Во время Великого поста нужно молиться чем чаще, чем лучше. Так что значит сухоядение в пост? время, когда мы себя к этой умеренности приучаем.
Кому пост может быть опасен: мнение врача и священника
В пятницу первой седмицы после Литургии происходит освящение «колива» отварная пшеница с медом , в память святого Великомученика Феодора Тирона. Он оказал помощь христианам для сохранения поста. В первое воскресенье совершается «Торжество православия» в память восстановления почитания святых икон. Во второе воскресенье совершается память святого Григория Паламы, жившего в 14 веке.
В третье воскресенье за Всенощной выносится Святой Крест. Верующие поклоняются ему со словами: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». В четвертое воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник.
В четверг на пятой неделе проводится «стояние Святой Марии Египетской». В субботу на пятой неделе читается великий акафист Богородице. В пятое воскресенье совершается последование преподобной Марии Египетской.
В субботу на шестой неделе на Утрене и Литургии вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря. Шестое воскресенье поста — Вербное. На Всенощной благословляются распускающиеся ветви вербы или других растений.
Их раздают раздаются прихожанам. Освященная верба знаменует воскресение, торжество жизни над смертью. Лучшее время, чтобы услышать Бога и обратиться к нему с искренней молитвой.
Этот период предписывает для верующих строгое духовное и физическое воздержание. Физическое воздержание связано с отказом от определенных продуктов Какие продукты нельзя есть в Великий пост? Для каждого из 48 дней Великого поста предписано свое питание. Одним из таких питаний является сухоядение, которое вызывает у верующих и мирян много вопросов. Согласно церковным традициям, сухоядение в Великий пост соблюдается по понедельникам, средам и пятницам. Сухоядением называют употребление в пищу тех продуктов, которые не подвергались какой-либо тепловой обработке. Рецептов блюд для питания в рамках сухоядения очень много.
Всем людям, которые хотят держать Великий пост важно понимать, что дни сухоядения не предписывают какого-либо голодания или употребления сухой пищи. Для периода сухоядения существуют свои базовые продукты и рецепты, которые способы насытить организм человека и дать ему необходимую для функционирования энергию.
И неверующие священники часто без страха Божия позволяют во время поста есть рыбу, молочное, совершенно не имея права на такое разрешение, ибо каноны Церкви под страхом сурового наказания запретили нарушать пост. Если мирянин да будет отлучён» — Апост. Пахомий Великий 15 мая : «Пост против воли не поможет, в болезни нет поста» Симеон Столпник 1 сентября : «Не подобает постом убивать это грех» «Уведали мы также, что в Армянской стране, и в иных местах, в субботы и воскресные дни святой Четыредесятницы, едят некоторые сыр и яйца. Того ради за благо признано и сие, чтобы Церковь Божия по всей вселенной, следуя единому чину, совершала пост и воздерживалась, как от всего закалаемого, также и от яиц и сыра, которые суть плод и произведения того, от чего воздерживаемся. Если же сего не будут соблюдать: то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены» — VI Всел. Необходимо знать, когда будет Пасха. По новому стилю Пасха будет: 2002 7 апреля, 2003 11 апреля. Перед самым Великим Постом сырная неделя масленница, сплошная, т.
Перед масленницей неделя блудного сына. На этой неделе в субботу родительская суббота мясопустная. Перед этой неделей сплошная неделя мытаря и фарисея разрешено вкушать и мясо. Их вздохи и стенания нигде так сильно не высказаны, а падшее состояние духа человеческого не оплакано такими горькими слезами, как в Триоди постной, проникновенно побуждающей к покаянию и сокрушённой молитве, чтобы с чистым сердцем встретить светлый Праздник праздников Христово Воскресение. Великий пост установлен в честь сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего Крещения удалившегося в пустыню и постившегося там — Мф. Апостолов», составленные по источникам, относящимся к 2-3 векам, 69 правило. Игнатий Богоносец 1 век, Виктор, еп. Древние христиане соблюдали пост четыредесятницы с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого часа по-нашему до третьего часа дня хлеб и овощи. Если же кто слаб или не может поститься двух дней, то во вторник и в четверг есть хлеб с водой. Нарушающий пост отлучается от причастия на два года «Настольная книга священнослужителя» стр.
Если же Благовещение до пятницы разрешено только растительное масло. Если же случится в пятницу и в субботу, тогда в пище нет послабления ради Христовых страданий. Строгость поста различна: 1 не есть и не пить; 2 разрешено однажды в день сухоядение; 3 разрешено елей и вино; 4 разрешение на рыбу и значит на всё, что впереди сказано. В великую пятницу и в субботу перед Пасхой, если можешь, не вкушай весь день. Начало с 28 ноября здесь и далее все даты по новому стилю и по 6 января включительно. Уже в 4-5 веках церковная практика знает все 4 поста. С 12 века постной пищей стала считаться рыба, хотя древние христиане постились намного строже. Всякая радость считалась нарушением поста, и даже церковное «лобзание мира», по словам Тертуллиана 2-3 век считалось с постом несовместимым. Во все среды и пятницы в течение года пост строгий, как и в Великий пост, но в отдельные среды и пятницы разрешено есть рыбу или только елей, что ниже будет подробно указано. Сплошные седмицы: пасхальная, следующая за Пятидесятницей, то есть за днем Троицыным, Святки от Рождества Христова до Крещения кроме Богоявленского сочельника, седмицы мытаря и фарисея и сырная масленица сплошные.
Филиппа 28 ноября до дня св. Николы Чудотворца 19 декабря , в понедельник, среду и пятницу сухоядение; во вторник и в четверг, в субботу и в воскресенье разрешается рыба. От дня же Николы до Рождества Христова в субботу и в воскресенье рыба, во вторник и четверг вареное с маслом и вино пием Номоканон, лист 83. Особая строгость 6 января Рождественский сочельник не вкушать и не пить до появления звезды и потом еда с елеем. Во все посты воздержание и в супружеском общении. Так же и 18 января Крещенский сочельник. Этот пост установлен Церковью для подражания примеру св. Апостолов, которые, по принятии даров Святого Духа, постом и молитвой приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия и таким же образом приготовляли своих преемников на это служение — Деян. Продолжительность его от шести недель до восьми дней. В пост Апостолов разрешена рыба во вторник, четверг, субботу, в воскресенье дважды в день никогда и ни в одном уставе не было разрешения на три еды в день но и не запрещено — Большой устав, гл.
Кормчая лист. Если же кто по немощи телесной не может со всею похвальной строгостию соблюдать пост, то разрешается только вино, и то с сокрушением сердца, удаляясь всячески рыбы и масла. Хранящийся от вина как заповеди исполнитель мзду обрящет. Елей может разрешить немощному вкушать только священник и ничего больше, все остальные разрешения нарушать пост лишь на погибель и от гордыни ума. По уставу Номоканона лист. Успенский пост был уже в 5 веке. Если сам праздник Успения придется в среду или пятницу, разрешение бывает только на рыбу, если в понедельник и другие дни, то мирянам разрешается мясо, монахам рыба. Готовящиеся ко крещению как и христиане строго исполняли все посты, а срок приготовления ко крещению оглашенных был до 3-х лет. Перед крещением постились. Подвиг святых поражает воображение и является примером удивления, а не подражания по силе его.
По 40 дней постились в Новозаветное время — Мамант 2 сентября , — Марина и Кира 28 февраля , Ипатий 31 марта — 50 дней не пил и не ел, — Паисий Великий 19 июль — 70 дней. Как у Христа есть подвижники и мученики, так есть и у сатаны. Волхв постился 40 дней, учась волшебству. На большее же число дней никто не посягал. Антихрист же на русской земле, Иванов Паршек, в безумии своём провозгласивший себя богом земли, среди прочих «чудес» своих, как нахождение под водой длительное время, как волхв Киннопс в житии Иоанна Богослова, якобы постился 108 дней. Знаменательно, что диавол в этой цифре обнаружил себя полностью: Пс. Сектанты и еретики крепко подвизаются в нарушении постов церкви, говоря, что нельзя постами разрушать плоть свою, которая есть храм Божий — 1 Кор.
Я, как диетолог, считаю такое экстремальное погружение в пост неправильным.
Разумнее всего придерживаться определенных принципов в питании постоянно. Можно ограничить себя в жирных продуктах, сладких - это полезно для организма, и не только в пост. Ну и, разумеется, надо учитывать состояние своего здоровья. Есть люди с сахарным диабетом, с гипертонической болезнью. Если у вас нестабильное давление, при резком изменении питания могут быть проблемы, вплоть до гипертонических кризов. Любое стрессовое состояние сопровождается повышением гормона кортизола, что, в свою очередь, ведет к повышению артериального давления, росту тревожности, нарушению сна, повышенной возбудимости... Или, например, пациент, который принимает сахароснижающие лекарства вдруг переходит на вегетарианство: не факт, что в этой ситуации лекарств ему будет достаточно, ведь инсулин вырабатывается из животного белка. Поэтому колоссальный гормональный сбой в организме будет однозначно.
Для них даже церковь делает послабления. Как и для путешественников и больных. Однако все должны помнить о том, что из нашей тарелки произрастают все болезни, питание крайне важно — не только в определенные периоды года, а постоянно. Каши с небольшим количеством растительного масла, овощи, которые едят в пост — хорошее питание, но без животного белка вы начнете испытывать дефицит не только аминокислот, но и витаминов, и минералов. Причем, ощущаться эти дефициты начнут через 3-4 недели поста. Проявления могут быть различными: нарушения в работе ЖКТ, тусклые волосы, серый оттенок кожи...
Великий пост: что можно есть постящимся
Сухоядение в пост - что это и зачем | Православиум | Что это такое, что значит сухоядение в пост? Однако прежде, чем приступать к сухоядению, необходимо понять, что пост — это, прежде всего, смирение плоти и победа духа над ней. |
Не картошкой единой. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным | Помимо ограничений в еде во время Великого поста нужно соблюдать и другие правила. |
Что разрешается есть в пост при сухоядении | Чего нельзя есть мирянам во время Великого поста? |
Сухоядение в пост — что это такое в православии
Сухоядение во время поста добавляет сложность тем, что в это время следует отказаться от горячей пищи. Великий пост самый долгий, но не самый строгий, как ошибочно думают многие. Великий пост самый долгий, но не самый строгий, как ошибочно думают многие.
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
Их можно подсушить в микроволновке, измельчить и добавить в блюдо. Салат из капусты с орехами Нашинковать капусту, посолить, перетереть руками. Порубить кинзу, рукколу, петрушку. Натереть на терке морковь, яблоко, репу. Измельчить грецкие орехи. Все тщательно перемешать.
Посыпать шафраном, залить яблочным уксусом. По желанию, в салат можно добавить репчатый или зеленый лук. Печеный картофель с морковью Хорошо промыть картофель и морковь. Обсушить бумажным полотенцем. Сделать небольшие проколы вилкой на каждом овоще.
На решетку выложить картофель и морковь. Выпекать 30—40 минут. Перед подачей можно овощи очистить от шкурки или оставить в мундире. Картофель — посыпать солью. Морковь — залить медом.
Овощи дополнительно рекомендуется посыпать орехами или семечками. Картофель с шампиньонами и помидорной заливкой Очищенный от кожуры картофель нарезать тонкими ломтиками. Шампиньоны очистить от песка бумажным полотенцем. Выложить на фольгу в 2 слоя, посыпать нарезанным луком, закрыть. Отправить в духовой шкаф, нагретый до 220—250 градусов на полчаса.
Для мирян считается дополнительным подвигом, на который рекомендуется получить благословение духовника. Растительное масло и вино , хотя и приготовлены без термической обработки, употреблять в такие дни не дозволяется. Горячие напитки, включая кофе и компоты, не разрешены. Запрещается употребление любой пищи животного происхождения, в том числе мяса , рыбы, яиц, молока и молочных продуктов. Благовещение, когда бывает в Великую пятницу, то согласно Типикону назначено сухоядение, но при этом разрешено вино. Еда, состоящая из хлеба и другой сухой пищи; вообще скудная еда. Погуляли, поспали, блинов покушали, а завтра сухоядение, покаяние и на работу пожалуйте.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.
Большинство из нас работает, для кого-то понедельник не фигурально, а буквально выражаясь, является тяжелым днем. Ничего не есть при этом — не каждый выдержит. А ведь многие насельники монастырей не едят не только в понедельник, но и во вторник, и вкушают пищу только в среду после Литургии Преждеосвященных даров. Да и в остальные дни питание «по-монастырски» особыми послаблениями не характеризуется. Но одно дело, когда к посту с такой строгостью приступают монахи, в рационе которых и так отсутствует мясо в некоторых монашеских общинах — молочные и все прочие продукты животного происхождения.
И другое дело, когда на сухоядение должна перейти большая семья, в которой и дети есть маленькие, и старики хворые. Насколько оправдано соблюдение монастырского устава для мирян? В какой мере соблюдается устав в современных монастырях? Какие можно выделить главные критерии воздержания от пищи в дни Четыредесятницы? О том, что монастырский устав — не единственный в своем роде Монастырский устав ориентирован на монастырскую службу. Сразу оговорюсь, что так сложилось исторически, поскольку и возникнуть он мог только в монастыре, как регламент всей жизни.
