Теперь наш блогер, учитель Алихан Динаев, рассказывает про перемены, которые нас ждут на ЕГЭ по обществознанию. Особенности экзамена Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2024 года Структура экзамена: первая и вторая части Советы по подготовке к ЕГЭ по обществу.
Кодификатор ЕГЭ по обществознанию 2021
Выпускники 2024 года, знакомимся с экзаменационными материалами 2024 года по обществознанию. Все темы кодификатора ЕГЭ по обществознанию. Что необходимо знать для подготовки к экзамену? Перечень тем, проверяемых на ЕГЭ по обществознанию по блокам для успешной сдачи. 16+. Теория по обществознанию. Обществознание. Разберём детально кодификатор ЕГЭ от ФИПИ для сдачи обществознания в 2024 году.
Темы ЕГЭ по обществознанию
Использование кодификатора ЕГЭ обществознание 2024 год способствует более осознанному и систематическому подходу к подготовке к экзамену, что повышает шансы на получение высокого балла и успешное прохождение экзамена. Преимущества использования нового кодификатора ЕГЭ обществознание Новый кодификатор ЕГЭ обществознание для 2024 года предлагает ряд преимуществ, которые значительно облегчают процесс подготовки и проведения экзамена. Единый государственный экзамен по обществознанию остается очень популярным среди выпускников, и ожидается, что эта тенденция сохранится в 2024 году.
ЕГЭ по обществознанию — 2024: структура и особенности экзамена
Вся теория по кодификатору ЕГЭ обществознание. Узнайте, будут ли изменения в ЕГЭ по обществознанию 2024 года, какой будет структура КИМов, какие даты будут доступны для сдачи экзамена, а также как правильно организовать подготовку без репетитора. 15 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Получи актуальный кодификатор ЕГЭ по обществознанию на 2024 год, утвержденный Федеральным институтом педагогических измерений.
Разбор демоверсии ЕГЭ-2024 по обществознанию
Работа межшкольного факультатива (МШФ) в дистанционном формате для учащихся, сдающих ЕГЭ в 2024 году по истории по теме: «Отработка навыков выполнения заданий 2 части ЕГЭ-2024 по истории: задание № 21». Теория ЕГЭ обществознание по кодификатору 2024 год: основные принципы и подготовка к экзамену. Кодификатор ЕГЭ 2024 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. Разбираем демоверсию ЕГЭ-2024 по обществознанию: рассказываем об изменениях и делимся полезными материалами для подготовки к экзамену на высокий балл. Разбираем демоверсию ЕГЭ-2024 по обществознанию: рассказываем об изменениях и делимся полезными материалами для подготовки к экзамену на высокий балл. Кодификатор ЕГЭ 2024 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс.
ЕГЭ обществознание 2024 — основная информация
Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности. Рамки Политики конфиденциальности Настоящая Политика конфиденциальности далее — «Политика» применяется к информации, полученной через данный сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику далее — «Сайт» от пользователей Сайта далее — «Пользователи». Нижеследующие правила описывают, как Университет «Синергия» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу субъекту персональных данных далее — «Персональные данные» , для целей оказания услуг с использованием Сайта. Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт. Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие операцию или совокупность действий операций , совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение обновление, изменение , извлечение, использование, передачу распространение, предоставление, доступ , блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных.
Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности. Контролирующие и обрабатывающие лица Пользователи соглашаются с тем, что: Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике.
Даты проведения В 2024 году в формате ЕГЭ произойдут некоторые изменения. Одним из заметных изменений является то, что выпускники предыдущих лет будут иметь возможность сдать экзамен по обществознанию только в резервные дни в течение основного периода. Дополнительно для этой конкретной группы можно будет досрочно сдать экзамен ГИА государственная итоговая аттестация , но только при наличии уважительной причины, подтвержденной документально. То же самое касается и выпускников 2023-2024 учебного года. Для обществознания будут зарезервированы дни в досрочной и основной сессиях ГИА, даты которых будут утверждены осенью. В сентябре пересдать предметы по выбору нельзя!
Задание 20 предполагает использование информации из текста и контекстных обществоведческих знаний в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. Экзаменуемый должен осуществить поиск социальной информации и выполнить задания, связанные с соответствующим рисунком. Задание-задача с порядковым номером 22 требует анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в решении познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задание 23 проверяет знание и понимание ценностей, закреплённых Конституцией Российской Федерации. Составное задание 24—25 проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме. Задание 24 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса, а также привлечения изученных теоретических положений общественных наук для объяснения и конкретизации примерами различных социальных явлений. План задание 24 рассматривается как основа доклада по заданной теме.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, проверяемые заданиями ЕГЭ Знать и понимать: 1. На первой позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания. Задания 2—16 базового и повышенного уровней направлены на проверку сформированности знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов, сформированности представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества, сформированности представлений о методах познания социальных явлений и процессов, владения базовым понятийным аппаратом социальных наук; умения применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. Задания 2—16 представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: «Человек и общество, включая «Познание и духовную культуру» задания 2—4 , «Экономика» задания 5—7 , «Социальные отношения» задания 8, 9 , «Политика» задания 10, 11, 13 , «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации» задания 12, 14—16. Во всех вариантах КИМ задания данной части, проверяющие элементы содержания одного и того же тематического модуля, находятся под одинаковыми номерами. Отметим, что задание 12 во всех вариантах проверяет знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина позиция 5. Задания 17—20 объединены в составное задание с фрагментом научно- популярного текста или нормативного правового акта. Задание 17 направлено на выявление умений находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде.
Теория ЕГЭ обществознание по кодификатору 2024 год: основные принципы и подготовка к экзамену
Теперь риторические вопросы. Можем обсудить их в комментариях, коллеги: Почему такие перемены случаются буквально за неделю до начала учебного года? Уверены ли составители ЕГЭ, что учителя по всей стране готовы к такому объёму информации? Часов-то больше у нас не стало. То есть дети снова должны идти к репетиторам, чтобы подготовиться к экзаменам. И главный плюс ЕГЭ — доступность высшего образования — снова оказывается под вопросом. Если денег на репетиторов нет — нет и поступления.
Откуда нам брать информацию? Когда появятся новые учебники, пособия и справочники? Тем более, когда в списке новых тем есть довольно субъективные вроде «Влияние российской культуры на ценности общества». Зачем создавать темы-гиганты в кодификаторе? Объединив 2-3 темы в одну, составители ЕГЭ создают для учителей ещё одну большую проблему. У педагогов по всей стране есть огромное количество материалов для подготовки — они их сами много лет готовили — схемы, таблицы, инфографика, ментальные карты, презентации, конспекты, тесты.
Изменениями в кодификаторе все наши усилия свели на нет.
Мы даже шутим с коллегами, что «Обществознание» превращается в «Россияведение». И, во-вторых, это, мягко говоря, странные вопросы, продиктованные актуальной повесткой. Я с коллегами сейчас выполняю большую работу — шерстим все возможные учебники и законы, чтобы вообще понять, что из этого можно найти в учебниках, а что нет. Пытаемся «оценить масштаб трагедии». Какие это темы?
Учеба в школе и подготовка к ЕГЭ — процессы пересекающиеся, но не совпадающие. С учебниками всё ещё веселее. Есть учебники по старому ФГОС, их закупать школам нельзя, но те, которые есть, можно использовать ещё определенное количество лет. Таких учебников много — 6 линеек для 10—11-х классов и 8 линеек для 6—9-х классов. Появилась одна линейка учебников по новому ФГОС, её школам закупать можно. Но нужно ли?
Когда выйдет «единый» учебник, эту линейку тоже могут признать негодной. Их теперь не будут изучать? Но, как вы понимаете, разница между «должен рассказать» и «будет на экзамене» очень большая. Формально мы открываем кодификатор и этой темы не видим. Я, как и большинство моих коллег, считаю, что содержательно ни одна другая тема её не включает. Как будет на настоящем экзамене — вопрос.
В этом плане темы «Законодательство о выборах» и «Демократия» не так пострадали — содержательно, скорее всего, они входят в другие темы. А вот какая тема никуда не попадает — так это тема «Военная служба и АГС». Тема не «мертвая», она присутствовала на экзамене. Ребята должны были знать, к примеру, основания для отсрочки от военной службы и основания для прохождения альтернативной гражданской службы АГС.
Требования к уровню подготовки выпускников. Кодификатор по праву. Темы в кодификаторе по обществознанию. Подготовка к ЕГЭ Обществознание 2022 теория. Шпаргалки для ЕГЭ по обществознанию 2022. Экономика ЕГЭ Обществознание. Кодификатор ЕГЭ математика 2022. Кодификатор ЕГЭ математика профиль 2022. Кодификатор ЕГЭ Базовая математика. Кодификатор ЕГЭ математика профиль. Шпоры ЕГЭ Обществознание по заданиям. Шпаргалки по обществознанию ЕГЭ. Обществознание ЕГЭ шпаргалки. Кодификатор общество. Кодификатор ЕГЭ биология 2022. Кодификатор ЕГЭ по биологии 2021. Кодификатор ЕГЭ физика 2022. Кодификатор формул по физике ЕГЭ 2022. Кодификатор ЕГЭ физика 2022 формулы. Социализация индивида ЕГЭ. Этапы социализации ЕГЭ Обществознание. Виды социализации ЕГЭ. Социализация это в обществознании ЕГЭ. Полномочия президента РФ по Конституции таблица. Политика Обществознание ЕГЭ. Политика ЕГЭ Обществознание теория. Шпаргалка по обществознанию. Политика это в обществознании кратко. Кодификатор право. Право Обществознание кодификатор. Права в системе социальных норм кодификатор. Пособия для подготовки к ЕГЭ. Пособия для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Шпаргалки по обществознанию ЕГЭ 2021. Основные определения по обществознанию к ЕГЭ. Теория для ЕГЭ по обществознанию 2022. Материалы ЕГЭ Обществознание 2022 для подготовки. Шпаргалки ЕГЭ Обществознание политика. Планы по обществознанию ЕГЭ политика. Политика план ЕГЭ. Кодификатор политика. Социальные отношения кодификатор. Кодификатор по обществознанию. Базовые термины по обществознанию для ЕГЭ. Шпаргалки для ЕГЭ по обществознанию 2020.
Это наиболее популярный экзамен, который нужен для поступления на многие социально-экономические и гуманитарные специальности Демоверсии ЕГЭ по обществознанию. Первая часть экзамена состоит из 16 вопросов, 8 из которых базового уровня сложности, а еще 8 повышенного. За эту часть школьник может заработать максимум 28 баллов.
Какие темы убрали из демонстрационного варианта ЕГЭ-2024 по обществознанию?
Ответ на задание 24 не является планом, а по форме представлен в виде таблиц, схем, сплошного текста. Особенности политических партий как общественных организаций: наличие программы и устава, организационной структуры и др. Функции политических партий в демократическом обществе: представительство интересов большинства социальных групп, политическая социализация, участие в выборах и др. Классификации политических партий: по идеологии либеральные, консервативные, социалистические и др. Аргументированно сформулировать обоснование в нескольких распространённых предложениях. Ответить на второй вопрос.
В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции. Партия «Новые люди» выдвинула своих кандидатов на выборах в Государственную думу в 2021 году электоральная функция. Поэтому так важно, чтобы различные интересы социальных групп были представлены через партии, общественные организации и законодательный орган парламент.
Выдвигает своих кандидатов электоральная функция. КПРФ разработала новую политическую программу по соблюдению прав человека идеологическая. Засчитываются только обоснование и развёрнутые примеры, сформулированные как распространённые предложения.
Скажу честно: некоторые из новых тем мне нравятся. Я вижу общую тенденцию к повышению практикоориентированности экзамена и предмета. В таком виде обществознание становится ближе к реальной жизни. Я и без всякого кодификатора учу детей финансовой грамотности и рассказываю про налоговые вычеты.
Но остальные изменения слишком масштабны. А времени у нас слишком мало. Мне кажется, всем нам нужен как минимум один учебный год на подготовку к такой программе. Дорогие коллеги-обществоведы! К счастью, это пока еще не окончательная версия. По собственному опыту знаю, что руководство ФИПИ готово прислушиваться к мнению педагогов. Я призываю вас писать замечания, предложения и вопросы на почту fipi fipi.
Иначе у нас и у наших учеников в следующем июне будут очень большие проблемы. Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
И главный плюс ЕГЭ — доступность высшего образования — снова оказывается под вопросом.
Если денег на репетиторов нет — нет и поступления. Откуда нам брать информацию? Когда появятся новые учебники, пособия и справочники? Тем более, когда в списке новых тем есть довольно субъективные вроде «Влияние российской культуры на ценности общества».
Зачем создавать темы-гиганты в кодификаторе? Объединив 2-3 темы в одну, составители ЕГЭ создают для учителей ещё одну большую проблему. У педагогов по всей стране есть огромное количество материалов для подготовки — они их сами много лет готовили — схемы, таблицы, инфографика, ментальные карты, презентации, конспекты, тесты. Изменениями в кодификаторе все наши усилия свели на нет.
Все придется переделывать. Кто и когда это будет делать? Зачем на ровном месте и без какой-либо необходимости заставлять педагогов выполнять сложную, долгую и неоплачиваемую работу? Скажу честно: некоторые из новых тем мне нравятся.
Я вижу общую тенденцию к повышению практикоориентированности экзамена и предмета.
Кодификатор изменили! ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ в ЕГЭ по обществознанию 2024
Классификации политических партий: по идеологии либеральные, консервативные, социалистические и др. Аргументированно сформулировать обоснование в нескольких распространённых предложениях. Ответить на второй вопрос. Эксперт засчитает его только при корректном указании названий трёх элементов. Привести примеры в соответствии с заданием. Правила для оформления ответа не предусмотрены, поэтому он может быть записан в свободной форме.
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Экономический выбор. Главные вопросы экономики. Тема 2. Экономическое содержание собственности. Домашние хозяйства, предприятия, государство. Потребление, сбережения, инвестиции. Экономические отношения и экономические интересы. Рациональное поведение людей в экономике. Экономическая свобода и социальная ответственность субъектов экономики. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества. Функционирование рынков. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена. Эластичность спроса и эластичность предложения. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рынки труда, капитала, земли, информации. Типы рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Монополия, виды монополий. Государственная политика Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы антимонопольного регулирования экономики. Заработная плата и стимулирование труда. Минимальная оплата труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодёжи. Деятельность профсоюзов. Потребности современного рынка труда в Российской Федерации. Цели предприятия. Экономические цели фирмы. Факторы производства и факторные доходы. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Показатели деятельности фирмы. Издержки, их виды необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки. Амортизационные отчисления. Выручка, прибыль. Экономическая эффективность. Эффект масштаба производства. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Виды и мотивы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предприятий. Малый бизнес. Этика предпринимательства. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Фондовый рынок. Финансовые институты. Банковская система.
Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Виды налогов. Принципы налогообложения в Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Налогообложение и субсидирование. Фискальная политика государства. Экономический рост и пути его достижения. Измерение экономического роста. Реальный и номинальный валовой внутренний продукт. Макроэкономические показатели и качество жизни. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов. Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешняя торговля. Сравнительные преимущества в международной торговле. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли. Международные расчёты. Платежный баланс. Валютный рынок. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации. Социальная сфера Здесь же будут проверять знания в области введения в социологию. Этот блок включает 10 подразделов: Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, её критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Этнические общности. Этнокультурные ценности и традиции. Нация как этническая и гражданская общность. Этнические отношения. Этническое многообразие современного мира. Миграционные процессы в современном мире. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы основы национальной политики в Российской Федерации. Молодежь как социальная группа, ее социальные и социально-психологические характеристики. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в современной России. Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе. Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Социализация личности и ее этапы. Агенты институты социализации. Социальные нормы и отклоняющееся девиантное поведение. Формы социальных девиаций. Социальный контроль и самоконтроль. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации. Государственная молодежная политика Российской Федерации. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям. Особенности профессиональной деятельности в сфере науки, образования, искусства. Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовых сферах. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога. Особенности профессиональной деятельности политолога. Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная группа. Политическая сфера В этом разделе создатели экзамена собрали все аспекты политической сферы и введения в политологию. Посмотрим, какие вопросы нужно изучить: Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Структура, ресурсы и функции политической власти. Легитимность власти. Политические институты. Политическая деятельность. Политическая система общества, её структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество. Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего.
Политическое поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политический процесс и участие в нём субъектов политики. Формы участия граждан в политике. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная система Российской Федерации. Типология лидерства. Интернет в современной политической коммуникации. Понятие, признаки и функции права. Роль права в жизни общества. Понятие, структура и виды правовых норм. Тема 5. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и процессуальное право, национальное и международное право. Система российского права. Субъекты правоотношений, их виды. Виды правонарушений, состав правонарушения. Понятие и виды юридической ответственности. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Гражданско-правовые отношения: понятия и виды. Субъекты гражданского права. Физические и юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. Правоспособность и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Защита гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Семья и брак как социально- правовые институты. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности членов семьи супругов, родителей и детей. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения. Образовательные правоотношения. Права и обязанности участников образовательного процесса. Административное правонарушение и административная ответственность, виды наказаний в административном праве. Экологические правонарушения. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду.
Кодификатор егэ обществознание 2024
Типы рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Монополия, виды монополий. Государственная политика Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы антимонопольного регулирования экономики.
Заработная плата и стимулирование труда. Минимальная оплата труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости.
Особенности труда молодёжи. Деятельность профсоюзов. Потребности современного рынка труда в Российской Федерации. Цели предприятия. Экономические цели фирмы.
Факторы производства и факторные доходы. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Показатели деятельности фирмы. Издержки, их виды необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки. Амортизационные отчисления.
Выручка, прибыль. Экономическая эффективность. Эффект масштаба производства. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Виды и мотивы предпринимательской деятельности.
Организационно-правовые формы предприятий. Малый бизнес. Этика предпринимательства. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Фондовый рынок.
Финансовые институты. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Денежно-кредитная монетарная политика Банка России. Денежные агрегаты.
Денежная масса и денежная база. Денежный мультипликатор. Вклады и кредиты. Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Цифровые финансовые активы. Антиинфляционная политика в Российской Федерации. Несовершенства рыночной организации хозяйства Экономические функции государства. Общественные блага. Государственное регулирование рынков.
Внешние эффекты. Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения проблемы асимметрии информации. Цифровизация экономики в Российской Федерации.
Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Виды налогов. Принципы налогообложения в Российской Федерации.
Первая часть экзамена включает в себя 16 заданий, предполагающих краткий ответ. Это могут быть: Задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из списка предложенных; Задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Соответственно, ответом на каждое из заданий первой части является последовательность цифр, а бланк ответов проверяется автоматической системой. В первой части экзамена выпускникам предстоит решить 8 заданий базового уровня сложности и ещё 8 — повышенного. Вторая часть работы состоит из 9 заданий с развёрнутым ответом. Задания этой части рассчитаны на выпускников с более высоким уровнем подготовки и умениями объяснять и аргументировать свои ответы в письменной форме. И тем не менее, наряду с заданиями высокого уровня сложности, в неё входят также 5 вопросов, относящихся к базовому уровню.
Свобода и необходимость в деятельности человека. Познавательная деятельность. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, её критерии.
Абсолютная, относительная истина. Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ.
Постиндустриальное информационное общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и её противоречивые последствия.
Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Функции культуры.
Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Этика и этические нормы. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации. Образование в современном обществе. Российская система образования.
Основные направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Религия, ее роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести.
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры. Достижения современного российского искусства. Экономическая жизнь в обществе Этот раздел включает также введение в экономику. В него входят 18 подразделов, охватывающие все экономические вопросы, которые проходили на уроках. Роль экономики в жизни общества. Микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика.
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Экономический выбор. Главные вопросы экономики. Экономические институты и их роль в развитии общества. Экономическое содержание собственности.
Типы экономических систем. Экономическая деятельность и ее субъекты. Домашние хозяйства, предприятия, государство. Потребление, сбережения, инвестиции. Экономические отношения и экономические интересы. Рациональное поведение людей в экономике. Экономическая свобода и социальная ответственность субъектов экономики.
Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества. Институт рынка. Функционирование рынков. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон спроса.
Закон предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена. Эластичность спроса и эластичность предложения. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рынки труда, капитала, земли, информации. Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы рыночных структур.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Монополия, виды монополий. Государственная политика Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы антимонопольного регулирования экономики. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда.
План по глобализации современного общества. Глобализация современного общества план ЕГЭ Обществознание. Кодификатор ЕГЭ химия 2021. Контрольная работа требования к содержанию. Баранов Обществознание ЕГЭ 2021. Справочник по обществознанию Баранов ЕГЭ. Кодификатор экономика ОГЭ. Кодификатор ЕГЭ по истории 2021.
Таблицы по обществознанию. Теория по обществознанию. Основные термины обществознания. Кодификатор социальная сфера. Как составить кодификатор. Международное право. Международное право Обществознание. Международные права.
Международное право ЕГЭ. Кодификатор ЕГЭ по математике 2022. Кодификатор ЕГЭ по русскому языку 2023. Кодификатор по профильной математике ЕГЭ 2022. Права ЕГЭ Обществознание. Полномочия ЕГЭ Обществознание. Право Обществознание ЕГЭ. Права человека ЕГЭ.
Уровни образования ЕГЭ Обществознание. Образование ЕГЭ Обществознание таблица. Образование ЕГЭ Обществознание. ЕГЭ математика профиль 2022. Профильная математика ЕГЭ 2022. Кодификатор профильной математики. Проходной по математике ЕГЭ профиль 2022. Кодификатор ЕГЭ физика формулы.
Кодификатор ЕГЭ физика 2023. Кодификатор ОГЭ английский язык 2022. Термины по обществознанию ЕГЭ. Термины по обществознанию ЕГЭ 2023. Основные термины по обществознанию и понятия. Термины Обществознание ЕГЭ 2023. Общество ЕГЭ. Теория для ОГЭ по обществознанию.
Формулы по физике из кодификатора ЕГЭ. Термины Обществознание. Понятия по обществознанию. Термины по обществознанию ОГЭ. Термины Обществознание ОГЭ.