Гайдай Леонид Иович (1923–1993), российский кинорежиссёр, народный артист СССР (1989). 15.02.2023, Новости Амурской области. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Леонид Гайдай можно посмотреть на Иви. Биография Леонида Гайдая. Гайдай Леонид Иович – прославленный советский режиссёр, Народный артист СССР, сценарист и актёр.
О свободе Гайдая: почему юмор режиссера не подвластен годам
Леонид Гайдай | На фронте Гайдай Леонид, биография которого гласит, что жизнь этого человека никогда не была простой и безоблачной, уже начал получать заслуженные награды. |
О свободе Гайдая: почему юмор режиссера не подвластен годам - Экспресс газета | Леонид Гайдай – классик советского кинематографа – снял всего 20 фильмов, но каких! |
Едва не отчислили из ВГИКа: неожиданные факты из биографии Леонида Гайдая - Новости | БИОГРАФИЯ. Леонид Иович Гайдай родился в городе Свободный Амурской губернии, но вскоре семья перебралась в Иркутск. |
Бриллиантовый режиссер. Невеселые повороты судьбы Леонида Гайдая | Леонид Гайдай провёл в Иркутске значительную часть своей жизни — рассказываем о том, как этот период повлиял на жизнь и творчество режиссёра. |
Леонид Гайдай: биография, фильмы
Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии. Леонид Гайдай – классик советского кинематографа – снял всего 20 фильмов, но каких! О том, что Леонид Гайдай наш, амурский, большинство узнало только благодаря фестивалю «Амурская осень» и его бессменному «локомотиву» — глубокому знатоку кино Сергею Новожилову. Леонид Гайдай: биография режиссера, его творческий путь от драмтеатра до "Мосфильма". После войны Леонид Гайдай окончил режиссёрский факультет ВГИКа и приступил к работе.
Из армии — в кино
- Жизнь Гайдая была не комедией
- «Я слишком мало воевал, чтобы о подвигах рассказывать»: солдатское мужество Леонида Гайдая
- Добавить комментарий
- Жизнь и подвиг Леонида Гайдая | Победа РФ | Новость от 29.01.2023
- Коротко о персоне
Жизнь Гайдая была не комедией
Артисту об этом трюке рассказала одна цирковая актриса. Никулин рассказ запомнил и все ждал случая, чтобы вставить его в комедию. В общей сложности Никулин заработал на съемках 24 бутылки, Евгений Моргунов — 18, а Георгий Вицин — одну, непьющему актеру больше и не надо было, хотя придумал Вицин как раз очень много. Трезвый образ жизни артиста вообще доставлял немало хлопот: в легендарной сцене "Жить хорошо!
У настоя не оказалось пены, что выдавало в кадре подделку. В итоге Вицина все же уговорили выпить одну кружку настоящего пива. В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза: швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке.
Сценаристы написали историю о Семене Семеновиче Горбункове, который в заграничном туре случайно попал в центр махинации контрабандистов. Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить. Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над "Операцией "Ы" и "Кавказской пленницей", поэтому сценарную заявку писали сразу "под Гайдая", который стал не только режиссером, но и соавтором сценария.
Андрей Миронов сам пришел пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро — роль, которую артист недавно начал играть в театре. Пробы Миронов прошел блестяще, но на съемках у него неожиданно возникли напряженные отношения с Нонной Мордюковой. Их сцены редко пересекались, но актеры и так старались лишний раз не общаться: Мордюкова презрительно называла Миронова "маменькиным сынком", а он в свою очередь во всеуслышание указывал ей на все случайные промахи на съемочной площадке.
Во время съемок удалось воплотить многое из задуманного. Так, иностранная речь, на которой говорят и контрабандисты, и девушка легкого поведения — тарабарщина, придуманная Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским. Девушку легкого поведения, чье "цигель-цигель, ай-лю-лю" помнят все, сыграла Виктория Островская.
Она работала диспетчером автобазы и о кино даже не думала, но попалась на глаза помощнице режиссера, и та пригласила сыграть крошечный эпизод — привлекла внимание эффектная внешность Виктории. Актрисой Островская не стала, снялась в двух фильмах и больше на экране не появлялась. Когда по вине оператора был испорчен очередной дубль, Папанов высунулся из воды и весьма экспрессивно крикнул: "Идиот!
Расстроенный режиссер уже было готовился распрощаться с мечтой, но неожиданно Данелия отказался от экранизации: он перегорел идеей и подарил фильм Гайдаю. Подбор актеров режиссер начал с Кисы Воробьянинова. Когда он в конце концов позвонил Сергею Филиппову, чтобы сказать, что тот утвержден: оказалось, что у актера поменялись обстоятельства.
Ему поставили онкологический диагноз, врачи давали мрачные прогнозы, а от отчаяния Филиппов запил… Ситуация была серьезной, но Филиппов очень хотел работать, а Гайдай — снимать именно его. В процессе съемок стало понятно, что работа буквально придает артисту силы. Филиппов настроился на борьбу, ему сделали операцию, и потом он снялся у Гайдая еще в семи картинах.
О пробах на роль Остапа на "Мосфильме" долгое время ходили легенды. Мало на какую роль претендовали более двухсот актеров, причем многие из них уже были очень известны и популярны. В какой-то момент Гайдай остановил свой выбор на Владимире Высоцком, но перед началом съемок актер ушел в запой.
Тогда из списка претендентов был выбран Александр Белявский, но съемки пришлось прервать: оказалось, что Бендер теряется на фоне Кисы, Сергея Филиппова. И тут режиссер узнал о малоизвестном грузинском актере Арчиле Гомиашвили, который с успехом играл Бендера в театре города Поти. Кстати, на пробах 45-летний Гомиашвили поступил как истинный Остап: сказал, что ему 35 лет.
Уже повзрослевший состоявшийся ученый и гениальный изобретатель. В фантастической комедии "Иван Васильевич меняет профессию" Шурик впервые обретает полное имя — Александр Сергеевич Тимофеев, предстает брюнетом, а не блондином.
Но в том же году он восстановился и попал в мастерскую Григория Александрова. В кино Гайдай начал работать еще во время учебы — он подрабатывал на съемочных площадках в качестве ассистента. А в 1955 году он получил роль в ленте Бориса Барнета «Ляна». Вскоре после окончания института Гайдая по рекомендации пригласили на студию «Мосфильм», где он снял свой первый фильм — драму «Долгий путь» по рассказам писателя Владимира Короленко. Вскоре после этого начинающему режиссеру предложили поработать в жанре комедии, и к 1958 году закончил фильм «Жених с того света».
Картину, которая высмеивала советскую бюрократию, подвергли цензуре и сократили с полутора часов до 47 минут. Это «Жених с того света» — вся переснятая, переозвученная, превратившаяся из полнометражной в короткометражку», — рассказывал Гайдай. После «Жениха» Гайдай переключился физическую комедию, где юмор строится вокруг забавных телодвижений, клоунады, фарса.
Последним крупным кассовым успехом в его карьере и одновременно последним чисто комедийным фильмом Гайдая стала картина «Спортлото-82», которую посмотрело свыше 55 млн зрителей. После 1962 года новелла «Дороги, которые мы выбираем» из фильма «Деловые люди» Гайдай не снимал трагических картин, однако неоднократно заявлял о желании больше не делать комедий. После успеха «Кавказской пленницы» он подал заявку на экранизацию пьесы Булгакова «Бег», однако в Главкино [1] ее не утвердили. В 1970-е и 1980-е годы он пытался экранизировать поэму Александра Твардовского «Василий Теркин», но сам отказался от съемок кино на военную тематику. Первой чисто драматической картиной Гайдая со времен его дебютной работы «Долгий путь» стала экранизация пьесы Александра Вампилова «Прощание в июне», вышедшая в прокат в 1989 году. Фильм посмотрело менее 20 млн зрителей — для самого «кассового» режиссера в Советском Союзе это был явно финансовый провал, однако Гайдай не сдался, взявшись за подготовку своего самого амбициозного проекта. Его последним фильмом стала адаптация романа Достоевского «Идиот»: до того в 1958 году первую часть этого романа уже экранизировал Иван Пырьев — Гайдай же ставил перед собой задачу уместить на экране все четыре части. Работе над «Идиотом» он посвятил последние четыре года своей жизни — премьера первой серии почти четырехчасового фильма состоялась в 1993 году, незадолго до смерти режиссера. Гайдай за камерой Скончался Гайдай 19 ноября 1993 года в возрасте 70 лет в больнице, где лечился от воспаления легких. Причиной смерти стал тромб, закупоривший легочную артерию — великий режиссер умер мгновенно. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Фильмография[ Начало творческого пути[ ] Первые работы Гайдая в кино — картины «Ляна» и «Долгий путь» — стали «пробой пера» будущего режиссера. При работе над ними он набирался необходимого опыта и еще не использовал приемы, которые со временем станут его отличительной чертой. Ни один из актеров, сыгравших в этих фильмах, не будет впоследствии приглашен Гайдаем на главные роли. Центральный персонаж — бюрократ Семен Петухов, — вернувшись на работу после трехдневного отсутствия, обнаруживает, что его признали умершим и похоронили, причем на совершенно законных основаниях: в день отъезда Петухова машиной был насмерть сбит человек — карманник, незадолго до того, укравший его бумажник. Из-за этого бумажника карманника принимают за Петухова и признают умершим, а главный герой оказывается вынужденным доказывать вчерашним сослуживцам — таким же бюрократам, как он сам, — что он на самом деле жив. Леонид Гайдай на съемках фильма «Жених с того света» Помимо Плятта, в фильме сыграло немалое количество других актеров, которых впоследствии Гайдай неоднократно приглашал в свои картины — Георгий Вицин заместитель Петухова Фикусов , Сергей Филиппов управдом Зазубрин , Рина Зеленая мать невесты главного героя и Евгений Моргунов эпизодическая роль нищего, который просит у пассажиров трамвая денег, после чего садится в собственную машину. Так же в одном из эпизодов свою единственную роль у Гайдая сыграла прославленная Фаина Раневская, которую режиссер впоследствии неоднократно называл своей любимой актрисой. В отличие от последующих гайдаевских комедий, юмор в «Женихе... Сатирический характер ленты, ввиду того, что высмеиваемый ей бюрократизм — явление, присущее любому времени и общественному строю, обеспечил ей успех у зрителя и ввел Гайдая в первую когорту режиссеров-комедиографов СССР. По сравнению с «Женихом с того света» это был явный шаг назад в творческом плане: пожалуй, единственной его примечательной особенностью стал персонаж директрисы школы — первая роль Нины Гребешковой в фильме собственного мужа. Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин — «Балбес», «Бывалый» и «Трус» — на озвучивании собственных персонажей Тем не менее, благодаря выходу этого фильма Гайдаю позволили вернуться к комедийному жанру. Вышедшие вслед за ним короткометражки в жанре слэпстика «Пес Барбос... Кроме того, в короткометражке «Пес Барбос... Первая новелла — «Дороги, которые мы выбираем» — представляет собой классический вестерн, полностью лишенный комической составляющей и с трагической развязкой. Именно в ней звучит фраза «Боливар не выдержит двоих», ставшая народной поговоркой — первоначально она означала, что при выборе между выгодой и дружбой предпочтение отдается выгоде, однако в настоящее время ее употребляют в том смысле, что если становится тяжело сочетать одновременно два каких-либо варианта, то от одного из них необходимо избавиться. Вторая новелла — «Родственные души» — начинается как триллер, сюжет которого вращается вокруг попытки ограбления квартиры, однако к финалу превращается в комедию, когда вор и его жертва обнаруживают, что они оба страдают от ревматизма и проникаются друг к другу родственными чувствами. Этот фильм стал единственным в карьере Гайдая, сценарий к которому он написал один без соавторов, а так же последней его полностью черно-белой картиной. Гайдай не хотел вновь снимать похождения тройки, считая их «пройденным этапом», и предложил Слободскому и его соавтору Якову Костюковскому написать сюжет, в центре которого был бы положительный комедийный герой. В процессе обсуждения замысла будущего фильма авторы пришли к идее вновь создать киноальманах, части которого не будут иметь сквозного сюжета, а объединит их личность главного героя. В третьей новелле его предполагалось столкнуть с Трусом, Балбесом и Бывалым. Роль положительного героя — студента Шурика — досталась 27-летнему актеру Александру Демьяненко, который впоследствии повторит ее в «Кавказской пленнице» и «Понедельнике... Так же именно в этом фильме Гайдай окончательно сформировал свой фирменный стиль, заключавшийся в максимальном насыщении кадра действием — чтобы темп повествования не провисал, режиссер даже прибегал к «ускоренной перемотке» тех сцен, где персонажи не разговаривают прежде всего погонь. Другой отличительной особенностью Гайдая как режиссера стало всяческое поощрение актеров к импровизации — например, сцена, в которой Шурик «ранит» Балбеса рапирой и из его груди течет «кровь» на самом деле — красное вино , и сцена со скелетом, щелкающим зубами, были полностью придуманы Юрием Никулиным и именно в таком варианте вошли в фильм. Последняя новелла, в которой Шурик в составе научной экспедиции отправляется на поиски йети, вскоре была забракована самим Гайдаем, ввиду того, что в 1961 году уже вышел фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» с похожим сюжетом. Леонид Гайдай и Александр Демьяненко «Кавказская пленница» стала последним фильмом Гайдая, в котором появлялась принесшая ему популярность троица Труса, Балбеса и Бывалого, образы которых к тому моменту уже зажили собственной жизнью. Еще в 1964 году они появились в одном из эпизодов фильма Рязанова «Дайте жалобную книгу», а в 1968 году режиссер Евгений Карелов пригласит троицу в свою картину «Семь стариков и одна девушка». Кроме того, Никулин, Вицин и Моргунов в образах своих персонажей появлялись в целом ряде телеспектаклей, а в 1969 году в мультфильме «Бременские музыканты» их внешность была использована для создания персонажей разбойников. Так же «Кавказская пленница» стала последним фильмом Гайдая, в котором снимался Евгений Моргунов — во время съемок между режиссером и актером произошел конфликт, в результате чего роль Бывалого была значительно сокращена. Картина вызвала серьезные разногласия в Главкино, которое хотело присудить ей «вторую категорию» и выпустить ограниченным тиражом. Причиной тому был образ главного антагониста Саахова, сыгранного Владимиром Этушем, в котором начальство увидело карикатуру на Сталина или же на Берию. Возглавлявший в те годы Минкульт Василий Шауро, в отличие от либерала Румянцева, за Гайдая вступаться был не намерен, однако помощь режиссеру неожиданно пришла от руководителя Верховного Совета Александра Шелепина , который посмотрел фильм и остался в полном восторге.
Через два дня пошел в военкомат проситься на фронт. С первого раза его в армию не призвали по причине сильной близорукости. Но Гайдай — это характер! И он попадает на фронт осенью рокового 1941 года. Разведчик Калининского фронта, худющий очкарик брал в плен немецких «языков». Был тяжело ранен в ногу, после лечения в госпиталях его признали непригодным для дальнейшей службы. Как-то прорвало трубу с горячей водой, поток хлещет в ванную, вся квартира паром заполнена словно баня. Вернулся в родной Иркутск, окончил театральную студию при областном театре драмы, работал актером и осветителем. За каждую свою картину он бился насмерть. Советская власть видела в смешных комедиях Гайдая антисоветчину и жуткую крамолу. Знаменитый эпизод с красивой Светланой Светличной в фильме «Бриллиантовая рука» киношное начальство требовало вырезать. Как так, советская женщина и раздевается в кадре?! Кричали, что это самый настоящий разврат, от которого полшага до проституции. Гайдай сражался за этот эпизод как на фронтовой передовой. Два черных обелиска Фото: Яндекс. Карты …На Кунцевском кладбище столицы Леонид Иович обрел свой вечный покой. На его могиле два черных обелиска с плавными линиями. Их соединяет импровизированная кинопленка. На одном из могильных камней размашистым и твердым почерком режиссера выгравировано: «Л.
Любил азартные игры, отказал президенту и никогда не смеялся: каким на самом деле был Леонид Гайдай
Пожалуй, только одному Гайдаю было под силу не просто без единого слова! Гайдай давал волю своему шестому чувству, не особенно заботясь о том, как это будет воспринято «Критики потом объяснят! Он совершенно точно не вкладывал в свои фильмы и десятой доли тех скрытых смыслов, которыми они кажутся наполнены сегодня. Как не был, конечно, ни диссидентом, ни антисоветчиком. Социальные неурядицы волновали его ровно в той степени, в какой могли послужить материалом для кинематографического высказывания. Его чувство юмора было абсолютно всеобъемлющим и потому уникальным. Объектом насмешек оказывались вещи, над которыми не принято смеяться совсем не по причине цензурных препон, — но в них нет и намека на бессмысленное, пустое зубоскальство. Так — и над такими вещами — до Гайдая смеялся, пожалуй, только Бунюэль. Да и в сугубо отечественном контексте под холодную руку попадали не только однозначно нелепые генсековские поцелуи; дорогого стоит хотя бы симоновское «Жди меня», обращенное Якиным-Пуговкиным к очередной фаворитке. И уж совсем «психоделично» по определению Добротворского выглядит фрагмент из «Не может быть!
Грохочут… Сапоги! Однако универсум Гайдая киногеничен настолько, что и цитаты уже из самого режиссера обнаруживаются там, где их не может быть по определению.
Правда, многие ценители советского кино утверждают, что последние ленты Гайдая значительно уступают его предыдущим работам. За очаровательной девушкой пытались ухаживать многие студенты, но покорить ее сердце смог только Леонид. Леонид Гайдай и Нина Гребешкова в молодости Позже в одном из интервью актриса расскажет, что влюбилась в будущего гениального комедиографа не сразу — ее сердце стало принадлежать ему только после войны.
Поначалу девушка его очень стеснялась: Леонид был старостой курса, и она боялась ляпнуть при нем какую-нибудь глупость. Леонид же не догадывался, какие эмоции он вызывает у симпатичной однокашницей, часто провожал девушку домой после репетиций, а вскоре между ними зародились теплые чувства. Жена и дочь Леонида Гайдая Свадьба Гайдая и Гребешковой состоялась в 1953 году и была весьма скромной: родственники, друзья и студенты, собрались в коммунальной квартире. Единственное, что омрачало радость жениха — молодая жена не захотела брать его фамилию. Режиссер прожил всю жизнь с одной женщиной В 1957 году у пары появилась дочь Оксана.
Вместе супруги прожили около 40 лет. На их протяжении режиссер несколько раз снимал супругу в кино — хоть и не в главных, но ярких ролях. Так, Гребешкову можно увидеть в таких картинах как «Бриллиантовая рука», «Не может быть! Леонид Гайдай с внучкой Леонид очень любил внучку и мечтал. Сейчас она носит фамилию Худякова.
Нина Гребешкова, Оксана Гайдай и Ольга Худякова Смерть Последний фильм, который был снят легендарным режиссером в 1992 году, назывался «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди». После этого ему стало очень тяжело работать — не давала покоя легочная эмфизема и вновь открывшаяся старая рана на ноге. Последнее интервью Леонида Гайдая 1992 В 1993 году Гайдай температурил, но твердо намеревался пойти на Тверскую, где проходил митинг в поддержку демократов. Вместо этого он был госпитализирован в Кунцевскую больницу. Леонид Гайдай в последние годы жизни Рядом с режиссером неотрывно находилась жена Нина.
Леонид умер внезапно: они разговаривали, и вдруг он замолчал. Причиной смерти назвали тромбоэмболию легочной артерии. Легенде советской эксцентричной комедии было семьдесят лет. Похоронили Леонида Гайдая на Кунцевском кладбище. Память о гении Через двадцать лет после ухода великого режиссера на доме по улице Черняховского, в котором он жил, была установлена мемориальная доска с его улыбающимся лицом.
Памятник Леониду Гайдаю В городе Свободный, где родился режиссер, ему поставлен памятник. К слову, он расположен рядом с кинотеатром, который также носит имя Леонида Гайдая. В начале двухтысячных в Иркутске также появился «Центр российского кино имени Леонида Гайдая». Однако главными памятниками гениальному Леониду Гайдаю остаются его незабвенные картины, которые смотрят и будут смотреть самые разные поколения россиян. Лучшие фильмы.
Когда вся группа прошла, он увидел проволоку, дернул ее и оказался на больничной койке. Это была противопехотная мина. Врачи сделали все, что только можно. Советская медицина была лучшая в мире. В тех случаях, где и союзники, и немцы ампутировали бы, мы пытались лечить. Соответственно, ногу ему сохранили и отправили домой.
Лента тоже стала лидером проката, взяла несколько призов на кинофестивалях. После «12 стульев» мастер решил экранизировать пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич» об инженере, создавшем машину времени. Опять были долгие согласования, подбор актеров, цензурирование, перекраивание и пересъемка материала. Но фильм вышел на славу. Картина «Не может быть! Через два года состоялась премьера картины «Инкогнито из Петербурга» по гоголевскому «Ревизору». Экранизации оказались менее успешными, последний фильм вообще не собрал кассу. Кинокритики объясняли неудачи слабыми сценариями: Гайдай теперь писал их сам. Режиссёр винил цензуру, требовавшую не отступать от классических сцен и безжалостно посягавших на осовремененные сцены. В 80-е годы режиссёр сосредоточился на съёмках сатирического киножурнала Фитиль». Но были и фильмы на оригинальные сюжеты: комедии «За спичками», «Спортлото-82». Они оказались не так популярны, как первые творения, но всё же успешными. А вот ленты «Опасно для жизни! Это был советско-американский фильм. Потом отказывался от предлагавшихся сценариев: здоровье стремительно ухудшалось. Сказалось военное ранение и полная стрессов творческая жизнь. Все свои фильмы режиссёр с трудом выводил к зрителям. Цензоры говорили об антисоветской идеологии Гайдая, ленты беспощадно резались, запрещались. Ни один фильм не принимался худсоветом без правок. Приходилось переделывать, переснимать, маскировать, пробивать. Широко известен случай, когда режиссер сознательно вставил в картину кадр из документального фильма об атомном взрыве. У членов комиссии случился шок. Режиссер на полном серьезе доказывал, что во время обострения международной обстановки надо напоминать об ужасах возможной ядерной катастрофы. И упорно не соглашался вырезать этот кадр из фильма. Комиссия перестала настаивать, чтобы из картины убрали другие эпизоды, которые казались им крамольными, лишь бы исчез кадр с атомным взрывом.
Леонид Гайдай: биография, личная жизнь, жена, дети, семья
Зрители с удовольствием пересматривают его фильмы, хотя с момента их создания прошло больше полувека. Леонид Иович редко говорил о себе, предпочитая оставаться в тени своих творений. Вспоминаем факты из биографии легендарного режиссера, жизнь которого была окутана тайнами. Король комедии почти никогда не смеялся Гайдай умел снимать фильмы, заставляющие зрителей смеяться до болей в животе. Многие фразы персонажей были настолько остроумными, что мигом становились крылатыми и уходили в народ.
В умении рассмешить ему не было равных, однако сам Гайдай, по воспоминаниям современников, часто ходил с насупленным лицом и почти никогда не улыбался. Был и актером, и режиссером Разумеется, это были не главные роли. Гайдай появлялся исключительно в эпизодах: в «Иване Васильевиче» он сыграл прохожего, в «Операции «Ы» его можно увидеть в самом начале картины, в «Бриллиантовой руке» режиссер был задействован в массовке. Самое долгое появление в кадре произошло на съемках «12 стульев».
Слыл суеверным человеком Была у Гайдая необычная традиция: перед тем, как приступить к съемкам, он разбивал тарелку. Как-то раз работу над фильмом пришлось отложить, потому что тарелка осталась целой, когда с размаху ударилась об пол. Своим тотемным животным Гайдай считал черных котов. Он приписывал им мистические свойства.
Черных кошек можно увидеть во многих его картинах.
В сентябре того же года стал рабочим сцены в Иркутском областном драматическом театре ныне Иркутский академический драматический театр им. В феврале 1942 г. Сначала был объездчиком лошадей в Забайкалье, затем направлен в действующую армию на Калининский фронт. Воевал рядовым во взводе пешей разведки в составе 1263-го стрелкового полка 381-й Ленинградской Краснознаменной стрелковой дивизии. В 1943 г. С июня 1943 г. Был признан инвалидом второй группы, после чего вернулся в Иркутск. В 1947 г. Леонид Гайдай окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре.
На протяжении двух лет был актером в этом театре, сыграл более 20 ролей. В 1955 г. Работа в кино В 1955 г. Леонид Гайдай в качестве режиссера-практиканта принял участие в съемках комедии Бориса Барнета "Ляна", а также исполнил в ней одну из ролей. С 1955 г.
И спасли, хотя Гайдай навсегда остался инвалидом второй группы. Гайдай до конца жизни не желал пользоваться какими-либо льготами, предоставляемыми ему по инвалидности». Как актер он почти не реализовался, хотя обладал несомненным талантом. Работая потом над сценариями, он проговаривал роли, отведенные другим, буквально кривлялся перед зеркалом, стремясь найти верные интонации и слова — и находил. Но, увы, если не считать нескольких ролей в забытых фильмах 50-х годов типа «Ляна» или «Ветер» и отлично сыгранного Варфоломея Коробейникова в «12 стульях», широкая публика так и не узнала Гайдая-актера. Как министр культуры довел его до чахотки и язвы Одним из первых больших успехов Гайдая должен был стать — и не стал — фильм «Жених с того света», комедия о бюрократе, которого по ошибке сочли мертвым и который никак не мог доказать, что он на самом деле жив. На «Мосфильме» картину встретили овациями: и директору киностудии Ивану Пырьеву, и художественному руководителю Гайдая Михаилу Ромму все очень понравилось. И только тогдашний министр культуры Николай Михайлов, человек, лишенный чувства юмора и далекий от понимания искусства о нем говорили «бояться надо не министра культуры, а культуры министра» , сообщил Гайдаю, что тот снял пасквиль на советскую действительность. Памятник Шурику и Лиде на территории Рязанского государственного университета им. Есенина — Мне жалко вас, молодой человек, — сказал он режиссеру. В 1942 году. Это вы поспешили — сказал Михайлов. И пригрозил, что молодой режиссер еще положит партбилет ему на стол. Фильм все-таки выпустили на экран, но сокращенным, перемонтированным, и частично переснятым. Он превратился в короткометражку и вышел всего на 20 копиях. Оригинал, по воспоминаниям коллег Гайдая, был жесткой абсурдистской комедией, герой которой испытывал подлинный ужас от того, что не может никому доказать факт своего существования. Переделанный вариант стал всего лишь анекдотической историей. Потом Гайдаю в качестве «искупления» предложили снять киноповесть «Трижды воскресший» по сценарию Александра Галича в те времена он еще не считался диссидентом о непростой судьбе парохода под названием «Орленок». Он ее снял, но не любил и старался о ней не вспоминать. Настолько не любил, что впоследствии, отдыхая в Алупке и внезапно услышав на улице музыку Никиты Богословского из этой картины, схватился за живот и сказал: «Все, я умираю! Впрочем, и с тех пор порой приходилось несладко. Памятник Бывалому, Трусу и Балбесу в Иркутске Если почитать стенограммы худсоветов по «Бриллиантовой руке», окажется, что его коллегам не нравилось в этом фильме практически все.
Он уехал в Иркутск к родителям и на чердаке их дома нашёл подшивки старых газет, а среди них — фельетон Сергея Олейника, который так и назывался — «Пёс Барбос и необычный кросс». Гайдай посчитал, что это очень смешная история, которую точно надо экранизировать. А с этого фильма и началась его успешная режиссёрская карьера! Поэтому где ещё, как не в Иркутске, отмечать его столетие? Она была действительно уникальной. Его родители были людьми, которые сделали себя сами, они понимали ценность образования, много читали и всячески поддерживали стремление к творчеству во всех троих детях. Брат Леонида Александр, для своих Шурик, стал журналистом и поэтом. Сестра Августина пошла в науку. Леонид с детства занимался музыкой, играл на балалайке в оркестре, потом увлёкся занятиями в школьном театральном кружке. Все называли его Лёнька-артист, потому что у него был подражательный талант, он передразнивал учителей, но делал это необидно.
Леонид Гайдай
Биография[. ] Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в приамурском городе Свободный в семье служащего железнодорожной конторы. Леонид Гайдай Режиссер Актеры и актрисы Биография Советское кино Классика Комедия СССР Видео YouTube Длиннопост. Леонид Гайдай (слева) и главный оператор Сергей Полуянов на съемках фильма «Спортлото-82».
О Леониде Гайдае можно говорить каждый день
Сегодня, 30 января, исполнился 101 год со дня рождения легендарного режиссера Леонида Гайдая. Леонид Гайдай — советский и российский режиссер, сценарист и актер, народный артист СССР (1989), муж Нины Гребешковой. В 1947 г. Леонид Гайдай окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре.
Биография Леонида Гайдая
Пес Барбос и необычный кросс Леонид Гайдай - биография Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный, Амурской области, в семье железнодорожного служащего. В качестве разведчика принимал активное участие в Великой Отечественной войне. Однако в связи с тяжелым ранением, в должности сержанта был комиссован еще до окончания войны. В 1949 году с первой попытки поступил во ВГИК, на факультет режиссуры.
В ходе обучения познакомился со своей будущей женой, актрисой Ниной Гребешковой один ребенок. Несмотря на то, что на начальном этапе кинематографической карьеры, талантливого режиссера поддерживали такие столпы отечественного кинематографа, как Михаил Ромм и Иван Пырев, слава пришла к Гайдаю далеко не сразу.
Цель — получить пятерку, — вспоминает Карен Шахназаров. Если студент получал четверку, то он отправлялся в эшелон вторых режиссеров. Признается, узнав, что председателем будет Леонид Гайдай, Шахназаров слегка расслабился: ведь в его коротком фильме снималась супруга режиссера Нина Гребешкова. Гайдай сидит мрачнее тучи, — продолжает Карен Шахназаров.
Я думал, что провалил. А вечером звонит Нина Павловна и говорит, что моя картина понравилась Леониду Иовичу. Я получил пятерку! Позже, узнав его, я понял, что такой он человек — замкнутый, молчаливый, стеснительный. Что удивительно, он редко улыбался!
Когда осенью стали отбирать добровольцев на фронт, случился эпизод, который потом был комично обыгран в комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», когда персонаж Алексея Смирнова на каждую строку милицейской разнарядки отвечал громким «Я», и решительным шагом вперед. Так вышагивал и сержант Гайдай по каждой строке фронтовой разнарядки в авиацию, танковые войска и кавалерию. А потом - госпиталя, госпиталя, госпиталя…», - боевые воспоминания Леонида Иовича были более, чем лаконичны. И только много лет спустя, когда открылся доступ к засекреченным материалам фронтовой поры, стало возможным понять, что стояло за теми четырьмя месяцами войны Леонида Гайдая, насколько его медаль «За боевые заслуги» наполнена солдатским подвижничеством. Но узнать это довелось не со слов знаменитого режиссера-фронтовика, а из документов военной поры и рассказов близких ему людей. До сегодняшнего дня точно неизвестно, скольких жизней стоила нашей армии Ржевско-Вяземская операция. Имеющаяся статистика говорит о безвозвратных потерях - 362. Именно в этот ее смертельный круговорот и прибыл с пополнением из Забайкалья осенью 1942 года сержант Леонид Гайдай. О кровопролитных боях 381-й стрелковой дивизии, в которой довелось ему воевать, говорят боевые донесения. Соединение дважды выходило из окружения. Первый раз - численностью в 223 человека, второй раз - 310 бойцов и командиров. При том, что штатная численность была 14. Сержанта Гайдая, с учетом неплохих школьных знаний немецкого языка, определили во взвод пешей разведки. Основная задача батальонных разведчиков - добывать сведения о противнике. Самый верный способ - захват «языка» в ближнем вражеском тылу.
Его отец был из семьи крепостных крестьян, в 1908 году взял на себя чужую вину — пожалел многодетного отца, и был приговорен к каторжным работам на Амурской железной дороге. С женой Марией познакомился по переписке — один из каторжан решил познакомить Иова со своей сестрой и отправил его фотографию… После освобождения он женился, работал на железной дороге и думал, что его дети продолжат его дело — в семье было два сына и дочь, но все выбрали другие занятия. Сначала Леонида Гайдая отправили в Монголию — объезжать диких лошадей для фронта. Потом он был отправлен в разведку на Калининский фронт, где получил тяжёлое ранение, подорвавшись на мине. В 1942 году получил медаль «За боевые заслуги». После первого самостоятельного фильма его на два года отстранили от режиссёрского кресла за высмеивавший бюрократию сатирический фильм « Жених с того света ». Правок от цензуры было столько, что после вырезания всех неугодных сцен фильм превратился в короткометражный. После него начальство киностудии Леонида Гайдая простило, но этот фильм режиссёр впоследствии старался не упоминать. Она стал его женой — первой и единственной. Супруги прожили вместе сорок лет, у них родилась дочь Оксана.
Гайдай и вокруг евреи
Окончив ее, на протяжении двух лет играл в спектаклях областного театра. Говорят, он оказался весьма неплохим актером и даже стал популярным. В конце концов, когда он сыграл Ивана Земнухова в постановке о молодогвардейцах, одна из городских газет написала заметку о нем. Однако сам Леонид достаточно трезво оценивал свой успех. Он осознавал, что обладает специфической внешностью. Да и понимал, что актерское призвание — это не для него. Зато с завидным постоянством думал о режиссуре. Своим актёрским талантом он удивил многих преподавателей. Скажем, когда показывали его студенческие работы в институте, великие Барнет и Пырьев не могли сдерживать свои эмоции и буквально тряслись от смеха. Кроме того, еще студентом Гайдаю довелось поработать на съемках в качестве режиссера-практиканта. Речь шла о комедийном фильме «Ляна».
Кстати, он же исполнил одну из ролей в этой картине. Позже, уже как актер, он был задействован и в ленте «Ветер». Собственно, это была последняя работа в чужих картинах. Именно тогда Гайдай окончательно обратился к режиссуре. И если он теперь появлялся на экранах, то только в собственных фильмах. И исключительно в эпизодических ролях. Всепоглощающая любовь — это кинематограф Когда Гайдай еще был студентом, он познакомился с учащейся актерского отделения Ниной Гребешковой. Ей было семнадцать, а он за свою жизнь уже многое повидал: война, ранение, боль…. Рано или поздно, но молодые люди поженились. Между прочим, новоиспеченный муж был сильно обижен на жену, так как та решила не брать его фамилию.
Молодоженам удалось снять одну комнату. Так как на тот момент Гайдай получал сталинскую стипендию, а супруга уже начинала сниматься и была востребована. Через некоторое время у четы появилась дочь Оксана, которая спустя годы подарила своим родителям внучку. По воспоминаниям вдовы, Гайдай оказался совершенно неприспособленным в плане быта. Но зато супруга понимала, что в его жизни уже была огромная, всепоглощающая любовь — это кинематограф.
Вскоре в Иркутск был эвакуирован московский Театр сатиры, а иркутский театр уехал работать в Черемхово. Я был оставлен в Т-ре сатиры. Работал - ставил декорации, открывал и закрывал занавес.
Почти все спектакли выучил наизусть я имею в виду текст. Познакомился с такими замечательными актерами, как В. Хенкин, П. Коль, Н. Слонова, А. Любезнов, Е. Милютина и др. Некоторым из них бегал за водкой...
Запомнился эпизод: нас уже погрузили в теплушки, вечер... Как она меня нашла - уму непостижимо. Принесла свежеиспеченных пирожков". Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Высокий и худой Гайдай на приземистых монгольских лошадях смотрелся комично, но со своей работой справлялся успешно. Новобранцев часто забывали накормить, и они сильно голодали. Еще один отрывок из письма брату: "Я был на хорошем счету. Начальству нравилось, как я "поставленным голосом" подавал команды.
Бывало, устраивался такой спектакль. В выходной день, когда все отдыхали в казарме а казарма была огромная, вмещала два эскадрона - целый дивизион , а я был дежурным по дивизиону, мне один из дневальных сообщает, что идет командир полка. Я специально уходил подальше от входных дверей и ждал. Вскоре раздавался крик дневального: "Дежурный к выходу! Увидев командира, я на всю казарму орал: "Дивизио-он, встать! Строевым подхожу к командиру и четко докладываю. Командир не торопится отдавать команду "вольно", медленно идет по проходу, образованному двухэтажными нарами, вглядывается в стоящих по стойке смирно красноармейцев... Только наши шаги.
Пройдет командир этак метров 30, а потом тихо скажет мне: "Вольно". Тут я благим матом хотя тишина орал: "Вольно-о-о! Начальству нравилось. Активно участвовал в самодеятельности". Гайдай, как и другие его сверстники, хотел попасть на фронт. И когда приехал военком отбирать пополнение в действующую армию, на каждый вопрос офицера, Гайдай отвечал "Я". Этим он вызвал недовольство начальника. Дайте огласить весь список".
Позднее данный эпизод вошел в комедию "Операция "Ы". Гайдая направили на Калининский фронт: "Когда я услышал о Калининском фронте, я подумал, что нас обязательно провезут через Москву. Я думал, что в Москве живут только красивые люди, и очень хотел ее увидеть. Нас действительно провезли через Москву, но пересекли ее ночью под землей, в метро. Поезд с солдатами шел, не останавливаясь, ни на одной станции, и я Москвы так и не увидел". Гайдай попал во взвод пешей разведки, неоднократно ходил во вражеский тыл, брал языка, и был награжден несколькими медалями. В 1943 году, возвращаясь с задания, Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине, и был тяжело ранен в ногу. Он провел в госпитале около года и перенес пять операций.
Врачи хотели ему ампутировать ногу, но он от категорически отказался, ссылаясь на то, что "одноногих актеров не бывает". Последствия ранения преследовали его всю жизнь. Время от времени рана открывалась, из нее выходили осколки, воспалялась кость и начинались сильные боли. Он был инвалидом, хотя никогда не говорил об этом. Посторонние об этом не только не знали, но и не догадывались. Гайдай не мог показывать свои болезни или недомогания. Выписавшись из госпиталя, Леонид Гайдай пришел в Иркутский областной драмтеатр, и поступил при нем в студию, которую окончил в 1947 году, несмотря на то, что с детства не выговаривал буквы "р" и "л". В течение двух лет он играл в спектаклях, был хорошим актером и пользовался успехом у публики.
Кстати, мы точно знаем, что фильм «Пёс Барбос и необычный кросс» Леонид Иович придумал в Иркутске, и вот как это было. Именно по совету Ромма он снял «Жениха с того света» 1957 , который, однако, нещадно порезали цензоры, что расстроило начинающего режиссёра. Ещё одна неудача постигла его в 1959 году с фильмом «Трижды воскресший», который раскритиковали коллеги и зрители. Гайдай уже подумывал о том, что режиссура — это не его, и собирался уходить из профессии.
Он уехал в Иркутск к родителям и на чердаке их дома нашёл подшивки старых газет, а среди них — фельетон Сергея Олейника, который так и назывался — «Пёс Барбос и необычный кросс». Гайдай посчитал, что это очень смешная история, которую точно надо экранизировать. А с этого фильма и началась его успешная режиссёрская карьера! Поэтому где ещё, как не в Иркутске, отмечать его столетие?
Она была действительно уникальной. Его родители были людьми, которые сделали себя сами, они понимали ценность образования, много читали и всячески поддерживали стремление к творчеству во всех троих детях.
А жители Иркутска особенно трепетно относятся к праздничной дате. Ведь именно в нашем городе Леонид Гайдай рос, учился и делал первые шаги к успеху. Его юбилей в столице Приангарья отмечают с размахом! Хоровод водили 400 иркутян — Несмотря на то, что мы в Сибири и сейчас январь, меня греет добрая энергия людей и их тепло, — широко улыбается внучка Леонида Гайдая Ольга Худякова в разговоре с журналистами. Она прилетела в Иркутск, чтобы поучаствовать во флешмобе к 100-летию режиссера. Но оказалось, что это отличная идея, которая нас объединяет. Честно говоря, я немного в шоке от количества пришедших людей! Началось празднование с «Хоровода вокруг Гайдая».
На площади у городского цирка, где стоит памятник режиссеру, собралось около 400 иркутян!
«Я слишком мало воевал, чтобы о подвигах рассказывать»: солдатское мужество Леонида Гайдая
Еврейская панорама :: 11 (113) Ноябрь 2023 :: Гайдай и вокруг евреи | Имя великого советского комедиографа Леонида Гайдая знают все без исключения, у кого дома имеется телевизор. |
Жизнь и подвиг Леонида Гайдая | Победа РФ | Новость от 29.01.2023 | Полная биография актера Леонида Гайдая. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, фильмография актера театра и кино на портале «». |
Судьба режиссёра: Леонид Гайдай | 2. Леонид Иович на Войне с осени 1941 года, прошел самые трудные времена. |
Леонид Гайдай - биография, новости, личная жизнь
Леонид Гайдай: биография, личная жизнь, жена, дети, семья | С середины 60-х наступает «золотое десятилетие» Леонида Гайдая. |
Знаменитый режиссер Леонид Гайдай участвовал в Великолукской наступательной операции | статья о Великом гении советского кинематографа Леониде Иовиче Гайдае. |
Гайдай, Леонид Иович | это... Что такое Гайдай, Леонид Иович? | 19 ноября 1993) - советский и российский комедийный режиссер, сценарист и актер, пользовавшийся огромной популярностью и широким общественным признанием в бывшем Советском Союзе. |
От альманахов до злой сатиры: 11 фильмов Леонида Гайдая | В биографии Леонида Гайдая можно прочитать, что 21 июня 1941 года он окончил школу, а уже 23-го хотел записаться добровольцем в армию, но его не взяли. |
«Я слишком мало воевал, чтобы о подвигах рассказывать»: солдатское мужество Леонида Гайдая
статья о Великом гении советского кинематографа Леониде Иовиче Гайдае. Собрали список лучших фильмов, которые снял Леонид Гайдай — любимый советский и российский режиссер. Леонид Гайдай родился в 1923 году в городе Свободный. Полная биография актера Леонида Гайдая. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, фильмография актера театра и кино на портале «».