Виновником страшного кровопролития в гимназии Татарстана стал 19-летний Ильназ Галявиев, который решил поиграть в Бога и «зачистить землю от биомусора».
«Не передавайте родителям»: опубликована жуткая переписка учеников казанской гимназии № 175
Она была умной, старательной, вкладывала все свои силы в детей, которых учила. Она подавала заявку на грант для учителей и выиграла, заняла второе место. Она была целеустремлённой, знала, чего хочет. Она по призванию была учителем, работала вожатой в лагере, когда сама ещё была подростком. Она любила детей», — рассказала RT тётя Игнатьевой, Анна. Её научный руководитель, профессор Диана Давлетбаева, рассказала RT, что в 2019 году Игнатьева блестяще защитила дипломную работу и окончила вуз с красным дипломом. Давлетбаева хорошо помнит талантливую подопечную и вспоминает её с теплотой: «Мне просто посчастливилось с ней работать, потому что она была очень чуткая, внимательная, устремлённая. Она всегда знала вектор своего развития, приходила с уже готовыми идеями, глаза горели, она жила детьми. На момент нашей совместной работы у неё уже была практика, она работала в школе. С практической частью работать ей вообще не составляло труда, её даже не приходилось как-то направлять — у неё было своё видение».
Профессор КФУ добавила, что следила за своей бывшей ученицей в соцсетях, но в период совместной работы в университете они обсуждали преимущественно научные темы.
Там еще нет оградки и надгробия. В соседнем классе убивали сына… Перед смертью Алиса ничего не успела написать родителям. Ее одноклассник Амир успел. Он направлял сообщения матери, Алине Зариповой, которая находилась в нескольких метрах от него, в классе напротив, за плотно закрытыми дверями. Амир писал маме, что ему становится плохо. Алина молилась за сына и успокаивала своих учеников. Но ее мальчик не выжил. Ильназ Галявиев хладнокровно пристрелил его возле парты. Когда пришедший ОМОН начал выводить учеников из кабинетов, она увидела, что двери 8 А класса открыты и с надеждой подумала, что их также спасли.
О смерти Амира она узнала лишь потом… Амира похоронили в родном селе в Высокогорском районе. Ему было 15 лет, и он мечтал стать программистом. Еще один Амир похоронен на мусульманском кладбище в Самосырово вместе с одноклассниками Ильзией и Дамиром. Ильзия и Амир — двоюродные брат с сестрой. О Зульфие друзья отзываются как о скромной девочке, которая всегда хорошо училась и умела находить общий язык со всеми. Амира товарищи называют смелым парнем, и, скорее всего, именно поэтому, он больше всех попал под обстрел. Возможно, хотел остановить преступника, не сдавался до последнего. Смогут ли они оправиться от пережитого? Говорит, что не сможет больше в эту школу ходить — там слишком много крови, - рассказывает мама одной из девочек, на чьих глазах расстреляли одноклассников. Другой ученик школы, находившийся на первом этаже, видел, как его одноклассники начали кидаться в окна и получали травмы, переломы.
Мама мальчика сказала, что ребенка заберет из этой школы. Возле стихийного мемориала, куда в эти дни приходил, пожалуй, весь город, горько плачет женщина. Ее ребенок тоже учился в этой школе, но, к счастью, не пострадал. Но огнестрельное ранение получил сын подруги. За его жизнь борются врачи. Врачи говорят, что выкарабкается… Это самое большое горе, какое есть на свете. Не дай бог такое никому пережить. Роковая случайность 12 мая прошли похороны двоих учителей. Первой жертвой Галявиева оказалась учительница 4 «Г» класса Венера Айзатова, у которой 11 мая не было уроков. Но она пришла, чтобы проверить тетради учеников.
По роковой случайности оказалась в коридоре: услышала звуки выстрела, вышла из класса и ее настигла пуля. На похороны пришло множество людей — родные, коллеги, ученики, выпускники школы. Все в один голос говорили, что она была человеком с большой буквы и чутким педагогом. По словам ее родственницы Гильсины, погибшая жила школой, учениками. Она всегда играла учительницу, а я врача. В итоге она пошла в школу, а я стала доктором, - рассказала она. Айзатова — Я не поверил. Я до сих пор не верю, что ее не стало. Венера Султангереевна занималась со всеми учениками одинаково и если что-то не получалось у детей, то оставалась после уроков или приглашала к себе домой.
Согласно поручению президента России Владимира Путина, также будет оказано содействие пострадавшим и родственникам погибших, а также обеспечена медицинская и психологическая помощь [51]. Расследование и суд[ править править код ] Было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 105 УК РФ «Убийство двух и более лиц, в том числе малолетних, совершённое общеопасным способом, из хулиганских побуждений» [53]. Его обвиняют по четырём статьям Уголовного кодекса РФ, а именно убийство двух и более лиц, в том числе малолетних, общеопасным способом, покушение на убийство, изготовление взрывного устройства, умышленное повреждение имущества. После ареста Галявиев был доставлен в Москву, ему была назначена судебно-психиатрическая экспертиза в Научном центре социальной и судебной психиатрии им. Сообщалось по состоянию на 21 июля , что Институт им. Сербского признал Галявиева совершившим это преступное деяние в состоянии невменяемости , но официальные документы о результатах экспертизы в СК РФ ещё не поступили [55]. По сообщению адвоката обвиняемого Владимира Богдана, по состоянию на 16 ноября 2021 года после второй психолого-психиатрической экспертизы Галявиева признали совершившим преступление в состоянии вменяемости [56]. К проведению повторной экспертизы был привлечён более широкий состав экспертов, которым следствие представило дополнительные материалы — выводы деструктологов о том, что мотивация Галявиева сводились к дублированию действий других последователей этого течения [57]. Следователи, проводившие осмотр видеозаписей, заключили, что «в ходе просмотра указанных выше видеозаписей с камер, установленных на территории внутри и снаружи гимназии, для обнаружения лиц, которые участвовали в совершении преступления совместно с обвиняемым Галявиевым, содействовали ему в совершении преступления путем перемещения предметов, похожих на оружие и боеприпасы, иных предметов, устраняли различные препятствия перед обвиняемым Галявиевым для совершения преступления, принимали попытки для сокрытия следов преступления и самого обвиняемого Галявиева, предметов, похожих на оружие, боеприпасов и иных предметов, произведенным осмотром видеозаписей установлено, что такие лица отсутствуют» [59].
Он сфотографивал себя в маске с надписью "бог" и заявил, что нападет на школу, а потом застрелится. Однако, полицейские проверяют и другую версию — что у нападавшего было двое сообщников. У преступников было взрывное устройство и автоматическое оружие, - пишет Baza в Телеграм. ТАСС со ссылкой на источник в Минпросвещения передаёт, что пострадали 32 человека. Их развозят по больницам. Возбуждено уголовное дело. Сейчас на месте происшествия работают оперативные службы и сотрудники полиции.
Дело о массовом расстреле в гимназии № 175 в Казани будет передано в Москву
Новости. Спустя месяц после расстрела в казанской гимназии №175 родители вспоминают о трагедии. Журналистам удалось поговорить как с семьями пострадавших, так и погибших. 175гимназия |1411 публикаций Смотрите новые видео в TikTok (тикток) на тему #175гимназия. Годовщина нападения: у гимназии №175 Казани появился стихийный мемориал. В годовщину нападения на гимназию в Казани «заминировали» 58 школ. Несколько детей выпрыгнули с третьего этажа школы №175 в Казани, спасаясь от неизвестных, устроивших там стрельбу. Утром 11 мая было совершено нападение на казанскую гимназию № 175. 19-летний Ильназ Галявиев открыл огонь по детям. Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил передать в центральный аппарат уголовное дело о нападении сегодня, 11 мая, на гимназию № 175 в Казани, в результате которого, по последним данным, восемь человек погибли и 20 пострадали.
По стопам казанского стрелка. Что известно о бойне в 175 гимназии Казани
Ильназ Галявиев закончил гимназию 175 четыре года назад. Сейчас он учится в колледже, на айтишника. По словам отца, Ильназ был не религиозен. Никаких плохих мыслей или настроений не высказывал и не показывал. Однако перед нападением на школу стрелок завел телеграм-канал и оставил там несколько сообщений. Он сфотографивал себя в маске с надписью "бог" и заявил, что нападет на школу, а потом застрелится. Однако, полицейские проверяют и другую версию — что у нападавшего было двое сообщников.
Следственный комитет России СКР возбудил уголовное дело о массовом убийстве. Глава ведомства Александр Бастрыкин поручил передать материалы дела в главное следственное управление центрального аппарата из республиканского управления СКР для дальнейшего расследования.
Источник в правоохранительных органах заявил, что мотивом нападения на школу могла быть месть. Впрочем, бывший одноклассник рассказал, что Галявиева никто из учеников или учителей не гнобил. Ничего плохого о нем сказать не могу. Он был самым тихим в классе, самым спокойным. По-моему, его никто не гнобил, у нас все классы были дружные. Учителя точно не могли его гнобить одноклассник Ильназа Галявиева Молодой человек считает, что проблемы у Галявиева возникли уже в колледже. Он приобрел более тысячи патронов, потратив 25 тысяч рублей. Молодой человек предпочел картечь калибром 8,5 миллиметра, весом 32 грамма.
Ее используют для охоты на крупную дичь. Покупатель, взявший большую партию патронов, предъявив недавно полученную лицензию, не вызвал вопросов у продавцов. Утром 11 мая Галявиев с оружием шел открыто по улицам в школу, ему попадались случайные прохожие, но никто не сообщил в полицию о вооруженном молодом человеке. Также стало известно, что Галявиев был призван в армию, но получил отсрочку до 30 июня из-за учебы. В военкомате не знали о его отчислении из колледжа. Он состоит на воинском учете с 17 лет. На одном из медицинских осмотров врачи обнаружили у него близорукость третьей степени — он получил категорию годности с незначительными ограничениями. Других проблем со здоровьем выявлено не было.
По предварительным данным, нарушений не выявлено.
Таким же оружием пользовался « керченский стрелок » Владислав Росляков. Перед стрельбой, сообщает Baza, Галявиев завел телеграм-канал под названием «Бог», в котором 11 мая написал: «Сегодня убью огромное количество биомусора». После трагедии канал молодого человека заблокировали.
На видео допроса Галявиева, которое опубликовал телеграм-канал «Еду в Татарстан», задержанный говорит, что два месяца назад он осознал, что он бог. Реакция властей: Следственный комитет возбудил уголовное дело об убийстве. Расследовать его будет Главное следственное управление центрального аппарата ведомства. При этом Минниханов назвал задержанного террористом.
Власти Татарстана выплатят семьям погибших по миллиону рублей, пострадавшие получат от 200 до 400 тысяч рублей. Президент России Владимир Путин поручил главе Росгвардии Виктору Золотову срочно ужесточить правила оборота оружия в стране «с учетом вида стрелкового оружия, которое использовал стрелявший». Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала «мобилизовать все силы и возможности родительской общественности, государственных органов и специальных служб для того, чтобы принять строгие меры по недопущению подобных трагедий». Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова предложила повысить возраст, с которого можно владеть оружием, до 21 года.
Омбудсмен считает, что исключение можно сделать только для тех, кто служил в армии.
В Сад памяти, который появился на заднем дворе школы, вспомнить погибших приехали их родители и родственники. Проходя мимо мемориала, мать одной из погибших девочек не смогла сдержать слез.
Вы знаете, что после трагедии на территории школы появился Сад памяти. Именно здесь вместе с родителями и близкими родственниками мы будем вспоминать погибших», — рассказала журналистам Фазлеева. Ровно год назад 11 мая внимание всех россиян было приковано к Казани.
Сначала сработала тревожная кнопка, затем в экстренные службы посыпались звонки — сообщали, что слышат, как в школе прогремели несколько взрывов, затем стали сообщать о пострадавших. Из школы выносили раненых школьников, их грузили на носилки в машины скорой помощи. Вслед за ними бежали их мамы, бабушки, они кричали, плакали, падали в обморок, их тоже увозили на скорых», — рассказала жительница Казани, оказавшаяся неподалеку от места трагедии.
Сотрудник школы преградил путь преступнику Нападение было тщательно спланировано, уверено следствие — примерно за час до трагедии молодой человек зашел в здание школы, изучил расписание. Постороннего заметила вахтер и попросила уйти. Вслед за ними бежали их мамы...
Во дворе гимназии ему попалась школьница, он выстрелил в нее из ружья, но не попал. Вахтер, заметив у двери человека с оружием, среагировала на ситуацию быстро: она успела закрыть дверь и нажать тревожную кнопку. Увы, дверь была стеклянной, преступник выстрелил в нее, разбил, вахтера ранил.
В это время директор школы Амина Валеева по системе оповещения и во внутренних чатах успела предупредить всех, кто находился в здании, об опасности. В фойе нападавшему встретился сотрудник гимназии Мулланур Мустафин, он встал на пути преступника. В него попали два выстрела — в левый бок и в голову.
Мужчину экстренно доставили в 7-ю горбольницу, сложнейшие операции проводили сразу две бригады хирургов. Его удалось спасти. Учительница английского закрыла собой ученика К тому моменту, когда преступник поднялся на третий этаж, почти все учителя и школьники закрылись в кабинетах.
На первом этаже на звуки выстрелов вышла учительница начальных классов Венера Айзатова. Нападавший выстрелил в нее, от полученных ранений женщина позже скончалась в больнице. На втором этаже все классы оказались заперты.
На третьем оказался не запертым кабинет, где занимался 8 А класс. Началась стрельба, дети выпрыгивали из окон. На звуки выстрелов выбежала учительница английского языка Эльвира Игнатьева.
Она закрыла собой одного из учеников, преступник выстрелил в нее, она погибла. К этому моменту здание школы уже окружили сотрудники спецслужб. Злоумышленнику не оставалось ничего, кроме как сдаться.
Его задержали, как только он вышел из здания. Он сообщил страшную новость — жертв избежать не удалось. Погибли девять человек — семеро школьников и двое учителей.
Трагедия в Казани: хронология событий в школе №175
Видео: e-Kazan 12:45. Правительство Татарстана готовит выплаты семьям погибших и пострадавшим в трагедии. Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким погибших при стрельбе в школе. ТАСС: следствие назначит задержанному за нападение на школу психолого-психиатрическую экспертизу. Родители забирают детей из школ: Фото: e-Kazan 11:45. МВД РТ опровергло информацию о втором стрелке. Нападавший был один. Минниханов дал комментарий СМИ у стен школы: 11:12. МЧС РТ открыло горячую линию для оказания психологической помощи: 288-45-67.
Вторая смена в школах отменена. Власти опровергают сообщения об инцидентах в других школах.
Во дворе гимназии ему попалась школьница, он выстрелил в нее из ружья, но не попал. Вахтер, заметив у двери человека с оружием, среагировала на ситуацию быстро: она успела закрыть дверь и нажать тревожную кнопку. Увы, дверь была стеклянной, преступник выстрелил в нее, разбил, вахтера ранил. В это время директор школы Амина Валеева по системе оповещения и во внутренних чатах успела предупредить всех, кто находился в здании, об опасности. В фойе нападавшему встретился сотрудник гимназии Мулланур Мустафин, он встал на пути преступника. В него попали два выстрела — в левый бок и в голову. Мужчину экстренно доставили в 7-ю горбольницу, сложнейшие операции проводили сразу две бригады хирургов.
Его удалось спасти. Учительница английского закрыла собой ученика К тому моменту, когда преступник поднялся на третий этаж, почти все учителя и школьники закрылись в кабинетах. На первом этаже на звуки выстрелов вышла учительница начальных классов Венера Айзатова. Нападавший выстрелил в нее, от полученных ранений женщина позже скончалась в больнице. На втором этаже все классы оказались заперты. На третьем оказался не запертым кабинет, где занимался 8 А класс. Началась стрельба, дети выпрыгивали из окон. На звуки выстрелов выбежала учительница английского языка Эльвира Игнатьева. Она закрыла собой одного из учеников, преступник выстрелил в нее, она погибла.
К этому моменту здание школы уже окружили сотрудники спецслужб. Злоумышленнику не оставалось ничего, кроме как сдаться. Его задержали, как только он вышел из здания. Он сообщил страшную новость — жертв избежать не удалось. Погибли девять человек — семеро школьников и двое учителей. Еще 24 человека пострадали. Мы потеряли семь детей. Ученики 8-го класса — четверо мальчиков и три девочки. Они погибли здесь, на третьем этаже.
Это большая трагедия для всей нашей республики и для всей нашей страны. Мы очень сожалеем, что так получилось», — сказал Рустам Минниханов. После случившегося возле школы появился стихийный мемориал — в течение нескольких дней тысячи жителей Казани, Татарстана и даже России несли на место трагедии цветы. Уголовное дело выросло до 310 томов Как выяснилось сразу же, на школу напал бывший ученик, незадолго до трагедии его отчислили из института, в котором он учился. За месяц до трагедии он получил разрешение на оружие, в Марий Эл купил ружье. Почти сразу обвиняемого этапировали из Казани в Москву. Руководителем расследования назначили старшего следователя по особо важным делам при председателе Следственного комитета РФ генерал-майор юстиции Александра Лаврова.
Идут следственные действия», - рассказал Минниханов прямо с места преступления. Глава региона заявил, что семьям школьников выплатят компенсацию — по 200-400 тысяч рублей пострадавшим, по 1 миллиону — семьям погибших. На трагедию быстро отреагировал весь город: казанцы спешат сдавать кровь для тех, кого можно спасти, а к школе несут цветы и мягкие игрушки. Здесь уже настоящий мемориал. По оценкам эксперта в сфере безопасности Александра Колесникова, преступуника необходимо было нейтрализовать заблаговременно. Однако ни на одном из этапов его так и не «зацепили». Его отчисли из колледжа — не было сигналов. Он зарегистрировал и приобрел оружие — тоже тишина. Завел телеграм-канал, в котором начал намекать на свои чудовищные планы — и вновь никто не отреагировал. Вот здесь кроется самая большая ошибка», - заявил Колесников «ФедералПресс». Подполковник ФСБ в отставке Алексей Филатов также подтвердил, что нейтрализовать его надо было раньше: «Рассчитывать на то, что это сделает старичок-вахтер или даже росгвардеец на входе в школу — наивно. Почти уверен, что он изменился, в поведении появились странности. В идеале он вообще не должен был дойти до гимназии. Поэтому критика силовиков в этой части выглядит вполне оправданной».
Для этого он изготовил взрывчатое вещество, самодельное взрывное устройство по типу осколочной мины с готовыми поражающими элементами, которые хранил по месту проживания, а также приобрел охотничье ружье и не менее 505 патронов к нему. Галявиев 11 мая 2021 г. В результате погибли 9 человек, в том числе 7 несовершеннолетних, 139 лицам причинен тяжкий вред здоровью.
В Казани стрельба в школе — погибли 9 человек. Стрелявший задержан. Материал обновляется
Так вышло и с 19-летним Ильназом Галявиевым, устроившим стрельбу в гимназии №175 в Казани 11 мая. Утром 11 мая было совершено нападение на казанскую гимназию № 175. 19-летний Ильназ Галявиев открыл огонь по детям. Новости по тегу «гимназия 175» на официальном портале Мэрии Казани. Информация о важных событиях и городском хозяйстве, анонсы мероприятий. Утром в гимназию №175 пришел 19-летний юноша — по данным ТАСС и других СМИ, это бывший выпускник этой школы Ильназ Галявиев. Что известно о бойне в 175 гимназии Казани. Массовое убийство в гимназии № 175 произошло утром 11 мая 2021 года в Казани (Россия) на улице Джаудата Файзи.
Трагедия в Казани: как «тихий студент» готовил нападение и кем были его жертвы
С момента трагедии в 175-й гимназии прошло почти 2 года. Во вторник, 11 мая, около 9:30 утра раздалась стрельба в гимназии №175, расположенной по улице Джаудата Файзи (Казань, Республика Татарстан). На территории гимназии №175 на улице Файзи сегодня нет привычной толпы, суеты и лёгкой неразберихи, характерных для школьной линейки в честь Дня знаний. Детей немного: на праздник к 8.30 пригласили только первоклассников и учеников 7, 8, 11 класса. Казанская гимназия № 175, где случилась стрельба, в ходе которой погибли девять человек — семеро детей и двое взрослых, будет отреставрирована и открыта к новому учебному году.
По стопам казанского стрелка. Что известно о бойне в 175 гимназии Казани
Недавно появились отрывки первого допроса Галявиева: "Я осознал себя богом не сразу, месяца два назад. А летом у меня начал пробуждаться монстр, конкретно. Я всех начал ненавидеть. Я всегда всех ненавидел и начал еще больше ненавидеть. Мне никто не говорил, я сам два месяца назад осознал, что я бог. Я впервые сказал это своей маме, у меня мамы нет, я её на «вы» просто называю. Она мне не мать.
У меня нету родителей, я вас всех ненавижу. У меня нету матери, я от всех отказался. Женщина, которая меня родила, это не мать. Нету ни мамы, ни папы, я их так никогда не называл". Вскоре появилось и само видео допроса. Осторожно, нецензурная лексика!
Лепра 12 мая объявлено в Татарстане днём траура.
Именно на примере Ильназа Галявиева старая система и дала сбой. Он якобы не состоял на учете в психоневрологическом диспансере, поэтому легко получил справку для лицензии. Не вызвал Ильназ никаких подозрений и у продавцов магазина при покупке оружия. Разрешение на хранение оружия и патронов Галявиев получил всего за несколько часов до того, как пришел в охотничий магазин. И там этот факт никого не заинтересовал.
Немалую роль в трагедии сыграло и человеческое равнодушие. На допросе Ильназ рассказал, что живет один, родители даже запрещали ему приходить к ним домой без предупреждения. Такие семейные отношения были загадкой даже для педагогов колледжа, где учился Галявиев. Полтора года назад от него съехала семья. Почему сегодня никто не интересуется его семьей? Почему семья съехала?
Но дело не только в семье. В то утро на пути Ильназа Галявиева в гимназию равнодушие многих оказалось роковым. Ни возможная встреча с людьми, ни видеонаблюдение по всему периметру дома не спугнули его. Дело в том, что он продумал все до мельчайших деталей. В то утро он даже дважды приходил в школу - в первый раз для того, чтобы свериться с расписанием. Впрочем, никого из прохожих и не смутил человек с ружьем, идущий прямиком в гимназию.
Камера даже запечатлела момент, как он кого-то поприветствовал. В эту секунду Галявиева видели как минимум двое. И никто из них не догадался сообщить о странном поведении Ильназа в полицию. А ведь от нажатия кнопки сигнализации вахтером, до приезда первого наряда прошло всего 7 минут. Сообщи в службу 112 о человеке с ружьем кто-то раньше, и жертв могло бы быть меньше. Только после случившегося, однокурсники Галявиева стали вспоминать, что он приглашал одного из них в некую секту.
Злоумышленника признали виновным в массовом убийстве, изготовлении и применении взрывчатки и взрывного устройства, а также умышленном повреждении имущества гимназии. Помимо пожизненного заключения Ильназа Галявиева оштрафовали на 200 000 рублей. Гражданские иски потерпевших о компенсации морального вреда удовлетворены частично — на суммы от 500 000 до 3 млн рублей, общая сумма которых достигла 22 млн рублей. Как отреагировали родители погибших детей на приговор, и как вел себя в суде осужденный — в сюжете корреспондента ТНВ Рамиля Шайдуллина. Читайте новости в нашем Telegram и Дзен.
По словам Минниханова, на стрелка официально зарегистрировано оружие. Ильназ Галявиев закончил гимназию 175 четыре года назад. Сейчас он учится в колледже, на айтишника. По словам отца, Ильназ был не религиозен. Никаких плохих мыслей или настроений не высказывал и не показывал. Baza По данным главы республики, жертвами стрельбы стали четыре мальчика и три девочки, еще 16 человек находятся в больнице. В Казани введен режим контртеррористической операции, сообщили в МВД. Источник «Интерфакса» сообщает , что второй стрелок «нейтрализован» силовиками на четвертом этаже. Источник РИА «Новости» сообщает , что второй нападавший «ликвидирован».
Официального подтверждения этой информации пока нет. МБХ медиа» о сегодняшнем нападении: «Все произошло около 9:30, у нас был второй урок. Наш класс поделили на две группы по несколько человек — сначала у нас был информатика, затем немецкий, а у второй — наоборот. Во время урока мы услышали стрельбу и крики детей. Нам по громкоговорителям велели закрыться в кабинете и ждать помощи. Мы спрятались под парты, слышали выстрелы. Один будто был очень близко от нас, громкий. Слышали, как кто-то ломился в дверь.
Хронология трагедии в школе Казани: кого и зачем шел убивать Ильназ Галявиев
Старосты Карим и Аделя мне помогали успокоить детей», — вспоминает сквозь слёзы учитель. Пересказ только этого эпизода на судебном заседании занял не меньше 10 минут, однако, по словам Галиуллиной, все произошло за секунды. Дальше учитель пошла к столу за ключом, но не дошла — ей его перекинула ученица. Когда женщина с ключом подходила к двери, она отворилась. И вдруг мне остался метр или сантиметров пятьдесят, но появился вооруженный человек в черном, в маске и весь озверевший, такой злой! Начал стрелять. Откуда у девятнадцатилетнего парня такая злость — я не понимаю», — вспоминает она. Первая пуля попала педагогу в правое плечо. От острой боли ранения второй руки она не почувствовала, лишь заметила, что все ее черное платье в крови, а рука висит.
От боли женщина потеряла сознание.
Впрочем, после случившейся трагедии стало очевидно, что был еще один странный «звоночек». Эта информация похожа на то, что он выдает сейчас», — добавил молодой человек. В распоряжении 5-tv. Они до сих пор в шоке от случившегося и только теперь понимают, что приглашение в секту могло быть серьезным. Все свои силы он отдавал учебе. Спортом не увлекался — свободное время занимали компьютерные игры. Любимой был шутер Counter-Strike. Там он имел немало «скинов» — виртуальных наклеек на оружие, которые пользуются огромной популярностью у игроков.
Многие готовы отдать за них любые деньги. Очень дорогой — игра Counter-Strike. Он хвастался перед нами, что есть у него такой скин. И я думаю, что он как раз получил с этого скина столько денег на оружие и патроны, — рассказал Сибгатуллин. С сайта выбил. Это очень маленький шанс, но вот у него получилось». На общих фото Галявиева почти нет. Роберт хотел найти его на снимках, сравнить, как тот выглядел в разное время. Но его «расследование» зашло в тупик.
Потому что он вообще не активный — мало где есть». Не было охраны? Единственный, кто встал на пути злоумышленника с дробовиком, — безоружный вахтер-пенсионер. И главный вопрос — как получилась, что школа, в которой учатся сотни детей, оказалась без охраны. Как выяснилось, подобные проблемы с безопасностью не только в казанской школе. Пожилой вахтер Маланур Мустафин успел нажать тревожную кнопку, и быстро прибывший наряд задержал стрелка, открывшего огонь в казанской гимназии 175. Но это как раз тот случай, когда героизм одного человека вызывает массу вопросов к профессионализму других. В частности, к руководству учебного заведения. Впоследствии стало ясно: здесь творилась настоящая неразбериха с мерами безопасности.
За последние годы сменилось несколько частных охранных предприятий, и каждое вынужден был «уйти с объекта», потому что гимназия за охрану просто не платила. Вот — карточка дела из Арбитражного суда Республики Татарстан. Гимназия 175 этим решением признана должником и должна заплатить ЧОП «Сфинкс-патруль» 80 тысяч рублей. А это — еще одно проигранное гимназией в арбитраже дело — 117 тысяч рублей в пользу ООО «Ваша безопасность». Последним оставил охрану гимназии ЧОП «Айрус», как раз после введения удаленного режима в прошлом году из-за пандемии. После возращения учеников в классы, по нашим данным, стоимость услуг по охране выросло с 40 до 47 тысяч рублей в месяц, и руководство школы решило больше ЧОПы не привлекать, детей охраняла вахтер-пенсионер. Если внимательно вчитаться в текст, то там действительно можно найти требования об охране именно ЧОПом или подразделением Росгвардии. Но эксперты рынка охранных услуг нам рассказали: многие школы заключают договоры с ЧОПами часто «для галочки», чтобы было чем, прикрыться в случае проверки.
Её научный руководитель, профессор Диана Давлетбаева, рассказала RT, что в 2019 году Игнатьева блестяще защитила дипломную работу и окончила вуз с красным дипломом. Давлетбаева хорошо помнит талантливую подопечную и вспоминает её с теплотой: «Мне просто посчастливилось с ней работать, потому что она была очень чуткая, внимательная, устремлённая. Она всегда знала вектор своего развития, приходила с уже готовыми идеями, глаза горели, она жила детьми. На момент нашей совместной работы у неё уже была практика, она работала в школе. С практической частью работать ей вообще не составляло труда, её даже не приходилось как-то направлять — у неё было своё видение». Профессор КФУ добавила, что следила за своей бывшей ученицей в соцсетях, но в период совместной работы в университете они обсуждали преимущественно научные темы. Она не говорила со мной на личные темы, всё-таки я её научный руководитель. Но из соцсетей знаю, что она очень разносторонне развитая девушка, у неё было много увлечений, друзья», — объяснила собеседница RT. Эльвира часто призывала своих подписчиков ценить жизнь и «наслаждаться каждым моментом». Запись собрала тысячи комментариев скорбящих пользователей. Между тем школьная подруга Игнатьевой рассказала, что последние несколько лет работы в гимназии дались Эльвире нелегко.
Обычно на разработку концепции проекта требуется полгода, а в этом случае пришлось создать и воплотить ее за три месяца. Важнее всего для архитекторов было преобразить гимназию, воссоздав в ней атмосферу доверия. Действует множество строительных норм, правил и ограничений в построении школьных зданий. Возник огромный разрыв — между нашим пониманием, что и как делать для преобразования атмосферы и архитектурно-педагогической трансформации школы, и реальными сроками, организационными и техническими ограничениями. С самого начала мы понимали, что все — и коллектив школы, и родители, и администраторы, и школьное сообщество города и даже страны после трагических событий окажутся в новой реальности. Что школьная среда будет восприниматься иначе, с особой настороженностью. На всю архитектуру и системы безопасности школ будут накладываться особые требования. Можно даже сказать, что все системы безопасности будут рассматриваться как «до трагедии в гимназии 175 в Казани» и «после». В 2018 году в США появилась специальная президентская комиссия из министров и генерального прокурора, которая занималась школьной безопасностью. Впервые к работе на таком уровне привлекли архитекторов — они разбираются, как спроектировать школу в эпоху массовых расстрелов. За 20 лет работы американские архитекторы доказали, что при проектировании безопасных школ надо опираться на инновационные архитектурные и дизайнерские решения. Эти рекомендации легли в основу нового федерального закона по созданию безопасных школ. Но в Штатах он еще не принят, дебаты продолжаются. Сторонники комплексного архитектурно-средового подхода спорят с корпорациями, которые лоббируют точечные технические и технологические решения рынок оборудования для школьной безопасности оценивается в сумму около трех миллиардов долларов в год, вместе с расходами на эксплуатацию это несколько десятков миллиардов. До 2030 года в повышение безопасности школ через архитектурно-строительные решения в США планируют инвестировать от 75 до 125 миллиардов долларов. Но все эти меры усиления безопасности, эффективны они или нет, не затрагивают фундаментальных принципов работы школы, обустройства ее среды. Чтобы они работали, важен баланс. Нужна среда, в которой дети будут чувствовать вдохновение, ощущать уверенность и заботу, черпать позитивную энергию для обучения. В России подобного опыта обновления школы с трагическим прошлым, как за рубежом, еще не было. В этом случае применяют соучаствующее проектирование — то есть учитывают и новые требования к безопасности, и пожелания учеников, педагогов, родителей. Но первые встречи проектировщиков с ними обычно проходят только через год после трагических событий. Здесь сроки сильно сократились. На демонтаж, перепроектирование и строительно-монтажные работы отводилось 100 дней. Сложность была и в том, что школьный коллектив и родители находились в посттравматическом состоянии, а детей отправили на отдых или в санатории для реабилитации. Но с некоторыми педагогами удалось переговорить и вместе решить, как переделать функциональные блоки школы, высвободить кабинеты, скомпоновать новое пространство библиотеки-коворкинга: территория гимназии использовалась неэффективно и требовала благоустройства. Пришлось оперативно искать замену отделочным материалам, мебели, адаптировать проектные решения.