В Стратфорде маленький Уильям Шекспир получил по тем временам хорошее образование. Со дня рождения одного из классиков мировой литературы Уильяма Шекспира 23 апреля 2024 года исполняется 460 лет. В начале 1600-х годов в творчестве Шекспира наступил перелом: главным жанром для него становится трагедия.
«И всё это Шекспир». 460 лет со дня рождения английского поэта и драматурга
В библиотеке-филиале № 7 в посёлке Гурзуф оформлена книжная выставка «Энциклопедия чувств» к 460-летию со дня рождения английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира, произведения которого остаются популярными и в наши дни, постоянно изучаются и. Второе рождение «шекспировский вопрос» получил, начиная с 1850 года, более чем через двести лет после смерти Шекспира. Уильям Шекспир (William Shakespeare) родился 23 апреля 1564 года в Стратфорде-на-Эйвоне, графство Уорикшир в Англии. 22 апреля отмечается юбилей со дня рождения В.В. Набокова, русского и американского п.
День Шекспира, приуроченный к международному дню английского языка
В нашем филиале в этот день прошёл поэтический вечер, который был посвящён не только всемирноизвестному драматургу, но и многим замечательным англоязычным поэтам. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов. Однако, поскольку Шекспир родился по юлианскому летоисчеслению, то по григорианскому календарю датой его рождения является 3 мая. Большинство исследователей убеждены, что Шекспира крестили согласно тогдашней традиции, через три дня после его рождения.
Выставка-портрет «Гений театра Уильям Шекспир»
Во всем мире сегодня отмечают 450-летие со дня рождения величайшего английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира, передает ИТАР-ТАСС. Празднование 460-летия со дня рождения Уильяма Шекспира происходит на фоне бесконечных споров о том, кто же на самом деле был автором знаменитых пьес. Датой празднования международного дня английского языка – 23 апреля – стал день рождения Уильяма Шекспира, великого английского поэта и драматурга. 25 марта 1616 года нотариусом составлено завещание и 23 апреля 1616 года, в день своего рождения, Шекспир умирает.
460-летие со дня рождения английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира
Получается, что умер Шекспир в свой 52-й день рождения: 23 апреля 1616 года. 23 апреля – 460 лет со дня рождения английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. История жизни Шекспира густо окружена легендами, и кто захочет узнать его настоящую биографию, вынужден будет блуждать среди домыслов, вымыслов и предположений. В 2024 году исполняется 460 лет со дня рождения Уильяма Шекспира – всемирно известного драматурга, поэта и писателя. Второе рождение «шекспировский вопрос» получил, начиная с 1850 года, более чем через двести лет после смерти Шекспира.
460 лет со дня его рождения У. Шекспира
Есть только наше отношение к чему-либо. Грехи других судить Вы так усердно рвётесь — начните со своих и до чужих не доберётесь. Где мало слов, там вес они имеют. Глупость и мудрость с такой же легкостью схватываются, как и заразные болезни. Поэтому выбирай себе товарищей. Ад пуст. Все черти здесь. Большинство людей предпочитают глупость мудрости, ибо глупость смешит, а мудрость печалит. Успех острого слова зависит более от уха слушающего, чем от языка говорящего. У каждого безумия есть своя логика. Так сладок мед, что, наконец, он горек.
Какой вклад сделал автор в развитие театра? Чем можно объяснить популярность трагедии «Ромео и Джульетта»? За восемь лет до рождения мальчика его отец переехал из Сниттерфильда. По некоторым источникам, Джон Шекспир занимался выделкой кож, изготовлял кожаные перчатки, торговал шерстью, мясом, зерном и солодом. Мать будущего поэта Мэри происходила из зажиточной семьи, владевшей несколькими фермами. Уильям стал третьим ребёнком в семье, у него были две старшие сестры и три младших брата. Вскоре после рождения сына отца избрали в городской совет, а спустя три года он получил должность бейлифа, то есть помощника шерифа, выполняющего полицейские функции при судебных органах. Со временем дела Джона Шекспира пришли в упадок. С семилетнего возраста Уильям Шекспир ходил в грамматическую школу. Учебное заведение славилось на всю Англию и давало знание классических языков.
Неизвестно, успел ли Шекспир закончить школу. Из-за разорения семейства мальчику пришлось оставить занятия, чтобы в качестве подмастерья помогать отцу. В 1582 году в 18 лет Уильям Шекспир женился на Энн Хэтеуэй, которая была старше его на восемь лет. В браке у супругов родились мальчик, доживший до 11 лет, и девочки-двойняшки. В биографии поэта много белых пятен и легенд. Приложение « William Shakespeare » на английском языке позволит проверить знания школьников о жизни драматурга. Например, знание морского дела, показанное в пьесах драматурга, позволило некоторым исследователям сделать предположение о том, что он какое-то время был моряком. По другой, более популярной версии, Шекспир оставил семью и пристал к одной из актёрских трупп, которая оказалась в Стратфорде. Вместе с ней он отправился в Лондон, где предпринял попытки стать актёром, но лондонские театры спустя некоторое время закрылись из-за эпидемии чумы. Почти два года актёрские труппы играли постановки в провинции.
Шекспир — автор 5 поэм, 11 трагедий, 17 комедий и 154 сонетов. Заслуга Шекспира заключается ещё и в том, что он оказал огромное влияние на развитие английского языка — широко распахнул двери перед живой речью своей эпохи: он «отчеканил» «words coined by William Shakespeare» более 2000 слов, смело экспериментируя со словообразованием, добавляя приставки и суффиксы, меняя грамматические функции слов. Богатство языка Шекспира заключается не столько в количестве слов, сколько в огромном количестве значений и оттенков, в которых употреблялось слово так, например, слово «free» Шекспир употребляет в значениях: свободный, независимый, добровольный, готовый что-либо сделать, откровенный, щедрый, здоровый, счастливый, беззаботный, безвредный, благородный, изящный.
На свет были извлечены прежде всего те пьесы, которые до революции выходили в печатном виде и сохранились в достаточном количестве экземпляров. Шекспир с его фолио и десятками кварто изданий отдельных пьес в формате ин-кварто — в четверть типографского листа оказался среди первых кандидатов. Однако за прошедшие полвека с лишним вкусы сильно изменились к тому же новый король, Карл II Стюарт, много времени провел во Франции, где привык к другой театральной эстетике. Драматурги эпохи Реставрации стали переделывать старые пьесы на новый лад. Шекспир не избежал общей участи — его комедии стали «очищать» от всего, что казалось грубым и непристойным, а трагедии без всякого пиетета перед ними подгоняли под строгие требования классицизма. Приведем только один яркий пример — в 1681-м Нейем Тейт адаптировал для современной ему сцены шекспировского «Короля Лира». Он существенно облегчил текст, выбросив из него много подробностей, избавился от роли Шута, заставил Корделию и Эдгара полюбить друг друга, но главное — радикально переделал финал: устранил апокалиптическую шекспировскую развязку и вернулся к традиционной концовке истории о Лире и его дочерях: Лир и Корделия остаются в живых и Лир после победы над злыми дочерями вновь воцаряется а Корделия еще и выходит замуж за Эдгара. Любопытно, что эта мастеровитая, но в философском плане плоская переделка держалась на английской сцене целых полтора века — отдельные робкие попытки вернуть зрителям оригинальный шекспировский текст проваливались вплоть до середины XIX столетия, когда наконец возобладал филологический подход к театральному материалу. Если в XVIII век Шекспир шагнул вместе с теми из своих современников, у которых при жизни или сразу после смерти также выходили крупные собрания драматических сочинений Бен Джонсон, Джон Флетчер, Фрэнсис Бомонт , то примерно к середине столетия он остался один, полностью заслонив остальных, превратившись в единственного достойного представителя елизаветинского театра. В 1740 году в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, знаменитом мемориальном комплексе, где покоятся выдающиеся сыны Англии, в так называемом уголке поэтов установили ростовую статую Шекспира прах из Стратфорда переносить не стали , тем самым подтвердив его статус великого поэта и драматурга. В 1769 году актер Дэвид Гаррик, прославленный исполнитель шекспировских ролей, установивший в своем поместье нечто вроде храма, посвященного Шекспиру, организовал в Стратфорде грандиозный фестиваль, посвященный 200-летию своего кумира вообще-то Гаррик опоздал на пять лет — столько времени длилась подготовка, а сам фестиваль оказался скомкан из-за дождливой погоды. Так Шекспир все более явственно входил в английскую культуру в качестве национального поэта и драматурга, универсального гения «на все времена». Именно в XVIII веке началась традиция критического издания и комментирования творческого наследия Шекспира — всего за столетие вышло около десятка полных собраний его сочинений, подготовленных разными учеными, в том числе такими известными, как Сэмюель Джонсон. Новое поколение издателей, начиная с Николаса Роу 1709 , стремилось не столько переделывать его тексты в соответствии с современными вкусами, сколько восстанавливать то, что до нас дошло поэт и издатель Александр Поуп, впрочем, по-прежнему не стеснялся дописывать и переписывать не понравившиеся ему места. Теперь знатоки сопоставляли тексты разных кварто и фолио и замечали разногласия между ними — вызыванные миллионом причин, связанных с очень несовершенной практикой книгоиздания шекспировских времен, а также с тем, что театральный текст, однажды написанный автором, открыт для вмешательства самых разных лиц, начиная от самого автора, который мог заново отредактировать какие-то сцены, до актеров, суфлеров и наборщиков. В каждом конкретном случае издателю приходилось принимать трудное решение — что вычеркнуть, а что увековечить на бумаге. Именно тогда сложилась практика, дожившая до наших дней: при существенных разногласиях между текстами разных прижизненных изданий хорошие примеры — расхождения между ранними и поздними прижизненными редакциями «Гамлета» и «Короля Лира» издатели старались ничего не потерять, но бережно сохранить каждую сцену и каждую строчку, компилируя новый текст из сохранившихся старых. Такие «синтетические», сводные тексты, причем на первых порах у каждого издателя — исключительно собственного изготовления, и легли в основу шекспировского канона, доступного образованной английской публике в книгах и на сцене. Кстати, впоследствии классические русские переводы тех же «Ромео и Джульетты», «Гамлета», «Короля Лира» и других пьес тоже были сделаны на основе этих сводных текстов, ни один из которых сам Шекспир, в общем-то, не писал. Одновременно складывалась легенда о Шекспире — гении от Природы, — которая щедро наделила его всем необходимым, чего он, по мнению тогдашних ученых, был лишен от рождения хорошего образования, знакомства с выдающимися и высокопоставленными людьми своего времени, опыта путешествий по всему миру. Читателям и критикам остро не хватало сведений о личности Шекспира — они хотели видеть его этаким профессиональным писателем своего времени, завсегдатаем литературных салонов, публичной фигурой, светским человеком, который участвует в обсуждении самого широкого круга тем, делится с окружающими своей перепиской — словом, ведет себя в соответствии с привычками и вкусами эпохи Просвещения. Дело доходило до крайностей — в 1795 годов некий Уильям-Генри Айрленд несколько месяцев водил за нос лондонскую публику, скармливая ей документы собственного изготовления, якобы добытые из секретного «шекспировского архива» все кончилось крупным публичным скандалом. Но примерно тогда же крупнейший шекспировед эпохи, ирландец Эдмонд Мэлоун, провернул куда более изощренную мистификацию, имевшую очень долгосрочные последствия. Работая над собственным изданием собрания сочинений Шекспира, он прибегнул к двум новшествам. Во-первых, он решил расположить пьесы не по жанровому принципу, как это повелось со времен Первого фолио, а в хронологическом порядке. Однако когда именно была написана та или иная шекспировская пьеса, во времена Мэлоуна толком никто не знал. Ему удалось относительно легко датировать «Генриха V», в тексте которого редкий для Шекспира случай упоминалось актуальное политическое событие — карательный поход графа Эссекса против ирландских мятежников 1599. И тогда Мэлоун стал вчитываться в текст каждой пьесы с намерением обнаружить и в них намеки на какие-то события государственной важности, зафиксированные в истории, или происшествия из личной жизни автора.
День Шекспира, приуроченный к международному дню английского языка
Большинство работ У. Шекспира написано в период с 1589 по 1613 год. Его ранние пьесы в основном относятся к комедиям и хроникам, в которых У. Шекспир значительно преуспел. Затем в его творчестве настал период трагедий, включающих произведения «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» и «Макбет», которые считаются одними из лучших на английском языке. В конце своего творчества У.
Не будем комментировать эту самую «историю» и всю традицию, связанную с ее обсуждением, отметим лишь, что тем самым был заложены основы биографического метода прочтения шекспировского канона — теперь читатели в поисках «личности» Шекспира вчитывались в его произведения, стараясь разглядеть в тех или иных сюжетных поворотах, страстных монологах и сонетных строках взгляды, эмоции и идеи их создателя. Миф о природной гениальности национального поэта Англии получил мощное подтверждение: Шекспиру приписывали влюбчивость Ромео, меланхолию Гамлета, страстность Отелло, страдания Лира, мудрость Просперо хорошо хоть не злодейства Ричарда III, коварство Яго и цинизм Эдмунда. Тенденция к биографическому прочтению шекспировских текстов усилилась в XIX веке, с приходом романтизма об этом говорит хотя бы тот факт, что первые в истории литературы — йенские — романтики активно переводили Шекспира на немецкий язык. Романтики причудливо сочетали, казалось бы, разноплановые стремления — к углубленному научному изучению явлений материального мира и к погружению в мистические глубины субъективизма. Авторское «я», творческая оригинальность художника стали для них высшей ценностью; романтическая эстетика нацелена не столько на описание окружающего мира, сколько на выражение своего отношения к нему. В системе романтических взглядов всякий поэт, о чем бы он ни писал, всегда так или иначе свидетельствует о себе, создает лирическую автобиографию. Казалось, Шекспир, как никто, в изобилии давал материал для построения подобных идей. С другой стороны, тут-то и возникал зазор для сомнений. Человек, никогда не учившийся в университете? Человек, никогда не покидавший пределов Англии? А точно он все это написал? А он вообще грамотой-то владел? Так в середине XIX века родился черный двойник шекспироведения — антистратфордианство, отрицавшее какую-либо творческую, духовную связь между шекспировскими текстами и выходцем из Стратфорда, целиком построенное на элементарном невежестве, конспирологии и снобизме. Подлинный историзм, умение сохранять необходимую дистанцию в суждениях о прошлом, умение критически читать архивные документы — все это постепенно проникало в культурную оптику европейцев и американцев, способствовало возникновению шекспироведения как науки, а не собрания досужих суждений. Но и для XIX века Шекспир продолжал оставаться единственной заслуживающей внимания фигурой своего времени — на нем были сосредоточены все интеллектуальные усилия, а на рубеже XIX-XX веков между британскими и американскими шекспироведами развернулось подлинное соревнование: кто быстрее найдет в различных архивах и других источниках подлинные исторические материалы, способные пролить свет на темные пятна в биографии Шекспира? Благодаря этому целенаправленному поиску было обнаружено множество ценных документов именно так складывалась коллекция, представленная в Shakespeare Documented , к тому же постепенно стала приоткрываться и завеса, закрывавшая от взоров исследователей современников Шекспира и саму его эпоху. В конце XIX века, например, были заново обнаружены и прочитаны труды Кристофера Марло — и оказалось, что этот рано погибший писатель был наделен талантом не меньшим, чем у Шекспира. Только в XIX веке, наконец, собрали очень плохо и неточно и опубликовали труды Томаса Мидлтона, которого сегодня признали не просто соавтором Шекспира «Макбет», «Тимон Афинский», возможно, «Мера за меру» , а едва ли не «нашим вторым Шекспиром». Заново взялись за изучение Джонсона, Флетчера, Бомонта — и целого ряда других драматургов, творивших рядом с Шекспиром. Обычная публика продолжала восхищаться постановками и изданиями Шекспира которые становились все полнее, наполнялись все более исторически точными комментариями , прислушивалась и к шекспироведам, и к антистратфордианцам, но в целом уже не сомневалась, что Шекспир прочно вошел в английский национальный культурный канон. Благодаря общности языка в Америке Шекспира тоже многие считали своим — недаром Гарольд Блум поставил Шекспира в центр своего «западного канона». Но явлением по-настоящему мирового масштаба Шекспир стал уже в XX веке — благодаря повсеместному увлечению новым режиссерским театром, благодаря возникновению в Великобритании и США целой шекспировской индустрии постановок и публикаций, благодаря популярности и возросшему мастерству переводов, благодаря глобализации культуры в целом — ну и, конечно, благодаря невыдуманным художественным достоинствам его драматургии и поэзии. Сегодня Шекспира ставят и играют во всем мире, в рамках самых разных театральных школ и направлений, адаптируют к самым разнообразным медиа, превращают в материал для сколь угодно экстравагантных трактовок — и его тексты все это выдерживают, открываются любой интерпретации, отвечают на любой запрос. Так требуется ли какой-то пересмотр репутации Шекспира как классика литературы и театра? В последние десятилетия в изучении Шекспира, в способах популяризации его наследия среди широкой публики наметился важный поворот, который уводит нас от культа великого Барда, одного из столпов европейского канона, показывает нам Шекспира как одного из представителей целой когорты талантливых драматургов своего времени, раскрывает его творчество с исторической точки зрения, подтачивает пьедестал его воображаемого надмирного величия. Это не «принижает» Шекспира, не делает его «меньше», чем он есть. Но это делает наше восприятие его творчества по возможности все более исторически достоверным, помогает нам глубже понять нити, связывающие его и наше время.
Могила Шекспира находится в церкви Святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне 400 лет назад английским языком владели лишь около шести миллионов человек на маленьком острове, отколовшемся от Европы в ледниковый период. И еще меньшее число англоязычных колонизаторов, отверженных Старым Светом, которые жили тогда в культурной резервации и явно не слышали о театре «Глобус». Никто не мог предположить тогда, что эти строки на языке оригинала будут учить в школах и в Москве, и в Сингапуре. Причем в Москве и Сингапуре амбициозные выпускники языковых школ стихи Шекспира могут процитировать точнее и ближе к оригиналу, чем многие англичане. И несколько более развернуто, чем «To be or not to be». Английские учителя, несмотря на то, что строги и перестали пороть своих учеников только в 1999 году, при этом совершенно не заставляли своих учеников учить классика наизусть. Никакой конкретики — только мифы.
Верди «Макбет», Д. Россини «Отелло», М. Балакирева «Король Лир», и балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», и великая музыка П. Чайковского к спектаклю «Гамлет».
конструктор сайтов Craftum
Судя по сохранившимся портретам Шекспира XVII века, великий драматург носил в левом ухе золотую серьгу. Уильям Шекспир — автор 154 сонетов. Его тело погребено на глубине 17 футов более 5 метров. В его трагедии «Ромео и Джульетта» слово «любовь» встречается 150 раз. На могиле драматурга в Стратфорд-на-Эйвоне выгравировано проклятье любому, кто решит потревожить кости усопшего. Весьма действенный метод, учитывая, что за последние 400 лет так никто и не покусился на прах Шекспира. Согласно некоторым сведениям, Шекспир был тайным католиком. В 1613 году Бард окончательно покинул лондонской театр и вернулся в родной Стратфорд-на-Эйвоне. У Шекспира было 7 братьев и сестер.
Сценарий урока « У. Трагическое мировосприятие Шекспира отразилось и на те произведения, которые не принадлежат непосредственно к жанру трагедии. Это так называемые «горькие комедии»: «Всё хорошо, что хорошо кончается» «Конец — делу венец» , «Мера за меру», «Перикл», «Двенадцатая ночь», поэма «Феникс и голубка». В приложении « Творчество У. Шекспира » можно проверить свои знания о творчестве поэта, пройдя викторину. У сюжетов шекспировских пьес различные источники: античная история Плутарха, античная драматургия, «Хроника» английских авторов, произведения Т. Мора, итальянские новеллы, английские комедии и трагедии. Об актёрской деятельности Уильяма Шекспира известно немного. Он играл роли Призрака в «Гамлете» и Адама в пьесе «Как вам это понравится».
Интерактивное задание « Трагедия У. Последнее выступление Шекспира на сцене состоялось в его же пьесе «Сеян». Шекспира «Ромео и Джульетта» по праву является шедевром мировой литературы. Конфликт дома Монтекки и Капулетти, мешающий счастью влюблённых, не столько лежит в бытовой плоскости, сколько в философско-исторической. С помощью интерактива « Монтекки и Капулетти в трагедии У. Противостояние старого и нового, Средневековья и Возрождения до сих пор волнует людей. Трагедия не сходит со сцен театров, с экранов кинематографа. Картины, скульптуры, мюзиклы, балет — и всё во славу вечной любви Ромео и Джульетты. Видеоурок « О творениях Уильяма Шекспира на балетной сцене » расскажет, почему у произведений У.
Шекспира путь на балетную сцену оказался непростым, а видеоматериал « Трагедия У. Сюжет знаменитой пьесы, написанной предположительно в 1595 году, не являлся новым.
Конечно, комедии занимают в литературном наследии Шекспира огромное место, но подлинная вершина его творчества — пять трагедий: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта». В Выделянском отделе состоялся обзор у выставки посвященный 460-летию со дня рождения У. Библиотекарь познакомила с биографией и творчеством поэта, была представлена книжная выставка, где были собраны самые известные произведения.
Дом окружают прекрасные сады, выполненные в традиционном английском стиле.
В полном роскоши и богатства доме Вы познакомитесь с привычным бытом обеспеченной английской семьи 17 века. В магазинчике при музее можно купить травы и растения. Ферма Мэри Арден, Уилмкот Следующая остановка - ферма, принадлежавшая матери драматурга. Великолепный деревянный дом в стиле Тюдоров сейчас служит музеем Шекспира за пределами города. Сюда смело можно и нужно ехать всей семьей: Вы увидите шоу ловчих птиц, возьмете уроки стрельбы из лука или побываете в настоящей кузнечной мастерской.
Быстрые ссылки
- Telegram: Contact @teatrmossoveta
- Сделаем сайт для вас за 7 дней
- 23 апреля - день рождения и смерти Шекспира
- 460 лет со дня рождения Уильяма Шекспира
ТОП НОВОСТИ
- 460-летие со дня рождения английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира
- Шекспир в детстве и юности
- МБУК «Алексинская централизованная библиотечная система им. кн. Г.Е. Львова»
- Как Шекспир стал Шекспиром
- К 460-летию со дня рождения Уильяма Шекспира