Новости что является одной из причин возникновения экстремизма

Целью профилактических мер является предупреждение экстремистской деятельности, то есть борьба с экстремизмом ещё до его проявления, ликвидация причин и условий возникновения экстремизма. Всплески недовольства, агрессивности могут являться важнейшими причинами возникновения кризисных ситуаций. Другими, не менее важными причинами возникновения экстремизма являются снижение уровня правовой грамотности и морального сознания граждан, ухудшение качества образования, социально-экономические кризисы. Отличительными признаками экстремизма являются: осуществление определенной деятельности (создании какого-либо движения, сообщества, течения, общественного объединения); противоправность; отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных.

Пластовский муниципальный район

  • Разделы знаний
  • К вопросу возникновения экстремизма
  • Путин назвал одну из основных причин появления экстремизма
  • Интересные викторины по теме

Лекция-рассуждение «Экстремизм – причины и последствия»

Путин связал появление экстремизма и уголовщины с нелегальной миграцией. Наличие этих мотивов является обязательным, конструктивным признаком экстремистского сообщества. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. Примером религиозного экстремизма является деятельность свидетелей Иоговых на территории России. Значимой причиной политического экстремизма, по мнению Ю.В. Чуфаровского, является отсутствие в обществе государ-ственной (тоталитарной) идеологии1.

Причины возникновения современного терроризма

Из 267 осуждённых по этой статье лишение свободы реальное было назначено только 13 лицам, 27 осуждённых получили условные сроки, 49 — штрафы, 97 — обязательные работы, 60 — исправительные работы [33]. За экстремистскую деятельность действующим законодательством России предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность. В соответствии примечанием 2 ч. Вышеуказанные мотивы являются квалифицирующим признаком по следующим статьям: ст. Другие ограничения[ править править код ] Кроме того, лицо, которое обвиняется в экстремистском преступлении или осуждено за его совершение , включается в специальный список Росфинмониторинга [39]. Это означает, что у данного лица блокируются все банковские счета в том числе электронные [39]. Такое лицо также не имеет права оформить доверенность у нотариуса или вступить в наследство [39]. Блокировка счетов осуждённого за экстремистское преступление в России формально не считается уголовным наказанием [39].

С заблокированных счетов осуждённый вправе снимать не более 10 тыс. При этом каждый раз для снятия денег необходимо писать заявление, которое потом банк согласует с Росфинмониторингом процедура занимает, по словам одного из осуждённых, два дня [39]. С заблокированного счёта также разрешается оплачивать кредиты если они взяты до включения в список и налоги [39]. Формально возможности выйти из списка Росфинмониторинга нельзя [39]. Однако известен случай, когда осуждённый за экстремистское преступление добился своего исключения из списка после того, как был амнистирован [39]. К перечням организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, получат доступ адвокаты, нотариусы, аудиторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг и ряд других граждан. Документ вступает в силу 28 октября 2020 года [40].

Среди прочего он предусматривает установление запрета на прием на должности авиационного персонала людей, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризм «перечень Росфинмониторинга» [45]. Частичная либерализация законодательства в 2018 году[ править править код ] После ряда громких уголовных дел по статье 282 УК РФ в 2018 году из-за публикаций в социальных сетях комментариев, юмористических картинок, анекдотов и т. Глава государства ответил, что надо определиться с самим понятием «экстремизма». Он указал, что «не нужно доводить все до маразма и абсурда», и попросил «Общественный народный фронт» проанализировать ситуацию [46]. В данном постановлении было разъяснено, что размещение в сети «Интернет» материала может быть квалифицировано по ст. Верховный суд РФ также указал, что при решении вопроса о наличии или отсутствии у лица прямого умысла и цели возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства при размещении материалов следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, форму и содержание размещённой информации, её контекст, наличие и содержание комментариев данного лица или иного выражения отношения к ней, факт личного создания либо заимствования лицом соответствующих аудио-, видеофайлов, текста или изображения, содержание всей страницы данного лица, сведения о деятельности такого лица до и после размещения информации, в том числе о совершении действий, направленных на увеличение количества просмотров и пользовательской аудитории, данные о его личности, объём подобной информации, частоту и продолжительность её размещения, интенсивность обновлений [47]. Генпрокуратура РФ также указала п.

В конечном итоге 3 октября 2018 года Президент России внёс в Государственную думу два законопроекта, направленные на частичную декриминализацию ст. Тогда как за первое нарушение гражданам будет грозить административный штраф в размере от 10 тыс. И уже 27 декабря Президент подписал федеральные законы о внесении изменения в ст. В Викитеке есть полный текст Федеральный закон от 27. Некоторые из них вносились в Государственную думу, однако они не были в конечном итоге учтены депутатами. Так, Совет по правам человека при президенте России представил в Думу Рекомендации по совершенствованию законодательства о противодействии экстремизму и практики его применения. СПЧ предлагал сузить легальное определение экстремистской деятельности, закрепленное в ст.

Кроме того, в Рекомендациях предлагалось закрепить в качестве обязательного признака экстремистской деятельности признак насилия применение насилия, угроза его применения, призывы к насилию или иная явная поддержка насилия , поскольку в этом случае будет исключена возможность уголовного наказания за высказывания, не представляющие реальной угрозы защищаемым Конституцией РФ интересам [54]. И СПЧ при Президенте России и Уполномоченный по правам человека в России предлагали также исключить из статьи 282 УК РФ упоминание действий, совершенных по признаку принадлежности к какой-либо «социальной группе» — поскольку этот термин «является недостаточно определённым, и, как свидетельствует правоприменительная практика, его применение становится произвольным», порождая такие спорные «социальные группы», как «атомщики», «ватники», «депутаты Госдумы», «судьи», «коммунисты», «красные упыри» [55] , «сторонники В. Путина» и т. При этом гомосексуалов и прочих представителей ЛГБТ-сообщества представители правоохранительных органов раз за разом отказываются признавать социальной группой и возбуждать уголовные дела за разжигание ненависти и призывы к насилию по отношению к ним. Также предлагалось исключить из ст. Однако их предложения о полном исключении из соответствующих статей УК и КоАП формулировок об «унижении достоинства» и о «какой-либо социальной группе», а также о наказании по ст.

Целью профилактических мер является предупреждение экстремистской деятельности, то есть борьба с экстремизмом ещё до его проявления, ликвидация причин и условий возникновения экстремизма. Федеральным законом от 25. Экстремизм — это насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма. Экстремистской деятельностью являются и преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, направленные на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, национальной, расовой, социальной или какой-либо другой группы. В соответствии с Законом основными направлениями деятельности в сфере противодействия проявлениям экстремизма являются: -противодействие криминогенным процессам в обществе, возникающим на почве экстремизма, профилактика правонарушений экстремистской направленности; -выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений экстремистской направленности, принятие мер по их устранению; -установление и пресечение фактов приготовления и покушения на преступление, совершаемых на почве экстремизма, а также принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством Российской Федерации; -установление лиц, противоправные действия которых не содержат признаков преступления экстремистской направленности, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия; -привлечение к работе по противодействию проявлениям экстремизма общественных организаций и отдельных граждан.

Поэтому для эффективной борьбы с терроризмом в первую очередь требуется объективное научное знание, адекватное понимание природы этого явления. Современной культуре недостает политической грамотности в отношении терроризма, что в свою очередь затрудняет осознание правильных мер и способов профилактики в области духовной и нравственной. К настоящему времени в современном языке это слово так обросло всевозможными смыслами как научными, так и обыденными, что потеряло необходимую ясность. Хотелось бы сосредоточить внимание на нескольких узловых проблемах, препятствующих адекватному пониманию феномена терроризма в современном обществе, а соответственно, и грамотной профилактике этого явления в плане духовном и нравственном. Главное, что толкает людей в ряды подобных организаций — это идеологическая пропаганда, игра на максималистских чувствах молодого человека. Встает вопрос, что же толкало подобных людей на преступные деяния? В качестве предварительного вывода можно заключить, что терроризм в ряде случаев скорее дьявольское искушение для людей идеалистически настроенных с обостренным чувством справедливости. Окольным путем, оправдывая насилие во имя самых лучших побуждений, терроризм подменяет истинное понимание справедливости и добра на ложные идеалы. Для того чтобы борьба с терроризмом не превращалась в манипуляцию общественным сознанием или погоню за фантомами, следует возвратить самому термину научную строгость и понимать, что за реальным терроризмом всегда стоят объективные проблемы социального, политического, культурного и даже духовного плана, которые и следует решать с целью предотвращения этого разрушительного явления. Потенциальный террорист — человек, способный к активному протесту и напряжению своей воли ради рискованной цели. Он может переступить нравственные ограничения на причинение вреда другому человеку в виде суда совести. Однако в ряде случаев именно болезненно обостренное одностороннее чувство совести — глубокое сопереживание к страданию собратьев по вере, соплеменников, боль от утраты близких в военно-политическом конфликте может привести к совершению террористического акта человеком по природе своей не склонным к преступлению. Это другой психологический тип террориста. В любом случае, общие социально-культурные предпосылки вовлечения в терроризм таковы: духовный кризис и утрата четких культурно-ценностных ориентиров обществом в целом или же определенными социальными группами, глубокие социальные противоречия внутри общества, нарушение баланса социальной справедливости или же вовлеченность в социально-политический или военный конфликт, зарождение экстремистской субкультуры в среде маргинальных групп, предлагающей новую систему идеологических ценностей и радикальный план действий по преодолению кризиса. Экстремистский тип сознания вне зависимости от его уникальных и социокультурных вариаций представляет собой сознание, в котором происходит подмена и фальсификация истинных ценностей. Импульсы ненависти и мстительности в нем превращены в идеологемы, выдающие зло за добро.

В январе - начале февраля 2009 г. По данным Московского бюро по правам человека, по состоянию на 2007 г. Прокурорские проверки, проведенные в субъектах Российской Федерации, свидетельствуют о наличии во многих из них неформальных организаций и группировок экстремистской направленности с участием молодежи - скинхеды, Русское национальное единство РНЕ , Национально-державная партия НДПР , Национал-большевистская партия НБП , идеологической основой деятельности которых является пропаганда расовой и национальной исключительности, стремление к вытеснению, а в ряде случаев и к физическому уничтожению неславянских национальностей на территории России[26]. Нургалиев 6 февраля 2009 г. Молодых людей вовлекают в экстремистские группировки для участия в нарушениях общественного порядка, убийствах людей иных национальностей «за деньги, но чаще за сомнительные ценности и лозунги»[27]. Организаторам этих группировок было предъявлено обвинение по ст.

Причины возникновения экстремизма и его общественная опасность

Реализация предложенных мер позволит значительно расширить потенциал механизма противодействия терроризму и экстремизму в целом, сделать более эффективной деятельность органов и иных субъектов, участвующих в противодействии терроризму и экстремизму, привлечь дополнительные финансовые ресурсы, выработать современную упреждающую систему противодействия терроризму и экстремизму. Основная задача заключается в том, чтобы на фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы — изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения экстремистских и террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Профилактика экстремизма и терроризма В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Экстремизм — это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество.

Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно молодое поколение, в силу целого ряда различных факторов, является наиболее уязвимым в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения — вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи. Между тем, данные идеи в молодежной среде получают значительное распространение.

Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая ей легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе многочисленные новые, по сути, уничтожают свое будущее. Безусловно, проводить профилактику экстремизма и терроризма среди молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. Можно, в частности, предложить следующие действия, направленные на уменьшение радикальных проявлений в молодежной среде: Первое — проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде.

В частности, этому могло бы способствовать существенное расширение юридической составляющей в воспитании и образовании. Знание своих собственных прав и свобод будет способствовать развитию у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству. Второе — воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств. Часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

И у каждого человека с детства должна закладываться мысль о том, что нужно уважать всех людей, независимо от каких — либо обстоятельств, нельзя делить людей по любым признакам. Это поможет противодействовать различным видам религиозного, национального и социального экстремизма. Третье — совершенствование вопросов досуга и отдыха молодежи. Не секрет, что многие молодые люди попадают в различные радикальные организации во многом, из-за отсутствия желания, а нередко и возможности проводить свое свободное время с пользой для души и тела.

В частности, государству необходимо заботиться о том, чтобы не только в крупных городах, но и в самых небольших населенных пунктах активно действовали клубы, дома культуры, кинотеатры, музеи и другие социально-культурные заведения. Необходимо также активнее пропагандировать в молодежной среде здоровый образ жизни, занятия спортом и физической культурой. Важно заметить, что перечисленные мероприятия должны быть доступны всей молодежи и в материальном плане. Четвертое — повышение уровня социальной и материальной защищенности молодежи, помощь в трудоустройстве молодых специалистов, поддержка жилищных программ для молодежи.

Данные меры помогут молодым людям осознать, что государство заботится о них, и нет необходимости совершать противозаконные действия. Наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины популярности Интернета преступниками — легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов.

На интернет-ресурсах террористических организаций освещается психологический ущерб, наносимый государствам-объектам атаки в результате терактов. Террористические организации, в том числе действующие в России, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников из числа как исламистов, так и экстремистски настроенной молодежи с целью привлечения их сначала в радикальный ислам, а затем и в противоправную деятельность. Кроме того, Интернет используется для формирования лояльно настроенной среды, играющей активную роль в поддержке террористических организаций. В настоящее время во всемирной сети представлены практически все типы организаций, применяющих в своей деятельности экстремистские и террористические методы.

Число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, превышает семь тысяч, в том числе более ста пятидесяти русскоязычных, и оно постоянно растет. Спецслужбами и правоохранительными органами фиксируется использование идеологами террористических организаций все новых и новых средств коммуникации для наибольшего охвата аудитории. Так, параллельно с развитием сервисов мобильной связи делаются доступными скачивание экстремистской литературы на мобильный телефон, соответствующие E-mail, MMS и SMS-рассылки и т. Наряду с использованием новейших информационных технологий экстремистскими и террористическими организациями в целях вербовки молодежи также задействуются и традиционные каналы социального взаимодействия.

Значительным идеологическим ресурсом экстремистов, террористов и бандподполий является обучение молодых граждан России в зарубежных теологических учебных заведениях. Основная категория обучающихся — молодые люди в возрасте 20-25 лет. Для противодействия этим негативным тенденциям органы государственной власти, местного самоуправления с привлечением возможности гражданского общества должны сосредоточить свои усилия на работе по следующим направлениям: — информационно-аналитическое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму выпуск всевозможных памяток, брошюр, книг, обращений, плакатов, социальной рекламы, объективные публикации в прессе о деятельности правоохранительных органов, оперативных штабов и антитеррористических комиссий, создание тематических документальных фильмов и видеороликов и т. Подобную работу следует вести наступательно, в том числе отстаивая интересы России в этой области на международном уровне.

Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов, наиболее подверженных деструктивному влиянию, в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.

Теперь это не только национальные движения, но и республиканцы, анархисты и другие. Во второй половине XIX в.

С 1880— 1890-х гг. Европа и США переживают расцвет анархо-терроризма: - в 1894 г. Карно, - в 1881 г. Гарфилд, - в 1901 г.

В это же время происходили и менее громкие террористические акты — взрывы бомб в театрах и ресторанах, убийства крупных и средних чиновников и т. Анархо-терроризм пошел на спад лишь с 1910—1920 гг. Терроризм в XIX в. Минувший XX в.

Сложились его международные связи. В начале XX в. Первая мировая война началась в июле 1914 г.

Причинами этому служат особенности психологического развития человека, не до конца сформировавшееся самосознание, подверженность внушаемости и влиянию чужого мнения. В связи с этим, на родителей и педагогов, как лиц, из числа непосредственного окружения, возлагается особая задача по профилактике экстремистских проявлений, их своевременному выявлению и пресечению.

Напомним, что в Приморском крае реализуется государственная приморская программа «Безопасный край» на 2020-2027 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды , которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Криминализация культуры обострилась после распада СССР. Особое внимание современная массовая культура уделяет теме агрессии, насилия, преступности. Жестокость сцен насилия на экране поражает воображение как количеством, так и своей натуралистичностью.

Еще одна излюбленная тема кинофильмов страх: триллер, фильм ужасов, фильм-катастрофа и так далее. Как следствие, человек становится менее чувствительным к тому, что происходит в реальности. Эти фильмы воспитывают привычку к убийству, насилию, жестокости, зритель становится душевно чёрствым, безразличным к чужой судьбе. Регулярно просматривая фильмы — боевики и им подобные, человек невольно попадает под их влияние, причем, большая часть молодежи оценивает такие фильмы как положительные, интересные, постепенно начинает подражать героям-бандитам, использует их лексикон, или обозначают перед собой цель стать таким же по криминальному добрым силовиком. Следует заметить, что отсутствие положительных идеалов стало особо ощутимо после падения СССР.

Все старые идеалы Герои СССР, Герои труда, политические деятели , на которых равнялась молодёжь, были отвергнуты, а на их место не было предложено ничего. Молодые люди были вынуждены создавать себе идеалы из появляющихся все чаще в средствах массовой информации историй о «выдающихся криминальных личностях». Попытка быть хоть немногим похожими на свои идеалы приводило к подмене жизненных ориентиров и ценностей, двойственности моральных норм, замене их сомнительными. Определенную роль сыграло и упразднение социальных институтов морально-нравственного контроля, которые были широко развиты в Советском Союзе - партийные, комсомольские, пионерские организации, народный контроль, товарищеские суды и так далее, которые выполняли важные функции общественного контроля, одновременно насаждая идеология добра, справедливости, порядочности. Проблемы в образовательном процессе также являются существенной причиной распространения экстремизма.

К ним относятся: ослабление воспитательных функций образовательных учреждений, недостаточная эффективность системы воспитательного воздействия и отсутствия действенной социальной профилактики проявлений экстремизма, что в немалой степени связано со снижением профессионализма кадрового состава образовательных учреждений. Отсутствие современных методов воспитания и профилактики экстремизма ощущается, прежде всего в сфере среднего образования. Преподаватели и учителя не способны увидеть, правильно прореагировать, предпринять меры по противодействию противоправных действий со стороны учащихся. Президентом Д. Медведевым в выступлении на совещании, проходившем 16 декабря 2010 года в Рязани, было предложено привлекать к ответственности и наведению порядка учителей и родителей.

По его мнению, родители, чьи дети участвуют в беспорядках, митингах и драках, должны также нести юридическую ответственность. На наш взгляд, одной из причин участия молодежи в беспорядках, митингах, совершение ими преступлений, безусловно, является недостаточное воспитание. Но гражданско-правовая ответственность данной категории лиц за причинение вреда несовершеннолетними законодателем уже установлена, а вводить специальную административную или уголовную ответственность не целесообразно. На наш взгляд, правильным было бы создать более благоприятную базу для выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей, ибо существующие в современный период уровень заработной платы и практически отсутствие свободного времени в силу занятости, как по основной, так и не редко, дополнительной работе не позволяют им в полной мере заниматься воспитанием детей. Что же касается школы и других образовательных учреждений, то оказать влияние на формирование надлежащего правосознания подрастающего поколения педагоги смогут лишь объединив усилия с родителями, целенаправленно реализуя тщательно разработанную программу по формированию устойчивой, жизненно активной личности, чувствующей на себе заботу государства, семьи и школы.

К вопросу возникновения экстремизма

Вековые конфликты являются одними из главных причин межгосударственного, международного и религиозного террора. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. Как уже отмечалось, причиной экстремизма является экономический кризис, падение жизненного уровня, проблема безработицы в молодёжи. В статье рассматриваются причины возникновения экстремизма. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок.

Что такое экстремизм и почему за это наказывают блогеров и комиков. Объясняем простыми словами

называют следующими после гордыни причинами возникновения экстремистского сознания. называют следующими после гордыни причинами возникновения экстремистского сознания. 5. Причины возникновения экстремистской деятельности. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы. Причины возникновения и распространения экстремизма в России. Почему у молодежи возникают столь радикальные, экстремистские мысли? Значимой причиной политического экстремизма, по мнению Ю.В. Чуфаровского, является отсутствие в обществе государ-ственной (тоталитарной) идеологии1.

ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

Значительно укрепляются и становятся базовыми особенно в условиях крупных городов индивидуалистические установки. При этом отмечается рост гипертрофированного этнического самосознания и этноцентризма. Действие указанного выше комплекса факторов, способствующих возникновению и распространению экстремизма в российской молодежной среде, дополняется влиянием широкого круга условий объективного и субъективного характера, благоприятствующих формированию данного социально-политического явления и приобретших за истекшие годы значительные масштабы. В их числе наибольшую роль играет распространение в обществе, в немалой степени при участии средств массовой информации, идей насилия и жестокости; высокий уровень неконтролируемой миграции из ближнего и дальнего зарубежья; наличие в стране широкого и доступного черного рынка оружия и др. Однако при этом не должны упускаться из вида и значительные по своему масштабу и дестабилизирующему воздействию факторы внешнего характера. К ним, в частности, относятся целенаправленная политика ряда иностранных государств, имеющих экспансионистские геополитические интересы в отношении России и стремящихся к их достижению при активном использовании пропагандистских центров, разнообразных научных, гуманитарных, благотворительных организаций, а также антироссийская деятельность зарубежных религиозно-экстремистских и националистических структур. Основным содержанием указанной выше деятельности является инспирирование создания в отдельных регионах России экстремистских объединений, прежде всего национал-сепаратистского и религиозно-экстремистского характера, либо поддержка уже функционирующих движений подобного толка.

В зависимости от социально-политической обстановки в конкретных регионах Российской Федерации и стратегических устремлений иностранных государств и зарубежных экстремистских организаций их участие в инспирировании или поддержке тех или иных экстремистских течений осуществляется с различной активностью и в различных формах. Например, в регионах северо-запада России, Поволжья, в ряде районов Сибири ими предпринимаются попытки усиления националистических и сепаратистских настроений, а в ряде районов Северного Кавказа ведется активная деятельность по разжиганию исламского фундаментализма и поддержке активного сепаратизма. При этом «целевой аудиторией» при реализации указанных выше замыслов как наиболее активная и податливая в идеологическом плане среда выступает именно молодежь, которая является проводником экстремистских идей и основным актором их реализации. Среди прочих факторов, способствующих возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде, можно указать такие основные черты современной российской молодежи, как: отсутствие систематического духовного развития, идеологическая неразборчивость; толерантность к криминалу и иным негативным антиобщественным и антигосударственным явлениям; подверженность манипулятивным технологиям формирования оценок и стереотипов поведения; устойчивая склонность к импульсивным и агрессивным действиям и суждениям. В процессе изучения факторов, способствующих формированию и распространению экстремизма в молодежной среде, необходимо отдельно рассмотреть комплекс проблем, детерминирующих экстремизм в среде мусульманской молодежи России. Раскол мусульманской уммы и распространение радикальных форм ислама оказывает мощное воздействие на молодежь, представляющую собой наиважнейшую часть российского мусульманского сообщества.

Проблемы работы с молодежью в настоящее время становятся ключевыми для мусульманского сообщества, представленного достаточно широким спектром неправительственных организаций — от независимых приходов махалля и региональных духовных управлений мусульман далее — ДУМ до общероссийских мусульманских организаций. Актуальность молодежной проблематики в мусульманской среде объясняется целым рядом взаимосвязанных факторов. Первый фактор связан собственно с процессом исламского религиозного возрождения в России, выразившимся в активном развитии мусульманских религиозных организаций, учебных заведений, в издании соответствующей литературы, а также в усилении специфической религиозной идентичности приверженцев ислама [1]. Указанные обстоятельства способствуют активизации деятельности в молодежной мусульманской среде российских и зарубежных исламских организаций, оппозиционных официальному исламскому духовенству и исповедующих идеи радикального, экстремистского характера. Второй фактор обусловлен старением кадров мусульманского духовенства, а также тем, что имамы, начавшие свою практику в советский период, далеко не всегда отвечают потребностям современной уммы, представители которой пытаются определить свое место в условиях религиозного возрождения [2]. Третий фактор, вытекающий из первых двух, связан с ростом популярности в среде мусульманской молодежи зарубежного религиозного образования.

Основой идеологии религиозного экстремизма является религиозный фанатизм, который превращается в экстремизм тогда, когда нет никаких иных «удерживающих» форм идентификации: национальных, гражданских, родовых, имущественных, клановых, корпоративных. Фанатичная религиозность индивидуума и общества на всех уровнях вносить негативный элемент в отношениях между людьми. Фанатизм религиозного фанатика по страсти убеждения на столь велик, что он не только совершенно не боится наказания, но и некогда не раскаивается в своих деяниях.

Проявления религиозного экстремизма Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию противоправных актов как к средству достижения своих целей. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Религиозный экстремизм проявляется во всей силе в тот момент, когда одна изолированная группа, следующая вышеперечисленным установкам, начинает угрожать безопасности большинства, разрешая применение физического насилия. Это становится возможным, когда радикально настроенная группа людей считает всех людей — за исключением своих последователей — вне своей религии, объявляя их неверными. Такой шаг окончательно порывает связи между данной группой и обществом.

Основная цель религиозного экстремизма — признание своей религии, ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик».

Важной особенностью ряда религиозных организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций — открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки. В качестве основных методов проявлений религиозно-экстремистских организаций является нижеследующее: 1 распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма; 2 благотворительность лиц и организаций экстремистской направленности; 3 организация платных курсов по профилю и направлению организации экстремистского характера; 4 создание и организация учреждений, финансируемых на пожертвование и финансирование с госбюджета по благотворительным и общественным программам; 5 создание разнообразных центров, основанных на шаманизме, магии, гадании, лечение не традиционной медицины и др. Характер последствий религиозного экстремизма Наносимый религиозным экстремизмом вред социуму чрезвычайно опасен: его проявления варьируются от психологического и материального ущерба обществу и государству до лишения жизни конкретных индивидов, от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя государства и нарушения его территориальной целостности.

Последствия преступных проявлений религиозного экстремизма могут проявляться как сразу после совершения соответствующих деяний, так и иметь долгосрочные перспективы. Суть религиозного экстремизма, — в применении насилия к инакомыслящим. Последствия от религиозного экстремизма является: 1 отток денежных средств у населения; 2 промывание мозгов и программирование людей; 3 разжигание религиозных распрей; 5 лишение и ограничение Конституционных прав; 6 нарушение стабильности социально экономического развития; 7 повышение процента суицида; 8 повышение процента психиатрических заболеваний; 9 разрушение культурно — исторических ценностей; 10 регресс общества; 11 вмешательство в общеобразовательную систему; 12 вмешательство в государственное и местное самоуправление; 13 распространение наркотических веществ; 14 завладение имуществом граждан.

Методы профилактики религиозного экстремизма Противодействие религиозному экстремизму — трудная, но выполнимая задача.

По мнение большинства исследователей экстремизм и его крайне жестокое проявление терроризм исторически и социально обусловленное явление. Социальный мир и социальное благополучие являются с давних пор и по настоящее время предметом идеологического и политического манипулирования. В этой связи насилие считается наиболее действенным инструментом для достижения экстремистских целей. Большой интерес вызывает статья Л. Ярмоленко А. Корниченко, которые сделали попытку анализировать связь политического экстремизма и политического протеста, причины, влияющие на рост и формирования политического протеста в молодежной среде. Авторы статьи выявили неоднозначность проявления экстремизма и восприятия граждан нашей страны системы противодействия этому явлению, далее они изучили мнение экспертов о взаимосвязи политического экстремизма и политического протеста. Эксперты признавали, что в РФ протестная деятельность слабо развита, однако поддерживать следует протестное движение в том случае, когда оно справедливо. Рассуждая о политическом протесте и политическом экстремизме мнения экспертов, разделись.

Одни признали, что эти понятия не тождественны, хотя имеют некоторую взаимосвязь; экстремизм признан этими экспертами преступлением, то есть характерные черты экстремизма — агрессия, ненависть, вражда. Протест же является цивилизованным проявлением политического несогласия. Другие эксперты полагают, что политический экстремизм находится в поле политического поведения, это активное участие в политике. Поэтому политические группы выбирают те формы политического поведения, которые считают средством достижения своих целей. На наш взгляд это мнение экспертов тревожно, ведь политические амбиции могут погубить идею демократического развития общества и государства. Тревогу также вызывают мнения экспертов, о факторах и причинах роста формирования протестного движения в молодежной среде: 1 нашей молодежью манипулируют политические лидеры в корыстных своих интересах; 2 часть молодёжи видит в политическом протесте «романтику» революционных преобразований; 3 другая часть молодых людей, находясь в сложном социально-экономическом состоянии, при отсутствии должного внимания со стороны государства подходит к решению об активном участии в политическом протесте. Анализируя все высказывания экспертов, обратим внимание на то, как разные идеологические подходы влияют на мнения экспертов. Далеко не всегда горячие споры приводят к мудрому решению проблемы. Нам представляется, что было бы разумно определить основные идеологические направления для развития государства и начать целенаправленную работу именно с молодёжью страны. Президент Российской Федерации Путин В.

Утверждения некоторых экспертов, что в случае улучшения политического состояния России радикализм пойдёт на спад, на наш взгляд ошибочны. Международные политические силы не дремлют. Заметив, что Российская Федерации справилась с трудностями распада СССР, международный экстремизм взял курс на усиление экстремистских настроений на территории стран СНГ и в самой Российской Федерации. Считаем, что необходимо больше уделять внимание нашей молодежи, чтобы не потерять целые поколения нравственно здоровых граждан страны. Говоря о профилактических мерах по оздоровлению народов Российской Федерации, её молодёжи, эксперты отметили, что недостаточно только государственных мер по пресечению экстремизма, критично отозвались о практике уголовного и административного наказания. Этот вопрос спорный. Мы солидарны с теми экспертами, которые выступили с предложениями развивать институты демократии и улучшать социально-экономическое положение граждан РФ, но главное в необходимости комплексного исследования идеологического экстремизма, как среди взрослого населения, так и среди молодежи. Молодое поколение вольно или невольно сталкивается с массовым участником и основным носителем негативных и опасных порождений современной цивилизации: зараженности спидом, потреблением алкоголя и наркотиков, участия в преступной деятельности. По мнению Верховского и Прибыловского именно молодёжь является основным поставщиком адептов в ряды экстремизма и терроризма [8]. Молодёжь представляет собой особую социальную общность, состоящую из когорты сверстников, начиная с 14 лет до 28-30 лет.

Это достаточно большая часть населения страны. Её нельзя отдавать на откуп рыночным проблемам, трудовой и социальной неустроенности, организованной преступности, бесконтрольной работе средства массовой информации. Настало время качественно и предметно проводить идеологическую работу с молодёжью для подготовки грамотных идеологически устойчивых граждан страны [9]. Наш многонациональный народ после развала СССР начал воскрешать свои прежние традиции взаимоуважения и толерантности граждан старшего поколения, положено начало изучению актуальных аспектов правового регулирования толерантности молодёжи. С 2001 по 2005 г. Целью названной программы было формирование и внедрение в практику норм толерантного поведения в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского сознания в демократическом государстве. По ряду причин названная программа была выполнена не в полном объеме.

Экстремизм и терроризм — отличия Схожими понятиями считаются экстремизм и терроризм, отчего некоторые люди объединяют их. Однако, между этими идеологиями есть отличия: Терроризмом считается тип политического насилия, связанный с планированием и проведением противоправных актов в отношении одной группы лиц с целью устрашения другой или для передачи определенного политического сообщения. То есть террористическую деятельность можно рассматривать как составляющую определенной категории экстремистских организаций. Однако существуют примеры того, что такое радикальный экстремизм, не связанные с насилием. Например, крайний пацифизм, который отрицает любое применение насилия даже в целях самообороны и самозащиты. К тому же экстремизм — более широкое понятие, объединяющее представителей, имеющих чрезмерные или крайние взгляды, которые не всегда ставят перед собой конкретные цели. Терроризм же всегда связан с планированием и осуществлением насильственных действий ради достижения четко намеченной цели. Политический экстремизм Самой распространенной разновидностью явления считается политическая идеология. Ученые, рассуждая о том, что такое политический экстремизм, пришли к выводу, что так можно назвать незаконную деятельность, направленную на изменение конституционного строя насильственными методами, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка. При этом в такой деятельности могут быть замешаны политические партии и движения, должностные лица и рядовые граждане. Выделяют также и различные формы политического экстремизма: Так называемая «правая» идеология выступает за «чистоту» государства, ее приверженцы настроены против мигрантов и представителей других государств. Социальный экстремизм В современном обществе значительно выражено социальное неравенство и расслоение на большое количество подгрупп по уровню материального благосостояния. Такая ситуация привела к тому, что все больше людей знают, что значит социальный экстремизм. Так именуется идеология, основанная на чувстве социального неравенства, особенно характерная для молодежи. Однако организации, должностные лица и граждане, придерживающиеся такой идеологии, выступают за посягательство на социальные устои, общественную справедливость и равноправие граждан. При этом они считают, что один класс должен превосходить другой, к примеру, бедные над богатыми, и стараются подкрепить свои идеи конкретными действиями. Националистический экстремизм Опасной разновидностью социального явления считают национальный экстремизм. Он представляет собой: Радикальные идеи, действия и настроения в отношении представителей иной нации, народности или национальности, этнической группы. Признание верховенства одной нации над другой. Стремление к физической или политической «ликвидации» нетитулованного населения.

Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде

Ситуация изменилась после выхода ряда работ американских политологов в основном эмигрантов из Германии, в т. Теодора Адорно , основными идеями которых было определение экстремизма как отрицания демократии в ее либеральном понимании и как крайней формы «радикализма», ведущей общество к «тоталитаризму». Таким образом, был разработан идеологический концепт, связывающий воедино все без исключения радикальные политические идеологии под грифом «экстремизм» на почве их якобы нелюбви к демократии. Именно данный концепт стал основой для искусственного соединения либералами коммунизма и фашизма в одну общую категорию, а также для тенденциозных «научных» работ, «доказывающих» родство этих идеологий.

Постепенно в работах политологов термин «экстремизм» стал применяться не только к политическому, но и религиозному радикализму, а затем вообще ко всем радикальным идеологиям, не вписывающимся в либеральную демократию. Концепт «экстремизм» в ряде стран Турция, Германия, Израиль, Италия, Франция и другие стал обоснованием для репрессий против политической оппозиции. В первую очередь это коснулось левых сил.

В нескольких странах Центральной и Восточной Европы Венгрия, Польша, Чехия и другие данный концепт является одним из обоснований запрета коммунистической идеологии. В первую очередь это было связано с позитивным отношением советского руководства и общества к революционным и радикальным идеологиям левого направления. Радикальные правые идеологии с 1920-х, как правило, обозначались собирательным концептом «фашизм».

Толковый словарь Дмитрия Ушакова, изданный в 1935-1940 годах дает такое определение термина: «Экстремизм от лат. Понятие «экстремизм» постепенно входило в публицистический оборот в связи с официальным негативным отношением правящих кругов СССР к левым террористическим организациям типа «Красных бригад», а также в гораздо большей степени для обозначения наиболее радикальных правых военизированных организаций. Советская публицистика вплоть до 1991 года четко связывала понятие «экстремизм» с вооруженным насилием террористического характера.

Отразилось такое представление и в официальных документах. Но ближе к концу СССР в документах государственной власти стало появляться и другое понимание термина «экстремизм». Как видно из приведенной цитаты, горбачевское руководство считало экстремизмом уже не только вооруженное насилие, но и стачки и радикальную националистическую пропаганду.

Тем не менее, в общественном сознании россиян понятие «экстремизм» еще очень долго связывалось только с понятиями «терроризм» и «фашизм». В 1999 году Фондом «Общественное мнение» ФОМ был проведен соцопрос с целью выяснения массовых представлений об экстремистских организациях России. Респондентам был задан открытый предполагающий ответ в свободной форме вопрос: «Какие экстремистские организации Вы знаете?

Постоянное именование Басаева и прочих экстремистами прочно установило в массовом сознании негативное отношение к «экстремистам», отождествляемым с террористами. В нем впервые была предпринята попытка смешать в одну кучу фашизм и все прочие радикальные идеологии, а также сделать упор на борьбе не только с национальной и религиозной, но и с совершенно неопределенной - так называемой социальной рознью. Однако первый блин вышел комом: чиновники были слишком заняты личным обогащением и не особо старались на ниве борьбы с «экстремизмом».

Одно из первых упоминаний о государственном терроризме встречается в истории Древнего Рима. Гражданин, убивший указанного в проскрипции человека, получал половину имущества убитого. К XVI в. Историки терроризма обязательно упоминают так называемый «пороховой заговор» 1605 Гая Фокса — капитана английской армии — против парламента и короля Якова I. В июле 1793 г. В 1820-х гг. На Сицилии зарождается мафия для борьбы с монархией Бурбонов.

Изначально его целью была защита крестьян от произвола землевладельцев. На короля Франции Луи Филиппа было совершено семь покушений. В одном из них 1835 было убито 18 и ранено 22 человека. В 1858 г. В 1868 г. По два покушения пережили прусский король Вильгельм I и канцлер Отто Бисмарк.

Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, "националистических" убийств и т. Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий. Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде: во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы: - это обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. Это - рост национализма и сепаратизма активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей ; это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях. Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость - стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость - это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность.

Далее рассмотрим такие понятия, как терроризм, экстремизм и общество, угроза безопасности страны. Будут перечислены самые громкие преступления террористической направленности, признаки, причины экстремизма и терроризма, меры противодействия и так далее. Понятие экстремистской деятельности Распространение экстремизма представляет угрозу внутренней безопасности и целостности страны. Терроризм как явление отвергается обществом, но экстремизм — основной элемент разрушения конституционных основ, воспринимается гражданами как допустимый способ в политическом противостоянии. Сегодня проявления этого опасного явления встречаются в межнациональных и межконфессиональных отношениях, культуре, политике и других сферах жизни общества. Это понятие многогранно, поэтому выступает основным дестабилизирующим фактором в жизни общества и государства. Понятие сформулировано в российском ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Экстремизм как угроза национальной безопасности РФ представляет собой приверженность крайним взглядам и способам действий. Среди политических проявлений этого явления можно отметить провокацию массовых беспорядков, ведение партизанской войны и даже террористические акции. Радикальные экстремисты часто отвергают в принципе какие-либо переговоры, соглашения и компромиссы. Росту экстремизма как угрозы национальной безопасности России способствуют социально-экономические кризисы, падение уровня благосостояния населения и ухудшения общего качества жизни, тоталитарные режимы с подавлением оппозиции и инакомыслия, внешней интервенцией. В отдельных ситуациях экстремистские меры могут стать для отдельных лиц и организаций единственным действенным способом повлиять на ситуацию, особенно если государство охвачено гражданской войной или складывается революционная ситуация. В таком случае можно говорить о вынужденном экстремизме. Национализм и религиозный экстремизм Экстремизм — это очень сложное явление. Единого определения в международной практике не существует, в разных государствах и в разные периоды было дано множество юридических и научных определений этому понятию. Экстремизм как угроза национальной безопасности России напрямую в большинстве случаев оказывается связан с терроризмом, религиозными противоречиями и национализмом. Событие из истории новой России показали, что значительную угрозу представляют проповедники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама — ваххабизма. Лидеры и идеологи течения ведут активную пропагандистскую работу особенно среди молодежи , что является основным направлением их деятельности. К числу политических объединений, которые действуют на территории России и ставят целью изменение конституционного строя РФ, относится РНЕ — Русское национальное единство. Это крупная праворадикальная организация. Существуют и леворадикальные объединения. Например, Революционный коммунистический союз молодежи, Авангард красной молодежи или Национал-большевистская партия, которые появились после раскола РКСМ. Организации объединяют молодежь прокоммунистической ориентации, ставят своей целью борьбу со сложившимся режимом власти, имеют ярко выраженную экстремистскую направленность. Деятельность объединений заключается в основном в участии в массовых мероприятиях, в ходе которых демонстрируются транспаранты, призывающие к насильственной смене власти, выкрикиваются лозунги. Угрозы национальной безопасности России В таком многоконфессиональном и многонациональном государстве, как Российская Федерация, внутренняя угроза исходит от террористических, сепаратистских и экстремистских организаций. Деятельность радикально настроенных лиц и организаций направлена на смену власти насильственным путем, изменение конституционных основ, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности, разжигание национальной, социальной, расовой и религиозной розни, создание бандитских вооруженных формирований. Экстремизм и терроризм как угроза национальной безопасности представляют действительно очень опасные явления. Терроризм как угроза международного уровня Экстремизм как угроза национальной безопасности РФ рассматривается редко, потому что общество до сих пор готово мириться с некоторыми его проявлениями. Из международной практики: моральная оценка использования тактики партизанской войны Н. Манделой против правительства ЮАР может меняться в зависимости от общего мнения мирового сообщества, руководства, кризисов и так далее. Так, взгляды на экстремизм формирует в какой-то мере современный и исторический контекст.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий