Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского. Социолог Лидия Окольская сравнила воспитательные модели Советского Союза и Российской. Этот менталитет даже за тридцать лет свирепого капитализма не искоренили, воспитание не убили. были, но было и много хорошего, такого, что смело можно взять на вооружение в наше время. Что такое актуальные методы воспитания? Как правильно воспитать ребенка, чтобы подготовить его к жизни в современном мире?
17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют
В Госдуме планируют вернуть принципы воспитания советского времени. Как уже было сказано, методика советского воспитания не является категорически неприемлемой в наши дни. В СССР из ребенка пытались сделать человека общественного, в 90-х на первый план вышли достаток и благополучие, а сейчас мы выбираем из ты | PSYCHOLOGIES. Фото: Руслан Полянин В советское время воспитание было официально провозглашено одной из целей школы, и педагоги добивались неплохих результатов. Что предлагают депутаты и в каком виде в российские школы может вернуться советское трудовое воспитание — в материале «».
Назад в СССР: как в школах России будут внедрять трудовое воспитание
Бельгия (комментатор Котэ Махарадзе Советское ТВ) (ЧМ. С течением времени взгляды на воспитание детей, приоритеты в воспитании и его способы меняются. Бельгия (комментатор Котэ Махарадзе Советское ТВ) (ЧМ. Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. Вспоминаем историю появления первого образовательного учреждения для советских детей и то, каким оно стало сегодня. Воспитание того времени было более жёстким и если его сравнивать с теми трактатами, которые пишут современные психологи, то в корне неправильным.
Как в СССР: депутаты предложили вернуть в школы трудовое воспитание
С течением времени взгляды на воспитание детей, приоритеты в воспитании и его способы меняются. Советское воспитание. Учебники советского периода 80-х годов — это не только понятный и доступный материал, удобное восприятие и простота. Бельгия (комментатор Котэ Махарадзе Советское ТВ) (ЧМ. Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно». Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории.
Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер
В СССР существовала жесткая система воспитания молодежи, но она не сработала, заявил кандидат в президенты РФ, действующий глава государства Владимир Путин. Рассказываем, почему советское воспитание – это плохой пример. С развалом СССР многие принципы воспитания подрастающего поколения подвергли справедливой критике. Советское воспитание – это действительно особый термин, который характеризует определенные действия родителей по отношению к ребенку. Советское воспитание – это действительно особый термин, который характеризует определенные действия родителей по отношению к ребенку. Возможно, только благодаря этому советскому воспитанию мы выжили в эти 30 лет.
Отличия воспитания в советское и нынешнее время
Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего. Однако давайте подумаем, насколько реально было бы воспитывать по этим принципам современных детей. Принцип первый. Государство о тебе позаботится Советские дети росли с твердой уверенностью, что их жизнь определит государство: предоставит образование, профессию, место работы, обеспечит жильем и медицинским обслуживанием. Естественно, все — бесплатно. Естественно, не каждый становился директором или начальником. Однако каждую профессию принято было называть почетной. Наши дни. Государство определяет базовые права и свободы гражданина. Каждый строит свою жизнь самостоятельно. Надеяться можно только на себя.
Ребенок, воспитанный по принципу «Государство мне должно» обречен на разочарования и жизненные провалы. Принцип второй. Все — для коллектива «Интересы коллектива выше интересов личности» — так или примерно так говорил авторитетный в СССР педагог Макаренко.
Идея самая простая — люди должны оставаться людьми в любой ситуации. Все новое — хорошо забытое старое. Просто надо посмотреть то, что есть. Военно-патриотическое воспитание мы даем здорово, оно у нас очень хорошо поставлено. Нам нужно добавить сюда воспитание буквально во всем, на каждом предмете.
Через историю, через литературу, через музыку, через труд воспитывать человека».
Это во-первых. Во-вторых, я хочу отреагировать на поправку коллег из фракции «Новые люди» цитатой из Льва Толстого, она звучит так: «Счастье не в том, чтобы делать, что хочешь. Счастье в том, чтобы хотеть того, что делаешь». Я бы еще добавил: надо научиться хотеть того, что делаешь. Я бы не стал брать слово, уважаемые коллеги, если бы не хотел дополнить двумя вещами то, о чем здесь уже говорили.
Имею в виду вот что. Мы получили довольно много писем с беспокойством родителей по поводу того, не приведет ли этот закон к принудительному труду. Не приведет. Обращаю внимание на поправку, которая там включена в число принятых, она правильная. Там говорится о том, что если труд не предусмотрен образовательной программой, то должен действовать Трудовой кодекс. То есть всё только по закону.
Безосновательны разговоры о том, что дети будут строить дачи директорам, как уже упоминалось. Закон такого не позволяет. И последнее — о нашем наследии. На заседании комитета по просвещению возникла дискуссия, когда один из наших коллег высказался в том смысле, что система Антона Семеновича Макаренко безнадежно идеологически устарела.
Лишь детям сотрудников крупных предприятий выпадало счастье отдохнуть на Черноморском или Азовском побережьях. Наиболее знаменитым пионерским лагерем, разумеется, был «Артек», в котором все было «самое-самое». Иногда путевки в него доставались отличникам и победителям олимпиад. В пионерских лагерях мы просыпались под звуки горна, делали утреннюю зарядку, ходили строем, пели гимн пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи…», ну и влюблялись, конечно. А потом был комсомол, в ряды которого многие представители нашего поколения так и не успели вступить.
Правда, комсомольская организация была открыта только для самых достойных юных личностей. Комсомольский значок на груди означал окончательное расставание с детством. В человеке все должно быть прекрасно. Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. С малых лет нас одевали в пальтишки и шубки, в которых было трудно пошевелить руками. Рейтузы, заправленные в валенки, всегда кололись, но учили нас смиряться с неудобствами. Колготки всегда сползали и морщились на коленках. Особо аккуратные девочки подтягивали их на каждой перемене, остальные же ходили как есть. Школьная форма для девочек была из чистой шерсти.
Многие не любили ее за состав ткани и за сочетание цветов, унаследованное от дореволюционной гимназической формы, но все-таки ей было присуще своеобразное обаяние. Воротнички и манжеты приходилось перешивать чуть ли не каждый день, и это учило наших мам, а потом и нас самих быстро справляться с иголкой и ниткой. Темно-синяя форма для мальчиков изготавливалась из какой-то бессмертной полусинтетической ткани. Каким только испытаниям не подвергали ее советские мальчишки! Выглядели они в ней не слишком элегантно, но и в этом был элемент воспитания: в мужчине — не внешность главное. Делу время, потехе час У уважающих себя советских школьников не было принято бездельничать. Очень многие из нас учились в музыкальных и художественных школах, серьезно занимались спортом. Тем не менее, времени всегда хватало и на игры, и на детские развлечения. Самые счастливые часы нашего детства проходили во дворе.
История начальной военной подготовки в советских и российских школах
Отстающих учеников в школе «песочили» и «подтягивали». Сегодня тотальная успеваемость тоже приветствуется, но не ставится во главу угла. Поэтому я всё-таки голосую за интерес. Если подросток решил, что станет филологом и язык и литература представляют для него неподдельный интерес, бессмысленно требовать от него досконального знания химии. Но это, разумеется, не исключает того, что точные науки он должен знать хотя бы на базовом уровне. В конце концов, в жизни пригодится». Было: учитель всегда прав. Старших нужно слушаться. Сегодня: ребёнок имеет право на своё мнение. Отстаивание своего мнения ребёнком и дома, и в школе — частая причина конфликтов, поскольку взрослые порой не готовы воспринимать подростков как равных. В советское время не было принято перечить взрослым, их слово было законом.
Главное — научиться общаться на основе взаимного уважения и убедительных аргументов. В этом общении ребёнок в конечном итоге и познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. И ещё один важный момент. Необходимо, чтобы взрослый умел признавать свою неправоту, в этом залог доверительных отношений».
Он создал Школу-коммуну для трудновоспитуемых детей имени Ф. Достоевского, которую прославили в народе ее выпускники - Григорий Белых и Л.
Пантелеев - написавшие культовую книгу «Республика ШКИД», по которой снят не менее культовый одноименный советский фильм. Коммунистическое воспитание Полностью советская система образования сформировалась к концу 1920-х годов. Ее главным идеологом была Надежда Крупская - жена Владимира Ленина и заместитель наркома просвещения. Воспитание таким образом должно «воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Крупская была не согласна с некоторыми методами Макаренко и других педагогов, но также использовала такие принципы как самоуправление или институт шефства одних учеников над другими. Надежда Крупская среди пионеров, 1927 Sputnik В 1922 году Надежда Крупская инициировала создание в СССР пионерской организации для детей, которая выросла из российского скаутского движения, созданного еще при Николае II в 1908 году.
Однако что важно - скаутская по форме, пионерия была коммунистической по содержанию. Юные пионеры воспитывались в духе «преданности советской родине, пролетарского, социалистического интернационализма, сознательного отношения к труду и общественному достоянию, освоению духовной культуры, непримиримости ко всему, что чуждо социалистическому образу жизни». В пионерскую организацию массово вступали все школьники с 10 лет. По сути пионерская организация прививала детям моральные и нравственные нормы что до революции было задачей церкви : хорошо учиться, быть честными, трудолюбивыми, уважать старших. Активно продвигался дух товарищества, взаимопомощи, сильные ученики должны были помогать слабым. Пионеры также брали шефство над пожилыми и одинокими людьми, собирали макулатуру, активно участвовали в жизни страны.
Legion Media «Иконой» и главным символом всей пионерии помимо красного галстука был Владимир Ленин: пионеры шествовали с его портретами, возлагали цветы к его памятникам и даже несли почетный караул в музее Ленина. Кстати, до пионерии с 7 лет ребенка посвящали в «октябрята» и выдавали значок с портретом юного Владимира Ленина. Девизом пионерии было «Всегда готов!
В школах на уроках трудового обучения обучали простым трудовым премудростям: мальчики работали на станках, девочки шили,вязали, готовили. Минимум свободного времени Для праздного шатания времени оставалось, часть детей после уроков шли на группу продлённого дня, другие - домой, чтобы пообедать и идти на занятия в секции и кружки. В СССР было много музыкальных, художественных и спортивных школ, при Дворцах пионеров - многочисленные секции. Не баловать детей Детей запрещалось баловать, родителям объясняли, что избалованные дети вырастают в асоциальные элементы.
Любовь к природе Любовь к природе и животным прививалась с малолетства: проводились уроки на свежем воздухе, в школах были «живые уголки», работали кружки: зоологические, ботанические, туристические. Моральные ценности Моральные ценности включали в себя общепринятые человеческие принципы: жить для общества, быть вежливым, уважать старших, почитать семью, не стремиться к материальным ценностям. Все эти принципы по сути близки христианским заповедям, но преподносились, как принципы воспитания советского человека - строителя коммунизма.
Разницы между советским и сейчас воспитанием нет! Каждый Индивидуален в каждой семье свои законы и своя жизнь и обобщать не надо! А я вообще живу в семье из 5 человек я отец мама и 2 брата мне 15 лет и я сам себя воспитывал я вообще все чего достиг все сам знания интересы занятия Я очень умный для своих 15 лет но каждый день я становлюсь ещё умнее читаю в Интернете Книгах и Википедии Историю Этносы Политику Экономику! Я сам Социалист Демократ за идеи Маркса! Остальные ответы.
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову
Ответ на этот вопрос четко сформулировал Геннадий Сараев, который считает, что труд должен быть связан с профориентационными мероприятиями: «Если мы говорим о том, как мы можем детей привлекать к труду, то это должно быть в рамках образовательной программы, когда детей обучают профессии. Тогда через, например, профессию ландшафтного дизайнера, можно приучить ребенка к уборке территории, пропалыванию клумб и так далее. Или, например, ребенка обучают плотницкому делу. Обучение труду в сельской местности — это если школьника учат промывать детали, изучать комбайн и так далее. То есть каким-то образом встраиваешься в труд, который позволяет освоить профессию», — считает Сараев. Узнать подробнее Обмудсмен отметил: труд может быть не только в стенах школы, но и в автомастерской в качестве помощника мастера, помощника уборщика, дворника, повара и всевозможные другие сферы деятельности, которые могут пригодиться ребенку во взрослой жизни. Замотивировать ребенка к тому, чтоб выполнять какую-то работу можно объяснением, где ему это может пригодиться. Сегодня современные школьники, завтрашние студенты, должны определиться с профессией в 17-18 лет, а затем связать свою жизнь с тем, что выбрали поспешно или вовсе на что указали их родители. Вопрос о том, почему молодежь не работает по полученной специальности напрямую связан с профориентацией в школьный период, когда попробовать себя можно в любой профессии. Кто будет это контролировать?
Скептично настроен и Александр Гезалов. На его взгляд, нагрузка по контролю дополнительной деятельности обучающихся ляжет на учителей. Он также считает, что развить в сознании ребенка не только возможность, но и необходимость участвовать в общественно полезных мероприятиях должны родители. Основной агент влияния — родители.
Зависела сумма и от времени пребывания ребенка в учреждении: 10-14 часов или сутки. В крупных городах платить приходилось на рубль—два больше, чем в селе. Но в любом случае, детский сад не бил по карману даже малоимущим.
В среднем в 70-х десятичасовое пребывание ребенка в саду стоило 4 рубля в месяц, 14 часов - 5 рублей, а суточное пребывание обходилось родителям аж в 6. Воспитание в яслях оценивалось в 3 рубля в городе и до 2 в селе. Дороже всего приходилось платить за выездное 24-часовое пребывание детей в санаториях, что тогда часто практиковалось 9-20 рублей для горожан и 6-18 для сельчан. Нужно сказать и о льготах. Каждое дошкольное учреждение опекалось шеф-предприятием, которое поддерживало подопечное хозяйство в порядке и выполняло текущие ремонты. Крупные промышленные предприятия за свой счет строили на морском побережье детские лагеря, а смежные колхозы снабжали их продуктами. О чем вспоминают воспитанники советского детсада Государство заботилось о детях очень ответственно.
Огромное внимание уделялось питанию. Меню составляли по рекомендациям специалистов по о здоровой и вкусной пище — ничего жирного, жареного, соленого, острого, пряного. Топ самых частых блюд выглядел таким: манка, гороховый суп, омлет, гуляш, творожная запеканка, какао. Многое, конечно, зависело от мастерства и стараний поваров. Именно поэтому кто-то и сегодня с ужасом вспоминает комочки в манке и слизкий кисель. А другие утверждают, что еще и за добавкой ходили. Одно из общих безрадостных воспоминаний бывших советских детсадовцев — тихий час.
На базе колонии для малолетних правонарушителей он разработал систему перевоспитания трудных детей, которую предлагал внедрить и в общеобразовательные учреждения. Свои принципы Макаренко изложил в «Педагогической поэме», и его имя стало в России таким же известным и нарицательным, как Монтессори. Макаренко с членами коммуны имени Ф. Дзержинского на летнем отдыхе в Ялте, 1930 TASS В школах старого образца учитель имел авторитарную власть над детьми, а основным принципом Макаренко было вовлечь детей в «общее дело» например, несложный труд - уборка классной комнаты , заинтересовать их тем, что каждый ответственен и за себя и друг за друга. Энергия ребенка таким образом направлялось на общее благо, он чувствовал себя важным и нужным. Кроме того, Макаренко исповедовал принципы «демократии» в школьной среде - все дети могли высказаться, проводили общие собрания, выбирали старосту, брали на поруки новичков или малышей.
При этом он следил за соблюдением дисциплины - и не пренебрегал наказаниями для провинившихся и нарушителей порядка. Он создал Школу-коммуну для трудновоспитуемых детей имени Ф. Достоевского, которую прославили в народе ее выпускники - Григорий Белых и Л. Пантелеев - написавшие культовую книгу «Республика ШКИД», по которой снят не менее культовый одноименный советский фильм. Коммунистическое воспитание Полностью советская система образования сформировалась к концу 1920-х годов. Ее главным идеологом была Надежда Крупская - жена Владимира Ленина и заместитель наркома просвещения.
Воспитание таким образом должно «воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Крупская была не согласна с некоторыми методами Макаренко и других педагогов, но также использовала такие принципы как самоуправление или институт шефства одних учеников над другими. Надежда Крупская среди пионеров, 1927 Sputnik В 1922 году Надежда Крупская инициировала создание в СССР пионерской организации для детей, которая выросла из российского скаутского движения, созданного еще при Николае II в 1908 году. Однако что важно - скаутская по форме, пионерия была коммунистической по содержанию. Юные пионеры воспитывались в духе «преданности советской родине, пролетарского, социалистического интернационализма, сознательного отношения к труду и общественному достоянию, освоению духовной культуры, непримиримости ко всему, что чуждо социалистическому образу жизни».
Но у многих идейных родителей он доходил до абсурда, когда жизнь и время клались на благо страны в послевоенное время это было оправданно, но в 70-е уже имело патологический характер. Этот настрой держится и сейчас, только уже в другой форме, когда матери выбирают разгребать завалы на работе во внеурочное время и не приходят на детские выступления. Компенсация этой ошибки — суперэгоизм, когда частенько всем на всех наплевать или, наоборот, в интернете нужно показать и донести свое мнение и позицию, чтобы показать свою важность. При этом чувства и желания других абсолютно не учитываются. Обратная сторона «счастливого советского детства» Поколение 60-х росло в круглосуточных детских садах, а лето проводило в лагерях, где ходили строем и воспитанием личности особо никто не занимался. Далеко не все родители выстраивали связи и теплые отношения не только с детьми, но и друг с другом, ведь они сами — послевоенное поколение, кто их этому учил? В результате дети много времени проводили во дворе без присмотра, редко общались со старшими, часто на старших детей «вешали» младших. Сегодня имеется перекос в другую сторону, когда родители просто душат своих детей развивашками, театрами, спортом, пытаясь дать то, чего у них не было. И уже успело вырасти поколение детей реальный случай из практики коллеги , когда муж бросил семью после рождения первенца, сам не понимал, почему. И только на психотерапии выяснилось, что его так задолбали с детства вниманием и воспитанием, что со своим сыном он осуществил мечту детства — оставил ребенка в покое в буквальном смысле! Сначала разобраться со своими приоритетами: что для вас важно в первую, во вторую, в третью очередь? Дети приоритетам учатся у вас. И если для вас мнение учительницы о вашем ребенке ценнее, чем чувства и переживания вашего чада, то ребенок тоже научится тому, что «общественное важнее индивидуального». Но и если вы не разбираетесь, а с ходу во всем вините школу или дворовых мальчишек и искренне считаете, что ваш ангел ни в чем не виноват априори, то получите перекос в другую сторону. Еще по теме Психолог раскрыла подлинный секрет дружбы: «Без этого ничего не получится» 5. Хвалить — только портить Пресловутое правило «красной ручки». Многих с детства носом тыкали в недостатки и ошибки, ругая или «играя в молчанку», мол догадайся сам а , что ты натворил а. А если что-то делает ребенок хорошо — так и надо. В итоги дети не понимали четких критериев, когда они уже хорошие-то? И изо всех сил либо старались заслужить любовь требовательных взрослых, либо бунтовали против такого отношения. Но страх ошибиться развивался у всех. И долгое время это было оправданно, так как цена ошибки инженера, строителя, просто гражданина могла быть фатальной. Во многих профессиях она и сейчас может быть фатальной, но не нужен такой уровень страха. Сейчас есть много других инструментов для воспитания ответственности в детях. И это отдельная большая тема для комментария детского психолога. И снова я буду говорить о золотой середине в этом вопросе. Похвала, как и объяснение того, что, где и как сделано неправильно и какие за это будут последствия, нужны — каждые в свое время и при соответствующих обстоятельствах. Главное — не дать этой установки сдерживать похвалу, когда она действительно нужна. Как в советское время человек рвался соответствовать образу «советского успешного гражданина» стенка, хрусталь, ковер , так и теперь в соцсетях наблюдается кто во что горазд.
Как воспитывали детей в советское время
- 10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
- Прекрасное ужасное советское воспитание
- Как воспитывали детей в СССР
- 1. Соблюдение режима
Навигация по записям
- ПРАВИЛО № 2 «Отцовский ремень - лучший учитель»
- Воспитай меня строго: выживет ли ребенок с советским воспитанием в современном обществе?
- Вы точно человек?
- Расскажите друзьям
- Чувство меры