщите через форму обратной связи.
Картина построена на контрасте, который проявляется не только в изображении главных персонажей, но и второстепенных деталей. Вид темницы, ее устройство свидетельствуют о молитвенном подвиге святителя, о его постоянном бдении и заботе о собственной душе. Личность Малюты внушает зрителю противоположное чувство — вся его фигура, решетка темничной двери, выставленная вперед нога: всё это свидетельствует о его злонамеренном деянии. Как христианин палач мог отпустить свою жертву, но Малюта не чувствует ничего — ему безразлично, кого убивать. Его зачерствевшая душа утратила всякое человеческое чувство и разумение, для него нет ни Бога, ни души, ни загробного мира. Перед нами по сути дела чудовище, утратившее человеческий облик.
Царь даже после наложения опалы продолжал считать святителя Филиппа законным митрополитом. Более того, публично низложившие священнослужителя опричники Алексей и Федор Басмановы с Афанасием Вяземским накануне новгородского похода сами оказались под арестом. Впоследствии, по одной версии, они были казнены, а по другой — сосланы в тюрьму в Белозерский монастырь, где вскоре скончались. Таким образом, в 1569 году Иван Грозный имел не только желание, но и возможность помириться с Филиппом, вернув его на митрополичий престол.
Ни одного исторического документа о том, что Малюта Скуратов получил распоряжение расправиться с низложенным митрополитом в случае отказа благословить царя, естественно, не существует. В то же время пристав Стефан Кобылин, охранявший святителя Филиппа, официально сообщил, что тот умер в результате несчастного случая — угорел. Логично предположить, что Малюта Скуратов просто опоздал и, приехав в монастырь за благословением, нашел священнослужителя уже мертвым, за что устроил разнос настоятелю. В то же время, учитывая негативное отношение историков и мировой общественности к опричнине и Малюте Скуратову, логично предположить, что версия с удушением могла быть вымыслом и сознательным оговором.
При этом важно отметить, что пристав Стефан Кобылин за то, что не уберег Филиппа, был пострижен в монахи и заточен в Спасо-Каменный монастырь. Все монахи, кто клеветал на низвергнутого митрополита, также подверглись жесткой опале. Однако эти репрессии не коснулись Малюты Скуратова. Очевидно, царь не считал главу своего сыскного ведомства виновным в смерти святителя Филиппа.
В то же время подобных документальных подтверждений в отношении бояр, заподозренных в измене, — множество. В силу своего противоречивого характера Иван Грозный сочетал в себе качества талантливого государственного деятеля и глубоко верующего, но эмоционально неуравновешенного человека. Хорошо известно, что царь сильно переживал из-за всех казненных и убиенных по его приказу людей, неоднократно пытаясь отмолить свои грехи. Однажды во время очередного раскаяния в 1583 году по указанию Ивана Грозного был составлен интересный документ, получивший название «Синодик опальных царя Ивана Грозного».
Please wait while your request is being verified...
Как видишь, официальная версия смерти митрополита мягко говоря неоднозначная, изложена сильно позже события, во времена передела власти на Руси после смерти Ивана Грозного. Потому ряд исследователей ставит ее под сомнение. Старичок как минимум мог сам помереть, а Скуратов лишь обнаружил его тело. Отчего же через год, когда как минимум в том же 1569-м? Не надо ничего двигать. Помилуй бог. Оччень красивый был. Да там по ссылке слово "вероятно с 1969".
Например, стоило кому-либо поддержать условного оппозиционера, как сразу нарисовывались опричники, которые доставляли «виновного» в один из страшных московских подвалов, ну а там уже… Понятно, что там. Не становились исключением и близкие для царя люди, в том числе, церковные иерархи, которые в России всегда пользовались особым уважением вплоть до самой Октябрьской революции. Один из таких примеров — митрополит Филипп. До некоторого момента о церковной службе он даже не помышлял, хотя и был верующим человеком — готовился к делам государственным да торговым. Будучи дальним родственником Рюриковичей, он еще в юности попал ко двору Василия III, а потом, после его смерти, чуть ли не нянчился с будущим Иваном Грозным, родившимся в 1530 году. И вот здесь всплывает одна интересная деталь — Колычевы попали в опалу в 1537 году из-за того, что не поддержали в боярской борьбе Глинских, то есть родственников будущего царя по материнской линии, а встали на сторону князей Старицких, в первую очередь, Андрея Ивановича, который чуть Новгород от Москвы не «обособил». Казалось бы, должен был Федор Степанович запомниться малолетнему правителю исключительно негативно, но тот напротив, всю жизнь считал митрополита своим другом, доверял ему, во всем помогал, заступался перед ненавидевшими его опричниками. Странно, конечно, но не нужно забывать, что Грозный был человеком достаточно сентиментальным, а Колычев в свое время скрашивал тяжелое детство мальчугана.
Филипп изображен стоящим на коленях перед образом Иисуса Христа. Он погружен в молитву, предав себя полностью в руки Божественному Промыслу. Картина построена на контрасте, который проявляется не только в изображении главных персонажей, но и второстепенных деталей. Вид темницы, ее устройство свидетельствуют о молитвенном подвиге святителя, о его постоянном бдении и заботе о собственной душе. Личность Малюты внушает зрителю противоположное чувство — вся его фигура, решетка темничной двери, выставленная вперед нога: всё это свидетельствует о его злонамеренном деянии. Как христианин палач мог отпустить свою жертву, но Малюта не чувствует ничего — ему безразлично, кого убивать.
Филиппа, а также рассказывает о том, как он якобы убил святого узника, хотя сами же авторы текста «Жития» утверждают: «никто не был свидетелем того, что произошло между ними». На недостоверность данного эпизода указывают как светские, так и православные исследователи. Так, Г. Федотов, давая оценку приводимых в «Житии» диалогов, указывает на то, что речь св. Филиппа «драгоценна для нас не как точная запись слов святителя, но как идеальный диалог… так как она не носит характера подлинности». И добавляет, что слишком многое в этих памятных словах принадлежит красноречивому перу историка Карамзина. Выгораживая себя, составители «Жития» указывают заказчиков клеветы на святого Филиппа, которыми являлись «злобы пособницы Пимен Новгородский, Паф-нутий Суздальский, Филофей Рязанский, сиггел Благовещенский Евстафий». Последний, духовник царя, был «нашептывателем» против св. Филиппа перед царем: «… непрестанно яве и тайно нося речи неподобныя царю на св. Об архиепископе Пимене «Житие» говорит, что он, первый после митрополита иерарх русской Церкви, мечтал «восхитить его престол». Чтобы осудить и низложить св. Филиппа, они провели свой «собор», который, по словам Карташева, стал «позорнейшим из всех, какие только были на протяжении русской церковной истории». Таким образом, имена врагов святого Филиппа, как клеветавших на него, так и заказавших клевету и осудивших его, хорошо известны. Что касается отношения государя к св. Филиппу, то из «Жития» становится ясно, что царь был обманут. Как только он убедился, «яко лукавством належаша на святого», то сразу подверг клеветников опале и ссылке. Святитель Димитрий Ростовский, составитель последнего канонически безупречного текста Четьих Миней, не упоминает о том, что царь как-либо причастен к кончине митрополита. Кроме того, Курбский указывал, что царь «аки бы посылал до него митрополита Филиппа. То есть обращался с просьбой вернуться на митрополию. Таким образом, источники, «свидетельствующие» об убиении свт. Филиппа Скуратовым-Бельским по приказу царя, составлены во враждебном царю окружении, причем много лет спустя после описываемых событий. Их составители пишут с чужих слов, испытывают ярко выраженное неприятие проводимой московским правительством политики централизации и охотно повторяют слухи, порочащие московских государей. Эти первоисточники слишком предвзяты и ненадежны. Притом сами факты — суд над святителем по наущению ряда высших иерархов Церкви, лишение его сана, ссылка и мученическая кончина — не подвергаются автором данных строк ни малейшему сомнению. Однако обвинение царя Иоанна Грозного в том, что все это совершилось по его прямому повелению, не имеет под собой никаких серьезных оснований. Для выявления истины необходимо непредвзятое и серьезное научное исследование. Более того, необходимо провести анализ мощей свт. Филиппа на содержание яда. Нисколько не удивлюсь, если яд будет обнаружен, и это будет тот же яд, которым отравили царя Иоанна Васильевича и почти всю царскую семью. Кроме того, при ознакомлении с подробностями убийства неизбежно возникает вопрос: а для чего, собственно, Грозный приказал убить св. Конечно, если априори признать жестокость Иоанна, то других доказательств и не надо. Но на суде истории хотелось бы иметь улики повесомей. Древние в таких случаях спрашивали: кому выгодно? Имена недругов святителя хорошо известны и упоминались выше.
Штыками изорвали портреты
- Путин рассказал об альтернативной версии гибели митрополита Филиппа - Российская газета
- Жизнь и смерть митрополита-4
- Филипп II (митрополит Московский) — Википедия
- Путин заявил, что убийство митрополита Филиппа Малютой Скуратовым — версия
- Монах из боярского рода
ФИЛИПП МОСКОВСКИЙ
Малюта Скуратов был монахом. Святитель Филипп не был им убит. | Митрополит Филипп как будто прожил несколько разных жизней, и все они укладываются в его, не столь уж длинную, судьбу. |
23 декабря 1559 года Малюта Скуратов задушил подушкой митрополита Филиппа. | Малюта зашел в келью к старичку, взял подушку, задушил митрополита, после чего выскочил из кельи с матюками побежал к настоятелю, обвиняя того в том, что по недосмотру этого самого настоятеля, митрополит Филипп угорел в своей келье до смерти. |
Путин высказался о второй версии гибели митрополита Филиппа в XVI веке | 25 июля 1566 года Филипп был поставлен митрополитом, и начал совершать одну ошибку за другой. |
Президент Путин назвал альтернативную версию гибели митрополита Филиппа | 360° | Житие святителя Филиппа, митрополита Московского, можно отредактировать, если версия о том, что он не был убит Малютой Скуратовым, подтвердится. |
One moment, please... | Ранее в прессе появлялась информация, что во время встречи с губернатором Тверской области Игорем Руденей президент усомнился, что митрополита Филиппа в XVI веке задушил именно Малюта Скуратов. |