Новости пустой стул техника в психологии

Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. один из наиболее часто используемых инструментов работы в рамках теории гештальт.

Пустой Стул - значение символики

Напротив сидящего на «горячем стуле» человека ставится пустой стул. В статье расскажем, что такое техника «Пустого стула», какова ее суть, как ее проводить в психологии и каких результатов можно ожидать. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей. Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами.

Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика

упражнение «пустой стул». Техника пустого стула – это известный и эффективный метод, используемый в психологической практике для работы с клиентом. Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: принципы и особенности работы фокусированного внимания на пустом стуле для изучения своих эмоций и сознания. техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы.

Как преодолеть страх: психологический метод "пустой стул"

Выполняющий технику «пустого стула» сталкивается с необходимостью исследовать свои собственные мотивы и переживания, а также причины обид. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей. Техника «пустого стула»Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника "Пустой стул".Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе.

Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы

Техника Пустой стул и как ее используют эмотологи в эмотологии, основные преимущества и недостатки применения техники Пустой стул и ограничения. Что касается конкретно техники “пустого стула”, то основное влияние на нее оказали театр, философия экзистенциализма и юнгианская психология. Техника пустого стула более эффективна, потому что в ней вы проговариваете вслух то, что осталось незавершенным. В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника (монодрама), разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» (иногда её называют «Пустой стул»). В статье расскажем, что такое техника «Пустого стула», какова ее суть, как ее проводить в психологии и каких результатов можно ожидать. Для этого нужно действительно поставить пустой стул для воображаемого собеседника, к примеру бывшего партнера, отношения с которым закончились болезненным разрывом.

Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы

Некоторые ученые полагают, что такой механизм позволяет мозгу упрощать задачи и экономить энергию: вместо того, чтобы заново обрабатывать каждый сигнал, мозг сравнивает его с уже известными моделями и объединяет информацию в гештальты. Эта способность мозга значительно упрощает восприятие мира, делая его более предсказуемым и понятным. У каждого гештальта есть свое поле влияния, состоящее из сенсорных комплексов. Есть некое внутреннее впечатление, относящееся к одному и тому же объекту, но в разных состояниях. Восприятие организовано так, что мы склонны группировать элементы в целостные формы или фигуры на основе определенных закономерностей. В случае с «Вазой Рубина», в зависимости от того, на чем сфокусировано внимание, мы можем увидеть либо вазу на черном фоне, либо два обращенных друг к другу лицевых профиля. В чем суть гештальт-психологии История гештальт-психологии Понятие «гештальт» впервые предложил в конце XIX века австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс. Он выдвинул теорию, согласно которой человеческое восприятие выходит за рамки суммирования ощущений органов чувств. Фон Эренфельс предположил, что в процессе восприятия человек объединяет впечатления в цельные образы или структуры. Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века. Их исследования привели к формированию теории, согласно которой психические феномены должны изучаться как целостные структуры, а не как сумма отдельных элементов.

Сама школа начала формироваться в 1912 году после публикации Вертгеймером статьи о восприятии движения. Основная идея гештальт-психологии заключается в том, что наше восприятие организовано таким образом, что мы видим мир вокруг как целостные образы, а не наборы отдельных частей. А свойства этих целостных образов нельзя объяснить через свойства их составляющих. Это направление также внесло вклад в понимание причин, по которым нам сложно отвлечься от незавершенных задач — эффект Зейгарник, который назвали в честь советского психолога Блюмы Зейгарник. В 1920-х годах она обнаружила, что незавершенные задачи остаются в нашем сознании гораздо дольше завершенных. По наблюдению Зейгарник, официанты всегда запоминают неоплаченные заказы, но быстро забывают, когда счет закрыт. Она объяснила это тем, что незавершенные действия вызывают психологическое напряжение, которое держит наше внимание на нерешенной проблеме, в то время как завершенные задачи быстро уходят из памяти. Отличие гештальт-психологии от гештальт-терапии Хотя гештальт-психология в итоге не получила широкого развития как самостоятельное направление, ее фундаментальные идеи продолжают оказывать влияние на многие области психологии, а также находят применение в дизайне и искусстве. Ее принципы значительно повлияли на развитие современных подходов к визуальной коммуникации и архитектуре. Влияние этих идей исследовал немецкий психолог Фридс Перлс, который создал концепцию гештальт-терапии, в которой как целостный образ воспринималась целостная личность.

Гештальт-терапия помогает человеку осознать шаблоны поведения, которые формируются в подсознании и мешают жить. Попросту говоря, гештальты — это подсознательно важные для человека понятия, на которые он опирается в плане понимания различных ситуаций и явлений и в частности формирования поведения и принятия решений. Популярное понятие незакрытого гештальта происходит из гештальт-терапии, которая зародилась в середине XX века и находится на стыке психотерапии и философии. Несмотря на похожее название, гештальт-терапия развивалась независимо. Она предлагала практические методы работы с эмоциональными проблемами и психическим здоровьем людей, в то время как гештальт-психология базировалась на теоретическом изучении структуры психики.

Изменение восприятия и понимания ситуации, позволяющие увидеть ее с разных углов и найти новые решения.

Улучшение коммуникативных навыков и способности выражать свои мысли и чувства. Снятие внутренних конфликтов и принятие более здоровых психологических позиций.

Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, клиентка вела диалог от их имени. Клиентка на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами. Я люблю свою работу.

Я чувствую себя умной, эрудированной. Мне приятно, что я могу заинтересовать людей. Клиентка на правом стуле, обращаясь к противоположной части. Какая из тебя эрудитка?

Своеобразная тренировка перед важным разговором. Мой опыт использования данной техники Я пользовалась этой техникой три раза. Первый раз на паре в университете. Мы тренировались по классическому первому способу. Так как запроса особо не было, я тыкнула пальцем в небо и это не дало результата. По-простому, работать без запроса нет смысла. Второй раз мне порекомендовал, в моей ситуации, тренер по гештальту. Я пришла домой и по второму способу поговорила со стулом. На душе мне стало намного легче. Изначально мне даже было смешно и сложно, но потом я вошла во вкус. Третий раз был продолжением второго спустя пару месяцев.

«Пустой стул» в гештальте

Но никаких реальных субличностей нет. Если, к примеру, это «дубль», которого я, как у Стругацких в «Понедельнике», послал за зарплатой, то он знает по крайней мере, сколько денег мне должны были выписать, и если мне выписали меньше, он искренне возмутится. Перлозовская «часть» должна быть реальной частью человека, со своими видами на жизнь, со своими заморочками, и нужно, чтобы ей было что сказать, в том числе в нештатных ситуациях. У субличности, у реальной «части» должны быть реальные интересы. С другой стороны, для этих частей-субличностей нужно приготовить «стулья». Чтобы субличность могла проявиться, нужно организовать особую, психотехническую коммуникацию, важным свойством которой является «свободный интерес».

Рассаживание субличностей по стульям «субличностный анализ» потому и оказывается психотехническим действием часто очень эффективным , что в до-техническом состоянии они в человеке склеены, находятся в клинче, и между ними должен войти «рефери», разнять этот клинч, чтобы они могли начать взаимодействовать. Пока они в клинче, они так друг друга держат, что вроде их и нет, а есть единый «кластер»: и хочется, и колется, и не знаю, что решить, и не делаю ничего. Проявление субличностей требует рассаживания их по стульям в присутствии «рефери». Технически говоря, терапевт должен договориться с клиентом, что сейчас мы его субличности усаживаем на отдельные стулья, и при этом мы не будем их критиковать, бить по голове, переделывать — по крайней мере для начала мы будем их выслушивать и выспрашивать здесь клиенту очень пригодятся приобретенные на «бейсике» навыки. Причем ведь субличности «там внутри» все время что-то друг с другом делают.

И видимо что-то не то, что клиенту «самому», как целому, нужно. Чтобы их рассадить по стульям, чтобы устроить эту процедуру разделения субличностей, нужно обеспечить им гарантии неприкосновенности на переговорах, как в большой политике: Рейган приезжает к Горбачеву и встречается здесь с каким-то представителем московских диссидентов. Он, Рейган, договорился с Горбачевым, и их договоренность является гарантом того, что этому диссиденту дадут сказать то, что он хочет сказать, и потом его не тюкнут, потому что команда Рейгана за этим проследит. В обычном положении дела отношения между диссидентом и Горбачевым таковы, что если этот диссидент вылезет на поверхность, то Горбачев собирательный , хочет он этого или не хочет, обязан его тюкнуть. Приезжает Рейган, и устраивается коммуникация, когда этот говорит, а тот ему — по делу!

Главное, что мы должны сделать — сохранить субличность с ее интересом, чтобы не дать соседке, с которой она раньше была в клинче, снова ее затюкать или снова войти с ней в клинч. Мы должны посмотреть и дать увидеть клиенту , что эта субличность думает, какие у нее интересы, какие у нее опасения и т. Допустим, мы это сделали: посадили эти субличности, обеспечили их аутентичность, невыдуманность, наличие у каждой из них реального интереса. Мы обеспечили их безопасность, теперь эти субличности имеют возможность высказывать свои интересы, настаивать на своем. Но, как вы помните, и как мы все с вами знаем практически, это возможно только в тех условиях и как раз потому, что это чисто коммуникативная ситуация: действие приостановлено, все сидят и разговаривают.

Горбачев с Рейганом могут договориться, что дадут слово диссиденту, как раз потому, что они дадут ему высказаться, но при этом не дадут ему возможности действовать, осуществлять реальную политику, — на это бы никто не пошел. Так что пока, за «круглым столом», у субличности не будет возможности действия, будет только возможность высказаться. Что же дальше?

Каждый из вас должен сказать все, что он хочет и выслушать своего собеседника. Идею этой техники он подчерпнул из психодрамы Морено.

Но в подходе Перлза обе роли выполняет сам клиент, а не другой человек. Суть техники в том, что в человеке есть несколько субличностей. Если они начинают противоречить друг другу, если их интересы не совпадают, появляется внутренний конфликт. Усиливаясь, он начинает влиять на жизнь человека в целом, на его чувство психологического комфорта, на его отношения с другими людьми и отношение к себе. Может появиться тревожность, снижение самооценки, неуверенность в себе, агрессивность, депрессия, чувство неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Чтобы это изменить, нужно разобраться в конфликте субличностей. Они находятся в постоянном диалоге друг с другом, но пока этот спор внутри, его трудно разрешить. Он непоследователен, нелогичен, и сводится к взаимным упрекам, требованиям и обвинениям. Это красочно иллюстрируют известные «собаки» Перлза: «topdog», то есть собака-сверху, которая все время требует, но уже заранее знает, что ты ничего не сможешь: «ты должна хорошо учиться», «ты должна быть послушной», «ты должна много работать», «ты должна рано вставать», «ты должна заниматься спортом»; «underdog», то есть собака-снизу, которая жалуется и находит оправдания: «нет, я не могу», «нет, я слишком устала», «нет, у меня не получится». Она не хочет что-либо делать и испытывает при этом чувство вины.

Чтобы примирить субличностей, необходимо «вытащить» конфликт во вне, посмотреть на него со стороны. Именно ради этого и используется техника «Пустой стул». Ведь сам по себе диалог можно вести и в своей голове, что большинство людей и делает. Но внутри найти примирение практически невозможно. Поэтому надо «рассадить» субличности в пространстве.

Кого можно посадить на пустой стул Что же это за субличности, с которыми можно вести диалог с помощью техники «Пустого стула»? У этой техники нет жестких рамок, терапевт всегда следует за своим клиентом, а тот находится в состоянии потока. Поэтому никогда нельзя точно сказать, кто окажется на другом стуле и к чему приведет ваш диалог. Чтобы понимать, как это работает, можно привести несколько примеров. Допустим, ты испытываешь чувство обиды на своего бывшего.

На пустом стуле может оказаться либо он, либо обида, либо твой внутренний ребенок, то есть обиженная сторона. Бывший, обида и внутренний ребенок — это разные субличности. Тут важно пояснить, что в этом контексте бывший тоже является субличностью, поскольку он не реальный человек, а твое внутреннее отражение этого человека. С ним диалог будет происходить для того, чтобы вы оба высказали свою точку зрения и услышали ее. Благодаря тому, что ты скажешь ему все, что не успела или не смогла сказать, у тебя исчезнет внутреннее напряжение.

Благодаря тому, что он выскажет свою позицию, придет понимание и, возможно, прощение. Или непрощение. Все будет зависеть от твоих желаний. Если на стуле окажется внутренний обиженный ребенок, то главное — его пожалеть, понять, успокоить и сказать, что «все будет хорошо, ты не останешься один, я с тобой и я тебя все еще люблю. И больше не дам в обиду».

Помните, в начале терапии, и если клиент никогда не сталкивался с терапевтическим экспериментом, важно подробно объяснить, что к чему, и заинтересовать клиента. С каким бы клиентом вы не имели дело, прежде чем приступать, например, к ролевой игре, где клиенту предстоит разговаривать с другим человеком, постарайтесь заставить клиента обратиться к своей фантазии. Пример Терапевт: «Представьте, что в комнате ваш муж. Где он стоит или сидит?

Как далеко от вас? Лучше посадить его в дальний угол комнаты — с газетой, за которой он прячется. Тогда клиент, который его боится, может чувствовать себя спокойнее. Это может пролить свет на отношение клиента к этому человеку.

Что вы чувствуете? Что приходит в голову? Что он говорит вам, и что вы хотите сказать ему? Например, клиент может сказать: «Он меня ругает» или «Я не могу на него смотреть».

На этой стадии вам, возможно, необходимо будет запросить у клиента обратную связь и уменьшить риск: «Вам бы хотелось найти безопасный способ общения с мужем? Вы готовы рискнуть и попросить его замолчать? Например, в ситуации с клиентом-новичком терапевт может действовать так: Терапевт. Представьте, что ваш муж здесь.

Что бы вы ему сказали? Что сыта по горло его критикой. А если терапевт чувствует, что клиент выдержит повышение риска, он может продолжить. Тогда представьте, что ваш муж здесь, в этой комнате.

Скажете ему об этом? Ну… да. Не совсем понимаю вас. Иногда есть смысл проговаривать такие вещи прямо здесь, в кабинете.

Если бы он сейчас был в этой комнате, где бы он находился? Сразу могу сказать — он сидит за письменным столом. Но стол должен быть гораздо больше. И кресло мужа должно быть выше моего.

Представьте его за столом. Как он выглядит и т. Что вы хотите ему сказать? За кого ты меня принимаешь?!

Скажите ему, кто вы такая, Беверли. Я… Я — Беверли. Я — Беверли! Я не твоя… [Беверли замолкает и поворачивается к терапевту] Я хотела сказать ему, что я не его маленькая девочка.

Я только что поняла. Знаете, кого он мне напоминает? В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Более высокий риск — попросить клиента сказать человеку на «пустом стуле» о своих сокровенных чувствах и желаниях.

Предостережения при проведении техники «пустого стула» Терапевт, решивший, что по ходу сессии будет уместным использовать технику «пустого стула», всегда оказывается перед непростым выбором: что будет лучше в данной ситуации для клиента—диалог с собой или работа на границе контакта с терапевтом? Клиенту, который в реальной жизни не испытывает трудностей в общении с людьми, вероятно, стоит попробовать прислушаться к себе — при поддержке терапевта. Когда клиент рассказывает о какой-то проблемной для него ситуации или о человеке, с которым не может найти общий язык, в поле появляется большое количество энергии, которую совершенно естественно направить на диалог с этим человеком или с каким-то качеством самого клиента. Однако есть клиенты, которые идут на контакт с большим трудом.

Они очень изолированы и отчуждены от социума. Тогда именно контакт должен стать главной целью терапии, потому что для такого клиента диалог с собой — очередной способ прерывания контакта с реальным человеком, то есть терапевтом. В случае с таким клиентом терапевт сразу видит, что эксперимент не имеет смысла, потому что сам терапевт выступает в роли простого зрителя, а то и назойливого зеваки, которому здесь не место. Тогда задача терапевта — следить за тем, чтобы клиент был в контакте с собой, посредством контакта с терапевтом, чтобы клиент рассказывал терапевту о своих трудностях, пытаясь донести свои переживания до терапевта, получая и давая обратную связь и т.

Если вы видите, что клиент психически неустойчив клиент с расщеплением личности, психотик или шизоид , не стоит злоупотреблять «Пустым стулом».

Также через консультирование можно найти выход из повторяющихся неприятных жизненных ситуаций. Обычно дело в транзакциях и эго-состояниях. Когда человек научится управлять своим общением, поведением и реакциями, то сможет защитить себя от манипуляций и выйти из круга неприятностей. На самом деле человек сам выбирает таких партнеров, притягивает их своим поведением, а затем отыгрывает в отношениях с ними свой сценарий, подтверждает свои представления о себе, других людях и мире. Техника «Театр» С помощью одно из самых популярных техник транзактного анализа можно определить жизненный сценарий. Вы можете выполнить ее прямо сейчас. Представьте, что сидите в театре и ожидаете начало спектакля.

Он о вашей жизни. Подумайте, как называется этот спектакль и каким он будет: Трагичным или комичным? А может быть, каким-то другим? Как бы вы описали главного героя? Какой он? Сколько еще зрителей пришло на спектакль? Зал полный или пустой? Как вы думаете, что почувствует публика?

Например, будет грустить или веселится при просмотре спектакля? Досмотрит ли его до конца? Спектакль начинается. Вы видите себя в младенчестве. Кто и что вас окружает? Что вы чувствуете? Затем идет вторая сцена, теперь вам 3—6 лет. Кто и что окружает вас теперь?

Кто и что говорит вам?

Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии

Пациент осознанно погружает себя в ситуацию, которая волнует его много лет, и пытается справиться с ней таким способом, как если бы она происходила в настоящем. В процессе терапии человек должен осознать, что все действия, совершаемые им в настоящем, могут привести к той или иной проблеме, поэтому он должен быть не только осознанным, но и научиться переживать свои реальные эмоции, не скрываясь, не задвигая их в дальний «угол» своего сознания. Одна из основных задач гештальт-терапии — научиться присваивать себе собственный опыт. Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом. Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом». Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности. Остановка этого цикла на начальных этапах порождает проблему. Например, человек не может решиться на важный разговор, и это стремление превращается в проблему. Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной сфере мышления и творчества , социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т. Техника «Горячий стул» В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника монодрама , разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» иногда её называют «Пустой стул».

На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула. На один из них садится пациент, смотрит на пустой стул и задает вслух вопрос, как бы обращаясь к невидимому человеку.

Таким образом, при обмене ролями протагонист играет в психодраме роль какой-либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста. Этот прием иногда используется для того, чтобы одни участники могли достичь эмпатического понимания затруднений, которые испытывают другие, то есть взглянуть на мир с их точки зрения, их глазами. Обмен ролями эффективно используется в работе с детьми и подростками как техника социализации и самоинтеграции. К примеру, дети охотно берут на себя роли родителей или взрослых, тем самым осваивая новый социальный опыт. Зеркало «Зеркало» является разновидностью техники, имитирующей поведение, и разработана специально для того, чтобы обеспечить протагониста живым зеркалом.

В принципе эта техника выполняет ту же функцию, что и видеозапись. Техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия. Основной задачей вспомогательного лица выступает копирование поведения протагониста. Но иногда бывает необходимо преувеличить отдельные черты поведения протагониста, придать ей вычурности, гротескности. Обычно эта техника используется на закрытых терапевтических сеансах. Протагонисту: «Не могли бы Вы выйти из пространства действия и встать вот здесь, рядом со мной. Я хочу кого-нибудь попросить сыграть Вас в сцене; понаблюдайте за этой игрой.

Можете хранить молчание, а можете делать замечания мне или вспомогательному лицу, когда захотите». Вспомогательному лицу: «Я бы хотел, чтобы в этой сцене ты исполнил роль протагониста. Веди себя точно так, как это делает протагонист, в том, что касается манер, жестов, интонаций голоса. Показания: Протагонист неохотно взаимодействует со вспомогательным лицом, погружен в себя, недостаточно разогрет или занимает позицию неучастия в сцене. Протагонист участвует в сцене, но явно мало проникается значением своих действий, их последствий, значением своего отношения и поведения. Приходится иметь дело с протагонистом, неспособным открыто общаться с другими людьми состояние депрессии, неадекватное поведение, одержимость фантазиями, нереальностью и т. Противопоказания: Протагонист очень чувствителен, обладает низкой самооценкой.

Протагонист с суицидальными наклонностями или параноидальными проявлениями. Из вышеизложенных показаний к применению становится ясно, что данная техника направлена на преодоление сопротивления со стороны протагониста. Мотивационный аспект сопротивления связан с вопросом: «Чему сопротивление сопротивляется? Техника «Пустой стул» «Пустой» стул «высокий» стул. При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими. Это делается для того, чтобы придать клиенту-протагонисту ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими противниками в психодраматическом действии или с другими людьми, которые обычно подавляют его в реальной жизни.

Опыт «высокого» стула может помочь клиенту более успешно научиться справляться с угрожающей реальностью. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций. Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, которые могут сложиться в будущем. Метод применяется для того, чтобы подготовить протагониста к ситуациям, возникновение которых можно предвидеть в будущем. Проигрывая эти ситуации заранее, протагонист готовится к ним и вносит соответствующие коррективы в свое настоящее или будущее поведение. Техника «За спиной» заключается в том, что клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая ему тем самым возможность понять, как его видят другие.

Техника «Идеальный другой» Использование техники «Идеальный другой» помогает снизить напряженность клиента в конце психодраматического действия, а также дает ему возможность испытать отношение к себе, которого он желает, но которое может и не быть возможным в реальной жизни. Одной их наиболее широко применяемых в психодраме разминок является игра под названием «Волшебный магазин». Эта техника помогает клиенту осознать свои истинные цели и желания в жизни: клиент взаимодействует с владельцем «волшебного магазина», которого часто изображает вспомогательное «Я» или режиссер. Режиссер просит участников представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются различные чудесные вещи: любовь, мужество, мудрость, талант и т.

Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много. При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать.

В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов. Речь об одной из самых прорывных идей в понимании работы мозга на рубеже XX и XXI веков — предсказательном кодировании predictive coding. Мозг не просто воспринимает и обрабатывает информацию извне. Скорее наоборот — он предсказывает, что происходит «снаружи», а затем сравнивает предсказание с реальностью. Предсказание — это когда нейроны высших уровней посылают сигналы нейронам низших уровней. Те, в свою очередь, получают сигналы извне, от органов чувств, и отправляют «наверх», сообщая, насколько предсказания расходятся с реальностью.

Главная задача мозга — свести к минимуму ошибку предсказания о реальности. В момент, когда это происходит, и возникает гештальт. Гештальт — это событие, а не что-то статичное. Представьте, что «верхние» нейроны встречаются с «нижними» и договариваются о том, какова реальность в данном месте в данное время. Договорившись, они жмут друг другу руки. Это рукопожатие длиной в несколько сотен миллисекунд и будет гештальтом.

Мозг необязательно будет менять предсказания. Он может и проигнорировать реальность. Вспомните гештальт-терапию и потребности: они могут существовать и на самом примитивном уровне. В далеком прошлом распознать какой-то объект означало вовремя увидеть хищника и не быть съеденным или найти что-то съедобное и не умереть с голоду. В обоих случаях цель — адаптироваться к реальности, а не описать ее с высокой точностью. Предсказательная модель — прорывная модель для гештальтпсихологии Если предсказательная модель работает, организм получает положительное подкрепление.

Отсюда две возможных ситуации, когда может проявляться эффект гештальта: Предсказание корректируется — у нас вдруг складывается цельный образ, возникает «ага-эффект». Это подкрепляется выбросом дофамина. Когда вы узнали знакомое лицо в толпе или наконец поняли то, что долго не могли понять — это тот самый «ага-эффект». На нем построено искусство, которое постоянно нарушает наши ожидания. Предсказание остается прежним — мы как бы на автомате видим воображаемые объекты, тот же треугольник. В этом тоже есть логика — мозг не тратит лишнюю энергию, чтобы корректировать модель мира.

Это было показано в экспериментах. Гештальт-эффекты совпадали со снижением активности в соответствующих областях зрительной коры. Изображения, демонстрирующие эффект гештальта, как и многие другие оптические иллюзии, используют эти механики. Они как бы взламывают нашу систему восприятия. Воображаемые треугольники, объемы, перспективы, наоборот, настолько глубоко укоренены в восприятии и настолько хорошо работали в прошлом, что мозг предпочитает полагаться на них, а не на реальность. Рисунки, отображающие эффект гештальта Идея гештальта приоткрывает окно в устройство нашего восприятия.

Перлза основана на принципе внимательного присутствия и экспрессивного самовыражения. Для проведения сеанса необходимы следующие условия: Комфортная и спокойная обстановка, которая создает атмосферу безопасности и доверия. Пустой стул, который представляет абстрактную фигуру или человека, с которым пациент взаимодействует.

Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике

Разместив проблему напротив, клиент может олицетворить её в образе. Рассказать, как именно она выглядит? Клиент выражает своё отношение к сидящей напротив него проблеме, отреагируя скопившиеся эмоции. Запущенный диалог может быть продолжен с противоположной позиции, с места актуальной проблемы, куда клиент по готовности пересядет, отвечая с позиции конкретной проблемы. Диалог продлится столько, сколько необходимо, пока не будет исчерпан. По ходу диалога проблема потихоньку раскроется, а решение как минимум, промежуточное будет найдено.

Иногда этот метод помогает клиенту лучше подготовиться к серьезному и важному разговору, который предстоит провести.

Техника «Два стула» В отличие от метода «Пустой стул», который предлагает визуализировать настоящего человека рядом с собой — упражнение «Два стула» разработано с целью организации диалога между конфликтующими аспектами личности внутри нее. Это связано с тем, что получение внутренней гармонии и целостности является одной из главных задач психотерапии. Подходы техники к разрешению внутренних конфликтов могут быть разнообразны. Но началом всегда является допущение обеих «сторон» к выражению своих взглядов. К примеру, на один стул можно поместить критическую часть личности, а на другой — ее творческую составляющую. Еще можно провести диалог между «эмоциональными» и «желательными» аспектами, если именно они находятся в конфликте.

Не всегда таковой приводит к моментальному устранению внутриличностного конфликта, но он часто приносит четкое чувство осознания и понимание внутренних динамик, и взаимодействий. Речь и практика Я-высказываний В любых техниках формата гештальт важными элементами являются осознанность пациента. Его внимание к себе любимому и своим эмоциям, а также адекватное понимание ответственности то есть способность не пытаться контролировать неконтролируемое, но при этом не отказываться от ответственности за свои собственные выборы и действия. Эти аспекты часто проявляются через речь. Гештальт-терапевт может обратить внимание, что клиент не использует выражения от первого лица. Но, когда он говорит именно как требуется — это звучит гораздо более сильно и осознанно.

Для развития воображения Техники терапии, ориентированные на выражение и развитие воображения, часто включают в себя творческие задачи и упражнения. В процессе терапии специалист может предложить клиенту нарисовать свои опасения, выразить гнев или воплотить какой-то аспект своей личности к примеру «часть меня, которая боится осуждения». Несмотря на то, что эти методики могут показаться изначально необычными, они приносят положительные результаты. А все потому, что в процессе рисования или создания рассказа клиент уделяет много времени своим эмоциям, более глубоко исследует их и обращает внимание на детали, которые могли быть скрыты ранее.

Перлза основана на принципе внимательного присутствия и экспрессивного самовыражения. Для проведения сеанса необходимы следующие условия: Комфортная и спокойная обстановка, которая создает атмосферу безопасности и доверия.

Пустой стул, который представляет абстрактную фигуру или человека, с которым пациент взаимодействует.

Из этого очерка ясно, что в профессиональном смысле Перлза прошел необычный путь клинической и творческой трансформации. Как мы видели, Перлз испытывал давнее и стойкое влечение к театру.

Гештальттерапия

Психологические интервенции имеют много разных применений, и наиболее распространенное — для лечения психических расстройств, чаще всего применяющего методы психотерапии. Конечная цель заключается не только в облегчении симптомов, но и в определении основной причины психических расстройств. Для лечения психических расстройств интервенции могут сочетаться с психоактивными препаратами, однако в нашей статье мы не будем касаться этой сложной темы. Когда человек заболевает психическими расстройствами, самая сложная задача состоит в том, чтобы убедить его в необходимости лечения, потому что зачастую он сопротивляется любым изменениям. Поэтому если вы терапевт или родственник, от вас требуется большое терпение и умение убеждать. Некоторые психологи считают, что психологическая интервенция должна отвечать следующим критериям: Творческий подход: у терапевта есть множество инструментов для того, чтобы его клиенту было интересно. Смелость: сильная убежденность в пользе техники может дать серьезные результаты. Тайна: механизм перемен не всегда очевиден. Запоминающееся название: оно врезается в память и вызывает сильные эмоции у клиента. Давайте же разберемся, в чем состоит суть самой терапии.

Как это работает? Теория интервенции заключается в том, что планируемое, не угрожающее посредничество в негативной ситуации может положительно повлиять на результат. Вмешательства могут помочь изменить поведение, которое мешает благополучию человека, его семьи и друзей. Цель любого вмешательства — принять меры, которые приведут к позитивным изменениям в том, как человек думает и что чувствует, а также предотвратят саморазрушительное поведение. Теперь давайте рассмотрим наиболее интересные и популярные методы интервенции в психиатрии.

Зал полный или пустой? Как вы думаете, что почувствует публика? Например, будет грустить или веселится при просмотре спектакля? Досмотрит ли его до конца? Спектакль начинается.

Вы видите себя в младенчестве. Кто и что вас окружает? Что вы чувствуете? Затем идет вторая сцена, теперь вам 3—6 лет. Кто и что окружает вас теперь? Кто и что говорит вам? Что вы отвечаете? Аналогично представьте свой школьный возраст, юность и последующие периоды жизни до сегодняшнего дня. Последняя сцена — ваша смерть. Во сколько лет и как вы умрете?

Что и кто вас окружает? Вернитесь в настоящее. Как вам то, что вы увидели? Нравится ли вам ваш сценарий жизни? Вы хотели бы что-то изменить в нем? Если да, то что? Кроме специальных техник из транзактного анализа, психолог использует общие методы консультирования. Например, активное слушание, перефразирование, резюмирование. Читайте также Психолог и психотерапевт — в чем разница?

Затем клиент садился на стул, продолжая разговор, на этот раз поменявшись ролями. Вариации "пустого стула" развивались на протяжении десятилетий, чтобы соответствовать клиническим потребностям ситуации - и по мере развития гештальт-терапии. Клиент может участвовать в этой технике без "поддержки" в виде фактического пустого стула. Важно отметить, что техника сегодня всегда включает в себя внимание к динамике отношений между клиентом и психотерапевтом. Как это помогает клиенту? Эта техника часто приводит клиентов к настоящему или непосредственному опыту. Абстракции или вербализации становятся оживленными моментами. Клиенты могут по-новому взглянуть на различные аспекты своих собственных конфликтов благодаря диалогу с пустым стулом. Гештальт-терапия - это больше, чем набор техник, несмотря на дурную славу пустого стула. Эта техника является одним из многих вмешательств в рамках гештальт-терапии, все с общей целью облегчения открытия и психотерапевтического понимания.

Иными словами, усиленное стремление заснуть, порождаемая боязнью не заснуть, должна быть заменена парадоксальной интенцией — стремлением не заснуть, вскоре за которым должен последовать сон». По утверждениям автора метода, в конце концов симптом должен атрофироваться. Виктор Франкл настаивает на том, что возникший порочный круг разрывается не невротической сосредоточенностью на собственной личности жалость к себе, презрение и т. Парадоксальная интенция эффективна при лечении обсессивных, компульсивных и фобических состояний, особенно в случаях, которые связаны с антиципированной тревогой. Кроме того, это быстродействующий терапевтический метод; при этом быстрая терапия обязательно даёт не только временный терапевтический эффект. Гутейл, — состоит в том, что устойчивость результатов считается соответствующей длительности терапии». Франкл приводит пример пациента, у которого терапевтический эффект сохранился через двадцать лет после применения парадоксальной интенции. Так, у малых народностей нередки анекдоты, отражающие высокие их достижения, особые личностные качества их представителей. Так, среди советских людей были широко распространены смешные истории, показывающие необычное превосходство советской техники, советских людей над буржуазной техникой, над людьми капиталистических стран. Интерпретационные утверждения консультанта помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями. Содержание рассказа и переживаний клиента трансформируется в контексте разъяснительной системы, используемой консультантом. Интерпретирование должно проводиться с учетом стадии консультативного процесса. Эта техника малопригодна в начале консультирования, когда предполагается достижение доверительных отношений с клиентами, но позднее она весьма полезна для раскрытия психодинамики проблем. Эффективность интерпретирования в значительной мере зависит от его глубины и времени проведения. Хорошая интерпретация, как правило, не бывает слишком глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает. Действенность интерпретации тоже определяется своевременностью, готовностью клиента ее принять. Какой бы мудрой и точной ни была интерпретация — если она представлена в неподходящее время, эффект будет нулевым, поскольку клиент не сможет понять объяснений консультанта.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий