Чтобы стать добродетельным, необходимо начать с изучения себя. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». Например, сенатор Флавий Арриан, который стал учеником Эпиктета и записывал его идеи, благодаря чему мы сейчас можем тщательно изучить наследие одного из самых известных стоиков. а именно бдительное внимание и рассмотрение своих впечатлений.
Страница не найдена
Добродетель, согласно философии Эпиктета, приносит спокойствие, ведущее к счастью. Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным. Согласно учению Эпиктета, чтобы стать добродетельным, необходимо обратить особое внимание на самоанализ и осознание своих недостатков. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения (нравственная гимнастика).
Какие качества и умения нам нужны, чтобы стать добродетельными в соответствии с учением Эпиктета
Сенека Очень сильно идет вразрез с современным «не сравнивайте себя ни с кем», верно? Но большинству людей как раз таки нужны примеры для подражания. В минуты слабости гораздо продуктивнее воспользоваться уже проверенными решениями, чем самому заново набивать все шишки. Конечно, речь не о бездумном копировании и потворстве. Но что бы вы ни делали — создавали приложения или стартапы, писали книги или картины — всегда и везде есть люди, у которых можно поучиться. Изучите историю их жизни, работу, методы, успехи и неудачи. Прочтите их интервью или даже попытайтесь связаться с ними. Всегда и везде задавайте себе вопрос: у кого я могу поучиться? Вот с другим случилось то же самое, а он либо не ведает, что оно случилось, либо высказывает величие своего духа и остается уравновешен и не сломлен бедой. Так ведь это же страшно, чтобы неведение или похвальба были сильнее благоразумия». Марк Аврелий Вы можете потратить месяцы или даже годы на проект, который в итоге будут критиковать или, что еще хуже, игнорировать.
Не завышайте свои ожидания, особенно если вам еще есть чему учиться. Помните, что если вас постигла неудача — это неважно. Имеет значение лишь то, как вы справитесь с ней: при помощи мыслей, эмоций, практики, характера и роста. Нет неудач — нет роста. Покажите, что посредством них вы научились мыслить лучше, быть более разборчивым и мыслящим человеком. Книги — это тренировка для ума. Они очень полезны, но было бы ошибкой полагать, что развитие будет достигнуто просто за счет усвоения их содержимого». Эпиктет Чтение книг по маркетингу, бизнесу или творчеству предоставит бесконечное количество концепций, которые могут быть связаны с развитием более глубокого понимания темы. Но то, что в конечном итоге сделает вас эффективным в своем ремесле — это применение знаний. Чтение готовит ваш разум, даже помогает избежать глупых ошибок, но в итоге оно должно привести к действию.
Цель образования — усвоить знания, но в конечном счете они должны помочь вам действовать и принимать более разумные решения. Учиться-практиковаться, учиться-практиковаться и еще раз учиться-практиковаться! Я не хочу сказать, будто во мне уже нечего переделывать, да и надеюсь на это. Как может больше не быть такого, что надо бы исправить, поубавить или приподнять? Ведь если душа видит свои недостатки, которых прежде не знала, это свидетельствует, что она обратилась к лучшему. Некоторых больных надо поздравлять с тем, что они почувствовали себя больными». Сенека Трудно изменить свои привычки, если вы не знаете главной причины того, почему вместо работы решили посмотреть пару смешных видео на YouTube. Важно помнить о побуждениях, которые мешают нам проявлять себя, привлекать людей, совершать дела и быть осознанным. Изучайте себя. Познайте себя.
Когда вы чувствуете сопротивление, используйте это как сигнал для продвижения вперед. Задача заключается в том, чтобы изменить свое мышление таким образом, чтобы воспринимать вызовы как возможности для роста. Речь идет не о таланте или о каком-то бессознательном рефлексе. Практика самосознания — думать о своем мышлении, о том, как вы думаете, чувствуете и ведете себя — это мышца, которая со временем будет расти. Чем чаще вы ее используете, тем сильнее она становится.
Критическая оценка направлена не только против философских понятий, но и против понятий математики, риторики, астрономии, грамматики и т. Его скептического подхода не миновал и вопрос о существовании богов, что привело его к атеизму. В своих произведениях он стремится доказать, что скептицизм является оригинальной философией, которая не допускает смешения с другими философскими направлениями. Секст Эмпирик показывает, что скептицизм отличается от всех других философских течений, каждое из которых признает одни сущности и исключает другие, тем, что одновременно подвергает сомнению и допускает все сущности. Римский скептицизм был специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества. Поиски и исследования противоречий между утверждениями предшествующих философских систем ведут скептиков к широкому изучению истории философии. И хотя именно в этом направлении скептицизм создает много ценного, в целом он уже является философией, утратившей ту духовную силу, которая вознесла античное мышление на его вершины. В сущности, скептицизм содержит больше прямого отказа, чем методологической критики. Римский эклектицизм Эклектицизм как философское направление стремилось объединить все лучшее, что было в каждой из философских школ. Наиболее видный представителем её являлся Марк Тулий Цицерон. Эклектицизм в изложении Цицерона сосредоточивает внимание на общественной проблематике. Его мотивом было соединение тех частей различных философских систем, которые приносят полезные знания. В социальных взглядах Цицерона отражается его положение как представителя верхних слоев римского общества периода республики. Наилучшее общественное устройство он видит в комбинации трех основных государственных форм: монархии, аристократии и демократии. Целью государства он считает обеспечение гражданам безопасности и свободного использования имущества. Его теоретические воззрения в значительной степени находились под влиянием его реальной политической деятельности. В этике он во многом перенимает воззрения стоиков, значительное внимание уделяет излагаемой стоиками проблематике добродетели. Человека он считает разумным существом, которое имеет в себе нечто божественное. Добродетелью называет преодоление всех жизненных невзгод силой воли. Философия в этом деле оказывает человеку неоценимые услуги. Каждое из философских направлений приходит к достижению добродетели каким-либо своим путем. Поэтому Цицерон рекомендует «соединить» все, что является вкладом отдельных философских школ, все их достижения в одно целое. Основные положения античных философских школ Цицерон изложил живым и доступным языком, создал латинскую научно-философскую терминологию, наконец, привил римлянам интерес к философии. Заключение Основная ценность трудов философов Древнего Рима и всей римской философии в целом заключается в её обобщающей, посреднической функции. Впитав в себя основные положения и идеи греческой школы, римская философия подвергла их переосмыслению и обобщению согласно римской системе ценностей. Именно в такой, обобщенной, эклектичной римской транскрипции философские учения Древней Греции стали основой для формирования христианского мировоззрения, ставшего безраздельно господствующим в продолжительную эпоху Средневековья. Размещено на Allbest. Ознакомление с учениями основных школ: эклектизмом, римским эпикуреизмом, поздней стоей. Развитие христианской философии; патристика и схоластика, А. Блаженный и Ф. Представитель позднего стоицизма, развитие которого происходило в период становления и процветания Римской империи. Связь между римским стоическим и христианским учениями. Объективный идеализм Платона. Этика поздней античности. Эпикуреизм, скептицизм и стоицизм. Философия Древнего Рима. Проблема несовпадения сущности и существования. Объективный идеализм пифагорейцев. Неоплатонизм как последняя крупная философская система античности. Философские воззрения Плотина. Спасении души - цель философии Порфирия. Философская концепция Прокла. Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Вклад эллинистической культуры в развитие философии.
Он систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к IV в. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии. Вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства. Можно сказать, что философия не только появилась в Древней Греции, но и достигла там своей высшей точки. Один новейший философ сказал, что все, чем занимались философы после Платона, - это обсуждали проблемы, которые он поставил. Эпикур — эпикуреизм — стремление человека к счастью, удовольствию, но удовольствию естественному и необходимому лесть — неестественна и не удовлетворяет потребности. Понимал счастье как покой, отсутствие страданий, самодостаточность человека. Школа киников — ограничение своих потребностей, проповедовали не словами, а делами. Проповедовали натурализм природное — прекрасно, искусственное — безобразно. Аскетизм — ограничение чувственных желаний для достижения сосредоточенности духа. Анархизм — уничтожение всякой государственной власти, создание государства, где индивиды сотрудничают как равные. Дополнительный материал. Все они слыли миролюбивыми, остроумными, справедливыми и гуманными людьми. Всего называют около 20 мудрецов, но наиболее известным был Фалес из Милета. Фалес 640-546 - основатель милетской, или ионийской школы - первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней. Милетская школа Ионийская или милетская, по месту возникновения школа - древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит. Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса Слова - принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса Ума , организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Анаксимандр 610 - ок. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс. Анаксимен ум. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - ветром, водой и землей. Натурфилософы также разработали понятие Всеобщего Космоса , управляемого физическими законами и претерпевающего циклическое развитие. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению. Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть". Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка Софисты Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Их главная целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями. Академия Академия Платона - религиозно-философский союз, основанный Платоном ок. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: "Негеометр да не войдет! Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет. Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочитать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага. Перипатетики Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. Аристотель основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Он оставил значительно количество трудов: "Метафизика", "Физика", "Этика", "Риторика" , "Политика" и др. Названия этих произведений говорят сами за себя. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющим из себя зачастую сборники лекций и курсов. Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленный идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю. Эпикурейцы Эпикур основал в Афинах в 306 г. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикур о богах, о вселенной, о дружбе и т. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения. Стоицики Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, то есть согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы" Киники Кинизм - одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским ок. Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями. Древняя Греция. Философская школа. Контрольные вопросы: Назовите основные философские школы периода эллинизма Кто такие софисты и в чем значение их учения? На что были направлены философские рассуждения Сократа? В чем видел Аристотель сущность вещей? Предварительный просмотр: Тема: «Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика».
И хотя логично стараться получить различные блага и жить с комфортом, не нужно придавать им излишнее значение. Рассмотрим границы контроля лучника, который хочет попасть в мишень. Его ответственность включает в себя выбор лука, стрел и уход за ними, регулярную практику в стрельбе, выбор момента, когда отпустить тетиву. Но все остальное ему неподконтрольно: даже порыв ветра может испортить самый лучший выстрел. Значит, поражение мишени должно быть намечено как цель, но не может быть объектом нашего желания. Наша самооценка не должна зависеть от того, попадем ли мы в мишень. Бесстрастное принятие итогов наших действий — единственно разумное отношение, которое следует в себе воспитывать. Не в том задача, чтобы получить продвижение по службе, а в том, чтобы стать самым достойным кандидатом на высокий пост». Если мы слишком полагаемся на вещи, которые не находятся в нашей власти, то обязательно будем страдать, разочаровываться и завидовать. Научиться обращать внимание только на подконтрольное помогут регулярные упражнения для поиска баланса между усилиями, которые вы прилагаете к тому, что в зоне вашего влияния, а что нет. Когда вы ощутите сильное желание или отвращение к чему-то, попробуйте: Обратиться к источнику этого чувства со словами: «Ты всего лишь впечатление и можешь оказаться не тем, за что себя выдаешь. Давай присмотримся пристальнее и разберемся, что есть что». Спросите себя, находится ли осуществление желания в вашей власти или нет. Если да, полностью сосредоточьтесь на нем. Если же нет, можете уделить ему внимание, но не стоит думать, будто желаемое ценно. Но твоя ценность как человека от таких вещей не зависит. Если они у тебя будут — прекрасно! Если же нет, тоже отлично! Не продавай свою душу дешево, мой друг». Как контролировать импульсы: навык желать и отказываться от желаний Мы часто желаем внешних благ, над которыми не имеем никакого влияния. Куда лучше обратить внимание на вещи, которые мы можем контролировать, — наши взвешенные суждения. Сделать это помогут два шага стоической практики, которые также используются в современной когнитивно-поведенческой терапии: Принять взвешенное и разумное решение — когнитивный шаг. Реализовать изменения, чтобы выработать привычку к новому образу действий, — поведенческий шаг. Когда вы сталкиваетесь с трудной задачей или попадаете в неприятную ситуацию, обдумывайте их, составляйте перечень сторон, которые вы можете контролировать и которые не можете. Посвятите внимание, время и силы пунктам первого списка: сторонам задачи или ситуации, которые вам подконтрольны. Насчет второго списка можете внушить себе мантру: его содержание — не ваше дело. Как поступать справедливо по отношению к людям: умение действовать в мире Главный источник благополучия — в полноценных связях с людьми.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
Как стать добродетельным: советы по эпиктету | В «Беседах» Эпиктет говорит о том, что тому, кто намерен стать добродетельным человеком, надо упражняться (ἀσκηθῆναι, ср. русское «аскетика») в том, что касается (1) желаний; (2) стремлений к действию; (3) суждений. |
Философия Древнего Рима | Студент-Сервис | Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения (нравственная гимнастика). |
Уроки мудрости от Эпиктета
Уроки мудрости от Эпиктета - Блог Викиум | Например, сенатор Флавий Арриан, который стал учеником Эпиктета и записывал его идеи, благодаря чему мы сейчас можем тщательно изучить наследие одного из самых известных стоиков. |
Страница не найдена | Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным. |
Эпиктет - Образование - 2024 | Он говорил, что мы должны использовать каждое испытание как возможность проявить добродетель и стать лучше. |
Читать История мировой культуры онлайн - Анатолий Горелов 50 стр. | Эпиктет сосредоточился на обучении своих учеников тому, как вести идеальную стоическую жизнь. |
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА | Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». |
Что нужно по Эпиктету, чтобы стать добродетельным
Издевавшийся над ним хозяин сломал ему ногу, а затем отпустил — калеку. Вместе с другими философами он был впоследствии выслан из Рима и открыл свою школу в Никополисе Эпир. Его учениками были и аристократы, и бедняки, и рабы. В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии. Первое, что требовалось ученику, — осознать собственную слабость и бессилие, которые Эпиктет называл началом философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но, чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. Первая ступень философского обучения — отбрасывание ложного знания.
Августин явился родоначальником направления в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до XIII в. Мусульманская философия. Средневековая арабо-мусульманская философия сходна со средневековой европейской тем, что строится также на основе религии, только не христианства, а ислама, главная книга которого — Коран — сюжетно во многом схожа с Библией. Ислам — это попытка соединения веры и разума, что подтверждают частые ссылки мусульманских авторов на греческую философию. В мусульманской философии было два основных направления: аристотелизм как попытка рационального объяснения истин Откровения Аль-Фараби, 870—950; Авиценна, 980-1037 и суфизм как мистическое истолкование Корана Аль-Газали, 1058—1111; Ибн-Араби, 1165—1240. Мусульманские философы первыми осуществили синтез религии с философией Аристотеля, который затем продолжил Фома Аквинский. Таким образом они внесли крупный вклад в мировую культуру и подготовили европейское Возрождение. Один из представителей аристотелизма —Аль-Фарабистроил свое философское учение на основе соединения аристотелевской космологии с представлениями неоплатоников об эманации истечении божества как способа сотворения мира.
Он учил, что «интеллект — это не что иное, как опыт». Таким образом, в мусульманской философии уже содержались в зародыше представления о важности эмпирического познания, которые позже были развиты в философии Нового времени особенно в английском эмпиризме.
Прочтите их интервью или даже попытайтесь связаться с ними. Всегда и везде задавайте себе вопрос: у кого я могу поучиться? Вот с другим случилось то же самое, а он либо не ведает, что оно случилось, либо высказывает величие своего духа и остается уравновешен и не сломлен бедой. Так ведь это же страшно, чтобы неведение или похвальба были сильнее благоразумия». Марк Аврелий Вы можете потратить месяцы или даже годы на проект, который в итоге будут критиковать или, что еще хуже, игнорировать. Не завышайте свои ожидания, особенно если вам еще есть чему учиться. Помните, что если вас постигла неудача — это неважно.
Имеет значение лишь то, как вы справитесь с ней: при помощи мыслей, эмоций, практики, характера и роста. Нет неудач — нет роста. Покажите, что посредством них вы научились мыслить лучше, быть более разборчивым и мыслящим человеком. Книги — это тренировка для ума. Они очень полезны, но было бы ошибкой полагать, что развитие будет достигнуто просто за счет усвоения их содержимого». Эпиктет Чтение книг по маркетингу, бизнесу или творчеству предоставит бесконечное количество концепций, которые могут быть связаны с развитием более глубокого понимания темы. Но то, что в конечном итоге сделает вас эффективным в своем ремесле — это применение знаний. Чтение готовит ваш разум, даже помогает избежать глупых ошибок, но в итоге оно должно привести к действию. Цель образования — усвоить знания, но в конечном счете они должны помочь вам действовать и принимать более разумные решения.
Учиться-практиковаться, учиться-практиковаться и еще раз учиться-практиковаться! Я не хочу сказать, будто во мне уже нечего переделывать, да и надеюсь на это. Как может больше не быть такого, что надо бы исправить, поубавить или приподнять? Ведь если душа видит свои недостатки, которых прежде не знала, это свидетельствует, что она обратилась к лучшему. Некоторых больных надо поздравлять с тем, что они почувствовали себя больными». Сенека Трудно изменить свои привычки, если вы не знаете главной причины того, почему вместо работы решили посмотреть пару смешных видео на YouTube. Важно помнить о побуждениях, которые мешают нам проявлять себя, привлекать людей, совершать дела и быть осознанным. Изучайте себя. Познайте себя.
Когда вы чувствуете сопротивление, используйте это как сигнал для продвижения вперед. Задача заключается в том, чтобы изменить свое мышление таким образом, чтобы воспринимать вызовы как возможности для роста. Речь идет не о таланте или о каком-то бессознательном рефлексе. Практика самосознания — думать о своем мышлении, о том, как вы думаете, чувствуете и ведете себя — это мышца, которая со временем будет расти. Чем чаще вы ее используете, тем сильнее она становится. Когда чувствуете сопротивление, используйте это как сигнал для продвижения вперед. Ну так дай себе досуг на то, чтобы узнать вновь что-нибудь хорошее, брось юлой вертеться. Правда же, остерегаться надо и другого оборота: ведь глупец и тот, кто деянием заполнил жизнь до изнеможения, а цели-то, куда направить все устремление, да разом и представление, не имеет». Марк Аврелий Люди, которые достигают мастерства в своем деле, грамотно расставляют приоритеты.
Они чтят свое время. Если бы мы могли прожить один день их жизни, насколько бы стыдно нам стало за то, как мы бездарно тратим свои драгоценные часы?
Кто рассчитывает найти здесь помощь, ошибается. Не врач, а больной живет здесь»[114].
Для обретения независимости от деспотических сил, во власти которых находится человек, Сенека предлагает стать равнодушным к судьбе, не следовать, подобно скоту, за вожаками стада и воззрениями, которые находят много последователей; а жить, как требует разум и долг, то есть по природе. Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою; а она, едва я пойму, что могу больше нее, окажется бессильна надо мной»[116]. Понимая рабство в самом широком смысле и борясь против него, отражая тем самым растущие антирабовладельческие настроения и приближая гибель рабовладельческого строя, Сенека верит в то, что каждый человек свободен потенциально, в душе, которая не может быть отдана в рабство. Мораль Сенеки отличается милосердием, человеколюбием, состраданием, жалостью, благоговейным отношением к другим людям, благожелательностью, незлобивостью.
Во всесильной империи жизнь философа небезопасна, и это в полной мере испытал Сенека, обвиненный своим бывшим учеником Нероном в заговоре против него. Хотя никаких улик не нашлось, Сенека, не дожидаясь ареста, вскрыл себе вены, сохранив верность своим взглядам. Не столь важно, участвовал Сенека в заговоре против Нерона или нет. Уже то, что он принимал участие в государственных делах, говорит о том, что он готовил себе гибель.
Он виноват только в одном. Сенека — вершина нравственно-философской мысли человечества. Ему удалось синтезировать все ценное, что было в античной этике, не исключая и учение оппонента стоиков Эпикура. Он мог согласиться, что абсолютная истина невозможна, но для него не этот вопрос важен, а вопрос «как жить?
От этого вопроса не спасешься парадоксами, его надо решать здесь и сейчас. Сенека соединил в себе судьбу трех великих древнегреческих философов. Он был воспитателем будущего императора, как Аристотель хотя в отличие от него считал, что добродетельный человек может быть счастлив и под пыткой ; писал столь же художественно, как Платон, и умер, как Сократ, в убеждении, что по установлению природы «несчастнее приносящий зло, чем претерпевший». Эпиктет Эпиктет ок.
Но для стоиков, признающих всех людей равными, это неудивительно. Издевавшийся над ним хозяин сломал ему ногу, а затем отпустил — калеку. Вместе с другими философами он был впоследствии выслан из Рима и открыл свою школу в Никополисе Эпир. Его учениками были и аристократы, и бедняки, и рабы.
В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии. Первое, что требовалось ученику, — осознать собственную слабость и бессилие, которые Эпиктет называл началом философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но, чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. Первая ступень философского обучения — отбрасывание ложного знания.
Начав учиться философии, человек испытывает состояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений. После этого новое знание становится чувством и волей человека. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». Требуются ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом.
Освобождаться от страстей надо постепенно, но последовательно. Ты привык сердиться ежедневно, постарайся сердиться через день и т. Два основных принципа Эпиктета: «Выдерживай и воздерживайся». Стойко выдерживай все внешние трудности, которые обрушиваются на тебя, и ко всему, что бы ни случилось, относись спокойно.
Воздерживайся от любых проявлений собственных страстей, памятуя, что твои — только разум и душа, но не тело. Обнаруживаем мы у Эпиктета и «золотое правило этики»: «То положение, которое ты не терпишь, не создавай для других. Не желаешь быть рабом — не терпи рабства около себя»[120]. Марк Аврелий Необычно для философа, но полностью противоположно, чем у Эпиктета, общественное положение Марка Аврелия 121 — 180 н.
Тем не менее его пессимизм и мужество отчаяния столь же выразительны. Шатко стало не только положение личности, тем более раба, но и империи. Наступал период ее заката. Это не пессимизм раба или придворного, а пессимизм императора и, стало быть, империи.
У Марка Аврелия были вся власть, все «хлеба и зрелища», но они не радовали его. Как ни покажется странным, именно в период максимального могущества империи человек внутри нее чувствует себя в наибольшей степени незащищенным и ничтожным, раздавленным и беспомощным. Чем сильнее государство, тем слабее человек. И не только раб или придворный, а и сам неограниченный правитель.
Важное место в философии Марка Аврелия занимает требование быть всегда одинаковым в ответ на воздействия внешних обстоятельств, что означает постоянную соразмерность, внутреннюю согласованность душевного склада и всей жизни. Сходные мысли встречаем и у Сенеки.
История мировой культуры 50 стр.
С одной стороны, дисциплина желания побуждает нас желать лишь то, что зависит от нас, с другой стороны, принимать с радостью то, что не зависит от нас, но приходит к нам из действия универсальной природы, то есть — для стоиков — от самого Бога. Такое приятие требует соответственно «физического» видения событий, способного очистить эти события от эмоциональных и антропоморфических представлений, которые мы проецируем на них, чтобы снова их поместить в перспективу универсального порядка природы, в космическое видение. То есть речь здесь идет о физике, но не теоретической и научной, а воспринимаемой как физическое упражнение 63. Следовательно, мы можем заключить, что три топоса Эпиктета соответствуют трем частям стоической философии б4 , рассматриваемым в их глубинном смысле, как духовные упражнения: не теоретическая физика или этика, или логика, но физика, преобразующая взгляд, устремленный на мир, этика, которая упражняется в справедливости в действии, логика, производящая бдительность в суждении и критику представлений. Три топоса Эпиктета, как и три части стоической философии, покрывают собой все поле реальности, а также всю совокупность психологической жизни. Формулы Эпиктета, равно как формулы Марка Аврелия, позволяют, в кратком перечислении трех топик, предоставить концентрированное жизненное правило, которое будет находиться «под рукой» при любых обстоятельствах, резюмируя в нескольких словах принципы для разрешения в каждое мгновение задаваемых жизнью проблем. Как части философии, или добродетели в стоической системе, наши три топоса взаимно подразумевают друг друга 65. Есть тесная взаимозависимость между дисциплиной assentiment согласия или «логикой» и дисциплиной желания или «физикой».
Дисциплина assentiment согласия принуждает допускать только объективные представления; но объективными являются только физические представления объектов, то есть суждения, посредством которых мы приписываем вещам их естественные — то есть, «физические» предикаты, а не проецируем на них ложные предикаты, которые будут лишь отражением человеческих страстей и условностей: «Пурпур — шерсть овцы, окрашенная кровью улитки, соитие — трение известных органов и выбрасывание семени, соединенное с особыми спазмами» 66. Дисциплина одобрительного assentiment, как и дисциплина желания, обе требуют, чтобы вещи были вновь помещены в общую перспективу хода природы. Этого также требует дисциплина устремлений или «этика».
По Эпиктету, чтобы стать добродетельным?
У Эпикета нашла завершение римско-стоическая тенденция сведения философии к этике. Разделение на три части, все-таки сохранившееся у него уже совершенно формально. У Эпикета логика и физика существуют ради этики. Так же философ присоединяется к старому стоическому тезису о том, что мир разумен и представляет собой единое космическое государство и состоит из одной субстанции.
Несколько мыслей философа о том, что делает человека беспомощным рабом, об информации, принятии, традиционном мышлении, внимании и банальностях. Эпиктет — это даже не имя, а прозвище раба, означающее «приобретённый». Он родился рабом в Гиераполе Иераполис в 50 году нашей эры и прислуживал в богатом доме. Идеями стоицизма проникся на лекциях философа Музония Руфа , бывать на которых ему позволил его хозяин Эпафродит.
Каковы обстоятельства, при которых Эпиктет получил свободу, неизвестно, но после рабства он более двух десятилетий преподавал философию в Риме, пока все философы-стоики не покинули Вечный город из-за преследований, начавшихся по приказу Домициана. Как и Сократ , Эпиктет никогда ничего не записывал, поэтому его учения дошли до нас во многом благодаря его ученику Флавию Арриану , издавшему «Беседы Эпиктета» в 8 книгах. Эпиктет оставил неизгладимое впечатление на многих императоров, военачальников и философов, включая Марка Аврелия. Даже сегодня его труды занимают видное место в книгах, например, Тома Вулфа «Мужчина в полный рост».
Шарон Лебелл так же представила современную интерпретацию учений Эпиктета в книге «Искусство жизни: классическое руководство по добродетели, счастью и эффективности». Делимся несколькими почерпнутыми из неё мудростями. Обвинения Кто посвящает жизнь мудрости, тот понимает, что побуждение обвинять кого-либо или что-либо — глупо.
Работы выполнены в срок. Компания ООО «Метапласт» ул.
Восстания 100 Задача Организовать вытяжную вентиляцию от станков переработки сырья. Решение Спроектирован и установлен радиальный вентилятор. Произведена разводка воздуховодов до станков. Были проложены воздуховоды и укреплены проемы. Задача была выполнена в срок.
Баня "Распарье" Спроектировать систему вентиляции в банном комплексе.
Философия Древнего Рима
Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»). Эпиктет сосредоточился на обучении своих учеников тому, как вести идеальную стоическую жизнь. Например, сенатор Флавий Арриан, который стал учеником Эпиктета и записывал его идеи, благодаря чему мы сейчас можем тщательно изучить наследие одного из самых известных стоиков. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным.
Стоицизм: главные принципы
Но что же нужно, чтобы стать добродетельным по учению Эпиктета? Эпиктет не пытался плакать или сопротивляться, он понимал, что надо мужественно принять ситуацию. ежедневное самоиспытание, обращение внимания на свои мысли, чувства и поступки. Добродетель, согласно философии Эпиктета, приносит спокойствие, ведущее к счастью.
Глава 7. Философия Древнего рима
Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика». ежедневное самоиспытание, обращение внимания на свои мысли, чувства и поступки. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения (нравственная гимнастика). Этика Эпиктета лишена стоической суровости; по Эпиктету все люди — братья, будучи детьми одного и того же отца; если люди поступают дурно, то это главным образом потому, что они не знают, что такое добро и зло. Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
Философия Древнего Рима
Нет, когда она неспособна идти по следу. Значит, не так же ли и человек злосчастен, не тот, кто неспособен душить львов или обхватывать статуи ведь он пришёл не обладая от природы какими-то способностями для этого , но тот, кто утратил доброжелательность, кто утратил честность? Вот его следовало б, собравшись, оплакивать: на сколько зол пришёл он! Не того, клянусь Зевсом, кто родился или кто умер, но того, кто при жизни имел несчастье утратить своё, — не отцовское, землишку, домишко, гостиницу, молоденьких рабов ведь ничто из этого у человека не своё, но всё — чужое, рабское, подвластное, даваемое их господами то одним, то другим , но человеческое, те чеканы, имея которые на своём образе мыслей пришёл ты, какие и на монетах мы ищем, и если найдём их, то признаем монеты годными, а если не найдём, то отбрасываем. Отбрось прочь, он негодный, гнилой". Вот так и здесь. Какой имеют чекан его мнения? Подавай, принимаю, делаю его гражданином, принимаю в соседи, в соплаватели на корабле. Смотри только, не неронов ли они имеют чекан.
Не гневливый ли он, не яростный ли, не жалующийся ли на свою судьбу? Так что же ты говорил, что он человек? Да разве просто по внешнему виду судят о чём бы то ни было из существующего? А то тогда говори, что и сделанное из воска яблоко есть яблоко. Оно и запах должно иметь и вкус. Внешнего очертания недостаточно. Следовательно, и для того, чтобы быть человеком, недостаточно носа и глаз, но нужно мнения иметь человеческие.
Зная свои слабости, обладая самоконтролем, уважая что-то более высшее и принимая неизбежность, мы можем достичь добродетельности и жить счастливыми и спокойными жизнью. Внутренние принципы Для достижения добродетельности по эпиктету, необходимо придерживаться определенных внутренних принципов. Во-первых, это осознание и принятие факта, что большинство вещей лежит вне нашего контроля. Мы не можем изменить прошлое или контролировать действия других людей. Однако, мы можем контролировать свои реакции и отношение к ситуациям. Во-вторых, эпиктет призывает людей обращать внимание на то, что они могут контролировать — свои мысли и желания. Наше благополучие зависит от того, как мы подходим к тому, что происходит вокруг нас. Эпиктет советует нам быть осознанными и разумными в своих желаниях, не привязываться к материальным вещам и постоянно стремиться к улучшению своей мудрости и характера. Третий принцип, который следует учитывать, это осознание неизбежных изменений и нестабильности жизни. Мир не стоит на месте, и нам нужно быть готовыми адаптироваться к изменениям и принимать их как неотъемлемую часть жизни. Эпиктет призывает нас не роптать и не недовольствоваться, а быть готовыми к тому, что может произойти. Наконец, эпиктет подчеркивает важность самоанализа и самоконтроля. Мы должны регулярно анализировать свои поступки и мысли, чтобы стать лучшими версиями самих себя. Добродетельность требует постоянного самоусовершенствования и сознательного контроля над своими поступками и реакциями. Соблюдение этих внутренних принципов является ключевым аспектом добродетельности по эпиктету. Они помогают нам развивать мудрость, справедливость, мужество и сдержанность, что, в свою очередь, приводит к более счастливой и осознанной жизни. Постоянное самосовершенствование Согласно Эпиктету, самосовершенствование включает в себя постоянное улучшение своих нравственных качеств, развитие своей мудрости и силы характера. Он утверждал, что никто не рождается совершенным и что каждый человек способен преодолеть свои недостатки и стать лучше.
Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для этого, греческий народ отличался от других. Конечно же, люди могли мыслить со времени своего появления на Земле по новейшим научным данным, возраст человечества около 3 млн лет. В широком смысле как мудрое, целостное постижение бытия философия существовала во многих культурах, но как дисциплина с определенной системой понятий она зародилась в Древней Греции. Философия как дисциплина начинается там, где человек теоретически выделяет себя из окружающего мира и начинает рассуждать об отвлеченных понятиях, формирующихся в мозгу человека и выступающих в качестве предмета мышления. Отправная точка философии — миф, его осмысление, рассуждения на его тему. Эти рассуждения не забываются, а суммируются одно с другим. Преемственность мысли сближает философию с наукой. Недаром и основы науки также были заложены в Древней Греции. Но есть и глубокие отличия философии от любой науки. Наука идет от видимых вещей, и ее выводы проверяются ими. Скажем, в физике появилась гипотеза кварков — частиц, из которых состоит все на свете. Когда их нашли — гипотеза стала теорией. Но философские, так сказать, «кварки» никогда не будут открыты. Они находятся как бы за природой, почему Аристотель и назвал философские утверждения метафизикой «мета» — греческий предлог «за», «фюзис» — природа, отсюда наука физика. Именно отсутствием окончательных ответов на вечные вопросы о смысле жизни и человеческого существования, которыми занимается философия, она отличается как от науки, с одной стороны, так и от религии, с другой. В Древней Греции философия стала подразделяться на три основные части: логику, метафизику и этику.
Важно понимать, что уважение и принятие различий не означает согласия или одобрения чужих действий или мнений. Мы все имеем право на свое мнение и свободу выбора. Однако, мы можем принять и уважать других людей, даже если мы с ними не согласны. Уважение и принятие различий помогают нам строить гармоничные отношения с окружающими, поскольку они создают открытую и толерантную атмосферу. Они также способствуют развитию нашего эмоционального интеллекта и способности сопереживать другим людям. Все мы уникальны и имеем свои особенности, и это вполне естественно. Уважение к окружающим и принятие различий — это великая добродетель, которая помогает нам быть лучше, более добрыми и сострадательными людьми. Ответственность и преданность Чтобы стать добродетельным, важно осознавать свою ответственность и быть преданным тем ценностям, к которым мы стремимся. Ответственность подразумевает осознание необходимости взять на себя ответственность за свои действия, слова и мысли. Это означает быть готовым нести последствия своих поступков и ставить интересы других людей на первое место. Ответственность включает в себя искренность, добросовестность и честность во всех сферах жизни. Преданность — это верность своим ценностям, идеалам и принципам. Это означает быть преданным своим обязанностям и стремиться к их выполнению с максимальной энергией и энтузиазмом. Преданный человек не отступит от своих убеждений и сможет преодолеть любые преграды, чтобы достичь поставленных целей. Ответственность и преданность тесно связаны друг с другом. Быть ответственным означает быть преданным своим обязанностям и ценностям, а быть преданным — это быть ответственным перед собой и окружающими. Чтобы развить ответственность и преданность, необходимо принимать свои ошибки, учиться на них и стремиться к самосовершенствованию. Важно также быть открытым к новым знаниям и опыту, чтобы сможет улучшить свой характер и стать лучшей версией себя. В итоге, развитие ответственности и преданности поможет стать более добродетельным и созидательным человеком, способным не только к личному росту, но и к благотворительности и помощи другим. Стремление к мудрости и духовному развитию Стремление к мудрости означает желание узнать больше о мире и о себе. Для этого необходимо развивать мышление и аналитические способности, обогащать себя знаниями и опытом, а также изучать историю и философию.
II Три философских топоса (topoi) по Эпиктету
Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетель-ным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»). В «Беседах» Эпиктет говорит о том, что тому, кто намерен стать добродетельным человеком, надо упражняться (ἀσκηθῆναι, ср. русское «аскетика») в том, что касается (1) желаний; (2) стремлений к действию; (3) суждений. 3. Что необходимо, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным?