Поиск попутчиков для совместных поездок по маршруту Горно-Алтайск – Новосибирск на сайте
Путешествие в 15 тыс километров:Партизанск — Улан-Батор — Горный Алтай — Новосибирск — Партизанск
Новосибирск горный алтай расстояние. Карта горного Алтая с турбазами. Алтайский край. 396 км. Расчетное время преодоления расстояния между городами Новосибирск и Горно-Алтайск на машине составляет 5:05. От Новосибирска до Акташа на Алтае расстояние на машине составит 788 км. Дорога одна – Чуйский тракт. Если вы едете на Алтай из Барнаула, вы можете проехать на своём авто по подъездной дороге к г. Новоалтайск в Алтайском крае, а затем продолжить движение по. Расстояние между Горно-Алтайском и Новосибирском на машине составляет – 448 км, время в пути около 6 ч., а расстояние между точками по прямой – 396 км. Посмотреть детали маршрута на карте Республики Алтай и Новосибирской области.
1800 км: Новосибирск - Ая - Ак-Боом - Марс-2 – Белокуриха и обратно
используйте расстояние между городами. Расписание транспорта Новосибирск — Горно-Алтайск: автобусы и самолёты. Цена билета на самолет от 4 735 ₽, на автобус от 1 712 ₽. Время в пути: самолёт от 1 час, автобус от 7 ч 15 мин. Купить билет онлайн. Новосибирск, Новосибирская область будет показан в таблице и на карте. Новосибирск, Новосибирская область будет показан в таблице и на карте. Новосибирск горный алтай расстояние. Карта горного Алтая с турбазами.
Новосибирск - Горный Алтай. Готовый маршрут на недельное путешествие
Расстояние между городами Горно-Алтайск и Новосибирск составляет около 448 km (что примеро 278 ml) при движении по автомобильным дорогам через. В Алтайском крае официально стало на 3000 больше многодетных семей. Новосибирск с ценами, датой и временем отправки. Расстояние от Новосибирска до Чемала по прямой — около 450 километров. Источник: Александр Ощепков. Для неискушенных туристов Алтай начинается уже в Чемальском районе. Расстояние от Горно-Алтайска до Новосибирска составляет 451 км на автомобиле (5 ч 37 мин) и 399 км по прямой. Маршрут Горно-Алтайск – Новосибирск на карте, через какие населённые пункты проходит дорога.
Новосибирск горный алтай расстояние
Преодолели расстояние 1278 км, остановились на ночь в Новосибирске. Расчитать расстояние от Алтая до Новосибирска на автобусе: время в дороге, расход и стоимость топлива. 24 в Алтае, ориентировался по газойлу. Прямые рейсы из Горно-Алтайска в Новосибирск выполняют авиакомпании. Открылось движение по трассе Новосибирск-Алтай через Камень-на-Оби (фото).
Новосибирск километров
Расстояние между городами Горно-Алтайск и Новосибирск составляет около 448 km (что примеро 278 ml) при движении по автомобильным дорогам через. Точное расстояние от Новосибирска до Алтая на машине по автодороге в километрах, по прямой на самолете по авиалинии, а также время нахождения в пути между Новосибирском и Алтаем. На Алтай из Новосибирска: автобусом, самолётом, поездом, автомобилем!
Расстояние между городами Алтай — Новосибирск в км, маршрут
Чтобы арендовать автомобиль для поездки на Алтай вовсе не обязательно ехать в наш офис. Достаточно отправить предварительную заявку с сайта и указать в ней, где вы хотите встретиться с нашим менеджером. Мы сами доставим автомобиль к аэропорту "Толмачево", на вокзал «Новосибирск-Главный». Всего за пару недель, взяв машину на прокат в Новосибирске, вы сможете вдоволь насладиться его величественной нетронутой природой. Горы и пещеры, реки и водопады, зеркальные озера, многочисленные экскурсии и сплавы в различных районах — все это будет доступно только для Вас. Преимущества наших машин: современные безопасные и надежные модели своевременное дилерское обслуживание тщательная подготовка машин опытными сотрудниками проката к каждой поездке внимание к пожеланиям наших клиентов в дополнительном оснащении детские кресла, GPS- навигаторы круглосуточная техническая поддержка возможность передвижения вплоть до границы с Монголией Внимание!
Очень живописное место, раскинули палатки на берегу реки, на территории базы «Караван парк». Цель такого маршрута по Алтаю — на следующий день посмотреть водопады неподалеку. Находится он не доезжая до села Еланда примерно 3 км. После осмотра водопада Чеч-Кыш, направились в сторону села Куюс до водопада Бельтырьеск. Дорога до него заняла около 1,5 часов в одну сторону. Дорога плохая и кто писал в интернете, что она отличная? Практически на подъезде к водопаду пришлось пересесть к местному в ниву, так как на обычной машине к водопаду не подняться, либо пройтись пешком около 20-30 минут. После осмотра водопада, двинули до Телецкого озера. Остановились на ночь в турбазе «Юрток» не доезжая 2 км до Телецкого озера, села Артыбаш. Приехали поздно ночью, поэтому не стали швартоваться сразу на Телецком, поскольку мы планировали разместиться на озере на 4-5 дней, хотели выбрать нормальное место под палатки утром. День ушел на прогулки по северному побережью. Полдня безмятежного релакса у бассейна на базе, расслабились 11 день маршрута по Алтаю: заплыв на южный берег Телецкого озера Были на экскурсии на южный берег Телецкого озера, включая осмотр водопадов, впадающих в озеро. Того стоит, обязательно! Очень красивая природа. Вечером устроили праздничный ужин на прощание с Алтаем.
Альтернатива общественному транспорту и самостоятельной поездке за рулем — BlaBlaCar или заранее заказанный трансфер. Автобусный маршрут между городами проходит через Бердск, Черепаново, Бийск, Быстрянку и другие населенные пункты. Расписание автобусов Новосибирск — Горно-Алтайск 2024 Между городами ежедневно выполняются утренние и ночные рейсы. Цена билета на автобус Новосибирск — Горно-Алтайск 2024 Стоимость проезда на автобусе — от 1 600 рублей. В высокий сезон летом направление может быть доступно на сайте Unitiki : при наличии предложений от перевозчиков-партнеров можно не только уточнить цены и расписание, но и купить билет на автобус Новосибирск — Горно-Алтайск онлайн.
Онлайн маршрут приведёт вас также в центр населённого пункта село Алтай. Вы можете приблизить любую из точек маршрута Новосибирск - село Алтай на карте дорог и затем переместить маркер вручную, либо указать точные адреса в специальной форме. По трассе: По прямой: Калькулятор расхода топлива по маршруту Новосибирск - село Алтай при движении на машине Поскольку расход топлива и стоимость за литр может меняться в зависимости от транспортного средства - вы можете самостоятельно корректировать эти параметры, используя калькулятор расхода топлива, и получая более точный результат стоимости поездки. Затраты на топливо при движении на машине составят 2945. Чтобы рассчитать топливо по маршруту Новосибирск - село Алтай корректируйте его стоимость и расход на 100км Расстояние км - редактируйте... Цена топлива за литр руб.
Как добраться из Новосибирска до Горно-Алтайска
Водитель будет ожидать Вас бесплатно 20 минут по адресу подачи в аэропорту 60 минут, на вокзале 30 минут. Условия отмены без штрафа указаны в маршрутной квитанции. Закажите трансфер Новосибирск - Алтай Резорт в компании Альбатрос, забранируйте трансфер сейчас и сэкономьте - наши цены Вас приятно удивят!
Но один хрен дешевле. Кто поедет на газу, имейте ввиду, ближайшая газовая заправка больше 100км от Чемала Что интересно, масла не ушло ни грамма по щупу, отмою движку, посмотрю, может прокладка прогрелась, приняла форму, и не придется лезть в движку, ибо желания ноль. Ехали до Чемала, дорога заняла около 8 часов, обратно также. В пятницу в 4 утра выехали. В воскресенье в 6 вечера вернулись.
Новосибирск Красноярск. Новосибирск до Красноярска.
Новосибирск Красноярск расстояние. Красноярск и Новосибирск на карте. Москва Иркутск. Москва Красноярск карта. От Москвы до Иркутска. Расстояние от Москвы до Иркутска. Искитим на карте России. Новосибирск Линево расстояние. Новосибирск Искитим маршрут.
Расстояние между Новосибирском и Искитимом. От Новосибирска до Красноярска. Омск - Новосибирск трассы. Челябинск Омск трасса трасса. Новосибирск Павлодар. Новосибирск Павлодар дорога. Трасса новосибирспавлодар. Новосибирск Павлодар граница. Барнаул Завьялово карта.
Трасса Новосибирск Завьялово Алтайский край. Сколько километров от Завьялова до Барнаула. Новосибирск Завьялово Алтайский расстояние. Автодорога Омск Новосибирск карта. Омск Новосибирск маршрут. Трасса Омск Новосибирск карта. Новосибирск Омск дорога на карте. Камень на Оби Славгород карта дорог. Карта Карасук Славгород Барнаул.
Расстояние между городами Обь и Новосибирск. Барнаул Яровое расстояние на автомобиле через Мамонтово. Новосибирск Москва километраж. Москва Новосибирск карта. Моска Новосибирск расстояние. Москва Новосибирск расстояние. Северный объезд Новосибирск на карте. Северный объезд Новосибирск пробка. Северный объезд Новосибирск пробка сейчас.
Маршрут Уфа Новосибирск. Новосибирск до Уфы. Уфа Новосибирск карта. Трасса Новосибирск Уфа. Чуйский тракт. Съезд на трассе. Российские дороги трассы. Трасса Новосибирск Астана. Дорога Новосибирск Караганда.
Новосибирск Астана на карте. Барнаул Казахстан расстояние. Новосибирск Астрахань на карте. Астрахань Новосибирск расстояние. Омск Новосибирск расстояние. Новосибирск Владивосток расстояние.
А пока мы двигаемся по Чуйскому тракту и заезжаем в столицу республики — Горно-Алтайск. Кстати, это вообще единственный город в Горном Алтае. Смотровая площадка на горе Туу-Кайа в Горно-Алтайске Источник: Александр Ощепков Население Горно-Алтайска — чуть больше 60 тысяч человек, но выглядит город на все 100 в прямом и переносном смысле. Набережная, гора со смотровыми площадками, футбольные поля и парки.
Одна из главных достопримечательностей — национальный музей Республики Алтай имени А. Из более простых, но дорогих развлечений — колоритное кафе «Типография», которое находится в бывшей настоящей типографии. Кстати, в здании сохранились действующие станки, которые даже можно потрогать. Дорога не покажется скучной, потому что рельеф меняется: от утопающих в зелени гор до возвышенностей, словно покрытых верблюжьей шкурой. Дальше горы более самодостаточные, немного отрешенные от всего мирского — людей и мельтешащих машин у их подножья. Надо сказать, что Чуйский тракт — дорога почти идеальная. Покрытие, разметка, даже повороты не такие крутые и ехать не так сложно, как кажется. На большей части Чуйского тракта — двухполосное движение Источник: Александр Ощепков Просто только когда небольшой трафик — в июле будет сложнее, обгон на таких участках — почти экстрим. Вообще подъем и спуск на Семинском перевале — довольно плавный, так что можно даже не заметить, где он начинается и где заканчивается. Но стелу вы не проедете.
Рядом бойко торгуют сувенирами и монгольским кашемиром, полно закусочных — словом, место привала. В сувенирных лавках можно купить почти всё, что есть на Алтае: от медовухи до шкуры медведя Источник: Александр Ощепков На перевале Чике-Таман 659-й километр еще красивее. Ощущение восторга настигнет уже на главной смотровой площадке, где стоит памятник строителям Чуйского тракта. Любителям побродить по рыночкам здесь понравится: за углом развернулась настоящая ярмарка с сувенирами, местной медовухой и национальной кухней. Кажется, что Чике-Таман выше, чем Семинский, но на самом деле нет. На смотровой площадке перевала Чике-Таман. Памятник строителям дороги Источник: Александр Ощепков Коровы, кони, козлики и ягнята достойны отдельного репортажа. Алтай без рыжих копытных — не Алтай. Стадо по привычке неспешно переходит оживленную трассу, а маленькие барашки заставляют туристов держать за них кулачки, потому что страшно смотреть, как малыши прыгают по узким горным тропинкам. Рыжие коровы сопровождают туристов даже в совсем диких районах Источник: Александр Ощепков В Онгудайском районе горы уже другие.
Новосибирск - Горный Алтай. Готовый маршрут на недельное путешествие
Выгоднее всего будет при групповых поездках. Трансфер осуществляется на микроавтобусах и легковых автомобилях. Чтобы просмотреть список трансферов Горно-Алтайск — Новосибирск и оформить заказ на нужную дату, кликните по кнопке "Искать доступные машины такси". Это один из самых быстрых и самых дешевых способов трансфера. Представляем Вам список авто с попутчиком, доступных на данный момент.
Было арестовано около 600 человек, к расстрелу были приговорены 250 активных участников [43] [44]. Красный проспект , 1926 год Чтобы восстановить важнейший транспортный узел, руководство ВЦИК 13 июня 1921 года, посредством Сибревкома решает всё-таки превратить Ново-Николаевск в «новый пролетарский административно-политический центр», на части территорий Томской и Омской губерний формируется Новониколаевская губерния. Здесь вновь располагается Сибревком, сюда из Омска переводятся все сибирские управленческие структуры РКП б , включая редакцию газеты « Советская Сибирь ». В состав были включены бывшие Томская , Омская , Новониколаевская , Алтайская и Енисейская губернии, а также Ойротская автономная область. С 21 апреля по 16 мая 1923 года проходил крупный показательно-политический судебный Базаровско-Незнамовский процесс , один из первых масштабных на территории Сибири.
Подсудимые обвинялись в антибольшевистском заговоре [45]. После восстановления советской власти в декабре 1919 года этот вопрос снова начал обсуждаться, предлагалось много вариантов [46]. В декабре 1925 года первый краевой съезд Советов Сибири решил вопрос о новом названии города, и газета «Советская Сибирь» от 10 декабря 1925 года поспешно пишет о переименовании Новониколаевска в Новосибирск. Так как официально город назывался Ново-Николаевск, то в постановлении ВЦИК о переименовании от 12 февраля 1926 года ошибка была исправлена — Ново-Николаевск был переименован в Ново-Сибирск. Однако, как и в прежнем названии города, дефис в названии Ново-Сибирск не прижился в обществе и не использовался. В ранге административного центра крупнейшей в мире административно-территориальной единицы Новосибирск снова начинает развиваться. Город получает прозвище «Сибирский Чикаго» — с лёгкой руки народного комиссара просвещения РСФСР , академика Анатолия Луначарского , который в конце 1920-х побывал в Новосибирске и так записал свои впечатления от посещения города: «Если пять лет тому назад Новосибирск представлял собой ещё полудеревню, то сегодня это оригинальный город, выросший в двухсоттысячную столицу и неудержимо мчащийся вперёд, как настоящий сибирский Чикаго» [47]. В 1930 году Кривощёковская слобода была включена в состав территории города, который до этого времени располагался исключительно на правой стороне Оби, и переименована в Заобский район. В те же годы, в 1931—1932 годах, начали строить соцгородок в районе станции Эйхе , где дома для железнодорожников проектировал известный немецкий архитектор Рудольф Волтерс.
Небольшой посёлок, построенный в лесочке, оставшемся от строительства Транссиба, в полноценный городок так и не вырос. Ещё один город-сад, ровесник первым двум, был запроектирован вокруг будущего завода им. Чкалова — он был заложен в 6 км от Новосибирска, что вполне соответствовало концепции, и построен фактически на болотах в районе станции Ельцовка. Проект этого соцгородка, разработанный на основе немецких проектов для Новокузнецка , не сохранился, но сотрудникам музея известно, что по нему было построено только четыре здания: два дома в начале улицы Республиканской и два — на улице Трикотажной, 49 и 49"а". Строительство Дома науки и культуры, будущего Оперного театра , на площади Ленина Трамвай на площади Ленина , 1935—1937 годы В 1934 году на строительстве Дворца науки и культуры ныне театр оперы и балета завершилось сооружение купола, разработанного московским инженером Б. Лежащий на опорном железобетонном кольце, которое, в свою очередь, опирается на стоящие по кругу колонны, этот купол был создан как уникальная монолитная железобетонная конструкция диаметром 55,5 м, с толщиной стенок 8 см. Здание Оперного театра становится символом современного Новосибирска [48] [49]. Вид на Красный проспект и недавно созданный Первомайский сквер , 1937—1938 годы.
Максимальная цена по направлению из Горно-Алтайска в Новосибирск — за 30 дней до вылета , примерно 16 312 рублей. В большинстве случаев раннее бронирование помогает сэкономить, воспользуйтесь этим! Динамика цен билетов на самолёт из Горно-Алтайска в Новосибирск в зависимости от дня недели Стоимость авиабилетов из Горно-Алтайска в Новосибирск не представляет собой фиксированную и постоянную сумму. Она зависит от множества факторов, в том числе и от дня вылета. Динамика изменений видна на графике. По статистике, самый доступный вариант рейсов из Горно-Алтайска в Новосибирск — по субботам, их средняя стоимость — 5 916 рублей. Наиболее дорогие рейсы — по пятницам, их средняя стоимость — 10 031 рубль.
Красота, да и только. В Ине можно посмотреть Цаплинский мост, мы не стали, с дороги только глянули. А вот слияние посмотреть надо обязательно. Легенда гласит, что Чуей звали красивую девушку. Собиралась она замуж за охотника Курая. Но перед свадьбой на племя напало войско хана. Курая ранили отравленной стрелой, и он закричал Чуе, чтобы она убегала. Рыдая, бежала Чуя по камням, но упала, обессилев, и превратилась в реку. А Курай обратился в скалу, которая вечно теперь стоит в Курайской степи. Место это почитаемо алтайцами. Везде на смотровой площадке сложены «обо» — так называются горки из камней. Сложили и мы. Километров через 40 доехали, наконец, до Ак-Боома. Петроглифы Калбак-Таша и Ининские стелы смотреть не стали, видели в предыдущие поездки. До ХХ века хорошей дороги тут не было, только вьючный путь, который во времена Екатерины Великой лишь расширили до обозной дороги. Старый Чуйский тракт был построен в начале ХХ века. В гражданскую, прямо со скалы, белогвардейцы скинули красноармейцев в бурную Чую — и живых, и мёртвых, всех вместе. Теперь на этом месте расположен памятник. Нормальную современную трассу возле этой скалы прорубили в самой глыбе только в 80-х. Первым делом зашли отобедать в кафе на трассе. Неожиданным образом оказалось вкусно — и манты, и плов, и котлетки. Сам населённый пункт, село Ак-Бом, расположен через Чую, если перейти через подвесной мост. Дальше в село мы не пошли, а вот баню на турбазе забронировали.
Расстояние между городами Алтай — Новосибирск в км, маршрут
Динамика цен в зависимости от количества оставшихся дней до вылета из Горно-Алтайска в Новосибирск Что выгоднее: покупать авиабилеты заранее, избегая всеобщего ажиотажа, или ближе к дате вылета воспользоваться «горячим» предложением? График поможет вам определить лучшее время для приобретения авиабилетов. Посмотрите, как менялась цена на авиабилеты из Горно-Алтайска в Новосибирск в зависимости от времени покупки. Минимальная цена по направлению из Горно-Алтайска в Новосибирск — за 1 день до вылета , примерно 4 340 рублей. Максимальная цена по направлению из Горно-Алтайска в Новосибирск — за 30 дней до вылета , примерно 16 312 рублей. В большинстве случаев раннее бронирование помогает сэкономить, воспользуйтесь этим! Динамика цен билетов на самолёт из Горно-Алтайска в Новосибирск в зависимости от дня недели Стоимость авиабилетов из Горно-Алтайска в Новосибирск не представляет собой фиксированную и постоянную сумму.
Восставшие формируют собственные вооружённые силы и партизанские отряды. На тот момент в Новониколаевске отсутствует постоянный гарнизон Красной армии и защита города организована силами сотрудников ВЧК и народной милиции. Части мятежников захватили близлежащую к городу станцию Чик. Сибревком срочно эвакуирует в Томск все государственные и партийные учреждения. Томску возвращён статус столицы губернии. Восстание было жестоко подавлено. Было арестовано около 600 человек, к расстрелу были приговорены 250 активных участников [43] [44]. Красный проспект , 1926 год Чтобы восстановить важнейший транспортный узел, руководство ВЦИК 13 июня 1921 года, посредством Сибревкома решает всё-таки превратить Ново-Николаевск в «новый пролетарский административно-политический центр», на части территорий Томской и Омской губерний формируется Новониколаевская губерния. Здесь вновь располагается Сибревком, сюда из Омска переводятся все сибирские управленческие структуры РКП б , включая редакцию газеты « Советская Сибирь ». В состав были включены бывшие Томская , Омская , Новониколаевская , Алтайская и Енисейская губернии, а также Ойротская автономная область. С 21 апреля по 16 мая 1923 года проходил крупный показательно-политический судебный Базаровско-Незнамовский процесс , один из первых масштабных на территории Сибири. Подсудимые обвинялись в антибольшевистском заговоре [45]. После восстановления советской власти в декабре 1919 года этот вопрос снова начал обсуждаться, предлагалось много вариантов [46]. В декабре 1925 года первый краевой съезд Советов Сибири решил вопрос о новом названии города, и газета «Советская Сибирь» от 10 декабря 1925 года поспешно пишет о переименовании Новониколаевска в Новосибирск. Так как официально город назывался Ново-Николаевск, то в постановлении ВЦИК о переименовании от 12 февраля 1926 года ошибка была исправлена — Ново-Николаевск был переименован в Ново-Сибирск. Однако, как и в прежнем названии города, дефис в названии Ново-Сибирск не прижился в обществе и не использовался. В ранге административного центра крупнейшей в мире административно-территориальной единицы Новосибирск снова начинает развиваться. Город получает прозвище «Сибирский Чикаго» — с лёгкой руки народного комиссара просвещения РСФСР , академика Анатолия Луначарского , который в конце 1920-х побывал в Новосибирске и так записал свои впечатления от посещения города: «Если пять лет тому назад Новосибирск представлял собой ещё полудеревню, то сегодня это оригинальный город, выросший в двухсоттысячную столицу и неудержимо мчащийся вперёд, как настоящий сибирский Чикаго» [47]. В 1930 году Кривощёковская слобода была включена в состав территории города, который до этого времени располагался исключительно на правой стороне Оби, и переименована в Заобский район. В те же годы, в 1931—1932 годах, начали строить соцгородок в районе станции Эйхе , где дома для железнодорожников проектировал известный немецкий архитектор Рудольф Волтерс. Небольшой посёлок, построенный в лесочке, оставшемся от строительства Транссиба, в полноценный городок так и не вырос. Ещё один город-сад, ровесник первым двум, был запроектирован вокруг будущего завода им.
Однажды у нас вышел казус: заправились, пошли в кассу на оплату, а там сообщают, что интернет не работает, давайте наличку. Кое как наскребли тугрики по всем карманам и кошелькам. Недалеко от Улан-Батора трасса, идущая на запад страны, краем цепляет пустыню Гоби. Так что увидели и барханы, и верблюдов, и на себе почувствовали жар этой огромной пустыни. Жара днём примечательная, мы не пользовались кондиционером и плющились от жары. Спасали открытые окна автомобиля и скорость. А вот животным в пустыне было непросто. Нередко можно было видеть группу лошадей, стоящих у обычных столбов. Они помещали свои головы в тонкую тень от столба, перемещаясь вокруг него вместе с движением солнца — бедняги. Проехав километров 300- 400 от столицы, мы совершили большую ошибку, которая обернулась для нас полным экстримом. После одной небольшой деревни, мы увидели, что дальше дорога раздваивается. В этом месте асфальта не было вообще, только грунтовка. Влево уходила дорога худшего качества, а вправо лучшего. Посмотрели в навигатор: он уверено показывал маршрут до госграницы в Горном Алтае по правой дороге, но чуйка говорила, что существует какой-то подвох. Проехали несколько километров по левой развилке — туда вела совсем убитая дорога, и вернулись на правую, которая казалась лучшего качества. В итоге, как поняли уже позже, мы уехали с федеральной трассы и стали пробираться кратчайшим путём до пограничного перехода по просёлочным дорогам! На это ушло четверо суток. Федеральная трасса местами была очень плохого качества, но там были и города, и отрезки с хорошим асфальтом — она проходила гораздо южнее. А мы поехали по горным, северным районам с очень плохой дорогой, но не пожалели. Это была настоящая дикая Монголия с горными пустынями и перевалами, кошмарным контрастом дневных и ночных температур, стадами овец, лошадей и верблюдов, которых вообще никто не пас. Изредка попадались пастухи на мотоциклах, которые таращили на нас глаза, как на инопланетян. Маленькие населённые пункты попадались, где мы заправляли свой боевой «Прадо», с тех пор получившего гордое прозвище «Монголец». По пути мы несколько раз пересекали горные перевалы высотой более 2 000 метров, где не только закладывало от смены высоты уши, но и болел затылок — отсутствие кислорода. Ночуя на перевалах к утру замерзали — термометр показывал минус два градуса середина августа. Однажды, почти пять часов пересекали странную горную пустыню: идеально ровная, как стол, вместо песка чёрный мелкий щебень, от которого даже нет пыли, на горизонте колышатся настоящие миражи. Посредине этой безжизненной чёрной пустыни высилась какая-то чёрная, как обугленная из какого-то огромного огнемёта, гора, очень схожая с пирамидой. Проезжая мимо неё на расстоянии около пяти километров, было очень неуютно, а в голове была мысль о том, лишь бы двигатель не заглох. Вокруг на сотни километров никого: ни автомобилей, ни посёлков, ни животных — чёрная пустыня на высоте около 2000 метров над уровнем моря. Если честно, то было немного жутко. Мы ехали по этой пустыне из чёрного щебня со скоростью около 80 км в час скорость выше не получалась, потому как всё было сплошь похоже на «гребёнку» , по какому-то наитию угадывая чуть видную дорогу. Навигатор вёл чётко, даже говорил, что мы отклонились от маршрута, когда визуально мы не могли понять, где же дорога в этой однородной пустыне. Термометр автомобиля показывал плюс 33 градуса, но когда мы останавливались и выходили из машины, то нас обдувал холодный горный ветер — контрасты. Примечательной была дорога, по которой мы проехали более 1,5 тысяч километров. Кроме горных перевалов она проходила по многочисленным живописным равнинам, каждая из которых занимала протяжённость около 10 — 15 км. Выезжаем на возвышенность и открывается вид на равнину, покрытую редкими травами. Вдалеке впереди новый подъем в гору, а пред нами равнина, как впадина среди небольших гор. Грунтовая дорога в таких равнинах — натуральная гребёнка! Чтобы не ехать по ней со скоростью 10 км в час, монголы набивали рядом ещё одну колею, затем ещё и ещё. В итоге было 2 — 8 рядом расположенных «дорог» — выбирай любую. Фактически бездорожье, где никогда не было грейдера. Ночевали рядом с дорогой, так как машин на ней практически не было. Однажды утром проснулись от ужасного грохота — мимо промчался современный джип «Лексус», отчаянно гремя раздолбанной подвеской. Лихой наездник на железном коне умчался вдаль, совершенно не щадя свой автомобиль. В одну из ночей уже в обычной степи столкнулись с атакой гигантских комаров. Они, невольно потревоженные нами, вылетали из кустов какого-то колючего растения, и нападали на нас, как на врагов монгольского народа. Таких огромных кровососов мы больше нигде не видели! На пути встречались стада полудиких крупных верблюдов, которые, невзирая на скудность подножного корма, выглядели весьма упитанными. Они нехотя уходили с дороги, дерзко посматривали на нас, как на непрошенных гостей. Вступать с ними в дружеские отношения как-то не очень хотелось. Иногда встречались небольшие посёлки с белоснежными чхортенами на окраине пирамидальные символы буддизма. Босоногие, чёрные от загара мальчишки весело бежали за нашим джипом, а мы приветствовали их гудками клаксона. Во многих дворах высились горы сушёного конского навоза — это топливо на зиму. В тех местах совершенно нет леса и народ использует сушёный навоз для печного отопления. Вообще, экономика страны находится на уровне скотоводства средних веков. Красота: ни радаров, ни полиции, ни даже дорожных знаков — совершенно новая трасса. Но таких участков дороги было мало. При завершении нашего трансмонгольского маршрута нас настигла карма. Мы самоуверенно не брали с собой в путешествие канистру с запасом топлива и морально пострадали от такой повышенной самоуверенности в современной монгольской цивилизации. Мы мчались к границе и смотрели на стрелку уровня топлива — она неуклонно падала к нулю. Заправки не было. Вот загорелась лампочка, мы засекли на спидометре километраж и мчались дальше. Колёса шуршали по асфальту, наматывая десятки километров, но заправки так и не было. В салоне была гробовая тишина — мы понимали, что на этой пустынной трассе нам долго никто не поможет. В итоге мы проехали «на лампочке» 96 км, и заправка всё же появилась. С тех пор мы совершенно спокойны, когда видим, как в баке заканчивается топливо — запас есть и он существенный. Перед переходом границы остановились у живописного горного озера, прибрались в машине, перекусили и поехали к пограничному переходу. С монгольской стороны всё прошло быстро, а вот на российской застряли. Пограничники заставили всех выгрузить ВСЁ из автомобилей и все вещи пропускали через смотровой «телевизор», а автомобиль тщательно осматривали. Как пояснили работники погранперехода — искали возможные наркотики, так как границы Монголии практически не охраняются и наркоторговцы могут использовать эту страну для последующего транзита наркотиков в Россию. Россия От границы начинался Чуйский тракт, который протянулся до самого Новосибирска на 953 км. На переходе с обеих сторон границы виднелись заснеженные пики Горного Алтая — очень красиво. По мере продвижения по отличной трассе вниз к Горно-Алтайску, горы оживали вечнозелёными хвойными лесами, что очень радовало глаза после безжизненных пейзажей Монголии. Горные реки Чуя, Катунь стремительно несли свои воды вдоль трассы, воздух был наполнен ароматами разнотравья горных лугов. И что примечательно, в Горном Алтае практически нет кровососущих насекомых, что просто чудо какое-то, необъяснимое даже наукой. Опуская детали дальнейшего путешествия, отметим, что дорога домой была тоже очень интересная, наполненная разными встречами и находками. Бортовой антирадар спасал нас от многочисленных видеокамер, фиксирующих превышение скорости.
А вот слияние посмотреть надо обязательно. Легенда гласит, что Чуей звали красивую девушку. Собиралась она замуж за охотника Курая. Но перед свадьбой на племя напало войско хана. Курая ранили отравленной стрелой, и он закричал Чуе, чтобы она убегала. Рыдая, бежала Чуя по камням, но упала, обессилев, и превратилась в реку. А Курай обратился в скалу, которая вечно теперь стоит в Курайской степи. Место это почитаемо алтайцами. Везде на смотровой площадке сложены «обо» — так называются горки из камней. Сложили и мы. Километров через 40 доехали, наконец, до Ак-Боома. Петроглифы Калбак-Таша и Ининские стелы смотреть не стали, видели в предыдущие поездки. До ХХ века хорошей дороги тут не было, только вьючный путь, который во времена Екатерины Великой лишь расширили до обозной дороги. Старый Чуйский тракт был построен в начале ХХ века. В гражданскую, прямо со скалы, белогвардейцы скинули красноармейцев в бурную Чую — и живых, и мёртвых, всех вместе. Теперь на этом месте расположен памятник. Нормальную современную трассу возле этой скалы прорубили в самой глыбе только в 80-х. Первым делом зашли отобедать в кафе на трассе. Неожиданным образом оказалось вкусно — и манты, и плов, и котлетки. Сам населённый пункт, село Ак-Бом, расположен через Чую, если перейти через подвесной мост. Дальше в село мы не пошли, а вот баню на турбазе забронировали. Внутри домиков оказался Советский Союз, а в бане — Древняя Русь. Но нам всё равно всё понравилось, мы не привередливые.