После открытия основных антибиотиков (изониазид и рифампицин) туберкулез очень хорошо лечился и был практически побежден. В лечении больных туберкулезом применяется комплексный подход, в том числе с применением хирургического лечения, призванного ликвидировать деструктивные или хронические формы туберкулеза, с которыми невозможно справиться одними лекарствами.
Остановка опасна. Почему нельзя самому прерывать лечение туберкулеза?
Лечат туберкулез специальными антибиотиками, уничтожающими туберкулезные бактерии. Можно ли вылечить туберкулез у людей, получающих лекарственные препараты, угнетающие иммунитет (иммуносупрессоры)? Туберкулез лечится долго – до 240 дней и даже дольше. Если полностью прекратить лечить людей с туберкулезом в заразной форме, то через 10 лет может произойти эпидемия, но пока таких предпосылок нет. «Лечить туберкулез нужно много желания и сил, поскольку самый короткий курс – шесть месяцев, лечение лекарственно устойчивого туберкулеза – это полтора-два года», – отметила врач. На вопрос: «туберкулез лечится или нет?» — можно уверенно ответить — да, но при условии ранней его диагностики.
Туберкулез – лечится или нет: можно ли вылечить легкие полностью
О том, почему туберкулез становится все более грозной и неизлечимой болезнью, Общественной службе новостей рассказали врачи. При вовремя обнаруженном туберкулезе лечение проводится с помощью антибиотикотерапии. Туберкулез лечится долго – до 240 дней и даже дольше. Как лечат туберкулез?
Опубликован Глобальный доклад по туберкулезу 2023
Это очень быстрый и точный метод, который позволяет обнаружить ДНК бактерий в биологической среде, определить их устойчивость к различным антибиотикам. Микроскопическое исследование мокроты Микроскопия является обязательным исследованием для подтверждения туберкулеза и применяется для подтверждения открытой формы заболевания. Проводить анализы рекомендовано дважды, с интервалом 2-3 дня. Результаты считаются положительными, если хотя бы в одной пробе обнаружены бактерии туберкулеза. Оценка чувствительности к противотуберкулезным препаратам Это необходимо для определения способа лечения больного. Перед началом исследования следует убедиться, что в биоматериале нет посторонней микрофлоры.
Один из недостатков метода является его длительность не менее 2 недель. Дополнительные анализы рекомендовано проводить перед началом химиотерапии. ОАМ общий анализ мочи исключит или подтвердит передачу инфекции на мочеполовую систему. ОАК общий анализ крови позволит оценить тяжесть течения заболевания. Биохимический анализ крови показывает наличие осложнений болезни.
Контроль уровня ТТГ важен для диагностики изменений в щитовидной железе, вызванных приемом лекарственных препаратов. ЭКГ выявит изменения в миокарде, которые могут быть вызваны нехваткой кислорода при туберкулезе. Полезно знать Мокрота с кровью: какие болезни могут ее провоцировать Как лечится туберкулез у взрослых Вовремя выявленный туберкулез лечится противотуберкулезными и антибактериальными препаратами. Главное — не запускать течение болезни. Обычно используют комбинацию из двух и более препаратов.
При правильном лечении через полгода очаги поражения проходят, а болезнь переходит в закрытую форму.
Юле не повезло: она столкнулась с многочисленными ошибками и безразличием врачей, и болезнь успела развиться до такой стадии, что медики еле спасли жизнь девушки, а выздоровление далось ей большой ценой. Как все начиналось «Меня часто спрашивают, где я умудрилась подхватить туберкулез. Если честно, я понятия не имею.
Может, где-то в транспорте вдохнула палочку Коха — возбудитель туберкулеза, а иммунитет в тот момент был ослаблен, вот и заболела. Но обнаружила я болезнь далеко не сразу», — рассказывает Юлия. Когда Юле было 15, она жила в Одессе. В школе ученики проходили плановую флюорографию.
Через несколько недель всем прислали снимки с результатами обследования, а Юле — нет. Это могло бы насторожить девушку, ее родителей и школьную медсестру, но никто не обратил внимания — подумаешь, потерялся снимок. Примерно в то же время Юля начала болеть: держалась слегка повышенная температура, появился «лающий» кашель и постоянная слабость. Никто не принимал мои симптомы всерьез.
Мама вообще думала, что я придуриваюсь, чтобы не ходить в школу. Я, несмотря на постоянное плохое самочувствие, школу не пропускала. Причем ехать туда нужно было на трамвае, и поездка выматывала. После уроков я приходила в гости к парню, с которым тогда встречалась — он жил рядом со школой — и спала у него по три-четыре часа, прежде чем ехать обратно.
Раньше я никогда не ложилась спать днем, такая усталость была для меня совершенно ненормальной». Спустя какое-то время Юля все-таки пожаловалась на самочувствие бабушке, и та отвела ее в поликлинику. Врачи сразу забили тревогу и отправили девушку на рентген. Результат оказался ужасным.
Там у девушки попытались взять мокроту на анализ, но ее не было. В итоге лечить стали по стандартной для пневмонии схеме. Симптомы начали сходить на нет, но рентгеновские снимки оставались тревожными. Я пролежала положенные три недели, симптомы ушли, но снимки остались такими же, как прежде».
Врачам ничего не оставалось, кроме как направить девушку в тубдиспансер, где ее встретили с распростертыми объятиями. Это было ужасно бестактно. Я только что узнала страшный диагноз, а врач даже не попыталась как-то смягчить для меня эту новость. Кавернозный туберкулез — это уже достаточно запущенная форма, а значит, болела Юля уже долго.
Это подтвердила и школьная флюорография. Спустя полгода злополучный снимок таки прислали — и на нем были четко видны начальные признаки туберкулеза. Если бы Юлю начали лечить сразу после той флюорографии, она бы выздоровела в тот же год. А так много времени было упущено, и нужно было срочно начинать агрессивное лечение.
Врачи не нашли справку о том, что у меня нет вшей, и решили меня от них обработать. Сами понимаете, какая публика бывает в тубдиспансерах: я сидела в очереди на процедуру с разными маргинальными людьми, на стуле, на котором до меня сидел бомж. После обработки мне сказали помыть голову холодной водой, а затем заставили идти в отделение через улицу была весна, но на улице было еще холодно. Все это было не только неприятно, но и крайне унизительно», — вспоминает Юлия.
В свой первый день в больнице Юля весила 37 килограммов при росте 168 см и чувствовала себя неважно. Врачи должны были скорее определить, к каким антибиотикам возбудитель туберкулеза в ее организме имеет чувствительность, а затем назначить подходящие лекарства. Должны были, но не сделали этого: в одесском тубдиспансере, где девушка лечилась, у нее брали мокроту много раз, но так и не смогли правильно определить чувствительность к антибиотикам. Большинству людей эти препараты действительно помогают — но лишь в том случае, если нет резистентности.
У меня, как выяснилось позже, был мультирезистентный туберкулез. Это значит, что я заразилась от человека, который уже чем-то лечился, и возбудитель успел выработать устойчивость к определенным лекарствам.
И там выяснилось, что туберкулез перешел на правое легкое. Я была в шоке — как же так, ведь я пила таблетки в буквальном смысле горстями? И почему врачи не заметили этого на прошлых рентгенах? Оказалось, что для экономии в тубдиспансере мне делали только снимки левого легкого! Когда я это узнала, я так орала, что думала, сойду с ума. В этот момент мне стало реально страшно. Пока я лежала в больнице, я видела, как умирают подростки, как они мучаются после операции — и теперь эта участь могла постигнуть и меня».
Врачи честно сказали Юле: если у нее есть деньги и она хочет выздороветь, ей нужно ехать в институт фтизиатрии в Киеве. Девушке подсказали имя профессора, которая могла бы ей помочь, но не дали никаких контактов. Не знаю, что он ей сказал, что пообещал, но она согласилась принять меня на следующий же день. Я быстро покидала вещи, собрала все нужное для госпитализации и села на поезд. В институте фтизиатрии Юля наконец поняла, насколько неправильно ее лечили раньше. Уже через две недели врачи определили, на какие лекарства у нее есть резистентность, — как выяснилось, это весь первый ряд противотуберкулезных препаратов и часть второго. После этого Юлю стали лечить подходящими лекарствами, и она пошла на поправку. Спустя три-четыре месяца стало гораздо лучше: каверны начали затягиваться. Девушку выписали, сказав явиться через два месяца на очередной контрольный снимок.
Эти снимки — серьезное испытание. Каждый раз идешь на рентген с дрожащими коленями, как на расстрел. И гадаешь, что на этот раз — улучшение или очередной рецидив? Юле снова не повезло — снимки показали негативную динамику. Ей пришлось собрать вещи и вернуться в институт фтизиатрии. На этот раз девушке прописали лекарства из второго и третьего ряда химиотерапии, и в дополнение к этому ей стали давать экспериментальные препараты. Пришлось подписать кучу бумаг о том, что если что-то пойдет не так, то я не буду никого винить. Лекарство нужно было вводить в легкое напрямую, с помощью бронхоскопии. Это отвратительная процедура, которую мне за время лечения пришлось пройти 48 раз.
Сначала мне около 30 минут вливали в нос и горло лидокаин, чтобы убрать чувствительность — это само по себе не очень приятно. Но затем начиналось самое страшное: в нос засовывали зонд толщиной с мизинец и проталкивали его до самых бронхов. Еще пару дней после бронхоскопии я не могла нормально есть и пить, все было исцарапано и болело. И такую процедуру мне делали каждую неделю». Кроме неприятных ощущений от процедуры, была еще одна проблема — по условиям клинических испытаний бесплатно выдавали только четыре ампулы препарата, а Юле на курс нужно было 10. Одна ампула стоила 300 долларов — таких денег у семьи на тот момент не было. Каждую неделю он переводил мне 300 долларов, чтобы я могла купить очередную ампулу. Я ему очень благодарна — возможно, благодаря ему я до сих пор жива. Свет в конце туннеля Юлю снова выписали, и она поехала домой.
Случайно попала на свой выпускной, зайдя в школу по делам. Реакция одноклассников ее не обрадовала — они все шарахались от девушки, как от прокаженной. После того, как я заболела, всех одноклассников отправили на проверку в тубдиспансер. Никто больше не заразился, но они стали обсуждать меня, распускать слухи. Кто-то говорил, что видел меня в больнице, что я умираю. Девушка очень хотела вернуться к нормальной жизни. Никуда поступить она, конечно, уже не могла, устроилась на работу секретарем.
Если лечение закончено преждевременно, вероятность того, что болезнь вернется, очень высока! Более того, «недобитая» микобактерия может выработать устойчивость к принимаемым препаратам и следующий курс терапии может оказаться неэффективным. Некоторые лекарства, которые вы принимаете помимо противотуберкулезной терапии, могут влиять на эффективность и переносимость лечения. Важно сообщать врачу обо всех принимаемых препаратах, даже если это просто витамины или БАДы. Особенно важно знать врачу, если вы принимаете эти средства: противоэпилептические карбамазепин и др. В случае четкого соблюдения всех назначений врача лечение активной формы туберкулеза занимает в среднем год.
Лечится ли туберкулез?
Лечат латентный туберкулёз только у тех, кто в случае внезапной активизации инфекции по роду службы может заразить большое количество людей. Лечение МЛУ ТБ и ШЛУ ТБ требует применения более дорогих препаратов, чем при терапии обычного туберкулеза, сказано на сайте ВОЗ. Для лечения туберкулеза применяли всевозможные средства, однако, большинство из них были малоэффективны, поскольку болезнь очень хитроумна — она плохо поддается даже современному лечению. При лечении больных туберкулёзом в XIX веке использовались в основном гигиенические мероприятия, диетотерапия, санаторно-курортные факторы. МедикФорум представляет новости туберкулеза сегодня. Интересные материалы и новости о туберкулезе здесь и сейчас. После открытия основных антибиотиков (изониазид и рифампицин) туберкулез очень хорошо лечился и был практически побежден.
Новости туберкулеза
У взрослых лечение туберкулеза сложное и длительное, в зависимости от типа и тяжести заболевания оно продолжается до двух лет и включает в себя следующие мероприятия. При лечении больных туберкулёзом в XIX веке использовались в основном гигиенические мероприятия, диетотерапия, санаторно-курортные факторы. В прошлом году уже обновляли клинические рекомендации лечения туберкулеза у взрослых, разработанные Российским обществом фтизиатров и Ассоциацией фтизиатров, но Минздрав опубликовал новый стандарт лечения этой социальной болезни.
Основные признаки туберкулеза
Климатолечение туберкулёза в Крыму , существовавшее ещё в Средневековье , во многом благодаря Боткину получило научное обоснование. В 1865 году французский морской врач Жан-Антуан Вильмен описал, как после распространения эпидемии на корабле вследствие наличия одного больного туберкулёзом он для доказательства инфекционной природы заболевания собирал мокроту больных и пропитывал ею подстилку для морских свинок. Свинки заболевали туберкулёзом и умирали от него. Так Вильмен экспериментально доказал, что туберкулёз — заразная «вирулентная» болезнь. Инфекционную природу туберкулёза подтвердил немецкий патолог Юлиус Конгейм в 1879 году. Он помещал кусочки органов больных туберкулёзом в переднюю камеру глаза кролика и наблюдал образование туберкулёзных бугорков. В 1868 году немецкий патолог Теодор Лангганс обнаружил в туберкулёзном бугорке гигантские клетки , ранее обнаруженные Пироговым, но позже названные в честь Лангганса, так как он дал более подробное описание и не был знаком с трудами Пирогова. В 1882 году в Риме Карло Форланини впервые успешно применил искусственный пневмоторакс[ источник не указан 2178 дней ]. Основой, видимо, послужили истории излечения больных туберкулёзом, получивших ранения груди в бою или на дуэли. Облик фтизиатрии преобразовала деятельность Роберта Коха , открывшего возбудитель туберкулёза, и его доклад 24 марта 1882 года. Солнечные лучи — смерть для бацилл туберкулёза.
Я предпринял свои исследования в интересах людей. Ради этого я трудился. Надеюсь, что мои труды помогут врачам повести планомерную борьбу с этим страшным бичом человечества». В 1882 году в Германии Роберт Кох после 17 лет работы в лаборатории открыл возбудителя туберкулёза, которого назвали бациллой Коха БК. Он обнаружил возбудителя при микроскопическом исследовании мокроты больного туберкулёзом после окраски препарата везувином и метиленовым синим. Впоследствии он выделил чистую культуру возбудителя и вызвал ею туберкулёз у подопытных животных. В настоящее время фтизиатры пользуются термином МБТ микобактерия туберкулёза. Кох родился у подножия горы Брокен, где по преданиям в Вальпургиеву ночь собираются нечистые силы, в том числе, покровители чахотки. Поэтому, помимо 24 марта, 1 мая — день за Вальпургиевой ночью — также является датой, символизирующей победу Коха над силами тьмы. Кроме того, доклад Коха был напечатан в немецком медицинском журнале 10 апреля, а подробнейшие отчёты в английской « Times » — 22 апреля и в американской « New York Times » — в центре глобальной пандемии туберкулёза — 3 мая 1882 года [20].
Благодаря публикации 3 мая 1882 года Эндрю Карнеги выделил Коху деньги на создание института Роберта Коха. Именно дата 3 мая совпала с датой основания Лиги по борьбе с туберкулёзом в России 3 мая 1910 года по новому стилю и первым Днём белой ромашки в России 3 мая 1911 года по новому стилю. До своего триумфа Коху пришлось выдержать борьбу с Рудольфом Вирховым , слишком буквально понимавшим социальные болезни как неинфекционные, вирулентность которых Вирхов объяснял наличием образующихся при недостатке света, свежего воздуха и питательных веществ вирулентных белков, подобных позднее открытым прионам. Но Кох, вначале признавая Mycobacterium bovis возбудителем туберкулёза человека тоже, затем изменил своё мнение и с упрямством, достойным лучшего применения, долго отрицал возможность поражения человека микобактериями бычьего туберкулёза, в результате чего тормозилось внедрение пастеризации молока, и многие заболели при употреблении некипячёного и непастеризованного молока, и неосторожно хвалил туберкулин как возможное средство профилактики и лечения туберкулёза, что было понято не как «возможное». Неоправдавшиеся ожидания больных и врачей подорвали авторитет Коха. Поэтому Кох получил Нобелевскую премию только в 1905 году. Кох считается основателем не только современной медицинской бактериологии , но и — вместе с Рудольфом Вирховым — современных общественного здравоохранения и гигиены. Благодаря их деятельности была прекращена квартальная застройка и резко ограничена уплотнительная застройка. В 1887 году в Эдинбурге Шотландия был открыт первый противотуберкулёзный диспансер от фр. В этом новом учреждении оказывалась больным не только медицинская, но и социальная помощь.
Затем диспансеры были созданы и в других европейских странах, в том числе, в России.
Обильное потоотделение по ночам. Кровохарканье - один из наиболее характерных признаков туберкулеза лёгких. Как правило, кровь отхаркивается после затяжного приступа кашля, и, вместе с отделением мокрот, больной обнаруживает сгустки крови. Самое опасное проявление туберкулёза лёгких - "кровь горлом". Это кровотечение лёгких, и оно требует неотложной медицинской помощи. Характер кровохаркания при туберкулёзе отличается от аналогичного симптома при сердечной недостаточности или ракообразованиях в лёгких.
Внешние признаки туберкулёза В целом туберкулёзные или, как раньше говорили, чахоточные больные выглядят удивительно красиво: они очень сильно теряют в весе, поэтому заостряются черты лица, телосложение стремится к худощавому.
Для диагностики используется венозная кровь. Наличие в организме активного туберкулеза обуславливает появление в крови особых белков, входящих в состав микобактерий.
Т-лимфоциты реагируют на присутствие этих белков и в результате такой сенсибилизации начинают усиленно вырабатывать интерферон-гамма. Квантифероновый тест основан на измерении уровня интерферона-гамма, повышение которого указывает на наличие туберкулезной инфекции в пробе крови. Позволяет диагностировать латентную и активную формы легочного и внелегочного туберкулеза.
Для исследования используют венозную кровь. В основе метода лежит оценка количества самих сенсибилизированных Т-лимфоцитов. Он также не дает ложноположительных результатов и подходит уязвимым группам пациентов.
Анализ мокроты. Для проведения теста необходимо собрать утреннюю мокроту, которая отделяется при кашле. Во взятом образце определяют наличие самих микобактерий.
Анализ подходит только для диагностики туберкулеза легких.
Заболевание может вызвать разные тяжелые инфекции, которые сопряжены с высоким риском летального исхода. ВИЧ и туберкулез является очень тяжелым сочетанием заболеваний. Таких пациентов тяжело лечить и добиться полного выздоровления, — рассказала врач. Какие симптомы Медик предупредила, что туберкулез не имеет специфических проявлений, например, как другие заболевания аналогичного органа: — Например, туберкулез легких в начале будет протекать бессимптомно или с минимальными клиническими проявлениями.
В стадии обострения он напоминает бронхит или пневмонию. Единственное, что может навести врача на мысль о туберкулезе, — это характерная клиническая картина на рентгенограмме. Специалист подчеркнула, что в любом случае туберкулез подтверждают с помощью специального метода диагностики — диаскинтеста. Кроме того, врачи берут на анализ мокроту, мочу, кровь для исследования на микробактерии и, если их обнаруживают, назначают лечение.