Другими традиционными ремеслами бухарских евреев являлись ювелирное дело и дубление кож. В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару». Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» будет открыта до 16 июля 2023 года, а семейный проект «На языке правил и исключений.
Путь бухарских евреев: от ювелиров до меценатов, из Азии в Америку
Юлия и Алексей Акимовы.
И впрямь, этот день в древнем и красивейшем Коканде для делегации бухарских евреев был удивительно насыщенным и торжественным. Открытие восстановленного, отремонтированного кладбища, на котором похоронены бухарские евреи, на протяжении многих лет проживавших в Коканде — важная часть визита наших земляков.
Международный фонд «Коканд», основанный выходцами из этого города в США, много сделал для того, чтобы связь поколений бухарских евреев, проживающих в разных странах с родными местами, не была потеряна. Теперь здесь созданы все условия для того, чтобы родители могли не только рассказать, но и показать своим детям город, в котором они родились, учились, работали и не позволить разорвать тонкую связь времен и поколений. Честь и хвала представителям фонда «Коканд», бухарским евреям, которые так бережно хранят память о своих предках.
В своей речи координатор Конгресса бухарских евреев США и Канады, главный редактор известной нью-йоркской газеты «Бухариан Таймс» Рафаэль Некталов сказал, что «…люди приехали на свою историческую родину по зову сердца, чтобы здесь, на месте воздать должное памяти своих незабываемых родных и близких. Такое стало возможным после масштабной реконструкции кладбища основными инвесторами в реализацию этой идеи — президентом фонда «Коканд» Давидом Абрамовым и Романом Мататовым, другими активистами фонда».
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» Организаторы: Еврейский музей и центр толерантности Новости С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Этот масштабный совместный проект Еврейского музея и Музея истории евреев в России представит историю и культуру бухарских евреев как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Билеты и подробности: www. На выставке будет представлено около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично.
Родители Шерали воспитали и подняли на ноги пятерых достойных состоятельных высокообразованных детей: дочь — Муборак и четверых сыновей — Нурали, Шерали, Умарали и Хайдарали. Трое братьев, ушедшего из жизни Шерали, продолжают дело отца и трудятся в системе министерства энергетики Таджикистана. Братья Ниязовы с самого детства, со школьной скамьи, крепко дружили с бухарскими евреями и эта дружба сохраняется и продолжается по настоящее время. В годы гражданской войны в Таджикистане, Шерали Ниязов внес свой весомый вклад в обеспечение безопасности при выезде многих еврейских семей на постоянное место жительства в Израиль, США и др. Шерали Сафарович был инициатором и активным участником в поиске и приобретении помещения новой синагоги, в результате чего произошло крайне важное событие в жизни еврейской общины Таджикистана — передача глубокоуважаемым Асадуллозода Хасаном Асадуллоевичем в дар еврейской общине своего собственного, большого, благоустроенного дома.
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | Куда сходить в Москве
В Москве прошла презентация книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре» | Так через бухарских евреев в страну беспрепятственно пошел поток товаров из Бухары, что в долгосрочной перспективе возымело положительное значение в отношениях империи и эмирата. |
Вернутся ли бухарские евреи в Таджикистан? | Могут ли бухарские евреи стать на этих выборах реальной, значимой силой? |
Telegram: Contact @jliferu | Евреи живут в Бухаре, оазисе на старом Шелковом пути, уже более 2000 лет. |
Бухарские евреи
Значительную часть экспозиции занимают интерактивные зоны: «космическая» песочница с кинетическим песком, цифровая биография «Fish Making», комната Эймса, и звуковая стена «Природные явления». Выставочный проект сопровождает масштабная программа мероприятий. К выставке подготовлены семейная программа, специальная публичная программа и интерактивная экскурсионная программа для посетителей с ментальными особенностями. Вокруг темы выставки построена программа детской резиденции «Наука через искусство».
В день открытия в лобби-баре гостей ожидали заботливо приготовленные традиционные блюда еврейско-бухарской кухни. По словам создателей проекта, экспозиции подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Полностью эту статью Вы можете прочесть в печатном или электронном выпуске газеты «Еврейская панорама».
В Бухарском эмирате постройки, принадлежащие евреям, по закону должны были быть ниже на пол-аршина, чем соответствующие постройки мусульман, запрещалось покупать землю и дома мусульман, продавать им продукты питания, заниматься земледелием. С 1865 по 1917 годы в жизни бухарских евреев Туркестана произошли большие изменения. За это время они подверглись влиянию русской культуры. В больших городах региона бухарские евреи переняли европейский образ жизни, стали носить европейскую одежду. Также в это время произошла русификация фамилий с прибавлением окончания «ов». В Самарканде еврейский квартал Махалляи-Яхудиён находился в восточной части города. Самаркандская синагога «Канесои Гумбаз», построенная в 1891 году, сохранилась до наших дней. Имя председателя общины Самарканда и казенного раввина Рафаэля Калонтара стало известным благодаря строительству красивой синагоги «Гумбаз» купол по проекту Давида бен Авраама Абрамова. Давид Калонтаров руководил общиной с 1891 года до упразднения должности советскими властями. Он совершил много благотворительных дел для образования, религии и культуры самаркандских евреев. Как было заведено раби Йосефом Маманом, и в конце XIX-го века все религиозные книги бухарских евреев были венских и лондонских изданий. Старинных рукописных книг в Средней Азии не сохранилось, все книги приобретались через Россию или через Индию. Путешественники все в один голос отмечали исключительную красоту лиц бухарских евреев и непривычную в Туркестане белую кожу. Их основными специальностями было красильное дело «пойти к еврею» у бухарцев значило «отдать ткань на покраску» , хитрые рецепты которого знали здесь только они, привезя во время Тамерлана с Ближнего Востока, и винокурение. После завоевания Средней Азии Российской империей, многие анусим, проживавшие на территории присоединенного к России Туркестанского края, вернулись к иудаизму. В 1890-м году с женой и сыном Раби Хахам поднялся в Иерусалим, где стал одним из основателей Бухарского квартала. Раби Хахам потерял жену, а потом и сына, который умер в возрасте 18 лет. После этого трагического события раби Хахам полностью ушел в работу. Он написал 32 книги и перевел многие части Танаха, а также еще более 50 книг на бухарский еврейско-таджикский язык. Раби Шимон был очень активным лидером своей общины, преданным сионистом, и его по праву считают одной из самых значительных фигур того времени. Основанная в Иерусалиме в 1893 году колония уже в 1898 году насчитывала 179 домов, в том числе две синагоги и две школы. С 1868 года до Первой мировой войны, 1500 из 16 тысяч человек, проживающих в Бухаре и окрестных землях, эмигрировали в Иерусалим. Бухарский квартал стал интеллектуальным центром и для оставшихся в Бухаре евреев: в Иерусалиме напечатаны сочинения, специально предназначенные для бухарских евреев, например, Танах и «Богослужебный свод» раби Аврахама Аминова, переведенные на персидский язык раби Шимоном Хахамом. В предисловии к Танаху есть интересные замечания, касающиеся традиционного персидского перевода, которым пользуются бухарские евреи, и произношения персидских слов. В бухарской общине Иерусалима была очень развита благотворительность. Бухарская община построила несколько доходных домов и магазинов на улице Яффо, и на деньги, вырученные от аренды этих помещений, лечились и учились бедняки. Бухарский квартал в XIX веке был самым роскошным кварталом за пределами стен Старого города. Многие богатые евреи, жившие в Бухаре, покупали дома в Бухарском квартале Иерусалима и приносили их в дар выдающимся знатокам Торы и беднякам или жертвовали под молитвенные дома. Имена дарителей были увековечены на мемориальных досках, которые сохранились и по сей день на жилых зданиях и синагогах. В квартале было 18 синагог и молитвенных домов, талмуд-тора, большой базар, множество лавок, две бани и две миквы. Улицы содержались в чистоте, много внимания уделялось озеленению квартала. Во время Первой мировой войны жителей Бухарского квартала выселила османская администрация, так как они были подданными Российской Империи. После Октябрьской революции в России евреи Бухары, лишившись своего имущества, начали спешно перебираться в Иерусалим. В период между 1920 и 1930 годами около 4000 бухарских евреев бежали в Палестину через Афганистан и Персию.
В том же году по инициативе Арона Шаламаева был организован Союз писателей бухарских евреев Израиля. Духовно-религиозная жизнь общины строится вокруг синагог и йешив: бухарским евреям в Израиле принадлежит 140 синагог. Исследованием истории бухарских евреев занимается институт «Яд Бен Цви» в Иерусалиме. В Израиле выпускаются две общинные газеты бухарских евреев: «Менора» и «Марворит», а также два журнала: «Бухарские евреи» и «Авука». Ассоциация творческой интеллигенции «Согдиана» издает книги по истории и культуре бухарских евреев. Есть фольклорные ансамбли. Гордость общины — великий певец Авраам Толмасов, президент технологического института в Холоне Эдуард Якубов, ректор Ариэльского университета Альберт Пинхасов. Среди бухарских евреев есть известные в мире художники, скульпторы, спортсмены, режиссеры, певцы, ученые. Маркиэл Фазылов.
В Москве открылась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
Кроме того, Рафель Некталов от имени бухарскоеврейской общественности, конгресса бухарских евреев США и Канады «…выразил огромную благодарность, президенту страны Шавкату Миромоновичу Мирзиёеву за то, что в Узбекистане всем национальным общинам и конфессиям предоставлены равные права соблюдать религиозные правила и законы». Еще одним знаковым событием этого дня явился экономический бизнес-форум в мэрии Коканда, который помог познакомить гостей нашей страны с новыми возможностями для иностранных инвестиций в Ферганской области. Ведь ни для кого не секрет, что узбекская экономика в последние несколько лет совершает рывок. О своих впечатлениях об увиденном, изменившихся городах, буквально переживающих новый ренессанс и самое главное об узбекистанцах, сохранивших свое гостеприимство, позволяющее чувствовать себя в стране, как в родном доме, рассказали члены делегации бухарских евреев во время своей встречи в Комитете по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами. В этой встрече приняли участие руководители Комитета, представители общества дружбы «Узбекистан-США». Заместитель председателя Комитета Валерий Николаевич Тян рассказал гостям о работе, проводимой в стране по укреплению межнациональных отношений. Например, в нашей стране успешно действуют 152 национальных культурных центра и 36 обществ дружбы Узбекистана с зарубежными странами.
Документальный фильм? Седьмая симфония. Здесь покажут предметы быта, изделия ремесленников, уникальные исторические документы и фотографии, которые должны дать представление об истории и культуре бухарских евреев. Часть экспонатов раньше публично не выставляли. Последние новости России и мира, политика, экономика, бизнес, курсы валют, культура, технологии, спорт, интервью, специальные репортажи, происшествия и многое другое.
Поэтому, когда началась война России в Туркестане, симпатии евреев в Средней Азии были на стороне России. Но не одним хлопком жили удачливые предприниматели. Тогда же открываются еврейские школы и гимназия. Все говорило об укреплении позиций бухарских евреев в Туркестане. И он был не менее суров к бухарским евреям, чем к другим народам СССР. После образования Хорезмской, Туркестанской, Бухарской советских народных республик, вошедших в состав советской России, сюжет строительства национальной культуры обрел отчетливый атеистический привкус. Началось в 1922 году с запрета использовать иврит в еврейских школах. Тогда же, после окончания нэпа, начинается конфискация у населения золотых и серебряных вещей. А дальше была война… Впрочем, этот раздел выставки акцент делает на другом — на людях, которые вопреки всему хранили традиции. Среди самых поразительных фотографий — снимок пожилой пары на фоне футляра с Торой. Среди представленных вещей можно увидеть похожий футляр для свитка Торы, украшенный некогда щедро бархатом, шелком, золотым шитьем. В нем семья с XIX века хранила свиток Торы. Рядом — кульмос, указка для чтения Торы, дошедшая до нас из 1913 года. Серебряная рука и палец, указывающий на букву. Такие лубки были почти в каждом доме бухарских евреев. Красивое блюдо для мацы и сито для ее выпекания… Хочется спросить, что же дальше, но у выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» открытый финал. То, с какой любовью и бережным вниманием она сделана, — свидетельство продолжения жизни, свидетельство общности бухарских евреев, давно разбросанных по миру. Это история о том, что любовь, традиция и книга способны преодолевать века и расстояния. Сами вещи — материальные свидетельства жизни бухарских евреев, собранные вместе, дают надежду, что эта натура жива. Жанна Васильева.
На сделанном Прокудиным-Горским в Самарканде снимке за столом сидит учитель в окружении мальчишек. У двоих из представленных меховые шапки. Это один из примеров отличий в одежде от мусульманского населения — поначалу представители местной еврейской общины их должны были соблюдать, а потом это стало традицией. С фотографий из изданного в 1902 году в Париже альбома Гюго Краффта «По направлению к русскому Туркестану» смотрят еврейские женщины в нарядных костюмах и со множеством украшений. Костюмы, свадебные платки, пышные украшения — тут же в витринах. В одной из них выставлены свадебная простыня чойшаб, желтое полотнище с цветастым орнаментом, обрывающимся со стороны ног: считалось, что, будь композиция замкнута, это могло бы помешать счастью молодоженов и, в частности, продолжению рода. Бухарских евреев как этнолингвистическую группу на выставке представляют через дом, костюм, свадьбу, профессии, синагоги помимо утвари здесь показывают изданную в Польше таблицу шивити, или, как пишут в зале, лубок с популярным и в синагогах, и в домах сюжетом о жертвоприношении Исаака и магию с амулетами, — параллелью всему этому тянется линия таймлайна, обозначающая вехи общинной жизни в Средней Азии.
Коканд – один из центров поклонения бухарских евреев в Узбекистане
Термин бухарские евреи означает евреи города Бухары и евреи Бухарского эмирата. Бухарские евреи – этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Статья автора «myDecor» в Дзене: С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Выставка "На перекрестке цивилизаций" рассказывает о евреях Средней Азии
Именно они легли в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде, образцам ткачества и золотого шитья. Большинство произведений из коллекции Музея истории евреев в России и собраны в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию.
Москва прошло торжественное открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Этот масштабный проект представит историю и культуру бухарских евреев как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Всего на выставке будет представлено около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично.
Это образцы народного искусства, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья.
Однако традиционный уклад жизни бухарских евреев после установления советской власти в Средней Азии подвергся серьезным изменениям: общины были ликвидированы, началась почти насильственная ассимиляция, любые проявления национального своеобразия последовательно уничтожались. Фото: Еврейский музей и центр толерантности Сегодня в результате массовой эмиграции большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США. На выставке представлено более 200 экспонатов из фондов двух музеев — ее инициаторов, а также из Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Фото: Еврейский музей и центр толерантности Экспозиция включает несколько тематических разделов, в том числе «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда».
Наиболее зрелищным представляется раздел «Дом и традиционная бытовая культура», где можно увидеть фрагменты домов евреев из Бухары и Самарканда конца XIX — первой трети XX века: входные двери, ставни, части колонн, расписной потолок, амулеты, предназначенные для охранения дома, а также предметы повседневного быта. Фото: Еврейский музей и центр толерантности Инсталляцию дополнят образцы народного искусства, изделия ремесленников, ритуальные предметы, уникальные исторические документы и фотографии.
Элементы интерьера еврейских домов. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, МоскваЭлементы интерьера еврейских домов. Еврейский музей и центр толерантности, Москва Так, посетители музея увидят элементы интерьера еврейских домов, в частности яркий потолок.
Традиционно гладкие потолки украшали деревянными накладками, расписывали многоцветными геометрическими узорами, цветочными букетами, надписями на иврите и еврейской символикой, а затем укрепляли на потолочных балках. Детский амулет. Еврейский музей и центр толерантности, МоскваАмулет для дома «чор де-вола». Еврейский музей и центр толерантности, МоскваЖенский именной амулет. Еврейский музей и центр толерантности, Москва Также гости выставки узнают, какие обереги создавали бухарские евреи. Например, увидят чор де вола — специальный амулет для дома, название которого дословно переводится как «четыре стены».
На нем изображали магендавид и писали имена ангелов. Такие амулеты вешали на все стены в доме: считалось, что они оберегают жилище от нечистой силы с четырех сторон.
Коканд – один из центров поклонения бухарских евреев в Узбекистане
До 18 июня в Еврейском музее и центре толерантности проходит экспозиция «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Конгресс бухарских евреев России и СНГ выражает свои глубокие соболезнования всем родным и близким покойного. Уроженка Душанбе, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Хана Даниэлова (Толмас) рассказала, как занимается популяризацией бухарских евреев в Международной. Это уже 20-й съезд Всемирного конгресса бухарских евреев. СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЕВРЕИ, бухарские евреи (самоназвания – бухори, яхудиёни бухори), этнич. группа евреев в Ср. Азии.
Бухарские евреи в Израиле
О причинах этого явления и о судьбе бухарских евреев мы поговорили с хазаном Ново-махаллинской синагоги Бухары Лазарем Боруховым. На церемонии присутствовали: президент Всемирного конгресса бухарских евреев Лев Леваев, высокопоставленные представители Азербайджана, посол Израиля, а также руководители. Другими традиционными ремеслами бухарских евреев являлись ювелирное дело и дубление кож. Конгресс бухарских евреев России и СНГ выражает свои глубокие соболезнования всем родным и близким покойного. Важная новость для бухарских евреев во всем мире, которые говорят по-русски. Если театр начинается с вешалки, то выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», открывшаяся в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, начинается.
Гости «бухарского» ужина в новом ресторане Loomi
Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций | Madan | С 1 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». |
Выставка о культуре бухарских евреев проходит в Москве - Россия 24 | Эта тесно спаянная община бухарских евреев ведет свою историю с момента своего изгнания из Иерусалима 2,5 тысячи лет тому назад. |
Абдулазиз Камилов принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев | Бухарские евреи — одна из этнических групп еврейского народа, история которой уходит в глубину веков. |
Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | НЭБ | 2 марта в Еврейском музее и центре толерантности (г. Москва) прошло торжественное открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». |
«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: редкие экспонаты в Еврейском музее | С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». |
Бухарские евреи
От имени правления Всемирного Конгресса бухарских евреев, Лев Леваев передал чек на сумму 2,857,000 шекелей на стипендии 1012 бухарским студентам Израиля. 2 марта в Еврейском музее и центре толерантности (г. Москва) прошло торжественное открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Читайте последние новости дня по теме бухарские евреи: В Москве открылась выставка, рассказывающая о жизни бухарских евреев, Камилов и Всемирный конгресс бухарских. В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару».