Почему цифровая зависимость – это плохо? Чаще всего подвержена цифровой зависимости молодежь — более 50% ответивших «да» в этой возрастной группе.
Последствия «цифровой» зависимости непредсказуемы
цифровая зависимость (как интернет-зависимости, так и зависимости от гаджетов), современные стратегии профилактики, диагностики и лечения данных состояний (прежде всего у детей и подростков), которые в обобщенном виде можно представить следующим образом. О признаках и опасности гаджет-зависимости рассказывает психолог Воронежского центра общественного здоровья и медицинской профилактики. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости. 58% респондентов отрицают наличие зависимости от цифровых устройств и интернета: 24% однозначно в этом уверены, еще 34% скорее уверены.
Цифровая зависимость. Причины, последствия и меры борьбы
Цифровая зависимость может быть связана с внутренними проблемами? Интернет зависимость – навязчивое и неконтролируемое желание проводить как можно больше времени в сети для общения или игр. Зависимость от компьютерных игр признана ВОЗ болезнью, такой диагноз содержится в обновлённой международной редакции болезней.
Как зависимость от смартфона и соцсетей влияет на мозг
Например, одни люди знания, полученные в сети, применяют в жизни, другие этими знаниями делятся тут же в интернете, кто-то хочет прославиться или заработать деньги, третьи же поднимают себе рейтинги в соцсетях. Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы интернет зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем. Симптомы: 1. Желание постоянно пользоваться интернетом; 2. Потеря интереса к реальной деятельности; более сильное воздействие виртуальных новостей отзывов, сообщений и т.
Человек может часами говорить о видеокартах, о том, какие игры скоро выйдут, чем новая часть той или иной игры отличается от прежних… но, стоит перевести разговор на проблемы реального мира, как он сразу же теряет интерес. Правда ли, что инвалиды страдают от цифровой зависимости чаще? Как ни странно, нет.
Во-первых, у инвалидов очень часто нет денег на дорогой компьютер, игры и видеокарты. Во-вторых, все их ресурсы уходят на попытку выжить в нашей недружелюбной стране и найти себя. Однако всё же есть инвалиды, у которых находятся и деньги, и время, чтобы сформировать зависимость. Понять их можно, как и любого зависимого — такое случается с людьми не от хорошей жизни, но делая выбор в пользу компьютера, важно понимать ответственность перед самим собой. Как вылечить зависимость? Для начала, необходимо осознать масштаб проблемы. Это не так уж легко, ведь «я же просто играю, я никому не причиняю вреда, это просто хобби». Зависимые очень часто уходят в отрицание — а потом, лет в пятьдесят, обнаруживают себя в родительском доме, заплывшими от лишнего веса, без работы и образования, зато с четырёхсотым уровнем в очередной игре.
Ребёнок может чувствовать нехватку опоры, отсутствие почвы под ногами. Это может стать причиной подростковых депрессий, а также затормозить развитие и укрепление своего «я». Стержень, который помогает не поддаваться бездумно внешним веяниям и чужим установкам, может так и не сформироваться или сформироваться с опозданием. Когда мозг перегружен бесконечно мелькающими яркими картинками, восприятие мира притупляется: реальность кажется бледной и неинтересной. Ребёнка ничто не увлекает и не трогает. Это особенно заметно при вечернем взаимодействии ребёнка с экраном: после игры на компьютере или просмотра мультфильмов на ночь ребёнок или долго не может заснуть, или спит тревожно. Днём этот эффект может быть менее выражен, но это не означает, что нервная система ребёнка, подсевшего на экраны, работает без сбоев. Причина — редкое функционирование мелкой моторики, которая развивается при занятиях лепкой, вырезанием, разукрашиванием или в играх с обычными игрушками. Специалисты утверждают, что у ребёнка мозг находится на кончиках пальцев — чем больше действий он делает руками, тем лучше развивается мозг и способность к обучению. Тыканье пальцем в экран мелкую моторику, увы, не развивает. Кроме того, у ребёнка страдает произвольное внимание, например способность концентрироваться на учебных задачах. Детям остаётся только потреблять готовый продукт чужой фантазии. В этом отношении ребёнок, изобретающий домик для куклы из картонных коробок, имеет гораздо больше шансов развить креативность, чем самый продвинутый геймер.
Они вырастут весьма интеллектуальными и не менее прогрессивными, чем предыдущее поколение». Цифровые технологии много требуют от нас, хоть и дают немало. Фантасты не раз предупреждали. Максим Макаренков, координатор общественной инициативы «Новая осознанность»: «Мы получили не Оруэлла, а Хаксли или Замятина. У людей не нужно подавлять волю, им достаточно дать неограниченный доступ к развлечениям. Надо понимать, что мы сейчас живем в информационном пространстве, которое напоминает трубу, где под давлением в нас подается неструктурированная информация. Приводит это к тому, что наступает информационный перегрузка, человек выгорает. Тут не до творчества, обработать бы входящую информацию». Писатель-фантаст , на заре мобилестроения — журналист, тестировавший для журнала компьютеры-наладонники , а ныне — издатель, выступил с инициативой, которую назвал «Новая осознанность». Максим Макаренков: «Нужно осознанно подходить к тому, чем вы пользуетесь, как, понимать зачем вам это нужно. Думайте на бумаге, планируйте в ежедневник, это здорово помогает структурировать мозг. Занимайтесь творчеством. Это даст вам возможность посмотреть на себя, как на личность. Устанавливайте время без телефона. Например, в нашей семье кухня, время обеда и ужина — это время, когда все гаджеты оставляются в другой комнате». Звучит достаточно просто? Картина дня.
Интернет-зависимость: современное состояние проблемы
Цифровая зависимость может быть связана с внутренними проблемами? Кроме того, цифровая зависимость может привести к социальной изоляции и отсутствию реальных контактов с другими людьми. Описание симптомов интернет зависимости, а также причин по которым она возникает.
Психолог рассказала, как правильно проводить цифровой детокс
Цифровая цивилизация предоставила нам бесконечное количество информации, которую мы пожираем ежесекундно. 55% утверждают, что не страдают цифровой зависимостью: 35% скорее убеждены в этом, 20% однозначно не видят у себя никаких ее признаков. Сегодня нам и нашим детям грозит опасность не менее страшная, чем многие вирусы, и имя этой опасности — цифровая зависимость. Цифровая зависимость детей. Дети – цифровые аборигены. Наши дети в современном мире много времени проводят в Интернет. Различных видов цифровой зависимости'. Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблем Психологическая наука и образование («Психолого-педагогические исследования») 2017.
Профилактика цифровой зависимости при работе с массовой аудиторией
Из-за постоянного нахождения в виртуальной реальности пользователи сети способны потерять связь с окружающим миром. И это, пожалуй, главная опасность. Люди перестают встречаться с друзьями, ходить по магазинам, развлекаться, потому что не видят в этом смысла — все это доступно на просторах интернета и можно сделать, не выходя из дома. Получается, что лень-матушка — не последний виновник возникновения интернет-зависимости. Аддиктивное расстройство развивается не сразу.
Изначально человек начинает пользоваться сетью для достижения своих целей. Но, проводя в интернете много времени, пользователь узнает привлекательные возможности сети, вырабатывает свой стиль общения, постепенно отдаляясь от жизненных реалий. Далее зависимость приобретает хроническую форму, становясь очевидной сначала для окружающих, а потом и для самого пользователя сети. Он уже с трудом возвращается к реальным событиям в жизни, живя только предвкушением сетевого общения, своим присутствием на любимых сайтах, освоением новых интернет-пространств и игр.
Симптомы зависимости от интернета Что такое интернет-зависимость и как от нее избавиться? Не факт, что человек, который много времени проводит в интернете, является зависимым, ведь с помощью компьютерных технологий можно получать образование, решать рабочие вопросы и т. Если пользователь с легкостью отвлекается от сети, не испытывает ломки при невозможности зайти в свой блог, то аддикции у него нет. Лишь при высокой степени вовлеченности в сетевые процессы и неспособности переключиться на реальную жизнь можно подозревать расстройство.
Если вы замечаете эти признаки у себя или своих близких, пора бить тревогу и совершать шаги на пути к избавлению от вредной привычки. Любое лечение начинается с искреннего признания того факта, что проблема существует. Без этого нет смысла действовать, поскольку результатов не будет. В больших городах нашей страны уже существуют клиники, специализирующиеся на избавлении именно от этого вида аддикции.
Но такой вариант подходит не всем. Что же можно сделать, если проблема явно существует? Обратитесь к психотерапевту. Опытный специалист проведет диагностику, чтобы выявить вид проблемы, ее причину, и подберет коррекционный метод для устранения зависимости.
Например, демонстративное выкладывание в Сеть фотографий или иных материалов с целью собрать комменты или «лайки». Бывает, что такая деятельность создаёт у её автора иллюзию социальной активности, наполненности собственной жизни. Появились даже такие термины как «Интернет-нарциссизм» или «фейсбук-депрессия». В последнем случае, просматривая фото в новостной ленте, человек начинает ощущать тоску от неполноценности и неяркости собственной жизни. Разумеется, для профилактики Интернет-зависимости взрослые должны тщательно регулировать детский досуг и следить за тем, чтобы время, проводимое в Интернете, не увеличивалось за счёт спорта, различного рода кружков, делания домашней работы, хождения по музеям, и так далее. В целом же выделяется 4 группы рисков, связанных с пребыванием детей в Интернете. Это — технические риски, связанные со всякого рода вирусами, вредоносными программами; контекстные риски; риски, связанные с потреблением, когда ребёнок начинает в Интернете что-то бесконтрольно покупать, и коммуникационные риски — например, груминг — сексуальное домогательство в социальных сетях.
При этом среди особых видов воздействия на ребёнка в социальных сетях следует выделить моменты, когда взрослые начинают общаться там с ребёнком, выдавая себя за его сверстников. Возможно также давление на ребёнка, преследование его в социальных сетях — кибербуллинг; нередко такие случаи заканчиваются суицидами. Кроме того, по статистике, российские дети очень бесстрашно и неразборчиво идут на встречи со своими «друзьями» из соцсетей. В Европе после соответствующей профилактики частота подобных случаев сократилась. Взрослые проблемы Если же говорить о взрослых, то, помимо информации и коммуникации, в Интернет их привлекает то, что он в последнее время всё активнее превращается в рыночную площадку. В секторе потребления находятся и игры. Нужно с сожалением констатировать, что игромания приобретает в последнее время второе дыхание именно в силу того, что много игр развивается в Сети.
При этом одним из проявлений игровой зависимости является агрессивность.
Дело в том, что и в первом, и во втором случае мозг работает по одной и той же схеме. Согласно результатам, подавляющее большинство проводят время в играх и смотрят развлекательные видео и мемы. Также, общаются в социальных сетях, а ещё читают новости, что, по словам Елены Бахадовой, большая проблема, потому что именно современная информационная повестка становится причиной панических атак у младших школьников. Специалист связывает нарушения напрямую с информационной перегрузкой и цифровой зависимостью. По увлечению подобными ресурсами Россия занимает первое место. Проблема в том, что просмотры подобных материалов напрямую отражаются на работе и состоянии мозга, также приводя к негативным последствиям. Елена Бахадова отмечает, что мыслительная деятельность человека в покое сильно отличается от состояния при просмотре фильмов для взрослых. Поэтому неудивительно, что болезнь Паркинсона и Альцгеймера значительно помолодели в последнее время. На сегодняшний день существуют примеры, когда семилетние дети страдают подобными заболеваниями», — добавляет Бахадова.
Стоит отметить, что даже если ребёнок посещает вполне приемлемые сайты и проводит всего пару часов перед экраном компьютера в день, у него также есть риск приобретения большого количества нарушений. Появляются проблемы со сном, поведением, вниманием, у детей наблюдается гипервозбудимость, нарушение кровообращения в шейном отделе, зрения, речи и пищевых привычек, мелкой моторики и физического развития, искривление позвоночника, ожирение и нарушение пищеварения. Есть общее мнение у родителей, что навыки, которые можно изучить в играх или других цифровых сферах, могут оказаться полезными в жизни. Но методы, приёмы выживания и правила, которыми руководствуются дети в виртуальной реальности, не переносятся непосредственно на повседневную жизнь, потому что задействуются другие нейронные связи. Поэтому игры на компьютере или телефоне в дошкольном возрасте абсолютно бесполезны. Современные дети, что называется, рождаются со смартфоном в руках и встроенным дисплеем в головах, поэтому у них нет ощущения реальности. По словам психолога, это также серьёзная проблема, поскольку сегодня кажется, что для ребёнка существование в параллельных мирах — норма. Жить реальной жизнью — задача со звёздочкой Елена Бахадова отмечает полную ответственность родителей за цифровую осознанность или неосознанность детей, потому что именно взрослые устанавливают границы дозволенного и недозволенного. Кроме того, они же растят ребёнка в цифровой реальности, постоянно расширяя его возможности, показывая, как он может заполнять собой пространство. Иными словами, родители контролируют постепенную цифровую социализацию детей.
Среди наиболее действенных и важных инструментов влияния на ребёнка психолог называет личный пример, а также формирование навыков цифровой гигиены. Так как процесс появления новой привычки занимает не менее 40 дней, взрослым придётся изрядно потрудиться, прежде чем новое правило пустит корни в семье.
Тревожность повышается», — объяснила специалист. Многочасовое использование гаджетов, когда смартфоны и планшеты не выпускают из рук, приводит к снижению когнитивных способностей. Она проявляется снижением внимания и памяти, затруднениями в чтении и устном пересказе прочитанного, что наибольший вред приносит детям, потому что у них эти функции находятся в процессе развития», — добавила Мария Щевлягина.
Если гаджеты вмешиваются в жизнь малыша, то вероятность стойкого снижения когнитивных способностей, вплоть до клинического уровня, усиливается. Должна быть профилактика гаджетозависимости. Нельзя допускать, чтобы она развилась и потом перешла в более тяжелую зависимость. Дети более уязвимы перед гаджетами Данных о том, кто больше подвержен зависимости, — дети, которые растут с гаджетами в руках, или взрослые, которые взяли смартфоны в сознательном возрасте, нет. И чем раньше ребенок начинает использовать гаджеты, тем более высок риск последствий от этого», — отметила психолог.
Если родители сами вручили гаджет ребенку, а потом вдруг озаботились тем, что их ребенок слишком много играет в телефоне и смотрит мультфильмы, глупо пытаться отобрать у малыша телефон или планшет. С пониманием нужно к этому относиться. Если вашему ребенку 12 и все 12 лет он провел за планшетом, то просто отобрать гаджет уже не поможет», — рассказала Мария Щевлягина. Разрешать ребенку играть в «стрелялки» можно, но в разумном количестве. Если в семье мама и папа постоянно смотрят в экран гаджета, то ожидать от детей другого поведения странно, ведь родители для него служат ролевой моделью.
Поэтому специалисты советуют взрослым начинать в первую очередь с себя и пересмотреть свое отношение к смартфону. По рекомендации ВОЗ, до трех лет дети не должны использовать гаджеты вообще. По мере взросления ребенку можно разрешить пользоваться смартфоном или другим гаджетом полчаса в день с перерывом. Поэтому обязательно нужно делать перерывы, например, два раза по 15 минут, два раза по 20 минут», — заметила Мария. Когда ребенок становится школьником, «сидеть в телефоне» можно не больше часа в день.
Важно с детства ребенку привить информационную гигиену. Чтобы как можно с более раннего возраста он сам осознанно относился к гаджетам и мог регулировать их использование.
«Цифровой детокс необходим всем»: психолог — о признаках зависимости от смартфона, депрессии и СДВГ
Цифровая зависимость это не только про интернет, это про игры, социальные сети, смартфоны и даже телевизор. Цифровая зависимость тесно связана с дизайном соцсетей, который вызывает привыкание. это особенно серьезная проблема, так как она влияет на их физическое и психическое развитие, обучение и социализацию. Эксперты в области психологии и нейрофизиологии определяют «цифровую зависимость» как «нарушение функций головного мозга, которое ведет к ухудшению его работоспособности». О компьютерной зависимости у подростков заговорили из-за массового распространения видеоигр и приставок в начале 1980-х годов.