Крещение господне (богоявление). В середине января православные верующие отмечают Крещение Господне или праздник Богоявления, неотъемлемой традицией которого является купание в проруби. Главной традицией праздника Крещение Господне является освящение воды.
Крещение Господне
Крещение Господне до IV века с Рождеством были единым праздником, и назывался он Богоявление. В день перед праздником Крещения Господня, как и перед Рождеством, необходимо соблюдать строгий пост. О значении Крещения для верующих, истории его празднования и традициях уместно поговорить в канун праздника. В Крещение Господне (история праздника повествует об этом) миру впервые явился Бог в трех ипостасях (Богоявление).
Крещение Господне 2023: какого числа, история и традиции праздника, что нельзя делать
Крещение Господне: в чем смысл этого праздника, надо ли окунаться в прорубь и как при этом не заболеть? Описание праздника Крещение в Евангелие гласит, что в сей день Бог явился сразу в трех ипостасях: Бог Отец (глас), Бог Сын (плоть), Дух Святой (голубь). Крещение Господне – один из главных христианских праздников, установленный в честь Иисуса Христа, богатый обычаями и приметами.
Все о детях, все для родителей
Крещение господне (богоявление). Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в. Крещение Господне православные отмечают ежегодно 19 января. В 2024 году праздник выпадает на пятницу. Крещение Господне или праздник Богоявления – день, когда все верующие христиане вспоминают обряд крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Тот, кто примет крещение в день Святого Богоявления, проживет долгую и счастливую жизнь.
Праздник Крещения в России
Крещение Господне - православный праздник, когда поста нет, несмотря на пятницу, в эту ночь смелые купаются, остальные Богу молятся. с утра 18 января - и продолжается уже весь праздник Крещения - 19 января. Конспект беседы «Крещение» для старшего дошкольного возраста 19 января Православная церковь отмечает великий праздник-Крещение Господне В этот день светят воду-проводят обряд водосвятия Воду освещают.
Крещение-2024. Что это за праздник и нужно ли нырять в прорубь. Простыми словами
В этот день вспоминают о крещении Иисуса в водах Иордана. Крещение Господне православные отмечают ежегодно 19 января. В 2024 году праздник выпадает на пятницу. Праздник Крещения Господня или Богоявление празднуется 19 января (нов. ст.), относится к числу двунадесятых господних праздников. Праздник Крещения Господня давно уже перестал быть только церковным. Крещение господне (богоявление).
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
Так появилось второе название праздника — Богоявление. Почему торжество отмечается именно 19 января, «Известиям» рассказал священник храма святителя Петра митрополита Московского в Санкт-Петербурге Николай Савченко. Но если внимательно почитать первые главы Евангелие от Иоанна и сопоставить все описанные там события, то можно примерно установить, что Иисус Христос принял Крещение 6 января по старому летоисчислению 19 января по новому стилю в возрасте 30 лет. После этого он удалился в пустыню, где постился 40 дней в преддверии Пасхи. Начиная с IV века церковь установила празднования на этот день.
И сегодня весь христианский мир празднует Крещение Господне в эту дату», — сказал собеседник издания. Крещением Господь упразднил существовавшие прежде иудейские ветхозаветные обряды. Теперь жизнь христианина начинается именно с этого таинства, уточнил священник. Крещение 2024: какого числа, когда купаются в проруби, суть праздника Крещение Господне — 2024: традиции Накануне, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост, употребляя в пищу только сочиво сочевник — традиционное постное блюдо из крупы, меда, изюма и сухофруктов.
В церквях и храмах в преддверии торжества проходит всенощное бдение.
Почему избрана именно эта дата? По первой, праздники Рождества Христова и Крещения раньше были одним и тем же праздником, который заменил собой древний языческий праздник солнцестояния — 25 декабря по старому подвижному календарю и 6 января по юлианскому календарю. По второй гипотезе, число 6 января получается путем сложных хронологических вычислений и связано с датами смерти Христа и иудейской Пасхи. Отдельно именно Крещение Господне отмечается в Православной церкви — в Римско-католической и других восточных церквях этот праздник называется «Богоявление» и больше посвящен событию поклонения волхвов, а не крещения Иисуса в реке Иордан. Зачем крестили Иисуса, ведь он и так безгрешен? Крещение Христа, ок.
Во время крещения, согласно Евангелию, на Иисуса с небес снизошел Святой Дух в виде голубя и голос с небес сказал: «Ты сын мой возлюбленный; в тебе мое благоволение! Как пишет теолог Александр Моисеенков, «проходит этот же обряд, чтобы подчеркнуть связь между ним и теми, кто в него верует» — всякий, прошедший обряд крещения, связан через это с Богом. Что такое «святая вода»? Во время таинства священник использует святую воду — трижды погружает в нее крещаемого, обычно, если это младенец, или окропляет обливает его святой водой, если это взрослый.
Она хранится месяцами и даже годами, обладает свойством излечивать людей от болезней и укреплять духовно — именно потому, что приобретает по молитве Церкви свойства обновленной вселенной, избавленной от последствий человеческого греха. Конечно, чудесные свойства крещенской воды проявляются только при условии веры человека. В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Освящение воды на Крещение. Кирилло-Белозерский монастырь. Фото Владимира Ештокина Белый цвет облачений священников на праздник Крещения как и Рождества объясняется тем, что у ранней Церкви было в обычае крестить в эти дни новообращенных. Освящение воды. В то время это были длительные торжества, посвященные явлению Бога в мир, — и Его Рождеству, и Крещению которое стало по сути дела первым появлением Христа в большом собрании людей. В IV веке эти праздники разделились, а время между ними со временем стали называть святым, или святками. Согласно древним руководствам для иконописцев, изображать Спасителя в Иордане нужно без одежды, и на ранних византийских мозаиках Он действительно покрыт только волнами реки. Со временем сложилась традиция изображать Христа в набедренной повязке. Иоанн Предтеча возлагает правую руку на главу Христа, совершая обряд Его Крещения омовения. Склоненная фигура Предтечи — символ его глубокого смирения перед Христом, у Которого Иоанн, как он сам говорит, недостоин развязать ремень обуви Лк 3:16. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Мф 3:14 — недоумевает Предтеча и тем не менее крестит безгрешного Господа, как до этого грешных людей, следуя Его же призыву исполнить всякую правду Мф 3:15 — волю Божию. Этот луч преломляется на три части, указывая на Святую Троицу, каждое из Лиц Которой явным образом участвовало в событии Крещения.
Он писал в связи с чудесным претворением воды в вино в Кане Галилейской, что в первый день, то есть в 11 день тиби, египетские христиане черпали воду из Нила. Крещение Господне. Армянская миниатюра из Евангелия. Мастер Торос Рослин. Преподобный Ефрем Сирин, несомненно, почитал праздник Рождества Христова 6 января, возможно, соединяя его с Крещением. Однако последующая традиция монофизитской Сиро-яковитской церкви, для которой он был одним из основополагающих столпов, предписывала праздновать Рождество и Крещение отдельно друг от друга. Паломницей Этерией упоминается обычай Иерусалимской Церкви — праздновать Рождество Христово в Вифлеемском храме 6 января [3] , однако из-за лакун рукописи подробное описание праздника не сохранилось. Отчасти эти пробелы компенсируются древним армянским лекционарием, где упоминаются собрание на месте пастухов, бдение в церкви в Вифлееме, собрание на Богоявление в Мартирионе в Иерусалиме. Что касается Апостольских постановлений, то в них Богоявление понимается только как торжество, прославляющее Крещение Господне [4]. Весьма полемичны и гипотезы, доказывающие совместное празднование Рождества и Крещения в Константинополе начала VII века. Используя обширную научно-богословскую аргументацию, игумен Дионисий Шленов приходит к однозначному выводу: «Не остается никаких оснований для неожиданно отпразднованного в Константинополе в начале VII века единого праздника Богоявления, восстановление которого в те годы могло означать — ни больше, ни меньше — отказ Византии от признания догматических определений» [5]. Из обзора ряда данных о праздниках Рождества и Крещения ясно, что древние авторы чаще писали только об одном празднике, а те, кто заявлял о двух, праздновавшихся в один день 6 января, делали это сквозь призму современной им практики — православной или инославной, как правило монофизитской. Так или иначе, в последующие времена для армян-монофизитов совместное празднование стало символом их искаженной христологии, в то время как раздельное празднование Рождества и Крещения означало для них несторианство. Однако отдельное празднование Рождества Христова 25 декабря, отмечавшееся в Западной Церкви и в североафриканских Церквях не позже начала IV столетия и постепенно принятое — еще до монофизитских споров — в Антиохийском, Константинопольском, Александрийском, а позднее и в Иерусалимском Патриархате, стало неотъемлемой частью литургического предания Православной Церкви. С течением времени праздник Богоявления все более соотносился по смыслу с Крещением и его связь с рождественскими событиями ослабевала. В настоящее время в Православии Богоявление и Крещение — разные названия одного праздника, который является Господским и, празднуясь 6 января, причисляется к непереходящим. Праздник в православном богослужении Богоявление входит в число великих двунадесятых праздников. Он в Православной Церкви совершается с величием, равным Рождеству Христову. Оба эти праздника, соединенные святками с 25 декабря по 6 января , составляют одно величественное и душеспасительное торжество. Канун праздника — 5 января — называется навечерием Богоявления, или сочельником. Его службы сходны со службой навечерия Рождества Христова. В сочельник Богоявления 5 января как и в сочельник Рождества Христова предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: дозволяется принятие пищи дважды — еще и после литургии. Попразднство Крещения Господня длится восемь дней — с 7 по 14 января. Чин великого освящения воды Великое освящение воды в Раифском монастыре Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды, которое осуществляется в случае, если служится литургия святого Василия Великого после заамвонной молитвы. Если вечерня совершается обособленно, чин положен на ее окончание: после возгласа «Буди держава» священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Оно совершается также и в самый праздник после литургии тоже после заамвонной молитвы. Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в навечерие Богоявления. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Данный чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV—V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя: «Вот настал и этот с томительным нетерпением ожидаемый момент крестопогружения. Вся толпа дружно подхватывает пропетый духовенством тропарь праздника и, не дожидаясь троекратного погружения креста в воде, начинает быстро погружаться в священные струи, пить их пригоршнями и наполнять ими свои фляжки, бутыли, кувшинчики и прочее, захватывая из под ног своих со дна реки на память и ее камешки»; «посредине храма Воскресения для этого водосвятия готовится продолговатый возвышенный помост… Посредине помоста ставится на возвышении в несколько ступенек водосвятный стол, покрытый пеленой и убранный большим воздвизальным крестом с частицей Животворящего Древа Господня, иконами, рипидами и подсвечниками. Под сенью этих святынь ставятся три серебряных сосуда, наполненные водой» [6].
19 января – Крещение Господне: история праздника, традиции, запреты, приметы
Однако и сейчас мы наблюдаем отголоски единства Рождества и Крещения в богослужении. Так оба праздника имеют Навечерие — Сочельник, со строгим постом и определенными традициями. В первые века христианства на праздник Богоявления было принято крестить оглашенных так называли новообращенных христиан , поэтому этот день еще называли "днем Просвещения", "праздником Светов", или "святыми Светами", поскольку Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была известна традиция освящать в этот день воды в водоемах. Смотрите, какие еще праздники отмечаются в январе: Духовное наставление в день Крещения Господня Сегодняшний праздник имеет огромное духовное значение для верующих. Как пояснял святитель Феофан Затворник: "Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением.
Запреты В Крещение, как и в другие двунадесятые праздники, следует избегать ссор, плохих мыслей и поступков. Запрещается сердиться на близких людей, ругаться, жаловаться и сплетничать, независимо от обстоятельств. Все гнусное и недоброе, что вы совершите в этот день против другого человека, обернется против вас же, с тройной силой. В то же время, в праздник Крещения у всех будет хорошая возможность простить старые обиды и помириться с дорогими людьми. Другой запрет касается работы — в Крещение, равно как и в остальные великие христианские праздники, воспрещен любой физический труд, помимо легкой уборки. В частности, нельзя вышивать, вязать, делать что-либо по дому. Строго порицается в Крещение употребление алкоголя и других дурманящих напитков. Запрет распространяется и на крещенские купания. В последнем случае выпивать не просто неправильно, но и опасно для здоровья, поскольку алкоголь усугубляет риски, связанные с купанием в ледяной воде. Приметы Если на Крещение выпадало полнолуние, то до конца января будет держаться такая погода, какая была последующие три дня после праздника. Если идет дождь, то конец января будет пасмурным и дождливым. Если в этот день стоит ясная и морозная погода, стоит ожидать засухи летом. Если в крещенский полдень на небе наблюдались синие облака, то год, опять же, должен быть урожайным. Если на улице пасмурно и идет снег, то людей ждал обильный урожай. Если на Крещение метель, то и в конце апреля жди метели. Сильные вихри на Крещение поднимаются — к хорошему роению пчел. Если день теплый, то хлеб будет густой. Полный месяц — к полноводию весной.
Вода, освященная в эти дни, называется Великой Агиасмой греч. Великое освящение воды символизирует собой примирение творения с Творцом, обновление природы, искаженной грехом. Святая вода, тем самым, является одним из средств благодатного вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом. С течением времени образовалась традиция двукратного освящения на праздник Богоявления. В навечерие освящение воды совершается в воспоминание Господа, освятившего естество воды, поэтому в древности в навечерие Господне совершалось крещение оглашенных. А в день праздника освящение воды совершается в воспоминание самого события Крещения Спасителя. Каноническое основание Великому освящению воды положено в древнем христианском памятнике «Апостольские постановления», где заложено начало не только самому священнодействию, но и прослеживается наличие молитв освящения. Кроме «Апостольских постановлений», свидетельства о совершении водоосвящения в праздник Крещения Господня можно найти св. Василия Великого, св. Епифания Кипрского, Феодора Чтеца. В древности, до IV — V вв. Затем уже и вся полнота Православной Церкви восприняла эту традицию и теперь почти в каждом храме совершается крестный ход «на Иордань», где совершается освящение воды. Освящение воды в день навечерия совершается в храме. А в день самого праздника Крещения Господня, по окончании литургии бывает крестный ход «на Иордань» с пением церковных песнопений. При освящении воды, после паремий, Апостола, Евангелия, относящихся к празднику Крещения, читается молитва на освящение воды и совершается троекратное погружение креста в воду при пении тропаря праздника. Великую Агиасму Церковь употребляет для окропления домов, храмов, эту воду дают тем, кто не может быть допущен до причастия, а также для других нужд. Иоанн Златоуст так говорит о воде, освященной в праздник Крещения Господня: «В этот день Христос крестился и освятил природу воды. Потому-то и приносит народ в полночь этого праздника сосуды для воды, черпает ее и хранит на целый год, потому что именно ныне вода освящается и совершается очевидное чудо, так как, несмотря на продолжительность времени, природа воды не портится, но чрез целый год, даже часто чрез два и три года, вода, почерпнутая ныне, остается неповрежденною и свежей и после сколького времени равняется только что почерпнутой из источника» Св. Беседа о крещении. Святой Епифаний Кипрский выводит основание древнего обычая черпать 6 Января воду из источника и сохранять ее на целый год для священного употребления. Этим повторяется чудо претворения воды в вино, совершенное Иисусом Христом в этот день. В православном Типике и святоотеческих трудах торжество Богоявления называется также Просвещением греч. Связано это с теологической интерпретацией подвига Господа нашего Иисуса Христа. Человеческий грех нарушил гармоничную связь между творением и творцом. Святитель Григорий Богослов говорит о том, Бог воплотился и умер, дабы мы могли ожить. Господь исцелил человеческую природу, приобщив ее к Своей Божественной природе. А первым явственным откровением этого Воплощения и стало событие Крещения. Господь как Свет вошел в мир, просвещая его и приобщая к Своей благодатной жизни. Отсюда и возникновение понятия Просвещение. Как восторженно говорил святитель Феофан Затворник: «Мы были погружены во тьму, но вот обильный свет! Образ света широко используется в песнопениях праздника: «явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» тропарь праздника.
Это может показаться непростой задачей. Учёные в 2016 году провели самую масштабную в истории планеты перепись живых существ и насчитали примерно триллион миллион миллионов видов, населяющих поверхность, океаны, недра и воздух земли. Подчеркнём: речь именно о видах, а не об общем количестве животных. Правда, тут есть оговорка: большую часть этих видов составляют простейшие, например бактерии. Причём большинство из них учёные ещё не изучили. На самом деле задача в сегодняшний День нежности ко всем существам, конечно, проще: побудить дарить нежность и любовь тем, кто рядом. Речь не только о наших близких людях. Это и домашний питомец, и синица, которую не лишним будет подкормить зимой, когда ей так трудно найти пропитание. Инициаторы праздника предложили в этот день "отпускать свою нежность на волю", не стесняться проявлять это замечательное чувство ко всем, кто рядом. Тем более что это увеличивает шансы получить нежность в ответ. Славянский праздник Турицы 19 января славяне отмечали праздник Турицы. Предлагаем узнать о нём больше: посвящён туру, или быку, — одному из самых почитаемых среди славян животных; празднуется каждый год 19 января; раньше отмечался с обрядом "вождения тура" ряжеными; истоки его лежат в языческих верованиях. Корни праздника Турицы уходят в дохристианские времена, когда славянские племена поклонялись разным богам. Так, в Туре воплощался союз Велеса и Перуна во славу и процветание рода славянского. В древности считали, что Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, молодым удальцам, музыкантам. Тогда в этот день проводили обряд юношеских посвящений в мужчины: молодые люди должны были доказать, что способны, словно сильный тур, охранять и защищать своих близких. Позже это стал более спокойный праздник. Так как он приходился на Святки, в этот день гадали на весь будущий год.
Крещение Господне — история праздника
Крещение Господне 19 января 2024 года: традиции Великого праздника | Крещение Господне до IV века с Рождеством были единым праздником, и назывался он Богоявление. |
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) | Праздник Крещения Господня давно уже перестал быть только церковным. |
Крещение Господне: что нужно знать о святой Крещенской воде и Сочельнике | В Крещение Господне (история праздника повествует об этом) миру впервые явился Бог в трех ипостасях (Богоявление). |
Крещение Господне, Богоявление: 8 важных фактов о празднике | Главные традиции празднования Крещения господня 19 января В Крещенский сочельник верующие строго постятся. |
19 января – Крещение Господне: история праздника, традиции, запреты, приметы
Тексты канонов довольно сложны для восприятия, они объясняют духовный смысл праздника. В Апостоле Тит. II, 11-14; III, 4-7 говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангелии Мф. Одно совершается в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а другое — в сам праздник. Обычно освящение воды совершается в центре храма, но в некоторых приходах, преимущественно сельских, сохранился обычай ходить на ближайший водоем, где заранее подготовлена прорубь — «иордань». Обычай освящения воды в день Крещения известен был уже в III веке.
Водоосвящение в навечерие праздника Крещения совершается следующим образом: из алтаря выходят священнослужители, предстоятель держит на голове святой Крест в преднесении светильников. В это время певчие поют: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя» и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о крещении Исуса Христа. После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой освящение, здравие, очищение и благословение. После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: «Во Иордане крещающутися, Господи». Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих.
В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину. Тропарь празднику. Русский текст: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов Отца : Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Кондак празднику. Русский текст: Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам». Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах.
Богоявленская же святая вода считается «годовой». Воду освящает Митрополит Алимпий Гусев Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи. Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени — три часа после освящения или, за дальностью пути — один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами как и в том случае, если пролилось Причастие.
Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов. Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв. Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так!
Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника. Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх.
Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение. Крещенское водосвятие Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте даже дети и подростки старались не есть «до звезды» , а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза.
В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста. Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» признак, что Христос погрузился в воду. Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение.
В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня , а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань». С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу». Подле чаши во время богослужения становился причт, и при чтении ектений особый знающий человек сильным и ловким ударом пробивал дно этой чаши, и вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла сияние углубление , после чего длинный осьмиконечный крест точно всплывал над водою и матовым серебром блестел на ее поверхности. На это торжество стекалась обыкновенно масса народа, и стар, и млад — все спешат на «ердань», так что толстый лед, в полтора аршина, трещал и гнулся под тяжестью молящихся. Привлекала прихожан не только красота зрелища и торжественность богослужения, но и благочестивое желание помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо. Находились удальцы, которые даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться.
К сожалению, кроме благочестивых традиций, в древности и в настоящее время встречается много суеверий и обычаев почти языческих.
Проблемы эортологического синкретизма: праздники Крещения Господня и Рождества Христова Динамика празднования Крещения Господня и этимологические переосмысления его названия В древней Церкви, по крайней мере к IV веку, определились три главнейших праздника: Пасха, Пятидесятница и Богоявление. И именно последнее празднование напоминало о пришествии в мир Богочеловека Христа.
На Востоке оно торжественно отмечалось 6 января. При этом, конечно, оно соотносилось не столько с конкретными историческими моментами из жизни Спасителя, но с самим уникальным фактом Его пришествия в мир, с явлением миру Богочеловека Христа, Младенца, Отрока и тридцатилетнего Мужа, вышедшего на евангельскую проповедь. В то же самое время отдельные христианские общины могли делать особые акценты, соотнося праздник Богоявления с теми или иными событиями из жизни Спасителя: Рождеством, поклонением волхвов, Крещением.
Праздник Богоявления был также праздником «светов», хотя, согласно византийской традиции, сложившейся позднее, это именование было усвоено ставшему самостоятельным празднику Крещения Господня. Известно, что ареал распространения праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января, был шире Египта: в древние времена он был распространен не только на востоке, но и в Галлии. Надо отметить, что на Западе праздник Рождества, длившийся в течение двух недель, завершался поклонением волхвов, знаменовавшим явление воплотившегося Богочеловека языческому миру.
Как известно, в латинской традиции празднование Крещения, хотя и было введено после Рождества, не получило такого значения, как на Востоке. Там же шел обратный процесс: постепенно все в большем числе областей происходило перенесение даты Рождества Христова с 6 января на 25 декабря. Таким образом, в конце концов и на Востоке, и на Западе пришли почти к максимальной унификации в области вероучения и богослужения.
Несмотря на разнообразие традиций и неспешность распространения литургической практики в силу приверженности местным обычаям, к середине V столетия в Византии было достигнуто полное единство. Даже в Армянской Церкви, впоследствии ставшей оплотом «единого» праздника, в течение некоторого времени после Халкидонского Собора совершался отдельный праздник Рождества. Как бы то ни было, но вопрос о дате празднования Крещения Господня до сих пор вызывает серьезные споры.
Древнейшее датируемое историческое свидетельство о праздновании Богоявления содержится у языческого историка Аммиана Марцеллина, описавшего участие в торжествах Юлиана Отступника еще до открытого его перехода на сторону язычества. Существует несколько в разной степени достоверных и к тому же не однонаправленных свидетельств, принадлежащих святому Иоанну Кассиану Римлянину 360 — около 432 и сирийскому монофизитскому писателю Дионисию Бар-Салиби, в которых зафиксирована древняя традиция единого праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января 19 января по Григорианскому календарю. Однако данные фиксации не могут стать сколько-нибудь полными ответами на следующие вопросы: 6 января был по преимуществу праздником Рождества или, наоборот, Крещения; с какого времени эта дата становится точным временем празднования двух праздников, а также когда Рождество Христово стали отмечать отдельно; как данные даты соотносятся с принятыми в Византии системами летоисчисления.
В системе византийских новолетий центральное место занимало 1 января. Неслучайным в связи с этим становится факт хронологического совпадения празднования Крещения с началом годового круга евангельских чтений. В Ефесе, городе святого апостола и евангелиста Иоанна, начинали данный цикл с Евангелия от Иоанна, в котором с наибольшей глубиной передано богословие воплощения.
Если принимать рассуждения о том, что страдание и воскресение Спасителя происходит в одно время с Его пришествием в мир и Боговоплощением, а значит 6 апреля — день не только Пасхи, но и благой архангельской вести, а 6 января — день Рождества, Богоявление в данном случае воспринимается как праздник «светов» по-сирийски «дэнха» , праздник свечей, которые возжигались и на Рождество, и вокруг крещальной купели [1]. Кроме того, одни древние авторы писали о празднике Богоявления 6 января как о празднике Крещения, другие — как о празднике Рождества, предлагая разные трактовки его происхождения. Последний утверждал, что последователи гностика Василида праздновали крещение Иисуса 11 и 15 тиби — соответственно 6 или 10 января, что хорошо укладывалось в систему, согласно которой божественный Христос впервые явился на земле во время описываемого события [2].
У других древних авторов праздник Богоявления 6 января описывается как праздник Рождества, а именно: у святителя Епифания Кипрского, преподобного Ефрема Сирина, а также в древнем армянском лекционарии. При этом повсеместное распространение данного языческого празднования интерпретируется только как подтверждение силы и величия христианского Рождества Христова. Святитель Епифаний имел весьма оригинальный взгляд на даты Рождества и Крещения: Христос был рожден 6 января, а крещен — 8 ноября.
Он писал в связи с чудесным претворением воды в вино в Кане Галилейской, что в первый день, то есть в 11 день тиби, египетские христиане черпали воду из Нила. Крещение Господне. Армянская миниатюра из Евангелия.
Мастер Торос Рослин. Преподобный Ефрем Сирин, несомненно, почитал праздник Рождества Христова 6 января, возможно, соединяя его с Крещением. Однако последующая традиция монофизитской Сиро-яковитской церкви, для которой он был одним из основополагающих столпов, предписывала праздновать Рождество и Крещение отдельно друг от друга.
Паломницей Этерией упоминается обычай Иерусалимской Церкви — праздновать Рождество Христово в Вифлеемском храме 6 января [3] , однако из-за лакун рукописи подробное описание праздника не сохранилось.
Приметы Когда празднуют Крещение Господне? О великом христианском празднике знали еще во II в. Среди всех православных празднеств, Крещение Господне занимает важное место в списке главнейших после Пасхи 12 христианских праздников. Католики отпразднуют этот праздник — 6 января, судя по юлианскому календарю. Интересно, что верующие люди в Армении и в некоторых других восточных странах, отпразднуют в один день, это 6 января, сразу два великих праздника: Рождение и Крещение Господне.
Празднование Крещение Господне начинается с вечера 18 января, который называют Крещенский Сочельник. Сочельник — это день строгого поста и покаяния и первого обряда освящения воды внутри храма. Второй обряд проходит 19 числа — на ближайшем водоеме. Вот, что нужно знать о датах, давайте узнаем историю этого древнего праздника. Зарождение священного праздника Крещение Господне — это название, которое мы слышали с детства, но есть у торжества и другое название — Богоявление. В Библии говорится, что Иисус Христос начал проповедовать веру около 30 лет.
Именно он, назвав себя сыном божьим, обратился к Иоанну Предтечи или Иоанну Крестителю, как его еще называют, чтобы тот крестил его. Иоанн Предтечи был предшественником Иисуса Христа и не только проповедовал, крестил иорданский народ, но и совершал омовения, которые очищали от грехов и покаяния.
При этом, согласно исследованиям ученых, вода, набранная из того же церковного источника в другое время, такими свойствами не обладает.
При этом физические показатели и той, и другой воды совпадают. И хоть факт был подтвержден официально, объяснения этому пока нет. Превращение обычной воды в святую — не единственное крещенское чудо.
Есть и другое, перед которым пасуют даже самые заядлые скептики. Фото: Алексей Булатов Когда Христос вошел в воды реки Иордан, они изменили свое течение на противоположение — так сказано в Библии. Это можно было бы назвать легендой, если бы с тех пор река не меняла свое течение каждый год 19 января.
В этот день воды Иордана на глазах у многих тысяч паломников останавливаются, в них образуются многочисленные волны и водовороты, после чего река начинает течь в другую сторону. При этом на вкус вода становится соленой, поскольку Иордан теперь не впадает, а вытекает из Мертвого моря. Крещенские феномены не дают покоя многим ученым.
То, что свойства воды меняются, подтверждают приборы: «Было отмечено, что изменяется качество растворов на той дистиллированной воде, которая приготовлена именно в это время. Примерно на порядок увеличивается дисперсия показателей, в частности, электрохимических, по свечению воды. Эти аномалии отмечаются где-то с 16 по 20 января.
Это убеждает нас в том, что мы действительно имеем дело с физическими процессами», — говорят специалисты. Как окунуться в прорубь, чтобы не заболеть Прежде всего, стоит трезво оценить свое состояние и не подвергать, в случае сомнений, организм шоку. Но уж если решились во что бы то ни стало окунаться, нелишним будет помнить об основных советах, которые из года в год повторяют врачи.