Двусторонний товарооборот России с Европейским союзом в 2021 году достиг 257 миллиардов евро, из которых 158 миллиардов евро приходится на российский экспорт в блок. Европе и США невыгоден дефицит нефти из-за антироссийских санкций, поэтому РФ может компенсировать потери от эмбарго, сказал в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Это связано с экспортным эмбарго и переориентацией потоков российской нефти и газа с европейских рынков на азиатские, и этот процесс затянется надолго. В условиях эмбарго и потолка цен экспорт топлива из РФ меняет привычные для себя маршрут — где получится закрепиться?
Тотальный бан? Эксперты обсуждает идею Запада по полному запрету экспорта в Россию
В России продлили продовольственное эмбарго. В исполнение указа президента правительство РФ продлило срок продовольственного эмбарго до конца 2024 года. Нефтяные котировки растут вопреки всему, даже на ожидании эмбарго со стороны Евросоюза против российских компаний. Запрет ввоза в Россию сельхозпродукции, эмбарго в ответ на санкции, продэмбарго России, эмбарго продовольственных товаров из ЕС и США, введение продуктового эмбарго.
Продовольственное эмбарго продлено до конца 2024 года
В августе мы отмечаем четырехлетний юбилей эмбарго на ввозимые в Россию продуктовые товары. Смотрите видео онлайн «Вступило в силу эмбарго на импорт российской нефти в Евросоюз / РЕН Новости» на канале «РЕН ТВ. Пять лет назад Россия ввела продовольственное эмбарго в отношении ЕС, США, Канады, Австралии и некоторых других стран.
«Санкции санкциями, а торговля идет». Европа не сможет отказаться от российского СПГ
По свидетельству председателя ассоциации американских производителей зерна Стива Мерцера, США не в силах конкурировать с зерном из России по стоимости. В прошлом году вследствие засухи в Европе, мы захватили рынки Северной и Западной Африки. В числе покупателей нашего зерна оказалась даже Мексика, которая ранее всегда покупала все продукты в Америке. Всего поставки зерновых распространяются на 143 страны. Читайте также.
Запустили новую линию здоровых снэков: очень вкусные сушеные овощи и фрукты без масла. Есть и другие задумки, но о них еще рано говорить — они только обсуждаются", — рассказывает Семенов. С конца 2013 года по конец 2015 года национальная валюта подешевела более чем в два раза, что не могло не сказаться на стоимости импорта", — вспоминает Михайлов. При этом, по его словам, конкуренция со стороны иностранных поставщиков сохранялась, ведь контрсанкции, например, не повлияли на поставки из Латинской Америки, где работают крупнейшие производители мяса. Впрочем, замечает он, в сегментах брендированной продукции с добавленной стоимостью российская продукция является вполне конкурентоспособной. С другой стороны, продолжает Михайлов, в производстве непосредственно мяса иностранные поставщики имеют преимущество — у них нет ограничений по поставкам соевого шрота, а это основной источник белка в корме.
Собственное производство сои в европейской части страны не развито", — поясняет глава группы. В итоге, добавляет он, цены на соевый шрот в России на десятки процентов выше, чем в США или Бразилии. Тем не менее, в большинстве случаев наши иностранные конкуренты могут поставлять только замороженное мясо, а российские потребители уже привыкли к охлажденной продукции", — отмечает Михайлов.
В пресс-службе Минэнерго пояснили такое решение — «в связи с насыщением внутреннего рынка». Там отметили, с начала запрета экспорта биржевые оптовые цены на автомобильный бензин существенно снизились, а запасы составляют около двух миллионов тонн. В целях недопущения разгрузки нефтеперерабатывающих предприятий и обеспечения высоких уровней производства товарного автомобильного бензина, а также с учетом стабилизации ценовой ситуации на отечественном рынке, принято решение о прекращении действия временного запрета на экспорт автомобильного бензина, — сообщили в Минэнерго.
В министерстве добавили, что мониторинг цен продолжится. Это делается для возможного принятия оперативных мер по обеспечению топливом внутреннего рынка, в том числе возврата запрета на экспорт бензина, если это будет необходимо. Рано или поздно это должном было произойти, потому что Россия производит больше бензина, чем потребляет.
В целях недопущения разгрузки нефтеперерабатывающих предприятий и обеспечения высоких уровней производства товарного автомобильного бензина, а также с учетом стабилизации ценовой ситуации на отечественном рынке, принято решение о прекращении действия временного запрета на экспорт автомобильного бензина, — сообщили в Минэнерго. В министерстве добавили, что мониторинг цен продолжится.
Это делается для возможного принятия оперативных мер по обеспечению топливом внутреннего рынка, в том числе возврата запрета на экспорт бензина, если это будет необходимо. Рано или поздно это должном было произойти, потому что Россия производит больше бензина, чем потребляет. Основной спрос, который был летом и осенью из-за отпусков и сельхоз работ, заканчивается. Скорее всего, ситуация будет более-менее стабильная с ценами.
Что изменилось в России за пять лет действия продуктового эмбарго
С точки зрения экономики, европейцы сами довольно сильно страдают», - сказал Юшков. Он также рассказал о «неожиданном эффекте» от эмбарго. Но их цель не в том, чтобы Россия сократила экспорт, а в том, чтобы она денег не получала от нефтяной индустрии. А получается: мы экспорт сократили, дефицит на мировом рынке усугубился, и мы практически компенсировали то, что недополучили, за счет подорожания оставшихся объемов продаж. В итоге, Россия, сколько получала, столько и продолжает получать. И сейчас никто не может сказать, позволят ли эти санкции лишить Россию денег, а не экспорта, потому что непонятно, сколько будет стоить нефть», - разъяснил аналитик. По словам Юшкова запрета на перевозку российской нефти в санкционном пакете нет, поэтому может произойти уход России с европейских на азиатские рынки.
Есть и еще один аргумент против столь радикальной меры. Ведь сложно сказать, по кому он ударит сильнее — по странам, вводящим запрет, или по России», — рассуждает аналитик. Вместе с тем, как показывает практика последних лет, далеко не всегда современные политики руководствуются очевидной логикой. США и Европа уже ввели против России более 12 тысяч санкций, если считать с 2014 года, и сами в достаточной степени от них пострадали. Эти ограничения вредят экономике ЕС и усложняют ситуацию с топливом в США, где администрация Белого дома борется с последствиями рекордной инфляции, отмечает основатель «Школы практического инвестирования» частный инвестор Федор Сидоров.
Как это будет работать? Скорее всего, расширенный запрет на экспорт будет действовать зеркально по отношению к нынешним ограничениям. Сейчас работает известный юридический и торговый принцип «всё, что не запрещено, то разрешено».
Запрет морских поставок этого ресурса отложен до начала декабря, нефтепродуктов — до февраля 2023 года. Это только усугубило ситуацию на мировом рынке: цены на нефть взлетели, создав экономические проблемы в том числе и Западу. Однако лидеры стран "большой семерки" решили не отменять санкции, а предложили новый вид ограничения для России, который, на их взгляд, решил бы и энергетический кризис Запада.
Речь о планах на ограничение цен на российскую нефть, таким образом "семерка" надеется уменьшить доходы России и стабилизировать цены на энергоносители.
Для того чтобы продавать товар по максимально допустимой цене, бензин стали чаще смешивать с таким продуктом нефтепереработки, как нафта. Эксперт по топливному рынку Михаил Турукалов заявил, что нефтепереработка осталась выгодной для российских предприятий, несмотря на ограничительные меры Запада. Из-за санкций усложнилась логистика, но эту проблему решили за счет перенаправления продаж на другие рынки.
Россия + Эмбарго
Запрет морских поставок этого ресурса отложен до начала декабря, нефтепродуктов — до февраля 2023 года. Это только усугубило ситуацию на мировом рынке: цены на нефть взлетели, создав экономические проблемы в том числе и Западу. Однако лидеры стран "большой семерки" решили не отменять санкции, а предложили новый вид ограничения для России, который, на их взгляд, решил бы и энергетический кризис Запада. Речь о планах на ограничение цен на российскую нефть, таким образом "семерка" надеется уменьшить доходы России и стабилизировать цены на энергоносители.
Очевидно, что логистика поставок топлива в мире из-за этого претерпела серьезные изменения и больше всего они затронули маршруты для танкеров, отправляющихся именно из России. При этом, как утверждаются в майском отчете МЭА, российские компании в целом не страдают от жесткой нехватки покупателей после потери европейского рынка. Однако следует оговориться, что в апреле этого года рост экспорта коснулся конкретно поставок нефти, которые увеличились на 250 тыс. А вот объем продаж нефтепродуктов, уверяют в МЭА, снизился в месячном выражении на 200 тыс. Более того, если «теневой флот», учитывая рост закупок российской нефти со стороны Индии, КНР и других стран, справляется, то с поставками топлива все сложнее.
Пока нет четкого понимания, хватает ли в полной мере судов для «обновленной» логистики такого типа грузов. В 2022 году изменения по объемам не претерпели каких-то тектонических сдвигов. Однако после этого наметился рост производства. В итоге в 2022 году было незначительное снижение производства нефтепродуктов, а за прошедшие месяцы 2023-го намечается даже определенный рост. Впрочем, не стоит считать, что дается это так просто. Когда страны G7, Европейский союз и Австралия 5 февраля прекратили закупать все российские нефтепродукты, поставляемые морем, компаниям из РФ пришлось искать новых покупателей, по сути, для более чем половины своих экспортных объемов. Пока что это удается, хотя динамику всех поставок за последние месяцы показать в цифрах крайне сложно, поскольку многие поставки либо не афишируются, либо имеют сложную логистику с перегрузкой в разных портах и с судна на судно. Однако общая картина и отчеты от МЭА показывают, что в целом российские нефтепродукты находят себе место на новых или непривычных для них рынках.
Куда идет российский груз? Динамика роста поставок российских нефтепродуктов на разные рынки носит несколько хаотичный характер. Где-то увеличение исчисляется в десятках процентов, а где-то объемы удваиваются или утраиваются. К примеру, в марте поставки из РФ в Того достигли 973 млн т, а ведь еще в ноябре 2022-го африканская страна вообще не покупала нефтепродукты у компаний из России. В Марокко импорт российского дизтоплива в январе составил 2 млн баррелей, хотя за весь 2021-й объем составлял примерно 600 000 баррелей. Удвоили объем закупок и Египет с Алжиром. Тунис вообще утроил аппетит. Страна закупила у РФ в феврале 2023 года почти 77 тыс.
Для сравнения: в январе этого же года — 20 тыс.
Просто изъять с этого рынка какой-то объем не получится, потому что он непременно всплывет в другом месте планеты. А вот то, что там намудрят в бумагах и счетах — это уже другой вопрос, который достаточно далек от реальной жизни.
Кстати, с нефтью уже давно происходит примерно то же самое. Российская нефть все равно идет в Европу. Или в сыром виде, будучи по документам уже не российской, или же в виде нефтепродуктов из других стран.
И остановить это Европа не может, потому что ей будет очень больно. Так что санкции санкциями, а торговля идет. Разве что цены взлетели, ну так это сами виноваты.
Кроме того, в марте США и Великобритания ввели эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов из России, а с 5 декабря 2022 года вступил в силу запрет на страховку поставок нефти и нефтепродуктов морским путем из России в третьи страны. До введения санкций страны ЕС были основным рынком сбыта для российских нефтепродуктов. В прошлом году Россия все еще оставалась крупнейшим поставщиком нефтепродуктов в ЕС. Эксперты отмечают, что до вступления в силу эмбарго на морские поставки в начале февраля 2023 года покупатели из ЕС наращивали закупки в России для пополнения своих хранилищ. Только в сентябре 2022 года в эти страны отправлялось 1,1 млн барр. Однако рост поставок нефтепродуктов в данные регионы был обеспечен в основном за счет мазута, который покупался странами для дальнейшей более глубокой переработки на собственных НПЗ. Эмбарго и «потолок» С 5 февраля 2023 года, через два месяца после введения аналогичных ограничений в отношении российской нефти, вступило в силу эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов из России. Одновременно с этим страны ЕС, G7 и Австралия ввели в действие ценовой «потолок» на поставки нефтепродуктов из России в третьи страны.
Введенные меры предполагают, что нефтепродукты из России запрещено поставлять морским путем в третьи страны по ценам выше согласованных лимитов. Для таких случаев также предусмотрен запрет на оказание финансовых или технических услуг по перевозке нефтепродуктов. Исключение сделано для поставок российских нефтепродуктов в Болгарию, Хорватию и те страны ЕС, которые не имеют выходов к морю. Аналогичные ограничения были ранее введены ЕС в отношении российской нефти.
Что изменилось в России за пять лет действия продуктового эмбарго
В итоге 24 июня Путин подписал указ о продлении на весь 2020 год эмбарго на импорт сельхозпродукции из Евросоюза. Благодаря западным санкциям и российскому эмбарго в выигрыше оказался почти весь агропромышленный сектор РФ, отмечает Сазонова. Хорошие показатели также у текстильного производства и пищевого машиностроения», — добавляет эксперт. По свинине он сократился почти в десять раз. По мясу КРС импорт снизился в 2,5 раза, птице — почтив два раза, овощам и молочной продукции — на треть. Успехам в импортозамещении и росту конкурентоспособности Россия во многом обязана слабому рублю, уточняет руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган. Россияне смирились, забыли хамон Большая часть товаров, существенных для потребительского спроса, была замещена, считает Сазонова. Пару лет назад ощущался дефицит в химической промышленности, однако и он был преодолен. Россия становится самодостаточной в сегментах с высокой рентабельностью, считают эксперты.
А, например, молочный сектор, требующий значительных инвестиций, отстает, как и производство сыра, мяса. И это является пока наибольшей проблемой импортозамещения, если говорить о товарах широкого потребления», — заключает эксперт РАНХиГС. Михаил Коган считает, что с учетом складывающейся динамики отношений России и Запада, едва ли, в ближайшие годы можно ожидать отмены обоюдных ограничений. И пандемия ничего в этом отношении не изменит», — скептичен эксперт. Самое интересное, что российский потребитель, столкнувшийся с исчезновением полюбившихся продуктов, сейчас уже не воспринимает так остро ситуацию с потерей ассортимента и качества отечественных аналогов продовольствия, как это еще пару лет назад, добавляет Коган. Большая часть россиян попросту свыклась с отсутствием европейского импорта на прилавках. К тому же доходы упали, сейчас все экономят на еде, на ее премиальном сегменте уж точно», — заключает эксперт.
Издание сообщает, что в мае-июне нынешнего года танкеры греческих компаний заходили в российские порты 151 раз, а в прошлом году за аналогичный период — только 89 раз. Журналисты констатировали, что ажиотаж только увеличивает тарифы на транспортировку нефти, что делает ее еще более дорогой.
Однако судовладельцы все равно едут в Россию, так как понимают, что в скором времени везти придется еще дальше, а значит и куда дороже. Евросоюз принял уже шесть пакетов санкций против РФ, последний из которых включает в том числе и нефтяное эмбарго.
Во-вторых, потенциальные покупатели, сосредоточенные в пределах Азиатско-Тихоокеанского региона, сами являются крупными нефтепереработчиками и ниши спроса, которые могли бы заменить таковые в ЕС, там отсутствуют. Перенаправление значительной части нефтепродуктового экспорта на внутренний рынок также проблематично. Прирост внут-реннего спроса на нефтепродукты в России небольшой по итогам 2022 года он составил 12,5-13 млн тонн, что несопоставимо с экспортом в ЕС. Все это дало основание экспертам предполагать спад объемов экспорта и производства нефтепродуктов. По прогнозам ВЭБ. Кроме того, из-за резкого сокращения экспорта ДТ, поставляемого в основном в ЕС, возникали риски изменения баланса производства в пользу темных нефтепродуктов. Были и пессимистичные прогнозы восстановления показателей отрасли на среднесрочную перспективу. По мнению экспертов, рост поставок бензина на экспорт стал возможен в условиях профицита товара и высокой маржинальности экспорта.
Кроме того, введенные санкции привели к распространению практики смешивания бензина с нафтой, что позволило продавать такой продукт на рынки Африки и Латинской Америки менее требовательные к составу топлива, чем страны ЕС по верхнему пределу «потолка». По данным Reuters, в 2023 году росли поставки бензина в африканские страны, в частности в Нигерию более половины поставок в регион из 812 тыс. Кроме того, отмечается рост экспорта российских дизеля, нафты и мазута в Сингапур, откуда эти продукты поступают в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Международное энергетическое агентство МЭА также отмечает неожиданный рост поставок нефтепродуктов в страны, кроме ЕС.
Европе и США невыгоден дефицит нефти из-за антироссийских санкций, поэтому РФ может компенсировать потери от эмбарго, сказал в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Ранее в Евросоюзе заявили, что согласовали эмбарго на поставки двух третей российской нефти в числе мер, которые могут быть утверждены в рамках шестого пакета санкций. Это очень негативно и для Европы, и для США. Более того, в последние недели министр финансов США говорила, что европейцы должны принять санкции так, чтобы это не усугубило дефицит, то есть, чтобы Россия не уменьшила экспорт. Сейчас рекордная инфляция и в США, и в Германии. С точки зрения экономики, европейцы сами довольно сильно страдают», - сказал Юшков. Он также рассказал о «неожиданном эффекте» от эмбарго.
Продовольственное эмбарго продлено до конца 2023 года
Аравии и России, практически нулевой эффект эмбарго на показатели российских нефтяников, сокращение дисконта на российскую нефть с более чем 30 долларов до почти 10 долларов за баррель, а также неудачную попытку правительства РФ вдвое снизить демпферные. Таким образом, если ЕС введёт эмбарго на российскую энергетику, то Россия потеряет примерно $40 млрд доходов только от природного газа. С 5 февраля 2023 года, через два месяца после введения аналогичных ограничений в отношении российской нефти, вступило в силу эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов из России. Частичное международное эмбарго на российское золото уже дало заметные результаты: одна из ключевых золотодобывающих компаний России «Петропавловск», производившая 14 тонн золота в год, в основном концентрируясь на месторождениях, расположенных на Дальнем. Аравии и России, практически нулевой эффект эмбарго на показатели российских нефтяников, сокращение дисконта на российскую нефть с более чем 30 долларов до почти 10 долларов за баррель, а также неудачную попытку правительства РФ вдвое снизить демпферные. В декабре 2022 года западные страны ввели эмбарго на морские поставки нефти из России, а также — потолок цен.