В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок. советский театральный режиссёр, актёр и педагог, создатель актёрской системы «биомеханика». Дети Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх сиротами стали трижды – когда в 1925 году повесился их настоящий отец Сергей Есенин, когда в 1939-м, через несколько дней после ареста отчима, была жестоко убита их мать, и когда был убит сам Мейерхольд. Всеволод Мейерхольд считался личностью пускай и одиозной, но крайне талантливой.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Биография
Гений биомеханики: Всеволод Мейерхольд | Всеволод Мейерхольд считался личностью пускай и одиозной, но крайне талантливой. |
Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина | Всеволод Эмильевич Мейерхольд принадлежит к числу крупнейших деятелей советского театра. |
Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина
И пошел калейдоскоп. Всех, кого мог, я опросил, человек сто. Быстро сработал по Москве беспроволочный телеграф, начались телефонные звонки, чаще анонимные, подсказывали, какие из статей нужно разыскивать, с кем связаться и тому подобное. Сам я физически не мог все это собрать, помощников не полагалось, искать статьи и добывать отзывы деятелей культуры о Мейерхольде бегала Маша, а Ярослав Михайлович, тесть мой, сидел в Театральной библиотеке в закрытом фонде я ему специальный мандат выдал и делал на машинке выписки и аннотации. Эренбургу я позвонил домой, приехал, привез дело, сказал, что обвинения в шпионаже отпадают.
О том, что якобы это он, Эренбург, завербовал Всеволода Эмильевича во французскую разведку, говорить не стал, но Эренбург спросил: "Наверное, и я там где-нибудь прохожу? А у меня тогда кроме "Моей жизни в искусстве" был уже полученный от Э. Ромму я приехал на студию во время съемок; когда он узнал, о чем пойдет речь, с ним плохо сделалось, он не смог сразу говорить. Там же, на студии, я виделся и с И.
Долго не мог я поймать Д. Шостаковича и условиться о встрече с ним. Он собирался в Ленинград, и я попросил его перед отъездом повидаться со мною, заехать в прокуратуру, но, когда он приехал, я увидел, что сделал огромную ошибку. У нас в прокуратуре на Кировской, 41 обычно кругом было полно народа, места не найдешь спокойно поговорить, а Шостаковичу, когда он узнал от меня правду о гибели Всеволода Эмильевича, стало дурно, совсем плохо, еле вынесли его от меня.
После этого я уже никого не вызывал, ездил к людям сам. Однажды, помню, являются ко мне в прокуратуру Кукрыниксы. Мы тоже работали со Всеволодом Эмильевичем, хотим написать вам о нем! Для хода реабилитации эти отзывы были очень важны.
Становилось очевидным, что не стали бы такие заметные люди рисковать именем, званиями, если бы Мейерхольд того не заслуживал. Выглядели письма очень веско, никто не ограничивался простым "Я знал Мейерхольда", писали о чем-то конкретном, о каком-то спектакле и т. Я понимал, что в 1955 году с А. Яблочкиной спорить никто не станет, она любого переспорит и свои слова отстоит.
Я к ней ездил домой, она меня чаем-вареньем угощала и написала о Мейерхольде прямо мне от руки. Я попросил разрешения снять копию с ее письма, вложил машинопись в дело, а автограф на память себе оставил. Выходило, что вся художественная интеллигенция отозвалась на реабилитацию Мейерхольда, встала на защиту памяти гениального человека. Я находился под очень сильным впечатлением этого.
Меня это окрыляло, я был уверен, что иду по верному пути". Никак нельзя сбросить со счетов, что тогда нужна была смелость, и немалая, требовалось мужество, чтобы в ответ на запрос Военной прокуратуры написать положительный отзыв о Мейерхольде. Ведь все это было еще до XX съезда, перелом происходил труднейший, все привыкли бояться, над каждым палка висела, Мейерхольда-то уже давно не было в живых, а они все работают, могло казаться, что карьера повисает на волоске. Поэтому хочется, чтобы сегодня люди читали эти письма, они характеризуют и Мейерхольда, и тех, кто их писал.
Это хождение за письмами — уникальный сюжет: несколько десятков людей с именами, не зная после ареста Мейерхольда в 1939 году ничего о его дальнейшей судьбе, узнавали от Ряжского страшную правду и пытались способствовать возвращению мастера театра в культуру. И все же страх был велик. Он виден, в частности, в том, что только 9 авторов писем, зная, что речь идет о реабилитации, осмелились употребить в своих текстах это слово. Положено писать представление в ЦК.
А кто я такой, чтобы ко мне прислушались? Я по чинам всего-навсего старший лейтенант, мое представление обязательно направят на перепроверку, пойдет оно ходить по кругу, вся куча собранных материалов прахом полетит. Никому, думаю, не найти документов убедительнее тех, которые у меня собраны.
В том же году, по достижении совершеннолетия 21 года , Мейерхольд принял православие и изменил… Подробная биография.
Мейерхольд писал из тюрьмы просьбы о помиловании. Я никогда не был шпионом. Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций я вместе с партией проклял Иуду Троцкого. Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью... Меня здесь били — больного шестидесятилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-синим-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток я кричал и плакал от боли. Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты». Из обвинительного заключения следовало: «В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР… Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства». На основании этих обвинений Военная коллегия Верховного суда СССР в закрытом судебном заседании, состоявшемся 1 февраля 1940 года, приговорила Всеволода Мейерхольда к расстрелу. По официальной версии на следующий же день 2 февраля приговор был приведен в исполнение в подвале здания на Лубянке. Много позже в архивах НКВД была обнаружена информация, что на самом деле Всеволоду Мейерхольду после изощрённых пыток перед смертью поочередно сломали все пальцы, а потом утопили в нечистотах. Мейерхольд не подписал показания о троцкистском заговоре, в котором якобы участвовали Эренбург, Леонов, Пастернак, Катаев, Эйзенштейн, Шостакович и многие другие известные люди, чем очень разозлил сотрудников НКВД. Этими документами был подведен итог удивительной жизни гениального режиссера, Мастера, чародея Театра, признанного во всем мире, который, по словам Евгения Вахтангова, «дал корни театру будущего». Мейерхольд был похоронен на Донском кладбище в Москве в одной из трёх общих могил жертв репрессий. Прах Вс. Мейерхольда в братской могиле на Донском кладбище в Москве; на Ваганьковском кладбище - где находится могила его жены, Зинаиды Райх - кенотаф. Реабилитация Мейерхольда была подписана 26 ноября 1955 года. Режиссёры-постановщики К. Станиславский и Вл. Шекспира — принц Арагонский 1898 — «Чайка» А. Режиссёры К. Немирович-Данченко — Иоганнес 1901 — «Три сестры» А. Верхарна совместно с В. Художник В. Дмитриев 1921 — «Союза молодежи» Г. Ибсена 1921 — «Мистерия-буфф» В. Маяковского вторая редакция, совместно с В. Бебутовым 1922 — «Нора» Г. Ибсена 1922 — «Великодушный рогоносец» Ф. Художники Л. Попова и В. Люце 1922 — «Смерть Тарелкина» А. Режиссёр С. Художник Л. Попова 1924 — «Д. Художники И. Шлепянов, В. Фёдоров 1924 — «Учитель Бубус» А. Файко; режиссёр Вс. Мейерхольд, художник И. Шлепянов 1924 — «Лес» А. Шлепяннов, П. Вильямс 1926 — «Ревизор» Н. Художники В. Дмитриев, В. Киселев, В. Мейерхольд, И. Третьякова совместно с режиссёром-лаборантом В. Художник С. Ефименко 1927 — «Окно в деревню» Р. Шестаков 1928 — «Горе уму» по комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Художник Н. Ульянов; композитор Б. Художники Кукрыниксы, А. Родченко; композитор — Д. Почиталов; сценическая конструкция С. Режиссёры В. Зайчиков, С. Кезиков, А. Нестеров, Ф. Бондаренко, под руководством Вс. Мейерхольда; художники В.
Во-первых, из Театральной библиотеки, из ее закрытых фондов, было взято все ценное из напечатанного о Мейерхольде при его жизни с 1922 года. Недаром тесть сидел там, на Пушкинской, 8, несколько месяцев. Затем я закрылся Бахрушинским музеем: они дали полную раскладку каждого спектакля, поставленного Мейерхольдом после 1922 года, анализ всей работы его театра и даже его ленинградских постановок. Этот документ выглядел очень авторитетно. И, наконец, я располагал огромным числом писем от крупнейших деятелей культуры. И когда силы, не желавшие реабилитации Мейерхольда, возникли, они не могли уже ничего изменить. Михайлову официальное письмо о том, что В. Мейерхольд полностью реабилитирован. Министерство восприняло это известие как взрыв атомной бомбы. От министра тут же был звонок моему начальнику. Тот вызвал меня: "В чем дело? Ты в ЦК сообщил? Очень большую справку я составил. Те мужики, прокуроры-полковники, которые меня тогда подняли, они очень хорошо ко мне относились, научили, как эту справку строить. Приложил я к ней все имевшиеся материалы. Принес ее и все свои талмуды в ЦК, кладу на стол. Велели мне объяснить, на каких основаниях я провел реабилитацию. В ответ было сказано: "Так-то оно так, но вы делаете глупость". И еще было сказано, что я превысил свои права и полномочия. Пожурили меня строго, сделали выговор, сказали, что не дорос до Центрального аппарата. Но Верховный Суд — высшая инстанция, отменять его решение было бы нехорошо, посмотрели, посмотрели и сочли это нецелесообразным. После реабилитации Мейерхольда Эренбург на свой риск и страх собрал кого-то, кажется, в МГУ, и объявил о ней, но в печати впрямую ничего сообщено не было, над всем какое-то время довлело мнение Министерства культуры и соответствующего отдела ЦК". Понятно, что, если бы Ряжский, как ему рекомендовал начальник, обратился в ЦК КПСС до решения Верховного суда, с предложением отменить постановление о ликвидации театра, то на этом реабилитация была бы остановлена и отложена надолго. Ряжский, как видно из его воспоминаний, об этом догадывался, а скорее всего, был в этом уверен. И нарушил предписание. Поэтому его поступок, да и всю его работу по реабилитации Мейерхольда можно назвать "подвигом честного человека" такую характеристику дал Пушкин карамзинской "Истории государства Российского". Бывают времена и ситуации, когда быть просто честным человеком на своем месте — подвиг. Об одном из скромности умалчивает Борис Ряжский в своих воспоминаниях. Но об этом написала Мария Валентей: "Борис Всеволодович Ряжский был понижен в должности, и ему пришлось даже уехать из Москвы из-за того, что он посмел на свой страх и риск передать дело прямо в Верховный суд и не испросил предварительно одобрения в соответствующих кабинетах ЦК партии. Вернуться в Москву и найти работу ему было совсем не просто". Ряжский был наказан. Уточню: он был уволен из прокуратуры и направлен на работу на Север. Патриса Лумумбы. Проведя реабилитацию Мейерхольда, Борис Ряжский придал мужества многим людям искусства, и реабилитация вдохновила их позднее выступить за отмену того самого постановления Политбюро ЦК ВКП б "О ликвидации театра им. Мейерхольда" "ликвидировать театр Мейерхольда, как чуждый советскому искусству" от 7 января 1938 г. Но это произошло уже после ХХ съезда, в 1961 году.
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера
149 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда — Дом Мейерхольда | Отмечая 150-летие Всеволода Мейерхольда, пройдём по его петербургским адресам и поймём, где рождался театр наших дней. |
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера | Донбасс Times | В сознательном возрасте Мейерхольд принял православие и имя Всеволод, в честь обожаемого писателя Всеволода Гаршина[1]. |
Биография, история жизни, творчество, писатели, ЖЗЛ | биография, дата рождения. |
Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память - | В конце 80-х гг. прошлого века на заре перестройки вдруг в печати стало к месту и не к месту склоняться имя Всеволода Мейерхольда. |
Всеволод Мейерхольд: Темный гений
смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). Отмечая 150-летие Всеволода Мейерхольда, пройдём по его петербургским адресам и поймём, где рождался театр наших дней. В 1895 году Всеволод Мейерхольд отправился в Москву и поступил в университет, выбрав юриспруденцию.
Фортуна доктора Дапертутто. Всеволод Мейерхольд
В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками О. Книппер, И. Москвин вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра.
Это был первый спектакль российского «театра условностей», который стал настоящей сенсацией: суфлер по задумке режиссера влезал в свою будку уже во время действия; актера, который озвучивал авторский текст, утаскивали со сцены на веревке; декорации были предельно простыми, в конце постановки они взмывали под потолок, а их место занимал традиционный колонный зал.
После премьеры в зале бушевали настоящие страсти: и свист, и овации одновременно. Несмотря на критические статьи в прессе, в театре был постоянный аншлаг. Затем Всеволод Мейерхольд стал главным режиссером Императорских Александринского и Мариинского театров.
В этот раз работа над спектаклем Александринского театра «Маскарад» по Лермонтову заняла у Мейерхольда целых шесть лет: «Я объездил все музеи, библиотеки и частные хранилища. Мы пересмотрели множество картин, гравюр, осмотрели Публичную библиотеку, Академию наук, Академию художеств, интендантский музей, дворцы». Постановка обошлась в 300 тысяч золотом.
В спектакле соединились драма, опера и танец. Была разработана специальная система занавесов, с помощью которых Мейерхольд монтировал сцены. Одна массовка насчитывала 250 человек.
Когда спектакль вышел, на улицах уже разворачивалась революция.
На репетициях без конца говорил актерам о неистовом романтизме революции, который они должны воплотить на сцене. Будущий спектакль виделся ему не как иллюстрация к роману, а как поэма о героическом преодолении неслыханных трудностей, уготованных человеку судьбой, о торжестве таланта. Но спектакль «Одна жизнь» не увидел света рампы. После первого показа руководству Комитета по делам искусств, состоявшегося в ноябре 1937 года, от Мейерхольда потребовали «доработок». После второго просмотра спектакль был запрещен. На другой же день в «Правде» была напечатана статья «Чужой театр», в которой Мейерхольд был назван режиссером «чуждым» советскому искусству. В январе 1938 года его театр закрыли. В эти трагические дни Станиславский не побоялся протянуть руку поддержки своему ученику и сопернику. Мейерхольд принял приглашение Станиславского, и перешел в его оперный театр.
Станиславский настоял, чтобы Мейерхольд получил место в его Оперном театре. Нового сотрудника поехал представить своей труппе он сам. Мейерхольд включился в репетиции «Риголетто» с начала марта. Потом отбыл с театром на гастроли. Телеграмма о смерти Станиславского застала их в Кисловодске. Мейерхольд сказал потом Гладкову: «Мне захотелось убежать одному, далеко от всех и плакать, как мальчику, потерявшему отца». Станиславский сделал все, чтобы после его смерти Оперу принял бы Мейерхольд. Как главный режиссер Оперного театра имени К. Станиславского Мейерхольд и проходил по тюремным бумагам. В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления студентов института имени Лесгафа на параде физкультурников в Ленинграде.
Это была его последняя режиссерская работа. Последний и неожиданный триумф Мейерхольда был устроен ему на Первой всесоюзной режиссерской конференции. В его честь в зале гремели овации. Речь Мейерхольда стала его последним публичным выступлением. Сразу же после конференции Всеволод Эмильевич уехал в Ленинград для подготовки парада, а в ночь с 19 на 20 июня он был арестован в своей квартире на Карповке. А дальше последовали месяцы следствия и пыток в застенках Лубянской тюрьмы, и обвинения в том, что он был завербован для участия в антисоветской работе еще в 1922 году. Мейерхольд писал из тюрьмы просьбы о помиловании. Я никогда не был шпионом. Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций я вместе с партией проклял Иуду Троцкого. Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью...
Меня здесь били — больного шестидесятилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-синим-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток я кричал и плакал от боли. Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты». Из обвинительного заключения следовало: «В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР… Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства». На основании этих обвинений Военная коллегия Верховного суда СССР в закрытом судебном заседании, состоявшемся 1 февраля 1940 года, приговорила Всеволода Мейерхольда к расстрелу. По официальной версии на следующий же день 2 февраля приговор был приведен в исполнение в подвале здания на Лубянке. Много позже в архивах НКВД была обнаружена информация, что на самом деле Всеволоду Мейерхольду после изощрённых пыток перед смертью поочередно сломали все пальцы, а потом утопили в нечистотах. Мейерхольд не подписал показания о троцкистском заговоре, в котором якобы участвовали Эренбург, Леонов, Пастернак, Катаев, Эйзенштейн, Шостакович и многие другие известные люди, чем очень разозлил сотрудников НКВД.
Этими документами был подведен итог удивительной жизни гениального режиссера, Мастера, чародея Театра, признанного во всем мире, который, по словам Евгения Вахтангова, «дал корни театру будущего». Мейерхольд был похоронен на Донском кладбище в Москве в одной из трёх общих могил жертв репрессий. Прах Вс. Мейерхольда в братской могиле на Донском кладбище в Москве; на Ваганьковском кладбище - где находится могила его жены, Зинаиды Райх - кенотаф. Реабилитация Мейерхольда была подписана 26 ноября 1955 года. Режиссёры-постановщики К. Станиславский и Вл. Шекспира — принц Арагонский 1898 — «Чайка» А. Режиссёры К. Немирович-Данченко — Иоганнес 1901 — «Три сестры» А.
Верхарна совместно с В. Художник В. Дмитриев 1921 — «Союза молодежи» Г. Ибсена 1921 — «Мистерия-буфф» В. Маяковского вторая редакция, совместно с В. Бебутовым 1922 — «Нора» Г. Ибсена 1922 — «Великодушный рогоносец» Ф. Художники Л. Попова и В. Люце 1922 — «Смерть Тарелкина» А.
Режиссёр С. Художник Л. Попова 1924 — «Д. Художники И. Шлепянов, В. Фёдоров 1924 — «Учитель Бубус» А.
В 1906 году открывается петербургская страница в биографии Мейерхольда. По приглашению Веры Комиссаржевской он становится главным режиссером ее Драматического театра, с 1908-го начинает ставить в Императорском Александринском театре. В 1911-м он дебютирует как оперный режиссер в Мариинском театре спектаклем «Орфей и Эвридика» Глюка. Оперный театр станет и последним местом службы режиссера в 1939 году, когда оставшегося без работы Мейерхольда пригласит Станиславский.
Ниспровергатель традиций и режиссерских канонов, Мейерхольд воспринял Революцию как театральное действо, разрушающее штампы старого уклада во имя новой жизни и свободы. Сценой был вся Россия. К годовщине революции он ставит в Театре музыкальной драмы в помещении консерватории «Мистерию-буфф» Маяковского, включается в работу Петроградского отдела Наркомпроса, а в 1920-м возглавит Театральный отдел комиссариата уже в Москве.
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера
В конце 80-х гг. прошлого века на заре перестройки вдруг в печати стало к месту и не к месту склоняться имя Всеволода Мейерхольда. Всеволод Мейерхольд – русский и советский режиссер, актер и педагог, народный артист РСФСР (1923), создатель театральной биомеханики. Внук Всеволода Мейерхольда и Ольги Мунт Петр Меркурьев о своем деде. Наиболее объективно о Мейерхольде в ходе диалога с журналистом рассказал внук режиссера Петр Меркурьев [22]. Но уже в 1902 году Всеволод Мейерхольд стал отходить от Художественного театра. В 1919–1920 годах Всеволод Мейерхольд гастролировал в Крыму и на Кавказе — там белая контрразведка взяла его под арест.
Всеволод Мейерхольд: творческая биография знаменитого режиссера
Всеволод Мейерхольд был признан в дореволюционной России, где он был с 1907 года главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга, драмы и оперы – Александринского и Мариинского. Если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд? Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства. 20 июня 1939 года в 9 часов утра в своей квартире на набережной Карповки в Ленинграде был арестован прославленный театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Всеволод Мейерхольд — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.
Травля Мейерхольда
Завод приносил семейству этнических немцев-лютеран достаток, но не счастье. Альвина Даниловна, мама Мейерхольда, родив восьмого и последнего ребенка — сына Карла, страдала от деспотичного нрава мужа и его измен, которых тот не скрывал. Детство и юность Мейерхольда прошли в Пензе. Тут и сегодня сохранилось здание 2-й гимназии, где получал знания режиссер. Учился Карл плохо, его трижды оставляли на второй год.
Вместо 8 лет сын винозаводчика грыз гранит науки 11. Единственной отдушиной для юноши были званые вечера, которые устраивала мама для творческой элиты города. Первые театрализованные постановки Карл увидел на домашней сцене. Дальнейшая биография Карла пестрит интересными фактами.
Первый любительский спектакль он поставил в 18 лет. День премьеры оказался и радостным, и скорбным: 14 февраля 1892 года стартовала творческая биография Мейерхольда, но этот же день оказался последним в жизни главы семейства. Отменять премьеру из-за умиравшего родителя сын и не подумал. В 21 год молодой человек окончательно порвал с прошлым, приняв православие и сменив имя на то, под которым его знают сегодня миллионы.
Всеволодом он стал, отдав дань восхищения любимому Гаршину. В 1895 году Всеволод Мейерхольд отправился в Москву и поступил в университет, выбрав юриспруденцию. Уже через год он понял, что хитросплетения законов его утомляют, и бросил вуз. Экзамены в музыкально-драматическом училище, открытом при столичной филармонии, Всеволод выдержал с блеском: экзаменаторы, пораженные талантом и темпераментом пензенского самородка, зачислили его на 2-й курс.
Театр Всеволод Мейерхольд «заболел» театром не только благодаря матери — огромное впечатление на юношу произвел спектакль «Отелло», поставленный Константином Станиславским. Режиссер стал кумиром Всеволода на всю жизнь. В студенческие годы на талантливого пензенца повлиял Владимир Немирович-Данченко, отметивший темпераментного студента. Педагог поделился с учеником планами о создании нового театра в столице, на сцену которого собирался вывести своих подопечных.
Режиссер доверил ему роли Гамлета, Василия Шуйского, царя Иоанна. На подмостках ставились произведения Шекспира и Чехова. Вчерашний студент поначалу увлеченно играл, блестяще вживаясь в образы разноплановых героев, но запала хватило лишь на 4 сезона. Уход из МХТ актер объяснил иссякшим вдохновением, но биографы называют еще одну причину: Немирович-Данченко не ввел Мейерхольда в круг пайщиков нового театра.
Да и к самому артисту охладел, увидев в его манере игры сумбур и сумятицу. Актеры отправились в глубинку — Херсон, где организовали свой театр.
Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество". Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3.
Затевал кабаретные театры — «Лукоморье», «Дом интермедий», экспериментировал в «Привале комедиантов», открыл собственную студию, в балете М. Фокина «Карнавал» исполнил партию Пьеро, в квартире поэта-символиста Вяч. Уайльду , в котором сыграл лорда Генри; в 1916 — «Сильный человек» по Пшибышевскому, где сыграл Гурского , опубликовал книгу «О театре», поставил в Париже пьесу Г. Его вдохновляла идея воскресить демократичные формы площадного театра.
Пантомима Шницлера «Шарф Коломбины» Дом интермедий, 1910 , две редакции спектакля «Арлекин, ходатай свадеб» по сценарию В. Соловьева, 1911, 1912 , блоковские «Незнакомка» и «Балаганчик» в Тенишевском училище 1914 доказали жизненность и современность приемов актерской игры в духе итальянской комедии масок. В журнале «Любовь к трем апельсинам» и на занятиях в Студии на Бородинской Мейерхольд уделял преимущественное внимание арлекинаде, русскому балагану, цирку, пантомиме, утверждал идею воспитания актера, уверенно владеющего своим телом и голосом, способного в необходимом темпе и ритме выполнить любое режиссерское задание. Книга Мейерхольда «О театре» 1913 суммировала его опыт и теоретически обосновывала концепцию «условного театра».
Новые времена. Биомеханика Революционные события 1917 Мейерхольд воспринял в русле столь близкого ему символистского миропонимания — как возможность активного жизнесозидания, социального творчества, преображения мира искусством, творения нового человека как цели культуры вообще. Все заново! Для страны — новая эра.
А для Мейерхольда — девиз всей жизни. Он был воодушевлен открывшимися, как ему казалось, необыкновенными возможностями. В 1918 вступил в РКП б. В новую эпоху он вошел естественно.
В 1918 поставил «Мистерию-буфф» В. Маяковского, в которой бушевала фольклорная стихия, преображались традиции балаганного шутовства и цирковой клоунады. Театр становился пропагандистом и агитатором. В 1920 Мейерхольд провозгласил «Театральный Октябрь», основные задачи которого — служение революции и полное обновление сценического искусства.
Назначенный в том же году заведующим театральным отделом ТЕО Наркомпроса, он занял экстремистскую позицию по отношению к старым академическим театрам, и через год А. Луначарский отстранил его от руководства ТЕО. Однако в своей творческой практике уже в начале 1920-х Мейерхольд продемонстрировал большие возможности нового искусства. Верхарна 1920, вместе с В.
Бебутовым и новая редакция «Мистерии-буфф» 1921 , существовал недолго, но его спектакли вызвали большой резонанс. В 1922 в «Великодушном рогоносце» Ф. Кроммелинка этот легендарный спектакль называют «Чайкой» театра Мейерхольда и в «Смерти Тарелкина» А. Сухово-Кобылина были впервые и с блеском опробованы методы сценического конструктивизма и «циркизации театра».
В 1923 труппа получила название «Театр им. Мейерхольда»; с 1926 — Государственный театр им. Мейерхольд стремился сообщить сценическому зрелищу геометрическую чистоту форм, акробатическую легкость и ловкость, спортивную выправку. С этой целью актеры проходили специальное обучение в руководимой им «мастерской», в 1923-1931 называвшейся ГЭКТЕМАС Государственная экспериментальная театральная мастерская.
Основным предметом была биомеханика — разработанная Мейерхольдом система актерского тренажа, позволявшая идти от внешнего к внутреннему, от точно найденного движения и верной интонации к эмоциональной правде. Эта система и сегодня вызывает острый интерес театральных деятелей во всем мире. Этапным событием стал «Лес» Островского 1924 в свободной режиссерской интерпретации Мейерхольда. Персонажи были представлены по принципу «социальной маски».
Вдохновенное сплетение карнавальной веселости и щемящей интонации принесли спектаклю громадный успех 1338 представлений за 14 лет. Однако уже в «Мандате» Н. Эрдмана 1925 Мейерхольд изменил курс и поставил современную обличительную сатиру, сочетая бытовую достоверность с гротескной эксцентриадой. Как писал российский театровед Б.
Зингерман, «авангардные, аскетические, бодрые смеховые формы спектаклей Мейерхольда первых лет революции идеально соответствуют духу коммунистической утопии». И спала пелена Однако уже с середины 1920-х в искусстве Мейерхольда все сильнее ощутимы трагедийные мотивы. Они отчетливо дали себя знать в «Ревизоре» Н. Гоголя 1926 , причем обрели фантасмагорически-гиперболизированный характер.
И, однако, его порядочность неизменно продолжает оставаться такой же безупречной, как и раньше. Теперь можно было бы найти даже больше свидетельств его сердечности и внимания к человеческому горю, нежели в Петрограде в годы военного коммунизма. Только Енукидзе и Ягода знали, сколько раз он беспокоил их своими просьбами за своих арестованных друзей и знакомых. Да и не только за них. Друзья просили его за своих друзей, знакомые — за своих знакомых, и почти никогда не отказывал он никому.
Даже если в других московских театрах арестовывался кто-нибудь из служивших в нем «бывших», то часто выручал их с Лубянки В. Мейерхольд, обычно даже не зная лично того, о ком хлопотал, как это было, например, с графом Н. Шереметевым — музыкантом из Театра им. Впрочем, к этому театру и ко всем вахтанговцам относился он с трогательным вниманием вплоть до разрыва в 1930 году. Когда в 1923 году осиротевшая Вахтанговская студия возвратилась в Москву после финансово неудачной поездки по скандинавским странам и по Германии, то ее ждала, казалось, неминуемая ликвидация.
Лишь благодаря энергичным усилиям и хлопотам Мейерхольда все трудности были преодолены и студия могла продолжать свою деятельность. Нынешний Театр им. Вахтангова обязан своим существованием Мейерхольду. Помнят ли об этом сегодняшние руководители этого театра, носящего до сих пор имя Вахтангова? Вскоре после первого представления «Ревизора» целый ряд разнообразных причин и несчастливо сложившихся обстоятельств привел к образованию тяжелого, хронического кризиса в его творчестве, в свою очередь вызвавшего вначале постепенную, незаметную для постороннего наблюдателя, а затем все более стремительную и явную художественную деградацию его театра.
К субъективным причинам этого кризиса принадлежали: во-первых, серьезные организационные нелады в его театре, тесно связанные с некоторыми особенностями его личной жизни того времени, вовторых, начавшееся в 1927 году ослабление его контактов в правящих кругах и некоторое, вначале, правда, не слишком заметное, ухудшение его положения в политическом смысле в связи с возвышением Сталина и сталинской клики и вытеснением «правых» из государственной жизни страны. Объективной причиной кризиса являлась становившаяся для него все более трудной проблема современного репертуара. Однако начало всех его последующих больших неприятностей лежало прежде всего в нем самом и в Райх. Несмотря на многочисленные его положительные качества, он никогда не принадлежал ни к великим педагогам, ни к большим организаторам. Только однойединственной черты не хватало в нем, но этого оказалось достаточно, чтобы радость создания монолитного органического театрального коллектива, преданного ему и его идеям, оказалась неизведанной им никогда.
Он был очень личным, крайне пристрастным человеком. Мудрая объективность, бескорыстное, жертвенное служение искусству — чем в такой высокой степени обладали великие создатели театров Станиславский и Вахтангов — этими качествами не обладал Мейерхольд. Именно такая атмосфера создалась в театре великого революционного режиссера, долженствовавшем служить примером для всех революционных театров мира, и, создавшись, повлекла за собой цепь несправедливостей, обид и интриг, забытых в большинстве лучших театров России еще с дней основания Московского Художественного театра. Во МХАТе так же, как и в его студиях, так же, как и в театре Вахтангова, личные взаимоотношения между самыми ответственными из руководителей и актерами и актрисами не играли никакой роли в художественной деятельности театра и не оказывали на нее ни малейшего влияния. Например, в Театре им.
Вахтангова ни одной актрисе никогда не могло даже в голову прийти, что ее подруга получила ту или иную роль благодаря протекции влиятельного покровителя, либо самой попросить кого-нибудь из друзей замолвить за нее словечко на художественном совещании. Полная объективность художественного руководства была абсолютно вне всяких сомнений и подозрений. К сожалению, все это не относилось к ТИМу. Всеволод Эмильевич был полновластным диктатором в своем театре, и это было, конечно, совершенно естественно. Хотя именно из-за его диктаторских замашек ушли из ТИМа еще осенью 1922 года его выдающиеся ученики С.
Эйзенштейн и Г.
Комиссар театрального отдела: к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда
Уход из МХТ актер объяснил иссякшим вдохновением, но биографы называют еще одну причину: Немирович-Данченко не ввел Мейерхольда в круг пайщиков нового театра. Да и к самому артисту охладел, увидев в его манере игры сумбур и сумятицу. Актеры отправились в глубинку — Херсон, где организовали свой театр. В провинции работу детища Мейерхольда приняли прохладно, но нашлись и поклонники. Театральный сезон стартовал в сентябре 1902 года. Поначалу спектакли казались «списанными» с постановок МХТ, но вскоре внимательные зрители отметили «почерк» режиссера. Всеволод Мейерхольд, в отличие от своего кумира Станиславского, поставил акцент не на психологизме и внутренней наполненности игры, а на пластике, зрелищности. Станиславский, услышавший об успехе Мейерхольда в Херсоне, предложил молодому коллеге вернуться в столицу и присоединиться к труппе образованного на основе МХТ театра, возглавляемого им и Немировичем-Данченко.
Всеволод тут же согласился и примчался в Москву. Однако на столичных подмостках Всеволод Мейерхольд поставил только 3 спектакля. И если Станиславский принял новаторство коллеги задумчиво, то Немирович-Данченко не жалел сарказма. В 1905 году режиссеру пришлось вернуться в Херсон. Удача снова улыбнулась Мейерхольду: спустя год он уже трудился в Санкт-Петербурге, куда его позвала прима Вера Комиссаржевская. По протекции знаменитой актрисы режиссер возглавил театр на Офицерской и за сезон представил зрителям 13 постановок. Здесь авангардизм приняли восторженно.
В 1908-м спектакли эпатажного Всеволода Мейерхольда ставили даже на подмостках театра, до недавних пор считавшегося самым консервативным — Александринского. Премьера последнего дореволюционного спектакля Мейерхольда прошла в феврале переломного 1917-го. Мэтр поставил лермонтовский «Маскарад». Революцию 43-летний Всеволод Мейерхольд принял восторженно. Вместе с Маяковским, Александром Блоком, Натаном Альтманом и другими представителями культурной элиты Мейерхольд открыто заявил о симпатиях революционным идеям и новым вождям. В 1920-м в столице открыл двери Государственный театр, получивший имя режиссера. Сокращенно он назывался ГосТиМ.
На его подмостках шли спектакли по произведениям принявших новый порядок авторов — Юрия Олеши, Ильи Эренбурга, Николая Эрдмана и, конечно же, Маяковского. Примой театра стала Зинаида Райх, потеснившая звезду Марию Бабанову. Из-за острых конфликтов с фавориткой режиссера Бабанова, а вместе с ней треть труппы покинули театр. Дело было не только в Райх — крутым и деспотичным нравом отличался и сам Мейерхольд, пресекавший на сцене любую свободу и не терпевший чужого мнения. Есть предположения, что Алексей Толстой, создавая свою знаменитую сказочную историю о Буратино, видел прототипом Карабаса-Барабаса именно Мейерхольда, для которого артисты являлись марионетками.
Мать — Альвина Даниловна урождённая Неезе.
Он был восьмым ребёнком в лютеранской немецкой семье. Детей обучали репетиторы, у Карла было пять братьев и две сестры. Отец давал придирчиво контролировал их траты. В отличие от мужа Альвина Даниловна была натурой возвышенной, устраивала музыкальные вечера. Именно она приобщила детей к театру. Карл и его братья играли в любительских спектаклях.
Гимназический курс Карл Мейергольд, трижды остававшийся на второй год, завершил поздно — в 1895 году окончил 2-ю мужскую гимназию в Пензе. В ней позже учился выдающийся актёр немого кино Иван Мозжухин. К слову, историческое здание 2-й Пензенской мужской гимназии в г. Пензе по улице Володарского, 5 сохранилось до наших дней и является памятником истории и культуры федерального значения в настоящее время в нём располагается управление образования г. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия 21 года , Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина.
В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 26 октября 1898 года открылся театр, он играл Василия Шуйского. В легендарной постановке чеховской «Чайки» Мейерхольд играл Треплева, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах». Среди ролей, сыгранных на сцене Художественного театра — принц Арагонский в «Венецианском купце» У. Шекспира 1898 , Иоанн Грозный в трагедии А.
В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название Новая драма Товарищество новой драмы. В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей. Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику.
Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию. В 1906 году он был приглашён Верой Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра. В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Это стало началом «театра условности» в России.
Иванова с В. Шварсалон с роли Эусебио.
В этом же году, по исполнении совершеннолетия 21 года , Мейерхольд принял православие и изменил собственное имя на Всеволод в честь своего любимого писателя В. В 1886 году он переходит на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Вл. В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками О.
Именно ему, младшему члену семейства, было предначертано стать Великим Мейерхольдом — реформатором сцены, одним из основоположников современного театра, родоначальником биомеханики. Все это придёт позже, а пока, свои юные годы, безмятежные и счастливые, он проведет в уютном уголке старой Пензы, в центре города, в деревянном двухэтажном доме с каменным цоколем, сохранившимся до наших дней. В этот большой, выстроенный «на века», по-немецки добротный дом семейство переедет в 1881 году. Маленькому Карлу к тому времени исполнится 7 лет. До этого семья жила в доме неподалеку, на противоположной стороне улицы.
Новый дом мало чем отличался от прочих домов, принадлежащих состоятельным горожанам. Единственное, что бросалось в глаза — это полное отсутствие штукатурки и обоев на бревенчатых стенах, продиктованных западной модой. В остальном, интерьеры комнат были такие же, как в прочих купеческих домах. Детство Карла проходило среди обилия вещей — громоздких, дорогих, местами аляповатых, но модных.
Рыцарь и Мученик театра: Всеволод Мейерхольд
Мейерхольд, Всеволод Эмильевич — Википедия. Что такое Мейерхольд, Всеволод Эмильевич | Краткая биография Всеволода Мейерхольда, ссылки на некоторые его работы (eng). |
Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх | Всеволод Мейерхольд считался личностью пускай и одиозной, но крайне талантливой. |
Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх
С 1907 года Мейерхольд занимал пост главного режиссёра двух императорских театров в Петербурге — Александринского и Мариинского. ольд Предлагаем читателю фактографическое исследование родословной великого театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда. История любви Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх: гениальный режиссёр помог раскрыться великой актрисе, но оба они погибли в репрессиях. Всеволод Мейерхольд — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Великий русский театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года, 145 лет тому назад, в Пензе, в крепкой и богатой немецкой семье.
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера
2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. Всеволод Мейерхольд был признан в дореволюционной России, где он был с 1907 года главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга, драмы и оперы – Александринского и Мариинского. Здесь впервые Мейерхольд называет себя автором оформления, а художник а выступает как реализатор его плана. Всеволод Мейерхольд: биография, творческий путь. Будущий режиссер-постановщик появился на свет в Пензе, в 1874-м году, девятого февраля, в многодетной немецкой лютеранской семье. Всеволод Мейерхольд — великий режиссер, новатор, реформатор сцены — до конца своих дней был предан единственной женщине, актрисе, которую сам же и создал, — Зинаиде Николаевне Райх. В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок.