Изначально он был Путиловским чугунолитейным заводом. Рабочие именно этого завода восстали против царского режима, в истории этот знаковый и печальный день именуется «кровавым воскресеньем».
Проспект Стачек в Петербурге — история появления и интересные факты
Проспект Стачек в Петербурге — история появления и интересные факты | Последней каплей стало увольнение по произволу администрации 4-х рабочих Путиловского завода. |
Путиловский завод начал забастовки. Госдума выступает против рабочих | путиловском артиллерийском - вспыхнула забастовка. |
Nota Bene: Путиловская забастовка - урок протестующим и властям
Создание трактора «Универсал» проходило на Путиловском заводе с 1934 по 1940 гг. Это был первый русский трактор, который СССР начал экспортировать за границу. года началась забастовка на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. 3 января 1905 года в Петербурге началась забастовка рабочих Путиловского завода, которая послужила поводом к событиям Кровавого воскресенья и, как следствие, к началу Первой русской революции 1905–1907 годов.
Упущенные возможности
- «Так откормился и ожирел в голодные годы революции»
- Арабский халифат и его распад
- Путиловская
- Шуба наркома Луначарского
Кровавое воскресенье. Прокурор Санкт-Петербурга
22 января 1905 года произошло Кровавое воскресенье - | В начале января 1905 года на крупнейшем предприятии Петербурга – Путиловском заводе – вспыхнула стачка, вызванная увольнением нескольких рабочих. |
Кровавое воскресенье 1905 года: причины, ход событий, последствия | Вторая забастовка на заводе: даты и причины Вторая забастовка на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге состоялась в период с 22 июля по 1 августа 1905 года. |
"Кровавое воскресенье": результат бездействия властей - Новости по истории России | и, что главное, не признали права организации такие требования предъявлять. |
Кровавое воскресенье | Неудовлетворенность условиями работы как причина забастовки Причина забастовки на путиловском заводе, запланированной на определенную дату, связана с неудовлетворенностью работников условиями, в которых они трудятся. |
Забастовка путиловцев: её цели и последствия | Семейная реликвия | генеалогия | Дзен | Революция Январь 1905 года в Петербурге начался стачкой на Путиловском заводе. |
Кровавое воскресенье 9 января 1905 года
Министр юстиции Александр Керенский Александр Керенский в своей речи на том же заседании Госдумы критикует не только деятельность правительства, но и отношение к рабочему классу тех членов Гос. Думы, которые по своему социальному положению не примыкают к демократическим организациям и партиям и разделяют вместе с властью страх перед рабочим классом: «Настает момент, когда терпение масс начинает истощаться и когда перед вами появляется призрак подлинного настроения широких масс, когда вы, как страусы, прячете голову в песок… Я думаю, что тем или иным путём, но вопрос о неизбежности столкновения с властью, которая хочет путём уничтожения будущего государства сохранить свое будущее, будет поставлен скоро весьма решительно». Официально ввел продразверстку. Его продовольственная политика не получила поддержки в Госдуме. Александр Керенский — депутат Государственной думы, вышедший из партии эсеров, бойкотировавшей выборы, и возглавивший фракцию «трудовиков». Часто критиковал правительство и считался выдающимся «левым» оратором.
Николай Чхеидзе — глава фракции меньшевиков в Госдуме. Пользовались патриотической, но антиправительственной риторикой за исключением их поддержки Первой мировой войны. Социал-демократы, Российская социал-демократическая рабочая партия — собирательное название «левых» организаций, разделившихся в предыдущие годы из-за отношения к войне и методам политической работы.
Основными требованиями бастующих являлись: 8-часовой рабочий день, трехсменная работа, отмена сверхурочных, бесплатная медпомощь, установление минимума зарплаты и отсутствие наказания для участников забастовки. Руководство стачкой осуществляло «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» во главе со священником Георгием Гапоном. Забастовщики создали выборную комиссию от рабочих для совместного с администрацией разбора претензий работающих.
Причем проходило оно и на хозяйственном фронте, где надо было ежедневно решать мелкие и мельчайшие задачи момента - восстановление транспорта, обустройство хлебной торговли, уборка снега и мусора с улиц. Как убедить товарищей вернуться к станку, паровозу, канцелярским бумагам, к рутинной работе при нарастающих проблемах? Как остудить горячую кровь активистов, легко сбросивших Временное правительство и убежденных: германский фронт рассыплется от одного грозного вида вооруженных до зубов матросов и красногвардейцев? Ключ к победе - опора на массы и резерв партийных кадров. Это понимали и лидеры левоэсеровского течения, возникшего на волне стихийного протеста против войны, дороговизны и продовольственного дефицита. Но в момент, когда возникла необходимость управлять движением, а не следовать за ним, обнаружилась рыхлость организационной структуры ПЛСР, дефицит политических кадров и искренний страх потерять сочувствие тех самых общественных масс. Потому взамен реальной работы с людьми - рассуждения о "жертвенном настроении", "двенадцатом часе революции", "социалистической Голгофе". Политика эсеров чем дальше, тем сильнее приобретала экзальтированные черты, осуществляясь резкими жестами, решительными позами и громкими фразами. Но все же какими силами они располагали накануне Путиловского бунта? Это довольно дискуссионный вопрос. Максимальную цифру привел в 1921 году В. Карелин: 150 тысяч членов. Однако нужно отметить, что для эсеров было нехарактерно чёткое разграничение между членами с партбилетами и сочувствующими. Но в левоэсеровский "окоп" нередко попадали и левацки настроенные рабочие, и просто недовольные продуктовым пайком. А после убийства германского посла и поражения московского мятежа в июле 1918-го отток из рядов ПЛСР принял грандиозные масштабы. К началу 1919 года левоэсеровская партия располагала, по словам одного из ее организаторов - В. Трутовского, не более чем 10 тыс. А к реальным активистам можно было отнести и вовсе менее 1 тысячи. Левоэсеровская партия "перестала быть массовой организацией" и "стала скатываться к типу заговорщической организации"2. В ноябре-декабре 1918 года последовали аресты левоэсеровских партийных организаторов, а 27 ноября Верховный революционный трибунал при ВЦИК заочно приговорил к расстрелу организатора "июльского мятежа" Д. Андреев и Я. Блюмкин были заочно приговорены к 3 годам тюремного заключения, а занявшие свои места на скамье подсудимых М. Спиридонова и Ю. Саблин принимая в расчет "их особые заслуги перед революцией" - к 1 году тюрьмы3. Таким образом, к марту 1919 года малая численность и организационная слабость левых эсеров не позволяли им хоть каким-то образом воспользоваться симпатией части петроградских рабочих и набрать политический вес. И это стало решающим фактором, обусловившим победу большевиков над анархо-синдикалистскими движениями в рабочих коллективах и укрепление их позиций в Петрограде. Говорить о главенствующей роли левых эсеров в трагических событиях на Путиловском заводе по меньшей степени некорректно. Камков Б. Кто такие левые социалисты-революционеры. С 12-13. Левые эсеры и ВЧК. Казань, 1996.
Так на почве возникшего дефицита одного продукта — хлеба, вспыхнули локальные беспорядки неполитического характера. По воспоминаниям начальника Петроградского охранного отделения К. Глобачева: «…забастовало до 200 тысяч рабочих… через ЦВПК [центральный военно-промышленный комитет] в рабочие массы были брошены политические лозунги и был пущен слух о надвигающемся якобы голоде и отсутствии хлеба в столице. Нужно сказать, что в Петрограде с некоторого времени при булочных и хлебопекарнях появились очереди за покупкой хлеба. Это явление произошло не потому, что хлеба в действительности не было или его было недостаточно, а потому, что, благодаря чрезмерно увеличившемуся [за время войны за счёт беженцев и мобилизованных] населению Петрограда, с одной стороны, и призыву очередного возраста хлебопеков — с другой, не хватало очагов для выпечки достаточного количества хлеба. К тому же как раз в это время, для урегулирования раздачи хлеба, продовольственная комиссия решила перейти на карточную систему. Запас муки для продовольствия Петрограда был достаточный, и кроме того ежедневно в Петроград доставлялось достаточное количество вагонов с мукой. Таким образом, слухи о надвигающемся голоде и отсутствии хлеба были провокационными — с целью вызвать крупные волнения и беспорядки, что в действительности и удалось. Не только голод, а даже подлинный недостаток хлеба в Петрограде в те дни ещё не начинался, причем на многих заводах администрация вела снабжение продуктами сама — там и очередей хлебных не знали, а уж гарнизон-то вовсе не испытывал недостатка в хлебе. Роль непосредственного организатора блокады поставок хлеба, по мнению некоторых исследователей, принадлежит активному участнику заговора против Николая II Ю. Ломоносову, одному из руководителей министерства путей сообщения перед первой мировой войной, который затем 28 февраля вместе с инженером-путейцем А. По сообщениям газеты «Биржевые ведомости», 21 февраля 6 марта на Петроградской стороне начался разгром булочных и мелочных лавок, продолжавшийся затем по всему городу. Толпа окружила пекарни и булочные и с криками: «Хлеба, хлеба» двинулась по улицам. В Петрограде обострились перебои с хлебом.
Путиловская
В 1905 году началась забастовка рабочих Путиловского завода | стачке на Путиловском заводе. |
Путиловская стачка | Путиловская стачка 1905, произошла на крупнейшем в Петрограде Путиловском заводе (ныне Кировский завод), Поводом к Путиловской стачке 1905 послужили незаконное увольнение 4 рабочих (члены Нарвского отдела гапоновского Собрания русских. |
100 лет революции: забастовка на Путиловском заводе | 3 января 1905 года началась стачка на Путиловском заводе – забастовали все 12600 работников предприятия. |
100 лет революции: забастовка на Путиловском заводе | На Путиловском заводе в Санкт-петербурге 3 января 1905 года началась забастовка, в которой приняли участие все 12600 работников предприятия. |
100 фактов о 1917. Забастовка Путиловского завода
3 января 1905 года в Петербурге началась забастовка рабочих Путиловского завода, которая послужила поводом к событиям Кровавого воскресенья и, как следствие, к началу Первой русской ре. Начавшаяся забастовка на Путиловском заводе быстро распространилась на другие предприятия Петрограда и стала массовым проявлением рабочей недовольства. 3 января – мятеж на Путиловском заводе в ответ на увольнение работников.
Путиловская
Правильный ответ Дата забастовки на Путиловском заводе — 18 февраля 1917 года. Неудовлетворенность условиями работы как причина забастовки Причина забастовки на путиловском заводе, запланированной на определенную дату, связана с неудовлетворенностью работников условиями, в которых они трудятся. 2. Забастовка на Путиловском заводе в Петербурге (декабрь 1904 г.) Рабочие, требовавшие 8-мичасового рабочего дня, объясняли свое прошение нехваткой времени для сна и отдыха и непомерными объемами военных заказов в условиях военного времени.
Путиловская
Забастовщики создали выборную комиссию от рабочих для совместного с администрацией разбора претензий работающих. Завод был переоборудован, на нем было дополнительно организовано котельное производство. Завод стал называться Санкт-Петербургским чугунолитейным, входил в систему Олонецких горных заводов. Связанные статьи.
Россия также уступила Японии южный Сахалин от 50-й параллели и все прилегающие острова, признала право Японии на владение Кореей и разрешила заниматься ловлей рыбы вдоль русских берегов Японского, Охотского и Берингова морей. В стране начались «политические брожения»: сначала среди элиты, затем они перекинулись на рабочих. Одной из крупнейших организаций, вовлеченных в грядущие столкновения, стало «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Целью создания этой организации, которой руководил священник Георгий Гапон, являлось «объединение рабочих для просвещения и оказания взаимопомощи». Во многом эта сложная личность сыграла определяющую роль в дальнейшем формировании шествия рабочих к Зимнему дворцу. Георгия Гапона спустя год убили в Озерках боевики-эсеры по обвинению в сотрудничестве с властями, но это совершенно другая история.
Инцидент на Путиловском заводе В декабре 1904 года на Путиловском заводе были уволены четверо рабочих. Все они являлись членами «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Уволенные обратились в Нарвский отдел своей организации и пожаловались на мастера деревообделочной мастерской вагонного цеха А. Тетявкина, который распорядился уволить их. Рабочие сообщили, что мастер «измывался над их членством в «Собрании», а одному из работяг якобы сказал, чтобы те шли «в свое «Собрание», оно вас и прокормит». Об инциденте рассказали Георгию Гапону, который поручил провести расследование. По его результатам оказалось, что мастер действительно несправедливо отнесся к рабочим. Также глава «Собрания» сказал, что на Путиловском заводе «враждебно относятся к членам организации» и призвал вступиться за униженных. В конце декабря того же года в Василеостровском отделе «Собрания» провели экстренное совещание в присутствии представителей каждого из 11 отделений организации, по результатам которого было решено: в России сформировались ненормальные отношения между трудом и капиталом.
В «Собрании» обратились к руководству Путиловского завода с требованием восстановить на работе уволенных рабочих, а мастера Тетявкина призвали уволить. Две посланных депутации на завод не принесли успеха, третья депутация во главе с Гапоном пошла к городскому голове Ивану Фуллону, который пообещал оказать поддержку, но напомнил — «Собрание» не имеет права предъявлять требования заводу. На следующий день фабричный инспектор Чижов принял уволенных рабочих. Выяснилось, что из четырех человек был уволен лишь один, в результате чего требования рабочих были официально признаны несостоятельными. Георгий Гапон встретился с Чижовым, с заведующим отделом по разбору претензий рабочих на заводе Е. Иогансеном и директором завода Смирновым — все они отказали в поддержке. В ответ на это Гапон пригрозил: если рост «Собрания» не будет остановлен, его членами станут все работники завода к тому моменту на фабрике трудились 12,5 тысячи человек. В Нарвском отделе «Собрания» 2 января провели заседание, на котором решили потребовать уволить мастера Тетявкина и восстановить в должностях уволенных рабочих. Начало забастовки 3 января тут и далее — по старому стилю на Путиловском заводе началась забастовка рабочих.
Абсолютно все сотрудники предприятия покинули свои места, порядка 2,5 тысячи человек и вышли во двор и потребовали разговора с директором завода. Беседа длилась около часа, Смирнов убеждал рабочих в несостоятельности их требований, а также пригрозил начать увольнение всех сотрудников, если они не вернуться на свои места. Рабочие выдвинули 12 требований, одним из которых являлось введение 8-часового рабочего дня. Директор завода сказал, что из-за этого разорятся акционеры, чем поднял себя на смех.
Безусловно, они перешли границы привычного и допустимого. Со времён медного бунта с царями не разговаривали в таком тоне… Другое дело, что, потеряв веру этих людей, государству пришлось столкнуться с более организованным и серьёзным противником — с социалистическими партиями. Бастующие рабочие у ворот Путиловского завода. Январь 1905 г. Гапон в своих речах угрожал в случае отказа разнести Зимний дворец: он чувствовал силушку. Чиновники восприняли Петицию раздражённо: они рассчитывали на лояльность со стороны Гапона, а тут — революционные требования. Было принято решение не допускать шествие на Дворцовую площадь. Полиция не решилась выполнить приказ министра и арестовать Гапона. Ситуация накалялась. Высшие сановники империи бросили против шествия армию. На несколько дней власть в городе перешла в руки военных. Этот отчаянный шаг оказался стратегически ошибочным. Удивительный факт: казалось бы, полиция контролировала политику гапоновского Собрания, а к событиям января 1905-го правительство оказалось не готовым и выхода из кризиса не нашло. Ранним утром 9 22 января на улицы столицы вышел рабочий люд — более 140 тысяч человек. Четверть трудоспособного населения великого города! Огромная оппозиционная демонстрация, равных которой по масштабам не было и нет в истории России. Армия в разных районах города остановила продвижение демонстраций к Зимнему. По мнению Гапона, в те дни на улицах было убито от 600 до 900 рабочих, а ранено пять тысяч человек. В газетах фигурировали иные сведения: 130 убитых и 299 раненых. Истина, по-видимому, где-то посередине. Могилы жертв «Кровавого воскресенья» на Преображенском кладбище под Петербургом Этот день перевернул общественную жизнь, расшатал устои. Волна забастовок прошла по всей стране, активизировались революционные партии.
Основными требованиями бастующих являлись: 8-часовой рабочий день, трехсменная работа, отмена сверхурочных, бесплатная медпомощь, установление минимума зарплаты и отсутствие наказания для участников забастовки. Петербургский комитет РСДРП принял меры, чтобы превратить забастовку путиловцев во всеобщую стачку петербургского пролетариата. В Петербурге не вышли газеты, промышленная и торговая жизнь была парализована.
Великая российская революция 1917 года: события февральской революции
Наша вина заключается в том, что мы слишком долго терпели лево-эсерскую шайку. Знайте, товарищи, что Путиловский завод по-прежнему грудью стоит за Советскую власть", - говорится в воззвании11. Главный из них: участники акций протеста были бессудно расстреляны в Шлиссельбургской крепости15. Однако "Родина" не обнаружила источников, подтверждающих этот факт.
Доподлинно известно, что в ходе мартовских волнений было арестовано порядка 120 сотрудников предприятия. В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга16 сохранилась переписка администрации завода с комиссией по борьбе с контрреволюцией: руководство Путиловского просит отпустить из-под ареста или дать реабилитирующую характеристику наиболее ценным сотрудникам, дабы они смогли вернуться на работу. А вышедшие на свободу рабочие дотошно выясняют, какую зарплату им начислили за время нахождения под стражей.
Освобождаются все, кому не предъявлено обвинение. Тем, чьи дела дошли до суда, выносятся чрезвычайно мягкие наказания. Можно предположить, что большинство путиловцев уже к маю 1919 года были освобождены.
Тем не менее городским властям не удалось добиться лояльности путиловцев. В июле 1919 года, когда Петроград захлестнула новая волна забастовок, рабочие Путиловского завода приняли в них самое активное участие. Сохранился документ из Гражданского Следственного отдела Петроградского укрепленного района от 21 июля 1919 года: согласно распоряжению Зиновьева, семеро сотрудников Путиловского завода за внесение дезорганизации и разлада в среду рабочих должны месяц провести на общественных работах...
Их помыслы были наивны и в большинстве абсолютно лояльны Николаю II. Рабочие считали, что император мудро рассудит их, возьмет под защиту и накажет «злых фабрикантов». Военные, однако, не разобрались в ситуации, открыв огонь в различных точках Петербурга.
Началась паника, и случились жертвы. Группы манифестантов были слишком многочисленны и, натолкнувшись на заградительные кордоны, не смогли сразу прервать движение. Хронологию дня в своих мемуарах подробно дал Врангель-старший: «9 января 1905 года, чуть свет, директор опять телефонировал, прося сейчас приехать.
Я отправился. Но, проехав через Николаевский мост, вернулся. Там стоял наряд войск.
Полицейский офицер мне заявил, что на Васильевский остров ехать можно, но обратно не разрешит. Обратно через Неву никого пропускать не приказано. У Академии стояли стройными рядами рабочие, все прибывая.
Сколько я мог заметить, они были одеты в праздничное платье. Я вернулся через Дворцовую площадь. Там стояли войска.
Знакомый офицер мне передал, что людям розданы боевые патроны. Рабочие настроены вполне миролюбиво. Я уверен, что Государь к ним выйдет.
Офицер удивился: — Разве вы не знаете, что Государя в городе нет? Он выехал. Быть не может!
Кто говорит — вчера, кто — раньше. Дальнейший ход событий злополучного 9 января известен. Многочисленная толпа рабочих стройными рядами, с пением «Спаси Господи люди Твоя», двинулась по набережной к площади Зимнего дворца.
Впереди, с крестом в руках, шел священник Гапон, несли образа и царский портрет. Дойдя до дворца, толпа встала. Полиция отдала приказ разойтись.
Толпа не трогалась. Троекратное предупреждение — и начался расстрел». А вот как выглядели события глазами священника Гапона: «В 10 часов, как я назначил, собралась огромная толпа.
Все, безусловно, были трезвы и пристойны, очевидно, сознавая все значение этого дня как для рабочих, так и для народа. Те, которые еще не знали содержания петиции, брали, чтобы прочесть ее. В начале одиннадцатого часа мы двинулись с юго-западной части города к центру, Зимнему дворцу.
Английский журналист Диллон в книге «Закат России» засвидетельствовал: «Японцы раздавали деньги русским революционерам... Я должен сказать, что это бесспорный факт». А вот как оценивает трагедию 9 января и последующие за ней забастовки и революционные выступления О. Платонов: «Если давать юридическую оценку деятельности граждан Российской Империи, в условиях военного положения готовящих на иностранные деньги ее поражение, то по законам любого государства она может рассматриваться только как государственная измена, достойная высшей меры наказания. Предательская деятельность кучки революционеров вследствие остановки работы оборонных предприятий и перебоев в снабжении армии, привела к гибели тысяч солдат на фронте, ухудшению экономического положения в стране». Приглашая вас идти подавать Мне прошение о нуждах ваших, они поднимали вас на бунт против Меня и Моего правительства, насильно отрывая вас от честного труда в такое время, когда все истинно русские люди должны дружно и не покладая рук работать на одоление нашего упорного внешнего врага». Конечно же, Государь заметил и преступную непредусмотрительность и неумение предотвращать беспорядки со стороны руководителей органов правопорядка. Они понесли достойное наказание.
По повелению Государя были уволены со своих должностей все чиновники непосредственно виновные в том, что не сумели предотвратить демонстрацию. Кроме того, своих постов лишились министр внутренних дел Святополк-Мирский и петербургский градоначальник Фуллон. По отношению же к семьям погибших демонстрантов Государь проявил истинно христианское милосердие. Его указом на каждую семью погибшего или пострадавшего было выделено по 50 тыс. Это по тем временам вылилось во внушительную сумму. История не знает другого подобного случая, чтобы во время тяжелой войны выделялись средства на благотворительную помощь семьям пострадавших участников антигосударственной демонстрации. На фото картина изображает расстрел главной колонны с Гапоном, но на дворцовую площадь по документам толпы не пропустили, прошла только одна колонна. Стрельба велась на подходах,для рассеивания масс..
Сам Гапон был остановлен у Нарвской заставы, где и обстрелян. Закончив эту огромную статью я задумался об этом расстреле по -новому. Вы только представьте в православной стране наступает Рождество, гуляния, елки, подарки,катания в санях, пиры, никто не ждет расстрела... Но именно он и должен случиться. Во дворце среди роскоши живет православный царь , он прославил два года назад Серафима Саровского, у него прекрасные дочки, обещан дивеевской блаженной и рожден долгожданный наследник престола, но все что он может решить в ответ на народное движение с обращением к нему - расстрелять всех как преступников. Ни малейшей мысли умыть руки, обелить себя,заявить о непричастности своей, схитрить, чем-то пожертвовать, нет. Политика как наука и игра ему словно не знакома вообще, когда речь заходит о бесправных рабочих. Жертвовать жизнями будут бывшие крепостные, ставшие рабочими.
Их кровь и их жен и детей должна пролиться. Они станут настоящими козлами отпущения за все проблемы его власти, его общества, его системы, или не его? Причем козлов отпускали в пустыню, а этих русских православных людей его военные растреляют и закопают как собак в ямах. Им не окажут никакой медицинской помощи. Никто не вызовет медиков, умножив этим потери. Тысячи вопросов и страшных ответов. И главное - ни следствия, ни суда, ни покаяния никогда не будет и придется потомкам самим все расследовать и разбирать этот бурелом перед революцией 17 года. Но суд необходим и он наступит, он нужен нам, иначе мы никогда не выйдем из тьмы русского беззакония.
И подавать в Верховный Суд России дело о расстеле 9 января надо и необходимо. Ну а теперь все по порядку. Личность священника и талантливого проповедника Георгия Гапона Наше отношение к событиям тех лет сформировано однобокой радикальной трактовкой -карикатурой и для них "поп Гапон" был провокатором, на него чуть ли не возлагалась ответственность за гибель людей и «вешались на мертвого все собаки». Ложь здесь уже в том что реальный Григорий Гапон не был "толстым попом" и тупым исполнителем обрядов, он был талантливаым проповедником, рисковал всем что имел, а имел немногое, начиная свой путь к площади собственного распятия во лжи врагов, которых, кстати прощал. Но реально в то время за влияние на рабочих боролись многие партии и Гапон для всех революционеров был кошмаром и конкурентом, потому что отнимал главное — идею свержения самодержавия и указывал мирный путь русских реформ, по сути социализм сверху. Это отношение очень коротко — полное отрицание , сродни большевистскому обвинению в провокации. Книги священника Георгия Гапона, а их более десяти не продаются и не издаются в православных типографиях, хотя тогда выходили даже в Европе. Тема закрыта и забита гвоздями накрепко.
Но почему Гапон так был близок к своей мечте — примирить царя с рабочими, его поддержали сотни тысяч верующих рабочих и вскоре сам Ленин был бы лишен всякой опоры в народной его любимой пролетарской среде, охваченной порывом гапоновского движения к Зимнему. Почему же столь великий проповедник Георгий Гапон украинец с горячим сердцем был забыт руководством нашей Церкви на сто лет и более? В чем его вина? Современная московская православная церковь вообще ничего не предлагает рабочим массам, кроме участия в обрядах. Какой может быть судьба памяти отца Георгия Гапона, если в церкви просто не было таких талантливых проповедников? Великих ораторов Церкви Московская патриархия никогда не жаловала. Пример- отец Александр Мень, сосланный на станцию Семхоз и почитаемый как мученик, но правда в том что его даже по невежеству не могут правильно назвать, а ведь он великий учитель Церкви и равноапостольный муж. И время только увеличивает наше уважение к нему, других не появилось.
Горько говорить о том, что разделяет людей на партии, на группировки. Но придется выяснить и вопрос о праве христиан на защиту своих прав. Наша современная модель Церкви предполагает только архиерейский собор как способ договорится о церковных делах и увы, никакого представительства мирян не предполагает на деле. Едва речь заходит о реальных материальных полномочиях, архиереи твердо и ультимативно заявляют свою неограниченную власть в распоряжении имуществом и скажем так, политической линией поведения христиан. Считается, что патриарх Алексий запретил всем священникам участвовать в выборах и партиях. Мирянин может выдвигаться, но церковь ради него ни чем рисковать не будет. Выплывай как хочешь. Но на деле этого красивого нейтралитета не получилось.
Церковь определенно встала на сторону власти и ее партии Единая Россия , суть в одном лице. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Из церковных проповедей исчезла всякая критика в отношении властей и их представителей, правда разрушения инфраструктуры страны, нищеты и бесправия народа. И народ этого Церкви не простил. Мы после проповеди ограниченного в темах священника уходим из церкви, в которой никогда не услышим о нашей реальной жизни ничего, уходим с неосознанным чувством подавленности и унижения. Я помню однажды на приходском совете священник, впоследствии отстраненный за злоупотребления, с усмешкой оглядывая старушек и скромных работяг рассуждал:»Ну что же вы так равнодушны к церкви, к ее ремонту и состоянию, ведь это же все ваше, все для вас, поработайте во славу Божию. Но я вдруг понял печальную вещь- ничего здесь в храме людям реально не принадлежало и любое мнение мирянина ничего здесь не стоило, у всего уже был строгий и бепрекословный хозяин, священник, ну, а судьбой священника владел архиерей. И они оба надеялись, что затуманенные рассуждениями о делах спасения люди будут относиться к их собственности как к своей.
Но опыт показывает, что человек гораздо больше участвует там, где ощущает собственное пространство. Каждому мирянину можно было бы поручить конкретный участок огромного храма и люди заботились бы о таких участках больше чем единственный священник с его разовыми ремонтами раз в пятнадцать лет. А мы наивно тогда полагали, что пирамида подчинения кончается на священниках, или пониже, диаконах и пономарях и чтецах. Но по прошествии многих лет я осознал страшную правду и должен сказать эту правду. Свобода мирянина лишь его иллюзия. Пирамида четко раздавливает свою огромную последнюю ступень и как только мирянин вмешается хоть во что либо из церковной хозяйственной или культовой жизни он сразу же получит самую жестокую и резкую оценку церковного руководства. Но Иисус не создавал этой пирамиды, вполне себе мирской по методам раздавливания нижестоящих. Замысел Иисуса настолько различен с человеческой версией понимания власти в церкви, что даже человек говорящий о нем воспринимается хранителями пирамиды как враг.
Русский мирянин верит в церковь и ходит в нее только потому, что он не отдает своей свободы под распоряжение владык и архиереев или понимает их власть как некий договор управления. Но реальность без политических противовесов скатывается к простому тиранству. Представьте, что архиереи получили власть указывать вам в каком городе жить, о чем вам говорить со своими братьями мирянами, запрещают вам какие-то темы и гнут вас под себя. Вы покинете такой приход, где ваши права кто-то присваивает. Издаются книги, где мягко и изощренно доказывается исключительность священства в руководстве всей Церковью, а клерикализм ставится как единственное решение всех проблем и церкви и общества. Но ведь все это насилие существует сегодня в отношении священников, они молча терпят насилие и называют это послушанием, но все здесь намного сложнее. Тем, кто захлебнется в возражениях, укажу простое постановление архиерейского собора в отношении церковного брака мирян, полностью взятое вообще без какого-то пересмотра из 18 века и вновь утвержденное в 2015 году. Не читали?
Невежество является важнейшей опорой насилия. Так вот я потрудился прочесть. В этом документе запрещаются браки между родствениками до восьмой степени родства, и даже до шестнадцатой… Зачем??? А потом я вам намекну на возможные резоны неисполнимого указа. А вот, во -первых во имя блага и борьбы с кровосмешением. Но этого греха у нас на Руси почти не знали. К тому же в народе вполне достаточным считают брак через три степени родства. Представьте себе ситуацию в русских деревнях в крепостном праве.
Люди никуда уехать не могли. Через пару поколений все в округе становились родственниками. Одна фамилия распространялась на десятки верст вокруг. Исполнить архиерейские указы о восьмой степени родства было невозможно и кстати, люди и не помнили родства более четырех -пяти степеней. И сполш и рядом женились уже через три степени. Откуда же взялось архиерейское восемь степеней? И даже уже вообще неисполнимое запрещение шестнадцати степеней родства? Что это, как не селекция, прямое вмешательство в брачные отношения супругов.
Кто может любить по архиерейскому циркуляру о степенях родства? Ведь сказано, что Бог сочетал человек да не разлучает, но разве архиерей уже не человек, уже полубог? Дикость в церковной концелярии… А указы эти вытекают не из любви, а из желания власти над мирянами. Ведь понятно, что они неисполнимы, но у бюрократов нет случайно взявшихся документов. Могу предположить, что это просто взяткоемкий документ, не испугаются ли миряне, не понесут ли пожертвование на разрешение брака с родственниками. Да и деревенские батюшки в прикорме от такой селекции и евгеники. Глядишь- крестьяне богатые задумали свадьбу, а родство то близкое-никуда от факта не денешься и вот появляется причина, пунктик объявить все кровосмешением или получить пожертвование выгодно свирепому пастырю. И все встает на свои места- гора родила мышь.
Указ о степенях родства это просто средневековый позор, подлежащий немедленной отмене и приведение его в соответствие с уголовным правом государства о семье. Все это предпочли замолчать. А это требует всенародного собора и изгнания коррупционной составляющей, позорящей современное православие. Как в церкви этот отвратительный исторический мусор накапливается и почему она его не извергает, а тонет в нем? Потому что миряне изгнаны с архиерейского искусственного туманного Олимпа. Старые монахи архиереи решают судьбы семейных мирян и священников и добровольность отсюда давно изжита, а с ней уходит и благодать. Именно свобода поведения, пути и духа является той средой, которая оживляет и питает церковь новыми адептами и привлекает к Церкви, ведь она рождена Христом как добровольное общество последователей учения Иисуса Христа. Это бесспорная основа Церкви.
Другое дело, если люди утратили способность учить и учительствовать, тогда их власть и полномочия можно укрепить лишь скрытым насилием и учением о послушании. Но послушание добровольное вытекает из авторитета учителя, деятеля, а не из его должности, как директора в миру! Но именно это вы услышите в современной церкви- надо слушать батюшку, что бы он не сказал, не спорьте, так лучше будет всем. И скука обеспечена. У нас есть право искать проповедников и вне своего прихода если на нем нет достойного мастера духовного слова. А иначе это уже насилие над слушателями. Насколько средневековая пирамида власти архиереев соотносится с добровольным характером принятия послушания Церкви? Откуда эти притязания «владык» как не из мрачных времен древнего мира , борьбы за архиерейские кафедры между группировками?
Не пора ли открыто обсуждать и ставить эти вопросы, пока не поздно, пока никем не контролируемые архиереи не впали в комплекс царей и властителей мира сего- в цезарепапизм. Иисус сказал о таких- Князья народов господствуют над ними, у вас же да не будет так, но кто хочет быть первым да будет всем слугою… Крамольно уже звучит в России! Гапон на своем приходе вел себя необычно, привлекая правдой в проповедях о жизни рабочих толпы работяг. Обряд на приходе Гапона не был главным смыслом, все объединилсиь ради главного дела- преображения общественной среды мирным путем диалога христиан с царем христианином. По всем вышеперечисленным причинам Гапон не был характерным тихим и молчаливым послушником, выделялся на общем сером и малообразованном фоне провинциального духовенства, превосходил всех архиереев даром убеждения и реального слова правды о жизни рабочих. Они были лишены обсуждения и упоминания своих проблем в церкви как общественной организации. Гапон дал им это право и повел к лучшей жизни. Я был в музее 1905 года в Москве и удивлялся что помешало царю, такому духовному спокойному человеку просто быть последовательным, просто выходить к народу, что кстати на деле было древне-русской традицией, отмененной Петром Первым, и вполне естественно, что темный народ этой традиции подсознательно следовал.
Вот только традиции нельзя изменить, потому что созданы они для регуляции власти. И если власть вместо следования им стреляет в народ, ее просто сносят русские толпы. Власть есть и всегда будет ничтожным меньшинством, спасающимся только путем мира с народом, мирного договора! А расстрел 9 января показал что Николай Второй не умел управлять толпой и быть народным вождем, а не главным полицмейстером страны. Идея идти к Зимнему была прекрасная и светлая, истинно русская, и не даром принята была почти всеми. И никакой Гапон не провокатор, а гениальный христианский социалист, едва не изменивший историю страны. Без царя все рушилось, замысел работал только при его участии и в этом был шанс спасти царство, как систему отношений народа и царя. Вместо того чтобы принять предложенную Гапоном парадигму спасения отношений, Николай отдал свою власть и полномочия армии и полиции и по сути перестал быть царем после этого.
Его власть в русском понимании рухнула 9 января. Расстреливать на площадях можно мародеров, а расстреливать мирное шествие добрых и набожных трудяг, как преступников криминально и преступно, всех стрелявших следовало судить как военных преступников. Придя на площадь люди ожидали царя, был вариант не выйти к народу и все бы разошлись. Но прозвучали выстрелы, началась рубка конницей, по сути карательная экспедиция. Звучат обвинения толпы народной в том, что она якобы была нашпигована провокаторами с наганами и дубьем, но тогда войска бы не устояли. Трагедия стала так велика и возможно лишь потому, что люди в большинстве изначально не собирались давить горстку солдат на площади. Выстрелы заставили неприготовленных к ним людей увеличить жертвы давкой и убеганием, когда пострадали дети, взятые с собой на этот как думали люди праздник единения с Царем. Полиция должна была пойти на любые жертвы, изъятие патронов, допущение ограбления дворца, избиения и убийства полицейских и солдат, но только не потерю главного- мира с народом-медведем.
Все было очень сложно, Гапон был прямым конкурентом ленинской партии и других крайних и они решили убить его. Но идея русского христианского социализма под сакральным царским домом сохранением политических традиций в новое время не умерла и не умрет, пока жив народ, ее носитель, жаль что аналитики и историки одурманенные лишь западной трактовкой событий не видят русских национальных особенностей в тех событиях. Император Японии и королева Англии спокойно существуют до сих пор. А мы как всегда горячимся, да ладно, медведь отходчив. Но правда дороже, те монархисты, которые после перестройки расправили крылья мало разбирались и в истории, и в самой идее именно русской монархии. Они считали Петра Первого единственно возможным вариантом развития страны. Забывая, что Петр и разрушил многое из русских политических традиций, наивно полагая основать царство по западному, без местных коренных традиций. И странным образом в революции многие русские увидели возврат к вечевым традициям народной демократии домонгольского периода , сочетавшим и князя и народный сход, и упрощение обращения к главному вождю, как и было на Руси в древние времена, когда люди были все вольными и прямо могли говорить с князем.
Не даром появляется в те годы революции обычай посыла ходоков к Ленину, к Калинину, с народными наказами… Именно поэтому в Кремле скромные царские палаты имеют крыльцо, выходящее на народную площадь и часто прямо из царского тронного зала и боярской думы коррупционеров свергали с этого крыльца и выдавали по требованию толпы на народную расправу. Все это в наших генах и никто это не изменит. И смысл существования всех площадей именно в народных сходах для обсуждения событий и обид боярских. Мало известен и факт существования в окружении царя фашистско-ультра-монархической партии во главе с такими убийцами как Пуришкевич, убеждавший всех что все проблемы России можно решить??? И ничего этим не достигли, только древний каинов грех содеяли и выполнили волю британских агентов, не допустивших выхода России из войны, чего добивался Распутин от Николая Второго и оставления Британии наедине с мощью немцев. Именно след этих фашистов убийц прослеживается в самой идее убить рабочих —гапоновцев на дворцовой площади, беспощадно и бессмысленно, вероломно и подло, как потом убьют Распутина. К сожалению, фашизм тогда уже проникал и в высшее руководство армии и полиции. Это было не русское, а западное течение мысли, через полунемцев проникавшее в западную столицу Петербург.
Дай Бог,чтобы мои подозрения не подтвердились. Мы много думаем и пытаемся уловить логику виновников расстрела, но мне представляется, что убийство как преступление имеет корнем не логику, а саму ненависть и потому легко раскрывается сыщиками. Оно не логично и потому иррационально по мотивам и природе. Тем более массовое убийство невинных людей. Это просто торжество абсурда и пир эмоций ненависти. У кого же в Петербурге могло быть столько накопившейся ненависти? Хорошо бы проверить солдат и всадников по национальному и другим факторам, узнать, что им говорили перед карательной экспедицией, в которую превратилось мирное шествие семей рабочих. Пусть ни у кого из православных не останется иллюзий —Николай Второй знал о предложении Гапона, и вне всякой политики и малейшего компромисса, лично присутствовал при принятии решения о разгоне или даже расстреле толпы за день до события и принял решение уехать из города и отдать ситуацию генералу садисту Дубасову, ну и фамилия, не правда ли Бог шельму метит?
Что мог генерал дать народу и как мог заменить личность царя если знал только дилемму —стрелять —не стрелять, бить —не бить? Даже если принять действия гапоновцев за хитрую игру, то эта игра была мирной, гуманной и в ней не было и тени бунта. Мудрый политик воспользовался бы ситуацией и увидел, что Гапон просто возглавил стихийную волну, без народа священник был ничто, что работа со стихией и есть дело реального вождя, реального политика, каким Николай себя уже не видел. Вместо награждения Гапона высшими орденами империи и приглашения его во дворец, как всегда поступали хитрые английские короли с народными вождями, последовало изгнание за границу. Царь в зимнем, как Людовик в Версале вообще оказался не готов к диалогу с народом, древняя традиция которого предполагала такой прямой диалог. Для чего же крестьянин был откреплен от земли, если не для пришествия в городские заводы и наконец как вольный человек для права прямого обращения к царю? Или крепостничество еще не умерло в сознании верхов? Надо не иметь сердца, чтобы не увидеть в идущих с иконами рабочих тех самых вчерашних крестьян из разорившихся дальних усадеб, с их патриархальным сознанием, где царь оставался добрым батюшкой, и сама мысль о расстреле не приходила в голову его покорных и очень очень терпеливых работяг.
Куда им еще было идти??? Возникает следующий вопрос-все это так не похоже на кроткого Николая, что остается одно предположение- он уже не был правителем в стране Дубасовых. И об этом хамстве мелких сошек на местах кричат все мемуары той поры. Царь уже не мог сдержать надзирателей и все шло по стенфордскому сценарию см мою статью «Путин и стэнфордская революция» А концом этого неуправления был смешной арест на станции Дно, когда никто вообще уже не был обязан умереть за свободу особы императора. Вот таковы основные мотивы трагедии сделавшей возможным революцию 17 года и успех партии радикала Ленина, пришедшей в созданную пустоту оставленную гапоновским движением русских христианских социалистов, расстрелянным и повешенным в лице отца Георгия Гапона. А что если люди распяли образ самого Христа? Разве такая страна заслужила другую судьбу? Но кто предал этого Христа распинавшим, вместо того чтобы прославить и вознести быть может и во главу Церкви?
Убит он был потому что никто уже не хотел его охранять. Рабочие от него тоже отвернулись, но его вины в этом не было. Гапон верил в Царя как и его стотысячная паства. Разве страна в лице верхов не предала своих политических традиций и корней? Что же удивляться буре, когда спокойный путь отвергнут. Рабочие прекрасно осознавали что их встретят войска и полиция, которых по статистике было вызвано в Петербург около 40 000 человек, пеших и конных, к дворцу было привезено две пушки. Все происходящее и возможное развитие обсуждалось на собраниях рабочих организаций и все были единодушны-надо рискнуть, пусть опасность велика, но и победа рабочего движения казалась такой близкой. Политический взгляд действительно давал много возможностей.
Технология Ганди была проста и гениальна. Толпы людей собирались по всей Индии на площадях и просто ходили или стояли, осыпаемые ударами дубинок полицейских, терпя убийства от полиции и готовые умереть за мирное решение предложенное Ганди. Вся сила этого движения состояла именно в проявлении терпения и долгодневности пеших акций по всей стране. Именно долгота и растянутость во времени, терпение и настойчивость вызвали панику в стане колониальных властей и привели к уступкам, открывшим дорогу к концу дикого британского колониализма. Итак судя по примеру Ганди, гапоновцы правильно мыслили, их самотверженность и терпение могли принести плод, но нельзя было рассчитывать на несколько дней демонстраций, нужно было ждать и действовать одновременно. Гандистов в Индии тоже пытались расстреливать, погибли сотни людей, но виновники все таки ответили и был суд над офицером убийцей. Гапоновцам, если бы они были готовы к пути Ганди, предстояли долгие месяцы избиений, расстрелов и арестов, пока наконец царь и его окружение не приняли бы условия мирного протеста. Их путь был верен, гуманен, героичен и мужественен.
Власть ответила террором, потому что как бы это не называли, но стрельба в толпу есть по сути слепой террор. Царь в конце концов опомнился и дал манифест, позволивший собрать народных представителей.
Фото: «Яндекс» Практически на всем его протяжении прослеживается и поддерживается данная тематика: в названиях самого проспекта и местной площади, которая носит имя революционера и советского политического деятеля Сергея Мироновича Кирова, а также в символике — на одном из домов имеется изображение серпа и молота, и, безусловно, в архитектуре. Вид Кировского завода с улицы Стачек 1935 г.
Она была воздвигнута на заре прошлого века в псевдорусском стиле, в 20-е перестраивалась под заводской клуб в духе конструктивизма, после войны при восстановлении ей придали неоклассицизм. В 2000-х возвращена православным верующим. Фото: «Яндекс» Не так давно на проспекте был построен Храм Иоанна Кронштадтского, где проводятся богослужения. В 2006—2007 годах в непосредственной близости был построен бизнес-центр «Империал» — пр.
Стачек, д. Фото: «Яндекс» В районе жилгородка Кировского завода, по адресу проспект Стачек, 158 в 1761 году было завершено строительство дачи графа К. Сиверса по проекту Ф. В конце века дворец перестроен И.
Сейчас это Дом культуры «Кировец», общежитие завода и другие учреждения. Дача Сиверса. Фото: «Яндекс» Дом культуры «Кировец» 1975—1985 г. Фото: «Яндекс» Еще одной не менее яркой достопримечательностью являются Нарвские триумфальные ворота.
Фактически, это визитная карточка как проспекта, так и района. Они имеют интереснейшую историю, которая заслужила отдельной статьи. Нарвские триумфальные ворота в 1910 году. Фото: «Яндекс» Возведены ворота были в честь победы над Наполеоном.
Их величие венчает колесница Славы из доблестных воинов, которые восседают на вздымающихся конях. Тридцатиметровая скульптурная композиция стала первой самой большой работой российских архитекторов в 1827 — 1834 годах, посвящённой героям Отечественной войны 1812 года. Внутри ворот расположен музеи — воинской славы и городской скульптуры филиал. Остановка у Нарвских ворот 1954 г.
Фото: «Яндекс» Во время Великой Отечественной войны недалеко проходила линия фронта. В память о героизме защитников города и были сохранены укрепительные сооружения, как минимум два одноамбразурных пулеметных ДОТа и один двухамбразурный — а также железобетонный бункер по-видимому, командно-наблюдательный. Фото: «Яндекс» Из памятников войны следует отметить и мемориал, в оформлении которого, помимо упомянутого двухамбразурного ДОТа, использован танк КВ-85, один из немногих сохранившихся на сегодня экземпляр этой модификации. ДОТ на пр.
Фото: «Яндекс» В 2007 году у сто четырнадцатого дома открыли памятник блокадному трамваю.
Содержание
- Содержание
- Проспект Стачек в Петербурге — история появления и интересные факты
- «Прощай, Ленин, прощай, власть». Как рабочие перепугали большевиков | Аргументы и Факты
- Навигация по записям
- Кровавое воскресенье 9 января 1905 года
- Навигация по записям
Шуба наркома Луначарского
- Путиловский инцидент
- Путиловский завод начал забастовки. Госдума выступает против рабочих
- Беспредел «кровавого воскресенья» 1905 года
- К годовщине январской путиловской забастовки 1905 года - Перед “Кровавым воскресеньем” -
- Кровавое воскресенье
3 января в истории рабочего движения.
Если Николай II согласился бы, Гапон вышел бы к народу и махнул белым платком, если нет — красным, что означало бы старт всенародного восстания. Войска царской армии прибыли в Петербург в ночь на 9 января. Всего на подавление восстания было брошено 40 тысяч человек. Город представлял собой военный лагерь, готовилась пища в полевых кухнях, всюду горели костры. Император отдавать власть не собирался. Нарвские ворота Первые столкновения начались у Нарвских ворот. Рабочие в количестве до 50 тысяч человек взялись за руки, понесли перед собой портреты царя, иконы, хоругви и кресты, чтобы сделать вид проведения крестного хода. Примерно в 11:30 эскадрон конно-гренадер и две роты 93-го пехотного Иркутского полка выдвинулись навстречу шествию, отряд конно-гренадер отделился и бросился к протестующим. У Нарвских ворот погибли и были ранены порядка 40 человек, Гапона спрятали в квартире Максима Горького. Спустя полчаса протестующих разогнали на Петербургской стороне. Там собрались почти 20 тысяч человек, их у Троицкого моста встретили части Павловского полка и кавалерия.
Перед войсками вышел офицер, потребовал у толпы остановиться. Рабочие вышли к нему с петицией и попросили пропустить, офицер махнул рукой, раздались выстрелы — мертвые начали падать навзничь. Шествие было рассеяно, погибли почти те же 40 человек. Примерно тогда же войска разогнали шествие на Каменноостровском проспекте. Огнестрельное оружие не было применено, но солдаты успешно рубили рабочих шашками, сбивали их с ног и затаптывали все солдаты сидели верхом на лошадях. Шлиссельбургский тракт На Шлиссельбургском тракте тоже произошли столкновения. В его сторону двинулись до 16 тысяч человек. Сначала войска дали три залпа холостыми патронами, затем казаки начали оттеснять толпу. Средняя ее часть проломила забор и вывалилась на лед Невы, по которому пробиралась к центру города. Успешно к Дворцовой площади прошли рабочие Колпинского отдела «Собрания», однако им пришлось по приказу офицеров разбиться на мелкие группы и тоже идти по льду реки.
Васильевский остров На Васильевском острове рабочие в количестве 5-6 тысяч человек выдвинулись к центру Петербурга примерно в 12:00. Рабочие демонстративно показали солдатам, которые стояли у Академии художеств, что не имеют оружия. Казаки оттесняли толпу шашками и нагайками, огонь открыт не был, но войскам все равно удалось разогнать протестующих, которые вернулись к отделу «Собрания», где начали произносить речи. Социал-демократы не растерялись и пошли разоружать городовых и офицеров, а также громить оружейные магазины. Началось возведение баррикад, но позднее рота Финляндского полка подняла на штыки выступившего оратора и расстреляла протестующих. На Малом проспекте была осуществлена попытка строительства новой баррикады, но ее пресекли несколькими выстрелами в толпу. К Дворцовой площади собирался народ, несколько тысяч человек пробрались мелкими группами.
Он говорил, что если против рабочих применят силу, то вся ответственность падет на царя, и он утратит легитимность собственной власти. Собрание большевиков и меньшевиков прошло в квартире Максима Горького, где Гапон предложил строить баррикады, прорываться к оружейным магазинам, громить и продолжать шествие к Зимнему дворцу. Рост напряжения и реакция властей 6 января 1905 года во время Крещенского водосвятия на Неве был произведен выстрел из артиллерийского орудия в направлении царской палатки. Орудие было учебным, но в него зарядили боевой снаряд, который взорвался около палатки, в которой находился император. Ранение получил городовой по фамилии Романов, больше никто не пострадал. Вечером 8 января прошло собрание с участием министров внутренних дел, юстиции, финансов, а также товарища министра внутренних дел [товарищ министра — государственная должность, равная по полномочиям заместителю министра] Константина Рыдзевского, товарища главы МВД Петра Дурново, товарища министра финансов Василия Тимирязева, главы департамента полиции Алексея Лопухина, градоначальника Санкт-Петербурга Ивана Фуллона и начальника войск гвардии и Санкт-Петербургского военного округа Николая Мешетича. Было предложено пустить рабочих на Дворцовую площадь, если они согласятся избрать депутацию, но эта идея была отклонена. Также предлагалось арестовать Георгия Гапона, Иван Фуллон отметил, что пускать рабочих на Дворцовую площадь нельзя из-за непредсказуемости развивающихся событий, напомнив Ходынскую катастрофу 1896 года. По итогам заседания принято решение о выставлении по окраинам города воинских подразделений, а также не допускать рабочих в центр Петербурга. В случае неповиновения было решено применять силу. Войска также договорились разместить на Дворцовой площади. Участники совещания позднее сообщили, что никого не останавливал вариант кровопролития. В тот же вечер в редакции газеты «Наши дни» прошло собрание, участники которого были уверены: столкновение с войсками неизбежно. Он связался с Святополк-Мирским, который сообщил: в приеме депутации нет необходимости. По приходу на Дворцовую площадь планировалось вызвать императора из Царского Села. Его рабочие хотели заставить подписать два указа — о всеобщей политической амнистии и созыве всенародного Земского собора. Если Николай II согласился бы, Гапон вышел бы к народу и махнул белым платком, если нет — красным, что означало бы старт всенародного восстания. Войска царской армии прибыли в Петербург в ночь на 9 января. Всего на подавление восстания было брошено 40 тысяч человек. Город представлял собой военный лагерь, готовилась пища в полевых кухнях, всюду горели костры. Император отдавать власть не собирался. Нарвские ворота Первые столкновения начались у Нарвских ворот. Рабочие в количестве до 50 тысяч человек взялись за руки, понесли перед собой портреты царя, иконы, хоругви и кресты, чтобы сделать вид проведения крестного хода. Примерно в 11:30 эскадрон конно-гренадер и две роты 93-го пехотного Иркутского полка выдвинулись навстречу шествию, отряд конно-гренадер отделился и бросился к протестующим. У Нарвских ворот погибли и были ранены порядка 40 человек, Гапона спрятали в квартире Максима Горького. Спустя полчаса протестующих разогнали на Петербургской стороне. Там собрались почти 20 тысяч человек, их у Троицкого моста встретили части Павловского полка и кавалерия. Перед войсками вышел офицер, потребовал у толпы остановиться.
И по меркам своего времени это было предприятие, выпускающее хай-тек эпохи стим-панка. Условия труда на заводе для рабочих не были лёгкими, но и экстремально тяжёлыми их назвать было никак нельзя. Мало того — на заводе легально действовали объединения рабочих, в частности «Собрание русских фабрично-заводских рабочих» и проправительственное «Общество взаимопомощи». И так случилось, что в декабре 1904 года мастер вагонного цеха, член «Общества.. Повод для увольнения по мнению активистов профсоюза был надуманным, и они начали борьбу в интересах уволенных товарищей. Попутно появились и дополнительные требования — восьмичасовой рабочий день, введение минимальной зарплаты, бесплатная медицинская помощь работникам заводов и признание права на забастовки. Ну и конечно — увольнение мастера-самодура. Рабочих Путиловского завода поддержали и на других предприятиях.
В этом, во всяком случае, не общество виновато со мной во главе… Я действительно с наивной верой шел к царю за правдой, и фраза: "ценой нашей собственной жизни гарантируем неприкосновенность личности государя" не была пустой фразой. Но если для меня и для моих верных товарищей особа государя была и есть священна, то благо русского народа для нас дороже всего. Вот почему я, уже зная накануне 9, что будут стрелять, пошел в передних рядах, во главе, под пули и штыки солдатские, чтобы своею кровью засвидетельствовать истину - именно неотложность обновления России на началах правды". Письмо министру внутренних дел". Кто убил Гапона? В марте 1906 года Георгий Гапон выехал из Петербурга по Финляндской железной дороге и не вернулся обратно. По сведениям рабочих, он отправлялся на деловую встречу с представителем партии эсеров. Уезжая, Гапон не взял с собой ни вещей, ни оружия, и обещал к вечеру вернуться. Рабочие забеспокоились, не случилось ли с ним какой-либо беды. Но особо поисками никто не занимался. Только в середине апреля в газетах появились сообщения, что Гапон убит членом партии эсеров Петром Рутенбергом. Сообщалось, что Гапон был задушен веревкой и его труп висит на одной из пустующих дач под Петербургом. Сообщения подтвердились.