Новости сколько азербайджанцев живет в иране

Там проживают азербайджанцы и это известно, еще в советское время в сборниках указывалась цифра в 3 тысячи азербайджанцев, проживающих в Ираке. По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране – 30 миллионов человек, Турции – 3 миллиона человек и России – 2 миллиона человек. Сколько азербайджанцев живут в Иране и в какой части страны? Азербайджанцы проживают преимущественно в северо-западных провинциях Ирана, таких как Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль и Зенджан. Азербайджанцы в Иране преимущественно проживают в северо-западных провинциях: Восточный и Западный Азербайджан, Ардебиль и частично Зенджан.

Азербайджанцы в Иране: сколько азербайджанцев живет в ИРИ?

Но, по словам президента Азербайджана, позже в Евросоюзе нарушили достигнутые договоренности, приняв без согласования с Баку решение об отправке новой миссии после того, как срок действия мандата прежней истек 19 декабря 2022 года. В Баку также указывают на провокационный и нежелательный характер действий Армении и ЕС. О том же, перечислю еще раз, говорят в Тегеране, Москве, Анкаре. Получается, что официальный Ереван пытается проводить политику, которая идет вопреки интересам всех важнейших государств региона. Это не просто ошибка со стороны руководства Армении. Это их вынужденное или добровольное согласие на участь пешки в чужой, несущей риски региону, игре. У Азербайджана совершенно иной статус. Наша страна давно уже имеет реноме экономического и военного лидера на Южном Кавказе. Именно благодаря этому своему статусу официальный Баку успешно развивает отношения как с Россией, так и с Украиной, как с Ираном, так и с Израилем.

Foreign Policy Association приводит слова Бахтияра Набиева, председателя Ясамальского районного отделения партии "Ени Азербайджан", который также является беженцем из Западного Азербайджана, сказавшего, что процесс изгнания азербайджанцев из их родного города Иреван начался в феврале 1988 года. Как вспоминает Набиев, существовала вероятность нападения армян в любой момент, люди пытались эвакуироваться. Он оставался в Кировакане до мая 1989 года. После землетрясения произошло отключение электроэнергии, и там проживало ограниченное число жителей.

Иранские власти считают ее террористической, в 2010-2011 годах им удалось фактически разгромить ее костяк», — рассказывает Семенов. Другие нацменьшинства Ирана — бахтияры, туркмены, гилянцы, мазендеранцы — не столь многочисленны, сепаратистские настроения у них почти отсутствуют. Несмотря на то что протестные настроения охватили север Ирана, где большинство составляют этнические азербайджанцы, второй по многочисленности этнос страны, эксперты не считают этот факт угрозой режиму.

Иранский Азербайджан Семенов обращает внимание на то, что иранские азербайджанцы всегда занимали высокие должности и стояли у истоков образования нынешнего шиитского Ирана, поэтому говорить о сепаратизме в этой среде можно с натяжкой. Никто, включая этнических иранцев, не оспаривает этот факт. То есть современный Иран — это переплетение персидской и тюркской сущностей иранского народа», — объясняет Семенов. Востоковед Гасымов считает, что азербайджанцам Ирана присуща амбивалентная национальная идентичность, национализм и пантюркизм в основном распространены в среде молодежи и футбольных фанатов. Однако официальный Тегеран еще с 1990-х годов настороженно относится не только к местным азербайджанцам, но и к политике Баку в целом. При этом Азербайджан иранцы называют Республика Баку, что ужасно раздражает азербайджанцев», — объясняет он. После распада Советского Союза и образования независимого Азербайджана иранские власти не знали, как к нему относиться.

На западе Ирана существует одноименный остан провинция. Иранцы осознают, что Азербайджан со столицей в Баку — это осколок Иранской державы, некогда отторгнутый Российской империей Нурлан Гасымоввостоковед Тем не менее Иран пытался распространять свою «мягкую силу» на Азербайджан. Расширялись культурные связи, развивались образовательные программы, создавались межнациональные культурные центры. Но парадокс к том, что и азербайджанцы оказывали влияние на своих иранских собратьев, что вызвало беспокойство верховного руководства ИРИ, поэтому межкультурное взаимодействие постепенно сократилось. Теперь Тегеран и Баку связывают в основном энергетические, логистические, инфраструктурные, экономические проекты. Культурное и политическое взаимодействие сведено к минимуму. Режим аятолл опасается, что азербайджанцы Ирана потянутся к своим собратьям на Южном Кавказе, что усилит сепаратизм в стране», — говорит Гасымов.

Его возглавил профессор Тебризского университета Махмуд Чехреганлы — этнический азербайджанец. Члены этой организации выступали за отделение Южного Азербайджана от Ирана, однако против них возбудили уголовные дела. Чехреганлы бежал в США. И отвечает, что иранские азербайджанцы считают себя все же иранцами. И если речь заходит об объединении азербайджанцев, то речь идет не о присоединении севера Ирана к Азербайджану. Идеальная картина мира иранских азербайджанцев состоит в том, чтобы видеть Азербайджан в составе Ирана, и тогда азербайджанский народ станет единым», — объясняет Гасымов. Собеседники сходятся во мнении, что иранские азербайджанцы лучше, чем курды, белуджи, арабы, интегрированы в иранскую политику, парламент, духовенство, бизнес, и именно поэтому угроза азербайджанского сепаратизма в Иране преувеличена.

Не верят они и в прогнозы о том, что иранский режим на грани заката. Это позволяет режиму аятолл сохранять гибкость в случае кризисов, но сохранять исламскую сущность. Так и на этот раз.

Чем может грозить Армении возможное избрание азербайджанца главой Ирана? Заявки на участие в президентских выборах подали 475 человек, из них 42 — женщины. Наблюдательный совет, полномочный регистрировать кандидатов, утвердил лишь четверых: нынешнего главу государства Махмуда Ахмадинежада, члена Корпуса стражей исламской революции Мохсуна Резаи, экс-спикера парламента Мехти Карруби и бывшего премьер-министра Миргусейна Мусави, возглавлявшего правительство с 1981-го по 1989-й годы. Последний считается либералом и пользуется поддержкой бывшего президента-реформатора Мухаммада Хатами. В свое время Мусави был у Хатами советником. А до того возглавлял Академию искусств по профессии он архитектор.

Оппозиционер почти во всем противопоставляет себя действующему президенту. Он выступает за диалог с Западом, за уравнивание в правах мужчин и женщин, за ограничение роли духовенства в политической жизни, за преподавание в школах национальных языков этнических меньшинств. Особые надежды с Миргусейном Мусави связывают азербайджанцы, которые считают его своим соотечественником. Мусави ответил им столь же любезно. Но весь вопрос в том, считает ли сам Мусави себя азербайджанцем. Да, действительно, родился он в провинции Западный Азербайджан и родители его говорили на диалекте тюркского языка.

Как прошли переговоры в Баку

  • Иранский Азербайджан и армянский след
  • Азербайджанцы - происхождение народа, где и как живут, фото
  • Azərbaycan veb portalı
  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
  • Сколько азербайджанцев живет в мире? – Список | Газета "Каспий"
  • Текущее положение дел

Азербайджан между Персами и Турками

Смотрите так же новые видео: #Видео #Сколько #азербайджанцев #живет #Иране #ответы. Азербайджанцы в Иране преимущественно проживают в северо-западных провинциях: Восточный и Западный Азербайджан, Ардебиль и частично Зенджан. 90% азербайджанцев, проживающих на Кавказе, в Иране и Азербайджане, исповедуют ислам шиитского толка. Роль азербайджанцев в Иране демонстрируют все вышеперечисленные инциденты, и сегодня следует громко заявить, что каждый азербайджанец – иранец, а каждый иранец – азербайджанец. Сам факт того, что неизвестно, сколько южных азербайджанцев проживает в Иране, 18 или 30 миллионов, сам по себе свидетельствует о дискриминации.

Иранский Азербайджан - история и политика

Они говорят на азербайджанском языке, который относится к тюркской языковой семье, и имеют свои обычаи и традиции. Многие азербайджанцы также говорят на персидском языке, который является официальным языком Ирана. Азербайджанцы в Иране занимают различные должности и участвуют в различных сферах жизни, включая политику, экономику, культуру и искусство. Они имеют значительное влияние на политическую арену Ирана и активно участвуют в политических партиях и движениях. Особенность азербайджанской культуры в Иране проявляется в музыке, танцах, кулинарных традициях и национальных праздниках. Азербайджанские песни и танцы являются важной частью иранской культуры и часто исполняются на национальных и международных музыкальных и танцевальных фестивалях. Азербайджанцы в Иране имеют большое значение как политическая и этническая сила. Они продолжают бороться за свои права и бороться за признание своей этнической и культурной идентичности в Иране.

Являются после персов второй по численности этнической группой страны и крупнейшим национальным меньшинством Ирана. Многие Азербайджанцы с территории Южного Азербайджана переехали в другие части Ирана, такие как Тегеран. В настоящее время более 10 миллионов азербайджанцев живут за пределами Южного Азербайджана, где около 6 миллионов проживают в городе Тегеране. Проживают также в Куме, Меркези ,Керманшахе.

Крупные азербайджанские общины имеются Кередже, Мешхеде. Очень сложно дать точную оценку населения, так как сообщалось, что иранские власти вмешиваются в официальную статистику. Северо-запад современного Ирана и территория Азербайджанской Республики является родиной азербайджанцев. Однако в соответствии с иранским правлением Южный Азербайджан был разделен на несколько разных регионов, чтобы отделить народы региона друг от друга, от их родных языков и культуры.

В остальных частях света — на Американском континенте 1,300,000 человек , в Европе 1,500,000 , Африке 1,200,000 , Азии 3,250,000 , Австралии и Океании 10,000 , в Турции 3,000,000 количество поселившихся там наших соотечественников превышает 10 миллионов, и согласно мнению экспертов данная цифра может считаться суммарным значением азербайджанской диаспоры. Азербайджанцы на Американском континенте Больше всего азербайджанцев проживает в Северной, Центральной и Южной части Американского континента. Их количество в США достигает 1 миллиона, в Аргентине — 12. Также азербайджанцы проживают в Гондурасе, Гватемале, Перу и других странах Американского континента. Большинство азербайджанцев, проживающих в странах Американского континента, являются эмигрантами из Южного Азербайджана.

От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие

9 Сколько азербайджанцев живет в городе Москве? На севере Ирана проживают до 30 миллионов этнических азербайджанцев, и события в Нагорном Карабахе им небезразличны. В северной части Ирана, которая раньше называлась Азербайджаном, проживает 17 миллионов азербайджанцев. азербайджанцев проживают в Иране (четверть населения страны). Обучение в школах Ирана возможно только на фарси. Иранские азербайджанцы — Карта народов Ирана Иранские азербайджанцы (Азери) (перс. آذری) — южная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана (провинции Западный, Восточный Азербайджан. Около 10 миллионов азербайджанцев мира, приблизительная численность которых составляет 50 миллионов, в настоящее время проживают в эмиграции и составляют азербайджанскую диаспору.

Сколько азер

По мнению Тегерана, этот коридор закроет логистический доступ Ирана к Армении, отмечал журнал Foreign Affairs. Он угрожал применить военную силу против любых изменений международно признанных границ региона», — считает автор статьи в FA Мохаммад Аятоллахи Табаар. В октябре 2022 года Иран открыл свое консульство в Капане, административном центре Сюникской области. По словам эксперта из Центра Орбели Ереван Джонни Меликяна, Турция и Азербайджан раньше использовали для транспорта сообщения грузинскую территорию, а до этого — иранскую. В регионе существует и другой коридор — «Север — Юг», западный маршрут которого хотят провести из Ирана в Россию через Азербайджан. Подробнее о проекте читайте в статье RTVI. Регион, где все дружат друг против друга Иран поддерживает Армению из-за усиления израильского влияния в регионе и риторики азербайджанских политиков о принадлежности «Южного Азербайджана» северо-западные провинции современного Ирана, где преобладает азербайджанское население , считает эксперт Джонни Меликян. Также сказываются и поставки — прямые или через посредников — оружия Азербайджану из США, которое передается Баку «в качестве залога для возможно конфликта против Ирана», добавил он. Азербайджан развивает тесные отношения с Израилем, который Иран считает своим непримиримым противником. Другой аспект, беспокоящий Тегеран, — тесное сотрудничество Азербайджана с Турцией, которая остается традиционным соперником и конкурентом Ирана в регионе. Подписание в июне 2021 года Шушинской декларации, которая официально сделала Анкару и Баку союзниками, что вряд ли было воспринято в Тегеране с энтузиазмом.

При этом в регионе сложилась необычная ситуация с точки зрения религии. Многие противоречия Ирана с другой частью мусульманского мира вызвана религиозными различиями — в Иране большинство исповедуют шиизм, в то время как в Турции и странах Аравийского полуострова — суннизм. Но Азербайджан, будучи шиитской страной, развивает более тесные отношения с суннитской Турцией, а не с Ираном. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время подписания Шушинской декларации о союзнических отношениях, 15 июня 2021 Пресс-служба президента Азербайджанской Республики Азербайджан получает от Турции оружие. В 2021 году в нахичеванском эксклаве Турция и Азербайджан провели совместные учения «Нерушимое братство-2021». В ответ на военный альянс Баку и Анкары Иран, по сообщениям азербайджанских СМИ от октября 2022 года, направил Армении 100 управляемых ракет для беспилотных летальных аппаратов Almas и 500 противотанковых ракетных комплексов «Дехлавие» иранская копия российского ПТРК «Корнет». Армянская сторона отрицает такие поставки. Но и армяно-иранские отношения не безоблачны. На отношения Ирана с Азербайджаном и Арменией накладывается непростое общее прошлое. Территории обеих республик когда-то входили в Персидскую империю и оказались в Российской империи по итогам русско-персидской войны 1804-1813 годов.

По Гюлистанкому мирному договору от октября 1813 года к России присоединялись Дагестан, большая часть современных Азербайджана, Армении и Грузии. Окончательно Российская империя закрепилась в регионе по итогам русско-персидской и русской-турецкой войн 1826-1828 и 1828-1829 годов. Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев.

Этно карта Ирана. Протесты азербайджанцев в Иране. Иранцы и азербайджанцы. Исламская партия Азербайджана. Население азербайджанцев в Иране. Протесты иранских азербайджанцев. Иранские азербайджанки. Иракские азербайджанцы. Этнические азербайджанцы в Иране. Карта Южного Азербайджана в Иране. Территория Южного Азербайджана. Азербайджанцы в Иране численность. Иран сколько Азербайджан живет. Сколько азербайджанцев живет в Иране. Иранская семья. Семья азербайджанцев. Большая Азербайджанская семья. Сепаратизм в Иране. Азербайджанцы сунниты или шииты. Иранский Азербайджан. Южные азербайджанцы. Число азербайджанцев в мире. Население азербайджанцев в мире. День солидарности азербайджанцев всего. Иран и иранцы и иранки. Ганаве Иран. Иран коронавирус. Иранцы жители. Национальный костюм Ирана. Иранские азербайджанцы внешность. Сколько всего азербайджанцев в мире. Турки и азербайджанцы. Курды и азербайджанцы. Северный и Южный Азербайджан. Бахаре Киан. Пинар Афшар. Bahareh Kian Afshar. Азербайджанцы Айрумы. Северный Азербайджан в Иране на карте. Талыши иранцы. Территория расселения азербайджанцев в Иране. Население Азербайджана в Иране. Этнические азербайджанцы в Иране 1970. Этнические меньшинства в Иране. Этническое меньшинство в Азербайджане фото. Баку народ. Нация азейбарджанец.

Мазендеранцы — народ, проживающий на территории провинции Мазендеран. В древности провинция носила другое название — «Табаристан» и представляла собой отдельное независимое владение местных правителей. Поэтому у населения есть еще одно название «табари». В Иране проживает около 3-4 млн мазендеранцев. Предположительно, предки этого народа переселились с Кавказа. Занимаются земледелием, рыболовством и скотоводством. Туркмены В Иране проживает крупнейшая группа туркменов за пределами Туркменистана. Основное место поселения — северные и северо-восточные части Ирана, среди которых провинция Голестан, Северный Хорасан и Хорасан-Резави. Долгое время туркмены представляли собой группу кочевых и полукочевых племен. По некоторым оценкам, в Иране проживает от 2 до 3 миллионов. В настоящее время туркменская этническая группа почти ассимилировалась с персами, особенно в Горгане и Гонбад-е Габусе. Балуджи Кочевой и полукочевой этнос, в основном проживающий на юго-востоке страны в провинции Систан и Белуджистан. Отдельные группы обитают в Хорасане и Кермане. Язык белуджей имеет сходство с древним парфянским и прикаспийскими иранскими языками. Первые упоминания об этносе появляются в географическом трактате «Худуд ал-Алам». В «Шахнаме » Фирдоуси называет их «разбойниками пустыни». В Иране насчитывается не больше 2 миллионов представителей белуджей. Они занимаются кочевым скотоводством и пашенным земледелием. Происхождение слова «белуджи» неизвестно. Есть точка зрения, что слово образовано от имени вавилонского царя и бога Белос. По другой версии, оно пошло от персидского обозначения «петушиного гребешка». Якобы у народа были подобного вида шлемы. Некоторые ученые связывают это название с санскритским языком: «bal» — сила, а «och» — высокий, могущественный. Луры и бахтиары Кочевые и полукочевые народы, проживающие в юго-западной части страны: в Лурестане, Иламе, Чехармехали и Бахтиарии, Кохгилуйе и Бойерахмеде, Фарсе, Хузестане и Исфахане. Немного бахтиарских поселений встречается в Тегеране, Куме и исторической области Хорасана. Численность луров около 5 миллиона человек, бахтиаров — около 1 миллиона. Луры говорят на лурском наречии, которое похоже на персидский и курдские языки.

Многие из них вошли в руководство Ирана. Так, Аятолла Али Хаменеи , в 1981 стал президентом , а в 1989 — Высшим руководителем. Среди прочих известных этнических азербайджанцев в руководстве страны — действующий вице-президент Парвиз Давуди и экс-президент Мохаммад Хатами. Персы и другие ираноязычные народы Ирана называют азербайджанцев «торк» перс. Сепаратизм Однако, не все азербайджанцы ассимилировались с иранской культурой. В отдельных районах Ирана имеют место сепаратистские тенденции, негласно поддерживаемые Азербайджаном и Турцией.

Азербайджан между Персами и Турками

говорится в статье. Количество азербайджанских граждан, покинувших страну, в период с января по июль текущего года возросло на 19,8% — до 993,5 тысяч человек. Международная конференция под названием «Угнетение меньшинств в Иране: пример азербайджанской общины» была организована в Европейском парламенте организацией движения «Азери Фронт» и группой Эпп. Роль азербайджанцев в Иране демонстрируют все вышеперечисленные инциденты, и сегодня следует громко заявить, что каждый азербайджанец – иранец, а каждый иранец – азербайджанец. Справка: сейчас азербайджанцы проживают на своей исторической родине в Республике Азербайджан, а также в Иране, Грузии, Дагестане др. странах Кавказа.

Язык довëл Азербайджан до «тюркского» Ирана: Баку переиначивает историю?

90% азербайджанцев, проживающих на Кавказе, в Иране и Азербайджане, исповедуют ислам шиитского толка. Сколько живёт азербайджанцев в Иране? Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев. Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны. Главная» Новости» Иран и азербайджан новости. Сколько живёт азербайджанцев в Иране? Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев.

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В МИРЕ

Это неудивительно. Ведь Армения ввела в страну западных разведчиков под ширмой «наблюдательной миссии» Евросоюза, что не может не беспокоить Иран, который находится в давнем и жестком противостоянии с коллективным Западом. Собственно, еще в середине февраля на встрече с армянской делегацией во главе с вице-премьером Мгером Григоряном президент Ирана Эбрахим Раиси четко заявил, что присутствие иностранцев в регионе под предлогом решения региональных проблем не приветствуется Тегераном. В этой связи имеет смысл напомнить о том, что с 11 по 20 сентября прошлого года в Армении прошли совместные военные учения с США под названием «Партнер Орел-2023».

Тогда официальный Тегеран жестко отреагировал. Имеет смысл привести еще одно заявление по данному вопросу. Уверен, что и у официального Тегерана тоже есть доказательства того, о чем заявила М.

И нынешнее заявление Насера Канани предельно четко на это намекает. По сути, мы видим схожесть позиций Баку и Тегерана по данному вопросу.

Однако, согласно российско-персидскому Туркманчайскому миру 1828 года, Северный Азербайджан, занимавший примерно треть всех азербайджанских территорий, отошел под юрисдикцию Санкт-Петербурга. История расколотого народа развивалась с тех пор по двум направлениям. Южные азербайджанцы по-прежнему принадлежали к исламской и — шире — восточной цивилизации, северные же стали приобщаться к российской, а через нее — к европейской культуре. Именно на севере страны пробудилось национальное самосознание азербайджанского этноса, возникли политические партии.

После распада Российской империи в 1918-м местная элита объявила о создании Азербайджанской Демократической Республики — первой на мусульманском Востоке. Иран отказался признать независимое государство, а весной 1920 года Россия, теперь уже советская, восстановила здесь свою власть, воспользовавшись таким поводом, как кровавый конфликт между Баку и Ереваном из-за Нагорного Карабаха. Двадцать три месяца независимого существования не прошли для нации бесследно, в ее памяти осталась и та негативная роль, которую Россия, Армения и Иран сыграли в судьбе молодой демократической республики. Москва всерьез рассчитывала присоединить оккупированную территорию и в декабре 1945-го способствовала созданию там республики под руководством Сеида Джафара Пишевари, в правительство которого вошли немало выходцев из советского Азербайджана. Фактически готовилось объединение под эгидой СССР. Однако после ухода Советской армии власти Ирана разгромили республику.

Шанс восстановить целостность народа был упущен. Еще с конца 1980-х в Северном Азербайджане стали все чаще раздаваться призывы к объединению азербайджанских земель. Ныне эта дата официально отмечается как День солидарности азербайджанцев всего мира. Вновь вспыхнул конфликт с Арменией из-за Нагорного Карабаха, резко осложнились отношения с Москвой. С момента обретения Азербайджаном независимости его внешняя политика носила ярко выраженный прозападный, прежде всего проамериканский, характер. Этот курс, проводившийся правительством Народного фронта Азербайджана во главе с президентом Абульфазом Эльчибеем, сохранился и после прихода к власти в 1993-м Гейдара Алиева.

Перемены не могли не сказаться и на отношениях с Тегераном. В 2006-м посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани отмечал, что в настоящее время в Иране проживает более 35 миллионов азербайджанцев. Особенно заметную роль азербайджанцы играли в армии и органах государственной власти. Иран попытался направить ход событий в выгодное для себя русло, избрав для этого тактику содействия в урегулировании карабахского конфликта. По его предложению лидеры Армении и Азербайджана встретились в мае 1992 года в Тегеране. Однако эта первая и единственная попытка посредничества закончилась для ирано-азербайджанских отношений катастрофой.

Официальный Баку получил от Тегерана заверения в том, что Армения не будет предпринимать никаких военных операций, но еще до завершения переговоров армяне штурмом овладели городом Шуша — главным оплотом азербайджанцев в Нагорном Карабахе. Это событие во многом стало поворотным в войне, и моральная ответственность за него полностью ложится на Иран. В 1994-м Баку под давлением Вашингтона отказался включить Тегеран в число участников международного консорциума по разработке нефтегазовых месторождений на Каспии. Спустя два года из республики были выдворены почти все иранские религиозные, гуманитарные и общественные организации, а вскоре оказались арестованы и осуждены по обвинению в шпионаже в пользу Ирана руководители проиранской Исламской партии Азербайджана. К антииранским акциям подключилась и диаспора: на проводимых с 1997 года всемирных конгрессах азербайджанцев тема положения соотечественников в Иране поднимается постоянно. Другой камень преткновения в отношениях с Ираном — это проблема статуса Каспийского моря и производства энергоресурсов.

В июле 2001-го обе страны едва не оказались на грани войны: иранские истребители и морские корабли регулярно препятствовали разработкам нефтяных месторождений вблизи границы. В августе 2003 года Тегеран обвинил Баку в милитаризации Каспийского моря. Поводом послужило проведение совместных азербайджано-американских военно-морских учений по охране от террористов нефтегазовых морских платформ на Каспии, в которых принимали участие 18 военнослужащих США, два боевых вертолета и два патрульных катера Азербайджана. В результате президентских выборов-2003 власть в Азербайджане практически была передана от тяжелобольного президента Гейдара Алиева его сыну Ильхаму. Администрация Джорджа Буша-младшего предпочла не замечать откровенных фальсификаций и репрессий, сопровождавших избирательную кампанию, и признала объявленные итоги голосования. Это возмутило даже те силы, которые наиболее рьяно ориентировались на Запад.

На фоне лицемерной позиции Запада важным источником информации о происходящем в их собственной стране для населения Азербайджана было иранское радио и четыре телеканала телевидения Ирана, в первую очередь частный «Сэхэр-2». В республике стали быстро расти происламские настроения. В свою очередь и американцы стали больше внимания уделять национальным меньшинствам Ирана, особенно азербайджанцам. В 2002 году высокопоставленные американские чиновники приняли лидера Движения за национальное возрождение Южного Азербайджана — профессора Тебризского университета Махмудали Чехраганлы, высланного из Ирана. После этой встречи опальный политик сделал официальное заявление в СМИ: «Цель нашей организации — создание в Иране демократического светского государства с федеративным строем, причем Южный Азербайджан получит самый высокий статус автономии». По его словам, сразу после этого в США начались переговоры по объединению всех оппозиционных кругов Ирана.

Американцы настаивали на сохранении территориальной целостности Ирана как светского и демократического государства, в рамках которого азербайджанцы могут рассчитывать на создание автономной республики со столицей в Тебризе.

Сефевиды , говорили на азербайджанском языке; по мнению В. Минорского, они также владели и персидским, как родным [19]. Опорой Сефевидов стали огузоязычные кочевые племена разного происхождения: румлу, шамлу , устаджлу, бахарлу, текелю, афшар , каджар , зулькадар и варсак [20]. Во второй половине XV века эти племена получили общее название — кызылбаши азерб. Опираясь на них, руководитель сефевидского ордена шейх Исмаил предпринял поход против ширваншахов , овладел Шемахой и Баку , а затем разгромил правителя Ак-Коюнлу. Овладев Азербайджаном, в 1501 году он прововозгласил себя шахом. Шах Исмаил I Хатаи, родившийся в городе Ардебиль и владевший тюркским языком как родным [22] , является классиком азербайджанской литературы и поэзии [23].

В Государстве Сефевидов азербайджанский язык стал почти на столетие языком двора, армии и суда он сохранял этот статус на протяжении около столетия [24] [25] [26] [19] [27] [28]. В первый период Сефевидов азербайджанские тюрки доминировали в управлении Персией, а местный вариант тюркского языка и персидский язык испытывали сильное взаимное влияние [29]. Хабиби , азербайджанский поэт конца XV — начала XVI века , писавший на родном [30] азербайджанском языке. Изображение Хабиби на окне здания Музея азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви в Баку После падения династии Сефевидов в XVIII веке и хаоса последующих лет, азербайджанцы оказались разделены между двумя десятками полунезависимых ханств. Основателем Макинского ханства стал Ибрагим-бек из племени баят , Ардебильского — глава племени шахсевенов Назар Али-хан , Карадагского — глава племени карадагцев Казым-хан азерб. Марагинское ханство управлялось главами азербайджанского племени мукаддам , во владении которым Марага была отдана ещё шахом Аббасом I [32]. Последовавшая в начале XIX века русско-персидская война привела в 1828 году к установлению новой границы по реке Аракс , согласно Туркманчайскому договору , по которому юго-восточное Закавказье перешло под контроль Российской империи, а большая часть исторической области Азербайджан осталась в составе Ирана [33] [34] [35] [36] , и влияние азербайджанцев в Иране значительно ослабло. Известно, что у азербайджанцев были смешанные отношения с другими меньшинствами Ирана.

Несколько городов на западе Ирана, такие как Урумия и Мако, населены как курдами, так и азербайджанскими тюрками. В последнее десятилетие этническое большинство тюрок-азербайджанцев в некоторых районах, близких к границе с Турцией, было разбавлено иммиграцией курдов [37]. В эпоху Каджаров курды и азербайджанцы с неохотой сотрудничали друг с другом в военных кампаниях. В 1848 году население Хорасана , состоящее из курдов, туркмен и персов, выступило против расквартированного в провинции азербайджанского гарнизона, что было вызвано неприязнью к этническим особенностям азербайджанцев [38]. Начиная с 1850-х годов, среди населения Иранского Азербайджана широкое распространение получило отходничество. Непростое социально-экономическое положение в Персии вынуждало людей уезжать на заработки за границу, прежде всего в пределы Российской империи, в Закавказье. Как правило, отходниками из Персии становились азербайджанцы. Среди них, конечно же, имелись и представители других этнических групп страны , но в царских документах иранские подданные называются «персами», «персидскими» рабочими и т.

Сами себя отходники из Иранского Азербайджана именовали «хам шахран» земляки. В России это слово, в виде искажённой формы «амшара», стало нарицательным названием для всех иранских отходников и употреблялось в то время как «голытьба», «быдло», «не человек» [39]. В различных товарных отраслях сельского хозяйства широко применялся наёмный труд, в том числе и на маренных плантациях, где подавляющее большинство рабочих составляли выходцы из Дагестана и Иранского Азербайджана. В 1867 году число иранских азербайджанцев среди наёмных работников доходило до 14 тыс. В 1891 года из Иранского Азербайджана в Россию выехали 15,615 рабочих, а в 1905 году — около 100 тыс. К 1925 году в Азербайджанской ССР проживало 45 028 тюрок Персидского Азербайджана [43] то есть иранских азербайджанцев. Национальный вопрос[ править править код ] Роль интеллектуалов азербайджанцев в зарождении иранского национализма[ править править код ] Во второй половине XIX — начале XX века в общественно-политической жизни иранского общества происходили существенные изменения. Персия постепенно стала втягиваться в сферу международной политики и мировой торговли, что способствовало развитию капиталистических отношений.

Политическое, культурное и экономическое воздействие европейских стран, стимулировало развитие в иранском обществе новых форм общественно-политической мысли. Просветительское движение, возникшее в тот период, способствовало пробуждению национального самосознания и постепенному формированию буржуазной идеологии. Полонская отмечала: «При этом здесь проявилось не только формирующееся национальное сознание масс, но социально ограниченная трактовка проблем, связанных с этнической и национальной консолидацией, с позицией зарождающихся буржуазных слоёв. Таким образом, одновременно с ростом классового самосознания буржуазии происходит и становление национализма» [44]. Важную роль в просветительской деятельности сыграли иранские образованные слои как персидского, так и азербайджанского происхождения [44]. Мирза Фатали Ахундов Значительное влияние на становление иранской национальной мысли оказали также азербайджанцы с Кавказа. Например, писатель-просветитель Мирза Фатали Ахундов был одним из предшественников романтического [45] , современного иранского национализма [46]. Что же касается азербайджанцев Ирана, то они в начале XX века сыграли не только значительную роль в социально-политической истории страны, но значительную роль в становлении иранского национализма [48].

Развитие национальных идеи сопровождалась эволюцией самой концепции нации «меллет». Термин «меллет» нация в иранской общественной мысли длительное время служило обозначением не только религии, но и конфессиональной общности последователей различных сект и религий. В процессе развития общественно-политической и духовной жизни страны происходит изменение объёма и содержание этого понятия. Под «меллет» с течением времени уже понимается социально-политическая общность, прежде всего население страны, имеющей свою государственность и этническую общность вообще. Азербайджанский просветитель Мирза Абдуррахим Талибов Табризи [49] , деятельность которого оказало большое воздействие на иранских интеллигентов в начале XX столетия [50] , рассматривал «нацию» как социально-экономическую общность. Он писал: «Население одной страны мы называем джамаат, а население нескольких стран, объединённых в одно государство — нацией» [49]. В дальнейшем, в определении нации стали вкладываться такие признаки как государственная независимость и язык. Так, у другого азербайджанского деятеля И.

Зенджани, например, встречаем следующее: «Сообщество жителей многих деревень, городов и областей, связанных между собой и объединённых как управлением, законом, интересами и целями, так и языком, происхождением и религией называют государством, население — нацией» [49].

Иранское руководство не стало помогать азербайджанским беженцам во время первой войны в Нагорном Карабахе, а в армяно-азербайджанском конфликте полностью поддерживало стороны Армении. В настоящее время Иранское руководство по-прежнему продолжает борьбу с азербайджанским сепаратизмом, и держит полный контроль на ирано-азербайджанской границе. Особенно напряженными стали моменты осенью 2020 года, когда вновь вспыхнул новый конфликт в Нагорном Карабахе , так как иранцы боятся, что внешняя политика Турции и Азербайджан, приведут к распространению турецкого пантюркизма на Южный Азербайджан. Поскольку воссоединение азербайджанцев угрожает территориальной целостности Иранского государства.

Да и к тому же разделенный азербайджанский народ за последние 200 лет стал сильно отличаться по менталитету. Так жителям светского Азербайджана будет проще понять турок, чем иранских азербайджанцев. В то время как большинство иранских азербайджанцев предпочтет жить с персами в едином религиозном Иране. Список используемой литературы: Жигалина О. Этносоциальная эволюция иранского общества.

Сумбатзаде А. Азербайджанцы, этногенез и формирование народа. Возможно, у людей есть желание к объединению. Это как мечта о лучшей жизни. Но идеального в жизни ничего не бывает.

Азербайджанцев живет в иране

Более того – Алиев пообещал защитить светский образ жизни миллионов азербайджанцев, живущих в Исламской Республике. alt «В первую очередь иранские азербайджанцы — это иранцы, граждане Исламской республики Иран. Иран: более 15 млн человек (согласно энциклопедии Британника), по другим данным около 20 млн, 30 млн по данным UNPO. говорится в статье. Азербайджанцы в Иране — основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана. Смотрите так же новые видео: #Видео #Сколько #азербайджанцев #живет #Иране #ответы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий