Из-за позиции правообладателей россияне на неопределённое время останутся без муми-троллей. Решение приняла финская компания Moomin Characters, которая владеет правами на сказочных героев. Герои Муми-далена приветствуют тебя.
Финская компания Moomin Characters запретила использовать образы муми-троллей в России
Отзыв прав на использование образов муми-троллей — персонажей серии книг финской писательницы и художницы Туве Янссон — не повлияет на издание в России книг с этими сказочными героями, сообщили в пресс-службе издания «Азбука-Аттикус». персонажей серии книг финской писательницы и художницы Туве Янссон - не повлияет на издание в России книг с этими сказочными героями. Финская компания Moomin Characters, которая принадлежит наследникам писательницы Туве Янссон, перестала выдавать и продлевать действующие в России лицензии на использование образов муми-троллей. Финская компания Moomin Characters запретила использовать образы муми-троллей в России. Прежде, чем мы коснемся метаморфоз, которые произошли с Муми-троллем в последних книгах цикла, присмотримся к атмосфере, царящей в Муми-доле.
VPost: в России запретили использовать образы муми-троллей
Бренд муми-троллей основан на сказочных персонажах писательницы и художницы Туве Янссон. Муми-троллей придумала финская писательница Туве Янссон. Вместе с братом Ларсом она основала Moomin Characters в 1958 году. Муми-троллей придумала финская писательница Туве Янссон. Вместе с братом Ларсом она основала Moomin Characters в 1958 году. Туве Янссон придумала муми-троллей во время Второй мировой войны. Так она хотела создать безопасный мир, чтобы спрятаться от реальности. Главным героем, как и в книгах Янссон, выступит любопытный, отзывчивый, добрый и искренний Муми-тролль, глазами которого мы увидим мир Муми-дола. Главным героем, как и в книгах Янссон, выступит любопытный, отзывчивый, добрый и искренний Муми-тролль, глазами которого мы увидим мир Муми-дола.
Муми-санкции
Именно оттуда герои смогли добраться до других 40 газет по всему миру, что внесло коррективы в рабочий график Туве и её мироощущение относительно персонажей. Наследники финской писательницы и художницы Туве Янссон отозвали лицензии на использование образов муми-троллей в России. такие же, - их смысл в том, что все они бессмысленны. Как пишет издание VPost, финские правообладатели «Муми-троллей» больше не выдают новые лицензии на использование образов муми-троллей в России и не продлевают действующие соглашения на использование образов героев сказок Туве Янссон в России. Старый друг Мумии-папы. Присутствует в книге "Мемуары папы Муми-тролля", впервые появляясь в первой главе.
Муми-тролли уходят из России.
Финская компания запретила использовать образы муми-троллей в России, сообщает "". За годы существования муми-тролли из героев детских книг превратились в коммерчески успешный бренд. Именно оттуда герои смогли добраться до других 40 газет по всему миру, что внесло коррективы в рабочий график Туве и её мироощущение относительно персонажей. Компания Moomin Characters, владеющая исключительными правами на муми-троллей, отозвала лицензию у российских партнеров, сообщает РБК.
VPost: в России запретили использовать образы муми-троллей
Финская компания Moomin Characters, которой принадлежат права на персонажей комиксов и сказок о муми-троллях, запретила России использовать образы этих персонажей. Финская компания Moomin Characters, обладатель прав на литературных персонажей муми-троллей, в том числе в комиксах, прекратила выдачу новых лицензий на использование их образов в нашей стране и не продлевает действующих соглашений. Финская компания Moomin Characters, владеющая правами на персонажей из долины муми-троллей, запретила использовать их образы на территории России.
Сказка под санкциями. Финны запретили использовать образы семейства муми-троллей в России
Мероприятие должно было пройти на этой неделе, однако его пришлось отменить в связи с авторскими правами. Муми-тролли впервые появились в произведениях финской писательницы Туве Янссон. Вместе с братом Ларсом она основала Moomin Characters в 1958 году — компанией до сих пор управляют члены семьи Янссон. У историй о приключениях муми-троллей есть несколько экранизаций.
Туве Янссон обвиняли в деморализации детей. В 1949 году в Хельсинки прошла премьера спектакля по повести «Комета прилетает». Дети остались очень довольны, чего нельзя сказать о родителях: не особенно вникнув в происходившее на сцене, они завалили Янссон гневными письмами с обвинениями, что она учит детей ругательствам и вредным привычкам. Янссон честно отвечала на каждое письмо, объясняя, что «Морра» — не бранное слово, а имя персонажа, словосочетания «адский огонь» и «адские прыжки» совсем не вульгарны, а бокал вина или трубка не делают ее героев пьяницами и развратниками. Муми-тролли толстели по мере того, как росла их слава. К такому выводу пришли финские исследователи, проанализировав объем тела муми-троллей на иллюстрациях к книгам.
Пик их упитанности приходится на пятую повесть — «Опасное лето», вышедшую в 1954 году в разгар первого муми-бума. В повести о том, как в Муми-дол приплывает театр, тела муми-троллей почти в 1,5 раза больше, чем в первой повести «Маленькие тролли и большое наводнение». В Германии муми-троллей заставили молиться. В 1954 году Вивика Бандлер вместе с мужем Куртом перевела на немецкий язык повесть «Волшебная шляпа». Пристроить ее удалось в католическое издательство Benziger, но редакторы потребовали от переводчиков сделать муми-троллей более религиозными. Так муми-тролли стали молиться на ночь и перед зимней спячкой и иногда цитировать псалмы. Подобные правки были внесены и в следующие повести, опубликованные в Германии в 1960-х. При переиздании книг добавленные фрагменты постепенно вычищались, но полностью освободились от католичества муми-тролли лишь в 2001 году, когда вышел новый перевод. В Англии муми-троллям запретили вести себя непристойно, но разрешили ходить голыми.
В 1954 году лондонская газета The Evening News начала публиковать комиксы про муми-троллей — в них действовали те же герои, но сюжеты повестей не повторялись. В контракте было оговорено, что в комиксах не должно быть упоминаний смерти, если только она не произошла ранее XVIII века, политических тем и непристойных подтекстов. Непристойным английские издатели сочли тот факт, что Муми-папа делает важные заметки на туалетной бумаге — Туве Янссон попросили заменить ее на бумажные полотенца. Зато привычка муми-троллей ходить нагишом никого не смутила, издатели лишь попросили, чтобы во время купания на них были плавки. Комиксы про муми-троллей печатали 120 газет в 40 странах. Таких колоссальных цифр удалось добиться благодаря находчивости Чарльза Саттона — члена правления The Evening News. В 1954 году он написал от имени Муми-тролля письма во все известные газеты: «Семейство, обитающее в волшебном Муми-доле, собирается в ближайшее время посетить вашу газету и сделать вам предложение, от которого вы не сможете отказаться», к каждому письму прилагалась рекламная брошюра с информацией о комиксе. Этот рекламный трюк сработал, муми-тролли появились в газетах по всему миру — от Гонконга и Индии до Турции и Ирландии. Вернер Молин.
Туве Янссон обвиняли в плагиате. В 1957 году, на пике популярности муми-троллей, шведский искусствовед Арон Борелиус обвинил Янссон в том, что муми-тролли не оригинальные персонажи, а списаны с Черной Свиноматки — героя картин шведского художника Вернера Молина, и потребовал, чтобы Янссон разделила доход от муми-троллей с художником. Янссон пришлось дать интервью и рассказать, что в 1943 году, когда в Стокгольме проходила выставка Молина, у нее не было никакой возможности выехать из охваченной войной Финляндии в мирную Швецию. В Англии про Туве Янссон написали бульварный роман. Большой поклонник муми-троллей беллетрист Энтони Глин встречался с Янссон всего раз на вечеринке, что не помешало ему в 1959 году выпустить роман «Я могу получить все это», прообразом главной героини которого он назвал Туве Янссон. Узнав про книгу, она сначала была польщена, но, прочитав ее, пришла в ярость: в романе самовлюбленная художница из Финляндии, ставшая знаменитой благодаря комиксу про персонажа Лонк, соблазняла своего английского издателя. При таких темпах она почти не могла заниматься живописью и в 1959 году поняла, что больше не может видеть муми-троллей. Она разорвала контракт с газетой, предложив на замену своего брата, Ларса Янссона, который часто помогал ей с рисунками и переводами комиксов на английский язык. Ларс создавал муми-комиксы следующие 15 лет, пока тоже не отказался от этой работы — муми-тролли стали по ночам являться ему во сне.
Однажды Туве Янссон пыталась убить Муми-тролля. Самый последний комикс про муми-троллей, отрисованный Янссон, заканчивался очень тревожно — психиатр диагностировал у Муми-тролля закомплексованность и давал ему таблетку, от которой тот начинал уменьшаться в размерах и постепенно превращался в лужицу. На последней картинке фрекен Снорк выливала в лужицу противоядие, но нигде не сообщалось, подействовало ли оно. Такой финал был придуман на тот случай, если редакция The Evening News не утвердит Ларса Янссона на роль нового художника и славные приключения муми-троллей в Англии на этом закончатся. В последней повести муми-тролли вообще не появляются. Действие книги «В конце ноября» 1970 происходит в Муми-доле, но самих муми-троллей там нет — они переехали на остров с маяком. Остальные персонажи пытаются сохранить привычный порядок в опустевшем доме, но все идет наперекосяк. В финале Янссон оставляла надежду на возвращение семьи в Муми-дол, но новой повести так и не написала. Туве Янссон построила для муми-троллей настоящий дом.
Идею подкинул один из фанатов, однажды показавший Янссон маленькую модель дома. Впечатлившись новыми возможностями, Янссон взялась за собственный макет — в натуральную величину. Вместе с Тууликки они создали 3-метровый макет, в котором было все — от электрических лампочек и банок с вареньем до постельного белья и оранжереи. В 1980 году он был выставлен в Музее строительного искусства и вызвал массу вопросов: он оказался совершенно не похож на дом с округлой башней, который рисовала и описывала Туве в своих книгах. В ответ на недоумение Янссон заявила, что раньше просто неправильно представляла себе резиденцию муми-троллей. Первый мерч с муми-троллями носил сам Муми-тролль. Идея воспользоваться популярностью муми-троллей и заработать на сопутствующих товарах пришла в голову Чарльзу Сэттону. В качество промоакции он предложил Янссон в одном из выпусков нарисовать Муми-тролля в галстуке с изображением самого себя. Выпущенные вскоре после этого в продажу галстуки были немедленно раскуплены фанатами, после чего появились также платья, юбки, занавески, обои, торшеры и множество других товаров с изображением жителей Муми-дола.
Туве Янссон не разрешила использовать своих героев для рекламы прокладок. Несмотря на то что Янссон не пренебрегала доходами от сувенирной продукции и рекламы, к выбору рекламируемой продукции она относилась серьезно. Так, она запретила использовать изображения муми-троллей на туалетной бумаге, а Малышки Мю — в рекламе гигиенических прокладок. Туве Янссон считала свою героиню анархисткой, а не «милой и мягкой», как утверждал производитель.
Огромные доходы от тиражей, сувенирной продукции и прав на экранизации и театральные постановки сделали Туве Янссон одной из самых богатых женщин Финляндии. Она приобрела необитаемый остров в Финском заливе в 100 км от Хельсинки, где в скромном деревянном домике проводила летние месяцы.
Сейчас муми-тролли являются самым прибыльным брендом в Финляндии. Около 800 компаний во всём мире выпускают лицензированную продукцию по мотивам произведений Туве Янссон. Британская газета Mirror утверждает, что муми-тролли ежегодно приносят доход примерно в 700 миллионов евро.
Муми-тролли впервые появились в произведениях финской писательницы Туве Янссон. Вместе с братом Ларсом она основала Moomin Characters в 1958 году — компанией до сих пор управляют члены семьи Янссон. У историй о приключениях муми-троллей есть несколько экранизаций. При жизни Янссон разрешала другим писателям использовать в своих произведениях образы муми-троллей.
Наследники Туве Янссон запретили использовать в России образы муми-троллей
Узнав про книгу, она сначала была польщена, но, прочитав ее, пришла в ярость: в романе самовлюбленная художница из Финляндии, ставшая знаменитой благодаря комиксу про персонажа Лонк, соблазняла своего английского издателя. При таких темпах она почти не могла заниматься живописью и в 1959 году поняла, что больше не может видеть муми-троллей. Она разорвала контракт с газетой, предложив на замену своего брата, Ларса Янссона, который часто помогал ей с рисунками и переводами комиксов на английский язык. Ларс создавал муми-комиксы следующие 15 лет, пока тоже не отказался от этой работы — муми-тролли стали по ночам являться ему во сне. Однажды Туве Янссон пыталась убить Муми-тролля.
Самый последний комикс про муми-троллей, отрисованный Янссон, заканчивался очень тревожно — психиатр диагностировал у Муми-тролля закомплексованность и давал ему таблетку, от которой тот начинал уменьшаться в размерах и постепенно превращался в лужицу. На последней картинке фрекен Снорк выливала в лужицу противоядие, но нигде не сообщалось, подействовало ли оно. Такой финал был придуман на тот случай, если редакция The Evening News не утвердит Ларса Янссона на роль нового художника и славные приключения муми-троллей в Англии на этом закончатся. В последней повести муми-тролли вообще не появляются.
Действие книги «В конце ноября» 1970 происходит в Муми-доле, но самих муми-троллей там нет — они переехали на остров с маяком. Остальные персонажи пытаются сохранить привычный порядок в опустевшем доме, но все идет наперекосяк. В финале Янссон оставляла надежду на возвращение семьи в Муми-дол, но новой повести так и не написала. Туве Янссон построила для муми-троллей настоящий дом.
Идею подкинул один из фанатов, однажды показавший Янссон маленькую модель дома. Впечатлившись новыми возможностями, Янссон взялась за собственный макет — в натуральную величину. Вместе с Тууликки они создали 3-метровый макет, в котором было все — от электрических лампочек и банок с вареньем до постельного белья и оранжереи. В 1980 году он был выставлен в Музее строительного искусства и вызвал массу вопросов: он оказался совершенно не похож на дом с округлой башней, который рисовала и описывала Туве в своих книгах.
В ответ на недоумение Янссон заявила, что раньше просто неправильно представляла себе резиденцию муми-троллей. Первый мерч с муми-троллями носил сам Муми-тролль. Идея воспользоваться популярностью муми-троллей и заработать на сопутствующих товарах пришла в голову Чарльзу Сэттону. В качество промоакции он предложил Янссон в одном из выпусков нарисовать Муми-тролля в галстуке с изображением самого себя.
Выпущенные вскоре после этого в продажу галстуки были немедленно раскуплены фанатами, после чего появились также платья, юбки, занавески, обои, торшеры и множество других товаров с изображением жителей Муми-дола. Туве Янссон не разрешила использовать своих героев для рекламы прокладок. Несмотря на то что Янссон не пренебрегала доходами от сувенирной продукции и рекламы, к выбору рекламируемой продукции она относилась серьезно. Так, она запретила использовать изображения муми-троллей на туалетной бумаге, а Малышки Мю — в рекламе гигиенических прокладок.
Туве Янссон считала свою героиню анархисткой, а не «милой и мягкой», как утверждал производитель. Муми-тролли — один из самых успешных брендов в мире. После смерти Туве Янссон все права на книги, комиксы и рисунки, посвященные вселенной муми-троллей, перешли ее племяннице Софии Янссон. В честь муми-троллей написана симфония.
В 1956 году, ко второй годовщине запуска английских комиксов, ее написал композитор Роберт Фарнон. Туве Янссон так понравилась мелодия, что она сделала из нее цикл песен, описав год в Муми-доле — от весенней уборки до очередной зимней спячки. Пластинка «Бал в Муми-доле» вышла в 1958 году — хотя песни были на шведском, в Англии пластинку мгновенно раскупили. Оперу про муми-троллей играли 29 лет.
Премьера «Муми-оперы» состоялась в 1974 году в Национальном оперном театре Финляндии. Либретто сочинила сама Туве Янссон: по сюжету муми-тролли прятались от наводнения в оперном театре и решали поставить собственный спектакль. Партии были написаны на шведском. Из-за массивности костюмов в них пришлось вмонтировать специальное оборудование, которое выводило бы голос певцов, не приглушая его.
Опера стала одной их самых исполняемых финских опер в истории — последний раз ее показывали в 2003 году. Еще популярнее оказался балет про муми-троллей. Финская национальная опера поставила два балета про приключения муми-троллей — в 2015-м по повести «Комета прилетает» и в 2017-м по «Шляпе волшебника». Из-за объемных костюмов актеры, исполнявшие партии муми-троллей, танцевали практически вслепую, ориентируясь в парных танцах на ощупь.
Оба спектакля пользовались невероятной популярностью — билеты раскупались в первые сутки, а 2015 году в День матери балет «Комета прилетает» пришлось исполнять три раза, чтобы его смогли посмотреть все желающие. Первая повесть про муми-троллей была переведена на финский только в 1991 году. У Туве Янссон было два родных языка — шведский и финский. Повести она писала и публиковала на шведском, что было обычно для двуязычной Финляндии.
Первое финское издание вышло в 1955 году — ею стала повесть «Комета прилетает». Вслед за ней перевели «Шляпу волшебника» и «Мемуары Муми-папы», последующие повести и рассказы выходили почти одновременно на шведском и финском. Но самую первую книгу о муми-троллях — «Маленькие тролли и большое наводнение» — финскоязычные издательства игнорировали 46 лет и перевели только в 1991 году, когда Финляндию заполонили туристы, приехавшие посмотреть на родину муми-троллей. Рекордный для финского телевидения бюджет выделила продюсерская компания Gutsy Animations только на первый сезон сериала «Муми».
В первом японском аниме муми-тролли дрались и выпивали. В 1969 году муми-тролли стали героями японского аниме-сериала. Впрочем, не считая внешнего вида, его герои мало чем напоминали оригинальных: они интересовались преимущественно деньгами и оружием, постоянно выпивали и дрались. Туве Янссон, впрочем, больше всего возмутил тот факт, что в одной из серий Муми-папа выпорол Муми-тролля за шалость ремнем.
После этого она запретила демонстрировать мультфильм за пределами Японии. Второе японское аниме про муми-троллей одновременно показывали 25 каналов.
Оформление новых лицензий временно приостановлено «в связи с происходящим в мире», подтвердил сотрудник агентства Brand4rent, представлявшей интересы Moomin Characters в России.
Вместо этого в агентстве можно оформить лицензию на Чебурашку. Муми-тролли — бренд, основанный на сказках и комиксах финской писательницы и художницы Туве Янссон о сказочных существах, ведущих человеческих образ жизни. Книги про муми-троллей переведены более, чем на 50 языков, а мультфильмы показаны более чем 124 странах.
Об этом VPost сообщил представитель компании. Из-за отзыва лицензии торговый центр «Афимолл» в Москве отменил детский праздник «Весенний фестиваль муми-троллей», который должен был состоится на этой неделе.
Это решение привело к тому, что в России отменяются уже запланированные мероприятия — детские фестивали и выставки.
К примеру, в крупном столичном торговом центре «Афимолл» был экстренно отменен детский праздник «Весенний фестиваль муми-троллей», запланированный на эту неделю, сообщил VPost. Под угрозой срыва крупная авторская выставка скульптора Владимира Трулова, который в минувшем году подарил площади Туве Янссон в Новой Москве несколько скульптур «мумиков». Я уже два года новостей не смотрю и стараюсь соблюдать гигиену мозга, но [решение финской компании] — это одна из тех новостей, которая меня затронула.
Я еще должен ее осмыслить», — отметил Владимир Трулов в беседе с «Ридусом». Скульптуры муми-троллей в столичном районе «Скандинавия» — это абсолютно авторская работа, которая не имеет никакого отношения к сюжетам сказок. Автор московских «мумиков» опасается, что после ухода Moomin Characters из России скульптуры окажутся в опасности.
Сам я за то, чтобы соблюдать авторские права, но тут я даже не знаю, что делать.
Лучшие новости рунета
- История муми-троллей • Arzamas
- Муми-тролли покидают Россию: правообладатели запретили использовать популярные образы
- Муми-санкции | VPost media
- Муми-тролли покинули Россию - Бренды России. Навигатор по истории, наследию и культуре РФ
- Сказка под санкциями. Финны запретили использовать образы семейства муми-троллей в России
Наследники Туве Янссон запретили использовать в России образы муми-троллей
В марте этого года компания решила не продлевать действующие соглашения на использование образов муми-троллей в России, а также не выдавать новые лицензии. Это решение, связанное с запретом использования образов муми-троллей, уже повлекло за собой последствия: так, в Москве отменили праздник «Весенний фестиваль муми-троллей», который должен был проходить с 24 марта по 2 апреля. Организаторам предложили заменить муми-троллей на «популярного Чебурашку».
Пример: «Иванов Иван, Портрет моей семьи, 7 лет». Заявку участника в возрасте менее 14 лет заполняет его законный представитель — один из родителей, усыновитель или опекун. Необходимо также подтвердить согласие на обработку персональных данных. Читайте также: В Подмосковье стартовал конкурс проектов «Бюджет для граждан» Подмосковная студентка выиграла конкурс молодежных предпринимательских проектов.
С такой ситуацией российские издатели сталкиваются уже не в первый раз с момента введения санкций. Тем не менее, в рамках периода действия договора лицензиат вправе продолжать издавать книги о муми-троллях, что мы с удовольствием и делаем. Сейчас у нас есть две активные серии о муми-троллях всего около 30 книг - "Новые истории муми-троллей" и "Коллекция мировых бестселлеров для детей", в рамках которых выпущены и сборники, и отдельные истории, горячо любимые многими поколениями детей и их родителей". Также представители издательства "Азбука-Аттикус" ответили ТАСС, что "книги Туве Янссон о муми-троллях, которые выпускает издательская группа на русском языке, продолжают продаваться и переиздаваться".
Муми-тролль в компании с неведомым зверьком Во многом книги о муми-троллях автобиографичны. Обитатели Муми-дола — довольно обычная финско-шведская семья, но она во многом напоминает семью самой писательницы, богемную и легкомысленную. Не случайно последнюю книгу о муми-троллях, «В конце ноября», Туве Янссон написала в 1970 году, когда умерла её мать. Семьи муми-троллей в книге уже нет, они исчезли неведомо куда. Досье демиурга Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки, в семье скульптора и художницы. Её родители были шведами, хоть и жили в Финляндии. Отец, скульптор Виктор Янссон, по её собственным словам, «ненавидел всех женщин, кроме матери и меня», но детство писательницы было счастливым. Она признавалась, что «…без счастливых детских лет, проведённых у моря… никогда не начала бы писать». Правда, некоторые из её персонажей родом уже из взрослой жизни — например, за прототипа Снусмумрика, финского журналиста Атоса Виртанена, Янссон чуть не вышла замуж. Хотя прославилась Туве Янссон как писатель, сама себя она считала в первую очередь художником. Она училась живописи в Стокгольме, Хельсинки и Париже, карьеру иллюстратора начала в четырнадцать лет, а первая её персональная выставка состоялась в 1943 году в Хельсинки. Во время обучения в Стокгольме она однажды написала: «Я должна стать художником ради своей семьи». В начале сороковых годов Янссон считали одним из наиболее выдающихся финских художников. Ряд её рисунков выставлен в Художественном музее Тампере. Но всё-таки литературное наследие Туве Янссон известно намного шире художественного. Например, она самый переводимый финский писатель: книги о муми-троллях переведены на тридцать пять языков. Она получила ряд премий за вклад в литературу, включая самую престижную награду для детских писателей — Золотую медаль Ганса Христиана Андерсена. Муми-тролли уже в шестидесятых сделали Туве миллионером и позволили ей даже купить собственный островок в Финском заливе, но при этом она всегда вела очень скромный образ жизни, ездила на общественном транспорте и лично отвечала на письма поклонников. Помимо книг о муми-троллях, Туве Янссон написала несколько совсем взрослых произведений, которые известны значительно меньше. В Финляндии Туве считали практически национальным героем, и её восьмидесятилетний юбилей отмечали всей страной. По словам её многолетней спутницы жизни, художницы Тууликки Пиетиля, Туве Янссон умерла счастливой. На её похоронах президент Финляндии сказал: «Творчество Туве Янссон — самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса». Муми-дол: где же он? Муми-тролли и прочие сказочные существа из мира Туве Янссон обитают в Муми-доле, или Муми-далене. Это долина, ограниченная с одной стороны морем, а с другой — Одинокими горами. Климат там похож на финский: умеренно жаркое лето, холодная зима. Снега выпадает очень много, он покрывает Муми-дол едва ли не полностью, но при этом протекающая по долине река не замерзает. Впрочем, большинство приличных местных жителей на зиму впадает в спячку, и правильно делает. О мире за пределами долины известно очень мало. Иногда вскользь упоминаются другие долины, населённые аналогичными народами, а также реальные географические названия — например, герои слушают по радио американские передачи, а судя по комиксам, им доводилось бывать на Ривьере. Так что вполне возможно, что Муми-дол затерялся где-то в нашем мире. Муми-тролль и Снусмумрик встречают весну В море, омывающем долину с одной стороны, находится множество островов и островков, в большинстве своём необитаемых. Судоходство в этом мире вполне развито, и на берег довольно часто выбрасывает обломки кораблекрушений — от старого башмака до деревянной носовой фигуры. Окружающий мир представляет собой нечто пугающее и полное опасностей. Муми-дом — маленький рай, закрытый для неприятностей и разногласий, но этой тишине время от времени угрожают опасности извне — так, однажды наводнение разбило весь мир вдребезги и разлучило семью муми-троллей примерно как война разбила и перевернула привычный мир. Рождественская ёлка в Муми-доле, единственная за всю историю: обычно муми-тролли на зиму впадают в спячку Вокруг долины вроде бы живут люди, хоть их и немного — например, астрономы из обсерватории или старушка из магазина. Однако вполне возможно, что на самом деле это просто существа, похожие на людей, но значительно меньше ростом: герои книг сопоставимы по размеру с муми-троллями. С кузнечиками муми-тролли общаются без проблем, а муравьиный лев для них — серьёзный противник. На некоторых иллюстрациях Туве Янссон изображены самые обычные предметы, которые по сравнению с героями кажутся огромными, — может быть, они принадлежат людям. А высоту в один метр здесь называют очень большой. Помимо этих непонятных людей — или не совсем людей — в долине проживает огромное количество самых разных существ и народцев. Снорки, хемули, филифьонки и многие, многие другие — и это не считая разумных животных! Кажется, долина находится в монархическом государстве — в «Мемуарах Муми-папы» упоминается король, называемый Самодержцем. Биологический вид короля неизвестен, но, судя по всему, он всё-таки человек. Городов здешняя цивилизация, скорее всего, не знает — даже вокруг королевского двора, насколько видит глаз, простираются зелёные, поросшие травой шапки холмов. Их пересекают длинные низкие стены, сложенные из булыжника, а редкие домишки большей частью построены из соломы. Но государство при этом функционирует вполне исправно; в нём, в частности, существуют приличные сиротские приюты в одном из них вырос Муми-папа и развивается наука. Да и вообще здешние поселения не могут быть слишком уж маленькими. В одном из них, скажем, есть большой парк аттракционов, каких в деревнях обычно не строят. В пользу расположения Муми-дола в нашем мире говорит тот факт, что обитатели долины, не засыпающие на зиму, празднуют Рождество. Однако религии как таковой муми-тролли, судя по всему, не знают, а вместо «чёрта» ругаются «моррой». Флора и фауна в Муми-доле в целом вполне привычные. Правда, почти все животные, птицы и некоторые насекомые тут умеют разговаривать, но кто может поручиться, что они не делают этого в нашем мире? Есть, впрочем, и некоторые уникальные виды.