Разрешается нарушать правила поста тем верующим, чья работа связана с тяжелыми физическими нагрузками. Придерживаясь календаря питания в Великий пост в 2024 году, можно включить в него некоторые экзотические продукты. мяса, молока, яиц, рыбы. Можно ли в пост есть майонез. Морская соль обладает рядом целебных свойств, а отсутствие в составе сахара делает этот десерт настоящей находкой.
Что и как лучше есть в пост
Что можно есть и что нельзя в Великий пост, правила питания по дням, меню на каждый день. Светлый праздник Пасхи предваряет Великий пост – один из самых строгих и продолжительных в церковном календаре. Во время Великого поста можно похудеть за счет того, что из рациона исключают сладости, содержащие не только много сахара, но и пальмового масла и других добавок, рассказала «» диетолог Плотникова.
Можно ли есть сладости в пост? И если да, то какие?
В пост нельзя употреблять алкогольные напитки, в том числе и пиво. Чаще всего споры о том, можно сахар во время поста или нельзя, возникают среди людей. в какие дни можно есть икру и рыбу? Разрешается нарушать правила поста тем верующим, чья работа связана с тяжелыми физическими нагрузками. Можно ли в пост употреблять конфеты и какие? Смысл соблюдения поста в его физической ограничительной составляющей имеет в контексте напряженной духовной работы православного человека над собой.
Можно ли в пост употреблять соль и сахар?
Во время Великого поста можно похудеть за счет того, что из рациона исключают сладости, содержащие не только много сахара, но и пальмового масла и других добавок, рассказала «» диетолог Плотникова. Полный перечень продуктов, которые можно и нельзя есть в период Великого Поста, с 18 марта по 4 мая 2024 года. Чаще всего споры о том, можно сахар во время поста или нельзя, возникают среди людей. Великий пост состоит из 40 дней поста – Четыредесятницы – и Страстной седмицы, установленной в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях. Можно ли читать светскую литературу В пост не распространяется запрет на чтение литературы. Великий пост состоит из 40 дней поста – Четыредесятницы – и Страстной седмицы, установленной в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях.
Правильное питание в пост
Из лесных грибов можно делать сэндвичи с тапенадом: в ступке размалываете каперсы с оливковым маслом и лимонным соком, приправляете солью и перцем. Однако есть масса вариаций постных десертов, а в целом сахар вообще не запрещен. Главная • Лента новостей • Калейдоскоп • Великий Пост перед Пасхой: что можно, а что нельзя во время самого длительного поста. Удивительно, но и в пост можно (и нужно!) питаться разнообразно – тогда не возникнет никаких проблем со здоровьем волос, ногтей и кожи.
Ответы на главные вопросы о Великом посте: что есть, о чем думать и как себя вести
Борщ постный Понадобятся следующие ингредиенты: 1 луковица, 1-2 свеклы, 1-2 морковки,1 кг капусты, 2-3 картофелины, перец горошком, чеснок, приправы, соль. Поэтапное приготовление: Очистить и помыть свеклу. Поместить ее в кастрюлю и залить водой. Необходимо варить 30-35 минут. Пока варится можно добавить приправы и специи на свой вкус и посолить. Пока варится первая часть свеклы, вторую часть порезать соломкой. Очистить и натереть на крупной терке морковь. Свеклу и морковь обжарить на подсолнечном масле. Добавить мелко нарезанный лук и чеснок. Когда овощи подрумянится, добавить помидоры или томат-пасту, томить 15-20 минут.
Картофель очистить, помыть, нарезать ломтиками или кубиками и засыпать в кастрюлю. После закипания, примерно через 15 минут, добавить в кастрюлю пассерованные овощи, и снова довести до кипения. Прокипятить 3-4 минуты. Перед подачей добавить зелень укроп, петрушку или кинзу. Борщ русский Понадобятся следующие ингредиенты: 1 свекла, 400 г капусты, 2 л воды, морковь, петрушка, 1 луковица, 2 ст ложки томатной пасты, 1 ч ложка сахара, 1 ст ложка уксуса или лимонного сока, лавровый лист, перец, зелень. Этапы приготовления: Помыть и очистить свеклу, нарезать ломтиками или соломкой. В кастрюлю положить свеклу, полить маслом, добавить томатную пасту и сахар 1 ч. Добавить уксус 1 ч. Закрыть крышкой и тушить.
Постоянно помешивать, доливать при необходимости воду или бульон. Тушить свеклу нужно на слабом огне. В кастрюлю налить воду и поставить на огонь. Как только закипит, добавить свежую капусту предварительно нарезанную мелко и довести до кипения. После этого добавить готовую тушеную свеклу и пассерованные морковь и лук и варить еще 20-30 минут. В самом конце варки положить специи лавровый лист, перец и соль. Борщ с черносливом Необходимые продукты: 400 г капусты,1 свекла 200 г ,200 г чернослива, 1 морковка, 1 луковица, 2-3 ст ложки измельченных грецких орехов, 2-3 ст ложки растительного масла, 1 ст ложка лимонного сока или яблочного уксуса, соль, красный молотый перец, сухие пряности хмели-сунели , зелень петрушки. Поэтапное приготовление: В кастрюлю налить 2 л воды, поставить на огонь. Когда вода закипит, посолить и засыпать капусту мелко нарезанную.
Мелко нарезать лук, свеклу и морковь натереть на крупной терке, добавить лук и вместе припустить на растительном масле. Добавить лимонный сок или яблочный уксус или 1 ст ложку томатной пасты. Когда капуста будет почти готова, добавить в суп зажарку и довести до кипения. Затем огонь выключить. Промыть чернослив, убрать косточки, нарезать половинками и залить кипятком. Положить в борщ чернослив и измельченные орехи. Перед подачей на стол в борщ положить свежую мелко нарезанную зелень. Борщ с фасолью Необходимые ингредиенты: 300 г капусты,1 стакан фасоли, 1 свекла,1 морковь, 2-3 картофелины,1 луковица, 2-3 ст ложки растительного масла,1 ст ложка лимонного сока, яблочного уксуса или томатной пасты, соль, перец горошком, сухие приправы хмели-сунели, лавровый лист ,1-2 зубчика чеснока, зелень петрушки, укропа. Приготовление: Фасоль предварительно промыть и замочить на несколько часов можно на ночь.
Затем отварить ее в той же воде, в какой она намокала, но не переваривать.
Молочная лапша на кокосовом молоке с медом или кэробом. Драники из овощей, запеченные в духовке или обжаренные на сухой сковороде. Роллы из лаваша с овощами и сыром тофу.
Супы Грибной суп-пюре с кунжутной посыпкой и чипсами из хрустящего лука. Постные щи. Фасолевый суп с лапшой в азиатском стиле. Французский луковый суп на овощном бульоне.
Тайский суп из морепродуктов с овощами и кокосовым молоком. Овощной суп-пюре с креветками. Мисо-суп с зеленым луком и сыром тофу. Суп-пюре из тыквы с миндальными сливками.
Тайская лапша «пад тай» с проращёнными соевыми бобами и овощами. Бургеры с вегетарианскими котлетами и овощами. Кассероль из цветной капусты в сухарях, с томатной заливкой. Постные пирожки с белокочанной капустой.
Бурек из теста «фило» с грибами и картофелем. Запеканка из картофеля и мидий. Плов с овощами и сухофруктами. Десерты Салат из фруктов с растительными сливками и посыпкой из кэроба.
Шарлотка из яблок на растительных сливках. Крохотные пирожки с начинкой из ягодного пюре.
Лучше использовать сорт красной фасоли кремовой консистенции, в ней содержится достаточное количество крахмала. Фасоль тщательно моем, замачиваем в холодной воде на ночь. Утром еще раз промываем и отвариваем на минимальном огне в течение часа-полутора, соль добавляем в конце варки. Фасоль должна быть мягкой, но не разваренной. Репчатый лук чистим от шелухи и нарезаем маленькими кубиками ножом. Болгарский перец и помидоры почистить, нарезать. Грецкие орехи моем, просушиваем, измельчаем блендером в крошку, но лучше, чтобы крошка получилась разного размера, мелкая и крупная.
Зубчики чеснока пропускаем через пресс. На сковороду с толстым дном наливаем растительное масло. Отправляем первыми в сковороду репчатый лук и болгарский перец. Обжариваем овощи на среднем огне до мягкости, жарим около 5-7 минут, периодически помешивая лопаткой. Следующими в сковороду добавляем измельченные помидоры и пару столовых ложек томатной пасты. Тщательно перемешиваем, чтобы масса стала однородной и тушим овощи еще около 7 минут. Фасоль после варки промываем, воду сливаем, фасоль добавляем к овощам. Держим на огне еще около 7 минут. Отправляем в сковороду грецкие орехи, чеснок, перец, хмели-сунели, зелень, соль.
Накрываем сковороду крышкой и тушим блюдо на медленном огне еще около 20 минут. Подаем лобио к столу, украсив сверху веточкой кинзы и присыпав измельченным грецким орехом. Рис с тыквой Фото: 1000. Для блюда лучше взять длиннозерный белый рис. Тыкву помойте, разрежьте. Нарежьте на небольшие кусочки. Измельчите зубчики чеснока. В сковороду налейте растительное масло, отправьте чеснок на сковороду, жарьте около 2 минут при постоянном помешивании. Добавьте к чесноку нарезанную тыкву.
Кому нельзя соблюдать пост? Моральный аспект поста полезен для человека, но любое ограничение в продуктовом наборе обязательно должно быть компенсировано другими доступными продуктами или добавками к пище. Однако детям, беременным, кормящим, людям с диабетом и заболеваниями желудочно-кишечного тракта ЖКТ не рекомендуется соблюдать пост. Людям с тяжёлыми физическими нагрузками можно соблюдать пост не в полной мере, так как в их случае компенсировать недостаток полезных веществ будет непросто. В пожилом возрасте любое ограничение рациона должно сопровождаться наблюдением компетентного специалиста врача или нутрициолога с постоянной коррекцией привычек и подбором индивидуального питания с учётом особенностей организма. Следуя принципам сбалансированного рациона, вы сможете не только поддерживать своё здоровье, но и открыть для себя новые гастрономические сочетания. Весь пост есть только макароны или каши на воде — плохой вариант, который точно отразится на здоровье.
Мёд в пост
Крупы — ценный источник клетчатки, которая необходима для работы кишечника и иммунитета. В той же гречке есть белок, а в других крупах есть витамины и микроэлементы. В каши можно добавлять отруби. А чтобы они приносили больше радости, добавляйте к ним фрукты, сухофрукты, орехи, немного джема. Еда должна быть вкусной.
Фрукты и овощи обязательно надо есть в пост в любом виде, и свежими, и приготовленными, — печеные яблоки, овощное рагу. Если человек постится строго и не употребляет растительные масла, имеет смысл делать салаты из авокадо, чтобы употреблять и жиры. В качестве заправки можно использовать соевый соус. В пост ограничивают белки животного происхождения, их нужно компенсировать растительными белками.
В основном это бобовые — нут, чечевица, маш, фасоль, грибы, тофу и другие соевые продукты. Стручковая фасоль и грибы — полноценный белковый ужин. Но тут уже как кто любит. В орехах и белок, и жиры, и клетчатка, и витамины.
Они годятся и в качестве перекусов, и как дополнение к блюдам. Можно ли в пост есть морепродукты? Есть всего два дня во время поста, когда можно есть рыбу, зато морепродукты — «морских гадов» — можно есть без ограничений.
Цели поста: подчинение тела духу, то есть восстановление правильной иерархии духа и тела, умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. Во время поста особое внимание уделяется борьбе с чревоугодием, поскольку эта страсть часто лежит в основе ряда других страстей — блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния. Пост — это средство для выявления страстей и стяжания добродетелей, в том числе, воздержания. Но вернемся к еде.
Православная традиция условно разделяет пищу на постную и скоромную. Различить их довольно просто, постная — это пища растительного происхождения, а скоромная — пища животного происхождения. Овощи, фрукты, зелень, крупы и т. Мясо, молоко, яйца и т. В определенные дни постов разрешается вкушение морепродуктов и рыбы, им иногда уделяют особое срединное место между постной и скоромной пищей. Сами же посты подразделяются на однодневные среда и пятница и многодневные Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский. Различают несколько степеней строгости пищевых ограничений во время постов в нашей схеме — шесть : Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются.
Такое происходит раз в году — на Сырной седмице Масленице , которая предшествует Великому посту, и является подготовительной неделей к нему. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба. В эти дни разрешается и горячая растительная пища, растительное масло, вино. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла.
Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи. Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками.
И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной.
Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон.
В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок.
Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными.
Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению.
Приготовление: В миску всыпаем соль вместе с сахаром и ванилином, вливаем воду, желательно теплую, чтобы в ней растворились все кристаллики. Теперь гасим соду соком лимона, отправляем в миску, еще раз перемешиваем. Порционно просеиваем муку и замешиваем тесто, жарим оладьи с двух сторон на разогретой сковороде с добавлением масла. Если тесто получилось слишком густым, просто подливаем еще немного теплой воды. Обед Постный обед предлагаем приготовить в грузинском стиле. Это будет фасоль в томатном соусе с грибами и орехами — очень вкусно, сытно и ароматно. Ингредиенты: 250 г шампиньонов; 1 морковь; 1 банка фасоли в томатном соусе; 2 ст. Приготовление: Шампиньоны нарезаем небольшими кусочками и отравляем на сковороду с разогретым маслом. Сразу натираем морковь, добавляем к грибам, солим, перчим, посыпаем сушеным чесноком и луком, перемешиваем и жарим до готовности.
В сковороду выкладываем фасоль в томатном соусе, добавляем острую аджику, перемешиваем и тушим несколько минут. Мелко рубим грецкие орехи и зелень кинзы. К фасоли с грибами подливаем немного воды, засыпаем орехи, прогреваем еще пару минут и выключаем. Готовое блюдо посыпаем кинзой и подаем к столу. Кинзу можно заменить петрушкой или любой другой зеленью, орехи можно не добавлять, это по желанию. Необязательно использовать сушеный чеснок и лук, можно взять и свежие овощи. Ужин Ужин будет в итальянском стиле: макароны с помидорами и соусом песто — быстро, просто, но вкусно. А к ним — легкий салат из свежих овощей с авокадо. Ингредиенты: макароны спагетти ; 10 помидоров черри; 4-5 ст.
Для салата: 2 огурца; 1 помидор; 6-8 редисок; 1 авокадо; пучок зелени; 1 ст. Приготовление: В кипящую воду засыпаем любые макаронные изделия и варим согласно инструкции до готовности. Черри разрезаем пополам или четвертинками, если плоды крупные. С макарон сливаем воду, добавляем к ним соус, черри, все перемешиваем и ужин готов. Для салата просто нарезаем огурец, редис и помидор. Авокадо очищаем от кожуры, мякоть режем кубиками. Отправляем все в салатник вместе с зеленью, поливаем маслом, соком лимона, перемешиваем и по желанию посыпаем грецкими орешками. В состав соуса песто входит сыр, но постный вариант можно сделать своими руками. Для этого в блендер отправляем базилик, немного грецких орехов, чеснок и масло, пробиваем до однородности.
Готовый соус перчим и солим по вкусу. Выпечка Даже в пост можно готовить выпечку , для этого есть очень много постных рецептов с фото. Например, шарлотка с яблоками очень нежная и, несмотря на то что постная, довольно вкусная. Ингредиенты: 250 мл яблочного сока; 60 г растительного масла; 100 г сахара; 10 г разрыхлителя; 10 г ванилина; 200 г муки; 1 яблоко; щепотка соли. Приготовление: В миску наливаем сок вместе с рафинированным маслом.
Снова долить немного воды и довести до кипения. Добавить рис и соль. Варить до готовности. Выложить в глубокую тарелку приготовленный рис, добавить чернослив, изюм, орехи предварительно измельчить и слегка обжарить или семена тыквы, мед. Тщательно помешать. Можно сверху украсить сухофруктами. Такой же порядок действий соблюдать для приготовления пшеничной каши крупу необходимо сперва замочить. Каша пшенная с морковью и яблоками Понадобятся следующие ингредиенты: 300 г пшена, 600 мл воды, 200 г яблок, 80 г моркови,60 г меда, 60 г масла, гвоздика, соль по вкусу. Поэтапное приготовление: Предварительно замочив в кастрюле крупу, залить горячей водой. Как только крупа ее впитает, закрыть крышкой кастрюлю и поставить в предварительно разогретую духовку на 20 минут. Или можно поставить на водяную баню также на 20 минут. Подготовка овощей и фруктов: очистить яблоки от сердцевины и нарезать ломтиками, почистить морковь и натереть на крупной терке. Добавить в готовую кашу яблоки, морковь, гвоздику и мед. Каша гречневая рассыпчатая Понадобятся следующие ингредиенты: 1 стакан гречневой крупы, 2 стакана воды, соль, растительно масло. Поэтапное приготовление: Для начала тщательно перебрать крупу и подсушить на разогретой сковороде. Пересыпать крупу в кастрюлю и залить водой должна быть горячая и слегка посолить. Варить на слабом огне, помешивая. Как только крупа впитает всю воду, кастрюлю с кашей закрыть крышкой, поставить на водяную баню миску с водой и варить 30 минут. Крышку не открывать и не мешать. Перед подачей на стол полить растительным маслом. Можно посыпать на кашу обжаренным луком нарезанный кольцами. Каша тыквенная Понадобятся следующие ингредиенты: 900 г тыквы, 300 г манной каши, 20 г крахмала, 40 г масла, 35 г сахара, соль. Поэтапное приготовление: Сперва очистить тыкву от кожуры, помыть, нарезать небольшими кубиками. Поместить в кастрюлю, залить кипящей водой. Посолить и добавить сахар. Готовые кусочки перетереть через сито или взбить в блендере. Положить тыквенное пюре в кастрюлю или в глиняную посуду. Добавить приготовленную манную кашу и крахмал. Посолить, немного добавить масла. Поставить кашу в предварительно разогретую духовку на 30 минут. Рис с шампиньонами Понадобятся следующие ингредиенты: 1-2 стакана риса, 300 г свежих шампиньонов, 1 луковица, 1 л воды, соль, перец, растительное масло, зелень петрушки. Поэтапное приготовление: Помыть и почистить грибы. Нарезать дольками. Взять глубокую сковороду, налить в нее немного растительного масла. Высыпать на разогретое масло грибы и потушить их. Как только грибы размягчатся, выключить огонь. Очистить лук и мелко порезать. На растительном масле обжарить лук и рис.
Великий пост: что можно есть постящимся
Под чревоугодием в священных книгах понимается не просто удовольствие вкусно поесть и насытиться сверх меры. У этого греха есть свойство ада - страсть пожирания, истребления, потребления, приобретательства. Остальные страсти связаны с чревоугодием, как звенья одной цепи: блуд - потребление близкого, гнев - истребление всего вокруг себя, уныние - поиск нового объекта для "пожирания" и т. Чтобы победить в себе "пожирание", нужно начать с самого простого - воздержания в пище. Строгая диета в пост духовно значима и в наши дни - в эпоху потребления.
Людям постоянно чего-то не хватает. Им нужно что-то покупать, пробовать на вкус или "пожирать глазами".
Путешественникам также даются послабления, если они встречают пост в дороге. Что можно и нельзя делать в Великий пост — 2024 Пост накладывает определенные ограничения не только на привычки в еде, но и на образ жизни.
Чтобы достичь духовного очищения, необходимо соблюдать ряд моментов. Поэтому всякие проявления слабостей, страстей и вредных привычек становятся еще более неуместными в Великий пост», — для 5-tv. Можно ли зачать ребенка Церковь не накладывает запрета на зачатие малыша в период поста. Приветствуется воздержание пары от интимной близости по обоюдному согласию.
Однако если наследника зачали в пост, то это никак не повлияет на его будущее. Можно ли крестить ребенка Таинство крещения совершается в любой день поста. Можно ли играть свадьбу Жених и невеста могут зарегистрировать брак в ЗАГСе, а свадебное торжество и венчание стоит провести после завершения Великого поста. Можно ли венчаться Церковь не благословляет проведение венчания в постные дни.
А в народе бытует поверье, что такой брак будет пустым: супруги не найдут согласия и быстро разведутся. Можно ли отмечать день рождения Во время поста приветствуется общение с семьей и близкими людьми. Однако на таких посиделках следует воздержаться от переедания, употребления алкоголя, танцев, песен. Можно ли поминать усопших родственников Во время Великого поста можно ежедневно поминать умерших.
В храмах проводится литургическое поминовение по субботам и воскресеньям, а также в Великопостные родительские субботы вторая, третья и четвертая недели поста. Николай Савченко советует честно посмотреть в глаза порокам и отказаться от греховного поведения.
Но в то же время нельзя злоупотреблять такой установкой, оправдывая любовью частые посиделки с друзьями или свое личное желание отведать вкусные блюда. Порой проще отказаться от похода в гости, чем, сев за стол, смущать хозяев, смущаться самому или размышлять: «Есть или не есть? Вот в чем вопрос!
Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост». Допустима ли супружеская близость во время поста? Интимные отношения супругов — это то, о чем в Типиконе нет ни слова. Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов. Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет?
Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями. Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени.
Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие.
Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т.
Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой.
В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас.
Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского.
Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными.
В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть.
Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены?
Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви.
На заметку! Мармелад — это сок, превращенный в желе. Для образования желе применяют такие загустители как агар-агар, пектин и желатин. Употреблять нельзя блюда, в которые входит желатин, так как он имеет животное происхождение. Когда лучше отказаться от сладкого в дни поста Великий пост — это не значит, что придется питаться невкусно.
Это шанс сделать свой рацион более полезным и питательным. После зимы организм истощен и имеет нехватку и витаминов, и микроэлементов. Составление рациона с овощами, фруктами, зерновыми и бобами значительно повысит их количество. Великий пост довольно долгий и сладкоежки переживают, как будут без сладостей. Но в пост не запрещены джемы и варенье, постное печенье и черный шоколад. От сладостей стоит отказываться, если вы уверенны, что в их составе содержится тот ингредиент, который употреблять запрещено. Видео: как поститься без вреда для здоровья Развернуть Как обойтись без сахара Если же вы решили поститься и не употреблять сахар, то это можно сделать, не навредив своему организму.
Глюкоза действует на организм как энергетик.
ПРАВИЛА ПИТАНИЯ В ПОСТ
Можно ли есть сладости в пост: рецепты постных вкусняшек | Из лесных грибов можно делать сэндвичи с тапенадом: в ступке размалываете каперсы с оливковым маслом и лимонным соком, приправляете солью и перцем. |
Какие сладости можно есть в пост? - блог пекарни-кондитерской Пекарь 🥨 | Можно ли сахар в Великий пост. |
Что и в какие дни можно есть в Великий пост: календарь и рецепты постных блюд | Возможно, для них подвиг поста будет заключаться больше в духовном пути, чем в телесном. |
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься | Пост начинается 27 февраля и длится до 16 апреля. |
Великий пост меню на каждый день 2024 для мирян: постные рецепты с пошаговыми фото | Разрешается только 2 раза в пост – на Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. |
Что и в какие дни можно есть в Великий пост: календарь и рецепты постных блюд
Можно ли есть сладости в пост? И если да, то какие? | Аргументы и Факты | Приближение многодневных постов, особенно Великого, нередко становится поводом для множества вопросов о том, что можно и что нельзя во время поста. |
Можно ли в пост употреблять соль и сахар? | — О. Андрей, извините за глупый вопрос, но можно ли в пост сахар кусковой? |
ПРАВИЛА ПИТАНИЯ В ПОСТ | Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням. |