Новости что такое таинство соборования в церкви

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). Попробуем разобраться, что такое Соборование в церкви на основании высказывании священнослужителей. Соборование — одно из семи Таинств Православной Церкви.

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ

Действительно, таинство Соборования совершается вне зависимости от времени и места; это полноценное таинство, совершенно равнозначное другим шести таинствам Церкви. одно из семи Таинств Православной Церкви, которое чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. «Сила Таинства Соборования в том, что им прощаются в особенности грехи, забытые по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здоровье телесное, если воля Божия на то будет», — писал прп. Есть таинство, в котором мы можем получить очищение от таких грехов,, — это таинство елеосвящения, или таинство соборования. Очевидно, что свое название соборование получает именно оттого, что здесь требуется собор священников, соборная молитва Церкви.

Таинство Соборования (Елеосвящения): что это и для чего, как проводится в церкви и на дому

Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей. Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему Иак 14:15. Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов. Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь.

У нас в 2021-м году — по субботам, во время Великого поста, в 14:00. Солдата Корзуна, на берегу реки Новой. Как правило, в первые дни людей приходит немного, поэтому и Таинство проходит быстрее. Какова цель этого Таинства? И, кроме того, все мы грешны, а цель Таинства — оздоровление не столько тела, сколько души происходит реставрация памяти, вспоминаются забытые грехи, ведь причины болезни — грех. Не допускаются к Таинству малые детки, люди под воздействием алкоголя или наркотиков, психически больные люди, женщины во время естественного очищения. Записаться можно за 15-30 минут до начала Таинства, приходить и «занимать очередь» за несколько дней до Соборования не нужно. Но если есть возможность перенести свое участие на следующее воскресенье — лучше прийти в другой раз вовремя.

Всякие мелкие грехи. На исповеди же человек говорит только те грехи, которые вспомнил, осознал. Но, как говорится, всего не упомнишь.

В случае смертельной опасности, сразу после Исповеди совершают сокращенный чин Причащения, и если больной еще не потерял сознания, над ним совершается Таинство Елеосвящения. Оно считается совершенным, если священник, по освящении елея, успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в последовании части тела. При отсутствии смертельной опасности для больного Таинство Елеосвящения с Причащением Святых Христовых Тайн не соединяют, хотя предварительная Исповедь при этом желательна. Накануне, в субботу на всенощном бдении выносится Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается на аналое в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. При этом хор поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», а все присутствующие в храме совершают троекратное поклонение. Это дни, когда Христос был предан иудейским первосвященникам, осужден на казнь и распят. Пономарев Вячеслав]. Расположен в деревне Летово Новомосковского административного округа Москвы.

Как проходит Соборование?

  • Таинство Соборования (Елеосвящения): что это и для чего, как проводится в церкви и на дому
  • Что необходимо для Соборования
  • Содержание
  • Подготовка к таинству

Навигация по записям

  • Соборование: прощение забытых грехов
  • Что такое соборование и как оно проводится? Таинство соборования
  • ВСЯ ПРАВДА О СОБОРОВАНИИ
  • Какие таинства существуют
  • Что такое соборование и зачем соборуются даже здоровые
  • История таинства

Соборование: как, где, когда и для чего? Статья Правмира и видео митрополита Илариона

Что такое соборование и для чего оно проводится Что такое Соборование? Соборование (или Таинство Елеосвящения), — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
ВСЯ ПРАВДА О СОБОРОВАНИИ Соборование может происходить не только на территории церкви, но и дома у больного человека, если его болезнь не позволяет ему самостоятельно прийти в храм.
О Таинстве Елеосвящения (Соборования) Во время Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования.
Соборование - значение, правила, особенности | Православиум 1. Канонический аспект Таинства Елеосвящения традиционно связывается с формой примирения с Церковью людей, исполняющих пожизненную епитимью и восстанавливающих церковную правоспособность только перед смертью.

Соборование — таинство исцеления

Приступать к Соборованию нужно с благоговением, понимая, что это Самим Христом заповеданный людям Дар Божий. Когда причащаться после соборования? Строго правила о том, когда причащаться после Соборования, нет. Но лучше сделать это в ближайшее время, и верующие стараются причаститься на следующий день после Елеосвящения. Поэтому часто совершение этого Таинства в дни Великого поста назначают на вторник и четверг, то есть накануне Литургий, которые в дни Четыредесятницы в будние дни бывают только в среду и пятницу. Причаститься после Соборования можно и через несколько дней, тем более, если человек живет христианской жизнью и подходит к Таинству регулярно. Не стоит пренебрегать рекомендациями Церкви о причастии после Соборования тем, кто причащается нечасто. Нужно понимать, что в таинстве Соборования милостью Божьей человеку прощаются лишь те грехи, о которых он забыл или которые совершил по незнанию, но нераскаянные и не исповеданные, а тем более, осознанно скрытые грехи продолжают разъедать его изнутри.

Соборование не может быть неким отдельным «очищающим» действием для человека, не стремящегося быть с Богом и менять себя на пути к Нему. Поэтому, прежде чем приступить к таинству Соборования, желательно исповедаться. А после — приступить к таинству Причастия, через которое Бог даровал человеку возможность соединяться с Ним Самим. Как использовать рис и масло после соборования?

После 7-й молитвы на голову больного возлагали Евангелие, а священники — свою правую руку. Семикратное от каждого священника особо помазание происходило в конце Литургии, после «Отче наш». Затем семь раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес. По всей вероятности, больной на той же Литургии приобщался Святых Таин.

Очевидно, что такая практика совершения Таинства Елеосвящения имела ряд практических неудобств: это и значительные расстояния до храмов; и физическая невозможность для тяжелобольного человека выстаивать многочасовые богослужения одно из которых — накануне вечером , предваряющие совершение самого Таинства. К тому же не всегда и не везде могли собираться семь священников на целые сутки для Елеопомазания одного больного. Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме. В одном из сербских источников указано, как именно совершалось помазание в описываемый период: «по главе и по сердцу, и по всем суставам, иже болети». К XV-XVI векам относятся списки различных редакций, содержащих некоторые неизвестные теперь подробности совершения Таинства. В частности, существовала особенная краткая редакция на случай Елеопомазания в смертной опасности, в которой не сохранена даже обычная седмеричность ни в чтениях в молитвах, в Апостолах, в Евангелиях , ни в количестве помазаний. Были списки, в которых полагались особые Апостолы и Евангелия при Елеопомазании женщин об исцелении тещи Петровой См. Взыдут попове вси, вземше палицы своя, еже есть списки, и обыщут все келии и помазуют над дверьми и внутрь на всех стенах, написующе крест, глаголя: благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на дому сем, всегда, ныне…».

Отмеченный в этом списке обычай помазывать елеем двери и стены домов, несомненно, имел свое значение: изображенный елеем крест воспринимался как щит против болезней и искушений, которые приписывались действию злого духа. Можно предположить, что этот обычай является отражением ветхозаветного события: помазания дверей, которые совершали евреи в ночь перед исходом из Египта для предохранения своих первенцев от Ангела смерти. В длинный период своего существования оно разделило общую со всеми другими чинопоследованиями Таинств судьбу, то осложняясь и расширяясь в своем составе, то сокращаясь. Совершители Таинства Елеосвящения Как уже отмечалось, Таинство Елеосвящения должно совершаться собором священников, который составляется из семи человек. Число семь в данном случае, по мнению блаженного Симеона Солунского , определяется следующими библейскими прообразованиями. Седмеричным числом даров Святого Духа, упоминаемым у пророка Исаии. Седмеричным числом обхождений вокруг Иерихона иудейских священников, после чего стены осаждаемого города рухнули. Седмеричным числом молитв и поклонений пророка Елисея при воскрешении отрока вдовы соманитянки.

Седмеричным числом молитв пророка Илии, после которых отверзлось небо и пролился дождь. Седмеричным числом погружений Неемана Сирианина в воду Иорданскую, после чего он очистился. Кроме того, историческое основание числа семь можно полагать в обычае древних христиан, в частности клириков, посещать больных для молитвы о них в продолжение семи дней подряд. Но Церковь допускает совершение Таинства Елеосвящения и трем, и двум священникам, а в крайнем случае даже одному. При этом совершающему Таинство надо делать это от лица собора священников, произнося все молитвы, сколько их есть. В Новой скрижали об этом сказано так: «В крайней нужде один священник, совершающий Таинство Елеосвящения, совершает его силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике». О принадлежностях для совершения Таинства Елеосвящения И при совершении Таинства в храме, и при совершении его в домашних условиях, используются следующие предметы и принадлежности. Стол, покрытый чистой скатертью.

Блюдо с зернами пшеницы при отсутствии можно воспользоваться другими злаками: рожью, просом, рисом и т. Сосуд в форме лампады или просто чистый стаканчик для освящения елея. Семь стручцов палочек, обернутых ватой. Семь свечей. Чистый елей оливковое масло , а при его отсутствии вазелиновое, подсолнечное или другие растительные масла в отдельном сосуде. Небольшое количество красного вина, которое после освящения вливают в елей. На упомянутый стол священник из числа совершающих Таинство кладет Святое Евангелие и требный крест с Распятием. Облачение священнослужителей составляет епитрахиль, поручи и фелонь светлого цвета.

В ходе чинопоследования Таинства Елеосвящения используются кадило, ладан и угли для каждения храма и предстоящих.

Во время соборования читают канон, выдержки из Евангелия, апостольские послания и произносят молитвенное обращение к богу об отпущении грехов больного. Потом читается молитва на освящение масла елея и происходит само помазание маслом. В это время священник читает молитву «Помазывается раб Божий вы громко произносите свое имя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа во исцеление души и тела». Такой цикл молитв повторяется семь раз. В конце службы на головы присутствующих опускают Евангелие, и священник читает заключительную молитву таинства. Так, в Евангелии от Марка есть такие слова: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Масло, как правило, не жалеют. Поэтому в какой-то момент оно перестает впитываться.

Возьмите с собой платок или бумажную салфетку, чтобы протереть лишнее масло. Лучше всего подойдет рубашка, у которой можно расстегнуть верхнюю пуговицу — чтобы помазать грудь чуть выше солнечного сплетения. Рукава не должны быть длинными, чтобы не испачкать их, когда будут помазывать с двух сторон кисти рук. Девушкам стоит повязать старенький платок. Его можно испачкать, когда будут помазывать уши. Не стоит приходить в замшевой обуви. На нее тоже может капнуть масло с кисточки.

Болящего помазывают один раз. Как готовиться Соборование - это по сути продолжение или дополнение Таинства Исповеди. Поэтому человек, который соборуется, должен заранее покаяться в грехах.

Не ради галочки, а внимательно разобрав все своих преступления. Для этого нужно взять книжку "В помощь кающемуся" и выписать на листок или в тетрадь все свои скверные поступки. После этого следует причаститься. Только это нужно делать заранее. Сразу после Причащения собороваться нельзя. Потому что получится, что человек помазыванием как бы дополняет Причащение.

Кратко о важном. Что такое соборование?

Тем не менее, соборование часто совершается вне стен храма, над людьми, которые находятся на смертном одре. Православный катехизис дает этому Таинству следующее определение: «Соборование (Елеосвящение) есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». – Соборование – таинство, на котором мы просим у Бога исцеления наших телесных и душевных недугов.

Соборование: вопросы и ответы

Помимо этого посещающие на таинство церковь люди должны строго придерживаться поста. Они не должны совершать грехов, пока идет Великий пост, а также не вступать в интимную связь, пока он не закончится. Если же самостоятельно человек не способен явиться в церковь по причине тяжелой болезни, то в храм обращается его близкий человек — родственник или друг, который приглашает батюшку прийти и провести таинство в доме. Во время Великого поста священнослужители церкви разрешают больным людям не соблюдать строго все предписания, поскольку это не считается в их случае греховным деянием.

Какие молитвы стоит читать перед соборованием Наравне с вопросом, что такое соборование и для чего это нужно, люди также спрашивают, какие молитвы лучше читать перед Таинством Соборования. Этот процесс тесно связан, как уже упоминалось ранее, с покаянием в грехах и прошением у Бога простить их. Поэтому перед тем, как посещать в назначенный день храм, верующему человеку советуется пройти и Таинство Покаяния.

Тем не менее, это не является обязательным условием. Перед соборованием в течение поста необходимо произносить утренние молитвы, а также ежедневно читать каноны.

Седмеричным числом погружений Неемана Сирианина в воду Иорданскую, после чего он очистился. Кроме того, историческое основание числа семь можно полагать в обычае древних христиан, в частности клириков, посещать больных для молитвы о них в продолжение семи дней подряд. Но Церковь допускает совершение Таинства Елеосвящения и трем, и двум священникам, а в крайнем случае даже одному. При этом совершающему Таинство надо делать это от лица собора священников, произнося все молитвы, сколько их есть. В Новой скрижали об этом сказано так: «В крайней нужде один священник, совершающий Таинство Елеосвящения, совершает его силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике». О принадлежностях для совершения Таинства Елеосвящения И при совершении Таинства в храме, и при совершении его в домашних условиях, используются следующие предметы и принадлежности. Стол, покрытый чистой скатертью.

Блюдо с зернами пшеницы при отсутствии можно воспользоваться другими злаками: рожью, просом, рисом и т. Сосуд в форме лампады или просто чистый стаканчик для освящения елея. Семь стручцов палочек, обернутых ватой. Семь свечей. Чистый елей оливковое масло , а при его отсутствии вазелиновое, подсолнечное или другие растительные масла в отдельном сосуде. Небольшое количество красного вина, которое после освящения вливают в елей. На упомянутый стол священник из числа совершающих Таинство кладет Святое Евангелие и требный крест с Распятием. Облачение священнослужителей составляет епитрахиль, поручи и фелонь светлого цвета. В ходе чинопоследования Таинства Елеосвящения используются кадило, ладан и угли для каждения храма и предстоящих.

Совершается Таинство по чину, изложенному в Требнике. После того как Таинство совершено, рекомендуется, обычно, оставшийся елей употреблять для помазания больным частей тела, непосредственно подверженных болезни. Делать это необходимо с верою и благоговением. Кроме того, елей, оставшийся после совершения Таинства, может быть просто сожжен в лампадке. Если в течение какого-то времени елей загустеет, его надо поместить в чистую бумагу или новую льняную или хлопковую тряпицу и сжечь; полученный пепел должен быть закопан в «непопираемом месте», то есть там, где земля не затаптывается людьми или животными. Сейчас в очень многих храмах есть специальные печи для сжигания «обветшавших», то есть тех, что уже не годны для естественного употребления, святынь. Прихожанам таких храмов можно отдавать пришедший в негодность елей «на сжигание» в церковной печи. Стручцы также должны быть сжигаемы или в церковной печи, или в том же доме, где совершалось Елеосвящение. Сжигать их нужно после совершения богослужения.

С пеплом поступают так же, то есть закапывают его в «непопираемом месте». О приступающих к Таинству Елеосвящения К Таинству Елеопомазания могут приступать при определенных условиях все христиане православного исповедания, достигшие семи лет. Таинство не совершается 1 над больными , находящимися в бессознательном состоянии ; 2 над буйными психическими больными; 3 священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Сейчас широко практикуется совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием и одним елеем. Таинство над больными людьми обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего может быть преподано и на дому. Когда Соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается последование о исповедании, затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Таин. В случае смертельной опасности, сразу после Исповеди совершают сокращенный чин Причащения, и если больной еще не потерял сознания, над ним совершается Таинство Елеосвящения. Оно считается совершенным, если священник, по освящении елея, успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в последовании части тела.

При отсутствии смертельной опасности для больного Таинство Елеосвящения с Причащением Святых Христовых Таин не соединяют, хотя предварительная Исповедь при этом желательна. О месте и времени совершения Таинства Совершается Таинство Елеосвящения в православных храмах, а при необходимости в доме больного или в помещении больницы. Временем его совершения может быть любой день церковного года и всякое время дня и ночи.

Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые но не сознательно утаенные на исповеди! Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам собором священнослужителей.

Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом елеем , смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер... В частности, таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости… … Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему. Хочется добавить, что в чинопоследовании таинства ничего не говорится про использование того, что приносят верующие. В Требнике священникам предписывается сжигать после соборования все остатки масла и пшеницы как святыню в церковной печи. Поэтому нет необходимости приносить масло, крупы и, тем более, другие продукты — соль, мед, варенье. Это — народный обычай, а не обязательное требование… Да будет воля Твоя Допустим, человек в болезни прибег к таинству Елеосвящения.

Но исцеления не произошло. Как к этому относиться? Может быть, плохо помолился, больше глазел по сторонам. А, может, воля Божия об этом человеке такова, что ему нужно спасаться терпением болезни. Принять болезнь, а не бегать собороваться снова и снова. Протоиерей Александр Шмеман писал: «Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу» «За жизнь мира». Нью Йорк, 1983. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ, в лекции, посвященной соборованию, указывает на недопустимость формального похода к таинству. Он считает: «Есть обычай: сначала поисповедоваться, потом пособороваться, потом причаститься, потому что никакое таинство не бывает полным без причащения Святых Христовых Таин.

Однако когда мы соборуем 500 человек, то, конечно, поисповедовать их перед этим, а потом пособоровать, — это просто нереально. И мы не требуем этого, а требуем другого: нужно, чтобы в соборовании принимали участие те люди, которые часто исповедуются, часто причащаются, живут церковной жизнью. Если ты давно не исповедался, то перед соборованием должен исповедаться за несколько дней. Конечно, когда собрались 500 человек, то тут исповедовать начинать невозможно. Значит, исповедаться нужно заранее, незадолго перед соборованием. Из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина Господь не отверг отвергающих Его, а ждет и стучится в сердце именно в тот момент, когда оно способно открыться Ему навстречу. Хорошо бы к обычному лечению Вашему добавить и духовное врачевство — Таинство соборования. Многие, очень многие испытали на себе его чудодейственную силу.

Соборование

Преподобный Антоний писал: «В нынешнем веке, к крайнему сожалению, таинства этого многие опасаются, как предвестника смерти. А оно установлено святыми апостолами во исцеление от всех недугов и в предохранение от смерти, что самое и я на опыте испытал, ибо через особорование мною, недостойным, человек до двадцати, все они от тяжких и неисцельных болезней освободились». Кроме исцеления от болезней, таинство соборования дарует прощение забытых, однако не сокрытых сознательно, грехов, — по слову преп. Амвросия Оптинского: «таинством елеосвящения прощаются забвенные и недоуменные грехи». Антоний писал, «соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно нерадеть и о душе своей как о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире». К таинству соборования преп.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что в традиции Русской Православной Церкви его совершают семь священников собором священнослужителей , но оно может совершаться и меньшим числом священников или даже одним. Во время совершения Таинства при семикратном чтении Евангелия, Апостола, молитв человеку крестообразно помазываются определенные места тела: лоб, ноздри, щеки, уста, грудь, руки. По совершении священнодействий священник возлагает на головы предстоящих Святое Евангелие и читает молитву. Принявшие Таинство благоговейно целуют Святое Евангелие и Крест. Ни с каким другим Таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с Соборованием. Одно из них, например, утверждает, что после Соборования нельзя мыться, другое, что это Таинство только для умирающих и т. Непонимание сути Таинства нередко представляется нецерковному человеку магическим обрядом, что в корне не верно!

По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным. Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз.

В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина — его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней. Соборование: как не надо Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования.

Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда видишь толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то можно задуматься: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования.

Благодать Елеосвящения приносит человеку освящение тела и души для вечного служения Богу, по Его всеблагому Смотрению: еще на земле или по разлучении души с телом. Помазанный святым елеем христианин достигает всецелого посвящения себя Богу и приуготовляется, подобно мудрым девам из притчи Христовой, к сретению Жениха Небесного, с возжженными светильниками.

Пшеница, употребляемая в таинстве, знаменует обновление жизни физической и духовной и надежду на будущее воскресение. Значение вина можно вывести из уже упомянутой притчи о милосердном самарянине, о котором читается при совершении таинства. Целитель Небесный, соединивший в Себе правосудие и милосердие, в вочеловечении Которого «правда и мир облобы-застася» Пс. Над кем совершается таинство Елеосвящения Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, таинство может быть преподано и физически здоровым людям. По традиции такое общее Соборование обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы. Димитрий Ростовский 1651 — 1709 свидетельствует, что и в его время общее Соборование совершалось «по обычаю… а не по писанному преданию». Однако для совершения Елеосвящения в остальные дни над физически здоровыми людьми следует получить благословение епархиального архиерея.

Таинство обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому. Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследо-вани ем одним елеем. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. В чинопоследовании таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов и как следствие этого исцеление от болезней. Священнику следует искоренять в своей пастве воззрения на таинство Елеосвящения, противоречащие учению Православной Церкви. Сюда относятся, например, мнения, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда нельзя употреблять мясную пищу, поститься кроме среды и пятницы еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. Эти суеверные вымыслы подрывают веру в благодатную силу таинства и приносят большой вред духовной жизни. Кроме этого следует объяснять прихожанам, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего.

Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных, для врачевания наших болезней. Когда соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается «Исследование о исповедании», затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Тайн. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения Требник, гл. Таинство считается совершенным, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовер-шител ьную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике Древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая, я При отсутствии смертельной опасности для больного нет осований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и Покаяние желательны. К истории чина Елеосвящения Древнейшие русские списки чина Елеосвящения не восходя?

Еще накануне того дня, в котором оно должно быть совершено, начинались приготовления к нему. Пелась вечерня, но не обыкновенная, а приспособленная к Елеосвящению: ее стихиры на «Господи, воззвах» и «На стиховне» имели своим содержанием моление о болящем; после «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» пели тропарь бессребреникам на том основании, что они считались целителями телесных недугов. На сугубой ектений возглашались моления за болящего и по окончании ее: «Господи, помилуй» 50 раз. Поутру в тот день, когда надлежало совершить самое Елеосвящение, опять совершался целый ряд служб: так называемая агриппия, утреня и литургия. Первая из них составляла богослужение специально о больном. Его главнейшею составной частью были каноны: «Во мраце греховном смердящими страстями уязвлен» с ирмосами «Яко по суху…»; второй канон бессребреникам; во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектений и читались особые молитвы. Эта агриппия составляла первую приготовительную часть Елеосвящения, теперь елей был уже готов и освящен; оставалось совершить помазание, но оно не совершалось непосредственно за агриппией, а отлагалось до литургии. На утрени, совершенной обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего. Затем начиналась литургия, на проскомидии одна из трех просфор предназначалась для больного.

После великой ектений посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; из алтаря выходили священнослужител и; предстоятель после каждения, обычного начала, Великой ектений с прошениями о болящем и молитвы над елеем вливал часть елея в приготовленный сосуд; за ним, при чтении той же молитвы, делали то же самое и другие 6 священников. Священники возжигали свечи, прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 отдельных молитв, после 7-й молитвы возлагалось на голову больного Евангелие, и священники возлагали свои правые руки. Затем следовало продолжение литургии. Самое помазание происходило в конце литургии, после «Отче наш». Больной помазывался 7 раз от каждого священника особо, причем 7 раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес», а на клиросе пели стихиры. Этим и оканчивалось Елеосвящение. По всей вероятности, больной на той же литургии приобщался Святых Тайн, хотя на это и нет прямых указаний в чине. Таков был чин Елеосвящения в связи с общественным богослужением. Без всякого сомнения идея такого соединения ведет свое начало из глубокой древности.

В то же время некоторые практические неудобства такого соединения должны были вызвать вопрос об их разделении.

ВСЯ ПРАВДА О СОБОРОВАНИИ

Если есть возможность, желательно исповедоваться и причаститься перед елеосвящением. На елеосвящение приносят с собой растительное оливковое масло, кагор, свечи, рис пшеницу. На таинство необходимо прийти заранее и записаться в церковной лавке, указав свое крестильное имя. Там же нужно купить свечу. Необходима ли специальная одежда для соборования? Так как священник будет крестообразно мазать грудь елеем, следует надеть кофту с пуговицами или молнией. Нельзя надевать свитер под горло или водолазку. Рекомендуется взять на таинство елеосвящения платочек или салфетку, чтобы удалить с кожи лишнее масло. Сколько раз в год можно собороваться?

Достаточно одного раза, если не случится непредвиденной болезни или травмирующих событий. Соборование не заменяет таинство покаяния и не отменяет его. Можно ли продолжать медицинское лечение после соборования? Духовное врачевание не отменяет медицинского лечения, так как это разные вещи. Необходимо пройти весь курс назначенной терапии до конца. Можно ли есть мясную пищу после исцеления? Многие люди уверены, что полученное исцеление налагает на них запрет употребления мясной пищи. Это суеверие, не связанное с церковными правилами.

Нужно ли после исцеления поститься по понедельникам, кроме среды и пятницы? Это тоже относится к суеверию, соборование не возлагает обязательства дополнительного поствования. Есть еще одно суеверие, что после соборования запрещено иметь супружеских отношений и париться в бане. Это абсолютное заблуждение, которое не относится к церковным канонам и правилам.

Наивно думать, что можно быть физически здоровым, если глубокие, питающие болезнь корни не вырваны из почвы человеческого сердца. В этом случае даже физическое исцеление, если оно будет дано Богом, легко можно «потерять». Исцеление расслабленного. Там не сказано, что для исцеления необходимо прочесть положенные молитвы из Требника. Там сказано — «молитва веры»! Какой веры? Той, о которой говорит Спаситель: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет… все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите — и будет вам» Мк 11:23-24. В греческом оригинале звучит еще сильнее: «верьте, что уже получили». Вера видит, что просимое —получено, т. Именно такая дерзновенная вера поражала современников св. Иоанна Кронштадтского, свидетелей его молитв о больных. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Такая вера всегда получает ответ. Пример апостола Павла 2 Кор 12:7-9 показывает, что не всегда этим ответом является устранение проблемы, — например, физическое исцеление, — но всегда — понимание Божьего промысла в твоей жизни и примирение с ним. Вот почему часто бывает, что таинство Соборования, совершаемое над умирающими, не приносит выздоровления, но облегчает физическое состояние больного и служит поддержкой и напутствием перед трудным переходом в мир иной. Наконец, для некоторых людей болезнь, по-видимому, оказывается либо остановкой на их пути, через которую Господь посещает Своей благодатью, ведя к более глубокому исцелению души и духа, либо крестом, на котором они встречаются с Распятым Спасителем и разделяют Его муки ср Кол 1:24; Гал 2:19; 6:17 , в том числе за других людей. Вероятно, именно это происходило со многими святыми, в т. За примерами далеко ходить не нужно: прп.

При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией от-пускаются болящему через Таинство Елеосвящения. Может ли Соборование приблизить смерть человека? Но сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность. К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному действию Божьей благодати. Люди, подверженные суевериям боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Ни в коем случае нельзя верить и таким предрассудкам, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских отношений, не должен ходить в баню, принимать лекарства и т. Эти фантазии подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей. Как подготовиться к Соборованию? Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, сообщить свое имя, купить свечу.

Как соборуют тяжелобольных, умирающих Батюшку зовут в дом или больницу, и он соборует, проводит таинство над одним человеком. На протяжении одной болезни собороваться можно только один раз. Обычно общие соборования проходят в храмах во время Великого поста. О времени проведения можно узнать на сайте церкви или в церковной лавке. В течении поста, таинство проводят в храмах почти каждую неделю. Кстати, в Греции такое соборование совершается в Чистый четверг или в Страстную субботу Великой Седмицы.

Соборование. Таинство для болящих и не только

Таинство елеосвящения (соборование). Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Тем не менее, соборование часто совершается вне стен храма, над людьми, которые находятся на смертном одре. Другое название Таинства Елеосвящения -Соборование. В отношении болящих Церковь даже установила специальное таинство елеосвящения (соборование). Слово «елей» в переводе означает «масло» — молитвы при елеосвящении сопровождаются помазанием больных освященным маслом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий