Календарь питания в Великий пост по дням на 2024 год: что можно есть, а что нельзя. Многодневные посты ВЕЛИКИЙ ПОСТ продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья (масленицы) до Пасхи;ПЕТРОВ ПОСТ может длиться от 1-й до 5-ти недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский пост к Великому. Великим постом, как и на протяжении всего остального года, отцы и братья ежедневно совершают поминовение поданных имен.
Великий пост в 2024 году: календарь питания
Кроме того, будничные дни Великого Поста, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров, по своему статусу (как время строгого воздержания) не могут сравниться с Великим Четвергом. Подробнее о том, что разрешается есть во время Великого поста, — в инфографике ТАСС. Календарь питания в Великий пост по дням на 2024 год: что можно есть, а что нельзя. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому. Великим постом, как и на протяжении всего остального года, отцы и братья ежедневно совершают поминовение поданных имен.
Типикон и инжир
Пятая седмица Великого поста в 2024 году: с 14 по 20 апреля. Ныне издаваемые старообрядческие календари содержат указания Великого и иных постов, находящиеся в Малом Уставе. Типикон — отправная точка. Например, мы знаем, что первые три дня Великого поста нужно полностью воздерживаться от пищи. Напомню, что личное послабление в трапезе на Великий пост обычно устанавливается при благословении своего священника, духовника. В седмичные дни Великого поста на каждом богослужении читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами.
Великий пост — как правильно поститься?
В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп[9] то есть горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов с медом». Второй чин Афонский предполагает следующее: Понедельник — полное воздержание от пищи. Во вторник, среду и четверг — вкушать один раз в день, вечером по одной литре[5] хлеба, можно с солью, и воду. Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» лист 415, стр. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы.
Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона. В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение[2] т. Вина же испиваем по красовулю[4]» лист 425об, стр.
В Неделю первую Великого Поста, то есть в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином — по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста. В прочих седмицах Типикон глава 32 предписывает в будние дни с понедельника по пятницу воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, то есть около 15. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говориться, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза.
Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час. В Праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется.
Трапеза полагается одна. В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна. Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.
В четверг пятой седмицы Великого Поста Стояние преп. Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же В пятницу той же седмицы перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» стр. Трапеза же полагается одна в 9-й час. Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи причем безотносительно дня недели , но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду на преполовение Поста , в четверг и пятницу пятой седмицы на Стояние преп.
Великий пост В первую неделю поста в понедельник — полное воздержание от пищи. Во вторник и четверг — сухоядение, а в среду — вареная растительная пища без елея Святые же горы типик в первый убо день отнюд не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и в четверток, ясти подобает по единой литре [1] хлеба, и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом [2] … В среду же по совершении преждеосвященных [даров], трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых, дается же и укроп теплая вода с медом [3]. В пятницу вечером — вино и вареная растительная пища без елея, в честь наступившего церковного дня памяти великомученика Феодора Тирона И входим в трапезу, вкушаем же вина и елеа, ради святаго. Сие прияхом в лавре преподобнаго отца нашего Саввы, и киновии преподобнаго великаго Евфимиа: но не творим сего ныне за честность дне, обаче ядим варение с сливами без елеа… [4]. В субботы и воскресенья всего поста — растительная пища с елеем и вино. В остальные дни недели — сухоядение, кроме указанных ниже исключений. Рыба разрешается только на праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим. Если навечерие праздника Благовещения случится прежде Лазаревой субботы, то в этот вечер разрешается елей и вино В субботы же и недели разрешаем на елей точию, и вино. В прочих же седмицах постимся, до вечера 5 дней, и ядим сухоядение, кроме суббот и недель: рыбы же во всю святую четыредесятницу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника благовещения пресвятыя Богородицы, и недели цветоносныя [5]... В навечерие же праздника благовещения, прежде субботы святаго праведнаго Лазаря, разрешаем на елей и вино [6]. Если Благовещение случается до Вербного воскресения, разрешается вкушать рыбу и вино в будни один раз, а в субботу и воскресенье два раза. Если Благовещение выпадает на Страстную седмицу до Великого Четверга, то разрешается только елей и вино, а в Великую Пятницу вкушается только вино Благовещение же, в кой убо день будет святаго поста до недели цветоносныя, разрешаем на рыбу и вино, ядим же единою днем, кроме субботы, и недели. В великую же неделю, аще случится до великаго четвертка, разрешаем на елей и вино. В великий же пяток, на вино точию [7]. Растительная пища с елеем и вином разрешается в день обретения главы Иоанна Предтечи 9 марта , в день памяти 40 мучеников Севастийских 22 марта , в среду Крестопоклонную, вечером в среду пятой седмицы и в четверг пятой седмицы поста В среду 5-я седмицы вечера… на трапезе разрешаем на елей, и вина причащаемся труда ради бденнаго, хотящаго быти: Внимающии же спастися, воздержанию прилежат: Множайшии же посту нелицемерну… В четверток пятыя недели святых постов… на трапезе же ядим елей, и вино пием, труда ради бывшаго [8]. Нецыи же уставы разрешати точию на вино попущают, на елей же не оставляют. Во святыя же горы типице разсуждает: На святых мученк 40, на Предтечевы главы обретение, в среду крестопоклонную, … ясти два варения со елеем, и испивати по две чаши вина [9].
От крепкого спиртного лучше отказаться, отдав предпочтение вину. Соблюдение этих правил уменьшит стресс для организма. Что можно и что нельзя делать во время Великого поста Великий пост не ограничивается исключением из рациона продуктов животного происхождения и алкоголя. Он подразумевает духовное очищение, которое означает воздержание от некоторых повседневных занятий. Во время поста нельзя унывать, злиться, раздражаться, ругаться, сплетничать, таить обиды и зависть. Рекомендовано воздержаться от развлечений и веселья. Свободное время необходимо уделить молитве и посещению храмов. В пост приветствуется благотворительность, забота о близких и помощь нуждающимся людям. Можно ли крестить ребенка Крещение разрешается церковью в любой день года. Можно ли играть свадьбу В период поста молодожены могут планировать законное оформление отношений в государственных учреждениях расписываться. Отгулять свадьбу и обвенчаться в таком случае лучше после окончания поста. Можно ли венчаться Церковь не благословляет связывать себя семейными узами во время поста. Существует поверье: «Брак, заключенный в пост — пустой: в семье не будет согласия, и она скоро распадется». Венчание в этот период не совершается. Можно ли отмечать День рождения Во время поста приветствуется общение с семьей и близкими людьми. Однако на таких посиделках следует воздержаться от переедания, употребления алкоголя, танцев, песен и развлекательных конкурсов. Можно ли зачинать ребенка В церкви нет запрета на зачатие ребенка в период поста. Приветствуется воздержание супругов от интимной близости во время поста по обоюдному соглашению. Если же в пост был зачат ребенок, то это никак не отобразится на его будущем. Можно ли поминать усопших Во время Великого поста дома можно ежедневно поминать усопших. Церковью совершается литургическое поминовение по субботам и воскресеньям, а также в особые праздничные дни — субботы второй, третьей и четвертой недель. Можно ли читать светскую литературу В пост не распространяется запрет на чтение литературы. Духовники рекомендуют обратить внимание на книги, которые имеют духовное содержание. Такие произведения можно найти в классической русской литературе. Великий пост прижмет подожмет хвост. В Великий пост как узлом затянет. Пост не в брюхе, а в духе. Пост не мост, можно и объехать. В год хлебородный пост не голодный. Не желательно давать в этот период деньги в долг, иначе сами три года из них не вылезете. Великий пост у католиков У католиков Великий пост начинается с Пепельной среды за 40 дней до Пасхи. Католические и Православные традиции во многом отличаются. Для католиков суть поста состоит в самосовершенствовании и духовном очищении. В этот период уделяется внимание молитве и милосердию. Люди сдерживают себя от увеселительных и развлекательных мероприятий, стараются примириться с окружающими, занимаются благотворительностью. По воскресеньям все ограничения снимаются. Гастрономические запреты у католиков не такие строгие и не считаются обязательными для соблюдения. В период поста воздерживаются от мясной пищи. Остальные продукты животного происхождения разрешены к употреблению.
О питании в Великий пост: приемлем ли для мирян монастырский устав
После того как пост для новообращенных станет привычным, можно начинать вводить в него все возрастающее количество элементов поста по Типикону. Все же остальные посты имеют обоснование не в канонах, а в типиконе и только со временем стали иметь общецерковную практику. В Великий четверг 2 мая 2024 года богослужения архиерейским чином – Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия совершатся в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Кирова. Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи.
О питании в Великий пост: приемлем ли для мирян монастырский устав
Рыба разрешается только на праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим. Если навечерие праздника Благовещения случится прежде Лазаревой субботы, то в этот вечер разрешается елей и вино В субботы же и недели разрешаем на елей точию, и вино. В прочих же седмицах постимся, до вечера 5 дней, и ядим сухоядение, кроме суббот и недель: рыбы же во всю святую четыредесятницу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника благовещения пресвятыя Богородицы, и недели цветоносныя [5]... В навечерие же праздника благовещения, прежде субботы святаго праведнаго Лазаря, разрешаем на елей и вино [6]. Если Благовещение случается до Вербного воскресения, разрешается вкушать рыбу и вино в будни один раз, а в субботу и воскресенье два раза. Если Благовещение выпадает на Страстную седмицу до Великого Четверга, то разрешается только елей и вино, а в Великую Пятницу вкушается только вино Благовещение же, в кой убо день будет святаго поста до недели цветоносныя, разрешаем на рыбу и вино, ядим же единою днем, кроме субботы, и недели. В великую же неделю, аще случится до великаго четвертка, разрешаем на елей и вино.
В великий же пяток, на вино точию [7]. Растительная пища с елеем и вином разрешается в день обретения главы Иоанна Предтечи 9 марта , в день памяти 40 мучеников Севастийских 22 марта , в среду Крестопоклонную, вечером в среду пятой седмицы и в четверг пятой седмицы поста В среду 5-я седмицы вечера… на трапезе разрешаем на елей, и вина причащаемся труда ради бденнаго, хотящаго быти: Внимающии же спастися, воздержанию прилежат: Множайшии же посту нелицемерну… В четверток пятыя недели святых постов… на трапезе же ядим елей, и вино пием, труда ради бывшаго [8]. Нецыи же уставы разрешати точию на вино попущают, на елей же не оставляют. Во святыя же горы типице разсуждает: На святых мученк 40, на Предтечевы главы обретение, в среду крестопоклонную, … ясти два варения со елеем, и испивати по две чаши вина [9]. В Лазареву субботу — елей, рыбная икра и вино суббота святаго и праведнаго Лазаря… на трапезе учреждаемся варение со елеем. Аще же и икру имамы да дастся коемуждо брату по три онгии [10] : и вино пием [11].
В первые три дня страстной седмицы пост такой же, как и в первые три дня 1-ой седмицы, то есть в Великий Понедельник — полное воздержание от пищи, в Великий Вторник — сухоядение, а в Великую Среду — вареная растительная пища без елея На трапезе же ядим… якоже в 1-ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни. В великий понедельник, во вторник и в среду, поститися подобает [12]. В Великий Четверг — растительная пища с елеем и вином. Святыя же горы типик повелевает во святый великий четверток, ясти варения два с елеем, и вина по 3 чаши [13]. В Великую Пятницу — полное воздержание от пищи Сице бо прияхом от святых заповедей святых апостол, не ясти в великий пяток.
Два этих праздника служат переходом от первой части Великого поста ко второй. С понедельника начинается Страстная седмица — неделя, когда Церковь проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа. Почему Великий пост начинается в разное времяВеликий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение, является основным переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев.
Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою Пасху, которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому названному так в честь Юлия Цезаря календарю. Поэтому иудейский праздник Пасхи, уже в системе юлианского календаря, сделался переходящим: он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после этого дня. Если 21-го совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28-го. Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18. Чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри промежутка от 4 апреля до 8-го мая подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года. Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом. По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке.
Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться. Промежуток времени от 4 апреля до 8 мая определяет праздник Пасхи в Православной церкви. В чем польза Великого поста 2023Пост в целом это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров. Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше чем наше тело и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан — это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами. Вот пост это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям. Как правильно соблюдать Великий пост 2023Разъяснения о том, как правильно поститься, содержатся в богослужебной книге Типикон. Воздержание в гастрономическом плане предполагает полное отречение от мясных и молочных продуктов, от яиц, рыбы и по будням — от растительного масла.
Но такая «изысканная» великопостная пища не всем по карману! Как же исполнять этот архаический Устав, ничего не говорящий ни о нашей любимой американской! В субботу первой седмицы Великого поста, в честь дня памяти великомученика Феодора Тирона, «едим боб обваренный, с маслинами белыми и чёрными, и варение овощи с елеем; вина же испиваем по красовулю, ради памяти святого. Этот обычай мы приняли от лавры преподобного отца нашего Саввы и от богоносного отца нашего Евфимия». В остальные дни им милостиво разрешается хлеб с водой, но, как и остальным, лишь после захода солнца авторы предписаний, жившие в районе Средиземноморья, ничего не знали о «полярном дне». Разумеется, эти суровые правила древних палестинских отшельников, ждавших скорого «конца света», не соблюдаются сейчас даже монахами думаю, и схимниками ; тем более они не имеют никакого отношения к мирянам. В случае их буквального соблюдения жизнь в стране была бы парализована, а количество умерших от истощения и обострения хронических болезней исчислялось бы десятками тысяч. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917—1918 годов, сознавая церковную катастрофу, подготовленную монархической властью, наметил обширную программу реформ в области богослужебного устава, но мало что смог осуществить из-за его преждевременного роспуска в условиях «красного террора». Главное деяние — восстановление Патриаршего правления. На это, кстати, деликатно указывает и самый авторитетный у нас «Православный церковный календарь», лежащий на аналое у престола в алтаре каждого храма: никаких конкретных гастрономических предписаний для постов он не содержит. Упражнение в добродетели или кулинарных рецептах? Более чем авторитетная оценка этих иудейских в своей основе казуистических предписаний авторы которых забыли, что оскверняет человека не то, что входит в уста... Наш Господь, считавший, что «суббота создана для человека, а не человек для субботы» Марк 2:27 , слыл среди строгих постников фарисеев опасным «либералом-обновленцем», кощунственно «разрушающим» вечный для них Закон Моисея Тору и «предания старцев». Апостол Павел решительно утверждал, что «пища не поставит нас ближе к Богу: не едим ли мы — недостатка не терпим; едим ли — ничего не прибудет» 1 Коринфянам 8:8 , и рекомендовал есть даже идоложертвенное! Деяния Апостольские 10 гл.
Можно есть рыбу Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим — 28 апреля Можно есть икру Можно есть пищу с растительным маслом День памяти сорока Севастийских мучеников — 22 марта Крестопоклонная среда середина Четыредесятницы — 10 апреля Четверток Великого канона Стояние Марии Египетской — 18 апреля Канун Похвалы Богородицы — 19 апреля Чистый четверг день Тайной вечери — 2 мая Подробнее о том, что разрешается есть во время Великого поста, — в инфографике ТАСС. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Евхаристический пост — полный отказ от пищи и питья перед Причащением. В период Великого поста усиливается не только аскетический пост, но и евхаристический. И в богослужении это проявляется в первую очередь тем, что Причащение совершается далеко за полдень. И главное великопостное богослужение, которое специально для этого создано, — Литургия Преждеосвященных Даров. В отличие от обычной Литургии на этой службе не освящаются Святые Дары, а используются Дары, уже освященные в предыдущее воскресенье. Литургия Преждеосвященных Даров начинается с вечерни. Уже одно это показывает, в какое время эта служба должна совершаться. По Уставу время вечерни не оговаривается определенно, но привязывается к заходу солнца и длине службы. По Типикону вечерня начинается в основном с 13 до 17 часов. То есть Причащение в будние дни Великого поста совершается вечером для увеличения времени евхаристического воздержания, для усиления великопостного подвига. Как это может выглядеть для нас?
Человек молитвенно готовится накануне и с утра к Причащению, идет на работу, где, не вкушая еды и не испивая воды, держит память, что сегодня приобщится Святым Тайнам, соединится со Христом. Весь рабочий день: в общении с коллегами, в транспорте, на улице — он живет ожиданием Литургии. И наконец наступает благословенный вечер, где он с «верою и любовию» приступает к тому, чего ждал весь день. Когда мы причащаемся с утра в воскресенье, ночь субботы служит как бы неким буфером, который смывает все ощущения и мысли дня предыдущего, и мы приходим в храм «с чистого листа». Когда же причащаешься вечером — сохранить себя незапятнанным от недостойных мыслей, слов и поступков в течение дня становится настоящим подвигом воздержания. Сложилась совершенно не уставная практика служения Преждеосвященной Литургии утром — по образцу непостных дней К сожалению, почти повсеместно сложилась совершенно не уставная практика служения Преждеосвященной Литургии утром — по образцу непостных дней. Богослужение начинается с утра часов в 8 и заканчивается около полудня. При этом «вычитываются» одно за другим несколько богослужебных последований [2] , которые по Уставу нужно служить в разное время. Правда, если делать, как рекомендует Устав, то придется приходить в храм четыре-пять раз [3]. Тогда каждое богослужение будет длиться час-два.
Это не так утомительно и позволяет человеку внимательно молиться. Однако мирянин не имеет возможности приходить в храм четыре раза в день. Поэтому и сложился не совсем верный подход: сгромоздить все в одну кучу и служить. Выход простой: раз у нас не монастырь, то можно опустить часть последований, не заниматься «вычиткой», от которой в голове прихожан начинает звучать лишь одна молитва: «Когда же это все закончится? В этом случае причащаться в будние дни Великого поста смогут не только пенсионеры, но и рабочие после завершения трудового дня. В некоторых храмах так и делают. Я с ходу могу назвать несколько мест в Минске и Москве [5] , где практикуют вечерние Литургии. Уверен, что такие храмы есть и в других городах. Свет Христов просвещает всех - возглас на Литургии Преждеосвященных Даров Мне обычно возражают, что не все в состоянии до вечера не есть и не пить. На это, во-первых, можно заметить словами протоиерея Андрея Ткачева , что Литургия Преждеосвященных Даров — собственно не для немощных и слабых, для таких есть суббота и воскресенье.
Во-вторых, как я уже говорил, время вечерни четко не обозначено, и если на приходе большая часть пожилых людей, не обязательно ее начинать в 17:00. Я начинал службу на своем сельском приходе в 3 часа дня — снисходя к немощи моих бабушек, и причащались все! В этом случае Причастие совершается около 5 часов вечера. Особенно мудро поступают настоятели на больших приходах, когда благословляют раз в неделю служить Преждеосвященную Литургию утром, и раз — вечером. Так действительно учитываются желания всех прихожан.
В случае их буквального соблюдения жизнь в стране была бы парализована, а количество умерших от истощения и обострения хронических болезней исчислялось бы десятками тысяч. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917—1918 годов, сознавая церковную катастрофу, подготовленную монархической властью, наметил обширную программу реформ в области богослужебного устава, но мало что смог осуществить из-за его преждевременного роспуска в условиях «красного террора». Главное деяние — восстановление Патриаршего правления. На это, кстати, деликатно указывает и самый авторитетный у нас «Православный церковный календарь», лежащий на аналое у престола в алтаре каждого храма: никаких конкретных гастрономических предписаний для постов он не содержит.
Упражнение в добродетели или кулинарных рецептах? Более чем авторитетная оценка этих иудейских в своей основе казуистических предписаний авторы которых забыли, что оскверняет человека не то, что входит в уста... Наш Господь, считавший, что «суббота создана для человека, а не человек для субботы» Марк 2:27 , слыл среди строгих постников фарисеев опасным «либералом-обновленцем», кощунственно «разрушающим» вечный для них Закон Моисея Тору и «предания старцев». Апостол Павел решительно утверждал, что «пища не поставит нас ближе к Богу: не едим ли мы — недостатка не терпим; едим ли — ничего не прибудет» 1 Коринфянам 8:8 , и рекомендовал есть даже идоложертвенное! Деяния Апостольские 10 гл. Можно ли было предположить, что это разграничение хотя и с иным ассортиментом продуктов сохранится и в Христианстве — религии Евангельской Свободы?! Отцы Церкви в первую очередь выясняют условия, при которых пост спасителен. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.
Пост — это отказ, или, вернее, свобода от всего того, что нас порабощает, свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу — быть способными обратиться к Нему и слушать Его животворящее Слово, отзывающееся в глубинах нашего бытия». Как видим, ответ на вопрос: что же такое пост — упражнение в добродетели или кулинарных изысках по «типикону» Елены Молоховец?
Софии; вероятно, именно по нему служили в Десятинной церкви Киева, других храмах; с XI в.
Киево-Печерский монастырь принимает Студийский Устав, заимствуя его, вероятно с Афона, где он тогда был распространен, при прп. Феодосии Печерском; для иноков было важно, что он содержал правила о постах, молитвах для монахов — чего не было в Уставе Св. Софии; постепенно Студийский Типикон распространяется также по приходам: ввиду высочайшего авторитета обители прп.
Феодосия: многие миряне ревнуют о подвигах, подобных монашеским, любят монастырское богослужение; наконец, с XIV в. Саввы, или Иерусалимский; многих привлекает продолжительность служб например, всенощное бдение, которого не предусматривал Студийский Устав , более строгие правила о посте: ведь XIV в. Сергия Радонежского, формирования представления о монашестве, как жизненном идеале.
Интересный факт Самой популярной редакцией Иерусалимского Устава стал перевод прп. Афанасия Высоцкого ученика прп. Сергия , именуемый «Око Церковное».
Это — не просто перевод, но, как установили церковные историки, творческая переработка с адаптацией к русским условиям: здесь есть элементы разных традиций с извлечением из них полезного для русского богослужения. Кроме этого «Око» содержало дни памяти русских святых. Наряду с ним отдельные епархии, монастыри применяли также другие Уставы Студийский, Великой церкви.
Современность Сейчас действует редакция Иерусалимского Устава, подготовка которой начинается еще при Патриархе Никоне , а при Патр. Адриане 1695 г. Где применяют Книга и ее указания необходимы: для определения порядка богослужения; для монахов, отчасти мирян, так как здесь — указания о соблюдении постов, молитвенных правилах; при этом миряне не обязываются соблюдать дисциплинарные правила для иночествующих, а делают это по мере желания, возможности.
Книга Типикон и ее разделы Он состоит из 2 частей:первой, посвященной порядку богослужения, а также образу жизни христианина, и так называемых «храмовых глав», относящихся к престольным праздникам. Первая часть Это 60 глав, которые делят на части: так называемую «общую», где идет речь об особенностях совершения богослужения, священнодействий, а также о правилах поведения во время служб, вообще образе жизни иноков, устройстве монастыря. Марковы главы Это часть самой большой, 48 главы, которая относится к «частному» разделу.
Они приписываются Афонскому монаху Великой лавры св.
В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение т. Вина же испиваем по красовулю чаша — мера жидкости, около 200 гр ». Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста. В прочих седмицах Типикон глава 32 предписывает в будние дни с понедельника по пятницу воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, то есть около 15. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. Дорогие друзья!
Великий пост в 2024 году: календарь питания
С читателями ТИА беседует отец Леонид Водолазский, директор Тверской епархиальной православной общеобразовательной школы им. Тихона Задонского. Зачем поститься и почему 49 дней Великий пост или Великая Четыредесятница установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Поэтому длительность поста так или иначе связана с числом 40. Фактически же пост длится 49 дней. Дело в том, что Великий пост заканчивается Лазаревой субботой 31 марта , а со следующего дня — праздника Входа Господня в Иерусалим Вербного воскресенья — начинается особая, Страстная неделя, по смыслу самая важная и строгая для верующих. В эти дни христиане вспоминают Тайную Вечерю, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа. Поэтому с точки зрения воздержания от пищи и развлечений период с 19 февраля по 8 апреля можно рассматривать как единый. Впрочем, религиозные служители поясняют, что Типикон служит ориентиром для постящихся мирян, а не строжайшим законом.
Главное в Великом посте — не диета, а самоограничение и духовное очищение. Диета и пост «Пост начнется — вот и сяду на диету», - такую фразу можно часто услышать в обжористую масленичную неделю.
В великий же пяток, на вино точию [7].
Растительная пища с елеем и вином разрешается в день обретения главы Иоанна Предтечи 9 марта , в день памяти 40 мучеников Севастийских 22 марта , в среду Крестопоклонную, вечером в среду пятой седмицы и в четверг пятой седмицы поста В среду 5-я седмицы вечера… на трапезе разрешаем на елей, и вина причащаемся труда ради бденнаго, хотящаго быти: Внимающии же спастися, воздержанию прилежат: Множайшии же посту нелицемерну… В четверток пятыя недели святых постов… на трапезе же ядим елей, и вино пием, труда ради бывшаго [8]. Нецыи же уставы разрешати точию на вино попущают, на елей же не оставляют. Во святыя же горы типице разсуждает: На святых мученк 40, на Предтечевы главы обретение, в среду крестопоклонную, … ясти два варения со елеем, и испивати по две чаши вина [9].
В Лазареву субботу — елей, рыбная икра и вино суббота святаго и праведнаго Лазаря… на трапезе учреждаемся варение со елеем. Аще же и икру имамы да дастся коемуждо брату по три онгии [10] : и вино пием [11]. В первые три дня страстной седмицы пост такой же, как и в первые три дня 1-ой седмицы, то есть в Великий Понедельник — полное воздержание от пищи, в Великий Вторник — сухоядение, а в Великую Среду — вареная растительная пища без елея На трапезе же ядим… якоже в 1-ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни.
В великий понедельник, во вторник и в среду, поститися подобает [12]. В Великий Четверг — растительная пища с елеем и вином. Святыя же горы типик повелевает во святый великий четверток, ясти варения два с елеем, и вина по 3 чаши [13].
В Великую Пятницу — полное воздержание от пищи Сице бо прияхом от святых заповедей святых апостол, не ясти в великий пяток. Господне бо слово, еже рече к фарисеом: яко егда отимется от них жених, тогда постятся в тыя дни [14]. В Великую Субботу — сухоядение и вино Во святую и великую субботу вечера по отпусте же исходим из церкве в трапезу, и сядем кийждо на месте своем, с безмолвием и со благоговенством.
И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху ломтю хлеба: когда просфоры на то уготовлены, в пол литры хлеба, умерены равны, и по 6 смоквей инжир , или фиников, и по единой мерней чаши вина. А где вина несть, испивают братия квас от меда, или от жита [15]. Петров и Рождественский пост Во вторник и четверг — растительная пища с елеем и вином.
В понедельник среду и пятницу — сухоядение. В субботу и воскресенье - рыба.
Поются они: сначала ирмос Минеи, затем 4 тропаря Минеи, припевом к этим тропарям устав назначает последние 4 стиха соответствующей библейской песни. Остается 2 стиха библейской песни. А вот песни 3 и 6, где малая ектения есть в конце, нужно как-то дьякону дать понять, что пора бы уже ектению сказать, поэтому они покрывают ирмосом. Начинается сразу припев, тропарь и затем, в конце только ирмос. Позже вы поймете, что это крайне просто.
Есть 2 нюанса. Первый нюанс - Вторник. Как вы думаете, в чем нюанс вторника заключается? Есть вторая песнь, но во Вторник нет Минеи - минейные каноны никогда не содержат вторую песнь, поэтому поется иначе. Пение канона во Вторник: во Вторник есть вторая библейская песнь, казалось бы она и должна служить припевом канона, но почему-то устав говорить иначе, он говорит: сначала спеть всю песнь целиком, а затем с припевом Слава Тебе, Боже наш - спеть все тропари, сначала ирмос, потом все тропари. Песнь при этом поется совершенно отдельно И еще один момент: при службе двух святых. Песнь с трипеснцем поется также как и при одном святом - Минея на 6 - получается Ирмос 1, 2 Минеи, 2 тропаря...
А вот песнь без Трипеснца поют по-другому: начинают они с ирмоса 1-го канона Минеи, затем 6 тропарей Минеи, не 4, а 6... При этом вот это правило, что ирмос переносится в конец 3 и 6 песни, - это правило исчезает, потому что ирмосы разные и смысла переносить никакого нет. При двух святых ирмос, конечно, другой, его поют только в 3 и 6 песне - в 3 и 6 песне стихи покрывают ирмосом, а в других песнях - не покрываются. Иногда у святых нет кондака, святые, которые попадают на великий пост, часто у них маленькая служба и нет кондака, в этом случае поется мученичен Октоиха. Эти мученичны напечатаны среди седальнов, то есть во втором Приложении Триоди. Отсюда возникает еще одно Правило о том, что если у святого кондак есть, то мученичен поется по 1-й кафизме, если у святого кондака нет, то мученичен поется по 6- песне канона.
Лист 423 об, стр. В пятницу однажды в день вкушается вареная пища без масла «Ядим варение с сливами без елеа и армеа. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду».
Лист 424 об, стр. Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св. Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая «Но не творим сего ныне за честность дне». Там же. В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту гл. Саввы Освященного , но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни т.
В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп т. Второй чин, Афонский, предполагает следующее: 1. Понедельник — полное воздержание от пищи.
Канон Минеи в Великий пост
Великий пост. Православный устав (Типикон). | Типикон – это богослужебный устав, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни. |
Великий пост 2024 - правила и календарь питания | На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха). |
12 фактов о посте «по Типикону» | В 49 главе Типикона, посвященной богослужению Великого поста и подготовительных недель к нему говориться об этой седмице: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. |
Порядок православного богослужения устанавливает Типикон | Поэтому в первые пять дней поста, по Иерусалимскому типикону (уставу), в православных церквях читается Великий канон (большая молитва) Андрея Критского. |
Великий пост в 2024 году: календарь питания
Великий пост в 2024 году: начало и конец, суть, как его соблюдать правильно | Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. |
Что разрешается есть в Великий пост | Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. |
Посты 4 времен | Разъяснение правил Типикона (церковного устава) о Великом Посте. |
Пищевые ограничения Великого поста | Сергиевой Лаврой в 1992 году. |
Что говорит Типикон об Апостольском посте? | Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. |