И бальзамирование, проведённое профессором Абрикосовым в день кончины вождя, уже не могло остановить процесс разложения. В данной статье мы предлагаем вам редкий взгляд на процесс бальзамирования Владимира Ленина.
Похороны и перерождение Ленина. Как обессмертили вождя
Возле Мавзолея Ленина на Красной площади в Москве накануне вечером задержали мужчину с коктейлем Молотова, сообщает РИА Новости со ссылкой на информированный источник. «Отношение к Ленину, как к революционному вождю, было подменено отношением к нему, как к главе церковной иерархии. Они вели переговоры по бальзамированию тела Уго Чавеса, однако в итоге выбрали традиционный способ захоронения команданте. Кстати, тема бальзамирования интересовала врача еще при жизни, но никаких распоряжений по поводу кончины он не давал. Однако, трудно сопоставить с чем-либо многолетний российский эксперимент по бальзамированию останков первого революционера и основателя СССР Владимира Ленина.
Бальзамирование Ленина фото
В 2011 году был проведен опрос, результат которого показал, что 43 % опрошенных посчитали, что бальзамирование Ленина противоречит всем православным и нравственным ценностям. В результате этого советское руководство остановились на методе бальзамирования тела Ленина. Проблема, требовавшая немедленного решения Для бальзамирования тела была привлечена группа учёных, применившая в своей работе метод, разработанный профессором Абрикосовым. Тогда они подали идею руководству страны о том, чтобы подвергнуть его тело бальзамированию. Мавзолей Ленина в Москве после долгого перерыва открыли для посетителей.
23 процента
- Такого, как Ленин: кого еще бальзамировали по примеру советского вождя
- У Кремля в гранитном Мавзолее. 100 лет назад принято решение о сохранении тела Ленина
- Мавзолей Ленина: как бальзамируют и переодевают вождя
- Навигация по записям
- Состояние тела Ленина со временем улучшается
Уникальная мумия: что осталось от тела Ленина
Да и есть информация, что даже в костях динозавров при удачном сохранении находят остатки белковых молекул. Что же касается тела Ленина, то, с учётом достижений современной науки, хранения в герметичной камере под стеклом, где создана и отрегулирована оптимальная влажность, стерильность и многие другие параметры, останки вождя сохранятся такими, как они есть сейчас — тысячелетия, как, скажем, мумии фараонов в современных музеях». Позже глава Чечни Рамзан Кадыров тоже призвал россиян «перестать глазеть» на вождя. На это Собчак заметила, что решать судьбу Ильича должен российский народ на референдуме. Правда, добавляет, что решать должен Путин. Решать, Рамзан Ахматович, должен не Путин. Решать должен российский народ.
Можно сказать, что, забальзамировав останки Ленина, его преемники хотели закрепить его место в сердцах советских людей. Мавзолей, открытый для посетителей 1-го августа 1924 года, стал одним из ключевых символов власти СССР. Это выражалось как в особом статусе останков Владимира Ильича, так и в традиции представителей Политбюро стоять на вершине сооружения во время праздничных мероприятий на Красной Площади. Сегодня непогребенное тело вождя мирового пролетариата остается одним из самых известных знаков советского наследия, а наша статья расскажет вам о его появлении.
Для чего тело Ленина решили сберечь? Он был главой Советского государства до своей гибели, произошедшей от обширного инсульта 21 января 1924 года. Ленин умер всего за пару месяцев до своего 54-летия. Преемники вождя начали планировать государственные похороны и церемониальное погребение еще до его смерти. Владимир Ульянов при жизни и его семья после его смерти были довольно последовательны в своих просьбах не создавать культа вокруг его памяти. В частности, его жена Надежда Крупская написала в номере газеты «Правда» от 30 января 1924 года: «Я хочу попросить вас о большом одолжении; не разрешайте вашей скорби по Ильичу перейти во внешнее обожание его особы. Не воздвигайте ему монументов, не стройте дворцы в его честь, не устраивайте пышных церемоний в его память — всему этому он при жизни уделял так немного внимания. Все это было для него обузой». Однако, вопреки желаниям, общественность хотела проститься с вождем. Труп был выставлен на общее обозрение около недели.
Из-за исключительно низких температур в Москве в том году работники Кремля с удивлением отметили необычайно низкую скорость разложения останков. Они предсказали, что разложение не будет проблемой до наступления высоких температур весной. Это «замороженное состояние» дало партийному руководству достаточно времени, чтобы обдумать дальнейших действия с трупом. Многие большевики считали, что следует ограничиться проведением государственных похорон на Красной площади и не проводить более масштабную церемонию. Их оппоненты указывали на длинные очереди людей, которые изо дня в день собирались, чтобы проститься с первым советским лидером: свое почтение к умершему пришли засвидетельствовать более 500 000 человек. После долгого обсуждения партия совместно решила, что могила вождя должна стать местом глобального паломничества рабочего класса, чтобы каждый пролетарий имел доступ к месту вечного упокоения вождя Октябрьской Революции. Кто занимался бальзамированием? Благодаря архивам и мемуарам историки располагают подробными сведениями о том, кто забальзамировал Ленина. К тому моменту, когда советские госслужащие приняли решение сберечь тело для потомков, прошло 56 дней со дня его смерти. Первоначально идея заключалась не в бальзамировании, а в глубокой заморозке останков.
Леонид Красин, автор этой идеи и в то время министр интернациональной торговли, получил разрешение на доставку особого морозильного оборудования из Германии.
Официально считается, что причиной смерти Ленина стал атеросклероз, вызванный переутомлением от работы и последствиями ранения. В конце 80-х начала ходить иная версия — дескать, Ильич умер из-за кровоизлияния в мозг, вызванного застарелым сифилисом, который Ленин когда-то подхватил у парижской проститутки. Однако документальных подтверждений этому нет. Впрочем, как нет в общественном доступе и самих документов — диагноз Ленина до сих пор остаётся закрытым для публики. Срок истекает в 2024 году, но исследователи практически не сомневаются в том, что он будет продлён.
По крайней мере известно, что сам Ленин хотел упокоиться на Волковом кладбище рядом с матерью, а его вдова Надежда Крупская даже настаивала, чтобы её супруг лёг, как все, в обычную могилу. Более того — изначально так и планировалось. Уже 21 января, в день смерти Ленина, на заседании, посвящённом организации похорон, было принято решение заказать цинковый гроб и приказать вырыть могилу у Кремлёвской стены, рядом с могилой Якова Свердлова. Но уже спустя сутки планы коренным образом меняются: теперь тело Ленина решено забальзамировать, сохранить в нетленном виде и открыть к нему всеобщий доступ. Считается, что такое решение было принято по многочисленным просьбам трудящихся, пожелавших видеть любимого вождя даже после его смерти. Действительно, такие обращения поступали.
Так, 25 января 1924 года газета «Рабочая Москва» опубликовала три таких письма под заголовком «Тело Ленина надо сохранить! В одном из них говорилось: «Предавать земле тело столь великого и горячо любимого вождя, каким являлся для нас Ильич, ни в коем случае нельзя. Мы предлагаем забальзамированный прах поместить в стеклянный, герметически запаянный ящик, в котором прах вождя можно будет сохранять в течение сотен лет… Пусть он всегда будет с нами». С такой же идеей выступили дети-сироты Оренбургской губернии и шахтёры Донбасса. Однако до того рабочие и крестьяне не раз обращались в Кремль с другими, более приземлёнными просьбами, и такого внимания им не уделялось. И вообще — именно «просьбами трудящихся» власть традиционно прикрывала собственные решения, вплоть до повышения цен.
Кроме того, выдвигались ведь и иные идеи.
Настала ли пора предать останки лидера русской революции земле? В этих и других вопросах разбирался «360». Как и почему Ленин оказался в мавзолее Существует как минимум две точки зрения на изначальное решение сохранить тело умершего от четвертого по счету кровоизлияния в мозг Владимира Ленина. И трудно сказать, какую считать «официальной».
Реклама Согласно первой версии, забальзамировать вождя мирового пролетариата решили только после смерти Ленина — по той простой причине, что попрощаться с ним действительно хотело небывалое число людей со всех концов Советского Союза. Так, существует свидетельство члена комиссии по организации похорон Ленина Тимофея Сапронова. Согласно его докладу, сделанному примерно через месяц после смерти вождя одним из предложивших сохранить тело стал лечащий врач Ленина Владимир Обух. Уже от него инициатива перешла к другим участникам обсуждений. Многие во время дебатов к этой идее отнеслись, мягко говоря, скептически.
Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина и создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего.
Лев Троцкий из книги Николая Валентинова «Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина» История создания Мавзолея Ленина После смерти тело Ленина все же забальзамировали — первичную процедуру, рассчитанную на шесть дней, провел академик Алексей Абрикосов. За это время архитектор Алексей Щусев возводил на Красной площади первый мавзолей — деревянный, уже представлявший собой ступенчатую пирамиду с единственной надписью «Ленин». Последующее бальзамирование тела вождя революции — уже на 40 дней — провели профессор анатомии Владимир Воробьев и биохимик Борис Збарский. Гранитный Мавзолей Владимира Ильича Ленина увидел свет в 1930 году. С того времени и до конца существования Советского Союза это здание так или иначе фигурировало в истории страны и всего мира — от парадов Победы до полета человека в космос.
По христианской или по атеистической? Да и кому решать, что есть нетленная во всех смыслах история, а что — пережиток прошлого? И если в начале XX века, после образования социалистического государства, шел полный слом всех социальных и этических норм, то позднее это уже стало скорее нормой от привычки», — заметил в беседе с «360» Шуванников. Global Look Press Режиссер уверен, что российские власти поступают, в отличие от многих активистов, мудро, оставляя вопрос с нахождением Ленина в мавзолее неизменным. Так Россия избегает ненужных общественных трений и не уподобляется многим бывшим странам Советского Союза, которые в первую очередь бросились сносить своих бронзовых вождей со всех площадей.
Решение о бальзамировании
Федерации «обломков империи» суждено было стать сверхдержавой На тот момент, как сообщал сотрудник лаборатории при Мавзолее Ленина, академик Юрий Лопухин, «посмертные изменения тела достигли критической точки». Збарский и Воробьев пообещали комиссии, что смогут сохранить тело в существующем виде — о его улучшении тогда речь не шла. Срок установили в четыре месяца. К 26 марта им доставили все нужные приборы, реактивы, инструменты, на заводе «Каучук» изготовили резиновую ванну, и они приступили к работе. Однако Воробьев неоднократно подчеркивал, что рецепт бальзамирующей жидкости не его изобретение. Ими был использован метод бальзамирования ученого — Николая Мельникова-Разведенкова, который работал у нас на кафедре в конце XIX века. Они лишь модифицировали его метод и забальзамировали целое тело, а не отдельные органы, как делалось до этого. В музее нашей кафедры мы до сих пор храним препараты, изготовленные Мельниковым-Разведенковым».
Параллельно с процессом бальзамирования на Красной площади начали возводить деревянный Мавзолей по проекту архитектора Алексея Щусева.
Валентинов указывает, что идея сохранить тело Ленина обсуждалась членами Политбюро за несколько месяцев до смерти вождя. В оставшееся время сторонники этой идеи имели возможность поделиться своими планами с избранными товарищами и обеспечить себе народную поддержку. Поздней осенью 1923 г.
Политбюро собралось не в полном составе: не было Зиновьева и Томского. Сталин сообщил присутствующим, что состояние здоровья Ленина ухудшается и возможен смертельный исход. Отвечая Сталину, Калинин заявил, что в связи с надвигающейся кончиной вождя встает вопрос о том, как следует партии организовать его похороны. Если будем хоронить Владимира Ильича, похороны должны быть такими величественными, каких мир еще никогда не видывал».
Сталин полностью поддержал Калинина. Чрезвычайно важно, чтобы все было приготовлено заранее и руководство не оказалось в растерянности перед лицом невосполнимой утраты. Вопрос о похоронах Ленина, продолжал Сталин, весьма беспокоит и «некоторых наших товарищей из провинции»: «Они говорят, что Ленин русский человек и соответственно тому и должен быть похоронен. Они, например, категорически против кремации, сжигания тела Ленина.
По их мнению, сожжение тела совершенно не согласуется с русским пониманием любви и преклонения пред усопшим. Оно может показаться даже оскорбительным для памяти его. В сожжении, уничтожении, рассеянии праха русская мысль всегда видела как бы последний высший суд над теми, кто подлежал казни. Некоторые товарищи полагают, что современная наука имеет возможность с помощью бальзамирования надолго сохранить тело усопшего, во всяком случае, достаточно долгое время, чтобы позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас все-таки нет».
Троцкий был возмущен: «Когда тов. Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина.
Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина, создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего». Бухарин также был исполнен негодования и согласия с Троцким. Он считал, что мумификация останков Ленина станет оскорблением его памяти; эта идея полностью расходится с мировоззрением Ленина и дальнейшему обсуждению не подлежит.
Бухарин добавил: «Хотят возвеличить физический прах… Говорят, например, о переносе из Англии к нам в Москву праха Маркса. Это черт знает что! Протесты Троцкого, Бухарина и Каменева, казалось, не произвели на Сталина никакого впечатления; назвать имена «товарищей в провинции», которые выдвинули идею бальзамирования, он отказался. Между тем Калинин, выходец из деревни, служивший связующим звеном между партией и крестьянством, продолжал настаивать, что Ленина нельзя хоронить, как простого смертного.
Рыков склонялся на сторону Сталина и Калинина. Он не высказался прямо в пользу бальзамирования, но дал понять, что ритуал похорон Ленина должен отличаться от обычного. Когда Ленин умер, речь о кремировании велась, но только в теоретическом аспекте: в России тогда еще не было крематориев. Сам этот факт говорит о правоте Сталина, утверждавшего, что русскому народу чужда идея обращения тела в золу.
Воскрешение тела является одним из важнейших аспектов христианской эсхатологии. Вечная жизнь должна быть жизнью во плоти. Судя по всему, сразу после смерти Ленина планировалось в конце недели предать тело погребению — во вторник 22 января доктор Абрикосов, делавший вскрытие, осуществил бальзамирование с целью сохранить тело в течение шести дней — до похорон[506]. По свидетельству Бонч-Бруевича, через несколько дней было принято решение сделать новое бальзамирование, на сей раз на срок сорок дней[507].
Он опасался, что проведенное им вскрытие может в дальнейшем негативно сказаться на сохранности тела. Но, тем не менее, он выразил надежду, что останки вождя смогут храниться долгое время, «не менее трех-четырех лет», если температуру в гробнице поддерживать близкой к нулю, влажность — минимальной, а также герметично закупорить гроб[510]. Соответствен но, 26 января в советской печати появилось сообщение, что внутри гробницы будет поддерживаться нулевая температура «для лучшего сохранения тела»[511]. В день траурной церемонии Стеклов в напыщенных тонах выразил надежду, что тело Ленина удастся сохранить нетленным: «Нет, не уйдет! Он и физически останется с нами, хотя бы на время. О, как хорошо мы понимаем горячее желание рабочих навсегда сохранить тело Ленина, чтобы все грядущие поколения могли видеть того, кто подал сигнал к освобождению угнетенного человечества. К сожалению, до сих пор наука не нашла средства сохранить навсегда человеческие останки. Но мы знаем, что будут приняты все меры к тому, чтобы на возможно более долгое время тело Ленина было предохранено от тления и чтобы все, кто пожелает, могли поклониться его останкам». Стеклов жаждал ободрить тех, кто ошибочно и скорбно «думают о том, что им не удастся увидеть его лицо»[512].
Двумя днями позже он писал о Ленине: «Весь народ мечтает навсегда сохранить останки вождя, чтобы всегда лицезреть их»[513]. Несмотря на эти публикации, на следующий день после похорон Крупская, по-видимому, ничего не знала о намерении сохранить останки ее супруга. Арманд: «Сейчас гроб еще не заделали, и можно будет поглядеть на Ильича еще»[514]. По мнению биографа Крупской, Роберта Макнила, она, должно быть, ожидала, что вскоре Ленин будет погребен согласно традиции[515]. Однако именно в это время было решено оставить тело Ленина для обозрения не на сорок дней, а на возможно более долгий срок. Вероятно, Крупская узнала о намерении законсервировать тело 29 января. На следующий день она опубликовала в «Правде» «завуалированный протест»[516]. Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т.
Всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране. Хотите почтить имя Владимира Ильича — устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т. Бонч-Бруевич также замечает, что «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича»[518]. Крупская не смогла заставить распорядителей отказаться от их намерения, однако продолжала молча выказывать недовольство: она ни разу не посетила Мавзолей и не присутствовала на его трибуне во время революционных праздников. В изданных работах Крупской, посвященных Ленину, не содержится ни одного упоминания останков, хранящихся в Мавзолее[519]. С ними был согласен Бонч-Бруевич, член Комиссии по организации похорон, ответственный за построение гробницы; он был убежден, что Ленин решительно возражал бы против подобного обращения со своим и чьим бы то ни было телом. Ленин, говорил Бонч-Бруевич, высказался бы в пользу самых простых похорон или кремации; он не единожды замечал, что необходимо построить в России крематории[520]. Видимо, по этой причине нарком здравоохранения Семашко настаивал на кремации останков Ленина.
Согласно свидетельству, за день до похорон Семашко говорил, что тело следует кремировать, а для этого его следует беречь от тления, пока не будет сооружен крематорий. Он добавил, что «считает своевременной и необходимой идею введения кремации в России вообще»[521]. Однако, по словам Бонч-Бруевича, идея набальзамировать останки Ленина и выставить их на постоянное всеобщее обозрение «быстро охватила всех, была всеми одобрена»[522]. Бонч-Бруевич был неправ, утверждая, что кроме него самого и семейства Ленина у идеи бальзамирования нет противников. На заседании Политбюро осенью 1923 г. Троцкий, Каменев и Бухарин также высказались против мумификации. После смерти Ленина никто из них не заявил публично о несогласии с намерением набальзамировать тело вождя. Однако Бухарин нашел возможность осудить подобное обращение с останками Ленина.
Поначалу многие в партийном руководстве считали эту идею не просто утопической с точки зрения науки, но и контрреволюционной.
Например, Троцкий, Бухарин и Ворошилов полагали, что длительное сохранение и публичный показ тела Ленина превращает его в подобие религиозных мощей и напрямую противоречит материалистическим принципам марксизма. Бонч-Бруевич соглашался, что «важно не тело, а мемориал»: Ленина следует захоронить в мавзолее, выполняющем эту задачу. Но другие члены руководства страны — например, Леонид Красин — утверждали, что если удастся сохранить тело еще на какой-то период, пусть даже не насовсем, в этом есть смысл. По крайней мере, это позволит трудящимся всего мира принять участие в длительном прощании с вождем мирового пролетариата. Решающим в судьбе Ленина стало заседание комиссии по организации похорон 5 марта 1924 года. После очередного длительного обсуждения возможных вариантов с учеными-медиками, большинство которых высказались скептически о возможности длительного сохранения, члены партийного руководства попросили их покинуть зал. Мнения участников обсуждения разошлись, и в тот день ничего не решили. Точнее, решение было половинчатым: попробуем сохранить, но без уверенности, что это возможно и нужно, и без обещаний, что это навечно. В конце марта было решено попробовать экспериментальный метод бальзамирования тела, предложенный профессором Владимиром Воробьевым из Харькова и биологом-биохимиком Борисом Збарским.
Процедура не имела аналогов, и в ее успехе ни Воробьев, ни Збарский не были уверены. Они проработали четыре месяца в специальной лаборатории, созданной прямо внутри временного мавзолея. Многие процедуры им приходилось придумывать и корректировать на ходу. Ленин жив К концу июля 1924 года они доложили партийному руководству об окончании работ. Если тело будет обрабатываться и бальзамироваться согласно их методу, заявили они, высока вероятность того, что оно сохранится на довольно длительный срок. Когда члены комиссии спросили, на какой именно срок следует рассчитывать, Воробьев сказал: «На этот вопрос я позволю себе не отвечать». Мы придавали и придаем величайшее значение сохранению облика этого замечательного вождя для подрастающего поколения и будущих поколений». Похороны Сталина, 1953 год. То, как руководители партии и приближенные ученые говорили о нем, когда стало известно, что некоторое время оно разлагаться не будет, напоминает то, как партийное руководство относилось к Ленину в последние месяцы его жизни.
Тогда еще живой вождь был исключен из политической жизни и спрятан в подмосковных Горках, а в публичном языке партийной прессы и речей появился другой, канонизированный Ленин. В дискуссиях комиссии по организации похорон мы сталкиваемся с подобным двояким отношением, когда обсуждались планы погребения вождя и одновременно — планы сохранения его непогребенным, закрытого склепа и публичного показа. Эта двоякость отразилась и в том, что на протяжении месяцев споры и обсуждения тела Ленина велись одновременно в двух различных комиссиях. Первая называлась комиссией по организации похорон, а вторая — комиссией по сохранению тела. Многие партийные руководители принимали участие в работе обеих. Восприятие Ленина в среде партийного руководства было странным: будто бы в мавзолее лежали два тела — обычный, постепенно разлагающийся труп человека, и телесное воплощение чего-то большего, грандиозного, отличающегося от Ленина и превосходящего его. Хотя на момент бальзамирования эти два тела еще состояли из одной и той же биологической материи, такое положение дел, как мы уже знаем, долго не продлилось. Двоякое отношение к телу Ленина в среде партийного руководства воспроизводилось и в последующие годы. Великий легитиматор В советское время возникла политическая модель, связывающая принцип воспроизводства суверенной власти с принципом удвоения тела вождя.
Она возникла неожиданно и незапланированно — просто совпало несколько условий: долгий период болезни, когда Ленина одновременно изолировали от политической жизни и канонизировали в образе ленинизма. Из-за холодов той зимы тело не подверглось разложению, что дало возможность обсуждать его судьбу. Важно учитывать и особенности социально-культурной организации ленинской партии нового типа — уникального политического института. Ленин в мавзолее. В отличие от суверенной монархии, ни один лидер партии и государства после Ленина не мог занять его место, находящееся за пределами политического пространства. Истина в этой системе была выражена на языке ленинизма. Любой руководитель СССР, включая Сталина, был обязан апеллировать к ленинизму для легитимации своей власти и не мог поставить эту доктрину под вопрос или заменить другой истиной.
История сохранения тела Ленина. Главный секрет бальзамирования профессора Воробьева
Как наука поддерживает тело Ленина в сохранности - Телеканал "Наука" | Последний вообще заметил, что затея с бальзамированием – это самое настоящее «поповство», которое сам Ленин категорически бы отверг. |
Мумия Ленина: уход за телом. Обслуживание мавзолея Ленина | Благодаря низкой температуре и качественному временному бальзамированию, признаки разложения на теле Ленина стали появляться только в марте — уши, нос, веки и рот изменили. |
Бальзамирование тела Ленина | Бальзамирование останков началось в конце марта 1924 года. |
Как мумию Ильича вынесли из Мавзолея
Параллельно с бальзамированием на Красной площади начали возводить деревянный мавзолей по проекту архитектора Алексея Щусева. Патологоанатом Алексей Абрикосов руководил вскрытием и провел временное бальзамирование тела вождя — до похорон. 26 марта, спустя уже два месяца после смерти Ленина, начались работы по бальзамированию. После чего была осуществлена проверка еженедельником “Власть, благодаря которой пришли к выводу, что в результате вскрытия и бальзамирования тела от В.И. Ленина осталось 23%. «Отношение к Ленину, как к революционному вождю, было подменено отношением к нему, как к главе церковной иерархии. После смерти Владимира Ульянова-Ленина впервые в истории Российской империи и СССР была проведена процедура бальзамирования тела с сохранением его объемов, форм и.