Как символ буддизма Колесо Сансары означает непрерывный круговорот: рождения и смерти, в котором душа ищет пути обретения свободы. отягощенный страстями круговорот души в цепи воплощений, из которого лишь просветление открывает путь в нирвану.
Круговорот душ в индуизме - 7 букв. Ответы для кроссворда
Каким словом назвать круговорот души у буддиста? Первая "С" | отягощенный страстями круговорот души в цепи воплощений, из которого лишь просветление открывает путь в нирвану 7 букв. |
Блуждание в безначальном круговороте существований | Главная» Новости» Приносит новости 7 букв сканворд. |
Блуждание в безначальном круговороте существований | Круговорот души буддиста. Сансара в индуизме. Тханка Бхавачакра. |
Направление буддизма 7 букв
В традициях йоги описываются несколько путей освобождения из цикла сансары и достижения мокши. В монистической адвайта-веданте , которая оказала сильное влияние на йогу в индуизме, Брахман рассматривается как безличная и бесконечная реальность выступающая на контрасте с буддистской концепцией шуньяты , при осознании которой все временные проявления, такие как сансара, космос , дэвы и различные формы Бога представляются манифестациями безличного Брахмана. В философской школе санкхья — одной из шести ортодоксальных школ в философии индуизма — принимается существование двух тел: грубого материального тела, называемого стхула, и тонкого материального тела, которое не разрушается после смерти грубого и переходит в следующее физическое тело, получаемое индивидом в цикле сансары. Тонкое материальное тело состоит из трёх элементов: Буддхи «сознание» Аханкара «эго» Манас «ум как центр чувственного восприятия» В круговороте сансары живые существа , эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов , насекомых , растений и даже минералов — до самой возвышенной позиции дэвы -творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях, и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать. Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа джива после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия локи и пребывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически это делает возможным памятование о прошлой жизни джатисмара — способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик.
В буддизме примерами джатисмары являются истории Джатаки , в которых Будда основатель буддизма Сиддхартха Гаутама рассказывает о своих прошлых воплощениях. В буддизме[ править править код ] В буддизме под сансарой понимают мир страданий дуккхи , страстей и несвободы, неразрывно связанный с повторяемым циклом рождений и смертей [1] [2] [3]. В шастре «Спасение украшения» сансара описывается следующим образом: «Истинная сущность её пустота , вид её обман, признак её мучение и рождение». В частном случае под сансарой также может пониматься « сознание обычных существ», которое подвержено « неведению , гневу, страстной привязанности» и другим омрачениям [4] , или общая последовательность подобных состояний сознания, непрерывно сменяющих друг друга в каждый момент времени [5]. Будда Шакьямуни описывал сансару следующим образом [6] : Нельзя найти того мгновения, начиная с которого создания, заблудившиеся в невежестве, скованные жаждой бытия, пускаются в свои странствования и блуждания.
Это — тонкий мир, способный разрушаться и возрождаться. Любая форма жизни — начиная от бактерий и заканчивая Брахмой, творцом Вселенной , может перерождаться и получать новый образ. К примеру, о человеке несчастном, злом и одиноком говорят, что в прошлых воплощениях он совершил много дурного.
Теперь же его предназначение — искупить вину. Если же человек тяжко и много трудился, зарабатывая на жизнь честно, то в следующей жизни он может стать беззаботной порхающей бабочкой, которая не ведает подобных тягот. Приверженцы этой религии верят, что существует шесть лок миров. Эти шесть лок являются низшими мирами, где может произойти перерождение души. Наивысшим из миров сансары является лока дэвов богов. Здесь царят гармония и величие, абсолютный покой и сила. За ним следует асура-лока. Это — обитель демонов именно их называют асурами.
Он являет собой некое тёмное царство. Здесь нет той упорядоченности, что в божественном мире, однако существуют свои правила и принципы. Кроме того, в асура-локе есть иерархия, которая регламентирует подчинение главным демоническим сущностям. Это — привычный нам мир людей, общения, хлопот, печалей и радостей.
Но чаще всего дхваджа выступала в качестве эмблемы Шивы, великого бога смерти и разрушения, на стяге которого был изображен трезубец.
Данный трезубец был символом победы Шивы над тремя мирами или «тремя городами» на земле, под землей и на небе. В воинском искусстве Индии армейский стяг нередко принимал страшные формы, чтобы пугать противника. Он мог быть изображен в виде, к примеру, головы, насаженной на кол, или содранной с противника или жертвы кожи. Нередко использовались головы и шкуры диких и опасных зверей, таких, как тигр, волк, бык, крокодил. Кроме того, на стяг помещали крупные изображения других страшных животных или насекомых: гаруды, ворона, змеи, скорпиона.
Остов дхваи выполнен из драгоценных камней. На верхушке красуются месяц и солнце, а свисающий тройной флаг — из трех видов шелка разного цвета. Украшают его «три победоносных гармоничных существа». В соответствии с тибетской традицией, 11 вариантов флага соответствуют 11 определенным способам преодоления завес. Множество вариаций знамени можно увидеть на крышах монастырей и храмов: четыре флага, как правило, расположены в углах крыши и означают победу Просветленного над четырьмя марами.
Самый традиционный вид флага — это цилиндрический стяг на длинном деревянном столбе. Верхушка знамени — повторение формы маленького белого зонта, а сверху расположена драгоценность исполнения желаний. Это знамя в виде купола щедро окантовано золотой крестовиной с хвостами макары на концах, с которых волнами свисает желтый или белый шелковый шарф. Основание флага в форме цилиндра задрапировано несколькими вертикальными слоями шелковых складок разных цветов и подвесками из драгоценных камней. Кроме того, нижнюю часть украшает волнистый шелковый фартук с развевающимися лентами.
Верхнюю нередко декорирует обод из тигровой шкуры, что символизирует победу Будды над злом и агрессией. У многих буддийских фигур в руках расположено знамя победы, означающее силу и богатство. Среди таких фигур — к примеру, Вайшравана, великий Король и защитник Севера. Кроме того, в буддийской религии присутствуют 8 драгоценных элементов, которые приносят удачу.
В его состав входят 12 звеньев. Цикл существования подразумевает, что мысли, слова и дела, будь они хорошие или плохие в любом случае оставляют след на карме. Кармический след приведет человека к его следующему перевоплощению. Основная цель буддизма прожить свою жизнь так, что бы не оставить следов на карме. Поэтому поведение буддиста не может зависть от того, что он хочет или чувствует.
Закон сансары должен обойти его стороной. Колесо сансары - что это такое? Вход в любой буддийский храм обязательно украшен этим символом. Все учения Будды отразились в колосе сансары и стали самым популярным сюжетом буддизма. Колесо сансары представляет круговорот сансарического бытия: Центральный круг представляет собой маленький круг с изображением трехглавого коня — неведения, привязанности и гнева. Второй круг состоит из двух половин, светлой и темной. Он разделен так по типу кармы. Благой и не благой. Третий круг состоит из пяти или шест половин, это следствия рождения в одном из миров.
Драгоценное человеческое тело — человек находится по середине между живыми существами. Внешний ободок колеса изображает учение. Это этапы, ведущие людей от рождения до самой смерти. Яма — бог смерти, выражает принцип всей кармы и крепко держит колесо сансары. Будда свободный от круговорота изображается вне колеса в верхнем углу.
Смотрите также
- Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 1382
- Круговорот души буддиста — 7 букв сканворд
- Истины буддизма: учение о духовном пробуждении
- Ответы сканворд 18 за 2024 АиФ | Сканворды
- Буддизм — одна из самых давних религий в мире
- Перевоплощение души 7 букв
Перевоплощение души 7 букв
В буддизме существует 27 Будд, которые предшествовали Гаутама Будде. Проверьте ваши знания по школьной программе в этом тесте! Двоечник вы или отличник? Поиск по определению круговорот души буддиста, поиск по маске *, помощник кроссвордиста, разгадывание сканвордов и кроссвордов онлайн, словарь кроссвордиста.
В этико-религиозных воззрениях индийцев - обозначение бытия
Представления буддистов о загробной жизни | Друзья, рекомендуем также посмотреть о краткую биографию будды и его идей на нашем канале – а также о других религиях, например. |
Душевная 7 букв | Собрат буддиста, 7 букв, на Л начинается, на Т заканчивается Слово из 7 букв: Первая буква — Л, вторая буква — А, третья буква — М, четвертая буква — А, пятая буква — И, шестая буква — С, седьмая буква — Т Ответ — ЛАМАИСТ. |
Буддизм в 9 вопросах • Arzamas | Круговорот души у буддиста, 7 букв — кроссворд или сканворд ответ, первая буква С, последняя буква А, слово подходящее под определение. |
В этико-религиозных воззрениях индийцев - обозначение бытия 7 букв | Круговорот души буддиста 7. Шесть миров Сансары в буддизме. |
Состояние отрешенности и гармонии в буддизме | ответ сканворд В контакте 1260 - Сканвордист Вконтакте. |
Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 1382
Но понятие души в буддизме отсутствует, и скорее речь идет о некоей совокупности состояний сознания. ответ сканворд В контакте 1260 - Сканвордист Вконтакте. В этой части рассмотрим несколько главных и общих для всех школ понятий буддизма, значение которых мы часто понимаем очень упрощенно.
Круговорот душ в индуизме - 7 букв. Ответы для кроссворда
Посмотреть ответ - является ответом на вопрос: - "Круговорот души у буддиста" и состоит из 7 букв. Вопросы похожие на «Круговорот души у буддиста».
В игре есть сетка, заполненная буквами, и игроки должны использовать свои знания и словарный запас, чтобы составлять слова, которые вписываются в сетку.
На каждом уровне представлена уникальная тема, например, история, наука или поп-культура, и игроки должны найти скрытые слова, связанные с этой темой. По мере прохождения игроки открывают новые уровни, сталкиваются с головоломными головоломками и получают награды.
Наиболее важными причинами продолжения существования сансары считаются карма и омрачения живых существ [9] , причиной же существования человека в сансаре является его неведение относительно своей природы и убеждённость в существовании вечного и неизменного «я» [5] [3]. Освободиться от сансары и страданий возможно с помощью достижения нирваны , являющейся «миром абсолютного, миром свободы» [1] [5]. Среди шести миров , в которых могут перерождаться живые существа, мир людей считается наиболее подходящим для достижения нирваны, несмотря на то, что мир богов считается более счастливым. Страдание присутствует во всех шести мирах, но перерождение в миры животных, голодных духов и адских существ считается нежелательным. Согласно буддизму, выбор конкретного мира для перерождения происходит исходя из накопленной кармы [10]. В тхераваде считается, что перерождение происходит сразу после смерти, в махаяне указывается, что существует промежуток времени между смертью и новым рождением. В тантрическом буддизме данный промежуток оформился в концепцию бардо [3].
Концепция цикличного существования сансары преподавалась многими буддийскими учителями вместе с разнообразными способами освобождения от неё. Универсальным путём освобождения от сансары считается восьмеричный путь [11]. Также освобождение связано с появлением у человека высшей интуитивной мудрости — праджни. При освобождении человеку необходимо полагаться не на усилия высших существ, а на себя и самостоятельное постижение учения. В некоторых направлениях махаяны также считается, что после освобождения от сансары человек может осознать, что сансара абсолютно тождественна нирване [5]. В китайском буддизме понимание сансары изменилось. Если раньше сансара однозначно воспринималась как страдание, то в Китае подобное восприятие сансары значительно ослабло.
Круговорот душ в индуизме - 7 букв. Ответы для кроссворда
Бричка въехавшая во двор остановилась перед небольшим домиком. Бричка остановилась перед небольшим домиком который текст. Спокойствие Гармония умиротворение. Внутренняя Гармония и спокойствие.
Далекие близкие Постер. Девушка солнце. Солнце радость.
Счастье солнце. Солнце и человек. Одинокий парень.
Душевное спокойствие и Гармония. Michael Vincent Manalo. Одиночество в доме.
Комната грусти. Рисунки со смыслом. Ава со смыслом.
Картины со смыслом. Красивые рисунки со смыслом. Обнимашки людей.
Трогательные объятия. Теплые объятия. Картина счастье.
Картина счастья и любви. Духовная любовь. Любовь в современной живописи.
Мегалитические памятники Неолит. Мегалит Южный Тироль. Мегалиты Азии.
Величие Бога. Саморазвитие человека. Размышления о вечном.
Стремление к Богу. Богини и музы древней Греции. Девушка с лирой в руках.
Озеро Рица. Умиротворяющая природа. Природа спокойствие.
Горы спокойствие. Цифра 7. Интересная цифра 7.
Магическая цифра семь. Креативная цифра 7. Доброта и любовь.
Любящая доброта. Детям о счастье. Картины Жозефины Уолл дерево жизни.
Художник Фрейдун Рассули бесконечность. Ливанда исцеляющие медитации исцеление. Исцеляющая медитация Ливанда нервной системы.
Энергетическая живопись. Живопись Юлии Легчановой. Картины Юлии Легчановой.
Душевные иллюстрации. Красивые душевные картинки. Арты со смыслом.
Холли Сьерра картины. Художник Холли Сьерра. Девушка парит в небе.
Девушка летает. Ангел в небе.
Дарит тепло и радость. Вот и вся моя загадка, Меня назвать пришла пора. Случайный анекдот: — Вчера я упал с тридцатиметровой лестницы! Тюльпаны так же связывают с Голландией, как сыр, деревянные башмаки или ветряные мельницы. При этом мы забываем, что происхождение тюльпанов — тюркское.
Тюльпан действительно немного напоминает этот головной убор. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий.
Пожалуйста, проверьте все уровни ниже и постарайтесь соответствовать вашему правильному уровню. Если вы все еще не можете понять это, оставьте комментарий ниже, и мы постараемся вам помочь. Sponsored Links Париж - Группа 252 - Головоломка 1 Круговорот жизни в индуизме и буддизме сансара Еще вопросы из этой головоломки:.
Всё это будет доступно в ближайшее время. Посмотреть ответ — Круговорот души у буддиста. Происхождение слова Посмотреть ответ.
Значение обрядов «сэржэм» и «даллага»
Всё это будет доступно в ближайшее время. Посмотреть ответ — Круговорот души у буддиста. Происхождение слова Посмотреть ответ.
Образе человека - слова из 7 букв Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: образе человека 7 букв 7 букв Сансара санскритское , одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах или личности в буддизме в цепи новых рождений в образе человека, бога, животного ; осуществляется по закону кармы Другие варианты определений к слову Сансара: череда перерождений в этико-религиозных воззрениях индийцев — обозначение бытия перерождения буддистов.
Если получилось удержать ум под контролем, это великое достижение, в противном случае в этот момент человек будет испытывать сильную боль. Страдания большинства людей в момент смерти бывают чрезвычайно сильными, если же некто накопил много хорошей кармы, то у него будет поддержка. В этом случае, например, человек может переживать видения святых или божеств, являющихся для помощи в этот трудный час. Предсмертные моменты жизни также важны. Переживания, наполняющие ум перед последним вздохом, имеют огромную силу и дают немедленный результат. Если человек имеет благую карму, то он спокоен и не испытывает мук. Если же имеются грехи, о которых человек сожалеет, то раскаяние, проявленное сейчас, поможет очиститься. Молитвы также имеют огромную силу, а благие пожелания немедленно исполняются. Бардо Дхарматы. Интервал вневременной природы. Ум после освобождения от сигналов, поступающих от органов чувств, переходит в изначальное равновесное состояние своей природы. Истинная природа ума проявляется у каждого существа, так как все обладают изначальной природой Будды. Если бы существам не было присуще это основополагающее качество, то они никогда бы не смогли достичь Просветления. Бардо Рождения. Время, в котором ум формирует предпосылки к перерождению. Длится от момента выхода из состояния бардо Дхарматы и возникновения неясных кармических предпосылок до момента зачатия. Это обычное повседневное сознание в течение жизни от зачатия и до бардо процесса умирания. Также выделяют два дополнительных состояния сознания: Бардо Сна. Глубокого сна без сновидений. Бардо Медитативной Концентрации. Состояние медитативного сосредоточения. Карма Понятие кармы можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект: карма — это деятельность, имеющая результат. В буддийской традиции карма имеет смысл любого действия. Действием здесь может выступать не только совершённое деяние, но также слово, мысль, намерение или недействие. Все проявления воли живых существ формируют его карму. Второй аспект: карма есть закон причинно-следственной связи, пронизывающий все явления сансары. Всё взаимообусловлено, имеет причину, имеет следствие, ничего не происходит без причины. Карма как закон причинно-следственных связей является основополагающей концепцией в буддизме, объясняющей механизмы процессов рождения и смерти, а также путей прерывания этого круговорота. Если рассматривать карму с этой позиции, то можно дать несколько классификаций. Первая делит понятие кармы на три основных типа: карму акарму викарму Слово «карма» в этой классификации имеет значение благих деяний, которые ведут к накоплению заслуг. Карма накапливается, когда живое существо действует в соответствии с законами Вселенной и не помышляет об эгоистических выгодах. Деятельность, приносящая пользу окружающим и миру, самосовершенствование — это есть карма. Карма, согласно законам реинкарнации, ведёт к перерождению в более высоких мирах, к уменьшению страдания и открытым возможностям для саморазвития. Викарма — противоположное понятие. Когда некто действует вопреки законам Вселенной, преследует исключительно личные выгоды, наносит вред миру, то он накапливает не заслуги, а воздаяние. Викарма становится причиной перерождения в нижних мирах, страданий, отсутствия возможности к саморазвитию. В современных религиях викарма называется грехом, т. Акарма — особый вид деятельности, при котором не происходит ни накопления заслуг, ни накопления воздаяния, это деятельность без последствий. Как такое возможно? Живое существо действует в сансаре согласно указаниям и мотивам своего эго. Абстрагируясь от своего «я» и совершая деяния в качестве не деятеля, а всего лишь инструмента, не источника воли, а проводника чужих идей, существо перекладывает кармическую ответственность на того, чьим именем совершает деяние. Сложность в том, что при этом следует полностью исключить собственные мотивы, суждения, волю, не ожидать от своих дел никаких наград, похвалы, ответных услуг, всецело предав себя в руки носителя идеи.
Учение и частица бытия. В единственном числе слово «дхарма» означает учение, религию, долг, закон. Оно приобретает особый смысл, когда используется во множественном числе. Дхармы — частицы бытия, из которых создан весь видимый и невидимый мир. Как можно представить себе частицы бытия? Но если атомы трактуются почти всегда как материальные частицы, дхармы одновременно являются и материальными, и духовными. Дхармы — психофизические частицы бытия, из которых состоит весь мир, в том числе человек и его душа. Веками европейская философия утверждала, что главный вопрос философии — как соотносится материальное и духовное. Буддисты говорят, что это совершенно неважный вопрос. И искать ответ на него бессмысленно. Кванты — это некие порции энергии, которая существует в материальном и нематериальном проявлениях, в виде волн и полей. Мы видим на экране движущиеся картинки, но на самом деле изображение создается при помощи строки, которая пробегает по всему экрану 25 раз в секунду — гораздо быстрее, чем мы можем воспринять.
Душевный склад человека
Душевный склад человека | Ответ на кроссворд 7 букв, начинается на Н. Апостол, чье Евангелие — самая длинная книга Нового Завета. |
сказы о перерождении Будды | круговорот души буддиста — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 7 (семи) букв. |
Судьба участь | Состояние отрешенности и гармонии в буддизме. Ответ из 7 букв: Н. |
Круговорот души буддиста | 3. Введите буквы, если они известны. |
Сансара — Википедия | Вот все ответы Круговорот жизни в индуизме и буддизме на CodyCross игра. |
Буддизм в 9 вопросах
В этой части рассмотрим несколько главных и общих для всех школ понятий буддизма, значение которых мы часто понимаем очень упрощенно. Приносящий новости, 7 букв — кроссворд или сканворд ответ, первая буква В, последняя буква К, слово подходящее под определение. С 4 буква - С 6 буква - Р 7 буква - А. Спасибо, что посетили нашу страницу, чтобы найти ответ на кодикросс Круговорот жизни в индуизме и буддизме. Круговорот души буддиста 7. Шесть миров Сансары в буддизме.
Поиск: круговорот
При этом каждый мир сансары иллюзорен, однако крайне интересен и важен для изучения. Что это за понятие такое — сансара? Что она включает? И какой Вселенную видят приверженцы буддизма и индуизма? Тайны индуизма Начиная свой рассказ о сансаре, сразу хочу отметить, что понятие это часто встречается как в индуистской, так и в буддийской философии. Поскольку религии эти значительно различаются, то и сама сансара в каждом из направлений имеет свои особенности. Европейцу порой сложно вникнуть в суть этого понятия, но я постараюсь детально объяснить. Итак, начнём с индуизма.
Здесь сансара является одним из главных определений философии и восприятия устройства Вселенной. Наверное, это одно из самых известных понятий индуизма. Я уверена, вам приходилось слышать, что индуисты верят в перерождение души человека. Учение о переселение души после смерти в новое тело издревле будоражит умы человечества В отличие от христиан, они считают, что после смерти тела душа проходит некий круговой путь, возвращаясь к истокам. Любое существо может принять новую форму и пройти следующий этап своей жизни. Такой круговорот и называется сансарой. Цикл сансары не бесконечен, а после освобождения душа наконец выходит из границ чувственных наслаждений и требований тела, предназначенного ей.
Ответ на Если человек считает что-то… от iamellesh iamellesh , у вас звучит так, как будто вы не согласны с тем, что просмотр сериалов - хобби. А чем не хобби, если человек увлекается, с удовольствием тратит на это свободное время, интересуется? Может даже подписку ради этого оформил.
Страх эмоция. Женщина в тревоге. Беспокойство человека. Женщина страх.
Хвала Богу. Поклонение Богу. Прославление Бога. Божий покой. Жизнь прекрасна стихи. Стихи о счастливой жизни. Позитивные стихи о жизни.
Стихи о радости жизни. Семья слов. Семья надпись. Моя семья надпись. Наша семья надпись красивая. Влюбленные арт. Светлая любовь.
Влюбленные в небо. Любовь арт. Девушка на закате. Одиночество девушка. Девушка на закате спиной. Одинокая девушка на закате. Солнце в руках.
Рука в руке. Солнце на ладони. Счастье в руках. Умиротворение души. Спокойствие и безмятежность. Рассвет жизни. Элизабет Гэдд.
Лиззи Гадд. Фотографии Элизабет Гэдд. Фотограф Lizzy Gadd. Бабушка с внуками в деревне. Лето у бабушки в деревне. Фотосессия в деревне летом. Мусульманские цитаты.
Исламские цитаты со смыслом. Мусульманские цитаты про любовь. Мусульманские цитаты со смыслом. Счастливая женщина. Счастье женщины. Душевное спокойствие. Девушка спокойствие.
Счастливая любовь. Мечтать о любви. Славянская Азбука. Славянский алфавит. Древнеславянский алфавит. Славянский язык алфавит. Ангелы в живописи.
Картина ангел. Утешение в живописи. Люди и ангелы. Медитация Гармония. Что такое душа человека определение. Душа это определение. Загадки русской души.
Процесс взаимозамещения дхарм абсолютно детерминирован законом причинно-следственных связей см. Кроме того, поскольку дхарма — это элементарная частица опыта, то она несет лишь какое-то одно качество, с которым может быть полностью отождествлена. Таким образом, вся воспринимаемая человеком реальность есть круговорот дхарм, каждое мгновение являющий собой новую комбинацию новых квантов психофизического опыта. Это, с точки зрения адептов буддизма, позволяет нам ощущать иллюзию изменений, происходящих вокруг.
Более того, в процессе самообъективирования человек осознает самого себя в качестве живого и личностного существа благодаря этому непрекращающемуся потоку. В рамках буддийской терминологии это учение о непостоянстве именуется термином анитья санскр. Скандхи Отдельная дхарма в силу своей элементарности не может быть воспринята человеком. Он воспринимает дхармы группами, а если буквально перевести соответствующий буддийский термин, то «кучами» — скандхами санкр.
Всего можно выделить пять видов скандх. Они же считаются пятью группами привязанностей, у каждой из которых существует свое название. Классификация скандх отражает ступени процесса восприятия любого объекта: — Рупа санскр. В составе данной «кучи» можно выделить четыре компонента: земля, вода, ветер, огонь.
Ощущения бывают трех типов: приятные, неприятные и нейтральные. Буддизм выделяет шесть типов восприятия: формы, звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения и идеи! Показательно, что в данном случае, в отличие от предыдущих, к процессу познания объекта подключается сознание. Кроме того, поскольку в этой скандхе проявляется воля, стремящаяся к объекту либо отвращающаяся от него, это действие порождает карму.
Данные пять скандх представляют собой закрытый перечень всего сущего в нашем мире и, соответственно, единственно возможный способ восприятия Вселенной целиком и любого из вмещаемых ею предметов в отдельности. Только через эти пять скандх можно воспринимать себя и мир вокруг. Следовательно, данные пять типов скандх — это единственно возможный способ самообъективирования, то есть самовосприятия. Иначе говоря, именно из этих групп дхарм, как в материальном, так в духовном измерении, и состоит человек, который может по ошибке полагать, что он обладает неким носителем личностного начала — «я», способным существовать после физической смерти тела.
Что есть «я»? Поскольку все существующее есть просто поток дхарм, представленных и воспринимаемых в виде пяти групп — скандх, то, соответственно, в рамках буддийской традиции невозможно ставить вопрос о существовании бессмертной души, вечного личностного начала, постоянного «я», которое и является субъектом действий. Данное положение буддийского учения носит название анатман санскр. Вместо этого предлагается концепция многосоставности того, что воспринимается нами как личность.
Она есть просто пять скандх, воспринимаемых нами в своей целокупности. Классическим образным объяснением буддийского восприятия личности стал пример из текста «Вопросы Милинды», составленного около 100 года до н. Указанное сочинение входит в состав палийского канона и представляет собой диалог между проповедником буддизма — монахом Нагасеной и Милиндой 482. В ходе дискуссии монах приводит в качестве примера колесницу, поочередно перечисляя ее составные части и вопрошая собеседника, не есть ли это колесница.
Получив ряд отрицательных ответов, Нагасена спрашивает, не есть ли колесница набор этих элементов, царь вновь указывает, что это не так. В конце концов выясняется, что колесницей эти детали делает только упорядоченный состав всех элементов, которые и объединяются общим именем. Подводя итог, монах Нагасена говорит: «Отлично, государь. Ты знаешь, что такое колесница.
Вот точно так же и у меня: вследствие волос, вследствие волосков на теле и прочего, вследствие образного, вследствие ощущений, вследствие распознавания, вследствие слагаемых, вследствие сознания и используется название, знак, обозначение, обиходное слово, просто имя Нагасена, однако в высшем смысле здесь не представлена личность» 483. Шесть возможных форм рождения Вместе с тем, по буддийским представлениям, человек как живое существо не является единственной формой субъектности. Традиционно в буддизме насчитывается шесть возможных форм рождения и, соответственно, бытия: — люди; — дэвы санскр. Самое распространенное описание прета указывает на него как на существо, чье горло размером с игольное ушко, а живот объемом с огромную гору; — нараки от санскр.
Показательно и совершенно неслучайно, что данное перечисление начинается именно с человека, который оказывается таким образом поставленным выше не только асуров, но и блаженных богов. Это объясняется тем фактом, что у человека имеется перспектива преодоления страданий и достижения состояния, не подверженного ни болезням, ни печалям, в то время как божества, окрыленные сознанием собственного могущества и призрачного блаженства, не способны в своем актуальном состоянии обрести желаемое всяким живым существом нескончаемое бытие, чуждое какого-либо претерпевания. Для того чтобы совершить это, им необходимо прожить неимоверно долгую, но все-таки ограниченную неким рубежом жизнь и родиться человеком. Участь же остальных живых существ, начиная от животных и заканчивая нараками, еще более печальна.
Животные не могут осознать самой необходимости выхода из круговорота страданий, а преты и нараки не способны сделать это ввиду тяготеющих над ними последствий порочных деяний прошлых жизней. В результате они вынуждены на протяжении безумно долгого но не бесконечного! Тем не менее условно принято различать «счастливые» и «несчастливые» формы рождения. К первым относятся три первых, а ко вторым — все остальные.
Буддийская космология и священная география В буддизме существует довольно подробно разработанная космологическая концепция, объясняющая устройство Вселенной, а также этапы ее бытия. Буддийское представление о структуре мира Традиционный буддизм не отрицает реальности бытия видимого мира, однако не настаивает на абсолютной точности его описания. Это позволяло данной религии интегрировать в свое мировоззрение космологические элементы тех народов, среди которых осуществлялась проповедь. Традиционное буддийское представление о структуре мира выглядит следующим образом.
Здесь обитают все живые существа, обладающие органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусовыми ощущениями, — и прикованные через их посредство к объектам, дарующим услаждение перечисленных органов чувств. Впрочем, некоторые божественные персонажи нижнего уровня также обитают здесь; 2 сфера форм санскр. Однако существа, живущие в сфере форм, преодолели грубые телесные привязанности, навязываемые нам органами чувств. Это мир гигантский во всех отношениях: он населен божествами-великанами, время жизни которых огромно, но все же ограничено.
Следовательно, уже одно это указывает на тот факт, что этот мир тоже несовершенен. Существа, пребывающие здесь, находятся в состоянии особого сосредоточения транса , дарующего им покой и внутреннее «душевное» наслаждение и отвлекающее их от необходимости получения абсолютного освобождения; 3 сфера не-форм санскр. Соответственно, и населяющие его сущности боги и некогда бывшие людьми аскеты лишены телесных очертаний, это существа, бытийствующие исключительно посредством сознания, которое тем не менее не преодолело тяги к сансарическому бытию, и посему сохраняющие самотождественность, чувство своего «я». Оговоримся, что таких «трехсферных Вселенных» бесчисленное множество.
Это утверждение справедливо как в отношении времени, так и в отношении пространства. Устройство мира форм Отдельно следует сказать об устройстве мира форм, а также о периодах его существования, поскольку именно в нем, с точки зрения буддизма, мы и пребываем. В центре нашего мира находится гора Сумеру Меру санскр. Sumeru — букв.
Ее название, как и многие другие космологические элементы, заимствованы из общеиндийского религиозно-культурного наследия. Подножие Сумеру погружено в бесконечные воды океана, а вершина недоступна человеческому зрению. Здесь, на ее уступах, обитают божества материального мира, например Брахма. Вокруг Сумеру вращаются 486 Солнце и Луна, поддерживаемые от падения на Землю движением дхарм, подобным ветру, порожденному совокупной энергией существ, живших и живущих в мире.
Возвышающуюся из воды Мировою Гору окружают кольцами несколько рядов непреступных горных хребтов, между которыми также находятся моря со сладкими и легкими водами. Каждое последующее море наполовину меньше предыдущего. Предпоследнюю горную цепь окружает соленый океан, где расположены по сторонам света четыре континента, на одном из них, как считается, и живем мы. Кроме того, все четыре континента вместе с вмещающим их океаном находятся внутри самой большой из восьми горных цепей.
Именно она и служит границей, предельным рубежом «нашего» мира. Будда Шакьямуни родился на континенте Джамбу, из чего следует вывод, что и мы живем именно на этом континенте. Впрочем, считается, что все остальные континенты также населены людьми, различающимися формами лиц и цветом кожи. Отличительной структурной чертой «нашего» континента — Джамбу — является наличие под его земной поверхностью адских обителей, восьми кругов ада, по форме представляющих собой усеченную пирамиду.
Эти восемь кругов, или этажей, ада расположены друг под другом. Их размер, а также степень мучений и время пребывания в них узников увеличиваются по мере углубления. В центре каждого адского этажа расположен главный, центральный ад, а по каждой из четырех его сторон — еще четыре дополнительных, куда перемещаются страдальцы после того, как отбудут положенный срок в главном узилище. Существа, пребывающие здесь преты 487 и нараки , появляются сразу во взрослом состоянии, то есть не проходят периодов взросления и старения.
Буддийская литература содержит множество ярких и красочных описаний терзаний, ожидающих здесь тех, кто жил в прошлом недолжным образом. Важно иметь в виду, что сколь бы долгим ни был срок пребывания в любом из адов, он все же ограничен и предполагает необходимость последующего рождения и возможность обретения вечного освобождения от тягот бытия. Представление о законах бытия и времени Описанный выше порядок бытия мира не является вечным, как, впрочем, не отличается и уникальностью и изначально заданным смыслом. Он существует в силу законов природы, главным из которых является карма.
Это понятие активно разрабатывалось последователями различных брахманских даршан 488. Буддизм наследовал у предшествовавших ему религиозных движений это понятие, наделив его, однако, особым значением. Карма В буддизме карма — это собственно деяние, состоящее из определенного благого или аффективного то есть «неправильного» состояния сознания и связанного с ним действия. И ничего больше.
Вызванное данным состоянием сознания изменение в мире есть уже не карма, но ее последствия. Важно иметь в виду, что кармические последствия происходят автоматически и никак не связаны с волеизъявлением богов или даже желанием самого человека. Собственно говоря, применительно к бытию живых существ это и есть сансара — круговорот рождений и смертей, являющихся причиной и следствием друг друга. Учение о том, что в соответствии с кармическими нормами у каждого явления или действия есть причина и оно в свою очередь является причиной следующего явления или действия, получило название пратитья-самутпада санскр.
Поскольку карма зависит от состояния сознания, то внешне благие действия могут иметь отрицательные последствия и наоборот. Таким образом, при ясности самого принципа его действие в рамках эмпирического мира не вполне очевидно. Поэтому принято считать, что до конца действие кармического принципа мог уяснить только сам Будда, остальные существа способны приблизиться к его пониманию по мере духовного преуспеяния. Бытие Вселенной А что же можно сказать о Вселенной?
Какова причина ее существования? Буддизм утверждает, что таковой является совокупная карма всех живых существ, обитавших в мирах, бывших прежде нынешнего 489. Прежние же, в свою очередь, были порождены кармой обитателей предшествовавших по времени миров, и так до бесконечности. Иначе говоря, Вселенная существует циклически, разрушаясь и вновь возникая.
У этого процесса нет начала и, вероятно, не предполагается конца. Упомянутый циклический процесс традиционно описывается следующим образом. После завершения всех циклов бытия одного из миров на его месте остается лишь пустое пространство. Спустя некоторое время, определенное кармическими законами, на этом пространстве возникает движение ветра, крепнущего с каждым новым мгновением.
Постепенно его сила достигает такой мощности, что он становится по своей плотности подобным кристаллу, принимающему затем круглую форму. Данный плотный круг есть будущее основание земной тверди, из которой возникает гора Сумеру. После этого постепенно происходит формирование всей иерархии мира по нисходящему принципу , поэтому сам процесс его возникновения может быть описан формулой «от горнего к преисподнему». В нашем мире первыми возникают обители бога Брахмы 490 на вершине Сумеру.
Вслед за ним появляются остальные божества мира желаний, которые, увидев величие Брахмы, тотчас падают пред ним ниц, воспевая ему хвалу и ошибочно возвеличивая в качестве творца Вселенной. С этого момента возникает ложная, с точки зрения буддизма, вера в Создателя и Промыслителя мира. Появляются прекрасные облака, орошающие землю дождями и создающие таким образом мировой океан, посреди которого остаются возвышающимися над водой гора Сумеру с горными цепями вокруг и четыре упомянутых выше континента с населяющими их людьми. Последним космогоническим актом становится возникновение адских обителей и «рождение» в них претов и нараков.
Итак, мир окончательно оформляется. Пройдя период становления, пребывания и разрушения, мир приходит к небытию, после чего все повторяется в новом цикле. Несмотря на детально проработанную космологию, буддизм никогда не воспринимал ее как догматически неизменную. Это позволяло включать в нее элементы различных мировоззрений.
Это же, в частности, дает ему возможность эффективной миссии в современном мире. Показателен в связи с этим пример, который приводит в своей книге профессор Е. Торчинов: «Такой авторитетный деятель современного буддизма, как Далай-лама XIV, и вообще сказал однажды, что если быть буддистом означает верить в мировую гору Сумеру, расположенные вокруг нее континенты и находящийся под землей ад, то он вообще не буддист» 491. Временные периоды Полный цикл существования мира включая время пустоты, возникновения, стабилизации и деградации, приводящей к полному разрушению именуется махакальпа санскр.
Вся махакальпа состоит из четырех кальп санскр. Каждая кальпа содержит двадцать периодов возрастания и убывания. Соответственно, вся махакальпа имеет в своем составе восемьдесят таких периодов. В период возрастания происходит расцвет бытия во всех его проявлениях, а в период убывания — угасание.
Все это с позиций буддизма может быть очевидным в эпоху бытия мира, а для эпохи пустоты это, скорее, теоретическое различение временных отрезков. Антропология и перспективы человечества Отдельно необходимо сказать о традиционной буддийской антропогонии. Появление первых людей относится ко времени завершения формирования континентов. При этом сама человеческая природа радикальным образом отлична от нынешней.
В начале своего бытия на Земле люди подобны буддийским божествам: они излучают свет, перемещаются по воздуху и вообще живут беззаботно и блаженно, а срок их жизни весьма долог и исчисляется десятками тысяч лет более 80 000. Первый серьезный соблазн, с которым сталкиваются в это время люди, связан с пищей. Они в ней в общем-то не нуждаются и даже не имеют до конца сформированных органов пищеварения за ненадобностью таковых. Проблема же, однако, состоит в том, что Земля на заре своего бытия сплошь покрыта пищей, подобной сладчайшему и ароматнейшему пирогу, устоять перед которым практически невозможно.
И люди начинают его есть. Следствием этого становится формирование органов пищеварения, а также устойчивая и непреодолимая потребность в питании. Наконец, пирог съеден, органы пищеварения сформированы, а без пищи обходиться уже невозможно. Тогда появляется земледелие, а точнее, агрокультура в виде практики возделывания риса.
Впрочем, это не позволяет победить голод, в обществе возникает стремление поделить возделываемые участки, а равно и желание нарушить проведенные рубежи, что с неизбежностью приводит к вражде и хаосу. Измученные нестабильностью и постоянными конфликтами, люди решают избрать властителя. Появляется монарх, организующий свой двор и отбирающий наиболее способных людей себе в соратники. Возникает варна кшатриев, а также рождаются первые будды 492.
Однако монаршая власть неспособна удержать людей от деградации: нравы по-прежнему грубеют, отношения между людьми ухудшаются вплоть до того, что люди в принципе оказываются неспособны к общению, ими движет лишь желание взаимного убийства. Одновременно оскудевает и физическая крепость, а вместе с ней и продолжительность человеческой жизни. На предельном рубеже упадка срок жизни людей от рождения до глубокой старости составляет всего-навсего десять лет, однако для многих и эта продолжительность жизни оказывается недостижимой, поскольку в мире царит все испепеляющая вражда. Так заканчивается период убывания.
Сменяющий его период возрастания начинается с того, что выжившие после жестокой бойни начинают выходить из своих укрытий. Появляется мудрейший человек, стремящийся установить среди соплеменников справедливый порядок бытия. Период возрастания отмечен, в частности, появлением идеальных правителей — чакравартинов санскр. Эти люди по внешним чертам подобны буддам, но отличительные признаки не настолько яркие 493.
Различаются три типа чакравартинов по степени их совершенства: — чакравартин с золотой чакрой 494 , принимаемый всеми людьми с готовностью и радостью при своем появлении; — чакравартин с серебряной чакрой формирует свое войско, но люди упреждают его действия, прося принять жребий власти; — чакравартин с железной чакрой собирает армию и выдвигается в поход для покорения людей, но не успевает вступить в сражение, так как все потенциальные противники сдаются на его милость. Показательно, что во всех трех случаях монаршая власть осуществляется без применения физической силы, что имеет важное значение в рамках буддийской этики см. Нравственное состояние общества постепенно улучшается, укрепляется здоровье людей и продолжительность их жизни, до тех пор пока вновь не достигнет предельно возможного срока в несколько десятков тысячелетий. Далее начинается новый период деградации, и ситуация повторяется.
После двадцатого цикла возрастания-убывания последствия неправильных деяний приводят к тому, что накопившаяся кармическая энергия с необходимостью разрушает мир дотла.