Известны и другие уставы, не только монастырские. В частности, устав Великой церкви, т. Царьградского Софиевского собора, Латеранский устав — собора Римских пап, Влахернский устав... Однако они регламентируют, в основном, богослужебную практику этих храмов, торжественные процессии императоров, царей, князей, архиерейские встречи. А если иногда и упоминают о порядке приёма пищи, то лишь в свете дворцовых торжеств. Таким образом, малыми намёками они регламентировали жизнь — больше для знати и высшего духовенства, и понятно, что плохо сочетались с жизнью простых людей.
Поэтому в жизнь Русской Церкви вошёл несколько искажённый устав Студийский, построенный на богослужебной практике Софиевского собора и монастырской жизни Иоанно-Студийского монастыря, а затем его потеснил более популярный устав монастыря Саввы Освященного, так называемый Иерусалимский. Но и он у нас практикуется с некоторыми дополнениями и искажениями в силу особенностей наших традиций.
Нравится Жизнь без масла Для многих наступление поста, и особенно Великого, — повод серьёзно пересмотреть своё отношение к еде. Часто словосочетание «постная трапеза» вызывает ассоциации либо с однообразной и скудной пищей, либо со всевозможными заменителями мяса.
Действительно, магазины сегодня предлагают соевый майонез, соевое «сливочное» масло и даже соевую колбасу. Но очевидно, что смысл телесного поста не в том, чтобы заменить мясную и молочную пищу почти такой же, но постной, а в том, чтобы начать относиться к насыщению проще и есть меньше. При этом ясно, что никто не заставляет активного работающего или, наоборот, ослабленного болезнью человека, или кормящую женщину, ребёнка или старика, голодать или очень сильно ограничивать себя в еде. Это — особый путь, и доступен он не каждому.
Но очевидно, что для того, чтобы довольствоваться меньшим количеством пищи, нужно внимательно отнестись к выбору даже не рецептов, а продуктов. Многие почему-то уверены, что пища без мяса, масла и молока — «пустая» и некалорийная. Часто даже врачи убеждают пациентов в том, что крепкий мясной бульон полезен после операций, что мясо необходимо есть, чтобы восстановить кровь и так далее. Но учёные далеко не единодушны в этом вопросе.
Было проведено много исследований, доказывающих, что человек, питающийся без мяса, получает полный комплект необходимых микроэлементов, витаминов и даже белка. Ну, а постящимся понятно, что постная пища способствует, кроме всего прочего, и усмирению страстей. Великий пост приходится на то календарное время, когда земля не плодоносит. Припасённые в кладовых корнеплоды понемногу теряют свой вкус и пользу картофель, например, от долгого хранения становится почти ядовитым, и перед употреблением его лучше вымачивать в воде.
И тут на помощь нам приходят злаки и бобовые.
Великий пост: что можно есть постящимся
Перед началом Великого поста я говорю своим прихожанам, что это время духовного испытания. Общие правила питания во время Великого поста довольно просты. Поскольку сухоядение допускает употребление меда, сладкоежкам будет не так трудно придерживаться поста. чем питаться во время сухоядения и как разнообразить сочетание этих продуктов, чтоб облегчить проведение поста ничего не нарушая.
Значение слова «сухоядение»
А вот неразбавленное сухое вино как вариант — кагор можно выпить по субботам и воскресеньям и на Благовещенье. Однако нужно понимать, что порция должна составлять не более 200 мл. Кому разрешается не соблюдать пост Совсем освобождаются от необходимости поститься или делают это по щадящим правилам дети в возрасте до 14 лет, пожилые, беременные и кормящие, а также люди с различными заболеваниями, которым отказ от тех или иных продуктов может нанести вред. Например, больные диабетом или люди с заболеваниями ЖКТ.
Разрешается нарушать правила поста тем верующим, чья работа связана с тяжёлыми физическими нагрузками. Можно не поститься и путешествующим в условиях, когда невозможно соблюдать пост. Меню на неделю в Великий пост В каждый день Великого поста действуют разные правила.
Например, в первый день Чистый понедельник , 18 марта, следует полностью воздержаться от пищи и пить только воду. Остальные дни чередуются: горячая пища без масла, с маслом и сухоядение.
Для перекусов хороши орехи - миндаль, кешью, кедровые, грецкие, фундук. Их же можно добавлять в свежие салаты и каши Белковые продукты надо сочетать со сложными углеводами - овсянкой, гречкой, перловой и ячневой крупой, пшеном, булгуром, кус-кусом, рисом - лучше бурым или диким, черным. Ольга Александровна, верующие, соблюдающие пост, часто жалуются: перешёл на растительную пищу: бобы с чечевицей, капуста со свеклой да картошкой, и все, кишечник не выдерживает - в самые ответственные моменты там начинаются революции. Что тут делать? Ольга Касымова: Знаете, не обязательно круглосуточно есть горох с квашенной капустой. Питание в пост должно быть разнообразным и полноценным.
Продуктов разрешенных много, посчитайте сколько у нас сейчас видов капусты - белокочанная, краснокочанная, брюссельская, пекинская, цветная, брокколи, кольраби… Разнообразие в меню внесут и растительные масла - не только привычное подсолнечное, но и оливковое, тыквенное, конопляное, льняное… А еще надо выбирать тот способ обработки пищи, который не станет стрессом для вашего желудочно-кишечного тракта. Капусту ведь можно не только в квашенном виде есть, или сырую, в виде салатов. Ее можно тушить, в конце концов отваривать… Делая из нее потом котлетки, как это рекомендовано во всяких медицинских диетических столах. Хотя, вспоминая все эти диетические блюда, понимаешь: на таком хоть и полезном, но пресном и скучном питании, семь недель можешь и не протянуть, сорвешься. Ольга Касымова: А вы не обращали внимание, как в кафе и ресторанах последнее время научились изысканно подавать привычные растительные продукты в качестве постного меню? Супчик из тыквы, или протертый из брокколи с гренками… Ох, есть такое. А еще паровые котлетки из капусты, моркови, картофеля, свеклы или тыквы… Да с грибной подливкой! Вроде привычные овощи, а вкусно.
Да и фасоль можно так обработать, что она будет легко усваиваться. Но обычно все подобные изыски - имитация привычных нам мясных блюд, только на растительной основе. Ольга Касымова: Дело в том, что наш организм имеет уже сформированные пристрастия - вкусовые и даже зрительные. И не всегда получается эти пристрастия, эти внутренние установки поменять… В итоге получается: человек полон решительности в пост есть "все правильное" и даже какое-то время усердно придерживается своего решения, а потом - раз и сорвался… Ольга Касымова: А вот чтоб такого не было, можно свой организм немного обхитрить. Любите сладкое, не можете без него жить, прям плохо становится - ну съешьте ягоды. Или фрукты, но не конфеты. Это тоже способ, который убережет и от срыва, и от стресса. С конфетами отдельная тема.
Есть среди них такие, что, вроде бы ничего животного в своем составе не содержат… И вот сидишь в пост полуголодный, и сам того не замечая, начинаешь эти постные конфеты в себя забрасывать. В немереном количестве. Формально вроде никаких религиозных запретов не нарушаешь, но пользы тут точно никакой. Причем дело не только в трансжирах.
Замочить в теплой воде изюм на 15 минут , слить воду, обсушить. Груши, очищенные от кожуры и сердцевины, нарезать дольками. Смешать с рукколой, изюмом, фундуком или миндалем. Залить заправкой. Для вкуса можно добавить сок грейпфрута.
Тыква, фаршированная яблоками и грушами Набор продуктов: Яблоки, мягкие груши — по 200 г. Слива — 100 г. Корица, сахар по вкусу. Небольшую тыкву хорошо промыть, срезать верхушку. Удалить мякоть, оставив небольшое ее количество на стенках. Нарезать груши, яблоки соломкой или натереть на терке. Убрать косточки из сливы. Мякоть тыквы без семян измельчить. Перемешать ее с изюмом, яблоками, грушей, сливой.
По вкусу добавить корицу, сахар. Заполнить тыкву этой смесью, накрыть верхушкой, поставить в духовку. Запекать в течение часа при температуре 180 градусов. В заключение полить фаршированную тыкву медом. Предварительно развести его в небольшом количестве воды. Вот таким может быть сухоядение в пост. Рецепты в эти дни допускают использование семечек подсолнечника, тыквы.
Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Св.
Следовательно, постясь по внешнему человеку, нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему человеку, которого святой апостол особенно убеждает предстать чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя гостя — Христа Еф 3, 16, 17 ". Авва Дорофей: Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Святитель Василий Великий: При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: Принцип поста великолепно объяснял святитель Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол.
Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста. Митрополит Филарет Вознесенский : Конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "постящиеся телесне, постимся и духовне... Дадим алчущим хлеб и нищия, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления"... Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях.
И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"... Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен. Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения.
Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство. Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк. И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния? Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим.
Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни". На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф. То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг.
За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание». Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала! А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь — пустяки, неважная вещь! Феофан Затворник: "Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты.
Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок. Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, «в пощениих многащи», и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует.
Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Св. Церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются...
Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе — сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога". Иоанн Кронштадтский: "Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей от невоздержания и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне постясь сорок дней и ночей , тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел.
Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор. Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь?
Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему? Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам?
Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него". Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф. Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом.
Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост. И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя. Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет.
А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза? При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Готовясь к причастию, должна употреблять кроме болезни пищу без масла; накануне причастия, после повечерия, ничего не вкушается. В другие дни, после всенощной, здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются с своею немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают". Макарий Оптинский:...
Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи? Если согласно с Типиконом, то находите, что для N. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу. Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник". Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение.
Дело другое, когда говеете, т. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели. И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь». Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных.
Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола.
Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста". Феофан Затворник: "С постом! Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно.
Не слишком налегайте. Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать. Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни.
Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым. Приведите его в меру. В текущую Пятидесятницу держите стол по уставу или применительно к нему. И на все последующее время облегчите пост.
Вам такой совершенно не нужен. Мне вас очень жаль; но говорю так о посте не из жалости, а по уверенности, что вам от него пользы особенной нет, а самопрельщение близко — беда великая и превеликая! Кто против поста? Пост — одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь. Всегда так и бывает.
Стань ударять на внешние подвиги, тотчас в гордыню духовную попадешь. А врагу-то и надодь. Ну, матушка, подбавь, подбавь. И матушка из всех сил! Думает, что Богу угождает, а на деле врага потешает и чирей тщеславия раздувает и расширяет. Пишу вам все сие несладкое ради опасности, в коей находитесь. Хочу направить на умеренный пост, который бы держал вас в смиренных чувствах. А то вы не знать куда залетите.
Об этом с кем хотите потолкуйте, все то же скажут. Покривить свое внутреннее неразумным внешним не долго, а опять его наладить как следует — не вдруг наладишь. Само же пощение благословенно. Меньше есть да меньше спать — хорошее дело. Все же в меру надо. И к тому же душу должно ограждать глубоким смирением. Со святым постом поздравляю. Благослови вас, Господи, провесть его душеспасительно.
Да смотрите, здоровья не расстройте. He покормишь лошадку — не повезет. Конечно, надо желать, чтоб начатое вами никогда не изменялось и обратилось в закон жизни. Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть. Пока не привыкнет, кричит, а когда привыкнет, замолчит. Вот и предел трудов над телом. Тело — раба послушная, но надо его вышколить. Ну школьте, только в меру.
Труд же над душою конца не имеет. Относительно поста действуйте с полною свободою, применяя все к главной цели. Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде. Пост не цель, а средство. Лучше не связывать себя в сем отношении неизменным постановлением, как бы узами: а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления, но и без жестокости, доводящей до изнеможения". Послабления поста Согласно 69-му Правилу апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Как поясняет святитель Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому что «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».
Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья человека. Вот какие советы дает святитель Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». Никакого нет греха употреблять в пост, когда того требует состояние здоровья". Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно.
Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде". И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья».
Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье
Немалое количество дней Великого поста подразумевают так называемое сухоядение — следование одному из самых строгих ограничений в питании. Во время поста многие люди задаются вопросом, что можно есть, а что нельзя. Дни поста, когда церковным уставом рекомендовано сухоядение — пожалуй, одни из самых трудных: растительное масло добавлять в еду нельзя, варить, жарить, запекать — тоже нельзя.
Основы сухоядения
Пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны» – Василий Великий. Великий пост начинается и заканчивается неделей сухоядения. время, когда мы себя к этой умеренности приучаем. Что значит сухоядение. Великий — самый строгий и долгий пост. Сухоядение в пост: что это и какие продукты можно есть.
Хоть редьки хвост: как питаться во время Великого поста
Все, что делается в духовке, как правило, имеет более насыщенный и интересный вкус, чем вареное, и гораздо полезнее для организма, чем жареное. Присмотритесь к специям и приправам, с ними легко экспериментировать на кухне. Отдельно стоит сказать о растительном масле. Готовить на нем — это значит увеличивать калорийность готовой пищи почти в полтора раза. И растительное масло само по себе более калорийно, чем сливочное. Так что если есть цель похудеть, с ним надо обращаться осторожно. Пост — это вообще история прежде всего не про еду, а про духовное очищение. Не стоит рассматривать его как диету или как способ похудения. Это неверно и с религиозной, и с врачебной стороны.
СС0 — Многие с удивлением открывают для себя новые постные продукты. Есть даже майонез без яиц. Во-вторых, майонез в принципе не самая полезная еда вне зависимости от поста. Весы покажут — Как в идеале правильно питаться в пост? Если вы ели четыре раза в день, то и в пост не стоит сокращать количество приемов пищи. В том числе и быстрые углеводы — постные сладости и печенье. Если рацион однообразен — картошка, капуста и гречка на воде, то организму будет тяжело, и он захочет как-то компенсировать то, чего ему недостает. Если мы едим только каши и овощи, то в организм поступают большей частью только углеводы, и у него элементарно не будет сил поддерживать какую-то жизнедеятельность.
Несмотря на большие порции, чувство сытости не придет. В таком случае и во время поста можно переедать, что пойдет во вред организму. Ввиду большого разнообразия постных продуктов, в том числе кондитерских изделий, и без мяса и молока можно наесть себе вес и проблемы со здоровьем. Орехи Порция калорий — Мы часто говорим, что порции должны быть умеренными. А какими именно? Можно есть все, но укладываться в дневную норму. Она зависит от роста, веса, физических и умственных нагрузок. Сейчас есть удобные приложения и сайты, которые все сделают за вас.
Если подсчет калорий все же кажется утомительным, то можно условно принять за одну порцию количество готовой пищи, которая поместилась бы у вас на ладони. Если говорить о постном хлебе, картошке и крупах, в день следует съедать не больше трех-четырех порций.
В понедельник и среду придерживаемся сухоядения. Во вторник и четверг — едим вареное и тушеное. А вот питание в пятницу, субботу и воскресенье существенно отличается. На пятницу 7 апреля выпадает Благовещение.
Стол пусть будет постным, но праздничным — разрешается послабление в виде рыбы. В Лазареву субботу православным разрешены горячие постные блюда с растительным маслом, рыбная икра и вино, а в Вербное воскресенье — рыба и вино. Седьмая неделя Великого поста 10 -15 апреля Завершающую седмицу называют Страстной.
Избегай клеветы, злословия, лжи, вражды, хуления и всякого излишества.
Ты постищься? Беги корыстолюбия, грабительства, ссоры и душепагубной зависти. Если ты постишься для Бога — убегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как Милостивый и Человеколюбивый» святитель Иоанн Златоуст. Для чего нужен пост Многие ошибочно предполагают, что пост заключается лишь в отказе от пищи животного происхождения.
Но это совсем не так. Ограничение в пище всегда должно сопровождаться духовной борьбой человека со своими похотями, греховными привычками и отрицательными чертами характера. Стоит вспомнить, что Иисус Христос перед началом Своего служения постился 40 дней. Он проводил это время в пустыне, молился и был искушаем дьяволом.
И здесь Христос не только принимает пост, но и говорит о его необходимости для христиан после Своего Вознесения. Пост имеет огромное значение для духовной жизни христианина. Стоит вспомнить евангельский сюжет, когда ученики Спасителя не смогли исцелить бесноватого. Они спросили Христа, почему у них не получилось изгнать беса?
То есть молитва и пост — это лучший способ избавиться от страстей и бесовского воздействия на человека. Отличительные особенности поста для монахов и мирян Строгость воздержания во время различных постов церковного календаря отличается. Великий пост — самый строгий. Время данного поста не фиксировано и зависит от даты Пасхи.
Пасху отмечают в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.
Но он коварен, и борьбу с ним человек вынужден вести каждый день. В дни поста Церковь призывает верующих уделять этому труду больше внимания, больше сил.
Слово «запрещается», пожалуй, не совсем верно характеризует правила Великого поста. И, наверное, применимо оно может быть вот в каком контексте: запрещается не обращать внимания на пост, не замечать его. В остальном, ответственность за то, в какой мере и в каком качестве будет проявляться его соблюдение, лежит в первую очередь на самом верующем.
Христианство — это религия любви, а не запретов. Оступившийся, ошибающийся, не справившийся, но кающийся человек получает не наказание, а прощение. Но только в том случае, когда он сам имеет стремление быть ближе к Богу.
Великий пост: кто может не соблюдать? Послабление поста в гастрономическом плане разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим, трудящимся и так далее — Церковь находит для нас много оправдательных моментов. Как поститься, более или менее строго, человек определяет вместе со своим духовником.
Однако важно помнить, что помимо гастрономического воздержания пост — это время усиленной молитвы, покаяния, доброделания. В этом отношении пост должен соблюдать каждый. Бывает довольно много ситуаций и обстоятельств, в которых человек вынужден съесть что-то непостное.
Но часто ли бывают ситуации, когда мы обидели кого-то и у нас были веские причины не извиняться? Посещение богослужения в храме может быть доступно не каждому, но возможность келейной домашней, индивидуальной молитвы есть у всех. Таким образом, в той или иной мере соблюдать пост может любой.
Надо лишь внимательнее относиться к своей жизни и глубже вникать в смысл поста, не ограничивая его понимание лишь соблюдением гастрономических правил. Отказ от определенной еды, развлечений и увеселений нужен не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, а для того, чтобы он мог сосредоточиться на главном. Нужно питаться так, чтобы не навредить здоровью, чтобы сил хватало на выполнение повседневных дел и своих обязательств, чтобы вопросы питания не становились основными в эти дни, а энергии и времени хватало на молитву, посещение богослужения, душеполезное чтение.
Но в то же время, решая вопрос о послаблениях в посте, нужно смотреть на вещи реально и позволять лишь то, что действительно необходимо, а не выискивать себе оправдания, когда просто чего-то очень хочется. Почему Великий пост начинается в разное время? Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному.
Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником. Праздником — потому что это не время для уныния, а время для пробуждения души. Недаром же Великий пост, всегда приходящийся на весну, называют еще «весной духовной».
И потому часто в начале поста верующие поздравляют друг друга: «С постом! Если Пасха ранняя, то и пост начинается в феврале, если поздняя — то в марте. То есть дата начала поста ограничена временным промежутком с 15 февраля по 21 марта.
Кстати, дата начала Великого поста не влияет на его продолжительность, но влияет на продолжительность другого многодневного поста. Чем позже начало Четыредесятницы, тем короче летний Петров пост. Все дело в том, что его начало привязано к дню Пасхи, а вот оканчивается он всегда в один и тот же день, 12 июля.
Дата Пасхи с древности высчитывается по определенному правилу с учетом даты первого после дня весеннего равноденствия полнолуния. И всегда Пасха — воскресный день. Так что, хоть даты начала Великого поста каждый год разные, неизменно одно: начинается он в Православной Церкви всегда с понедельника в Католической — со среды , а заканчивается — в воскресенье.
Между его началом и концом семь недель, в которые верующие воздержанием, молитвой и покаянием должны подготовиться к встрече самого главного христианского праздника. Почему Великий пост длится 49 дней? Великий пост состоит из двух периодов — Святой Четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения и Страстной седмицы.
Последняя неделя Великого поста — это отдельное событие раньше ее даже называли крестной, страстной Пасхой , когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Эти семь недель и приуготовляют нас к встрече Светлого Христова Воскресения. Первые сорок дней поста принято посвящать покаянию.
Богослужебный строй жизни этого периода особенный. Полная Литургия совершается только в выходные, а в будние дни по средам и пятницам совершается вечерня с причащением верующих освященными в воскресный день Дарами Литургия Преждеосвященных Даров. В начале и середине поста на богослужении читается Великий покаянный канон Андрея Критского.
Во многих храмах в великопостный период совершаются соборования. Все это помогает христианину настроиться на нужный лад, заглянуть вглубь своей души, максимально серьезно подойти к таинству исповеди. В пятницу шестой седмицы Четыредесятница завершается, и верующим дается два дня передышки.
Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели. Богослужения Страстной седмицы делают современного христианина свидетелем событий, произошедших две тысячи лет назад. Каждый верующий старается эти дни проводить в храме, быть рядом со Христом и тогда, когда Он впервые причащает Своих учеников, и когда молится в Гефсиманском саду, и когда идет на суд и на смерть.
А на 49-ый день, пройдя великопостным путем, верующие встречают Воскресшего Христа, чувствуя себя сопричастниками величайшего Чуда. Почему нельзя жениться в пост? Вступление в брак предполагает вступление в супружеские взаимоотношения.
А поскольку в Великий пост мы, по возможности, от них воздерживаемся, Церковь не благословляет вступление в брак и не совершает Таинство Венчания. Создание новой семьи — это большое, важное, радостное событие. А время Великого поста — время для молитвы и покаяния.
Его можно использовать как период подготовки к женитьбе, ведь очевидно, что борьба с собственными грехами помогает сделать семейные отношения более крепкими. Для кого-то отложенная до конца поста свадьба может стать и первым испытанием — насколько прочна их любовь и тверды намерения. Сорок восемь дней поста учат терпению, смирению, неосуждению — и все эти навыки необходимы в семье.
Кстати, и сразу после окончания поста повенчаться не получится.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
Сухояде́ние — одна из строгих степеней поста, термин в монастырском уставе, означающий разрешение на вкушение в пост только такой пищи растительного происхождения. чем питаться во время сухоядения и как разнообразить сочетание этих продуктов, чтоб облегчить проведение поста ничего не нарушая. Не мудрено: во время поста душа становится господствующей над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а через плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть, и диавола – значит.