Конечно, жизнь человека зависит от генов, но социальная среда может запустить одни генетические предрасположенности и не дать развиться другим. Социальная среда может действовать как лимитирующий фактор, не давая проявиться другим. На сайте в рубрике «Социальная сфера» всегда свежие новости за день и неделю. Под социальным окружением (средой) понимается система отношений, идей и ценностей, которые способствуют развитию ребенка и формированию его личности.
В Финуниверситете назвали города с самой благоприятной социальной средой
Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Под социальным окружением (средой) понимается система отношений, идей и ценностей, которые способствуют развитию ребенка и формированию его личности. Социальной средой мы можем назвать то, что окружает личность в социальной жизни – это проявление общественных отношений относительно самого человека. «Социальная работа — эта та часть социальных наук, которая взяла на себя функции ранней социологии. Социальная среда – очень важный фактор, влияющий на наше развитие, образ жизни и достижения. Сегодня, в 11 часов утра по московскому времени, в Общественной Палате РФ эксперты будут обсуждать вопросы обеспечения доступности социальной среды.
АСИ представило программу по созданию дружелюбной среды в социальных учреждениях
Согласно другому подходу, социальная сфера представляет собой демографические группы населения, различающиеся по возрасту, полу и личностным характеристикам. В данном случае к социальной сфере общества относятся: пожилые люди, дети, подростки, мужчины, граждане без инвалидности, женщины, пенсионеры. Третье определение универсально: социальная сфера общества — это поле деятельности людей, объединенных в различные социальные общности. Эти группы отличаются друг от друга по уровню образования, доходов, доступа к власти. Социальное управление Социальное управление осуществляется органами власти и государственными учреждениями, находящимися в их ведомствах. Объекты, осуществляющие контроль за организацией необходимых мероприятий и реализацией социальных программ, необходимых для повышения качества жизни населения страны, подразделяются на региональные и местные учреждения. К целям социальной деятельности государственных учреждений относятся: защита здоровья и жизни населения страны; гарантия равных прав на образование и работу для всех граждан страны; обеспечение населения страны доступным жильем; пенсионное обеспечение после выхода гражданина на пенсию; право на свободное самовыражение и творческое развитие. Задачи, цели и основные направления в социальной сфере Социальная сфера посвящена воспитанию и обучению подрастающего поколения, обеспечивает потребности человека в жилье, питании, одежде и медицинском обслуживании. Задачи, цели социальной сферы — обустройство благоприятных социальных отношений между группами и индивидами относительно их положения, места и роли в обществе, образа жизни.
Реализация этих целей осуществляется на основе социальной технологии: алгоритмов и процедур реализации действий социальной практики. Основным направлением в социальной сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, труда и социальной справедливости для всех слоев населения.
Индивидуальный облик личности. Социально-психологическое влияние и реакции личности. Вопросы для закрепления Слайд 3 Описание слайда: Понятия. Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
Личность — относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Слайд 4 Описание слайда: Курт Кобейн Я использую кусочки и частицы других личностей, чтобы сформировать свою собственную. Я использую осколки чужих индивидуальностей, чтобы построить свою. Слайд 5 Слайд 6 Описание слайда: Соц. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм Слайд 7 Описание слайда: Объект и субъект соц.
Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. Слайд 8 Описание слайда: Соц. В воспитании человека как гражданина велика роль революционных традиций. Их поддержанию и развитию способствуют и специальные средства, с помощью которых традиции оживляются и приобретают эмоциональную окраску.
Социально неадаптированный человек не может приспособиться к новым ролям и изменяемым условиям, он склонен к депрессиям, психоэмоциональным расстройствам, паническим атакам и фобиям. Средний уровень Этому типу характерна нормальная адаптация индивида, но при этом, если уровень приспособления для той или иной серы недостаточное, то человек не будет испытывать дискомфорта и психологических проблем. Высокий нормальный уровень Человек адаптирован по всем направлениям, у него стабильный психоэмоциональный фон. Избыточный Уровень приспособления настолько велик, что человек испытывает дискомфорт, стресс и становится подвержен психоэмоциональным расстройствам. Уровень социальной адаптации означает способность человека «вживаться» в непривычную для себя роль и осваивать механизмы социальной адаптации с минимальными негативными последствиями для собственного здоровья. Пример Ольга устроилась на новую работу в международную компанию, переход на новую должность в новый офис совпал со временем выхода из декретного отпуска. Несколько месяцев Ольга не могла привыкнуть к новому распорядку дня, испытывала страх перед поездкой на работу, сомневалась в себе, что не справится с новыми обязанностями, тревожилась по каждому даже самому простому вопросу.
Она оказывает непосредственное влияние на личность, определяя ее возможности, ожидания, ценности и цели. В социальной среде осуществляется социализация личности, то есть процесс усвоения социальных норм и ценностей. Этот процесс начинается в самом раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни человека. Социальная среда влияет на формирование характера, взглядов, поведения и идентичности личности. Социальная среда общества также определяет возможности и ограничения для развития личности. Например, доступ к образованию, здравоохранению, работе и другим ресурсам зависит от социального статуса, класса, пола и других факторов, которые влияют на социальную среду и возможности личности. В целом, социальная среда общества играет важную роль в жизни и формировании личности. Она не только предоставляет человеку определенные возможности и ресурсы, но и оказывает значительное влияние на его мышление, поведение и социальное взаимодействие. Что такое социальная среда? Социальная среда оказывает огромное влияние на формирование личности, ее ценности, убеждения, нормы поведения и представления о мире.
Что такое социум и чем это понятие отличается от общества
Что такое социальная среда общества: определение и влияние на личность | Его индивидуальный социальный опыт не соотносится с законами, чаще –беззаконием, и опытом социальной среды, которая диктует своим гражданам динамику преступного сознания и поведения. |
Характеристика системы «человек – социальная среда» | Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. |
Что такое социум и чем это понятие отличается от общества | это пространство, состоящее из всех элементов, созданных человеком, которые окружают людей и взаимодействуют с ними, таких как инфраструктура, социальные отношения и культурная вселенная, которая их окружает. |
Что такое социальная среда развития | Социальная среда общества – это совокупность условий и отношений, в которых индивиды и социальные группы существуют и развиваются. |
Социальная среда. Социальные инновации. | Социальная среда – это совокупность всех социальных условий, в которых функционирует индивид или группа людей. |
Что такое социальная среда
Социальная среда - определение термина | Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. |
Социальная среда — Карта знаний | В этой лекции (в этом тексте и следующих) мы рассмотрим, что такое цифровая и социальная среда. |
В Финуниверситете назвали города с самой благоприятной социальной средой | это окружение, в котором человек живет и общается с другими людьми. |
АСИ представило программу по созданию дружелюбной среды в социальных учреждениях | Методология и инструменты мониторинга социальной сферы. |
Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И ЛИЧНОСТЬ
Что такое социум и чем это понятие отличается от общества | Сегодня, в 11 часов утра по московскому времени, в Общественной Палате РФ эксперты будут обсуждать вопросы обеспечения доступности социальной среды. |
Социальная среда и ее роль в развитии человека: от позитивного влияния к социальной опасности | Взаимосвязь социальной среды и социального окружения состоит в том, что условия и факторы социальной среды непосредственно влияют на формирование социального окружения. |
Что такое социальная среда развития: определение, структура, влияние | Социальная среда, влияющая на здоровье человека, безусловно, взаимодействуют с экологическими факторами. |
Глава1.Социальная среда
Для выполнения социальных функций человеку необходимы знания, умения и качества , а каким образом он их приобретает? Только преодолевая разного рода противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности, а это как раз и есть социальная адаптация. Получается, что процесс социализации осуществляется посредством социальной адаптации. Именно с ее помощью вырабатываются наиболее ценные качества, свойства личности, которые дают ей возможность осваивать окружающую действительность, ориентироваться в ней, находить свое место, то есть социализироваться. Конечная цель социализации состоит в формировании личности, востребованной в данном обществе, то есть социализация «заказывается» общественной потребностью, ведь без нее не было бы общества как такового. А конечная цель социальной адаптации — достижение личностью точки равновесия с обществом, а этот процесс является человеческой потребностью [ М. Ростовцева, 2016 ]. Критерием и результатом как успешной социализации, так и эффективной социальной адаптации, является саморазвитие, самореализация и самоактуализация личности в обществе.
Дело в том, что адаптация связана с целью удовлетворить мотивы и стимулы человека, а на успех в особенности влияют отношения с другими людьми. Поэтому в соответствии с изменениями окружающей среды и ее обратной связью изменяется поведение человека. Получается, что адаптация, комфорт и самореализация взаимосвязаны: люди с рождения учатся приспосабливаться к различным обстоятельствам и отношениям, согласовывать их реальность, мысли и внутреннюю культуру с окружающими социокультурными концепциями, чтобы достичь баланса, в котором они смогут самостоятельно удовлетворять свои потребности. В зависимости от требований среды и реакции человека психологом И. Калайковым были выявлены три формы адаптации: Внешняя — выражается в процессе, через который субъект приспосабливается к объективным внешним проблемным ситуациям, не перестраиваясь внутренне, оставаясь самодостаточной личностью. Внутренняя — полная адаптация личности, то есть перестройка внутренних качеств личности, образование новых вследствие воздействия внешних обстоятельств. Смешанная реадаптация — личность отчасти приспосабливается к окружению, в новой общественной среде, коллективе, где превалируют иные ценности, правила и способы поведения, где абсолютно другая ведущая деятельность.
Хотя этот процесс сопровождается серьезными личностными модификациями, личность сохраняет индивидуальность и свое «Я» [ Н. Ведмеш, 2015 ]. Не секрет, что формирование общества и развитие человеческой индивидуальности взаимозависимы, но социальная адаптация помогает индивидууму найти баланс между приспособлением и обособлением. Какой может быть социальная адаптация? Вы помните свой первый день в детском саду или первом классе? Поступление в первое образовательное заведение всегда сопровождается трудностями. Переход из семейной обстановки в окружение большого количества сверстников и условия с другими требованиями может быть весьма некомфортным.
Но можно ли сказать, что во взрослом возрасте людям проще даются подобные изменения? Скорее всего нет, в том числе из-за того, что существует довольно обширное разнообразие обстоятельств, к которым человеку приходится приспосабливаться. Социальную адаптацию принято рассматривать на трех уровнях: индивид адаптация внутри личности , микросреда семья, учеба, работа и т. На данный момент профессиональная адаптация — одна из самых актуальных проблем общества по причине миграций, глобализации и роста безработицы. Однако именно ее эффективность влияет на общее состоянии экономики [ Mentamore, 2020 ]. Как видите, человек постоянно находится в процессе адаптации. Даже если он сам не меняет свое окружение на протяжении многих лет, мир вокруг него меняется, что заставляет подстраиваться и учиться взаимодействию заново.
Ход социальной адаптации Может показаться, что социальная адаптация занимает достаточно много времени, но на самом деле это относительно короткий временной промежуток, в который человек активно осваивает новую или измененную социальную среду. И за этот отрезок времени человек успевает пройти четыре стадии: Начальный этап. Человек знакомится с нормами и правилами поведения в обществе, но устоявшиеся в обществе ценности и традиции еще не принимаются им или даже отрицаются. Он начинает осознавать, почему у него что-то не выходит, а социальная активность не приносит удовлетворения. Он понимает необходимость менять свои установки, но психологически чувствует себя некомфортно. Этап терпимости. В это время человеком и средой происходит признание равнозначности друг друга.
И везде нас окружают люди: мы обмениваемся информацией, предметами, деньгами, услугами: мы не можем друг без друга. Большинство из нас, оказавшись в одиночестве, просто погибнет. Страх одиночества заложен в человеке природой. Дикий индивид не мог выжить в одиночку, поэтому люди до сих пор собираются в микрогруппы, даже будучи членами социума. Понаблюдайте и вы увидите, что в любом коллективе будь то работа или школьный класс общее количество людей всегда делится на более мелкие сообщества по интересам — двойки, тройки и т. Социальные отношения всегда имеют конкретные договоренности, иначе бы мы просто не смогли мирно существовать рядом друг с другом. В социуме это выражается в моральных нормах и на уровне закона. Хочешь быть с нами — соблюдай правила.
Нарушил — будешь изгоем: получишь как минимум осуждение, максимум — тюремный срок. И люди соблюдают, не все, конечно, но подавляющее большинство. В чем суть и смысл социума Современный взгляд на социум предполагает наличие в нем следующих явлений и процессов: распределение благ между членами, но не всегда справедливое по отношению к ним; периодическое движение иерархической структуры и смена лидирующих представителей; развитие, изменение взаимоотношений участников; все члены социума боятся действующего правосудия закон для всех одинаков ; общей целью является улучшение качества жизни и удовлетворение потребностей, при этом представители могут заниматься разными видами деятельности он стрижет, я подметаю ; социум имеет систему распределения труда, которая влияет на общий результат развития; между представителями существуют договоренности о правилах поведения, среди которых негласное правило о военном ненападении друг на друга, за чем призваны следить те, кто имеет властные полномочия. Отличие социума от общества Чем социум отличается от общества?
Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям. Спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения. Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, можно делать прогнозы о процветании населения страны.
Проблемы социальной сферы Главная проблема общества — неравенство доходов населения страны.
В основе их функционирования лежит оптимальное сочетание содержательного и увлекательного отдыха детей с одновременным решением по разработанной для каждого лагеря программе специальных обучающих, развивающих и воспитательных задач. К формам специальной развивающей социальной среды можно отнести также учреждения и центры, призванные осуществлять социальную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями.
Этой же цели служат различные тренинговые занятия, где решаются как развивающие, так и коррекционные задачи; специальным образом организованная игровая деятельность, в ходе которой на первое место выступают полезные для вхождения ребенка в реальную жизнь действия и поступки; встречи, служащие для развития у детей необходимых коммуникативных качеств. Другая форма организации специальной развивающей социальной среды, получившая в последнее время признание в работе с подростками и старшими школьниками, — это обучающая психодиагностика. В основу этой формы работы заложен принцип самопознания и саморазвития на основе анализа и использования данных, полученных с помощью психодиагностических процедур.
Итак, социальная среда — это сложное многоуровневое образование, конкретное проявление общественных отношений, сложившихся в обществе, в которых живет и развивается конкретная личность. Но для того чтобы социальная среда влияла на ребенка целенаправленно, способствовала формированию свойств личности, необходимых для эффективного вхождения и успешного взаимодействия с ней, требуется создание особых, специальным образом ориентированных условий. Такими условиями при организации социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии и является специальная развивающая социальная среда.
Отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе Понятие «инвалид» во все времена означало «непригодный к деятельности», а для государства, которое было вынуждено затрачивать на них определенные средства, они становились иждивенцами. Своеобразные трудности в общении и во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей. История свидетельствует о том, что взгляд на детей, имеющих жизненные ограничения, менялся по мере развития научных знаний и общества в целом.
В этой связи условие выделяют три этапа: мистический, наивно-биологический и научный, сопоставление которых позволяет глубже понять тенденцию развития отношений общества к людям с ограниченными возможностями. Сведения об этом периоде мы находим в легендах, мифах, пословицах, сказках, других устных и письменных источниках. Люди в том или ином дефекте видели, прежде всего, огромное несчастье человека, к которому относились с суеверным страхом и состраданием.
Наряду с подобным отношением к аномальным людям бытовало убеждение в том, что люди с дефектами, например, слепые, обладают мистическими силами, им якобы доступно особое духовное знание и видение. В этот период средневековые мистические представления и предубеждения уходят в прошлое, уступая место бурно развивающейся науке, накоплению знаний в различных областях, полученных на основе опыта, эксперимента. В теоретическом плане новый взгляд реализовался в учении о викариате органов чувств.
Согласно этому воззрению, выпадение одной из функций восприятия, недостаток одного органа компенсируется повышением функционирования и развития других. Однако исследования в этой области обнаружили несостоятельность этой теории. В то же время во взглядах на ребенка, имеющего жизненные ограничения, был сделан значительный шаг вперед.
Эмпирический подход к изучению физических недостатков людей привел к серьезным открытиям. Практическим следствием этих воззрений явилось появление для слепых специальной азбуки азбука Брайля , что позволило открыть незрячим доступ к культуре и социальной жизни. Начало третьему, научному этапу в понимании психологии аномального человека положили работы австрийского психолога А.
Адлера и его школы. Ими было обосновано значение и психологическая роль органического дефекта в процессе развития и формирования личности. Согласно его взглядам, если какой-либо орган из-за морфологической или функциональной неполноценности не справляется со своей работой, то центральная нервная система и психический аппарат принимает на себя задачу компенсировать затрудненное функционирование органа.
Над неполноценным органом или функцией создается психическая надстройка, стремящаяся обеспечить жизнедеятельность организма в этом или угрожающем звене. При соприкосновении с внешней средой возникает конфликт, вызванный несоответствием недостаточного органа или функции с их задачами, что ведет к повышенной заболеваемости и смертности. Этот конфликт создает и дополнительные стимулы сверхкомпенсации.
Дефект становится, таким образом, исходной точкой и главной движущей силой психического развития личности. Если борьба кончается для организма победой, то он не только справляется с созданными дефектом затруднениями, но поднимается сам в своем развитии на высшую ступень, создавая из недостаточности — одаренность, из дефекта — способности, из слабости — силу, из малоценности — сверхценность. Значительный вклад в понимание особенностей развития аномальных детей внесли В.
Бехтерев, Л. Выготский, А. Лурия, Б.
Зейгарник и многие другие. В настоящее время определились основные направления изучения детей, имеющих тот или иной дефект. Повсеместно созданы и функционируют специальные школы и реабилитационные центры для умственно отсталых детей, детей с потерей зрения, слуха, речи, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Однако в целом отношение общества к детям, имеющим отклонения в развитии, нельзя считать оптимальным. На степень отторжения аномальных детей влияют в основном два фактора: демографический и сам дефект. Так, например, по данным ряда исследований жители городов настроены по отношению к аномальным детям и подросткам более негативно, чем жители небольших деревень.
Деревенские жители чаще проявляют к ним бескорыстность и альтруизм. Что же касается конкретных дефектов, то, по данным Л. Пожар, наименее приемлемыми в обществе считается умственная отсталость, далее в имеющейся литературе указывается слепота, на третьем месте — глухота, на четвертом — нарушения опорно-двигательного аппарата, на пятом — речевые нарушения.
Роль социальной среды в формировании образа жизни и поведения
Однако, социальная среда не является однородной и решает как общие, так и частные задачи, обусловленные современными вызовами общественного развития. Социальная среда оказывает сильное воздействие на человека, влияет на его поведение, привычки, формирует его взгляды, характер, систему ценностей. Социальной средой мы можем назвать то, что окружает личность в социальной жизни – это проявление общественных отношений относительно самого человека. Известно, что социальная среда может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на нашу жизнь. одни из основных факторов, которые удерживают россиян от переезда.
Социальная Среда - это...
Лучшие волонтеры Нижнего Новгорода были награждены в 13 номинациях. В номинации «Волонтер без границ», присуждаемой за продвижение волонтерской деятельности за пределами Нижегородской области, победила Кристина Проснякова. Александр Прудник: «Нижний Новгород может стать лидером фестивального движения» Культурные и развлекательные акции под открытым небом стали неотъемлемой частью современной общественной жизни. С некоторым запозданием эта форма сначала прижилась, а затем стала активно развиваться и в России, и, в том числе, в Нижнем Новгороде.
Вместе с тем среду можно рассматривать и как единство общего, особенного и единичного. Две крайние формы проявления социальной среды определяют как «макросреду»и «микросреду». К ней относятся те факторы, которые, воздействуя на общество в целом, представляют собой предпосылки и условия жизнедеятельности, общие для всех его членов. Наряду с перечисленными условиями в структуре социальной среды по признаку «непосредственные контакты»выделяют социальные сферы, где личность проявляет себя в своем индивидуальном поведении и которые служат связующим звеном в отношениях личности и общества.
Взаимодействие с другими людьми может быть источником вдохновения, мотивации и поддержки. Однако, социальная среда может также стать причиной социальной опасности. В некоторых случаях, она может внушать нам негативные убеждения и стереотипы. Например, если мы находимся в окружении, где ненависть и нетерпимость к определенным группам людей распространены, мы можем начать принимать эти взгляды и действовать соответствующим образом. Кроме того, социальная среда может стать источником давления и стресса.
Например, в школе или на работе мы можем столкнуться с моббингом или шантажом. Это может негативно сказаться на нашем самооценке и психическом состоянии.
С другой стороны, внешние признаки благополучия или неблагополучия в семье могут быть второстепенными. Знаете, когда на консультациях приходится разбираться с тонкостями детско-родительских отношений, выясняются очень разные вещи, которые не лежат на поверхности. На мой взгляд, семья оказывает положительное влияние, когда ребенок в первую очередь ощущает себя в ней психологически безопасно. Я имею в виду не только ранний возраст, но и подростковый период. Позволю себе сказать совершенно крамольную вещь. Даже если в семье что-то неблагополучно, например, пьянство, ссоры и даже иногда физические наказания, но при этом подросток не ощущает психологического насилия, то это может быть лучше для него, чем психологическое давление при внешнем благополучии. Но это отдельная и длинная тема. В любом случае, влияние семьи играет большую роль в развитии личности человека.
Возвращаясь к неожиданным результатам Кембриджско-Сомервильского исследования, могу только повторить, что семейная обстановка в нем определялось по исключительно внешним признакам, а это не дает оснований делать выводы о незначимости влияния семьи на дальнейшую жизнь человека. Другое дело, что влияние среды на подростка, действительно, часто может перевешивать родительское влияние. Это связано с особенностями подросткового периода развития психики. У меня предложение. Дайте мне пару недель, я более тщательно изучу англоязычные статьи на тему этого исследования, постараюсь найти коллег, которые с ним знакомы, и мы вернемся к этой теме. Через две недели. Ну как, можете что-то еще добавить к сказанному вами ранее? Почему проводимая с детьми программа дала такие результаты особо добавить нечего. Только одно. В одной англоязычной статье, посвященной анализу этого исследования, дается много интерпретаций.
Но главное, о чем там говорится, то, что отрицательные результаты каких-то программ или исследований, как правило, не публикуются или их результаты совсем не оцениваются, как это было в Кембриджско-Сомервильском исследовании. Ведь для оценки результатов какого-либо воздействия необходима контрольная группа и лонгитюд длительное наблюдение. Что касается влияния семьи на развитие личности и дальнейшую жизнь человека. Все коллеги, которых я просил прокомментировать, сходились в одном — нельзя только по внешним признакам семейной обстановки делать выводы о ее влиянии на ребенка или подростка. В семье гораздо более важную роль играют тонкие механизмы взаимодействия родителей и детей, которые не всегда лежат на поверхности. Росс, Р. Нисбетт Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. Марк Липси и др. Повышение эффективности программ ювенальной юстиции: новый взгляд на практическую деятельность Improving the Effectiveness of Juvenile Justice Programs: A New Perspective on Evidence-Based Practice Вашингтон, округ Колумбия: Центр реформирования ювенальной юстиции, Университет Джорджтауна, 2010. Zane, S.
Examining the iatrogenic effects of the Cambridge-Somerville Youth Study: Existing explanations and new appraisals. British Journal of Criminology, 56 1 , 141 4. Нэнси Айзенберг и др. Осознанность появляется в детстве? Conscientiousness: Origins in Childhood? Developmental Psychology, 17 декабря 2012 года 5. Reiman, Yijun Arithmetic processing in the brain shaped by cultures 6. Джей Белски, Майкл Плуесс. За пределами риска, устойчивости и дисрегуляции: фенотипическая пластичность и развитие человека Beyond Risk, Resilience, and Dysregulation: Phenotypic Plasticity and Human Development , Development and Psychopathology 25, no.
Социальное окружение и развитие личности
Нарушил — будешь изгоем: получишь как минимум осуждение, максимум — тюремный срок. И люди соблюдают, не все, конечно, но подавляющее большинство. В чем суть и смысл социума Современный взгляд на социум предполагает наличие в нем следующих явлений и процессов: распределение благ между членами, но не всегда справедливое по отношению к ним; периодическое движение иерархической структуры и смена лидирующих представителей; развитие, изменение взаимоотношений участников; все члены социума боятся действующего правосудия закон для всех одинаков ; общей целью является улучшение качества жизни и удовлетворение потребностей, при этом представители могут заниматься разными видами деятельности он стрижет, я подметаю ; социум имеет систему распределения труда, которая влияет на общий результат развития; между представителями существуют договоренности о правилах поведения, среди которых негласное правило о военном ненападении друг на друга, за чем призваны следить те, кто имеет властные полномочия. Отличие социума от общества Чем социум отличается от общества?
Нередко эти понятия используются как синонимы. Частично это так, но не совсем. Первое понятие имеет узкий охват, второе общество — более многогранно.
Чтобы лучше понять разницу, давайте рассмотрим характеристики того и другого. Социум это: устойчивая система, совокупность людей, связанных разнообразными отношениями; произошло от латинского слова смотрите выше , которое также переводится как «партнер», то есть предполагает взаимоотношения между людьми в форме подчинения по вертикали или кооперации по горизонтали ; применяется только в научных течениях. Например, общество анонимных алкоголиков или общество людей по плевкам в высоту; произошло от русского слова «общий»; применяется как в науке, так и в быту.
Таким образом, социум представляет собой большую группу людей, между которыми существуют различного рода отношения, строящиеся на взаимных договоренностях в виде правил, обычаев, традиций, морально-нравственных норм и законов. Также их объединяет общая цель — создание и улучшение условий существования с помощью совместных усилий.
Социальная среда включает в себя также культуру и ценности, которые формируются в обществе. Культура — это набор традиций, обычаев, искусства, музыки, языка и других аспектов, которые определяют наш образ жизни. Ценности — это то, что мы считаем важным и ценным, такие как семья, доброта, справедливость и т. Социальная среда также включает в себя различные группы и сообщества, в которых мы находимся, такие как семья, друзья, коллеги по работе и т. Взаимодействие с этими группами помогает нам формировать нашу личность и определять наши отношения с другими людьми. Социальная среда имеет огромное значение для нашей жизни, потому что она влияет на нас и нашу повседневную деятельность. Она помогает нам развиваться как личности, обучаться новым вещам и улучшать нашу жизнь. Социальная среда также может влиять на наши отношения с другими людьми, нашу эмоциональную и психологическую составляющую.
Поэтому важно быть внимательным к социальной среде и стремиться создавать благоприятную и поддерживающую среду для себя и других людей. Социальная среда своими словами для детей Социальная среда — это все, что нас окружает и влияет на нашу жизнь.
Недостаток энергии ощущается уже сегодня, а удовлетворение все возрастающей потребности в ней чревато тем, что, во-первых, управление мощными энергетическими потоками становится опасным, а во-вторых, истощаются невозобновляемые природные ресурсы. По оценкам специалистов, залежей нефти и газа при существующих темпах их потребления хватит лишь на 50—70 лет, а каменного угля — примерно на 300 лет. Все указанные проблемы обостряют межгосударственные отношения и отношения между различными регионами мира, способствуют росту международного терроризма, возникновению военных конфликтов, создают угрозу ракетно-ядерной войны.
Глобальный масштаб приобретают сегодня и опасности в информационной сфере, которые проявляются в стремлении ряда стран доминировать в мировом информационном пространстве, а также в разработке концепции информационных войн. Так, США разрабатывают космическую систему TeLe-desik, состоящую из 840 спутников, которые, передавая на всю планету и отдельные ее регионы целенаправленную информацию и модулированные излучения, способны осуществлять информационную агрессию: внедрение вирусов в компьютерные программы, выведение из строя различных систем управления, компьютерных сетей и т. Для этой же цели может использоваться мировая информационная система Интернет. Следует также отметить нарастание глобальных социальных опасностей, способных погубить отдельные страны и мировое сообщество в целом. Источниками этих опасностей являются несовершенство глобальной социальной структуры различные цивилизации, социально-политические системы, социальное положение, темпы развития, географическое положение, уровни военной мощи, развития, жизни, расовый и национальный состав населения и т.
Высшие интересы мирового сообщества, т. Влияние региональных опасностей проявляется в самых различных сферах, но главным образом политических, экономических и военных. Все указанные проблемы тесно взаимосвязаны и представляют серьезную опасность для человечества, поэтому решать их необходимо комплексно и в рамках всего мирового сообщества. Огромную роль в обеспечении безопасности человека играет государство, деятельность которого сопряжена с возникновением опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека и общества. В Законе РФ «0 безопасности» подчеркивается, что объектом безопасности государства выступают его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Следовательно, угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать или создает опасность существованию государства, его политической и экономической независимости. Иначе говоря, государство и его субъекты органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации, граждане обязаны защищать от внешних и внутренних угроз конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность страны, население, национальные интересы политические, экономические, военные, культурные, информационные, экологические, геополитические и пр. Рассмотрим основные виды безопасности государства. Каждое государство заинтересовано прежде всего в наличии стабильной внутриполитической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Важное значение имеет и военная безопасность государства вооруженные силы, их состояние и подготовка, оборонный потенциал, защита государственных границ, сдерживание потенциальных агрессоров и т.
Экономическая безопасность зависит от уровня развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества и государства, наличия энергоресурсов, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, степени интеграции в международную систему экономических связей. Культурологическая безопасность заключается в обеспечении защиты культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранении культурного достояния и самобытности общества. Информационная безопасность — это защищенность информационной среды, ее формирование и развитие в интересах личности, общества и государства. Под экологической безопасностью понимается такое состояние взаимоотношений общества и природы, которое обеспечивает сохранение окружающей среды. Огромную роль в современных условиях играет геополитичесгая безопасность, т.
Существуют и другие виды безопасности государства демографическая, культурная, региональная, внутригосударственная и т. Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, определенных форм социальных отношений представляет собой общество. В узком смысле общество — это исторически конкретный тип социальной системы. Оно не может существовать без производства необходимых для жизнедеятельности людей материальных благ, средств жизнеобеспечения и духовных ценностей.
Помимо степени осознания понимания модели резидентом, имеет место еще и степень ее принятия разделения ценностей в определенном объеме, обусловленным культуральным диапазоном его приемлемости. Часто, по уровню принятия, резиденты консолидируются в Среде, по группам единомышленников.
Это перекликается со свойством системы — «Внутренняя неоднородность», сводящаяся к обособлению относительно однородных участков системы, проведению границ между ними. На разных этапах пребывания резидента в среде, возникает некое соответствие между предложенным навязанным ему Эталонным аналогом и воспринимаемым «постигнутым» по его образу и подобию — Субъективным аналогом. Причем, чаще всего, со временем Субъективный аналог все больше тяготеет к Эталонному. Это обусловлено, влиянием ценностей Среды на сознание резидента, меняющее его мировоззрение, «просветляя» его с точки зрения Среды. Реакция Среды на внешние воздействия Среда, в которой мы живем, изменяется, и мы должны меняться с той же скоростью, чтобы оставаться на прежнем месте и не исчезнуть. Бернард Вебер.
Одним из важных свойств системы является — «Стимулируемость», изменение поведения системы под воздействием поступающих на входы системы процессов, воздействующих на нее и превращающихся после ряда преобразований в системе в ее «функциональность». Воздействие является стимулами. Именно внешнее стимулирование заставляет вносить соответствующие корректировки и в модели, изменяя Эталонный аналог, а также транслируя новшества резидентам, с целью реорганизации их Субъективного аналога. В случае, когда этого не происходит, резиденты могут перестать принимать разделять , предложенную Средой модель. Если же при этом у резидента еще и имеется оказия анализировать оригинал, то это будет способствовать зарождению его собственного, конкурентного аналога и, быть может, он будет превосходить Эталонный Подобное развитие может привести к нарушению такого свойства системы, как —«Ингерентность», согласованность, приспособленность к окружающей среде, совместимость с нею. В этом случае система перестает быть устойчивой и возникает необходимость в ее реорганизации.
Например: Изменение эталонного аналога; Создание новой конкурентной среды, превосходящей старую; Отказ от поддержки старой среды; Сочетании вариантов. Условия существования и развития Среды Предоставленные сами себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему. Артур Блох. Законы Мерфи Бытует ошибочное на мой взгляд суждение, что Среда может сама себя развивать. Звучит как-то божественно, как бы среду развивает или бог или природа, кто как это называет. Для того, чтобы Среда просто существовала, в нее должны быть заложены функции, поддерживающие это существование на некоем оговоренном уровне.
Но помимо того Среда, как система подчиняется свойству — «Изменчивость системы со временем», в любой системе происходят изменения, которые надо учитывать: предусматривать и закладывать в проект будущей системы; способствовать или противодействовать им, ускоряя или замедляя их при работе с существующей системой. Соответственно, кто-то должен вырабатывать стратегии реагирования Среды на изменения. Если этими вызовами не управлять, то Среда сможет существовать какое-то время по инерции, но скорее всего не долго. Для того же, чтобы Среда развивалась, необходимо приложить значительные усилия. А поскольку мы определили, что возможностью организовывать существование Среды наделены только Архитекторы, то эти функции должны обеспечивать именно они. Справедливости ради напомню, ранее высказанное допущение, что какие-то функции Архитектора могут реализовываться обычными резидентами или группами резидентов.
Но, если это происходит спонтанно, то вероятность качественного их выполнения в конкретной Среде — будет крайне мала. Такие решения будут напоминать костыли для подпирания, и назвать такой подход можно — «социальной ортопедией». Изолированность Среды Любая система, зависящая от человеческой надежности, ненадежна. Василий Головачев Консервный нож Следующая аберрация, заключается в том, что Среда должна быть обязательно жестко изолированной от других сред.
Что такое социальная среда
Однако, социальная среда не является однородной и решает как общие, так и частные задачи, обусловленные современными вызовами общественного развития. Изменения технико-технологической структуры предприятий и организаций, формирование внутрипроизводственных отношений и культуры поведения персонала предполагает обращение внимания на потенциал опережающего саморазвития человека. В статье предпринята попытка акцентировать внимание на возрастающей роли социальной среды в определении и саморазвитии потенциала человека, адекватного целям и задачам общественного развития.
Предпринимались попытки вносить в окружающую среду людей определенные изменения. Исследование среды велось с классовых позиций, о чем свидетельствуют термины: пролетарская, рабоче-крестьянская, обобществленная, интеллигентская и другая среда.
Поскольку характер влияния среды зависел от качества, то исследователи тех лет, разрабатывая идеальную модель ее использования, видели среду здоровой, нравственной, целесообразной, рационально организованной и прочее. Предлагалось, что такая среда должна питать идеалы, создавать хорошие доминанты, развивать активность, творчество, самостоятельность, вырабатывать навыки разумного дисциплинированного поведения и т. Из выше сказанного И. Карпюк и М.
Чернова определяют понятие «социальная среда». Социальная среда — часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и так далее. Социальная среда — это объективно социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, политических, идеологических, социально-психологических факторов непосредственного взаимодействия с личностью в процессе её жизни и практической деятельности. Основными структурными компонентами социальной среды являются: — общественные условия жизни людей; — отношения людей в процессе деятельности и общения; — социальная общность.
Естественная социальная среда, окружающая человека, является внешним фактором его развития. В процессе социализации личности происходит превращение биологического индивида в социальный субъект. Это непрерывный, многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.
Процесс социализации индивида происходит во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других — мало, о третьих — совсем чуть-чуть.
Более или менее изученные условия или факторы социальной среды условно можно объединить в четыре группы: 3 стр. Система « человек — среда обитания»... Гармония жизни. Эстетика быта и труда.
Образование, знания, этика и культура поведения, оздоровительный отдых человека основа безопасности жизнедеятельности. Трансформация нравственных принципов человека в процессе социального... Тема 2. Негативные факторы в системе "человек -среда обитания" и их воздействие на человека и окружающую среду.
Неконтролируемый выход энергии как одна из причин... Мегафакторы мега — очень большой, всеобщий — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Макрофакторы макро — большой — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных станах. Мезофакторы мезо — средний, промежуточный — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут регион, село, город, поселок ; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации радио, телевидения и др.
Микрофакторы — факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: — способы вскармливания младенца и ухода за ним; — формируемые бытовые и гигиенические умения; — окружающие человека продукты материальной культуры; — элементы духовной культуры от колыбельных песен и сказок до скульптур ; — стиль и содержание общения; — методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; — последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. Самосознание личности 2.
Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. Эти специфические человеческие свойства речь, сознание, трудовая деятельность и пр. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий.
Позитивное окружение — люди, которые стремятся к успеху, занимаются личностным ростом, укреплением здоровья, улучшением физической формы и т. Общение с ними мотивирует на развитие, позволяет раскрыть свои способности и добиться впечатляющих результатов. Недаром человек, когда хочет чего-то достичь, объединяется с другими людьми с похожими целями — при поддержке друг друга удается быстрее прийти к результату. Негативное окружение наоборот способно быстро утянуть человека вниз. Такую печальную картину мы можем наблюдать, например, когда дети из благополучных семей попадают в плохие компании. Отсутствие окружения по-разному влияет на людей.
Есть отшельники, которые специально покидают противоречивый мир и прекрасно переносят одиночество. Но большинству людей требуется общение. Важно, какие люди будут удовлетворять эту потребность. Если вы нацелены на успех, стоит позаботиться о том, чтобы в вашем окружении находились те, кто смог добиться успеха или целенаправленно стремится к нему.
В современном мире социальные сети играют значимую роль в формировании социальной среды развития. Они предоставляют возможность для общения, обмена информацией и формирования новых социальных связей. Все эти элементы социальной среды взаимосвязаны и оказывают непосредственное влияние на развитие личности. Изменение в одном элементе может привести к изменению в других и повлиять на становление и развитие человека в обществе. Роли и взаимодействие участников Социальная среда развития включает в себя различных участников, которые играют определенные роли и взаимодействуют между собой. Они влияют на формирование и развитие социальной среды и взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей. Среди участников социальной среды развития можно выделить следующие роли: 1. Общество: общество является основным участником социальной среды развития. Оно определяет ценности, нормы поведения, институты и сферы деятельности, которые влияют на формирование и развитие социальной среды. Государство: государство устанавливает правовую базу, осуществляет управление и контроль за развитием социальной среды. Оно создает условия для развития социальных институтов и оказывает поддержку в решении социальных проблем. Семья: семья является основной ячейкой общества и одним из основных участников социальной среды развития. Семья формирует ценности, традиции и нормы поведения, передает их следующим поколениям. Образовательные учреждения: образовательные учреждения играют важную роль в процессе социализации и образования. Они позволяют детям и молодежи освоить знания, навыки и ценности, необходимые для участия в общественной жизни. Бизнес-сектор: бизнес-сектор создает рабочие места, обеспечивает экономический рост и развитие социальной среды. Он является источником финансирования для программ и проектов, направленных на социальное развитие. Неправительственные организации: неправительственные организации активно участвуют в решении социальных проблем и оказывают поддержку уязвимым группам населения. Они работают на благо общества и помогают снизить социальные неравенства. Взаимодействие между участниками социальной среды развития осуществляется в рамках совместной деятельности, координации усилий, обмене информацией и ресурсами. Каждый участник вносит свой вклад в развитие социальной среды, ориентируясь на общие цели и задачи.
Социальная среда. Часть 1
Социальной средой мы можем назвать то, что окружает личность в социальной жизни – это проявление общественных отношений относительно самого человека. это совокупность отношений и взаимодействий между людьми внутри конкретного общества или группы. Телерадиокомпания «Север». Аудитория телеканала – более 300 тысяч человек. Территория вещания – город Сургут и весь Сургутский район.