Новости лидер судостроения в россии

Создание условий для развития российского судостроения считают актуальным 81% россиян (+3 п.п., 2018 г. — 79%). В конце марта текущего года в правительстве обсуждался пересмотр стоимости и сроков сдачи атомного ледокола «Россия» (головной ледокол проекта «Лидер») на «Звезде». Судостроение сегодня — В Росрыболовстве рассказали о мировом рекорде по вылову.

Российское судостроение переключается на свое электричество

Судостроительные предприятия Петербурга нарастили объемы выпуска продукции в I квартале этого года. Создание условий для развития российского судостроения считают актуальным 81% россиян (+3 п.п., 2018 г. — 79%). Он отметил, что некоторые крупные отрасли, например, важное для нефтяной индустрии танкерное судостроение, в России вообще не возрождаются. Всем известный атомный ледокол проекта 10510 "Лидер": станет самым мощным атомоходом в истории мирового судостроения.

Гендиректор Балтзавода: "Чтобы двигаться дальше, надо проводить модернизацию"

Секретная магистраль: Зачем Россия строит 700-километровую железную дорогу за 500 миллиардов рублей. Имеющиеся в России судостроительные мощности совершенно не приспособлены под выпуск авианесущих кораблей. Бизнес - 12 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Объединенная судостроительная корпорация — лидер судостроительной отрасли России. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования, посвященного перспективам развития судостроения в России и отношению россиян к реализации проекта «Звезда» на Дальнем Востоке.

В Петербурге спустили на воду скоростной катамаран серии "Котлин"

Мы очень быстро переориентировались на поставщиков из дружественных стран и в ближайшее время - где-то в мае месяце - уже начнется поставка оборудования, — рассказал Михаил Першин. Кроме того, в прошлом году был подписан контракт на строительство трех пассажирских судов вместимостью по 180 человек. И вообще - горд за всех промышленников Нижнего Новгорода и за наш город, у которого большая история. Были разные моменты, но тем не менее Нижний Новгород на сегодняшний день остается индустриальным центром.

Всё это было достоянием выставок и охочих до прогресса досужих обывателей, пока норвежец Фегнер в разгар Первой мировой не выпустил демоверсию самоходного судна из бетона Namsenfijord водоизмещением 600 тонн. Faith, улучшив все характеристики прототипа в десять раз.

Но самый знаменитый корабль США того времени — S. Именно на нём возвращались с фронта многие американские солдаты. Великобритания, Германия, Турция, Китай и другие страны подхватили тренд. Стали для кораблестроения катастрофически не хватало, зачастую требовалось выпустить много кораблей за короткое время. В этом плане конкуренции у "армоцементного флота" не было.

SS Faith. Бетонная баржа выдерживала взрыв 100 килограммов тротила под днищем судна. Впрочем, непосредственно для боевых задач такие "плавучие дома" не годились — слишком уж неповоротливы они были. Волна-убийца и мистика. Как искали "австралийский Титаник" и 200 пассажиров Ваши проблемы — наш бетон На исходе Первой мировой Вудро Вильсон подписал программу строительства 24 сухогрузов.

Половину из них так и не достроили, половина не успела понюхать пороху. Faith у берегов Кубы в 1921 году. Dinsmore, S. Moffit, S. Cuyamaca и прочие суда переоборудовали, списали, разобрали "на кирпичи", передали музеям.

Немцы, разорённые Версальским мирным договором и лишившиеся почти всего военного флота, построили несколько сухогрузов для гражданских нужд. Зато в СССР железобетонные корабли штамповали сразу на нескольких верфях.

Замыкает тройку лидеров Китай с 830 тысячами CGT. Министерство промышленности и торговли РФ подтвердило, что в ведомстве данный рейтинг видели. В ОСК также сообщили, что ознакомились с материалами британских аналитиков. Кстати, благодаря ледоколам.

Таблица 20. Ледоколы на СПГ, планируемые к строительству в период до 2026 г. Таблица 21. Крупные и средние научно-исследовательские суда, построенные на российских верфях в 2012-2022 годах для российского флота Таблица 22. Модернизация научно-исследовательских судов по состоянию на II квартал 2023 года Таблица 23 — Сравнительная характеристика атомных плавучих энергоблоков Таблица 24. Финансирование судов в рамках программы лизинга АО «Объединенная судостроительная корпорация» по состоянию на май 2023 года Таблица 26. Перечень работ, выполняемых в рамках постановления по предоставлению субсидий на развитие судового комплектующего оборудования Таблица 29. Выполненные и строящиеся суда в рамках программы инвестиционных квот на I квартал 2023 года Таблица 30. Строительство рыбоперерабатывающих заводов в рамках инвестиционных квот на май 2023 года Таблица 31. Суда, строящиеся в рамках Плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года, на II кв. Приоритеты научно-технологического развития судостроительной отрасли России Таблица 35. Дорожная карта по применению программных решений компании «Аскон» в судостроении Таблица 36. Целевые показатели импортозамещения судового комплектующего оборудования к 2024 году Таблица 37. Перечень потенциальных проектов в сфере гражданского судостроения Таблица 38. Оценка возможности поставки оборудования пропульсивного комплекса для газовозов проекта 10070M Таблица 39. Драйверы российского рынка судового проектирования: внедрение мировых тенденций Таблица 41. План мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации Таблица 51. Динамика поставок танкеров и сухогрузов российского производства и по российским заказам по показателю тоннажа, тыс. Факторы удовлетворения спроса на крупные транспортные суда в связи с разработками полезных ископаемых в Арктике Таблица 53. Факторы, влияющие на перспективу строительства крупных ледоколов Таблица 54. Факторы, влияющие на перспективы строительства морских стационарных платформ для добычи сырья на континентальном шельфе Таблица 55. Научно-исследовательские работы по созданию системы подводного комплекса в России Таблица 57. Факторы, влияющие на перспективу строительства новых рыболовных судов Таблица 58. Стратегия строительства рыбопромысловых судов до 2030 года от ноября 2019 г. Факторы, влияющие на перспективу обновления транспортного и обеспечивающего речного флота Таблица 60. Факторы, влияющие на перспективу обновления морского транспортного и обеспечивающего флота Таблица 69. Прогноз количества вводимых в строй специальных атомных и дизель-электрических ледоколов в период до 2030 г. Таблица 70. Строящиеся и законтрактованные ледоколы по состоянию на II квартал 2023 года Таблица 71. Прогноз ввода в эксплуатацию морских технических установок и платформ до 2026 гг. Таблица 72. Строящиеся и законтрактованные морские платформы и технологические установки по состоянию на II квартал 2023 года Таблица 73. Таблица 74. Прогноз количества выполненных контрактов по строительству судов морских, речных и смешанного плавания на российских верфях до 2027 года Таблица 75. Прогнозируемое количество выполненных заказов на строительство судов гражданского вспомогательного флота до 2027 года по состоянию контрактов на апрель 2023 г. Таблица 76. Строящиеся и законтрактованные буксиры по состоянию на II квартал 2023 года Таблица 77. Строящиеся и законтрактованные гражданские катера по состоянию на II квартал 2023 года Таблица 78. Строящиеся и законтрактованные специальные и обеспечивающие суда по состоянию на II квартал 2023 г. Таблица 79. Прогноз количества сдаваемых рыболовных судов российской постройки до 2027 года Таблица 80. Прогноз выполнения планов по строительству научно-исследовательских судов до 2027 года Таблица 81. Строящиеся и законтрактованные научно-исследовательские суда по состоянию на II квартал 2023 года Таблица 82. Соотношение специального и гражданского заказов в судостроении РФ в 2020-2022 г. Рейтинг холдингов по совокупной оценочной стоимости сданных заказчику судов за 2022 год без учета ремонтов, приведена информация по судам водоизмещением более 50 тонн Таблица 84. Рейтинг холдингов по совокупному тоннажу сданных заказчику судов за 2022 год без учета ремонтов, приведена информация по судам водоизмещением более 50 тонн Таблица 85. Рейтинг крупнейших предприятий по совокупной стоимости сданных заказчикам судов за 2022 год без учета ремонтов, с учетом гражданских и специальных судов всех классов, включая суда водоизмещением менее 50 тонн Таблица 86. Рейтинг крупнейших предприятий по совокупному водоизмещению сданных заказчикам судов за 2022 год без ремонтов, с учетом гражданских и специальных судов, включая суда водоизмещением менее 50 тонн Таблица 87. Рейтинг крупнейших предприятий по совокупной стоимости сданных заказчикам судов за 2022 год без ремонтов, в сегменте гражданского судостроения, с учетом судов всех классов, включая суда водоизмещением менее 50 тонн Таблица 88. Рейтинг крупнейших предприятий по совокупному тоннажу сданных заказчикам судов за 2022 год без ремонтов в сегменте гражданского судостроения, с учетом судов всех классов, включая суда водоизмещением менее 50 тонн Таблица 89. Распределение судов в стадии постройки по судостроительным холдингам на апрель 2023 г. Распределение законтрактованных, но не заложенных судов по судостроительным холдингам на апрель 2023 г. Рейтинг крупнейших предприятий по показателям совокупной оценочной стоимости и совокупному тоннажу выполняемых заказов по состоянию на II квартал 2023 г. Рейтинг крупнейших предприятий по показателям совокупной оценочной стоимости и совокупному тоннажу законтрактованных, но не заложенных по состоянию на II квартал 2023 г. Рейтинг крупнейших заказчиков по совокупной стоимости сданных судов за 2022 год без учета ремонтов, гражданских судов всех классов, включая суда водоизмещением менее 50 тонн Таблица 94.

Новости судостроения

Завершение строительства ледокола намечено на 2027 г. Разработку рабоче-конструкторской документации в рамках нулевого этапа строительства проводит ЦКБ "Айсберг". Соответствующий контракт был заключен с ССК "Звезда" в 2019 г. Длина нового атомохода составит 210 метров, ширина - 47 метров, осадка - 13 метров. Ледокол "Россия" будет оснащен двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Суммарная мощность энергоустановок ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной более четырех метров со скоростью два узла. При толщине льда два метра скорость ледокола составит до 12 узлов. Атомоход будет способен прокладывать канал шириной около пятидесяти метров, что обеспечит возможность экономически эффективной круглогодичной навигации крупнотоннажных транспортных судов от 50 тыс. До ввода в эксплуатацию ледокола "Лидер" проводку транспортных судов по СМП будут обеспечивать, в том числе атомные ледоколы с максимальной мощностью до 60 МВТ.

Судостроительный комплекс "Звезда" создается консорциумом во главе с НК "Роснефть". На сегодняшний день портфель заказов верфи составляет 39 судов, с учетом опционов - 59 судов. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает "Роснефть", разместившая на верфи заказ на 28 судов. В продуктовую линейку "Звезды" войдут суда водоизмещением до 350 тыс. Самый мощный в мире атомный ледокол "Россия" проекта 10510 "Лидер" заложили на верфи на Дальнем Востоке , заявил вице-премьер Юрий Борисов. Он напомнил, что сейчас там полным ходом идет строительство "грандиозной верфи", в Большом Камне сухой док уже построен.

Судоверфь «Парящие машины» из Ленинградской области в мае построила два пассажирских судна на воздушной подушке проекта «Нептун 23» для эксплуатации в водах озера Селигер. Средне-Невский судостроительный завод входит в ОСК в этом году сдал два катамарана, которые вышли на линию между Санкт-Петербургом и причалом в Музейно-историческом парке «Остров фортов» в Кронштадте. Фото: Медиапалуба Самое крупное пассажирское судно, построенное в 2023 году, сдал судостроительный завод «Лотос» входит в ОСК. Колесный теплоход «Золотое кольцо» проекта ПКС-180 за счет небольшой осадки рассчитан на эксплуатацию на предельном мелководье.

Это дает возможность строить эксклюзивные маршруты. Второй лайнер этого проекта, «Аурум», выйдет в навигацию в июне 2024 года. Компания-заказчик «Гама» уже анонсировала рейсы.

Так, 12 октября 2023 года отделом стандартизации и сертификации Корпорации получен сертификат СТ-1 на 32 вида протекторов жертвенных анодов.

Как отметил учредитель компании Александр Редекоп: Таким образом, Корпорация ПСС — предприятие с собственной производственной базой и налаженными технологическими и сбытовыми цепочками — обеспечивает выпуск и поставку антикоррозийного ЭХЗ-оборудования мирового уровня с необходимыми морской отрасли характеристиками и в полном соответствии со стратегией развития морской деятельности и импортозамещения России».

Все изделия, которые делались, были опытными либо перепродавались иностранные. Либо велась сборка из основных иностранных комплектующих. Использовали и иностранное программное обеспечение в этих преобразователях. В нашем случае ПО полностью российское.

Большая часть основных комплектующих — российская. Мало того, IGBT-модули — мы заранее готовились к этому — тоже будут российские. Сейчас наш партнер изготавливает это изделие, мы на опытный образец его поставим. Зная проблемы высоковольтных преобразователей частоты, мы в своем преобразователе учли все недочеты. Поставили синусный фильтр на выходе, который защищает двигатель от пиковых напряжений, снижает риски его перегрева.

Этого не сделал пока никто. Мы поставили не программные, а аппаратные защиты на входе. Это принципиальное, важное решение. Увидев, что у нас есть преобразователь частоты, что он действительно российский, а не фикция, государство выделило нам грант на создание его серийного производства. Инициатором выступила ОСК, написав заявление в соответствующую службу.

Разработка преобразователя — это была наша инициатива, которую мы реализовали за свои деньги. Для вас российский рынок достаточен? Для каждого этапа нужен свой объем. Мы растем медленно, но уверенно. С этим клиентом мы работаем системно и контракт у нас не единичный.

Рыночные связи не позволяют иметь независимое мнение. В советское время был отраслевой институт, который отвечал за разработку систем оборудования для судостроения, но не отвечал за его изготовление и сервис. Сейчас такого института, к сожалению, нет. Но поскольку институт участвует в рынке, получается, что с предприятиями он либо конкурирует, либо находится с ними в партнерстве. Ни то ни другое не позволяет ему быть экспертом, институтом, разрабатывающим принципиальные решения.

А стране нужен системообразующий институт. Если его нет, отрасль страдает. Опять же, возвращаясь к разговору с Алексеем Рахмановым, он сетует, что в России из-за отсутствия мощного дизеля нельзя производить, как он сказал, «бочку с моторчиком», самый простой вариант судна для перевозки чего-либо с прямым приводом от дизеля на винт. Раньше эту задачу решали иностранные поставщики, сейчас остался один Коломенский завод. Но он один на многие отрасли.

Мы видим, что государство сейчас активно помогает Коломенскому заводу. Развитие там идет темпами, которых не было раньше. Но в любом случае нельзя сделать за год то, что должно делаться десять лет. Мы ждем от Коломенского завода увеличения объемов производства и завершения процесса импортозамещения в их главном дизеле — Д500. По техническим характеристикам он отлично конкурирует с иностранными машинами.

Но на момент его создания завод был вынужден применять иностранные комплектующие. Сейчас они активно замещаются. Есть конкретный план по импортозамещению, и он реализуется. Около десяти процентов. Мы же работаем на все отрасли российского машиностроения.

По объему немного. Но с точки зрения развития это одно из ключевых направлений. В рамках этого направления мы создаем новые продукты. Мы сделали преобразователь частоты. Он пойдет не только в судостроение, но и в другие отрасли.

Мы в нише судостроения активно работаем уже тринадцать лет. Мы за эту нишу боролись. Постепенно занимали какие-то позиции.

В Петербурге судостроительная отрасль демонстрирует рост

Торжественная церемония прошла на Средне-Невском судостроительном заводе. Это третье судно серии из шести скоростных пассажирских катамаранов проекта «Котлин». Он будет курсировать по маршруту, соединяющему центр Петербурга с музейно-историческим парком «Остров фортов». Спуск на воду — это тот случай, когда религиозные обряды чередуются с морскими поверьями.

Спуск на воду попал в разгар навигационного сезона. Скоростная линия Петербург — «Остров фортов» выходит из зимней спячки уже завтра.

Вряд ли для кого-то это секрет. Россию омывает 12 морей и 3 океана, потому сфера судостроения является для государства неизмеримо важной и влияющей на развитие во многих отраслях.

Например, оно напрямую влияет на обороноспособность страны, транспортную, энергетическую и продовольственную безопасность. Судостроение способствует установлению и укреплению экономических связей, а также даёт возможности для новых научных открытий в труднодоступных регионах. В связи с этим совершенно неудивительно, что в современной России этой отрасли уделяется большое внимание. Так, только за последние два года было официально заявлено о четырёх атомных ледоколах, которые либо появились во флоте Российской Федерации, либо появятся в скором времени.

В 2022 на воду спущено судно «Якутия», а над «Уралом» был поднят флаг.

Далее прошли панельная сессия «Рыболовный флот России. Реалии и тенденции» и круглый стол «Алюминий для судостроения. Инновации и импортозамещение». В конце первого дня прошёл торжественный приём по случаю открытия выставки и конференции в выставочном зале «Пакгауз». Второй день выставки и конференции открыла Стратегическая сессия «Производство, ремонт и обслуживание малотоннажных и маломерных судов в регионах России». Спикеры затронули темы, касающиеся безопасности и внедрения новых технологий в судостроении.

По данным Северо-Западного управления Центрального банка, верфи в городе как увеличивают выпуск продукции, так и обновляют фонды. Процесс импортозамещения в сфере петербургского судостроения продолжается. К примеру, одно из ведущих предприятий региона по ремонту судов увеличило производство деталей, применяя передовые технологии из других отраслей промышленности, сообщает abn.

ССК «Звезда»

Он напомнил, что теперь на «Звезде» стоит новое оборудование, работают современные автоматизированные линии, широко используются западные технологии сборки. А нужна ли модернизация? Контракт на строительство ледокола «Лидер», самого мощного атомного ледокола в истории российского судостроения, был подписан «Звездой» и «Атомфлотом» 23 апреля. В июне 2020 года «Звезда» приступила к резке стали для исполнения заказа и сейчас занимается изготовлением секций будущего судна. Об этом говорится в сообщении «Роснефти». Согласно планам «Росатома», к 2033 году госкорпорация планирует получить три ледокола «Лидер»: головной — в конце 2027 года, первый серийный — в 2030 году и второй серийный — в 2032 году. Предельная стоимость строительства головного ледокола — почти 127,6 млрд рублей. Сейчас в планах предприятия — строительство нового трубомедницкого цеха и модернизация цеха изготовления секций, на что в 2022—2027 годах планируется направить 4 млрд рублей из федерального бюджета.

Это привело к проблемам в строительстве, например серии газовозов, большая часть которых, по всей видимости, построена не будет. Сегодня необходимо направить усилия на локализацию и решить финансовые и кадровые проблемы предприятия, — говорит Бурмистров. Председатель совета директоров «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов считает разработку инвестпроекта для отрасли преждевременной. Сначала государство должно решить проблемы загрузки верфей и отсутствия в России судового комплектующего оборудования. Не менее важный фактор — отсутствие на рынке качественного судового комплектующего оборудования отечественного производства в необходимом количестве по доступным ценам. Стратегия отрасли в первую очередь должна предусматривать создание и налаживание серийного производства такого оборудования, — полагает он. Обойтись без госвложений с учетом объемов финансирования и стратегического значения отрасли не удастся. Напомним , власти обсуждают создание площадки по производству судовых малооборотных двигателей мощностью 10-12 МВт, необходимых для крупнотоннажного судостроения. LR Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости Новости по теме.

Михаил Першин объяснил высокую востребованность этого проекта на рынке тем, что здесь используется самое современное оборудование, а построенные суда отвечают требованиям самого высокого экологического класса. Мы очень быстро переориентировались на поставщиков из дружественных стран и в ближайшее время - где-то в мае месяце - уже начнется поставка оборудования, — рассказал Михаил Першин. Кроме того, в прошлом году был подписан контракт на строительство трех пассажирских судов вместимостью по 180 человек. И вообще - горд за всех промышленников Нижнего Новгорода и за наш город, у которого большая история.

На текущий момент все проблемы с замещением импортных комплектующих решены для военно-морского флота, ледоколов и части танкерного флота. Остаются чувствительными к импортным компонентам рыболовецкие суда и исследовательские судна. Но тут надо понимать, что никто не ставит задачу полного импортозамещения. Ставится задача разумного подхода к сложившейся ситуации. Если есть возможность получать импортные комплектующие, то этим надо пользоваться. А где невозможно получать, то делать собственные. Сейчас речь идет о разумном импортозамещении», — сказал он. К примеру, по информации ОСК, сейчас ее верфи в процессе проектировки и строительства заказов стараются максимально использовать отечественные комплектующие и оборудование. В декабре прошлого года заказчику был передан сухогруз проекта RSD59 с впервые установленными отечественными винторулевыми колонками, которые по качеству не уступают зарубежным аналогам. В 2023 году нижегородская верфь ОСК заключила контракт на строительство серии из 34 сухогрузов того же проекта, где будут реализованы в том числе новые решения по импортозамещению. Этот процесс, соответственно, динамично идет, и тут нельзя забывать о том, что у России гражданское судостроение исторически развивается вот такими большими темпами, поскольку у России морские перевозки по морю, которые составляют тоже важную часть экономических проектов», — сказал «ФедералПресс» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. В целом, как подчеркнули «ФедералПресс» в Минпромторге России, отечественное судостроение достойно справляется с вызовами времени. Еще по теме ГТЛК получила деньги из нацфонда на строительство водных судов «Прошедший год стал переломным в решении проблем, с которыми столкнулись наши судостроители из-за незаконного отказа зарубежных поставщиков поставлять оплаченное оборудование и материалы. Для них это станет потерей одного из центров мирового судостроения в качестве рынка сбыта. А российская промышленность приобрела уникальный опыт работы в кратчайшие сроки. По заключенным судостроительным контрактам в предстоящие годы мы ожидаем прироста производства рыбопромысловых судов и судов-краболовов, сохранение высоких темпов постройки пассажирских, грузопассажирских и других гражданских судов, способствующих транспортировке грузов и пассажиров как внутри страны, так и на экспорт», — заявили в министерстве. Важной поддержкой со стороны государства является предоставление субсидий из федерального бюджета на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство СКО. Распоряжением главы правительства РФ Михаила Мишустина , принятым в июне 2023 года, из федерального бюджета предусмотрено выделение на эти цели еще 1 млрд рублей. Судовые субсидии и лизинг Как отметили «ФедералПресс» в Минпромторге России, реализуемые меры государственной поддержки прежде всего направлены на стимулирование спроса со стороны заказчиков на продукцию судостроения, а не на прямую поддержку верфей. Это, в первую очередь, меры субсидиарного характера, предусматривающие «судовой утилизационный грант», возмещение процентов по кредитам и лизинговым платежам по договорам на приобретение гражданских судов, поддержку строительства рыбопромысловых судов, финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов, а также реализацию льготных лизинговых программ. Продлив в августе 2023 года программу субсидирования кредитов на приобретение гражданских судов до конца 2025 года, правительство РФ подтвердило намерение и дальше поддерживать отрасль в условиях внешнего санкционного давления. В федеральном бюджете на эти цели ежегодно предусмотрено более 3 млрд рублей в рамках государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений». По информации министерства, наиболее востребованная на сегодняшний день мера обновления российского гражданского флота на принципах софинансирования со стороны государства — реализация программы льготного лизинга, в рамках которой уже построено 97 судов и еще 131 судно находится в стадии строительства и заключения контрактов, в том числе 55 судов — за счет средств Фонда национального благосостояния ФНБ. Всего с 2023 по 2027 год с использованием его денег планируется построить 260 судов. Это, в том числе, суда на электродвижении, пассажирские, грузовые, крупнотоннажные, рыбопромысловые, дноуглубительные и другие.

Ревальвация российского судостроения

Судьба советского и российского судостроения сложна и замысловата. «Сегодня у нас значимое событие для российского судостроения, для транспортной отрасли страны, – обратился глава государства к участникам церемонии. Как бы там ни было, без сомнения, ледоколы проекта 22220 стали достижением российского судостроения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий