Эмоциональный интеллект бывает как индивидуальным, так и общим для конкретной компании или рабочей команды — это называют коллективным эмоциональным фактором. Кроме того, высокий уровень эмоционального интеллекта подразумевает способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решениях практических задач. Под EQ или эмоциональным интеллектом часто подразумевают понимание эмоций других людей, сопереживание и умение наладить контакт.
Эмоциональный интеллект: что это, как его использовать в работе и бизнесе
Что такое эмоциональный интеллект простыми словами, как его развить у взрослых и детей, а также как определить его уровень, в материале от РИА Новости. В словосочетании «эмоциональный интеллект» они делают акцент на слове «эмоциональный», и не обращают внимания на главное – «интеллект», рациональную составляющую. Что такое эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект EQ. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции других людей. Эмоциональный интеллект – способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и гибко использовать эмоции для повышения эффективности мышления и решения стоящих задач. Что такое эмоциональный интеллект, для чего он нужен, и как поможет ребенку в будущем, мы разбирались с экспертом.
Понятие и особенности эмоционального интеллекта в психологии
это коэффициент эмоционального интеллекта. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, как он помогает специалистам в IT справиться с трудностями и как его прокачать. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence Quotient или EQ) — это способность распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Как развить эмоциональный интеллект, почему он важен, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится.
Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28%
Измерение эмоционального интеллекта - существует три наиболее распространенных способа. Один — самостоятельная оценка. Второй — так называемая оценка 360, когда вы в группе оцениваете способности других, при том, как они дают оценку вам. Поскольку ее авторы Майер и Сэловей, а также присоединившийся к ним Карузо уверены, что эмоциональные реакции могут быть оценены однозначно, в методике существуют однозначно правильные и однозначно неправильные варианты ответа.
Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает. Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам — определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале. Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта.
Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта. Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние. И точно, в большинстве компаний у сотрудников хорошие умственные способности, но отнюдь не каждый добивается успеха.
Да, умным быть важно, однако этого недостаточно. В одном из опросов 250 IT-менеджеров ответили, какого руководителя они считают выдающимся — наиболее часто были названы такие варианты, как общее видение, мотивация и способность переживать эмпатию. Причем вопросы были открытыми, без заданных вариантов.
Многие крупные современные компании при подборе кандидата во-первых изучают его эмоциональный интеллект. Сотрудники с высоким EQ развязывают меньше конфликтов , не проявляют вандализм и имеют большую наклонность к желательному социальному поведению. А если же разговор зашел о руководителях, то они лучше объединяют, сплачивают около себя персонал, способствуют быстрому выходу коллектива на нужные плановые результаты, хорошо сформировывают видение и качественно доносят его подчиненным.
Дэвид Карузо поставил следующий опыт — предположил для генерального директора возможность, что ему необходимо перейти в новую компанию и с собой взять 10 любых нынешних сотрудников. Интересно, что эти выбранные 10 человек обладали наивысшим уровнем EQ из всех работников компании. Уровни эмоционального интеллекта отчасти предсказывают будущие достижения менеджеров, но также гораздо точнее они предсказывает их способы действовать.
Хождение по головам не свойственно руководителям с высоким EQ, напротив, они относятся к той категории лидеров, на которых подчиненные хотят равняться. Эмоциональный интеллект также важен и в связи с тем, что у ярких харизматичных лидеров всегда есть способность заражать эмоциями окружение. Высокий EQ гарантирует также большую лояльность коллектива и большую вовлеченность сотрудников.
Как развить эмоциональный интеллект Развитие эмоционального интеллекта начинается с умения распознавать эмоциональные реакции других людей по микровыражениям лица, невербальным телесным проявлениям и интонациям — как в фильме «Теория лжи».
Поддерживать управление отношениями Управление отношениями относится к вашей способности использовать свое понимание эмоций других. А также свои собственные, чтобы эффективно управлять своими отношениями.
Чтобы улучшить этот навык, вы должны быть настроены на свои собственные эмоции. Или уметь влиять на эмоции другого человека. Этот навык очень сильно зависит от трех других.
Если вы не можете контролировать свои эмоциональные всплески, скорее всего, вы будете менее эффективны в отношениях. Фактически, исследования показали, что самосознание — это предвестник эффективного самоуправления. Чтобы улучшить этот навык, вам нужно практиковать привносить оптимизм во все отношения, в том числе и в более сложные.
Часто это труднее всего практиковать во время стресса. Конфликты на рабочем месте, как правило, самые сложные, поскольку они разгораются из-за того, что люди избегают проблем, а не решают их конструктивно. Это подводит нас к четвертой тактике.
Вот способ использовать навыки EQ, чтобы ориентироваться в сложных разговорах, стараясь при этом не поставить под угрозу отношения. Возьмем пример. Ваша сотрудница не претендовала на повышение по службе, хотя она была уверена в этом.
Она подходит к вам и просит объяснений оборонительным тоном, неуверенной позой и дрожащим голосом. Шаг 1. Начните разговор с соглашения.
Обмен мнениями важен, особенно если вы думаете, что разговор может привести к конфликту. В этом примере вы можете сказать: «Во-первых, я хотел бы выразить, что я ценю вашу работу, и мне жаль, что вы расстроены тем, что вас не рассматривали для повышения по службе. Я хотел бы услышать ваши мысли по этому поводу и посмотреть, можем ли мы что-то сделать, чтобы справиться с этим».
Шаг 2 : Попросите сотрудницу объяснить свою позицию. Люди расстраиваются, когда их не слышат. В этом случае объясните ей, что для вас очень важно слышать ее разочарование и ее сторону.
Поступая так, вы проявляете заботу и готовы работать с ней над примирением, что углубит ваши отношения и доверие. Шаг 3. Не думайте о том, что вы собираетесь сказать дальше.
Мозг плохо справляется с несколькими задачами, поэтому используйте своё внимание, чтобы полностью сосредоточиться на разговоре, не беспокоясь о том, что вы собираетесь сказать дальше. Старайтесь не защищаться. Оставьте в стороне свое эго и предоставьте слово ей.
Шаг 4: Помогите сотруднице понять вашу сторону. Четко опишите свои мысли, чувства и причины своего решения. В этом случае вы захотите дать точную и полезную обратную связь, с которой она сможет работать.
Не забывайте проявлять сострадание. Шаг 5. Продвиньте разговор вперед.
Предлагайте предложения о том, что делать дальше. В этом случае вы можете сказать ей, что вы рады, что она пришла к вам, и что вы смогли обсудить вещи. Вы также можете упомянуть, что хотите помочь ей в ее развитии.
Предложите несколько способов сделать это. Шаг 6. Оставайтесь на связи Почаще общайтесь с собеседником после завершения разговора.
Если все сделано правильно, поддержание отношений после такого обсуждения сохранит удовлетворенность человека отношениями. В этом случае вы можете ежеквартально проводить встречи с сотрудницей, чтобы обсудить ее успехи и карьерный рост. Используйте эти шаги, чтобы проработать сложные разговоры и расширить свою социальную компетенцию за счет укрепления навыков управления отношениями.
Кратко о том, что такое эмоциональный интеллект и как его улучшить В этой статье мы объяснили, что такое эмоциональный интеллект, и познакомили вас с 4 тактиками, которые можно использовать для улучшения вашего эмоционального интеллекта. Самое главное, все дело в осознании того, что вы чувствуете и что вы делаете с этим осознанием. Вот краткое изложение того, что было рассмотрено: Оцените статью.
Источник: Википедия Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Вы имеете полное право злиться на человека, который отдавил вам ногу в метро! Анализируйте свои негативные чувства и постарайтесь найти факторы, которые их вызывают. Делайте выводы. Слишком эмоционально отозвались о работе коллеги?
Извинитесь и в следующий раз постарайтесь выдать более правильную реакцию. Совершенствуйте свои эмоции: это в ваших силах. Развивайте эмпатию.
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
Эмоциональный интеллект позволяет понимать не только эмоции и поступки других людей, но и их предпосылки. Эмоциональный интеллект – это способность понимать эмоции, чувства и переживания – свои и чужие. Низкий эмоциональный интеллект означает неспособность точно воспринимать эмоции, как свои собственные, так и других людей. Проще говоря, эмоциональный интеллект заключается в эмоциональной осведомленности и использовании этого навыка для управления мыслями и поведением.
Что такое эмоциональный интеллект и его диагностика
это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями. Иными словами, эмоциональный интеллект – это когда ты смотришь в корень, в истинную причину эмоций. Таким образом, эмоциональный интеллект похож на традиционный интеллект, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции. По их словам, эмоциональный интеллект — это набор навыков, имеющий отношение к точной оценке, а также выражению, использованию и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развивать
Таким образом, эмоциональный интеллект является ключом к успеху, счастью и гармонии в жизни. Зачем нужен эмоциональный интеллект: ресурсность и самосбережение Если вкратце, то эмоциональный интеллект необходим нам как для самих себя, так и для общения с другими: внутри нас работают навыки осознанности и управления своими эмоциями, вовне нас — навыки эмпатии и управления атмосферой коммуникаций. Чем эмоциональный интеллект полезен человеку в отношении самого себя? Он позволяет нам рефлексировать, различать свои состояния, понимать и регулировать, управлять своим поведением сообразно с теми целями, которые мы себе ставим. Эмоциональный интеллект — это пространство, в котором встречаются ум и сердце. Он помогает нам испытывать разные оттенки чувств, проживая жизнь не механически и не за счет одних лишь инстинктов.
Он же обеспечивает адекватную самооценку. Развитый эмоциональный интеллект помогает эффективно справляться со стрессом, быть самодостаточным и независимым. Отвечая за позитивное мышление и оптимизм, эмоциональный интеллект дает нам возможность становится счастливыми и эффективными. Эмоции — это наше психическое топливо. Развитый эмоциональный интеллект позволяет быть в тонусе, произвольно переключать эмоции и легко приходить в ресурсное состояние.
Будучи в ресурсе, мы можем поддерживать себя в состоянии высокой продуктивности, не нарушая при этом условий самосбережения. Чем эмоциональный интеллект полезен человеку в отношении других? Он отвечает за гибкие навыки и определяет качество общения. Есть мнение, что soft skills в сегодня стали два раз важнее, чем hard skills. Собственно говоря, человеческие навыки — это то, что отличает нас от других живых организмов и от машин, поэтому так высоко ценится в цифровом мире.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет нам свободно устанавливать контакт, легко строить отношения и достигать своих целей без давления и манипуляций, просто приглашая людей к открытому разговору и сотрудничеству. Кому нужен эмоциональный интеллект По прогнозам футурологов в среднесрочной перспективе мы увидим резкое увеличение спроса на услуги людей, умеющих работать с людьми. Материальные блага создаются людьми, машины лишь перемещают ценности, но не производят их.
Существует и обратная ситуация.
Поскольку высокий ЭИ — это обладание конкретными знаниями и навыками, то они предопределяют успешную коммуникацию в разных ситуациях. Например, умение утешить близкого человека, когда тот расстроен. По мнению Р. Робертса, Дж.
Мэттьюса, М. Зайднера и Д. Люсина, такие навыки аналогичны когнитивным. Приобретение и реализация эмоциональных навыков облегчаются, если есть уверенность в своей эмоциональной компетентности.
Такие навыки могут быть открытыми или скрытыми. Последние можно соотнести с кристаллизованным интеллектом, открытые — с теоретическими представлениями об эмоциях Ackerman, 1996. Конечно, знания и навыки в эмоциональной сфере играют положительную роль в адаптации. Важно, чтобы они соответствовали конкретной ситуации.
Эмоциональная модель Основную модель эмоционального интеллекта предложили Дж. Мэйер и П. Сэловей например, Mayer, Salovey, 1997. Ее структуру составляет набор способностей, имеющих отношение к переработке информации.
Три основы эмоционального интеллекта Резюмируя всё, что мы знаем теперь об эмоциональном интеллекте, он связан с самосознанием и саморегуляцией — а ещё с восприятием реальности и способностью строить и поддерживать социальные связи. В этих процессах есть три основных этапа: Осознание эмоций Это способность распознать эмоцию. Сначала установить сам факт эмоционального переживания у себя или у другого человека, потом идентифицировать, назвать эту эмоцию, понять причины, которые её вызвали, и следствия, к которым она приведёт.
На эту способность во многом влияет среда, в которой рос человек. Если в его семье не подавляли эмоции, не запрещали их выражать, относились к ним с вниманием и чуткостью, то он будет более эмоционально осознанным. Распознавание эмоций других людей Опираясь на опыт в понимании собственных эмоций, мы способны расшифровывать невербальные проявления чужих чувств через мимику или движения тела.
Согласитесь, нам всегда проще понять другого, если мы сталкивались с похожим опытом? Именно поэтому такой навык облегчает социальные взаимодействия. Управление эмоциями По мнению Екатерины Егоровой — это уже высший пилотаж.
Это значит не только понимать свои и чужие эмоции, но и контролировать их интенсивность, приглушать чрезмерно сильные, находить способ для их реализации — наиболее оптимальный как для себя, так и для других людей. Самоуправление помогает нам быть более гибкими и менее критическими в каких-то ситуациях. Когда мы осознали свои эмоции и приняли их, мы можем извлечь из них пользу, даже если эти эмоции сложные для переживания — например, страх или гнев.
Екатерина Егорова уточняет, что не стоит называть такие эмоции «негативными»: «Когда всем эмоциям есть место, никакая из них не вытесняется, не под запретом, не оценивается как негативная.
Вы продолжаете бег и думаете о том, что спорт на улице — отличное занятие, потому что не нужно платить за спортзал, кругом отличные виды и можно бегать, сколько влезет, ведь вы так хорошо себя при этом чувствуете мысль. Тренировка закончилась, вы счастливы, что возобновили бег, чувствуете себя на все 100. Пробежали 5 километров после полугодового перерыва.
Весь оставшийся день вы заряжены энергией, решили позвонить нескольким друзьям и родителям, а вечером помочь дяде с ремонтом — кажется, вам сегодня всё под силу поведение. Все собираются во дворе, чтобы отметить успешную сдачу. Среди собравшихся — девушка, которая вам очень нравится, но вы не знаете, как к ней подступиться. Наконец, вы берёте себя в руки, вам страшно привет основным эмоциям!
Подходите, заводите разговор поведение. По мере разговора вы постепенно расслабляетесь и начинаете получать огромное удовольствие от происходящего. Знаменитые «бабочки в животе» уже здесь, уголки рта приподнимаются, по спине могут периодически пробегать мурашки физические ощущения. Вы проболтали весь вечер и разошлись по домам договорившись о встрече на следующей неделе.
Весь оставшийся вечер вы абсолютно счастливы, что бы ни произошло. В то же время, ваше сознание наводняют тысячи мыслей: а вдруг ей на самом деле было неинтересно? А вдруг у неё другие планы? А куда её пригласить?
А как себя повести? Какие эмоции полезны, а какие — нет? Все эмоции нужны, все эмоции важны! Как мы знаем из психологии, человек может выбирать стратегию мышления Мартин Селигман, «Как научиться оптимизму» Переживание «отрицательных» эмоций зачастую побуждает нас усиливать их негативными реакциями.
Например, сожаление. Очень полезная эмоция, помогающая извлекать уроки из поступков и лучше планировать будущее. Это положительная реакция. Но есть и отрицательная: самобичевание, бездействие, «зря я начал, больше никогда за это не возьмусь».
Это более поверхностная и простая реакция, при этом глубоко деструктивная. Кроме того, эмоции как те, что считаются «положительными», так и «отрицательные» позволяют нам формировать и выражать идеи и мысли, которые не всегда являются плодом сознательного мышления. Например, злость может побудить к написанию песни. Любовь — к сочинению стихов.
Что уж говорить о живописи: художник вкладывает в работу эмоцию, которая потом передаётся посетителям галереи. Подытоживая скажем, что эмоции, с одной стороны, «сужают» мышление и поведение, что может даже спасти нам жизнь в экстремальной ситуации «я схвачусь за поручень в эту секунду, иначе погибну». С другой стороны, они же в иных обстоятельствах позволяют нам углублять и расширять мышление и опыт «не нравится, как выгляжу — начну заниматься спортом». Нет полезных и бесполезных эмоций, все они важны.
Вы можете использовать какие угодно материалы — от красок, мелков, карандашей до вырезок из журналов и цветной бумаги. Раскрасьте его. А теперь посмотрите на портрет внимательно — зачастую то, как мы рисуем, отражает наше эмоциональное состояние и мироощущение. Посмотрите в нашей скрытой подсказке, как можно интерпретировать ваш рисунок.
Подсказка Голова Большая голова — большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Маленькая голова — чувство интеллектуальной или социальной неадекватности. Глаза Большие глаза — подозрительность, озабоченность, гиперчувствительность по отношению к общественному мнению. Маленькие глаза или закрытые — тенденция к интроверсии и самопоглощенности.
Уши и нос Большие уши — чувствительность к критике. Акцент смещен на нос — наличие сексуальных проблем. Хорошо прорисованные ноздри — склонность к агрессии. Рот Отсутствие рта — депрессия, иногда вялость в общении.
Хорошо прорисованный или бросающийся в глаза рот — возможная затрудненность с речью, иногда примитивные оральные тенденции. Руки Руки символизируют контакт личности с окружающим миром. Хрупкие, слабые руки — физическая, иногда психологическая слабость. Скованные руки — замкнутая, обязательная, жесткая личность.
Вяло опущенные руки — неэффективность. Длинные сильные руки — амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки — отсутствие амбициозности и чувство неадекватности. Ноги Длинные ноги — потребность в независимости.
Большие ноги — нестабильность и отсутствие основы. Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» С детства нас учат сдерживать, подавлять или игнорировать свои эмоции: злиться или завидовать — плохо, грустить или ревновать — неправильно. Однако умение распознавать эмоции — и свои и чужие — позволяет адекватно реагировать на них. Поэтому так важно развивать свой эмоциональный интеллект: те люди, которые умеют принимать взвешенные решения в стрессовых ситуациях, могут правильно реагировать на критику и способны к сопереживанию, успешнее как в личной жизни, так и на работе.
В своей книге известный специалист в области личностного роста Джилл Хэссон учит, как справляться с ситуациями, когда эмоции вас переполняют, как определять эмоциональные нужды окружающих и как не попадать в эмоциональные ловушки других людей. Как развить эмоциональный интеллект? Прислушивайтесь к интуиции и будьте наблюдательны Развитие эмоционального интеллекта помогает не только понимать собственные эмоции и управлять ими, но и эффективнее общаться с другими людьми. Чем лучше вы понимаете эмоции других людей, их намерения и мотивы поведения, тем адекватнее реагируете на них и взаимодействуете с ними.
Простыми словами, чем быстрее вы поймёте, что ощущает ваш собеседник и каковы его потребности прямо сейчас, тем легче вам будет выстроить с ним диалог: вы поддержите его, если нужно, и он будет вам за это благодарен. В определении эмоций другого человека не обойтись без интуиции — способности постижения чего-то на бессознательном уровне. Она объединяет сознательную и бессознательную часть разума, связывает эмоцию и мысль — в общем, лежит в основе эмоционального интеллекта. Бывали случаи, когда вы принимали решение основываясь на некоем предчувствии того, что выбранный вами путь верен?
Это и есть интуиция.
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?
Давай пройдёмся просто по этой самой модели Гоулмана эмоционального интеллекта с конкретными примерами, как это может проявляться в жизни. Высокоразвитый эмоциональный интеллект предполагает умение человека определять свои чувства и эмоции, знать их первопричину, способность управлять ими, выстраивать крепкие отношения, понимая состояния других людей. Эмоциональный интеллект — это умение отслеживать и понимать как собственные эмоции, так и эмоции других людей, а также распознавать их подлинную мотивацию, потребности, намерения и желания. Что такое эмоциональный интеллект, для чего он нужен, и как поможет ребенку в будущем, мы разбирались с экспертом. Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и принимать свои эмоции и как следствие – управлять ими. Высоко развитый эмоциональный интеллект потребителя, в свою очередь, позволяет избегать маркетинговых ловушек.