Новости мотальщики казани

Униформа относит казанских мотальщиков к субкультурам низших слоев общества капиталистической Европы.

Мотальщики казани - 87 фото

Репортажи, аналитика, мнение экспертов, происшествия, ситуация на дорогах, новости политики, экономики, культуры и спорта. ©2023 ИА «Татар-информ» Учредитель АО «Татмедиа» Новости Татарстана и Казани 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2 +7 843 222 0 999 info@ Главное. Казанские мотальщики в моей памяти. Некоторое время назад -в начале лета 2022 года, я в Доме Книги неожиданно обратил внимание на книгу Роберта Гараева Слово Пацана. Мотофестиваль «Два Кремля» пройдёт 27 августа в столице Татарстана, сообщили в мэрии Казани. Мотальщики казани. Казанская группировка тяп-ляп.

Реальные прототипы Вовы Адидаса и Кощея из «Слово пацана»: они поразительно похожи на своих героев

Согласно письмам в редакцию «Вечерней Казани», драки между «мотальщиками» происходили исключительно по их желанию, и вмешательство взрослых в том числе представителей. Главная» Новости» Новости опг казань. # Вахитовский районный суд Казани отправил под домашний арест 10 обвиняемых по нашумевшему делу ОПГ «Тукаевксие».

Мотальщики казани - 87 фото

С точки зрения группировщиков, молодёжь делилась на «пацанов» — тех, кто «мотается», и «чушпанов» — тех, кто не живёт по принципам группировок. Большей частью подростки, состоящие в группировках, не понимали настоящих целей своих лидеров, им просто нравилось быть сильными и внушать страх другим. Они с удовольствием эпатировали окружающих, гордясь своим нарочито люмпенским видом. Понятно, что группы хмурых парней, одетых в телогрейки и войлочную обувь типа «прощай, молодость», не могли не привлекать к себе внимание, в том числе и журналистов. Казанские «понятия» «Литературная газета», самый популярный печатный орган страны, в 1988 году опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности. Именно в ней впервые прозвучал термин «казанский феномен». Вообще, молодёжные группировки в то время зрели по всей стране, но Казань даже на общем фоне оказалась уникальной. Во-первых, к середине 80-х годов здесь практически не осталось двора или улицы, которые не причисляли бы себя к какой-нибудь «конторе». Во-вторых, иерархия ценностей казанского криминалитета отличалась от «общепринятых».

Несмотря на господство блатной романтики и зоновских «понятий», здесь, например, не пользовались таким авторитетом, как в других регионах, «воры в законе». Существовал свой, пусть уродливый, но кодекс чести — не трогать «врага», если он идёт с девушкой, всегда и везде отстаивать интересы своей группировки. В-третьих, сам принцип организации. Пресловутые «пятёрки», использованные ещё «тяпляповскими» лидерами, — это ведь не что иное, как ячейки. Таким построением пользовалось большевистское подполье в царской России, через несколько десятилетий — подполье уже партизанское, антифашистское. Ячеистые структуры прочнее, чем цельные и монолитные. Советские идеологи хорошо это понимали, когда внедряли октябрятские звёздочки, пионерские звенья, комсомольские дружины и партийные ячейки, надеясь укрепить внутренни- ми связями всё общество. Одного они не учли: такая система хороша исключительно для подполья, а не для легально- го существования.

Зато это хорошо усвоили отцы-создатели группировок, недаром многие из них имели педагогическое образование. Эти особенности и выделил в материале автор статьи Юрий Щекочихин. Он также абсолютно правильно описал этапы вербовки молодёжи в группировки, их структуры, иерархию и потенциальную опасность.

Причина конфликта пока неизвестна. Судя по кадрам, женщина в платке хватает за волосы пожилую женщину и буквально вышвыривает ее из автобуса. Также видно, что никто из очевидцев не попытался остановить буйную кондукторшу и вступиться за пожилую женщину.

И хотя самое крупное злокачественное образование вырезали, метастазы прорастали уже практически повсюду. Бесславный конец главарей «Тяп-ляпа» быстро забылся, зато легенды об их «подвигах» пересказывались с восхищением и завистью. На вооружение по всему городу брались методы тяпляповцев: железная дисциплина, регулярные занятия спортом, сборы денег и культивирование агрессии. Тема для специалистов-психологов, но я считаю, что в группировки шли и идут два типа подростков.

Первый — те, кому физически необходимо выплёскивать свою агрессию, драться, самоутверждаться, но таких, как правило, не очень много. И второй, самый многочисленный, — те, кто чувствует себя неуверенно вне своей группы. Кстати, один из тяпляповцев на допросе в своё время так и сказал: «Жить в группе намного легче». Этот многочисленный тип самый опасный: такие люди, чтобы не потерять доверие своей стаи, способны на всё. Ещё одна причина, как мне кажется, лежит в проблеме целого поколения. Почему становление организованной преступности проходило по всей стране именно в 80-е годы, ни раньше ни позже? Те, кто родился в 60-е и 70-е годы — это поколение «с ключом на шее». Сами — в школу, сами — из школы, сами приготовить, сами себя проконтролировать. Символ поколения — мальчик Дядя Фёдор из известного мультика про Простоквашино. Родители этих детей всегда заняты, всегда на работе, им некогда было заниматься воспитанием и видеть, что происходит с ребёнком.

Мне могут возразить — и предыдущие поколения росли точно так же, предоставленными самим себе. Да, но у них была цель — победить голод, победить в великой войне, победить послевоенную разруху. Нужно было просто выживать, здесь не до глупостей. А к концу 70-х глобальные задачи по выживанию кончились. Слабые попытки найти новые цели в виде всесоюзных строек провалились: молодёжь 80-х уже прекрасно понимала, что такое комфорт и роскошь, так же как и то, что большинству они недоступны. Отсюда — агрессия и ненависть к зажиточным «барыгам». Были, конечно, и другие. Ребята, не ставящие себя в зависимость от мнения толпы и не нуждающиеся в унижении слабых, чтобы почувствовать свою силу. Сейчас про таких сказали бы — с чётко выраженной мотивацией. Именно они дежурили на дискотеках, чтобы не допустить массовых драк.

Они же, кстати, в своё время оказали огромную помощь в деле «Тяп-ляпа», когда потребовалось одномоментное задержание членов группировки. Доходило до курьёзов — члены союзных группировок «Брод», «Кремль» и «Динамка» так и называли свой альянс — «Б. Надо сказать, что после дела «Тяп-ляпа» группировщики тоже усвоили определённый урок: есть предел, переступать который нельзя. Разборки при дележе территории теперь устраивали так, чтобы мирные граждане не страдали. Грабежи, разбойные нападения и изнасилования совершались с таким запугиванием потерпевших, что в милицию обращалась едва ли десятая часть. Поэтому наиболее заметными и резонансными оставались молодёжные драки, часто — со смертельным исходом. Именно в это время, в самый пик массовых молодёжных драк, я пришёл на работу в следственное отделение Советского РУВД, где прослужил с 1984 по 1987 год. Расследовал преступления, совершённые в микрорайоне «Танкодром», в основном как раз подростковые. Через кабинет, который мы делили с коллегами, прошли многие будущие лидеры ОПГ Советского района Казани. Группировщики памятуя о «Тяп-ляпе» обычно не впутывали в свои разборки посторонних людей, выбирая для стычек малолюдные районы и позднее время.

Но тут, вразрез всем «понятиям», две группировки устроили драку ранним утром, на глазах массы свидетелей, идущих на работу. Надо сказать, что в большинстве случаев стычки длились не больше нескольких минут, и почти сразу определялось, на чьей стороне перевес. Победители, подбадривая себя свистом и громкими криками: «Айда-айда-айда! Промедление было действительно смерти подобно — отставших «месили» всей толпой, стараясь забить до смерти. На этот раз проигравшая сторона попыталась скрыться, заскочив в троллейбус, подошедший к остановке, но не тут-то было: преследователи атаковали машину. Полетели осколки стекла, разбитого камнями и кусками арматур, в результате пострадали не только группировщики, но и ни в чём не повинные пассажиры… Резонанс был огромный. В моём кабинете развернули оперативный штаб по раскрытию этого дела такого количества крупных звёзд на погонах в одном месте и сразу мне до той поры видеть не доводилось. Раскрыли, кстати, быстро, и вскоре дело, как находящееся на особом контроле, забрали в следственное управление МВД. Мы тогда даже не могли предположить, что локальные войны подростков — не проблема, а только её начало, что именно сейчас формируется костяк кровавых ОПГ 90-х годов. Мы просто работали, жили практически в условиях военного времени, часто оставаясь спать прямо в кабинетах.

Основная трудность заключалась в том, что большая часть наших подследственных были несовершеннолетними, а это целый букет сложностей. Во-первых, все допросы должны проводиться в присутствии адвоката и родителей слёзы, истерики — «мой сын ни в чём не виноват» , во-вторых, подростки в этом возрасте любят погеройствовать и крайне редко идут на контакт со следователем. Да и предъявить, как правило, мы им ничего не могли. Но сам не бил, а кто бил, я не видел». Максимум, за что можно было их привлечь, это за хулиганство, да и то его ещё надо было доказать. В ответ на чью-то реплику: «Закон не позволяет» Завдат Нуруллович в сердцах швырнул ему через весь стол Уголовный кодекс: «Покажи, в каком именно месте закон тебе не позволяет?! Каждый изобретал свой велосипед. Мы вот у себя выработали следующую тактику: раз уж хулиганство требует доказательства конкретных действий, выписывали постановления об обысках у всех подозреваемых. А эти «романтики» хранили дома кто кастет, кто заточку, кто «самострел».

С точки зрения группировщиков, молодёжь делилась на «пацанов» — тех, кто «мотается», и «чушпанов» — тех, кто не живёт по принципам группировок. Большей частью подростки, состоящие в группировках, не понимали настоящих целей своих лидеров, им просто нравилось быть сильными и внушать страх другим. Они с удовольствием эпатировали окружающих, гордясь своим нарочито люмпенским видом. Понятно, что группы хмурых парней, одетых в телогрейки и войлочную обувь типа «прощай, молодость», не могли не привлекать к себе внимание, в том числе и журналистов. Казанские «понятия» «Литературная газета», самый популярный печатный орган страны, в 1988 году опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности. Именно в ней впервые прозвучал термин «казанский феномен». Вообще, молодёжные группировки в то время зрели по всей стране, но Казань даже на общем фоне оказалась уникальной. Во-первых, к середине 80-х годов здесь практически не осталось двора или улицы, которые не причисляли бы себя к какой-нибудь «конторе». Во-вторых, иерархия ценностей казанского криминалитета отличалась от «общепринятых». Несмотря на господство блатной романтики и зоновских «понятий», здесь, например, не пользовались таким авторитетом, как в других регионах, «воры в законе». Существовал свой, пусть уродливый, но кодекс чести — не трогать «врага», если он идёт с девушкой, всегда и везде отстаивать интересы своей группировки. В-третьих, сам принцип организации. Пресловутые «пятёрки», использованные ещё «тяпляповскими» лидерами, — это ведь не что иное, как ячейки. Таким построением пользовалось большевистское подполье в царской России, через несколько десятилетий — подполье уже партизанское, антифашистское. Ячеистые структуры прочнее, чем цельные и монолитные. Советские идеологи хорошо это понимали, когда внедряли октябрятские звёздочки, пионерские звенья, комсомольские дружины и партийные ячейки, надеясь укрепить внутренни- ми связями всё общество. Одного они не учли: такая система хороша исключительно для подполья, а не для легально- го существования. Зато это хорошо усвоили отцы-создатели группировок, недаром многие из них имели педагогическое образование. Эти особенности и выделил в материале автор статьи Юрий Щекочихин. Он также абсолютно правильно описал этапы вербовки молодёжи в группировки, их структуры, иерархию и потенциальную опасность.

«Закат казанского феномена»: как сформировался костяк кровавых ОПГ 90-х годов

Главная» Новости» Новости опг казань. Вечерняя Казань | Новости. Советский суд Казани принял решение об аресте бывшего участника ОПГ «Борисково», которого подозревают в убийстве мужчины в 1993 году. Вечерняя Казань | Новости. Советский суд Казани принял решение об аресте бывшего участника ОПГ «Борисково», которого подозревают в убийстве мужчины в 1993 году. Новости Казани и РТ В Казани водитель въехал в здание аэропорта, круша все на пути. Читаю о том, что казанские «мотальщики» будто бы оплачивают автобусы, на которых подъезжают к местам уличных «боев».

О Челнах написан роман: мотальщики, КАМАЗ и милиция

Ребята, не ставящие себя в зависимость от мнения толпы и не нуждающиеся в унижении слабых, чтобы почувствовать свою силу. Сейчас про таких сказали бы — с чётко выраженной мотивацией. Именно они дежурили на дискотеках, чтобы не допустить массовых драк. Они же, кстати, в своё время оказали огромную помощь в деле «Тяп-ляпа», когда потребовалось одномоментное задержание членов группировки. Надо сказать, что после дела «Тяп-ляпа» группировщики тоже усвоили определённый урок: есть предел, переступать который нельзя.

Разборки при дележе территории теперь устраивали так, чтобы мирные граждане не страдали. Грабежи, разбойные нападения и изнасилования совершались с таким запугиванием потерпевших, что в милицию обращалась едва ли десятая часть. Поэтому наиболее заметными и резонансными оставались молодёжные драки, часто — со смертельным исходом. Именно в это время, в самый пик массовых молодёжных драк, я пришёл на работу в следственное отделение Советского РУВД, где прослужил с 1984 по 1987 год.

Расследовал преступления, совершённые в микрорайоне «Танкодром», в основном как раз подростковые. Через кабинет, который мы делили с коллегами, прошли многие будущие лидеры ОПГ Советского района Казани. В обиход вошли слова «мотаться» и «мотальщики» — именно так называлось членство в группировках. Вычислить «мотальщика» в толпе было проще простого: все они носили спортивные костюмы или олимпийки летом и телогрейки зимой.

Обязательный атрибут холодного времени года — спортивные трикотажные шапочки. Каждая группировка носила шапочки с определённым рисунком и расцветкой — чтобы узнавать своих и чужих издалека. С точки зрения группировщиков, молодёжь делилась на «пацанов» — тех, кто «мотается», и «чушпанов» — тех, кто не живёт по принципам группировок. Большей частью подростки, состоящие в группировках, не понимали настоящих целей своих лидеров, им просто нравилось быть сильными и внушать страх другим.

Они с удовольствием эпатировали окружающих, гордясь своим нарочито люмпенским видом. Понятно, что группы хмурых парней, одетых в телогрейки и войлочную обувь типа «прощай, молодость», не могли не привлекать к себе внимание, в том числе и журналистов. Казанские «понятия» «Литературная газета», самый популярный печатный орган страны, в 1988 году опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности. Именно в ней впервые прозвучал термин «казанский феномен».

Финансовый конфликт перерос в войну, разделившую «Хади Такташ» на два лагеря. Это был 1991 год — пока другие группировки делили территорию, «Хади Такташ» воевали сами с собой. Анвар погиб 4 ноября 1992 года, когда приехал в офис «Сандры» на встречу со своими людьми. Он вышел во двор, и раздались выстрелы — киллер просунул дуло ружья через забор. Анвар погиб на месте, и «молодые» затаились, чтобы нанести ответный удар. Бригады продолжили войну, и «молодые» победили — Дидя с приближенными исчез в Москве. Впоследствии выяснилось, что их жестоко убили, а тела расчленили и выбросили. По одним данным, отошел от дел и успешно спрятался в Испании, по другим — погиб в России или Прибалтике.

Эти не состояли в группировках, но манерами подражали их участникам, даже рисовали на стенах названия группировок с трехконечной короной.

Большой резонанс вызвала серия убийств в массовых уличных драках середины 80-х. Били обрезками арматуры по голове. Поэтому новым элементом зимней «формы» стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, глухо завязанная под подбородок. Всё это скрывать стало уже невозможно. В Казань перестали приезжать школьные экскурсии... Александр Авдеев: «Групповые драки стали происходить в местах массового отдыха — в парке Горького, на Лебяжьем, в пригородах. В лесопарковых зонах появились тренировочные лагеря группировок. Особенно запомнился случай на озере Глубоком в январе 1987 года. К парному кавалерийскому наряду на Лебяжьем подбежала женщина и сообщила, что на противоположных берегах озера Глубокое собрались агрессивные группы молодежи.

Кавалеристы сообщили об этом по рации в дежурную часть и немедленно поскакали к озеру. Там уже около трехсот человек сбегали с крутых берегов на лед. Отважные всадники выскочили между ними и устроили конную «карусель», не давая враждующим сторонам сойтись. Хулиганы били милиционеров и лошадей металлическими прутами, но никак не ожидали, что лошади будут их лягать и кусать, а у милиционеров действенным оружием стали нагайки. Услышав сирены патрульных машин, шпана разбежалась по лесу. Но несколько десятков задержали, а через травматологические пункты выявили еще нескольких». До власти наконец-то дошло Когда через год меня пригласили на повышение в горком комсомола, тема группировок на страницы печати еще не выходила. И власти проблему игнорировали. Но она присутствовала на улицах города, в слухах.

Прекрасно всё знали директора профтехучилищ ПТУ , школ, они сигнализировали, что подростки не могут ходить на занятия... Влияние группировок на молодежь было настолько сильным, что они не дали прижиться в Казани различным течениям «неформалов» — хиппи, панкам и др. Били их повсюду. Даже модные тогда в стране прически «а ля панк» молодежь не осмеливалась носить. Шокирующе выглядели огромные «хороводы» группировщиков на танцплощадках по всему городу в конце 70-х, даже на университетских дискотеках. Там ОКОД уже не был хозяином положения, как прежде. Удручало, что и студенты начали перенимать стиль «мотальщиков» и идиотскую походку «пингвином». Однажды прямо в сквере на площади Свободы «рабочеквартальцы» закидали обломками кирпичей тусовавшихся здесь «тельмановских». А потом неподалеку, на ухоженной улице Большая Красная, по которой высшие партийные руководители, обычно, пешком возвращались домой в «обкомовский дом», на глазах одного из вип-персон стая подростков, откуда ни возьмись, налетела на паренька… Совсем идиотская история была весной 1984 года, когда вся педагогическая общественность и родители были в панике из-за слуха о готовящемся нашествии… «панков».

Они якобы должны были приехать из западных городов Советского Союза в день рождения Гитлера, совпавший в тот год с Пасхой, и «убивать всех подряд». А группировщики Казани перед лицом внешней угрозы якобы заключили между собой мир и собрались выступить единым фронтом. Прошел также слух, что вместе с мотальщиками будут одетые, как они, сотрудники милиции... Мне устроили встречу с «источником» в подпольном тренажерном зале. Этот «качок» рассказал, как повстречал на вокзале человек 20 панков из Киева. После моих детальных расспросов байка рассыпалась. Какая глубинная задача была у распространителей этого слуха, осталось загадкой. Но факт, что в вечер перед Пасхой город обезлюдел. Улицы патрулировались всем личным составом милиции и сотнями окодовцев.

То и дело в дежурную часть звонили граждане, сообщая о появлении больших групп молодежи. На самом деле это были окодовцы. В ту ночь не было зафиксировано ни одного уличного преступления. Естественно, никаких «панков» и следа не было. Я думаю, что с этого времени наступил перелом в сознании властей. Начали проводить совещания, осмысливать явление. Сначала накручивали правоохранителей, потом педагогов, затем стали взывать к общественности. Наконец явление назвали своим именем. Нам в горком комсомола из УВД прислали секретные списки около 80 агрессивных группировок и трех тысяч их активных членов с адресами, местом учебы, работы.

Мне поручили безнадежное дело — закрепить за ними шефов из числа комсомольских активистов всего города. Требовалось невозможное — перевоспитывать этих ребят. Я объехал практически все ПТУ и техникумы города, побывал в десятках школ, во всех инспекциях по делам несовершеннолетних. Не забуду никогда встречи с растерянными педагогами и с разъяренными родителями мальчишек, которых приходилось провожать в школу и встречать. Это был первый известный мне случай, когда бэкэдэшники обратились за защитой к милиции. Ко мне в горком под занавес лета в конце рабочего дня пришел озабоченный командир каёвской дружины Михаил Живилов. Оказалось, спецгруппа каистов-бэкадэшников, человек двадцать, всё лето охраняла институтский лагерь «Кордон» на Волге и заодно наводила порядок в близлежащей округе. За это пытавшиеся хозяйничать здесь казанские группировщики пообещали «ответку». Из своих источников каисты узнали, что несколько сотен казанской шпаны собираются устроить погром лагеря в день торжественного закрытия сезона — то есть в этот вечер.

Оставалось несколько часов. Живилов просил подмоги, ведь каисты в большинстве своем — иногородние и еще на каникулах. Я кинул клич и смог собрать человек тридцать своих бойцов. Тогда обратился к Авдееву с просьбой выделить хотя бы пару экипажей милиции - в виде исключения, ведь территория лагеря находится за административными пределами Казани, в Лаишевском районе. На это последовало совершенно неожиданное для меня решение: «будем брать всех! Авдеев лично возглавил операцию. Засадами были перекрыты все подходы к лагерю. Между тем его мирные обитатели ничего не подозревали и собрались на концерт с последующей дискотекой. Окодовцы выполняли роль разведки: следили за прибывающими из города рейсовыми автобусами и катерами.

Гонцы сообщали о появлении групп молодежи. Они стали появляться, когда стемнело, человек по 15-20. На лесных дорожках их ждала эффектная встреча: внезапно включались автомобильные прожекторы, а из кустов возникали оскаленные собачьи пасти… Всего в ту ночь задержали около 60 группировщиков с обрезками арматуры. Остальные разбежались по лесу. И попал из огня да в полымя. Стал первым профессиональным пресс-службистом МВД Татарстана, в единственном числе. На дворе перестройка и разгул гласности. А в Казани оказалась самая продвинутая региональная пресса. Газеты к тому времени уже расписывали все ужасы подростковой преступности.

Я аккуратно складывал эти публикации в отдельную папку. Понятие «казанский феномен» ввели в оборот московские журналисты. Я невольно оказался причастным к распространению этого термина. Был и сотрудник пресс-службы. Я, наивный, выложил ему всю подборку. Он прочитал и схватился за голову. Затем начал названивать московским журналистам: «Приезжайте в Казань! Здесь подростковые группировки насмерть дерутся друг с другом! И понеслась!

За полгода у меня в поисках «чернухи» побывали журналисты чуть ли не из всех московских СМИ, разве что кроме «Мурзилки». А потом начали приезжать иностранцы. Были такие, кто просил меня показать, где тут подростки убивают друг друга. Прямо хоть организуй специальный аттракцион для приезжих журналистов — была у меня такая черная шутка. Казань полоскали на весь Советский Союз. Московская пресса чуть ли не всю вину за московскую преступность стала валить на «казанских гастролеров». Ситуация усугублялось и тем, что гопота из других регионов для устрашения стала тоже представляться «казанскими». Это был всесоюзный позор города. Стали волной распространяться дикие слухи.

Это было оружие, похищенное из РУССа. Внутри полыхавшего здания чудом оставшаяся в живых женщина-экспедитор вывела на полу своей кровью: «Убийца Андрей, маршрут 3». Если бы не эта кровавая запись, вряд ли смогли бы оперативники через несколько дней взять преступника. А в это время к месту происшествия стекались родственники убитых. Всего погибло 9 человек, трое из них — женщины, у всех были семьи, дети… Весь город обсуждал страшную новость. Для расследования преступления была создана следственная группа, куда вошли наиболее опытные сотрудники уголовного розыска республики, МВД, КГБ и прокуратуры. Все сходились к одной версии, подтверждённой показаниями Фарзиевой, убийца — кто-то из своих. Подняли картотеку, просмотрели данные всех работников, особенно тщательно — третьего отряда. Сразу же побывали у всех дома, и только Шпагонова не оказалось на месте. В больнице очнулась Ляля Фарзиева и утвердительно кивнула при его фамилии.

Женщина не могла говорить из-за раздробленной нижней челюсти — пуля прошла через подбородок. С момента преступления прошло немногим более шести часов. По всем отделениям милиции республики, по всем постам разослали фотографии подозреваемого и предупреждение о том, что он вооружён и может оказать сопротивление. Днём 27 апреля задержали двоюродного брата Андрея, Дмитрия Ковалёва, и попали, что называется, «в цвет». На первом же допросе Дмитрий сразу указал на Шпагонова — оказывается, тот давно задумал хищение оружия со своей бывшей работы. Сотрудникам уголовного розыска потребовались лишь один день и одна ночь, чтобы выйти на убийцу. Поиски велись по всей республике. Оружия при нём не оказалось. На предварительном следствии Шпагонов во всём сознался, рассказал в подробностях о кровавых событиях той ночи. На свою бывшую работу он пришёл вечером, расстрелял из пистолета охранника и всех находившихся в офисе, в том числе четырёх женщин — всего 10 человек.

Затем убийца выгреб из сейфа несколько десятков стволов табельного оружия, а перед уходом облил помещение бензином и поджёг. На улице его должен был ждать с машиной сообщник, но в последний момент тот струсил и уехал. Завести стоявший у подъезда служебный «уазик» преступнику не удалось, и, бросив тяжеленный мешок с «трофеями», он скрылся с одним «Макаровым» в кармане. Началась кропотливая работа следственно-оперативной группы. Было допрошено 108 свидетелей и представителей потерпевших. Назначена и проведена 31 судебная экспертиза. Судебно-психиатрическая экспертиза дала заключение: признаков психического заболевания у обвиняемого не имеется, он может отдавать отчёт в своих действиях и руководить ими. Во время убийства Андрей был просто пьян. Менее чем через два месяца Шпагонову, Ковалёву и их защитникам было представлено для ознакомления уголовное дело. А спустя неделю его передали в Верховный суд Татарстана.

Из обвинительного заключения: «Предварительным расследованием установлено: в начале апреля 1992 года А. Шпагонов и Д. Ковалёв, действуя из корыстных побуждений с целью личной наживы, вступили в преступный сговор для совершения хищения огнестрельного оружия и боеприпасов путём разбойного нападения с республиканского узла специальной связи и их последующей продажи…» Из показаний потерпевшей Л. Фарзиевой: «Около 21 часа 20 минут мы закончили работу и стали ждать фельдъегерей из Москвы, знали, что должны приехать Садриев и шофёр. Раздался стук в дверь, подумали, что приехали егеря, и пошли открывать. Вошёл мужчина в светлой куртке, и тут же раздался хлопок, похожий на звук ёлочной хлопушки. Вслед за этим Минзянова испуганно вскрикнула. Я подумала, что это Садриев шутит, подскочила к нему и увидела, что это не он, а Андрей. В этот момент я стояла лицом к Андрею. Хорошо рассмотрела его и узнала… В этот момент я увидела, как Андрей навёл пистолет на меня и выстрелил.

Боли я не почувствовала. Когда я падала, то успела заметить, как Андрей подошёл к Мордановой и выстрелил в неё. Затем я потеряла сознание… Я поняла, что Андрей убил егерей… Когда пришедшие на пожар люди выломали ломом решётку и вытащили меня из окна, глаза у меня были закрыты, я не видела людей, а слышала их голоса. Тогда я успела сообщить, что убийца ходил по третьему маршруту, зовут Андрей…». После выстрелов в упор, с пулями в груди и в подбородке, в полуобморочном состоянии женщина выбралась из кабинета и потом долго пряталась от убийцы. Он, заметив свою оплошность, тщетно пытался найти её на залитых кровью этажах, а потом поджёг здание. На торжественном приёме в Казанском Кремле вице-президент Татарстана Василий Лихачёв вручил ей награду. Верховный суд Татарстана приговорил Андрея Шпагонова к исключительной мере наказания — расстрелу тогда ещё применялась смертная казнь. Верховный суд России, рассмотрев кассационную жалобу Шпагонова, оставил приговор в силе. Президент Татарстана и Президент Российской Федерации также отклонили прошение о помиловании.

После вынесения приговора Шпагонов провёл в камере смертников 1100 дней. Ему было 23 года. Из письма Шпагонова к родным: «Господи, зачем я это сделал!

Курсы валюты:

  • Заключительный период советской эпохи .
  • Страховые выплаты раненым военнослужащим
  • Черная дыра.Смена 1989
  • Черная дыра.Смена 1989

Черная дыра.Смена 1989

С точки зрения группировщиков, молодёжь делилась на «пацанов» — тех, кто «мотается», и «чушпанов» — тех, кто не живёт по принципам группировок. Большей частью подростки, состоящие в группировках, не понимали настоящих целей своих лидеров, им просто нравилось быть сильными и внушать страх другим. Они с удовольствием эпатировали окружающих, гордясь своим нарочито люмпенским видом. Понятно, что группы хмурых парней, одетых в телогрейки и войлочную обувь типа «прощай, молодость», не могли не привлекать к себе внимание, в том числе и журналистов. Казанские «понятия» «Литературная газета», самый популярный печатный орган страны, в 1988 году опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности. Именно в ней впервые прозвучал термин «казанский феномен». Вообще, молодёжные группировки в то время зрели по всей стране, но Казань даже на общем фоне оказалась уникальной. Во-первых, к середине 80-х годов здесь практически не осталось двора или улицы, которые не причисляли бы себя к какой-нибудь «конторе». Во-вторых, иерархия ценностей казанского криминалитета отличалась от «общепринятых».

Несмотря на господство блатной романтики и зоновских «понятий», здесь, например, не пользовались таким авторитетом, как в других регионах, «воры в законе». Существовал свой, пусть уродливый, но кодекс чести — не трогать «врага», если он идёт с девушкой, всегда и везде отстаивать интересы своей группировки. В-третьих, сам принцип организации. Пресловутые «пятёрки», использованные ещё «тяпляповскими» лидерами, — это ведь не что иное, как ячейки. Таким построением пользовалось большевистское подполье в царской России, через несколько десятилетий — подполье уже партизанское, антифашистское. Ячеистые структуры прочнее, чем цельные и монолитные. Советские идеологи хорошо это понимали, когда внедряли октябрятские звёздочки, пионерские звенья, комсомольские дружины и партийные ячейки, надеясь укрепить внутренни- ми связями всё общество. Одного они не учли: такая система хороша исключительно для подполья, а не для легально- го существования.

Зато это хорошо усвоили отцы-создатели группировок, недаром многие из них имели педагогическое образование. Эти особенности и выделил в материале автор статьи Юрий Щекочихин. Он также абсолютно правильно описал этапы вербовки молодёжи в группировки, их структуры, иерархию и потенциальную опасность. За 1986—1987 годы в Казани было совершено 181 нарушение общественного порядка, в том числе 51 групповая драка, в которой участвовали 900 человек.

Но я нигде не прочел ни строчки о том; что наркомания занимает такое же место в жизни казанских «мотальщиков», хотя по жестокости уличных «боев» они превосходят алма-атинских сверстников. Казанские «мотальщики» — в основном ПТУшники. А в Алма-Ате — школьники. Социологи предполагают, что теневые заправилы казанских «моталок» стремятся завоевать чужие территории, чтобы взимать больше дани. Здесь, мол, кроются причины их агрессивности.

Ну, а как быть с воркутинскими «качками»? В деньгах они не нуждаются: родители — шахтеры. Летом география их гастролей простирается до Сочи и других курортных городов. По высокомерности притязаний воркутинским «качкам» вообще нет равных. Нет, улица не укладывается ни в какие умозрительные схемы. Похоже, ее вообще невозможно разглядеть с высоты зрелого возраста. Так, может, мысленно спустимся, поставим себя на место тех, о ком беремся судить? Вспоминаю себя 16-летним. Перед глазами встает почти идиллическая сцена.

Летний вечер. Скамейка у подъезда. Дембель Витя Стадник достает из внутреннего кармана пиджака кулек с конфетами-подушечками, бутылку водки и начинает обучать нас, пятерых или шестерых олухов, пить. Глоток — конфетка, глоток — конфетка. Только, чур, не морщиться и, как ни выворачивает наизнанку, в кусты не бежать. Витя Стадник был самым безобидным из уличных старшаков. Старушки во дворе называли его непутевым женатиком. Сразу после армии он женился, но дома не сиделось, тянуло в родную уличную среду. Вот он и отводил душу, обучая нас пить.

Еще он рассказывал про армию, какие качества там требуются, как нужно себя вести с первого дня, чтобы не оказаться среди слабаков. То есть учил не только пить, но и жить. Другие старшаки района щеголяли золотыми коронками — фиксами, татуировками. Эти внешние приметы выдавали близость старшаков к уголовному миру и вызывали у нас, пацанов, священный трепет. Сейчас много говорят о связи улицы с «зоной» — воспитательно-трудовыми колониями. Боюсь, в те годы эта связь была куда более тесной. Заключенные строили жилые дома, их водили по городу колоннами, возили на автомашинах. Забор с колючей проволокой стоял рядом с нашим двором. Не обращая внимания на часовых, заключенные просили нас перебросить через «колючку» кирпичного чаю, из которого получался особенно крепкий чифир.

Естественно, мы расшибались в доску. В обмен нам перебрасывали самодельные финки с наборными плексигласовыми ручками. Многих зеков мы знали в лицо и потом встречали на воле. Видели их в компании с нашими старшаками, большинство из которых, как я теперь понимаю, еще не отбывали срок, а только старались выглядеть отсидевшими. Они наверняка должны были обращаться с нами, младшими, примерно так же, как обращались с ними вышедшие из зоны. Но я не припомню случая, чтобы кто-то из старшаков унижал, бил или обирал нас. Улица собирала прежде всего обиженных — либо родителями, либо учителями, либо и теми и другими. И потому было не принято, чтобы на улице обижали еще и свои. Улица — школа мужского товарищества.

Кореш из соседнего подъезда может быть роднее брата. Но улица — это особый мир, где постоянно идет свободная игра мальчишеских сил, столкновение самолюбий, притязаний, борьба за сферы влияния. Эмоции захлестывают подростка, а тормоза работают плохо. Однако улица всегда следила за тем, чтобы соблюдались рамки — пределы того, что может себе позволить один пацан по отношению к другому, свой — по отношению к своим, старший — по отношению к младшему. Всегда одолевавшая улицу жажда самоутверждения уравновешивалась не менее сильной жаждой справедливости. Старшие не могли унижать своих, хотя бы потому, что это подрывало сплоченность группировки. Тут не могла прижиться норма, выгодная одной только уличной верхушке. Как всякая другая саморегулируемая система, улица отторгала все. Что же произошло с улицей в последние двадцать лет?

Почему сегодня старшак, собирающий пятнадцатирублевую ежемесячную дань с младших, не предстает перед судом других старшаков? Почему членство в уличной компании из добровольного превратилось в принудительное? Почему подросток, который не хочет связываться с компанией, должен платить отступную до 250 рублей? Почему отказавшегося платить ожидает постоянное преследование, а то и насилие? Во всяком случае, «зона» не главная причина. Хотя бы потому, что армейская «дедовщина» уж точно пришла не из колоний. В армию судимых до недавнего времени вообще не брали. Главные причины надо искать в самой жизни, ибо преступному поведению учатся на воле. Спрашиваю себя: почему Витя Стадник, вместо того чтобы выпивать за наш счет, угощал нас на свои деньги?

Не потому, что он был таким уж щедрым. Может, потому, что поллитровка в то время стоила меньше трех рублей? Мы явно не рассчитали, что улица просто так не откажется от спиртного. И уж совсем не предполагали, что пацанва, не имея средств на подорожавшие напитки, начнет нюхать токсические аэрозоли. Но в токсикоманию ударились только неимущие уличные низы. А верхи нашли простой способ вернуть себе прежнюю покупательскую способность... Молодняк принял налогообложение безропотно, утешая себя тем, что через год-другой он и сам перейдет в старшняк и вдосталь насладится привилегиями. Ведь какая страсть к подаркам и собиранию денег охватила в застойные годы немалую часть нашего учительства! Пример был близким, наглядным и заразительным...

В местах тусовок шел оживленный обмен информацией.

С каждым годом сокращается число подростков, которых берут с собой на летние работы студенческие отряды, лишь единицы руководят кружками, секциями, клубами в школах и ПТУ. Зато студенты громче других кричат: «Очистить город от «гопников»! С таким лозунгом прошла в 1988 году студенческая демонстрация специально по этому поводу организованная , только эта мысль родилась в головах участников митинга, состоявшегося в мае 1989 года, после убийства группировщиками первокурсника КАИ. Ксения Мяло определила основную причину создания группировок как результат разложения целостной среды обитания подростка, подчеркивая, что это не частное проявление недоработок школы, комсомола, организаторов досуга, а самостоятельная социальная патология. Вот почему заранее были обречены на неудачу попытки бороться не с болезнью, а с ее следствиями. Причем сама эта борьба проводилась в лучших традициях административно-командной системы. Долгие годы эффективность работы с подростками оценивалась не реальным положением на казанских улицах, а количеством проведенных мероприятий и исписанной бумаги. Решения о том, что надо делать, принимались не там, где что-то можно было реально сделать, и не теми, кто мог за это взяться. Формы и методы работы диктовались чаще всего администраторами от воспитания.

Они умудрялись загубить на корню даже интересные идеи. Так, больше вреда, чем пользы, принесли клубы выходного дня в школах, «второе расписание» в ПТУ. В 1986 году горком партии вернул из небытия сходы, пригласив подумать о детях всем миром. Казанцы дружно откликнулись на призыв — сходы собрали многотысячную аудиторию. Людям впервые сказали всю правду без прикрас, дали возможность высказаться. Но дальше слов дело не пошло. Так было и после публичной дискуссии, проведенной в Доме политического просвещения. К этому времени люди уже разуверились в решениях и постановлениях. И сам же отвечал: «Разработанные в служебных кабинетах мощные импульсы грозных решений, следуя к исполнителям, интенсивно теряют свою амплитуду на промежуточных бюрократических порогах и доходят до низа искаженными, неубедительными и часто непригодными». Он имел в виду компетентные решения.

А как много было некомпетентности! Она правила бал на всех уровнях — от руководящего звена города и республики до конкретной школы, когда один неумелый педагог мог свести на нет усилия десятков людей. Чего стоят одни сообщения из милиции по месту работы родителей и учебы подростков! Их отправляли сотнями. Признавались со страниц газет, что отдачи нет — и снова писали. А сколько всего делалось «для галочки»! Взять то же шефство над «трудными». Возможно, и были какие-то единичные случаи отдачи от такого наставничества, но в целом — чистая имитация работы. Секретарь парторганизации одного из ПТУ жаловалась мне, что плохо провела ноябрьские праздники. И что он думал о нас, взрослых.

Не верю я и в многочисленные «индивидуальные беседы», тем более во время партийно-хозяйственных рейдов. Это когда десятки людей отправляются в опорные пункты милиции, где «профилактируют» сотни подростков и их родителей. Есть ли какая польза от этих рейдов, не знаю, но отчеты о них, публикуемые нашей газетой, впечатляют цифирью. Что же касается реальных дел, сулящих немалый эффект, то они поддержки зачастую не встречали. Так было, например, с авиационным техническим центром, с объединением клубов по месту жительства «Подросток», созданных по инициативе горкома комсомола. В какой-то момент комсомольские лидеры, припертые к стенке сильной критикой, всерьез взялись за дело. Например, Советский райком комсомола провел специальный пленум, куда пригласили и группировщиков. В этом же районе было создано объединение «Коммунар», отвечающее за работу по месту жительства. Оно быстро завоевало авторитет. Это и неудивительно, ведь о нем заботились не только райком ВЛКСМ, но и райком партии, и райисполком, и промышленные предприятия.

Объединение, созданное в масштабах города, такой поддержки не получило. В том числе и горисполком, который должен был передать в бюджет объединения миллион рублей. Но не передал. А когда комсомольские активисты стали очень сильно требовать обещанное, в клубы «Подростка» ринулись многочисленные инспектора разного уровня. И уподобился «Подросток» зерну, которое постоянно раскапывали, чтобы увидеть росточек. Полезное дело оказалось почти на краю гибели. Зато другое начинание, рожденное в стенах горкома партии, получило зеленую улицу. Речь идет о социально-педагогических комплексах, появившихся в Казани в 1986 году. Было в этой идее рациональное зерно — объединить в каждом микрорайоне силы, которые способны строить по-новому работу по месту жительства, создать для этого единый денежный фонд. Конечно, хорошо, что в городе стали проводиться праздники улиц и дворов, что прибавилось средств для этого.

А в остальном КПД комплексов оказался небольшим. Многие задачи, которые перед ними ставились, оказались невыполнимыми. Предложений о том, как вести работу с детьми и молодежью, за эти годы высказано немало. Но реализованы единицы. Не учтены были и рекомендации ученых. До сих пор, например, не создан единый орган по координации и руководству всей работы с молодежью, не устранены ведомственные перегородки. А ведь еще в 1985 году кандидат философских наук Н. Фатхуллин и кандидат юридических наук Р. Валеев в своих рекомендациях, составленных по просьбе горкома партии, писали об отсутствии надежного управления социализацией подрастающего поколения. Свои предложения внес и Евгений Бааль, подготовивший, опять же по заказу горкома партии, комплексную программу борьбы с правонарушениями молодежных группировок по месту жительства.

Будет ли такое Бюро в обновленном Совете Министров — не знаю. Зато в Казани создана депутатская комиссия по работе с молодежью, решается вопрос о соответствующем подразделении в аппарате горисполкома. Одновременно сверху и снизу начал формироваться творческий коллектив ученых и практиков для выработки целевой программы по молодежной политике. Над программой работают философы, психологи, социологи, педагоги, юристы, медики, экономисты, журналисты. Требуется переориентировать город на борьбу с социальным явлением — пока же боремся с его носителями, отдельными подростками и группировками. Обостряем и без того сложное положение подростков, а это еще более отчуждает их от нас, от общества вообще, разводит два мира — мир детей и мир взрослых — в разные стороны. По сути, мы объявили своим детям войну. Но вряд ли в такой войне могут быть победители... Работая над книгой, я прочитала все, что написано за эти годы в «Вечерней Казани», — и с ужасом обнаружила, что многие публикации все так же актуальны. Может, рассчитывая на быстрый успех, мы были наивны — слишком сложными оказались подростковые проблемы.

Может, до сих пор страдаем слепотой — пытаемся разовыми инъекциями поднять на ноги тяжелобольного. Лекарства вроде бы хороши, медсестра опыта набралась, укол по всем правилам — а толку нет. Но пока подобным образом практикуем, жизнь наших детей в опасности. Значит, в опасности и наша жизнь, наше будущее. Публикации центральных газет и журналов о «казанском феномене» могли бы составить еще одну книгу. По этой теме «отметились», по-моему, все, кроме «Веселых картинок» и «Мурзилки». Однако читатель этой книги попал бы в весьма затруднительное положение, поскольку нашел бы в ней немало противоречий и несоответствий. Это и понятно: авторы чаще всего брали информацию из разных источников а расхождения тут бывают в пределах одного ведомства , из-за краткосрочности командировок не могли ее перепроверить. Порой по случайным интервью делались обобщения, не всегда верно отражающие тенденции. Даже собкоры, живущие в Казани, порой грешили против истины.

Не могу удержаться, чтобы не привести несколько примеров. Автор журнала «Наука и религия» среди причин возникновения вражды группировок прежде всего выделила социальные. Вот как обрисовала она микрорайон Приволжского района, прародителя печально известной банды «Тяп-ляп»: «Пространство, населенное запертыми в нем «стариками»-ветеранами, «страшными» подростками из группировок, растапливателями печей, носильщиками воды из колонок, поедателями сырого черного хлеба,— пространство это будто давит гнилостным удушливым воздухом, ощеривается зияющими там и тут канализационными дырами». Что и говорить — картина впечатляющая. Но когда я прочитала это одному из бывших «тяп-ляповцев», он снисходительно улыбнулся. Да, в районе объединения «Теплоконтроль» есть поселок, где в частных домах нет воды и газа, но ребята оттуда отличаются завидным трудолюбием, что и спасло многих от тюрьмы. И банда «Тяп-ляп» произошла совсем не из этого поселка. Не исключено, что автор сосредоточила бы свое внимание на другом, если бы не встретила в Казани писательницу Фаузию Байрамову, которая и навела ее на мысль о том, что казанские «мотальщики» — это своеобразные борцы за свободу. Их хотела видеть в этой роли сама Байрамова, но это другое дело. В письме совета матерей Татарского общественного центра и инициативной группы Народного фронта, опубликованном тут же, в «Науке и религии», об этом говорится без обиняков: «Вы — большая сила, и вам надо повернуть эту силу против несправедливости, против бюрократии, против «знати», живущей за счет народа».

Но как бы ни хотелось авторам этой концепции поделить казанскую молодежь на «бедную» и «сытую», в группировки входит самый пестрый народ: здесь и дети рабочих, и сыновья начальства. Не приходилось встречать лишь выходцев из семей творческой интеллигенции. Они объединяются по другому признаку, чаще всего в сообщества «металлистов», с которыми «гопники» враждуют. Но вражда эта не носит характер социального антагонизма — просто «гопники» не любят рок-музыки. Очень неприязненно была встречена многими казанцами статья в журнале «Огонек», автор которой здорово романтизировал группировщиков. Тем, кто встречался с ними на улицах города, было совсем не до романтики. Искать причины сложного явления, сидя в московском кабинете, — дело опасное. Один автор расселяет «мотальщиков» по трущобам центральной части города упор на плохие бытовые условия , другой — по «спальным» районам отсутствие социальной инфраструктуры. И оба оказываются правы. Потому что «конторы» есть и там, и тут.

Вывод получается несколько другой. Журналисты из Москвы часто брали в союзники социологов из Казанского университета, местных коллег. Не отказывался от встреч Савелий Тесис, в то время главный специалист по несовершеннолетним преступникам и связям с прессой. Это должно было бы страховать от ошибок и ложных выводов. Тем не менее в публикациях встречается немало погрешностей. Не так страшно, когда одному из журналистов дает интервью директор несуществующего в Казани ПТУ-43. Куда серьезнее, когда в «Собеседнике» сочно описывается убийство, которое не имеет никакого отношения к «войне» группировок. Компания пьяных подростков, забившая до смерти своего собутыльника, была известна инспекции по делам несовершеннолетних Советского района за пристрастие к спиртному и не входила ни в одну «контору». В большинстве казанских группировок пить строго запрещено. Некоторые ошибки воспринимались очень болезненно.

Так, в одном из журналов сообщалось, что Хантемиров, осужденный как главарь банды «Тяп-ляп»,— убийца. Мама Хантемирова обратилась к судье В. Шакурову с просьбой защитить сына — он действительно никого не убивал. Слава богу, обошлась без последствий публикация «Моталки» в «Комсомолке», где журналисты, решив блеснуть знаниями по истории, сыпанули соли в кровоточащую рану. В обстановке возрождаемого национального самосознания всплыли старые обиды. Вот и татары болезненно вспоминают события многовековой давности, когда Иван Грозный покорил Казань. И если москвичам абзац с лозунгами «Поставим Москву на колени! Наши предки покоряли Москву — покорим и мы! Когда мы научимся учитывать отдачу каждого своего слова? Наиболее раскованным в обращении с фактами оказался корреспондент «Советского спорта».

Он писал о Казанском читай: Татарском обкоме комсомола, о двадцати годах, отделяющих сегодняшний день от времени существования банды «Тяп-ляп» в 1969 году в Казани и не слыхивали о такой банде. Мало того, в отличие от других коллег, от ученых, которые точно не могут указать причины подростковой вражды, автор уверенно назвал главную. Оказывается, все началось 40-45 лет назад, когда в Казань понаехало много эвакуированных: «... На дворе 1989 год, а ощущение такое, что первый человек взялся за перо, чтобы написать о «казанской заразе, которая расползается все шире». Он сообщил читателям, что к призывному возрасту половина ребят попадает за решетку, а две трети оставшейся половины, получив увечья в драках, признаются негодными к воинской службе. В Татвоенкомате очень удивились такой осведомленности столичного журналиста. По их сведениям, Татария одна из республик, которые в наше неспокойное время выполняют наряды по призыву. Хотя, конечно же, человек 400-500 ежегодно вместо армии попадают совсем в другие места. Если верить журналу, «всевозможные псевдоспортивные сообщества, далекие от идеалов спорта и тем более от общечеловеческих идеалов», возникли в Казани после того, как здесь стали открывать спортивные клубы. В жизни же все было наоборот.

Конечно, рисковали, создавая секции тяжелой атлетики, бокса. Но в них занимались не только те, кто хотел ловчее бить, но и те, кто учился защищать себя. Из всех материалов столичных авторов, посвященных «казанскому феномену», ближе всего к истине мне кажутся публикации в «Литературной газете», журнале «Новое время» и очерк О. Чайки в книге «Отрицательный угол». Еще в 1988 году Юрий Щекочихин советовал не рассматривать вражду казанских группировок как локальное, казанское явление. В беседе «За круглым столом», опубликованном 12 октября, было названо много других адресов. Ольга Чайка связала современные группировки с бандой «Тяп-ляп», будучи лучше казанских журналистов защищенной от местных преступников и их высоких покровителей, рассказала о том, о чем до этого на широкой аудитории не говорили. Читатели из других городов и весей формировали свое мнение в зависимости от тех или иных публикаций. Смысловые передержки и фактические неточности, вольные или невольные, таят в себе немалую опасность. Прежде всего потому, что мешают осмыслить происходящее адекватно, создают искаженное представление о сложном социальном явлении.

Такие письма приходили и к нам, но по неписаным журналистским правилам мы проверяли сообщаемые в них факты. Подобные преувеличения в атмосфере нагнетания страстей вокруг Казани воспринимались за чистую монету. И мы это быстро почувствовали, когда уменьшилось количество иногородних абитуриентов в казанских вузах, когда стали отказываться приезжать к нам на гастроли артисты. Наш город стал вроде пугала, которым пугают маленьких детей. Есть еще одна сторона лавины публикаций о «казанском феномене». Не могу утверждать достоверно, но мне кажется, что возникновение группировок в других городах Татарии, в соседних автономных республиках можно связать с газетными публикациями. Они в какой-то мере могли служить распространению «преступного» опыта, ведь некоторые журналисты уж очень увлекались, так сказать, технологией подростковой «войны». Наши доморощенные «мафиози» приобрели особый вес. Об этом говорилось в одной из публикаций «Московских новостей». Рассказывая о «гастролях» в Москву хулиганствующих подростков из других городов, газета писала: «Московские рэкетиры начали использовать «казанскую фирму» для запугивания жертв: «Мол, мы казанские, вы ж знаете, мы никого не жалеем».

В «Известиях» за 4 февраля 1989 года читаем: «... К примеру, перед зимними каникулами в Подмосковье пошли гулять «сведения» о готовящейся «неделе любви», как, дескать, было в Казани. На самом деле ни в столице Татарии, ни за ее пределами никакой «недели любви» не было, был слух о ней, повторенный учительницей одной из подмосковных школ для того, чтобы «в конце четверти удержать ребят дома и заставить учить уроки». И все-таки казанцы должны сказать спасибо московским журналистам. Только после их публикаций городские власти всех уровней наконец обратили внимание на молодежные проблемы. Помню, сразу после новогодних праздников, 3 января 1987 года, нас неожиданно вызвали в обком партии. Узнав, о чем пойдет разговор, легко вычислили причины такой поспешности — буквально за несколько дней до этого в «Комсомолке» была опубликована статья собкора В. Козина, которая впервые выводила проблемы казанских группировок на обозрение всесоюзного читателя. Собрание прошло в духе традиционных «накачек». Больше всего досталось милиции.

Тогдашний секретарь обкома партии по идеологии Р. Беляев спросил комсомольского лидера, какие у него проблемы, и был вполне удовлетворен ответом: оказывается, не хватало транспорта для боевых комсомольских отрядов. Заинтересованно обсуждались проблемы двух рабочих общежитий, где накануне побывало «высокое» начальство. Теперь ставили всех под ружье подростковые проблемы. Бюро Казанского горкома партии собиралось проанализировать ситуацию не откладывая, через месяц, обком намеревался вернуться к этому вопросу через полгода. Ее весомость подкрепил секретарь обкома: «Если драки не прекратятся... Но это — тема для другого разговора. Чем чаще писали о Казани центральные газеты, тем больше съезжалось к нам контролеров из различных ведомств, тем нервнее шел разговор, тем определеннее он переводился с рельс серьезного анализа ситуации на поиск виноватых. Иногда это были правоохранительные органы, иногда — журналисты. Все зависело, в каком кругу идет разговор.

Мы ждали от центральных изданий других публикаций. Местным журналистам было весьма сложно давать оценку республиканским и городским властям это сегодня критикой первых лиц никого не удивишь. Казанцам меньше всего нужны были живописания драк, леденящие души обывателей не только других городов, но и жителей нашего города мы старались «жареной» стороной эту тему не разворачивать — сами жили в этой атмосфере, знали, что страху хватает и без этого. Они требовали конкретных действий. И если бы о некомплексной застройки новых районов, о переполненности классов и детсадовских групп, о социальной незащищенности подростков писалось не только в наших газетах, но и в московских, толку было бы больше. Сила печатного слова очень зависит от ранга газеты. Мы имели возможность не раз убедиться в этом. Конечно, немного обидно, когда глаза людям «открывали» не твои публикации, а другие, написанные порой по твоим следам. Но сочтемся славой... Неужели нужно было непременно назвать проблему «казанским феноменом», чтобы посчитать ее действительно серьезной?

Здесь самое время разобраться с этой звучной словоэтикеткой — «казанский феномен». Мне не удалось установить, кто употребил это понятие впервые, но авторство несомненно принадлежит столичному коллеге. Существуют две версии его появления. Есть мнение, что о «казанском феномене» стали говорить после показа по Центральному телевидению фильмов Казанской студии кинохроники. И вправду, ни одна газетная статья не сравнится с силой воздействия даже одного кинокадра, снятого, скажем, в морге. Речь идет о картинах «А у вас во дворе... ПТУ не с парадного подъезда». Первый появился в 1987 году. Его создатели без шокирующих подробностей пытались осмыслить взаимоотношения подростковых компаний. Их коллеги, снявшие три фильма на молодежные темы, пошли по другому пути — их интересовали не столько причины, сколько следствия.

Об этом они писали нам в своих письмах. А поскольку аудитория у картины была огромной тираж 275 копий, сюжет в телепередаче «Взгляд» , о Казани заговорила вся страна. Вот тогда-то и зачастили в наш город столичные журналисты, а после их публикаций — и коллеги из многих зарубежных изданий. Я считаю, что московские журналисты могли обратить внимание на казанские группировки уже после первых публикаций в центральной печати. Это были статьи В. Козина «Стая» «Комсомольская правда» от 29 апреля , опубликованные в начале 1988 года. После них в редакциях столичных газет должны были с большим вниманием отнестись к письмам из Казани. Мы знаем, что еще в 1987 году «казанская» почта стала темой отдельного разговора в редакции «Известий». Казанцы забили тревогу в 1986 году. Положение с группировками уже ни для кого в Казани не было секретом — публикации в местных газетах шли одна за другой.

И в этом смысле мы, может быть, действительно накликали на город броский журналистский ярлык — «казанский феномен». Взывая со страниц своих газет к казанцам, мы ведь меньше всего думали о том, что Казань может дурно выглядеть в зеркале всесоюзного общественного мнения. Писали — потому что болело, потому что не могли молчать. А за это нас клеймили с высоких трибун, что мы зря драматизируем ситуацию, что именно мы несем ответственность за все эти драки. Будто драки существовали только на страницах газет. Если говорить о необычности явления, то оно, как это ни печально, имело место. Однако в словаре В. Даля слово «феномен» определяется еще одним важным компонентом — необычное, редкое явление. Было ли оно таким уж редким или вообще единственным, как это кое-кому представлялось? Мы здорово погрешим против истины, если ответим на этот вопрос утвердительно.

Ведь раньше казанских «гопников» стали известны подмосковные «люберы». И первые публикации о вражде подростковых компаний, объединенных по признаку территории, посвящались не Казани, а городу Дзержинску, что в Горьковской области. Как оказалось, нечто подобное наблюдается во многих других регионах страны — в Казахстане, Белоруссии... Так что события, происходившие у нас, не были сугубо казанским явлением. Просто Казань стечением обстоятельств оказалась в числе первых городов страны, где множеств» социальных болячек, проблем семьи, воспитания и образования подрастающего поколения, понимаемые как абстрактные, вылились в нечто конкретное, осязаемое и мало привлекательное. И очень жаль, что до сих пор это явление рассматривается как локальная проблема. Что опыт Казани не заставил ни правительство страны, ни народных депутатов СССР наконец повернуться к детям лицом, сделать материнство и детство приоритетными в своей политике. Что еще должно случиться, чтобы все поняли, что не будет у нас ни здоровой экономики, ни нормальной жизни, если давний лозунг «Все лучшее — детям» не обретет реальность? Наверное, все-таки есть основание говорить о феномене. Но не о казанском, а о всесоюзном.

Общество, которое не заботится о молодежи, строит свое будущее на шатком фундаменте. Что пишут за границей? Журналисты из ФРГ, Австрии, Испании, Швейцарии, а чуть ранее корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс», которого тоже довелось сопровождать, представляют средства массовой информации разной ориентации. Но в Казань их позвала одна тема — подростки. Три дня мы колесили по городу в надежде отыскать хотя бы часть какой-нибудь группировки, чтобы корреспондент австрийского телевидения мог оправдать свою командировку. Но более четырех-пяти человек нам не встречались, пока, наконец, возле Казанки не увидели несколько подростков, в которых нетрудно было угадать «гопников». Разговор состоялся интересный. Ребята из «Кировской» группировки охотно пошли на контакт. Этот разговор подтвердил некоторые мои опасения. Ребята охотно разговаривали с журналистами до тех пор, пока к нам не подошли еще два парня, старше по возрасту.

Те, что помоложе, сразу примолкли. Подошедшие с деланным недоумением расспрашивали про «казанский феномен». Живем дружно»,— убеждал один из них, с большой татуировкой на руках. Как потом выяснилось, он уже отсидел два срока, причем, по его мнению, каждый раз несправедливо. Эти были явно из «авторитетов». Теперь уже по-другому воспринималась информация, полученная ранее. У группировок теперь нет постоянного места сбора, каждый раз назначается новое. В управлении внутренних дел пояснили, что «Кировская» ведет себя очень тихо, хотя имеет повод к отмщению. Пять группировок объединяют подростков и молодежь центрального Бауманского района. В каждой, по сведениям прокурора района А.

Мингазова, по 40 и более человек. Выявлено 19 главарей в возрасте до 30 лет, в основном это ранее судимые. Двоих из них мы, видимо, и встретили возле Казанки. После этого разговора стало как-то тревожно. Тишина на казанских улицах уже не радовала. Чувствовалась тревожная атмосфера предгрозья. Что это — перегруппировка сил? Период обучения «новобранцев» новым условиям существования, когда в роли «учителей» выступают преступники? Или просто летнее расслабление? Вместе с патрульной машиной поздним вечером 14 июля мы объехали наиболее опасные места города.

Везде было спокойно, Молодежи не оказалось в парках. Пустынно было возле кафе «Грот», которое в тот вечер не работало.

Пусть громкое в то время «Узбекское дело» имело чисто политическую подоплёку, главное — лёд тронулся. Вскоре на одном из закрытых заседаний коллегий МВД СССР было принято решение о создании во всех союзных республиках, автономиях и областях спецподразделений по борьбе с оргпреступностью. Возглавил группу Савелий Тесис. Сколько на самом деле было организованных преступных групп в республике к концу 80-х — началу 90-х годов, доподлинно сейчас никто не сможет сказать. Для себя оперативники определили список из наиболее дерзких и крупных — порядка пятидесяти. В основном группировки формировались по месту жительства, были не равнозначны по численности и структуре, во главе многих стояли криминальные авторитеты. В 1987 году, за год до создания «шестых отделов», в СССР фактически началась легализация частного бизнеса.

Вступил в силу Закон об индивидуально-трудовой деятельности, а Совмином СССР было принято сразу два постановления — «О совместных предприятиях» и «О деятельности кооперативов в сфере сервиса, общепита и производства». В это время лишь 9 процентов товаров народного потребления, выпускаемых в стране, соответствовали качеству мирового уровня, и очень скоро кооперативы успешно стали заполнять нишу как оказания услуг, так и производства. Только название это, быстро вошедшее в обиход, относилось совсем не к тем, кто деньги зарабатывал честно. Большие, по советским меркам, доходы привлекли пристальное внимание криминала. Уже через год слово «рэкет» вошло в обиход, а главными сообщениями информационных программ стали вымогательства с пытками утюгами и паяльниками. Одно из первых уголовных дел в истории казанского рэкета возбудили в отношении членов группировки «Дом обуви». Жертву — председателя кооператива «Стройдетали» — нашли в начале 1988 года. Поначалу определили «таксу» — две тысячи рублей в месяц. Сумма по тем временам, когда зарплата ещё исчислялась в рублях, была колоссальная, но строительный бизнес приносил немалый доход, и Сергей согласился.

Однако ежемесячная дань была только началом. Уже в январе 1989 года от кооперативщика потребовали 4 тысячи рублей сверх обычного. Иначе его убьют, жену изнасилуют, сына искалечат. В начале марта история повторилась: лидерам ОПГ Гарееву и Агафонову срочно потребовались ещё 3 тысячи рублей. В мае «крыша» забрала у предпринимателя машину. В конце июня Сергея опять выловили и потребовали ещё 10 тысяч наличными. В случае отказа… в общем, он в курсе. Уже потом потерпевший признался, что если бы мзда была разовой или хотя бы посильной, он и не подумал бы обращаться в милицию. Но дошло до того, что Сергей в определённый момент просто не смог выплатить своим рабочим зарплату: «Я понял, что это будет продолжаться бесконечно, и рано или поздно они меня убьют!..

Всё происходящее снималось скрытой камерой. После, когда Гареев и Агафонов пытались оспорить факт встречи, видеозапись пригодилась — доказательства были налицо. Уликами стали и отпечатки пальцев, оставленные вымогателями на конверте с деньгами, и зафиксированные номера купюр. Гареев рассчитывал выйти сухим из воды — его отец занимал высокий пост. Естественно, шёл серьёзный накат, и каждому оперативнику обещали либо позорное увольнение из милиции, либо вообще физическое устранение. Аналогичные «доводы убеждения» предоставлялись и потерпевшему. Пришлось брать под круглосуточную охрану его самого и его родных. Это дело по рэкету можно считать показательным: те, кто верит, что с «крышей» можно договориться по-хорошему, глубоко заблуждаются. Бандиты не видят смысла беречь своих дойных коровок — зачем?

На место высосанного досуха коммерсанта обязательно придёт другой, новый. Это было первое дело по вымогательству, когда обвинительный приговор суд вынес БЕЗ признательных показаний подсудимых, опираясь только на доказательную базу. Началось стихийное, неконтролируемое и в большинстве случаев незаконное накопление капитала с перекачкой больших государственных средств в частный сектор. Новый этап развития начался и у организованной преступности. При этом возникла реальная угроза экономической безопасности страны из-за возрастающих объёмов контрабанды, отсутствия государственного контроля над экспортом сырьевых ресурсов, хаоса в ценообразовании и валютном регулировании, незащищённости кредитной системы. Численность подразделений возросла более чем в три раза. Расстрел в узле спецсвязи Когда речь идёт о ликвидации какой-либо группировки, всегда делается особый акцент на их арсенал — пистолеты, автоматы, гранаты… По законам жанра любое оружие должно стрелять. И стрелять в людей, это понятно. Но мало у кого возникает вопрос: а каким именно образом это оружие попадает бандитам в руки?

В 1991 году в МВД поступила информация, что на перроне железнодорожного вокзала в Казани открыто торгуют оружием. Три дня оперативники работали, просчитывая все варианты, на четвёртый вышли на прапорщика одной из воинских частей, который и продавал гранаты на территории вокзала. От него цепочка потянулась к высокопоставленным военачальникам, вплоть до центрального аппарата Минобороны. Четыре полковника, организовавшие преступную группу, сбывали вверенное им имущество: гранатомёты, автоматы, гранаты. Это только одно из уголовных дел по факту незаконного оборота оружия. В те годы они возбуждались по республике сотнями. Ночью 26 апреля 1992 года на телефон «02» в Казани поступило сообщение, что горит здание республиканского узла спецсвязи. Примчавшихся пожарных встретила жуткая картина: залитое кровью, охваченное огнём помещение, а в каждой комнате, коридорах — тела расстрелянных людей. Во дворе здания стоял ГАЗ-69, в нём следователи обнаружили баул, где лежали 66 пистолетов Макарова и около тысячи патронов.

Это было оружие, похищенное из РУССа.

Вам будет интересно

  • 27 апреля 2024
  • Казанский феномен возвращается под «Мираж»
  • В Казани бетономешалка насмерть сбила велосипедиста - Татарстан-24
  • Закат «казанского феномена». История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана
  • «В нем были не только минусы, но и плюсы»

Наши проекты

  • Новости Казани - главные новости сегодня | 116.ру - новости Казани
  • Курсы валюты:
  • Критическая масса
  • Казанские моталки. «Город грехов» – это про Казань? Пингвинья походка и «ритуальные хороводы»
  • В Казани бетономешалка насмерть сбила велосипедиста - Татарстан-24

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий