Что такое нотариальная доверенность, в каких случаях она нужна и как её получить. Создайте доверенность в специализированном сервисе, на сайте ФНС или в собственной информационной системе и подпишите ее электронной подписью руководителя. Например, сделайте это в сервисе нность. В статье рассказываем, какие бывают доверенности, когда доверенность нужно заверять у нотариуса и как правильно ее оформить. Электронная доверенность сразу же попадает в банк и проверяется автоматически. Новости. МЧД, нность.
Какие бывают доверенности
- Доверенность: зачем она нужна, как правильно составить и в каком случае потребуется нотариус
- Где нужна доверенность на получение документов
- Что такое генеральная доверенность и как ее оформить?
- Электронные доверенности: новые правила для налогоплательщиков с 1 марта 2024 года
- Формы доверенностей
- Всего комментариев: 4
Ответы на вопросы по использованию ЭП и МЧД
Доверенностью признается письменное уполномочие , выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Доверенности от имени малолетних статья 28 и от имени недееспособных граждан статья 29 выдают их законные представители. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу, которое вправе удостовериться в личности представляемого и сделать об этом отметку на документе, подтверждающем полномочия представителя. Письменное уполномочие на получение представителем гражданина его вклада в банке, внесение денежных средств на его счет по вкладу, на совершение операций по его банковскому счету, в том числе получение денежных средств с его банковского счета, а также на получение адресованной ему корреспонденции в организации связи может быть представлено представляемым непосредственно банку или организации связи.
Теперь военнослужащие, которые получили ранение и находятся на лечении, освобождены от оплаты услуг правового и технического характера для: - удостоверения равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе, -передачи электронных или бумажных документов физическим и юридическим лицам, - свидетельствование верности копий документов, удостоверяющих личность. Супруги, родители и несовершеннолетние дети участников СВО, погибших при исполнении обязанностей, полностью освобождены от оплаты УПТХ: - при удостоверении доверенностей, - в случае свидетельствования верности копий документов, удостоверяющих личность, и документов о регистрации актов гражданского состояния, - при выдаче свидетельств о праве на наследство. Если у участника СВО или членов его семьи есть вопросы по любым нотариальным действиям, всегда можно обращаться к нотариусу. Консультация бесплатная для всех категорий граждан.
Фото freepick.
Организации и ИП могут продолжать представлять отчетность через представителя на основании бумажной доверенности, оформленной до 29 февраля 2024 года, до окончания срока действия такой доверенности. Новые бумажные доверенности на представление отчетности например, при истечении срока бумажной доверенности, увольнении бухгалтера или в других ситуациях оформлять уже нельзя , налоговые органы принимать их не будут. Причем оформлять электронную доверенность для представления налоговой отчетности в электронной форме с 1 марта 2024 года необходимо по новому формату. В отличие от прежних электронных доверенностей для сдачи налоговой отчетности, новый формат МЧД ФНС позволяет: в рамках одной электронной доверенности представлять полномочия сразу нескольким лицам например, главному бухгалтеру и его заместителям ; оформлять электронные доверенности с правом последующего передоверия предыдущий формат 5. Это объясняется тем, что прежний формат 5.
Эксперты подчеркивают: инновация экономит время гражданина и повышает уровень безопасности. Раньше человеку нужно было прийти к нотариусу и оформить у него доверенность. Затем документ передавался тому, кому человек доверяет. А доверенное лицо, в свою очередь, обращалось в банк, сотрудники которого проверяли в ручном режиме подлинность документа и данные, указанные в доверенности. Новый сервис позволяет нотариусам не только удостоверять цифровые доверенности, но и сразу направлять их в банк по защищенному каналу связи. Так что теперь не надо будет выписывать бумажную доверенность и каждый раз приносить ее в банк, чтобы, скажем, снимать пенсию за заболевшего родственника.
Где нужна доверенность на получение документов
- Кто сможет оформить доверенность у нотариуса бесплатно? | Аргументы и факты – | Дзен
- Статья 185. ГК РФ Общие положения о доверенности | ГАРАНТ
- Генеральная доверенность на все полномочия
- Что такое МЧД
Налоговая создала сервис для электронных доверенностей: зачем и как с ним работать
Машиночитаемая доверенность, или МЧД — это доверенность в электронной форме, в формате XML, где описаны полномочия сотрудника какой-либо организации, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП). подтвердить, что сотрудник или внештатный работник, может подписывать электронные документы от имени организации. Доверенность как документ свидетельствует о том, что его предъявитель (доверенное лицо) вправе совершать от имени доверителя определенные действия, прописанные в доверенности. Электронная доверенность может применяться параллельно и не связана с приемом бухгалтерской и налоговой отчетности.
В каких случаях нужно оформлять доверенность
Нововведения в ЭДО: что такое машиночитаемая доверенность и как её оформить | Rusbase | Генеральная доверенность дает права другому человеку действовать от имени доверителя по широкому кругу вопросов. |
Кто может заверить доверенность? | Он же разъяснил, зачем именно стали приходить люди: «Люди делают доверенности на управление, распоряжение имуществом, на предоставление интересов в государственных органах и других организациях. В просторечии это называется генеральные доверенности. |
ГК РФ Статья 185.1. Удостоверение доверенности \ КонсультантПлюс | Электронная доверенность сразу же попадает в банк и проверяется автоматически. |
Кто сможет оформить доверенность у нотариуса бесплатно? | Аргументы и Факты | • кто изготавливает и хранит копии выданных доверенностей. Поскольку оригинал доверенности забирает представитель, а еще его может забрать себе лицо, для представительства перед которым она выдается, имеет смысл делать себе копии для архива. |
Как оформить доверенность и когда она нужна
Таким образом, уполномоченные представители тех налогоплательщиков, которые обязаны представлять документы в налоговый орган в электронном виде, обязаны будут с 01.03.2024 перейти на электронные доверенности в машиночитаемом виде (МЧД). Доверенность — документ, дающий право совершать действия от имени компании или представлять её интересы. В статье расскажем, что это за доверенности, кто обязан их использовать и как оформить такой документ для налоговой инспекции. Доверенность — документ, дающий право совершать действия от имени компании или представлять её интересы.
Госдума приняла закон о выдаче бесплатных доверенностей
Как поясняют юристы, есть только один случай, когда нотариальная доверенность здесь обязательна, — несовершеннолетний выезжает за границу без обоих родителей, в сопровождении родственников, опекунов или знакомых. Во всех остальных ситуациях подтверждение полномочий сопровождающего лица не требуется. Однако люди оформляют такие доверенности, и на то есть веские основания. В частности, её потребуют, если ребёнку, находящемуся с тренером на соревнованиях, с бабушкой или дедушкой в санатории или с учителями в многодневном экскурсионном туре, будет необходима медицинская помощь, будь то осмотр при вирусном заболевании или, не дай Бог, операция. Осуществить это без согласия родителей нельзя. И в данном случае представитель мамы и папы, чьи полномочия подтверждены доверенностью, будет иметь право дать такое разрешение.
Право на доверие Доверенность является односторонней сделкой, которая даёт право одному человеку действовать от имени другого, при этом доверитель и его представитель должны быть совершеннолетними и дееспособными, а представитель не вправе совершать сделки от имени представляемого лица в отношении себя лично. Есть несколько видов доверенности. Первый — разовая доверенность, которая выдаётся на совершение лишь одного определённого действия например, на представление гражданина в суде только на одном судебном заседании. Второй — специальная доверенность, которая даёт полномочия представителю совершать ряд однородных действий в течение определённого времени пример — подготовка документов для получения лицензии.
В живой очереди шансов мало — к вечеру еще не отпущены те, кто занимал с утра.
Нотариусы, устав от однотипных вопросов, на автомате инструктировали, какие документы нужно мужчине взять с собой: — Необходимо взять паспорт, СНИЛС, данные человека, которому он доверяет, знать, что он доверяет. Если это транспортное средство, взять с собой СТС. Если это объект недвижимости — просто сказать адреса. Если счета в банках — сказать, в каких банках они открыты. Если есть кредиты и договоры долевого участия, взять их с собой.
О небывалом наплыве клиентов сообщил читатель 74. RU : ждать приема пришлось больше часа. Юристы считают, что такой ажиотаж может быть связан с мобилизацией и отъездом за пределы страны. Большинство клиентов — мужчины призывного возраста и их родственники.
Это относится к доверенностям на получение заработной платы, вознаграждения, пенсии, пособия, стипендии и получение ценной корреспонденции. Доверенность человека, проживающего в социальном учреждении, удостоверенная его администрацией. Доверенность военнослужащего и его родных, проживающих в местах, в которые не может попасть нотариус. В этом случае документ заверяет командир воинской части. Для чего нужна доверенность в простой письменной форме Такую доверенность можно написать от руки или распечатать текст. Например, чтобы получить справку или подать заявление на назначение пенсии в ПФР, нотариальное удостоверение не требуется. Для этого достаточно указать в доверенности сведения о доверителе и представителе, указать дату составления документа и полномочия представителя. В простой письменной форме можно составить доверенность на управление автомобилем, получение документов в отделе кадров. Некоторые доверенности необходимо заверить у специалистов определенных организаций. Например, чтобы представитель мог получить ценную посылку, доверенность можно заверить у начальника почтовой службы. Какие бывают виды доверенностей Доверенности разделяют по объему полномочий: Разовые — подходят для однократного действия. Например, подача заявления в ПФР или получение ценной посылки на почте. Специальные — для однотипных действий. Например, представление интересов в суде. Генеральные — подходят для юридических действий, требующих госрегистрации и нотариальной формы. Выдаются на длительный срок.
Пока нет. Такой формат позволит упростить документооборот как в секторе B2B, так и при обмене документами в государственных органах. Действует ли классификатор полномочий? Классификатор полномочий — это ресурс, который содержит перечень полномочий представителя, указываемого в МЧД. Речь идет о полномочиях физического лица при использовании КЭП. Всем полномочиям в классификаторе присваивается уникальный идентификационный номер, помимо которого каждое полномочие в обязательном порядке будет иметь наименование и дату включения в классификатор. А сам Порядок был утвержден приказом Минцифры России от 18. Изменения коснулись места размещения классификатора полномочий, порядка передачи в него перечней полномочий, а также доступа к классификатору. Размещение, формирование и ведение классификатора полномочий теперь осуществляется в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации» далее — ФГИС ЕСНСИ. Участники электронного взаимодействия направляют перечень осуществляемых ими полномочий посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг функций ». Доступ заинтересованных лиц к классификатору полномочий осуществляется непрерывно с использованием ФГИС ЕСНСИ, в том числе путем предоставления такого доступа с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. Классификатор полномочий формируется и будет состоять из справочников.
Генеральная доверенность на все полномочия
Генеральную доверенность можно составить самостоятельно и принести в нотариальную контору лишь для заверения. В таком случае важно уделить внимание правильности заполнения доверенности. В противном случае документ не будет иметь юридической силы. В генеральной доверенности обязательно должны быть: дата подписания - от нее считается срок полномочий представителя; паспортные данные сторон, включая прописку; список полномочий, которые доверитель позволяет от своего имени осуществлять представителю; допустимые суммы сделок, которые могут производиться по доверенности; срок действия генеральной доверенности; В генеральной доверенности могут быть, но не обязательны: подпись представителя; разрешение доверителя на передоверие полномочий. Например, женщина может оформить доверенность на своего мужа и разрешить ему передоверить ее на сына. Если указаний на возможность передоверия нет, то представитель никому не сможет передать свои полномочия. По умолчанию генеральная доверенность действует один год. Можно указать в документе другой срок — максимальной временной границы нет, можно написать хоть 50 лет.
Но лучше все же поставить разумное ограничение. Первому встречному генеральную доверенность давать не стоит, поскольку в случае мошеннических действий по этому документу у правоохранительных органов могут возникнуть вопросы в том числе к доверителю. Допустим, представитель продал квартиру от имени доверителя, но обставил всё документально неверно с целью наживы. В таком случае будет разбираться следствие: если выяснится, что представитель совершил мошеннические действия, то он будет нести за это ответственность самостоятельно.
То есть это некий «супердокумент», который наделяет другого человека возможностью представлять ваши интересы целиком и полностью, подчеркнули Москаль и Образцова. Любую доверенность можно оформить практически на неограниченное количество человек. Как оформить генеральную доверенность и сделать это быстро Самый простой и быстрый способ — позвонить тому или иному нотариусу и договориться о встрече, заранее направить ему свои пожелания по доверенности, а также сканы внутреннего вашего паспорта и представителя. Затем просто прийти в назначенный день и забрать документ, рассказали «БГ» в Московской городской нотариальной палате.
Полный перечень и подробную информацию о получении бесплатной юридической помощи читайте в материале aif. Какие доверенности можно будет оформить бесплатно? Поправки в закон от 21. Безвозмездно нотариус подготовит и заверит только документы, по которым государственное юридическое бюро или адвокат будут представлять интересы гражданина в рамках бесплатной юридической помощи. То есть, если человек придет оформлять доверенность на адвоката, которому он будет платить деньги из своего кармана, то нотариус тоже возьмет деньги за оформление доверенности.
Так, вы можете прийти к нотариусу и попросить оформить судебную доверенность на родственника, чтобы он мог представлять ваши интересы в суде, — это будет документ, в котором прописано разрешение на один вид деятельности от имени заявителя. Генеральная же доверенность дает представителю значительно более широкий спектр полномочий: представление интересов доверителя не только в суде, но и в полиции, в органах дознания, в управляющих компаниях; право на распоряжение имуществом и не только. То есть это некий «супердокумент», который наделяет другого человека возможностью представлять ваши интересы целиком и полностью, подчеркнули Москаль и Образцова. Любую доверенность можно оформить практически на неограниченное количество человек.
Доверенность: виды, примеры, образцы
Сделать это можно несколькими способами: Через Госуслуги. В личном кабинете организации или ИП на Госуслугах нужно открыть раздел «Доверенности и доступы», нажать на кнопку «Делегирование полномочий» и создать новую доверенность. Инструкция есть на сайте Госуслуг. В стороннем сервисе. В некоторых крупных системах электронного документооборота предусмотрена возможность выдать МЧД. Например, в Контур. Доверенность, 1С:Бухгалтерия 8, Сбис. В своей системе.
Если электронный документооборот в компании происходит внутри собственной системы, в ней тоже можно настроить процесс выдачи МЧД. Подходящие форматы доверенностей для загрузки в систему можно скачать с сайта Госуслуг. Доверенность разрешено выдать на любой нужный срок, требований к периоду нет. Если МЧД перестанет быть актуальной, например, при увольнении сотрудника, её можно отозвать.
В связи с тем, что не все организации во время переходного периода успели подготовить свои информационные системы к работе с новой формой электронной доверенности в машиночитаемом виде, а также с недостаточной готовностью государственных органов к обмену документами с использованием МЧД, Правительство РФ продлило переходный период по применению КЭП без использования МЧД до 31 августа 2023 г. Можно ли во время переходного периода получать и использовать КЭП сотрудников? До окончания переходного периода можно будет продолжать получать и использовать выдаваемые коммерческими удостоверяющими центрами сертификаты ЭП на сотрудников, содержащие данные и о самих сотрудниках, и об организациях.
То есть в 2023 году аккредитованные удостоверяющие центры, будут продолжать выпускать на сотрудников компаний КЭП с привязкой к организации, но срок их действия будет ограничен 31 августа 2023 г. Что требуется, чтобы начать использовать МЧД? Чтобы начать работать с МЧД, организации или ИП потребуется организовать получение сотрудниками — потенциальными подписантами документов организации, КЭП физических лиц в любом аккредитованном удостоверяющем центре, и далее оформить на физическое лицо МЧД, подписанную КЭП руководителя организации или ИП. При подаче отчетности или отправке электронных документов сотрудник подписывает документы собственной КЭП и прикладывает к пакету файл МЧД. На сайте ФНС России размещен сервис «Создание и проверка доверенности в электронной форме»5, с помощью которого можно оформить МЧД уполномоченного физического лица для представления отчетности и иных документов в налоговые органы. Сервис позволяет сформировать МЧД в виде файла, скачать его и в дальнейшем использовать по назначению рис. Сервис « Создание и проверка доверенности в электронной форме » Можно ли не направлять МЧД вместе с документом каждый раз?
Технология распределенного реестра позволяет оперативно уведомлять всех участников блокчейн-сети об изменении статуса доверенности, а также быстро проверять полномочия подписанта. Она позволяет создать среду цифрового доверия, где оперативный доступ к актуальным версиям документов для всех участников обеспечивается за счет использования технологии распределенного реестра. Результат эксперимента показал, что такая модель является наиболее стабильной.
Кроме того, доверенность может быть аннулирована по причинам: ухода доверителя, признания его недееспособным, банкротом, пропавшим без вести. А ещё доверенность, точнее, её реквизиты могут быть реальными, существующими, а вот текст в бумажном варианте - изменён… Чтобы избежать всех возможных рисков при покупке жилья, тем более, по доверенности от третьих лиц, лучше проводить сделку через нотариуса. Дело в том, что в открытом реестре доверенностей обычным пользователям не доступна информация, на что именно выдана доверенность, - это нотариальная тайна. Зато нотариус, который будет удостоверять вам договор купли-продажи, всё это увидит.
Кроме того, хоть нотариус, выдавая доверенность, и проверит волю доверителя, но надо быть уверенным, что и поверенный тот, кому выдали доверенность при этом был дееспособным, осознавал смысл происходящего, иначе потом договор могут признать недействительным. Нотариус, удостоверяющий договор купли-продажи, всё это, в том числе и поверенного, проверит ещё раз, разъяснит все права и последствия. А также проверит документы участников сделки, включая собственника, выяснит, реально ли существует такой человек, не терял ли он паспорт и тому подобное. Кроме того, нотариус поможет составить юридически грамотный договор, в который можно включить, к примеру, заверение поверенного, что собственник жилья, от имени которого он действует, жив, находится в здравом уме и реально хочет продать квартиру с помощью своего доверенного лица. На сколько выдаётся? Мои племянники попросили оформить для них доверенность на право управления машиной, так как свою ещё не приобрели, а набираться опыта вождения надо. Скажите, на какой срок можно выдавать доверенность, и каким образом, кто может её обесценить?
Надо ли в доверенности определять срок её действия? Хочу выдать её примерно на год.
Однако это не означает, что «действующий по доверенности» несёт ответственность за то, что прописано в договоре: ответственность в любом случае остаётся на доверителе.
То есть если доверенное лицо, действуя в рамках «генеральной доверенности», продаст квартиру за 1000 рублей — для закона это будет равноценно тому, что квартиру за бесценок продал собственник. Поэтому все вопросы будут решаться только в судебном порядке. Для оформления доверенности нужно личное присутствие доверителя и паспортные данные доверенного лица — приходить к нотариусу всем вместе необязательно.
Специалиста можно и просто пригласить на дом — это очень удобно для пожилых людей. Как проверить доверенность на подлинность Каждая доверенность уникальна: ей присваивается свой номер, который нотариус вносит в реестр доверенностей. В документе обязательно должны быть указаны: дата выдачи и срок действия, полное имя доверителя и доверенного лица, паспортные данные доверенного, полномочия его действий от имени доверителя.
С тех пор сильно поменялось законодательство. Кроме того, любая сделка сегодня в обязательном порядке регистрируется в Росреестре, где проходит тщательную проверку. В частности, контролируется, действует ли лицензия нотариуса, а также внесена ли конкретная доверенность в реестр.
Иными словами, физически подделывать документ в условиях прозрачности системы регистрации бесполезно», — считает Марина Якимова. Как проверить доверенность на подлинность: 1. Проверьте, чтобы доверенность не была просрочена.
Разъясняет нотариус Глеб Акимов: «Указание даты выдачи доверенности обязательно — без этого доверенность не имеет силу. Что же касается срока действия документа: по общему правилу, если в доверенности не указан срок действия, она действительна год с момента выдачи. Максимального срока для доверенности нет, она может оставаться в силе хоть сто лет, но в целях безопасности мы рекомендуем отзывать доверенность после совершения указанных в ней действий».
Проверьте на сайте нотариальной палаты , что такая доверенность существует, а лицензия нотариуса действует. При этом номер самой доверенности в ЕИСН и указанный вами реестровый номер будут разными — так и должно быть, это не ошибка. Также сообщение внизу страницы содержит информацию о том, отменялась такая доверенность или нет», — поясняет Глеб Акимов.
Закон и порядочность
- Электронная доверенность для налоговой: как оформить и как работает / Skillbox Media
- Виды доверенности
- Сделки с квартирами по доверенности: как проверить, что всё чисто
- Нововведения в ЭДО: что такое машиночитаемая доверенность и как её оформить
- Электронные доверенности для клиентов Почты России
Госдума приняла закон о выдаче бесплатных доверенностей
Доверенность: зачем она нужна, как правильно составить и в каком случае потребуется нотариус. Что же делать в этом случае? Он же разъяснил, зачем именно стали приходить люди: «Люди делают доверенности на управление, распоряжение имуществом, на предоставление интересов в государственных органах и других организациях. В просторечии это называется генеральные доверенности. В российском законодательстве такого термина, как «генеральная доверенность» нет. МЧД — Машиночитаемая доверенность, аналог бумажной доверенности.
В каких случаях нужно оформлять доверенность
Кроме того, нотариусы не рекомендуют оформлять доверенность, если при заключении сделки между сторонами важен личный контакт. Например, при оформлении договора о разделе совместно нажитого супругами имущества. Но прямого запрета в законе на выдачу доверенности в этом случае нет. Самые распространённые полномочия доверенных лиц при сделках купли-продажи : подписание документов предварительного договора, основного договора, акта приёма-передачи ; подача или получение документов в Росреестре или МФЦ; получение денег; получение ключей. Можно оформить доверенность на одно из действий, перечисленных выше, а можно — на все. В быту документ, по которому доверенное лицо вправе делать с квартирой всё или почти всё, называют «генеральная доверенность», хотя в законе такого понятия нет. Полномочия доверенного лица должны быть указаны максимально конкретно.
Доверенность может быть с правом получения денежных средств либо без него. В первом случае доверенному лицу разрешают получить деньги за сделку, а во втором средства по договору перечисляются на номер счёта собственника, доступа к которому у доверенного лица нет. Это более безопасный вариант. Есть и промежуточное решение: доверенное лицо может проверить факт поступления средств на банковский счёт пользователя, но не имеет права распоряжаться деньгами. Также доверенность может быть с правом передоверия или без него. Право передоверия означает, что собственник разрешает доверенному лицу «передоверить» свои полномочия кому-то другому.
Безопаснее указывать «без права передоверия» — тогда действия вправе совершать только тот человек, на кого выдана доверенность. Во всех документах, которые доверенное лицо подписывает за участника сделки, обозначается, что это делает он, а не продавец или покупатель. В договоре, как правило, фигурирует фраза «действующий по доверенности за…». Однако это не означает, что «действующий по доверенности» несёт ответственность за то, что прописано в договоре: ответственность в любом случае остаётся на доверителе. То есть если доверенное лицо, действуя в рамках «генеральной доверенности», продаст квартиру за 1000 рублей — для закона это будет равноценно тому, что квартиру за бесценок продал собственник. Поэтому все вопросы будут решаться только в судебном порядке.
Но с 01. До какого числа я могу перевыпустить ЭП на сотрудника? Согласно законодательству ЭП на сотрудника можно получить до 31.
Зачем мне сейчас перевыпускать ЭП на сотрудника? Чтобы избежать возможных трудностей при работе с МЧД на этапе ее внедрения и обеспечить себе возможность бесперебойной работы рекомендуем перевыпустить ЭП на сотрудника. При этом ЭП физического лица сроком действия 15 месяцев вы получите в подарок.
В этом квалифицированном сертификате не указана организация, только фамилия, имя, отчество сотрудника, и чтобы предоставить электронный документ, подписанный такой электронной подписью, в стороннюю информационную систему или контрагенту, к нему будет необходимо прилагать МЧД. С течением времени вопросов по теме создания и использования МЧД меньше не становится.
Сегодня ответим на десять самых актуальных. Когда МЧД будут обязательными? В связи с тем, что не все организации во время переходного периода успели подготовить свои информационные системы к работе с новой формой электронной доверенности в машиночитаемом виде, а также с недостаточной готовностью государственных органов к обмену документами с использованием МЧД, Правительство РФ продлило переходный период по применению КЭП без использования МЧД до 31 августа 2023 г.
Можно ли во время переходного периода получать и использовать КЭП сотрудников? До окончания переходного периода можно будет продолжать получать и использовать выдаваемые коммерческими удостоверяющими центрами сертификаты ЭП на сотрудников, содержащие данные и о самих сотрудниках, и об организациях. То есть в 2023 году аккредитованные удостоверяющие центры, будут продолжать выпускать на сотрудников компаний КЭП с привязкой к организации, но срок их действия будет ограничен 31 августа 2023 г.
Что требуется, чтобы начать использовать МЧД? Чтобы начать работать с МЧД, организации или ИП потребуется организовать получение сотрудниками — потенциальными подписантами документов организации, КЭП физических лиц в любом аккредитованном удостоверяющем центре, и далее оформить на физическое лицо МЧД, подписанную КЭП руководителя организации или ИП. При подаче отчетности или отправке электронных документов сотрудник подписывает документы собственной КЭП и прикладывает к пакету файл МЧД.
На сайте ФНС России размещен сервис «Создание и проверка доверенности в электронной форме»5, с помощью которого можно оформить МЧД уполномоченного физического лица для представления отчетности и иных документов в налоговые органы. Сервис позволяет сформировать МЧД в виде файла, скачать его и в дальнейшем использовать по назначению рис.
Даже если все подлинники перестанут физически существовать, юридическая сила доверенности не обнулится. К тому же не исключено, что поверенный уже обратился к нотариусу и сделал цифровую версию документа, удостоверив ее равнозначность с бумажной. Поэтому отменять доверенность необходимо сразу, как только возникли сомнения в этом представителе, — предупреждает Виктория Данильченко. По данным ФНП, аннулировать доверенность как нотариальную, так и простую можно в любой удобной нотариальной конторе. Нотариус внесет необходимые сведения в специальный электронный реестр нотариата, и уже на следующий день эта доверенность будет считаться отмененной. Никого специально уведомлять об отмене документа не потребуется — факт извещения всех заинтересованных лиц в этом случае будет признаваться автоматически.
Доверенность в простой письменной форме можно отменить и удаленно, через личный кабинет на портале notariat. Для входа потребуются подтвержденная учетная запись на «Госуслугах» и усиленная квалифицированная электронная подпись. Сотрудники нотариата рассказали о своей работе по защите прав граждан — В идеале лучше вообще отказаться от обращения к поверенному, если речь идет о действиях с ценным имуществом, например с недвижимостью. В таких случаях стоит оформлять сделку самостоятельно. Надежнее всего действовать через нотариуса, который гарантирует законность и безопасность удостоверяемой им сделки и несет полную имущественную ответственность за результат своей работы, — отмечают в ФНП. Иногда люди к нотариусу обращаются только за тем, чтобы оформить доверенность на распоряжение той же недвижимостью. А потом покупатель и поверенный проводят сделку в так называемой простой письменной форме, то есть без участия нотариуса. Но в этом случае нотариус, удостоверивший доверенность, не имеет никакого отношения к факту купли-продажи и не несет ответственности за законность сделки и ее исход, подчеркивают в ФНП.
В том числе материальную, то есть гарантирует пострадавшим полное возмещение ущерба, — подчеркивает Марина Соколова. Специалисты отмечают, что в современном мире временные затраты на походы по кабинетам в буквальном смысле сведены к нулю. Новейшие технологии позволяют провести сделку даже на расстоянии. В этом случае сторонам достаточно прийти в удобную для себя нотариальную контору — например, кто-то обратился к нотариусу в Пензе, а другой человек — в Твери. Процесс нотариального удостоверения сделки в этом случае проходит в режиме видеосвязи. Поэтому можно и не рисковать, оформляя доверенность только из-за расстояний. Срок действия документа желательно также ограничить — на это лучше отвести 1—3 месяца, — рекомендуют в Федеральной нотариальной палате.