Франция передала Украине колесные самоходные артиллерийские установки 155-мм CAESAR с длиной ствола в 52 калибра разработки фирмы GIAT Industries. Тактико-технические характеристики САУ 2С35 «Коалиция-СВ». Самоходная артиллерийская установка была разработана в нижегородском Центральном научно-исследовательском институте "Буревестник".
Американская самоходная артиллерийская установка M109A6 Paladin: используемые снаряды и модификация
Российские воздушно-десантные войска приступили к использованию новой автоматизированной самоходной артиллерийской установки (САУ) 2С31 «Вена». Анализируя тактико-технические характеристики колесных САУ, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что самым удачным и прогрессивным является шведская 155-мм самоходная артиллерийская установка FH77 BW L52 Archer. Опыт применения данных самодельных САУ не был проигнорирован военным руководством страны и в конструкторских бюро начались разработки современных самоходных артиллерийских установок на колесном шасси. Новая российская самоходная артиллерийская установка (САУ) «Коалиция-СВ» калибра 152 мм с успехом завершила государственные испытания. Обзор самоходной артиллерийской установки «Мста-С» история создания, конструкция, технические характеристики, вооружение, боевое применение. Характеристики САУ 2С35 «Коалиция-СВ».
САУ 2С35 «Коалиция-СВ»: высокоточная артиллерия в зоне СВО
«Проводится модернизация самоходных артиллерийских установок на базе доработанного шасси БМП-3. Эта артиллерийская система была разработана Krauss-Maffei Wegmann как частное предприятие. САУ "Мальва" не заменит, а дополнит (количественно и качественно) боевой потенциал ранее принятых на вооружение российской армии самоходных артиллерийских систем — "Акации", "Гвоздики", "Гиацинта", "Пиона", "Тюльпана". Новейшая самоходная артиллерийская установка «Коалиция», помимо фантастической скорострельности и меткости, таит в себе еще много секретов.
«Коалиция-СВ»: самоходка, опередившая время
Российские воздушно-десантные войска приступили к использованию новой автоматизированной самоходной артиллерийской установки (САУ) 2С31 «Вена». С учетом опыта применения артиллерии в спецоперации на украинском ТВД, в российском Минобороны принято решение поставить на вооружение крупнокалиберную самоходную артиллерийскую установку (САУ), способную плавать. По мнению военных, самоходная артиллерийская установка внесет перелом в контрбатарейной борьбе в зоне СВО.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ САУ «МСТА-С»
Тактико-технические характеристики двуствольной самоходной артиллерийской установки 2С36 "Коалиция-СВ". РИА Новости, 1920, 27.10.2023. РИА Новости, 1920, 27.10.2023.
САУ "Коалиция-СВ". Оружие, которое изменит ход спецоперации
Потери украинской армии составили более 70 солдат, боевая бронированная машина, два автомобиля, гаубица Д-30 и самоходная артиллерийская установка «Гвоздика». Самоходная артиллерийская установка была разработана в нижегородском Центральном научно-исследовательском институте "Буревестник". Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней.
“Коалиция-СВ”: самоходная артиллерийская установка с необитаемым боевым модулем
РСЗО «Град»: история, характеристики и боевое применение 2С35 сконструирована на базе танка Т-90 «Владимир» — ко времени старта разработок он являлся самым грузоподъемным и маневренным. При создании боевой машины были применены высокие стандарты безопасности экипажа. Комплекс защищен стальной противопульной и противоосколочной броней — ее толщина в сравнении с гаубицей «Мста-С» усилена с 15 мм до 20 мм. Корпус разделен на три части: спереди располагается отдел управления для размещения экипажа, изолированный броней от среднего — необитаемого боевого отсека. Сзади размещено моторно-трансмиссионное силовое отделение. На ней находится 152-миллиметровое артиллерийское орудие 2А88 с длиной ствола 52 калибра.
Любопытно, что формирование очередного заряда и подготовка к выстрелу осуществляется при разных вертикальных углах наведения пушки без необходимости ее возврата в исходное положение. Также в башне предусмотрена система газового пожаротушения, работающая в автоматическом режиме. По правому, левому бортам и на крыше размещены гранатометы. Турель управляется дистанционно. Все это позволяет «Коалиции-СВ» эффективно выполнять боевые задачи не только при стрельбе на многокилометровые дистанции, но и в условиях ближнего боя.
Высочайшая автоматизация и безопасность экипажа Управление «Коалицией-СВ» автоматизировано: установка сама формирует заряд, выбирает тип боеприпаса, наводит артиллерийское орудие по координатам. В кабине размещены информационные дисплеи. Боевая машина способна действовать автономно со стремительной сменой позиций, а также в составе Единой системы управления тактического звена, в которую она интегрирована. Последнее обеспечивает возможность принимать команды по цифровой связи, круглосуточно вести обзор местности, выполнять корректировки огня и прочее. Благодаря автоматизации процессов навигации и управления впервые в мире в артустановке удалось вынести размещение экипажа за пределы башни.
Отделение, в котором находятся бойцы, представляет собой изолированную бронированную капсулу, отделенную надежной сталью от боевого отдела. Это значительно повышает безопасность солдат: в случае возгорания боеприпасов у экипажа будет время на эвакуацию. Также возможно дистанционное управление башней из мобильного командного пункта. Оптимизировано и количество членов экипажа. Благодаря высокой автоматизации новейшей САУ боевой расчет сокращен до трех человек.
В отделении управления «Коалиции-СВ» центральное место занимает механик-водитель, левое — командир, правое — наводчик. Сравним с иностранными аналогами: экипажи немецкой «самоходки» PzH 2000 и британской AS-90 «Braveheart» включают пять человек, а китайской PLZ-05 — четыре человека.
Массово производилась в период с 1943 по 1949 гг. Организационно-штатная структура стрелковых корпусов в 1944 году включала артиллерийские полки пятибатарейного состава 20 орудий , в состав которых и входили гаубицы Д-1 наряду с другими 152-мм гаубицами, 122-мм пушками А-19, 152-мм гаубицами-пушками МЛ-20 и 107-мм пушками обр. В составе артиллерии РВГК были гаубичные полки 48 гаубиц и тяжёлые гаубичные бригады 32 гаубицы.
С правой стороны башни установлена башенка командира, которая вращается в горизонтальной плоскости. Также комплекс помогает отслеживать состояние САУ. Для командира специалисты установили на «Вену» лазерный прицел-дальномер, сопрягаемый с электронно-оптическим ночным прицелом. Наводчик использует артиллерийский прицельный комплекс, состоящий из прицела прямой наводки и панорамного прицела.
Также эксперты оснастили САУ радиостанцией «Арбалет» для поддержания внешней радиосвязи. Что касается китайской машины, то длина PLL-05 составляет 6700 мм, ширина -2800 мм, высота — 2800 мм. Боевая машина весит 16,5 т. Командир и механик—водитель находятся в передней части корпуса, наводчик и заряжающий — в башне. Сварные корпус и башня обеспечивают защиту военных от огня из стрелкового оружия. САУ PLL-05 имеет прицел прямой наводки, расположенный слева от орудия, комбинированный панорамный прибор с встроенным лазерным дальномером, установленный на крыше башни. Броня китайской САУ противоосколочная, противопульная.
По данным компетентных источников, дальность действия данных снарядов из орудий 2А64 длиной 47 калибра САУ «Мста-С» и и её буксируемой версии «Мста-Б» будет достигать 43 км. Что же касается орудий повышенной баллистики 2А88 «Коалиция-СВ» , то они способны обеспечить «Краснополям-Д» расчётный радиус действия 55 — 57 км, что практически эквивалентно последней модификации «Экскалибуров» при использовании из орудий L52 и немного меньше, нежели у снарядов линейки V-LAP. На данный момент о крупносерийном производстве данных снарядов и их отправке в отдельные артиллерийские дивизионы мотострелковых подразделений СВ России и Ракетных войск и артиллерии информации практически нет, но об опытно-боевом применении сообщалось несколькими месяцами ранее. Если из орудий 2А37М дальность их действия достигала 37 км, то из орудия 2А88 САУ «Коалиция-СВ» дальность его действия может достигать 47 — 50 км, что вполне приемлемо. Скорострельность «Коалиции-СВ» может достигать 16 выстр. В обеих случаях может задействоваться режим «огневого налёта».
Самоходная артиллерийская установка будущего (63 фото)
Тип брони: противопульная, противоосколочная, противоминная. Шасси — Volvo A30D с колёсной формулой 6х6. Ствол гаубицы модульный, перед сменой позиции она втягивается частично в башню. В боекомплект входит 21 снаряд в полностью автоматическом магазине, плюс — может нести ещё 20 снарядов для перезагрузки. Гаубица стреляет осколочно-фугасными, активно-реактивными и высокоточными управляемыми боеприпасами M982 Excalibur. Дальность стрельбы — от 30 до 60 км, в зависимости от типа снаряда. Скорострельность — 8 выстрелов в минуту.
В качестве дополнительного вооружения в комплект входит дистанционно управляемый 40-мм гранатомёт или 12,7-мм пулемёт. Эксперты отмечают, что САУ Archer относится к самым быстрым гаубицам, и к тому же в случае повреждения колёс из-за взрыва может некоторое время продолжать движение. По словам военного эксперта Алексея Леонкова, эти преимущества и хотят использовать ВСУ в своей тактике. Вот эти все САУ, артиллерийские комплексы, в том числе буксируемые, они обстреливают наши позиции, а также города Донбасса, — отмечает военный эксперт Алексей Леонков. Если Киев её получит, в распоряжении ВСУ окажется самая современная гаубица из тех, что они когда-либо получали.
В 1989 году принята на вооружение артиллерийских полков, мотострелковых и танковых дивизий Советской армии. САУ создана на базе танка Т-72, на погон установлена сварная башня.
Длина корпуса — 6 метров, ширина — 3 метра 40 сантиметров. Боевая машина разделена на три отделения: отделение управления, боевое и силовое моторно-трансмиссионное. Экипаж — 5 человек. В передней части корпуса САУ размещено место механика-водителя. По правому борту башни расположено сидение командира орудия, по левому — наводчика, а позади них расположены места двух заряжающих. Броня — гомогенная, стальная. Толщина в 15 мм способна остановить только мелкие осколки и огонь из мелкокалиберного стрелкового оружия.
Толстая броня не нужна, задача самоходки — вести огонь с дальней дистанции или закрытой позиции. Огонь из орудия можно вести не только с боеукладки в башне, но и снаружи: позади башни установлен конвейерный лоток для заряжания снарядов и зарядов с грунта. Орудие 2А64 в походном положении удерживают сошки. На лицевой стороне башни установлена система отстрела 81-мм дымовых гранат — 902В. Под нижним бронелистом корпуса — установка самоокапывания, которая управляется с места механика-водителя: система бульдозерного типа срезает перед собой грунт и движениями самоходки взад-вперед создает свой собственный окоп. Почти вся ходовая часть перешла с танка Т-72: 6 пар обрезиненных опорных и 5 пар поддерживающих катков. Причем, часть катков смещена назад для правильного распределения веса, большая часть массы самоходки сосредоточена в задней части.
Ведущие колесе — задние, передние — поддерживающие, они с помощью огромной гайки и такого же ключа ходят вперед-назад для достижения нужного натяжения гусеницы. Подвеска — традиционная, торсионная с гидропневматическими амортизаторами. Соединив все элементы ходовой части, инженеры добились высочайшей надежности и ремонтопригодности в полевых условиях. Двигатель — дизельный, v-образный, 12-цилиндровый В-84А, мощностью 780 лошадиных сил.
Слева сидит наводчик, его отсек имеет прицельные приспособления. Позади размещаются двое заряжающих. Механик-водитель сидит в передней части корпуса. Это единственный член экипажа, который находится не в башне.
В задней части расположен автоматический механизм подачи снарядов, а на корме под башней — отсек для приема боеприпасов с земли. Такое техническое решение позволяет беречь неприкосновенный запас внутренних снарядов. Катаная броня толщиной 15 мм защищает экипаж, боеукладку и важные механизмы, а газотурбинный аппарат АП-18Д непрерывно обеспечивает комплекс электричеством. В конструкции башни предусмотрен и отвод пороховых газов. Конструкция «Мста-С» изготовлена с применением башенной схемы. Геометрия корпуса аналогична танку Т-72, собран он из броневых стальных катаных листов и делится на отделение управления, моторно-трансмиссионное силовое и боевое. В передней части находится рабочее место механика-водителя. Посередине располагается боевое отделение.
На крыше имеется сварная башня. Без боекомплекта она весит 13500 кг. В ней находятся места экипажа и орудие 2А64. Также в передней части слева находится наводчик и прицельные приспособления, а справа — командир. За этими членами экипажа находятся заряжающие. На рабочем месте командира находится поворотная башенка, оборудованная на крыше, и аналогичная башенкам командиров танков Т-80 и Т-64. В корме имеются два механизированных конвейера со снарядами и зарядами.
Толстая броня не нужна, задача самоходки — вести огонь с дальней дистанции или закрытой позиции. Огонь из орудия можно вести не только с боеукладки в башне, но и снаружи: позади башни установлен конвейерный лоток для заряжания снарядов и зарядов с грунта. Орудие 2А64 в походном положении удерживают сошки.
На лицевой стороне башни установлена система отстрела 81-мм дымовых гранат — 902В. Под нижним бронелистом корпуса — установка самоокапывания, которая управляется с места механика-водителя: система бульдозерного типа срезает перед собой грунт и движениями самоходки взад-вперед создает свой собственный окоп. Почти вся ходовая часть перешла с танка Т-72: 6 пар обрезиненных опорных и 5 пар поддерживающих катков. Причем, часть катков смещена назад для правильного распределения веса, большая часть массы самоходки сосредоточена в задней части. Ведущие колесе — задние, передние — поддерживающие, они с помощью огромной гайки и такого же ключа ходят вперед-назад для достижения нужного натяжения гусеницы. Подвеска — традиционная, торсионная с гидропневматическими амортизаторами. Соединив все элементы ходовой части, инженеры добились высочайшей надежности и ремонтопригодности в полевых условиях. Двигатель — дизельный, v-образный, 12-цилиндровый В-84А, мощностью 780 лошадиных сил. Большая мощность под стать такому же расходу топлива: от 240 до 450 литров на 100 километров. Благо, топлива в машине — 1200 литров в двух алюминиевых баках.
Запас хода — 500 километров. А если дизельного топлива нет, а надо двигаться дальше? Не беда! Двигатель В-84А с аппетитом проглотит и бензин, и керосин. В этом моторе всего должно быть много — масла заливается порядка 65 литров. Всю эту мощь мотор передает на механическую трансмиссию с 7 передними и 1 задней скоростями, которые разгоняют 42 тонны металла до 60 километров в час. Управление — фрикционами, машина на ходу плавно меняет направление, ведущие колеса не блокируются.
Сейчас на главной
- «Коалиция-СВ» уже в контрбатарейной «игре» в зоне СВО: о возможностях передовой САУ
- Транспортно-заряжающая машина двуствольной самоходной артиллерийской установки 2С36 "Коалиция-СВ"
- Сводка Минобороны РФ о ходе специальной военной операции на 28 апреля 2024 года
- Принцип неопределённости: В чём главная опасность шведских САУ Archer, которые может получить Киев
- Какими дальнобойными САУ располагает российская армия для контрбатарейной борьбы
- История создания артустановки
Двуствольная самоходная артиллерийская установка (гаубица) 2С36 "Коалиция-СВ"
Китайцы располагали из артиллерийских дальнобойных средств только 130-мм пушками М-46 советского производства, которые уступали в дальности стрельбы артиллерии противника на 3—4 км. Решение задачи, как поразить батарею противника, все же было найдено благодаря смекалке советских военных советников. Но выводы о необходимости разработки новой артиллерийской системы повышенной дальности стрельбы были сделаны. Как и о том, что значение ствольной артиллерии нисколько не уменьшилось. В 1965 году была утверждена программа развития артиллерии, направленная на разработку артиллерийских систем, не уступающих по своим параметрам современным и перспективным на тот период разработкам в области ствольной артиллерии стран НАТО. В период с 1968 по 1969 год специалистами 3-го Центрального научно-исследовательского института ЦНИИ Минобороны СССР совместно с конструкторами предприятий оборонной промышленности была выполнена НИР «Успех», в рамках которой был определен облик перспективных артсистем и направления их развития вплоть до 1980 года.
В ходе исследований в рамках указанной НИР были проработаны буксируемый вариант пушки и три варианта самоходной артустановки. Первый вариант предусматривал открытую установку орудия на бронированном гусеничном шасси. Второй — с рубочной установкой орудия по типу ИСУ-152. Третий вариант представлялся с установкой орудия во вращающейся башне. По результатам исследовательских работ было определено, что для новой самоходной пушки оптимальным вариантом будет открытая установка орудия.
Самоходная артустановка 2С5 «Гиацинт» планировалась для оснащения артиллерийских полков и бригад армейских корпусов, общевойсковых и танковых армий для замены в них 130-мм пушек М-46 и 152-мм пушек М-47. Сама артиллерийская система — 152-мм пушка 2А37, создавалась в СКБ Пермского машиностроительного завода им. Над созданием боеприпасов для новой артиллерийской системы трудился коллектив московского Научно-исследовательского машиностроительного института ныне АО «НИМИ им. Бахирева» под руководством заместителя главного конструктора Анатолия Каллистова. Для сокращения сроков разработки работы вели сразу в двух направлениях, в области создания как самоходного, так и буксируемого орудия.
Главным ракетно-артиллерийским управлением ГРАУ данным артсистемам были присвоены обозначения 2А37 и 2А36 соответственно. Две баллистические установки с длиной ствола 7200 мм для отработки боекомплекта к орудию были изготовлены на Пермском машиностроительном заводе уже к весне 1971 года. Однако испытания были начаты с полугодовой задержкой только в сентябре 1971 года из-за несвоевременной поставки гильз. Дело в том, что для пушек «Гиацинт» разрабатывались специальные боеприпасы, благодаря чему орудия обладали уникальной баллистикой стрельбы. Мало кто знает, что для буксируемой пушки 2А36 и для пушки 2А37 самоходной артустановки «Гиацинт» нет в арсеналах других боеприпасов калибра 152 мм, которые могли бы быть использованы этими пушками.
Однако при этом отмечалось сильное воздействие дульной волны. Для устранения этого недостатка массу порохового заряда уменьшили до 20,7 кг, а также ввели гладкую насадку на ствол пушки. В апреле 1972 года конструкция орудия была доработана, и к концу года два опытных образца пушки 2А37 были переданы на УЗТМ для установки и отработки на самоходном шасси. Опытные образцы САУ 2С5 прошли сначала заводские, а затем и полигонные испытания. К 1974 году полный цикл испытаний, включая государственные САУ «Гиацинт-С» прошла, после чего была начата подготовка к серийному производству.
От «Гиацинта-С» эта артсистема отличалась картузным способом заряжания, который предусматривал сокращение стоимости производства зарядов за счет исключения из их состава дорогостоящих латунных гильз. При этом были использованы наработки по картузным вариантам заряжания артсистем самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация». Тем не менее к производству был принят вариант с раздельно-гильзовым заряжанием. Первая установочная партия САУ 2С5 «Гиацинт» была передана в войска в 1976 году, а с 1977 года началось полномасштабное серийное производство САУ на Уральском заводе транспортного машиностроения. Пушки 2А37 изготавливались на Пермском заводе им.
Производство САУ 2С5 продолжалось до 1993 года. Всего за 17 лет производства было выпущено около 2 тыс.
Стеллажи боеприпасов имеют конструкцию, позволяющую расположить все типы снарядов, при котором причем поиск нужного из них, а также управление процессом заряжания воспроизводится с помощью контрольной системы механизма заряжания. Пушка имеет раздельно-гильзовое заряжание и оснащено полуавтоматической системой заряжания.
Общая масса возимых выстрелов доходит до 2,5 т. При загрузке снарядов и зарядов используется автоматическая система их подачи с грунта с помощью двух конвейеров; она же может применяться и при позиционном ведении огня — без растрачивания уложенного боекомплекта. Механизм заряжания орудия обеспечивает автоматическую подачу снарядов и полуавтоматическую -зарядов, за счёт чего скорострельность САУ составляет 7-8 выстр. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк за борт. В качестве вспомогательного вооружения «Мста-С» имеет на командирской башенке пулемётно-зенитную установку ПЗУ-5 с 12,7-мм пулемётом НСВТ «Утёс», управляемую командиром машины из башни дистанционно. Пулемёт может вести огонь на дальность до 2 км, поражая лёгкую бронетехнику, вертолёты и самолёты.
При необходимости комплексом «Туча», состоящим из шести 81-мм гранатомётов 902В и термодымовой аппаратурой могут ставиться дымовые завесы, обеспечивающие маскировку на поле боя. Выстрел 152,4-мм орудия установки. Дальность стрельбы — до 29 км, скорострельность — 7 — 8 выстр. Запас хода установок — 500 км Схема управления полётом снаряда «Краснополь»: 1 — САУ «Мста-С»; 2 — траектория полёта снаряда; 3 — корректировщик с лазерным дальномером-целеуказателем; 4 — броневая цель Снаряд «Краснополь-М» и лазерный даль-номер-целеуказатель ЛДЦ-4 с тепловизионным прицелом. Дальность распознавания и лазерного подсвета цели типа «танк» днём -5-7 км, ночью — 3 — 4 км Управляемый снаряд «Краснополь» Управляемый снаряд «Краснополь-М»: 1 — лазерная головка самонаведения; 2 — блок автоматического демпфирования; 3 — блок автопилота; 4 — осколочно-фугасная боевая часть; 5 — донный газогенератор; 6 — блок стабилизаторов «Мста-С» оборудована бортовой ЭВМ с дисплеем, системой автоматизированного управления наведением орудия в вертикальной плоскости, что обеспечивает автоматический ввод углов прицела, горизонтальную стабилизацию, возможность восстановления наводки в вертикальной плоскости после каждого выстрела. Аппаратура приёма и передачи данных позволяет трансформировать информацию об установках для стрельбы, переданных от вышестоящего командира, на расстоянии до 500 м. Для ведения стрельбы из орудия с закрытых позиций на самоходке используются автоматизированный прицельный комплекс с панорамным прицелом 1П22, установленным в бронеколпаке на крыше башни. Для огня прямой наводкой имеется прицел 1П23, размещённый на лобовом листе башни. Внешняя связь обеспечивается УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью действия до 20 км, внутренняя связь -по аппаратуре 1В116, рассчитанной на семь абонентов. Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С» сконструирована «на специальном гусеничном шасси, во многом унифицированном с танками Т-80.
На шасси размещён сварной корпус из катаных броневых листов, башня с 152-мм орудием, системами наведения, прицеливания, автоматом заряжания, укладкой боеприпасов. Лобовая часть выполнена из гомогенной стали, борта выдерживают попадания осколков, малокалиберных снарядов и бронебойных пуль. Масса башни без боекомплекта -13,5 т, масса установки — 42 т. Моторное отделение расположено в кормовой части. Здесь находится 12-цилиндровый четырёхтактный высокоскоростной дизельный двигатель В-84-1 или В-84А Челябинского тракторного завода. Он представляет собой модернизацию дизелей типа В-2 В-46 и состоит из двух блоков цилиндров, расположенных V-образно, имеет наддув от приводного центробежного нагнетателя, жидкостное охлаждение. Мощность двигателя — 840 л. Удельная мощность САУ — более 19 л. Ёмкость топливных баков машины составляет 1300 л, что обеспечивает ей запас хода около 500 км. Трансмиссия — механическая, с планетарным механизмом поворота, коробка перемены передач имеет семь передних и одну заднюю скорость.
Запас хода — 500 километров. А если дизельного топлива нет, а надо двигаться дальше? Не беда! Двигатель В-84А с аппетитом проглотит и бензин, и керосин. В этом моторе всего должно быть много — масла заливается порядка 65 литров. Всю эту мощь мотор передает на механическую трансмиссию с 7 передними и 1 задней скоростями, которые разгоняют 42 тонны металла до 60 километров в час. Управление — фрикционами, машина на ходу плавно меняет направление, ведущие колеса не блокируются. С чем сравнить ощущение от вождения?
Да ни с чем. С не большим трудом надо влезть на место механика-водителя через люк. Вполне удобно, но человеку с большим ростом будет не очень. Далее включается масса, запускается мотор. Вид из триплексов довольно сносный. Старт двигателя пускает дрожь по всей конструкции. Педаль сцепления тяжелая — так и должно быть. Включение передачи — с лязгом.
Педаль газа — отзывчивая. Порядочно попытав коробку и сцепление, все-таки получилось нормально тронуться с места. Рычагами фрикционов машина отлично управляется, тряска на ходу терпимая. Странное ощущение: 42 тонны управляются достаточно легко.