Новости лфз сетка кобальтовая

Ломоносовский фарфор — история создания императорских сервизов с кобальтовой сеткой и обзор современной посуды ИФЗ. После этого на ЛФЗ и ИФЗ (Императорский фарфоровый завод) «кобальтовой сеткой» стали украшать все приборы и посуду: кофейные сервизы, чашки, вазы и многое другое. металл кобальт имеет серебристо-белый цвет, а синеватый у него только отлив. "Кобальтовая сетка" является одним из самых знаменитых и узнаваемых брендов Императорского фарфорового завода. Действительно, кобальтовая сетка точно переносит нас в эпоху фижм, париков и дворцовых переворотов.

Императорский Фарфоровый Завод Кобальтовая Сетка

Сегодня «героем» публикации будет посуда линии «КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА» Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова. Своеобразным символом блокадного Ленинграда стала легендарная «Кобальтовая сетка». Сервизы в бело-синей стилистике впервые появились в 44 году и стали визитной карточкой Императорского фарфорового завода (Ленинградского фарфорового завода). Кофейный сервиз лфз, кобальтовая сетка. новый. Коллекция Кобальтовая сетка Императорский фарфоровый завод.

Чудо кобальта

Сетчатый узор символизировал заклеенные крест-накрест окна блокадных домов и скрещённые лучи прожекторов, подсвечивавших вражеские самолеты на подлете к осаждённому городу. Сервиз с «кобальтовой сеткой» получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, хотя специально к экспозиции он не готовился.

О триумфе своего творения она так и не узнала. Узор «Кобальтовая сетка» в современном искусстве Орнамент не теряет актуальности и в наши дни. Эксклюзивные права на него имеет завод ЛФЗ. Сегодня олицетворением изысканного русского фарфора является именно узор «Кобальтовая сетка».

Посуда для чаепитий и торжественных званых обедов, вазы и сувениры, чашки с утонченной росписью знамениты на весь мир. Названия Первоначально именовался «Порцелиновой мануфактурой» , с 1765 - Императорский фарфоровый завод , с 1917 - Государственный фарфоровый завод ГФЗ - аббревиатура клейма , в 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. Ломоносова ; предприятие получило официальное наименование - Ленинградский фарфоровый завод имени М. Ломоносова , наряду с которым имела употребление краткая форма - Ломоносовский фарфоровый завод ЛФЗ - аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод - до 2005 года. История Фарфор ЛФЗ.

Фарфор ЛФЗ. Гунгер получил материальную поддержку и свободу действий, но не был настолько сведущ, чтобы организовать производство фарфора с нуля. За всё время пребывания в России 1744-1748 он изготовил лишь полдюжины чашек сомнительного качества: они имели искривлённую форму, а цвет их был тёмен. Перед Черкасовым встала проблема: искать нового мастера за границей или доверить производство Дмитрию Виноградову , русскому химику, сподвижнику М. Ломоносова , зачисленному на мануфактуру именным указом императрицы в ноябре 1744 года и с самого начала приставленного к Гунгеру для обучения.

Выбор Черкасова оказался удачным: Виноградов смог наладить в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора. Изначально завод имел статус Императорской фарфоровой мануфактуры и располагался в 10 верстах от Петербурга. В настоящее время он находится в черте города пр. Обуховской Обороны, 151. На заводе работал выдающийся ученый Качалов, Николай Николаевич 20 июня 1883, Санкт-Петербург - 19 июня 1961, Ленинград , химик-технолог, специалист в области оптического стекла, один из первых отечественных разработчиков технологии его варки и основатель теории его холодной обработки шлифовки и полировки , организатор науки и производства, организатор художественного стеклоделия.

В течение более чем 60 лет на заводе работал виртуоз русского традиционного стиля Алексей Воробьевский. С 2002 года завод является собственностью главы «Уралсиба» Николая Цветкова. В 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод». Кобальтовая сетка Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых является «кобальтовая сетка». В 1958 году «Кобальтовая сетка» - простой и элегантный узор, покорила мир.

В этом году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие создания, в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда - за узор и форму сервиз получил золотую медаль. Сама же Анна Адамовна Яцкевич 1904-1952 , выпускница Ленинградского художественно - промышленного техникума 1930 г. Работала на ЛФЗ с 1932 по 1952 г. О триумфе своей росписи в Брюсселе она, к величайшему сожалению, так и не узнала.

Всё это вдруг показался Анне красивым и строгим, и она перенесла эту геометрию на роспись фарфора… В 1943 году стала возобновлять свою работу художественная лаборатория. И вот в тяжёлое военное время появился этот узор-напоминание, узор-мороз, узор-надежда. Сначала художница выполнила его специальным кобальтовым карандашом, стержень в нём представлял собой фарфоровую краску. Работникам завода такой карандаш не понравился: узор был выпуклым, ложился неровно. Взялась за новинку только Анна Адамовна. Правда, впоследствии «Кобальтовую сетку» стали наносить всё-таки обычными красками.

Узор получился очень красивым, он понравился всем и был взят на вооружение. За создание «Кобальтовой сетки» её наградили орденом Красной звезды. В марте 1946 года Анну Адамовну наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Была у неё и медаль «За оборону Ленинграда». Скромная, незаметная Анна Адамовна продолжала трудиться. Расписывала вазы и сервизы, придумывала новые узоры.

Как в Подмосковье делают посуду для Кремля и иностранных делегаций Подобно вкусу печенья "мадлен", которое обессмертил в романе "По направлению к Свану" Марсель Пруст, тарелка с мейсенским букетом из сервиза немецкого завода KAHLA или сине-белая чашка Ленинградского фарфорового завода будят у владельца теплые детские или юношеские воспоминания. А некоторые образцы фарфора 1920-х годов могут стоить сотни тысяч и даже миллионы рублей". Фарфоровые сокровища В изменениях фарфоровой моды прослеживается история страны. Условно искусствоведы выделяют несколько эпох: фарфор, что был выпущен до 1917 года, в переходный период — начало 20-х годов XX века, затем в период с середины 20-х по конец 30-х, в годы войны, в послевоенные годы — 50-е — 70-е годы, и позднесоветский период.

Дореволюционного фарфора, рассказывает Анастасия Жукова, на рынке немного просто в силу хрупкости посуды: до наших дней дошли единичные предметы. Хрупкость вообще ставит фарфоровые изделия в особое положение в рейтинге антикваров. Лучше сохраняются чайные пары, потому что их в наборе несколько, и одна пара, пусть и с трещинками или сколами, но выживет. То же и с тарелками.

Поэтому они доступнее по цене, чем другие предметы. Хуже всего сохраняются чайники — у них отбиваются носики, появляются сколы на крышках, быстрее стирается позолота. Высоко ценятся единичные предметы — сахарницы, молочники, конфетницы". Трещины и сколы на предмете опускают цену сразу в два-три раза.

Иногда владельцы идут на реставрацию — дефекты можно заделать так, что их совсем не будет заметно, но на цену предмета это повлияет незначительно: дело в том, что после реставрации из посуды нельзя есть — материалы для заделки трещин ядовиты. Зато декоративную функцию такой фарфор будет выполнять прекрасно. Цену определяет не только возраст, сохранность, наличие ручной росписи, количество позолоты и тонкость работы, но и редкость или принадлежность к определенной эпохе. После революции 1917 года российские фарфоровые заводы были национализированы и переименованы, но по факту ассортимент их продукции не изменился: на местах оставались старые мастера, которые отливали посуду в дореволюционных формах или использовали уже отлитые — неокрашенную посуду, которую фарфористы называют бельем.

Предметы переходного периода ценятся особо высоко, потому что на классической буржуазной посуде появились советские клейма, а внешне ничего не поменялось. Такой фарфор — большая редкость". Но вскоре революционные идеи отразились и в фарфоре. Половина чашки Малевича и агитпосуда В 1920-е годы в стране становятся популярными пролетарские идеи домов-коммун, которые пропагандировали приучение людей к коллективизму и освобождение от тягот бытового домашнего труда, в том числе и приготовления пищи.

Появляются заведения общепита, и для них не подходят старые, буржуазные формы посуды. Надпись украшала все предметы посуды: тарелки, чашки, чайники, молочники. Тогда же появился агитфарфор — его часто путают с номенклатурным. На нем появились лозунги, утвержденные самым Лениным: "Царствию рабочих не будет конца", "Кто не работает, тот не ест", "Пролетарии всех стран, объединяйтесь", "Земля — трудящимся".

После революции художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде так переименовали Императорский завод стал художник Сергей Чехонин — ученик Ильи Репина. Все предметы: чашки, чайник, тарелки — были выполнены в форме полусфер и прямоугольников; эта посуда воплощала идеи супрематизма. Ведь если во время чаепития человек пьет с одной стороны чашки, то другая попросту не нужна. Чуть позже ученик Малевича супрематист Николай Суетин создал другой сервиз, ставший культовым среди ценителей искусства во всем мире, — "Бабы", на предметах которого появились авангардные образы деревенских женщин.

Авангардная агитационная посуда так и не пошла в массы — в основном ее производили на экспорт, и почти сразу же за ней стали охотиться коллекционеры. Сегодня подобных образцов осталось совсем немного, и каждый предмет оценивается в миллионы рублей. Более 50 лет он был главным художником Дулевского фарфорового завода и создал новый стиль в этом направлении искусства. Если раньше мастера старались подчеркнуть тонкость и изящество фарфора, то Леонов, напротив, сделал ставку на броскость и яркость.

Возникновение узора

  • Рисунок блокады: удивительная история «Кобальтовой сетки», ставшей символом русского фарфора
  • Купить кобальтовая сетка в Санкт-Петербурге
  • Все заводы
  • Возникновение узора
  • Надо знать: «кобальтовая сетка» на сервизах появилась в память о блокаде Ленинграда | Blog Fiesta

Рассылка новостей

  • Визитная карточка
  • Обратите внимание:
  • Узор «кобальтовая сетка» как символ блокадного Ленинграда
  • Несколько страниц из истории знаменитого фарфорового завода
  • Клейма фарфоровых заводов CCCР
  • Рожденный блокадой

Кобальтовая сетка

Кобальтовая сетка ЛФЗ| история и память - YouTube Наверняка многие знают фарфоровые сервизы Ломоносовского фарфорового завода, расписанные знаменитой «кобальтовой сеточкой». Эта нежно холодная роспись «родилась» в 1944 году, а к концу 50-х стала фирменным узором предприятия.
Кобальтовая сетка - Ленинградский фарфоровый завод ... Блокадная сетка Императорский (Ленинградский; Ломоносовский) фарфоровый завод. Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых во всём мире является ленинградская «Кобальтовая сетка».
Как появилась знаменитая "кобальтовая сетка" ЛФЗ. Императорский фарфоровый завод ИФЗ ЛФЗ.
Кобальтовая сетка лфз "Кобальтовая сетка" является одним из самых знаменитых и узнаваемых брендов Императорского фарфорового завода.

Знаменитая "кобальтовая сетка" ЛФЗ

Узор «кобальтовая сетка» как символ блокадного Ленинграда Сегодня Императорский фарфоровый завод продолжает выпускать сервизы с знаменитым рисунком: набор на шесть персон стоит 40 тыс. рублей.
Императорский фарфоровый завод чайная пара Кобальтовая сетка 250 мл — купить в Москве Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова.
10 советских сервизов, которые сегодня стоят десятки тысяч рублей "Кобальтовая сетка" является одним из самых знаменитых и узнаваемых брендов Императорского фарфорового завода.
Кобальтовая сетка и логотип ЛФЗ: придуманы в Ленинграде и известны во всём мире Набор декоративных вазочек (лфз Кобальт), высота 16 см+ 14 см+ 12 см. Продаются комплектом.
Кобальтовая сетка Визитная карточка Императорского фарфорового завода — синяя «Кобальтовая сетка» на посуде впервые появилась в 1944-м.

«Кобальтовая сетка»

Санкт-Петербург, завод переименован в Императорский Фарфоровый завод, а сервизы с кобальтовой сеткой и сегодня выпускают и они являются украшением коллекции продукции завода. Своеобразным символом блокадного Ленинграда стала легендарная «Кобальтовая сетка». Сервизы в бело-синей стилистике впервые появились в 44 году и стали визитной карточкой Императорского фарфорового завода (Ленинградского фарфорового завода). Выручка Ломоносовского фарфорового завода за 2017 год составила 1,98 млрд рублей, а себестоимость продукции — 720 млн рублей. Считается, что "Кобальтовая сетка" была навеяна изящным и нарядным фарфором XVIII века — елизаветинским "Собственным" сервизом, в узлах золотой сеточки которого выписаны маленькие розовые цветочки. "Кобальтовая сетка" — визитная карточка Ломоносовского фарфорового завода.

Тайна кобальтовой сетки

Из костяного фарфора изготавливают тонкие чашки и блюдца, здесь используется кость крупного рогатого скота. ИФЗ, между прочим, единственное сегодня предприятие в России, где производят костяной фарфор. Пока идем к цехам, спрашиваю у нашего гида, как обстоят дела с обеспеченностью предприятия сырьем. Оказывается, на нынешний год импортные составляющие фарфоровой массы были закуплены в прошлом году. Сейчас идут поиски сырья глины и кости в России и Китае, чтобы обеспечить производство в 2023 году. Первая остановка — цех костяного фарфора. Современные машины отливают здесь чашки, а в печах с указателем «включать на 850» круглосуточно идет обжиг.

Дальше будет только ручная работа художников. Поднимаемся на верхний, пятый, этаж здания, в цех ручной росписи.

Если раньше мастера старались подчеркнуть тонкость и изящество фарфора, то Леонов, напротив, сделал ставку на броскость и яркость. Он использовал в своих эскизах народные мотивы, цветочные узоры, позолоту и орнаменты, напоминающие аппликацию. Именно за эту цветастость и схожесть с русскими ситцами фарфор Леонова стали называть ситцевым. Стоимость некоторых довоенных сервизов, выполненных по эскизам Леонова, оценивают в 150—200 тыс. Однако Дулевский завод стал одним из главных производителей и массового фарфора в стране: сервизы, украшенные деколью — переводными картинками — были практически в каждой советской семье. Большие обеденные сервизы на 12 персон, с супницей, соусниками, пиалами, отличались качеством от тонкостенного фарфора, были более тяжелыми и грубоватыми, но обладали привлекательными формами, эстетичным оформлением.

Красный в белый горох чайный сервиз, по словам Анастасии Жуковой, до сих пор нежно любим покупателями. А вот если у вас есть предмет из советской массовой серии, но оригинальной расцветки, значит, он стоит гораздо дороже традиционного". Редкость предмета — один из главных критериев, который влияет на цену антикварного предмета. И фарфор не исключение. Если, к примеру, в СССР было выпущено несколько миллионов сервизов с синим орнаментом, а всего пара десятков — точно таких же, но с красным, то красный сервиз будет стоить в разы выше. То есть знакомые всем формы в оригинальном оформлении всегда дороже массовой версии. Заклеенные окна Но все же визитной карточкой советского, а затем и российского фарфора стала "кобальтовая сетка" от ЛФЗ, созданная по эскизам художницы Анны Яцкевич в 1944 году. Узор из перекрещенных синих линий и золотых лучей на белоснежном фоне — отсылка к заклеенным во время страшной блокадной зимы окнам ленинградских домов.

К сожалению, автор не дожила до триумфа своего творения: лишь после ее смерти сервиз взяли среди прочих на Всемирную выставку в Брюсселе. Ставок на кобальтовую сетку не делали, но именно она взяла золотую медаль и вызвала фурор среди публики. Сегодня Императорский фарфоровый завод продолжает выпускать сервизы с знаменитым рисунком: набор на шесть персон стоит 40 тыс. Сервиз советского периода, особенно если на нем стоит красное — экспортное — клеймо Made in USSR, стоит так же или даже дороже. Потому сегодня на этот фарфор большой и стабильный спрос. Это один из самых частых запросов покупателей: "А у вас есть кобальтовая сетка? Это и флер времени, и качество, которое было в СССР очень высоким". Бум на немецкую посуду пришелся на 1960—70-е годы, хотя еще раньше ее полюбили жены высокопоставленных советских военных, которые вместе с мужьями находились после войны в восточной части Германии.

Именно они первыми стали возить домой переливающиеся перламутром сервизы, получившие в Стране Советов общее название "Мадонна", хотя на родине серии выпускали под другими именами: "Ульрика", "Фредерика", "Мария". Эту посуду отличало роскошное, на грани кича оформление: перламутр, много позолоты, витой замысловатый орнамент по краю, пасторальные и мифологические мотивы с полуобнаженными нимфами, грациями, юношами и купидонами — все то, с чем боролись адепты пролетарской простоты и функциональности на заре советской власти, теперь стало супермодным. С художественной точки зрения такая посуда уступала многим советским сериям: в оформлении почти всего фарфора из ГДР, в том числе и "Мадонн", использована техника деколи — когда изображение не кисточкой рисуют по фарфору, а переносят на поверхность переводную бумажную картинку и потом фиксируют ее обжигом. Несмотря на то что деколь бывает очень высокого качества, ручная роспись всегда ценилась выше. Поначалу сервизы приезжали в СССР в чемоданах генеральских жен, но уже в конце 1950-х импорт немецкой посуды наладился официально. На территории ГДР оказалось сосредоточено большинство известных немецких фарфоровых заводов, в том числе и Мейсенский завод. Немцы быстро оценили спрос советских граждан на их продукцию и увеличили производство. Цена на них была космической: несколько средних зарплат специалиста с высшим образованием, но вложения в фарфор расценивались как оправданные — ведь такая посуда была показателем благополучия семьи, обладать ею считалось престижным.

Фарфор из ГДР не раз появлялся в советском кино: например, Шурик и Лида из "Операции "Ы" брали сосиску с немецкой тарелки с цветочками, а в фильме "Москва слезам не верит" мать Родиона Рачкова, принимая его девушку Катю Тихомирову на званом обеде, сервировала стол золочеными тарелками. Немецкий сервиз можно разглядеть и в шкафу Рачковых — именно так, на самое видное в комнате место, и выставляли дорогую посуду в домах советские хозяйки, хотя чаще всего пышность ее оформления диссонировала с обстановкой малогабаритных квартир.

Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета. Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным — сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. У сервиза «Собственный», в узлах золотой сеточки выписаны маленькие розовые цветочки.

Этот узор появился вскоре после снятия блокады в 1944 году. Это был не просто геометрический орнамент. Художница Анна Яцкевич, автор знаменитого синего логотипа ЛФЗ, расписала сеточкой сервиз скульптора Серафимы Яковлевой в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда. Есть еще один интересный момент в истории создания этого декора, он связан с карандашом, которым художница Анна Яцкевич нанесла на фарфор свой знаменитый узор. В те времена на ЛФЗ возникла идея использовать так называемый кобальтовый карандаш. Разумеется, карандаш был обычным, сделанным на фабрике «Сакко и Ванцетти», а вот стержнем его была фарфоровая краска.

Художникам завода карандаш не понравился, только Анна Яцкевич решила попробовать новинку и расписала им первый экземпляр сервиза «Кобальтовая сетка». Так это или нет, но этот экземпляр сервиза сейчас находится в экспозиции Русского музея. Впоследствии этой росписью стали украшать на ЛФЗ ИФЗ и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, чашки, вазочки и сувениры. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода — она автор знаменитого логотипа ЛФЗ 1936 г. Другие изделия завода. Кружка «Молоко».

Придать изюминку любой сервировке, сделать ее более стильной поможет линейка столового стекла от Императорского фарфорового завода. Обновленная серия включает в себя бокалы для различных напитков, а также креманки. Обновление серии "Кобальтовая сетка" Дизайн сочетает в себе ненавязчивую классику форм с изящным декором, поэтому станет безупречным дополнением как к традиционным коллекциям, так и к креативным новинкам от «Императорского фарфора».

История знаменитого узора «Кобальтовая сетка» от ИФЗ: Идеи и вдохновение в журнале Ярмарки Мастеров

Официальный дилер производителя Императорский фарфоровый завод с 2010 года. Продажа фарфора напрямую от производителя с гарантией качества 3 года. Бесплатная консультация, помощь с покупкой.

К сожалению, Анна Яцкевич не дожила до триумфа своего узора.

Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора….

А золотые «мушки» или «жучки» на нём — это сполохи разрывов зенитных снарядов. Узор, который называется «Кобальтовая сетка», в годы войны придумала ленинградская художница Анна Яцкевич.

Она все 900 дней блокады провела в родном городе. Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать, отказалась уезжать в эвакуацию. Она осталась на заводе и сражалась с врагом по-своему: кисточкой и красками. Анна Яцкевич занималась камуфляжем кораблей.

Так, например, при помощи красок по фарфору она создала маскировочную сетку, которой укрыли миноносец «Свирепый», стоявший у набережной Невы недалеко от завода. Это же как надо владеть своим искусством, чтобы с помощью красок и кисточек для фарфора делать огромные корабли малозаметными для врага! Есть мнение, что мысль об узоре-сетке художнице Яцкевич навеял старинный сервиз, который в середине XVIII века создал для императрицы Елизаветы Петровны сам Дмитрий Виноградов, сподвижник Ломоносова и основатель производства фарфора в России. Был похожий сервиз и у царя Николая I — его изготовили по заказу австрийского императора.

Однако сходство в этих родственных росписях несколько отдалённое. Разница не только в общей геометрии орнамента, но и в деталях на перекрестьях линий. Вместо цветочков как на старинных блюдах Анна Яцкевич изобразила золотые «мушки». И потом, во времена Елизаветы Петровны сетчатые орнаменты были других оттенков — розовыми и золотыми, и соответственно, с другим химическим составом красок.

Можно предположить, что Дмитрий Виноградов подсмотрел этот узор в Западной Европе, а тамошние мастера опирались на опыт своих старых гончаров. На самом деле этот рисунок столь древний, что уже и не установить, кто первый его придумал. Перекрестье линий во многих странах мира и во все времена наносили ещё на простую глиняную посуду. Да чего уж там, каждый из нас в детстве рисовал нечто подобное, не подозревая, что повторяет древние рисунки.

Художница Анна Яцкевич рассказывала своим сотрудникам о создании «Кобальтовой сетки» так: заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов однажды привлекли её внимание, и то ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли отблески вечернего солнца, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора. Первый сервиз из 5-ти предметов с нежно-холодным, каким-то немного северным, удивительно притягательным орнаментом появился вскоре после полного снятия Блокады — в 1944 году. Форму чайной посуды нового сервиза для освобождённого города создала ещё одна работница ЛФЗ — скульптор Серафима Яковлева. В 1958 году в Брюсселе прошла Всемирная выставка, где Ломоносовский фарфоровый завод представил самые лучшие свои творения.

Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, ведь с момента его создания прошло уже 14 лет, и он просто входил в ассортимент завода. Но неожиданно именно он получил золотую медаль. К сожалению, Анна Адамовна Яцкевич не дожила до международного триумфа своего узора. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что её рисунок стал символом советского фарфора… В 2005 году детищу основоположника русского порцелана Дмитрия Виноградова — заводу в Невском районе Петербурга — вернули исконное название — «Императорский фарфоровый завод».

Он продолжает традиции старых мастеров и по-прежнему выпускает посуду со знаменитой «Кобальтовой сеткой». Она является знаменитой на весь мир визитной карточкой предприятия. Что ещё интересно: вся изящная продукция завода расписывается его мастерами вручную. Ушлые китайцы несколько раз пытались произвести подделки, но у них вышло коряво — ибо повторить ручную подглазурную роспись кобальтом и золотом крайне сложно, времязатратно и трудозатратно.

Эти кропотливые усилия — не для массового производства. Тысячи обладателей легендарных сервизов с кобальтовой сеткой могут гордиться — их посуда является символами стойкости ленинградцев и нашей Великой Победы. Фарфор «Кобальтовая сетка» Узор в виде кобальтовой сетки — не редкость в декоре, но только Императорский фарфоровый завод сумел превратить его из вспомогательного элемента в символ эпохи, приносящий мировую славу. Изящный геометрический рисунок с позолотой сегодня покрывает самые популярные сервизы и отдельные столовые предметы, выпускаемые предприятием.

Их ценят не только за красоту и высочайшее качество, но и за тесную связь с историей государства, а также лёгкие ностальгические нотки, неизменно присутствующие в каждом изделии с маркировкой ИФЗ. Рождение легенды «Кобальтовая сетка» представляет собой диагонально пересекающиеся линии, в местах соединения которых прорисованы каплевидные «жучки» с отводкой золотом. Декор выглядит утончённо и празднично, придавая фарфоровой посуде черты дворцового стиля. Однако родился аристократичный орнамент совсем не в «галантном веке», а в один из самых тяжёлых периодов «города на Неве», когда его жители задыхались кольце немецкой блокады.

Художница Ленинградского фарфорового завода Анна Яцкевич с горечью смотрела на окно, крест-накрест перечёркнутое полосками бумаги. Разве в такое время до творческих порывов? Когда в 1941 году часть предприятия эвакуировали за Урал, Анна Адамовна — коренная ленинградка, решила остаться. Сколько боли пережила она за это время.

В 1942 году от голода и болезни умерли её мать и сестра. Сама художница походила на тень, как и десятки ленинградцев, героически противостоявших оккупантам. Внезапная вспышка озарила окно, и Анна Адамовна разглядела в скрещенных полосках потрясающей красоты узор, проступивший сквозь печальный лик войны. Как писала позднее художница в своих воспоминаниях, именно тогда у неё возникла идея создания той самой «Кобальтовой сетки»… Согласно другой версии, прототипом узора послужили освещающие небо лучи прожекторов, которые блуждали, пересекаясь друг с другом.

А, возможно, художница вдохновилась суровым очарованием Невы, одетой в ледяной панцирь, который приходилось разбивать, чтобы достать воды. Ослепительно белая река, бегущие от удара ломом синие трещинки и слепящее золотое солнце — этот образ тоже просматривается в удивительном творении Яцкевич. Искусствоведы, кроме того, выдвигали предположение, что «сетка» скопирована с дворцового сервиза «Собственный», изготовленного основоположником русского фарфора — Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны. Хотя в своих мемуарах Яцкевич не упоминала этот редкий коллекционный экземпляр.

Но, скорее всего, как часто бывает у художников, Анна Адамовна сублимировала множество жизненных впечатлений, выразив их в чётких и чистых линиях кобальтового рисунка. Техника нанесения узора Первые образцы «Кобальтовой сетки» были созданы Яцкевич в ноябре 1944 года на базе сервиза «Тюльпан». Роспись сначала опробовали на пяти предметах: чайнике, сахарнице, сливочнике и чашке с блюдцем. Предметы сервиза, волнистой поверхностью напоминающие цветок, в тонкой сетке узора смотрелись нарядно и органично.

Художница решила провести эксперимент с подглазурным кобальтовым карандашом. Предполагалось, что он даст более ровные линии, чем кисть, которой сложно управлять при нанесении графического рисунка. Однако техническое новшество оказалось неудачным — карандашный пигмент ложился неравномерно, делая узор то ярким и выразительным, то едва заметным. Тогда Анна Адамовна решила вернуться к проверенной кисточке.

Именно этим инструментом пользуются современные художники завода, вручную нанося на чашки и чайники полюбившийся всем миру «сетчатый» рисунок. Работа кропотливая, требующая немалого опыта и мастерства. В день сотрудник завода может расписать до 80 изделий. Когда в 1950 году сервиз Яцкевич начали выпускать массовым тиражом, отливки делали сразу с направляющими желобками, чтобы живописцам было проще вести прямые линии.

Кобальтовый пигмент наносят на обожжённый один раз «бисквит», затем покрывают глазурью, вновь отправляют в печь и только после этого украшают золотой отводкой. Однако сегодня ручного труда в фирменных сервизах Императорского завода становится всё меньше. Основной рисунок заменяет деколь, золото уже не порошковое, как раньше, а более дешёвый глянц наносят специальным желатиновым штампом. Тем не менее, сэкономить на покупке фарфора «Кобальтовая сетка», независимо от способа его изготовления, не получится.

Это, своего рода «бренд в бренде», что тоже имеет свою цену. К тому же посуда от ИФЗ славится своим качеством — это единственное предприятие в России, где изготавливают костяной фарфор, самый тонкий и прочный. Отличить изделия из него несложно: они хорошо просвечиваются, так, что виден рисунок на внешней стороне, при ударе издают чистый, продолжительный звук и обладают тёплым молочным оттенком. Интересные факты о создательнице знаменитого узора Жизнь Анны Яцкевич похожа на подвиг — не имея собственной семьи, она всю себя отдала родному заводу.

И как это часто бывает, получила признание лишь после смерти, хотя всегда считалась талантливой художницей, со своим неповторимым почерком. Что ещё интересно узнать об авторе «Кобальтовой сетки»? Анна Яцкевич бессменно проработала на Ломоносовском сейчас Императорском фарфоровом заводе 20 лет, вплоть до своей смерти в 1952 году. В активе художницы есть ещё одна значимая разработка: клеймо предприятия советских времён — каллиграфический логотип ЛФЗ.

Во время блокады Яцкевич спасла бесценную заводскую библиотеку, случайно забытую при эвакуации фондов. Как-то по дороге на работу она заметила, что солдаты расположенной рядом воинской части рассматривают иллюстрации, явно вырванные из книги. Подойдя ближе, художница с изумлением узнала старинное издание из фондов завода. Оказалось, вагон с книгами не попал в основной эшелон и остался стоять на запасном пути, а его бесценный груз постепенно растаскивали «на картинки» или растопку.

На саночках Анна Адамовна ежедневно перевозила книги обратно, пряча в заводском цеху до лучших времён. До 1943 года ЛФЗ практически не работал. Но Яцкевич не сидела без дела. Оставшимися в запасниках фарфоровыми красками она наносила маскировку на пришвартованные у ближнего причала боевые корабли, в частности на миноносец «Свирепый», который закрывал собой территорию завода.

Камуфляж был настолько качественным, что немцы ни разу не выстрелили по этой морской цели или корпусам ЛФЗ. Инициатором юбилейной выставки стал выдающий реформатор советской фарфоровой промышленности, художник Николай Суетин. Знаковый сервиз в том виде, каким его выпускают сейчас, доработала ученица Яцкевич — Ольга Долгушина. Изготовленный ею образец, сейчас представлен в музейной коллекции Эрмитажа.

Анна Адамовна очень любила отдыхать на Кавказе, утверждая, что только там укрепляет здоровье, наполняясь новыми силами для работы. По иронии судьбы, во время очередной поездки художница простудилась и, проболев несколько месяцев, умерла. В 1958 году, 6 лет спустя после смерти своей создательницы, «блокадный сервиз» удостоился «Золотой медали» на Всемирной выставке в Брюсселе. Комментируя своё решение, жюри особо отметило «гармоничное соединение формы и росписи», а также «необычное образное решение», предложенное Яцкевич.

Любопытный момент: ЛФЗ готовил к выставке совершенно другие эксклюзивные изделия, а будущий «победитель» просто дополнял ассортимент. Современные вариации «на тему» Фарфор «Кобальтовая сетка», ставший «лицом» санкт-петербургского Императорского завода, сегодня представлен не только в классическом варианте, но и в нескольких современных интерпретациях. Всего в ассортименте свыше 100 различных предметов с культовым узором. Художники завода экспериментируют и с цветом орнамента.

Например, альтернативой синей сетке стали розовая и золотая, получившие соответственно название «Блюз» и «Джаз». В 2014 году вместе с польскими коллегами, ИФЗ начал выпуск стеклянной посуды, декорированной всё тем же узором. К расширению ассортимента подтолкнули маркетинговые исследования. Как показывает статистика, россияне в последнее время всё чаще предпочитают стекло фарфору.

Причина кроется не в декоративных качествах, а в непомерно высоких ценах на «белое золото». В 2016 году в фирменных магазинах предприятия появился столовый текстиль «кобальтовой» тематики, а также чай и косметика в легкоузнаваемой «сетчатой» упаковке. Как заявила генеральный директор ИФЗ — Татьяна Тылевич, залог успешного конкурирования на международном рынке она видит в диверсификации производства и создании не только эксклюзивной продукции, но и масс-маркета. Основная ставка в этом сегменте делается именно на «Кобальтовую сетку», которая, не смотря на высокую стоимость, всегда находится в дефиците.

Гжельская альтернатива Далеко не все ценители русского фарфора знают, что узор «Кобальтовая сетка» есть и в арсенале другого гиганта керамической индустрии — московской Гжели. Мотив получил широкое распространение, хотя используется не «соло», а в сочетании с другими декоративными элементами: цветами и птицами. От санкт-петербургского аналога он отличается нарочито небрежной прорисовкой, копирующей народный стиль, менее вытянутыми ячейками и акцентами в виде цветочков вместо «жучков». Узор «сеточка», как и многие другие декоративные элементы Гжели, позаимствован у древних славян.

Он символизировал дом, плодородие и женское начало. Ромбовидные орнаменты имели также отношение к солярному культу. Их часто наносили на ворот и предплечья женской одежды в качестве оберегов. Остаётся лишь выбрать, какая «Кобальтовая сетка» больше по душе.

Или украсить свой дом обеими разновидностями. Производство Невская порцелиновая мануфактура с 1765 г. Государственный Эрмитаж Шахматы «Руслан и Людмила». Автор — Э.

Декоративное блюдо «Поклон И. Белова-Вебер Тарелка «Мельница». Автор А. Щекатихина-Потоцкая, 1920 г.

Государственный Эрмитаж. К слову, ленинградцам превычнее называть его Ломоносовским фарфоровым заводом. С детства знакомый узор, изящное переплетение синих с золотом линий, тонкие чашки, из которых вкусно пить чай. Складывается впечатление, что всё это было всегда.

А за этим узором, оказывается, стоит целая история. Автор «Кобальтовой сеточки» художница по фарфору Анна Адамовна Яцкевич 31. Она родилась в Петербурге в простой семье и всю жизнь прожила в городе на Неве. В 1930 году закончила художественный техникум, два года стажировалась на «Красном фарфористе», а в 1932 году была направлена работать на ЛФЗ бывший Императорский фарфоровый завод в только что созданную художественную лабораторию.

Это было время индустриализации молодой советской страны и даже роспись на фарфоре отражала происходящие перемены. Анна Адамовна расписывала сервизы, чашки с блюдцами, юбилейные вазы и т. Из её довоенных работ особенно известны сервизы «Московское метро» и «Комсод» Комиссия содействия , и разумеется логотип, фирменное клеймо завода — вензель ЛФЗ. С началом войны завод вместе с музейной коллекцией фарфоровых изделий эвакуировался, но многие мастера остались в блокадном Ленинграде.

Среди них была и Анна Яцкевич. Будучи на казарменном положении при заводе, она камуфлировала корабли на Неве оставшимся запасом фарфоровых красок. Все 900 блокадных дней художница оставалась в городе, честно заслужила медаль «За оборону Ленинграда» и орден Красной звезды. К концу 1943 года, после прорыва блокадного кольца, Анна Адамовна вместе с другими горожанами и главным художником ЛФЗ Н.

Суетиным принимала участие в подготовке к выставке «Героическая оборона Ленинграда». А ЛФЗ постепенно начал оживать, Москва дало добро на восстановление художественной лаборатории. Летом 1944 года намечалось 200-летие фарфорового завода и Н. Суетин предложил мастерам и художникам по фарфору создать памятные изделия к этому событию.

Анна Яцкевич создала свою «Кобальтовую сетку» осенью 1944 года, уже после освобождения города от блокады. Для основы выбрала сервиз формы «Тюльпан». С технологической точки зрения это была новация того времени — подглазурная роспись кобальтом. Технологам лет пять пришлось «попотеть», чтобы освоить массовый выпуск «Кобальтовой сеточки».

С художественной точки зрения это сочетание строгости и изящества, объединившие две эпохи с интервалом в 200 лет. Никто точно не знает, что вдохновило Анну Яцкевич на создание этого узора. Кобальтовая сетка без золота до боли напоминает заклеенные крест-накрест окна в блокадном Ленинграде. Легкие золотые штрихи на пересечении линий добавляют сервизу царственную «осанку», но без помпезности, как в Собственном сервизе Елизаветы Петровны работы Д.

Чуть позже Анна Адамовна создала сервизы «Золотая сеточка» цветами и «Кобальтовая клеточка». Сама Анна Адамовна посмертно тоже была удостоена золотой медали. Фото-экскурсия на Императорский фарфоровый завод в Петербурге именно так он нынче называется. Как изготавливают фарфоровые изделия и музей.

Существует множество красивых рисунков на фарфоре, но самым популярным был и остаётся узор «кобальтовая сетка», покоривший многих ценителей искусства. Такую посуду можно использовать для торжественных мероприятий или просто поставить на видное место для украшения интерьера. Немного истории Впервые этот узор возник в 1945 году, после этого его стали использовать как классический вариант рисунка на изделиях Ломоносовского фарфорового завода. Именно на этом заводе работал мастер, придумавший данный узор, но в самом начале его выполняли совершенно в другом цвете — золотом.

Она пришла на завод после стажировки и стала работать при только что открывшейся художественной лаборатории. Фарфоровая посуда на Ломоносовском фарфоровом заводе стала выпускаться сразу после окончания войны. И только в 1946 году художница создала и выставила на обозрение сеточку уже не золотую, а именно кобальтовую. Это каким нужно обладать терпением, чтобы вручную начать расписывать с помощью кисточки фарфоровые изделия!

На первый взгляд, может показаться, что это обычный геометрический рисунок, ничем не примечательный, но в то же время красивый и строгий. Таким узором был расписан чайный сервиз, изготовленный Серафимой Яковлевой в виде тюльпана, и это он вдохновил Анну на создание уникального шедевра. Ещё через несколько лет этот рисунок прославился на весь мир: проходила выставка в Брюсселе, именно там ЛФЗ Ломоносовский фарфоровый завод выставил свои красивые экземпляры, и среди них — сервизы с узором «сеточка». Конечно, завод не стремился к славе и признанию, а просто хотел показать, какую продукцию производит и в каком количестве.

Продажа фарфора напрямую от производителя с гарантией качества 3 года. Бесплатная консультация, помощь с покупкой. Все модели в наличии.

В Галерее современного фарфора открылась выставка «Кобальт навсегда!»

Императорский Фарфоровый завод: "Кобальтовая сетка" За «Кобальтовую сетку» фарфоровый завод получил несколько престижных медалей.
10 советских сервизов, которые сегодня стоят десятки тысяч рублей Фарфор «Кобальтовая сетка», ставший «лицом» санкт-петербургского Императорского завода, сегодня представлен не только в классическом варианте, но и в нескольких современных интерпретациях.
Узор «Кобальтовая сетка» – символ блокадного Ленинграда Своеобразным символом блокадного Ленинграда стала легендарная «Кобальтовая сетка». Сервизы в бело-синей стилистике впервые появились в 44 году и стали визитной карточкой Императорского фарфорового завода (Ленинградского фарфорового завода).
Как появилась знаменитая «кобальтовая сетка» ЛФЗ - Интересное и необычное "Кобальтовая сетка" — визитная карточка Ломоносовского фарфорового завода.

Кобальтовая сетка

Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, с момента его создания прошло уже 14 лет, и он просто входил в ассортимент завода. На донышке стоял штамп – ЛФЗ – Ломоносовский (Ленинградский) Фарфоровый Завод. Этот геометрический орнамент является образом заклеенных крест-накрест оконных стёкол во время Блокады. «Кобальтовая сетка» — визитная карточка Ленинградского фарфорового завода и символ советского фарфора. Самый известный узор ленинградского фарфора — «кобальтовая сетка». Кобальтовая сетка. Визитная карточка Императорского Фарфорового Завода. Купите императорский фарфор Кобальтовая сетка по цене от 610 руб. Бонусная программа Бесплатная доставка от 1 000 рублей Самовывоз из фирменных магазинов Замена или возврат денег в случае боя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий